Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование»




Скачать 113.42 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование»
Дата27.01.2013
Размер113.42 Kb.
ТипПрограмма


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования


«Российский государственный педагогический

университет им. А.И. Герцена»


Факультет безопасности жизнедеятельности


ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

В МАГИСТРАТУРУ


По направлению «050100.68 Педагогическое образование»


Магистерские программы

«Безопасность жизнедеятельности в информационной среде», «Образование в области безопасности

жизнедеятельности », «Управление организацией безопасности образовательного учреждения», «Профилактика социальных отклонений (превентология)», «Экологическая безопасность».


Степень (квалификация) «магистр педагогического образования»


Санкт-Петербург

2011 г.

Программа вступительных испытаний в магистратуру

по направлению «Педагогическое образование»


программы «Безопасность жизнедеятельности в информационной среде», «Образование в области безопасности жизнедеятельности », «Управление организацией безопасности образовательного учреждения», «Профилактика социальных отклонений (превентология)», «Экологическая безопасность»


1.Цель и задачи вступительного испытания


Цель:

Выявление степени готовности абитуриентов к освоению магистерской программы в области безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

- выявить уровень базовых компетентностей в области безопасности жизнедеятельности путем оценки обобщенных знаний о безопасности человека в условиях чрезвычайных ситуаций, включая теорию и практику защиты и обеспечения безопасности человека, общества, государства, природы от опасных и вредных факторов различного характера, а также влияния опасных факторов на здоровье.

2.Основные требования к уровню подготовки абитуриентов



Абитуриент должен знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

- возникающие в повседневной жизни опасные ситуации природного, техногенного, экологического и социального характера и правила поведения в них;

  • методы и приемы защиты, позволяющие минимизировать возможный ущерб личности и обществу в возможных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- способы оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- правила оказания первой медицинской помощи;

- компоненты здорового образа жизни.


Абитуриент должен иметь понимание:


- о неразрывном единстве профессиональной деятельности и отдыха человека с требованиями безопасности;

- об организации Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РГЧС);

- об основных положениях, задачах и структуре Гражданской обороны;

- об основных факторах, негативно влияющих на здоровье;

- о методах и приемах сохранения и укрепления здоровья;

- о негативном антропогенном влиянии на безопасность окружающей среды и состояние здоровья населения.


Абитуриент должен владеть навыками:


- безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, экологического и социального характера;

- безопасного поведения в условиях автономного выживания;

- выполнения мероприятий гражданской обороны (использования средств индивидуальной и коллективной защиты);

- ведения здорового образа жизни;

- сохранения и укрепления здоровья.


3. Форма вступительного испытания и его процедура


Вступительное испытание проводится в письменной форме по билетам с вопросами, предполагающими подготовку развернутых ответов, которые позволяют определить не только качество усвоения знаний и умений по безопасности жизнедеятельности, но и выявить степень развития профессиональной мотивации к освоению магистерской программы.

На подготовку ответов по экзаменационным вопросам отводится 90 минут. По результатам вступительного испытания выставляется оценка по 100-балльной шкале. Объявление итогов экзамена происходит в соответствии с графиком оглашения результатов вступительных испытаний в магистратуру.

При проведении вступительного испытания применяются следующие контролирующие средства:

вопросы, нацеленные на выявление теоретических знаний абитуриентов;

задания, ориентированные на определение степени сформированности умений применять знания для принятия решения в чрезвычайной ситуации;

вопросы и задания проблемного характера, творческие задания.


4. Содержание программы


РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты безопасности жизнедеятельности


Тема № 1. Общие понятия о безопасности

Понятие безопасности. Понятие о национальной безопасности, безопасности страны, общества, государства, личности.

Тема № 2. Безопасность и теория риска

Вероятностная оценка события опасного типа. Риск. Виды риска. Дестабилизирующие факторы современности, причины их возникновения, характеристика, превентивные меры. Источники опасности, причины их возникновения.

Тема № 3. Психологические аспекты безопасности человека в чрезвычайных ситуациях

Психологический аспект поведения человека в условиях чрезвычайных ситуациях экологического, природного и техногенного происхождения.

Личность безопасного типа поведения. Социальная и психологическая характеристика личности безопасного типа поведения.


РАЗДЕЛ 2. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях


Тема № 4. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них

Опасные чрезвычайные ситуации в природе. Их классификация и характеристика, закономерности проявления.

Опасные природные явления: землетрясение, наводнение, ураган, лесной пожар, гроза, сильный ветер, лавина снежная, обвалы, оползни. Способы и средства коллективной и индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного происхождения. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

Тема № 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения, их характеристика. Чрезвычайные ситуации на системах жизнеобеспечения. Чрезвычайные ситуации, связанные с внезапным обрушением сооружений. Чрезвычайные ситуации на транспорте. Пожары и взрывы. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Предупреждение чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения, ликвидация последствий.

Тема № 6. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них

Опасные и чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. Их классификация и характеристика. Чрезвычайные ситуации криминогенного характера. Зоны повышенной криминогенной опасности в городе. Правила поведения в криминогенной ситуации, ее прогнозирование, принятие решения.

Тема № 7. Чрезвычайные ситуации экологического характера и защита от них

Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности. Экологически опасные факторы (физические, химические, биологические). Антропогенные воздействия на состояние окружающей среды. Глобальные экологические проблемы современности.

РАЗДЕЛ 3. Основы гражданской обороны


Тема № 8. Гражданская оборона, основные понятия и задачи Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению населения от опасностей. Организация управления гражданской обороной.

Эвакуация населения. Организация и проведение эвакуации. Обязанности и правила поведения населения при эвакуации.

Виды и применение средств индивидуальной защиты в ЧС. Назначение и порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в ЧС.

Средства коллективной защиты.


Тема № 9. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях: структура, организация, цели, задачи, деятельность, ее формы. Федеральная и региональная программы обеспечения безопасности жизнедеятельности.


РАЗДЕЛ 4. Здоровье и здоровый образ жизни

Тема № 10. Здоровье как составляющая безопасности

Понятие о здоровье. Характеристика и критерии здоровья. Показатели здоровья. Факторы, влияющие на состояние здоровья. Демографические проблемы и состояние здоровья населения.

Тема № 11. Основы здорового образа жизни

Понятие здоровый образ жизни. Компоненты здорового образа жизни, их характеристика. Индивидуальный стиль жизни и здоровье. Аддиктивное (зависимое) поведение и сохранение здоровья. Задачи школы в профилактике аддиктивного поведения учащихся.

5.Критерии оценки

Ответы абитуриентов оцениваются по 100-балльной шкале. В экзаменационную работу включено два вопроса (задания), ответ на каждый из них оценивается максимально 50 баллами.

Основными критериями оценки ответа на каждый вопрос (задание) являются:


Критерии


Баллы

1. Полнота ответа (количество элементов знаний)




сформированность теоретических знаний по безопасности жизнедеятельности (знание теорий, законов и закономерностей)


10

2. Системность усвоенных знаний и умений

8

3. Осознанность знаний и умений

8

4. Гибкость знаний (применение знаний в решении новых учебных задач)

8

5. Аргументированность ответов

8

6.Сформированность мотивации абитуриентов к профессиональной деятельности в области безопасности жизнедеятельности

8

Итого

50

6. Примерный перечень вопросов и типов заданий для подготовки к вступительному испытанию


  1. Взаимосвязь понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни». Показатели здоровья индивидуума. Демографические показатели и здоровье.

  2. Здоровье и безопасность жизнедеятельности. Факторы, влияющие на здоровье. Характеристика основных компонентов здорового образа жизни: режим дня, двигательная активность, питание, закаливание, отсутствие привычек зависимого поведения (алкоголизм, курение, наркотизм), гигиена умственного труда и др.

  3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС, режим функционирования.

  4. Понятия «опасность», «безопасность», «риск». Концепция приемлемого риска.

  5. Понятие о поражающих факторах чрезвычайных ситуаций. Их классификация и характеристика.

  6. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения.

  7. Землетрясения. Причины, характеристика и прогнозирование землетрясений. Защита от землетрясений.

  8. Наводнения. Типы наводнений. Защита от наводнений. Действия населения при угрозе наводнений.

  9. Обвалы, оползни, просадки. Действия населения при просадках в условиях города.

  10. Лесные и торфяные пожары. Виды лесных пожаров и их последствия. Тушение лесных пожаров. Борьба с торфяными пожарами.

  11. Бури, ураганы. Меры по обеспечению безопасности при угрозе бурь, ураганов. Действия населения при угрозе и во время бурь, ураганов.

  12. Транспортные аварии и катастрофы. Аварии на городском транспорте. Аварии и катастрофы на железнодорожном, авиационном и водном транспорте. Правила безопасного поведения

  13. Пожары и взрывы. Классификация и краткая характеристика пожаров и взрывов как причин ЧС.

  14. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ. Классификация аварийно химически опасных веществ.

  15. Радиоактивность, естественные источники радиоактивности на Земле. АЭС и урановые рудники как источники радиоактивного загрязнения.

  16. Аварии на радиационно-опасных объектах. Чернобыльская катастрофа и ее последствия.

  17. Глобальные экологические проблемы современности (потепление, парниковый эффект, кислотные осадки и т. д.). Критерии оценки качества окружающей среды.

  18. ЧС криминального характера и защита от них. Правила поведения в случаях посягательств на жизнь и здоровье.

  19. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе. Причины терроризма. Международный терроризм.

  20. Гражданская оборона, основные задачи, структура. Средства коллективной защиты в ЧС.

7. Рекомендуемая литература

Основная литература


1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э.А.Арустамова. – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2001.

2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А.Михайлов, В.П.Соломин и др. – СПб.: Питер, 2005.

3. Основы валеологии: Учебное пособие / В.П. Соломин, Л.П. Макарова, Л.А. Попова и др. – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.


Нормативно-правовые документы

1.О гражданской обороне: Федеральный закон от 12 февраля 1998 г.

2.О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Федеральный закон от 21 декабря 1994 г.

3.Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 г.

4.О безопасности: Закон РФ от 24 декабря 1993 г.

5.Об образовании: Закон РФ от 12 июня 1995 г.

6.О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. № 1113.

7.О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций: Постановление: Правительства РФ от 24 июля 1995 г. № 738.

8.Об организации подготовки учащихся по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности” в общеобразовательных учреждениях: Совместный приказ Минобразования РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 марта 1993 г. № 66/85.


Дополнительная литература

  1. Ильичев А.А. Популярная энциклопедия выживания. Изд. 2-е, исп., доп. и перераб. – М.: Эксмо-Пресс, 2000.

  2. Квасова А.Г. Психология безопасности. – СПб., 1999.

  3. Миэрин Л.А. Основы рискологии: Учебное пособие. – СПб., 1999.

  4. Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Михеева П.Г., Щеголев И.А., Соломин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие для учителя начальной школы. СПб.: Специальная литература, 1998.

  5. Пономарева И.Н. Экология. – М.: Просвещение, 2004.

  6. Пуховский Н.Н. Психологические последствия ЧС. – М., 1999.

  7. Соломин В.П., Варшамов Ю.Л, Михайлов Л.А.,Сопко Г.И., Старостенко А.В., Новиков И.В., Попов А.В. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях мирного времени: Учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1999.

  8. Основы здорового образа жизни петербургского студента: Учебное пособие – под ред. В.П. Соломина – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

8. Примеры экзаменационных заданий

Пример 1.


Вопрос 1.

    Докажите, что безопасность жизнедеятельности является областью интеграции естественнонаучных знаний. Охарактеризуйте взаимосвязь безопасности жизнедеятельности с другими науками и научными областями. Раскройте задачи и структуру безопасности жизнедеятельности.

Вопрос 2.

    Определите характер опасности и последствий лесных пожаров. Дайте характеристику верховых и низовых пожаров. Назовите способы тушения лесных пожаров. В чем вы видите негативные экологические последствия лесных пожаров?


Пример 2.

Вопрос 1.

    Покажите взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. Охарактеризуйте факторы, негативно влияющие на состояние здоровья. Докажите (на примере питания), что соблюдение здорового образа жизни помогает сохранить здоровье.

    Вопрос 2.

    Раскройте функции и структуру РСЧС. Дайте сравнительную характеристику режимам «повышенной готовности» и «чрезвычайной ситуации».



Автор-составитель программы

кандидат педагогических наук, доцент Киселева Э. М.




Похожие:

Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению 050100. 68 Педагогическое образование магистерская программа «Образование в области физической культуры»
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 050100. 68 Педагогическое образование магистерская программа
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование»
...
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование»
...
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование»
...
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050100 «Педагогическое образование»
«Педагогическое образование» составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа «Математическое образование»
Вступительные экзамены по математике в магистратуру по направлению 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа...
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа «Математическое образование»
Вступительные экзамены по математике в магистратуру по направлению 050100. 68 Педагогическое образование, магистерская программа...
Программа вступительного испытания в магистратуру по направлению «050100. 68 Педагогическое образование» iconПрограмма вступительного собеседования в магистратуру по направлению 050100. 68 «Педагогическое образование»
Программа предназначена для подготовки к вступительному собеседованию в магистратуру по программе «Подготовка преподавателя физики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница