Рабочая программа элективного курса мбоу «Лицей №2 г. Мамадыш»




Скачать 99.09 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса мбоу «Лицей №2 г. Мамадыш»
Дата26.01.2013
Размер99.09 Kb.
ТипРабочая программа
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»

Руководитель МО Зам. директора по УР Директор лицея

________ / Шакирова Л.Ф./ _______ / Маякова Е. Е/ _____ С.М.Гимранов

Протокол №_______ от 28 августа 2011 г. Приказ № _________

«26» августа 2011 г. от «___» сентября 2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш»

Шакировой Лилии Фанилевны

учителя математики и физики

по физике в 9 А классе

«Практикум по решению теоретических

и экспериментальных задач»


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол №1 от «28» августа 2011г.


2011 – 2012 учебный год


Учебно-тематическое планирование

элективного курса по физике


«Практикум по решению теоретических

и экспериментальных задач»


Класс 9А,

Учитель Шакирова Лилия Фанилевна

Количество часов

Всего 17 ; в неделю 1 час

Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и является авторской разработкой.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА НА 2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД:


Лицейская

Учителя

Формирование образовательной среды для учащихся на основе современного высокого уровня качества знаний и лучших образцов общечеловеческой культуры, способствующих их социальной адаптации, дальнейшему личностному развитию и обогащению духовно-нравственного облика лицеиста.


Деятельностный подход, как важнейшие условие социализации личности школьников.



Пояснительная записка.

Важнейшей проблемой в обучении физике является развитие самостоятельности учащихся при решении задач, т. к. умение решать задачи является одним из основных показателей не только глубины усвоения учебного материала по физике, но и уровня развития мышления учащихся.

             Психологические исследования проблемы обучения решению задач показывают, что основные причины несформированности у уч-ся этих умений и способностей являются следствием, с одной стороны, недостаточного развития мыслительной сферы ребенка, что выражается в неумении анализировать содержание задачи, происходящие процессы и основные закономерности изучаемых явлений на качественном уровне и несформированностью приемов общеучебной деятельности учащихся с другой.

             При обучении физике по базовым программам сказывается постоянная нехватка времени для организации деятельности уч-ся по решению нестандартных задач, требующих творческого подхода, активизации мыслительной деятельности, самостоятельности мышления ребенка и овладения ими общими методами и подходами к решению задач различных типов. Актуальность данного курса обусловлена введением предпрофильного обучения в основной школе и востребованностью умений и навыков решения задач.

 Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся: через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.

         Элективный курс по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов посвящён одним из самых важных вопросов школьного курса:

     • решению теоретических и экспериментальных задач;

     • выполнению работ физического практикума.

         Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности.

         Основная цель курса – повысить физическую  культуру учащихся в рамках школьной программы, перейти от репродуктивного усвоения материала ( простого усвоения материала  ) к творческому. Развить у учащихся самостоятельность в обращении с измерительными приборами, научить разбираться в границах применения приборов в разных условиях, самостоятельно собирать установки и проводить эксперименты с ними, применять полученные знания на практике. Познакомить учащихся с некоторыми простейшими методами исследований и измерений, которыми пользуются в современной технике.

Задачи курса:                                                        

- создание условий для формирования основных мыслительных операций уч-ся, развитие продуктивного творческого мышления;

-формирование общих приемов и способов интеллектуальной и практической деятельности при решении задач;

- создание условий для развития самостоятельности мышления, способности к самореализации;           

- развитие физического мышления, научного мировоззрения школьников;                                                    

- формирование познавательного интереса к предмету.

 Предлагаемый элективный курс предназначен для уч-ся 9-х классов.


Формы обучения:

  • Лекции;

  • Лабораторные работы;

  • Уроки-проекты;

  • Работа в группа;.

  • Зачетная система.

Методы обучения:

  1. Метод исследования;

  2. Метод обучения в сотрудничестве;

  3. Метод проектов;



Ожидаемыми результатами элективных курсов являются:

  • получение представлений о решении различных физических экспериментальных задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта, самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации;

  • сознательное самоопределение ученика относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности;

  • приобретение опыта поиска информации по заданной теме, навыков проведения опытов с использованием простых физических приборов и анализа полученных результатов.



 

Содержание программы

 

 



                          Содержание программы

Количество часов

1

Введение. Цели и задачи курса. Физическая задача. Классификация задач. Общие рекомендации по решению задач. Значение задач в обучении и жизни уч-ся. Математические основы курса.

1

2

Методы изучения природы. Измерения. Погрешности прямого измерения физической величины. Единицы измерения. С.И. Приемы преобразования единиц измерения.

Решение экспериментальных задач по теме: «Измерения». Методы и приемы решения экспериментальных задач. (Постановка проблемы; формулирование гипотезы; анализ; измерения; вычисления; анализ результата.) Алгоритм решения экспериментальных задач.

1

3

Механические явления.

Относительность движения.

Кинематика. Характеристики движения Средняя скорость. ( Этапы решения количественных задач. Сравнение аналитико-синтетического и графического методов решения задач. Общий алгоритм решения задач. Решение задач в общем виде.

Плотность вещества. Практикум по решению задач  Этапы и приемы решения качественных задач. Выработка алгоритма решения качественных задач.

Давление. Практикум по решению задач: « Давление твердых тел. Давление жидкостей и газов. Гидростатический парадокс. Атмосферное давление».

Силы в природе. Динамика. Практикум по решению задач на различные виды сил. Составление обобщенных таблиц и алгоритма решения задач по теме: «Динамика. Силы в природе» как опоры для поиска пути решения задачи.

Архимедова сила. Плавание тел. Исследовательские задачи. Выработка предписания проведения исследований.

Законы сохранения в механических процессах.  Работа. Мощность.      К. П. Д. Практикум по решению задач на закон сохранения импульса и закон сохранения механической энергии. Сравнение энергетического подхода к решению задач и динамического. Общий алгоритм решения задач по теме. Составление и конструирование задач и рабочих алгоритмов.

Статика. Практикум по решению задач.

11

4

Тепловые явления. Практикум по решению задач на закон сохранения энергии в тепловых и механических процессах. Уравнение теплового баланса. Графическое представление процессов. Составление и конструирование задач, алгоритмов решения.

2

5

Электрические явления. Практикум по решению задач на законы постоянного тока. Закон Ома для участка цепи. Метод эквивалентных схем расчета электрических цепей. Закон сохранения энергии и работа тока.

2

 

            

Календарно-тематическое планирование

 

элективного курса « Решение теоретических задач по физике»

 



Тема урока

дата

1

Введение. Физическая задача.

 

2

Измерения. Погрешности измерений. Решение экспериментальных задач.

 

3

Относительность движения

 

4

Кинематика. Характеристики движения. Средняя скорость. Практикум по решению задач.

 

5

Решение качественных задач по теме: «Плотность вещества»

 

6

Практикум по решению задач по теме «Давление».

 

7

Решение количественных  задач по теме «Динамика. Движение под действием нескольких сил» (Наклонная плоскость).

 

8

Практикум по решению задач на движение связанных тел.

 

9

Решение задач по теме: «Архимедова сила. Плавание тел» Исследовательские задачи.

 

10

Решение задач по теме: «Элементы статики».

 

11

Практикум по решению задач на закон сохранения импульса.

 

12

Практикум по решению задач на закон сохранения механической энергии.

 

13

Практикум по решению задач по теме «К.П.Д. Работа различных сил».

 

14

Графическое представление тепловых процессов. Решение задач на уравнение теплового баланса.

 

15

Практикум по решению задач на закон сохранения энергии в тепловых и механических процессах.

 

16

Практикум по решению задач по теме: « Постоянный ток. Расчет электрических цепей».

 

17

Практикум по решению задач на закон сохранения энергии и работа электрического тока.

 

 


Список литературы рекомендованный для учителя

  1. И.С. Сергеев “Как организовать проектную деятельность учащихся”, М.:АРКТИ 2003г.

  2. Кирик Л.А. Физика – 9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: Илекса, 2005.

  3. Домашний эксперимент по физике. 7-11 классы.  Ковтунович М.Г. (2007, 207с.) (Библиотека учителя физики)

  4. Нестандартные задачи по физике. Для классов естественно-научного профиля. Семке А.И. (2007, 320с.)

  5. Эксперимент в физике. Физический практикум.   Шутов В.И., Сухов В.Г., Подлесный Д.В. (2005, 184с.)

Список литературы рекомендованный для обучающихся

  1. Н.М. Шахмаев, С.Н. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев физика: учебник для 9 кл. ср. шк. – М., -Просвещение 1994.

  2. Физика. 9 класс: дидактические материалы /А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005.

  3. Рымкевич А.П. Физика.Задачник. 10 – 11 классы.: Пособие для общеобразовательных учеб. Заведений. – М.: Дрофа, 2009.

  4. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб.заведений. – М.: Дрофа, 2009.

  5. Буров В.А., Дик Ю.И., Практикум по физике в средней школе: Пособие для

учителя. - М.: Просвещение, 1987

  1. Кабардин О.Ф., Орлов В.А., Пономарева А.В., Факультативный курс физики:

Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1977.

  1. Практикум по физике в средней школе. Дидакт. материал. Под редакцией

А.А.Покровского. - М.: Просвещение, 1977.

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 – 11 классы. /сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2009.

Интернет ресурсы

http://www.alleng.ru/edu/phys1.htm

http://rusedu.ru/subcat_31.html

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=30

Похожие:

Рабочая программа элективного курса мбоу «Лицей №2 г. Мамадыш» iconРабочая программа Элективного курса «Анализ текста» по русскому языку в 9 классе Учителя Караваинского филиала мбоу «Инжавинская сош»
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями всех компонентов образовательного стандарта, указанных в нормативных...
Рабочая программа элективного курса мбоу «Лицей №2 г. Мамадыш» iconРабочая программа элективного курса «Компьютерная графика»
Рабочая программа элективного курса по информатике и икт «Компьютерная графика» составлена на основе авторской программы Л. А. Залоговой,...
Рабочая программа элективного курса мбоу «Лицей №2 г. Мамадыш» iconРабочая программа элективного курса по математике в 9 классе «гиа: курс подготовки к экзамену»
Аръяховой Марины Владимировны, учителя 1 квалификационной категории мбоу «Чувашско – Дрожжановская средняя общеобразовательная школа»...
Рабочая программа элективного курса мбоу «Лицей №2 г. Мамадыш» iconПрограмма элективного курса «Биохимия химия жизни»
Вдовина Т. О., к п н., Заслуженный учитель рф, моу «Физико-технический лицей №1г. Саратова»
Рабочая программа элективного курса мбоу «Лицей №2 г. Мамадыш» iconПрограмма курса по выбору элективного курса для учащихся 9 класса история ХХ века в лицах
Сычева Наталья Александровна; учитель истории высшей квалификационной категории мбоу «Гимназия №1» г. Новосибирска
Рабочая программа элективного курса мбоу «Лицей №2 г. Мамадыш» iconПрограмма элективного курса
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №9 с углублённым изучением отдельных предметов» емр рт
Рабочая программа элективного курса мбоу «Лицей №2 г. Мамадыш» iconПрограмма элективного курса «Экспериментальное приложение к курсу органическая химия»
Вдовина Т. О., к п н., Заслуженный учитель рф, моу «Физико-технический лицей №1г. Саратова»
Рабочая программа элективного курса мбоу «Лицей №2 г. Мамадыш» iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Рабочая программа элективного курса мбоу «Лицей №2 г. Мамадыш» iconРабочая программа элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики»
Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная...
Рабочая программа элективного курса мбоу «Лицей №2 г. Мамадыш» iconРабочая программа элективного курса по химии «На перекрёстках естественнонаучных дисциплин» Афонина Р. Ф., учитель химии
Программа межпредметного элективного курса «На перекрёстках естественнонаучных дисциплин» включает материал двух блоков: для предпрофильного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница