Урок математики в современной школе План. Урок математики. Основные требования к уроку математики. Структура урока математики. Тип и вид урока. Нестандартные уроки математики




НазваниеУрок математики в современной школе План. Урок математики. Основные требования к уроку математики. Структура урока математики. Тип и вид урока. Нестандартные уроки математики
страница1/5
Дата26.01.2013
Размер0.74 Mb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5
А.Е. Захарова, И.И. Зубарева, Московский городской педагогический университет, 2011 г.


Урок математики в современной школе

План.


  1. Урок математики. Основные требования к уроку математики.

  2. Структура урока математики. Тип и вид урока.

  3. Нестандартные уроки математики.

  4. Подготовка к уроку математики: а) планирование уроков на новый учебный год; б) построение системы уроков по определенной теме; в) разработка урока математики.

  5. Основы методики подготовки к уроку математики.

  6. Организация отдельных этапов урока.

  7. Анализ урока математики.

  8. Урок дифференцированного обучения математике.


1. Урок математики. Основные требования к уроку математики

Из курса педагогики известно, что урок это основная форма организации учебной работы в школе. Сущность урока заключается в том, что это логически завершенный, ограниченный определенными временными рамками, целостный фрагмент учебно-воспитательного процесса.

Появился урок на рубеже XVI-XVII вв. и оказался устойчивой и эффективной формой обучения. В процессе развития урок совершенствовался и претерпевал некоторые изменения. Обладая несомненными достоинствами, урок, вместе с тем, не лишен недостатков и противоречий. Если до середины ХХ века урок жестко регламентировался (необходимо было четко соблюдать номенклатуру, последовательность и объем каждого элемента структуры урока определенного типа), то в связи с продолжением поисков совершенствования урока, его видов и элементов, его адаптации к современным требованиям процесса обучения изменились и требования к уроку. В последнее время разработаны теоретические основы различных педагогических технологий и уроков различных типов в рамках этих технологий.

Например, пытаясь избавить урок от противоречия между коллективным способом организации обучения и индивидуальным характером восприятия учащегося, его интеллектуальной деятельности, эмоционального реагирования и т.д., появились уроки дифференцированного обучения. Если на обычном уроке учитель вынужден применять консультации, индивидуальные дифференцированные задания в качестве компенсации для работы с сильными и слабыми учениками, то на уроке дифференцированного обучения учитель уже на этапе планирования урока предусматривает реализацию идеи дифференциации на каждом из этапов урока, проводит ее как через организацию занятия, так и через его содержание.

Кроме этого урок характеризует регулярность прямой связи (от учителя к ученику) и нерегулярностью обратной связи (от ученика к учителю). Учитель вводит новый материал, способ деятельности, дает образец рассуждений и записи, контролирует освоение материала, оценивает продвижение ученика и т.д. Ученик же лишь во время беседы с учителем, при ответе у доски или с места оповещает учителя о своих препятствиях и затруднениях, об уровне обученности. Исключение составляют самостоятельные и контрольные работы учеников, зачеты и экзамены. Ясно, что в этих условиях учителю трудно осуществлять в полной мере управление учебным процессом. Во избежание этого противоречия В.Ф.Шаталов, например, разработал технологию обучения математике, элементы которой: предъявление материала крупными блоками и его представление в виде опорного конспекта, реконструкция опорного конспекта каждым учеником, систематическое выполнение каждым пролонгированного задания, своевременный контроль, его наглядное фиксирование и др. позволяют учителю получить более полную объективную информацию об освоении школьниками учебного материала.

В настоящее время пристальное внимание педагогов обращено и на применение новых средств обучения, в частности, на применение ПК в учебном процессе. Меняется техническая оснащенность школ, разрабатывается новое программное обеспечение, совершенствуются и расширяются возможности его применения, повышается компьютерная грамотность учителей и учащихся. Это позволяет учителям разнообразить формы и методы обучения, шире применять проблемные, исследовательские методы, повышать мотивацию учения, уровень дифференциации обучения и контроля, интерес школьников к математике.

Урок – это динамично развивающаяся система, сохраняющая, вместе с тем, свои характерные особенности. Уроку математики присущи как общие характеристики урока, так и особенности, связанные со спецификой математики как учебного предмета. Так С.Г. Манвелов выделяет следующие признаки урока математики:

1. содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно развивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что обусловлено строгой логикой построения курса математики;

2. в процессе овладения своеобразной системой математических знаний происходит существенное разделение обучающихся по склонностям и способностям, что обусловливает необходимость осуществления на уроках математики дифференциации в обучении;

3. при обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека;

4. школьный курс математики служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин;

5. в процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, поэтому на уроках математики чаще всего теория не изучается в отрыве от практики.


2. Структура урока математики. Тип и вид урока


Каждый урок определяется своими дидактическими элементами, основными из которых являются:

1) актуализация прежних знаний и способов действий;

2) формирование новых понятий и способов действий;

3) применение-формирование умений и навыков (27).

Каждый из элементов этой структуры реализуется в методической подструктуре урока, элементами которой, в свою очередь, являются различные виды деятельности учителя и учащихся. При постоянной дидактической структуре уроков их методическая подструктура может меняться в зависимости от целей обучения, особенностей изучаемого материала, характеристик класса и учителя, условий обучения.

Проводя подготовку к уроку, выполняя его анализ, учитель должен понимать, какую роль этот урок играет в системе уроков по теме, разделу, курсу. Необходимо остановиться на вопросе типологии уроков, принятой в настоящее время. Важно знать тип урока, чтобы определить его основные характеристики, структурные составляющие. Основные современные типологии урока по различным основаниям:

1. Основание типологии: основная дидактическая цель.

Типы уроков:
  1   2   3   4   5

Похожие:

Урок математики в современной школе План. Урок математики. Основные требования к уроку математики. Структура урока математики. Тип и вид урока. Нестандартные уроки математики iconРеферат Н. Бокк «Абстрактные объекты»
Основные направления современной философии математики (по статье L. Horsten Philosophy of mathematics (см перевод) и кн. В. Целищева...
Урок математики в современной школе План. Урок математики. Основные требования к уроку математики. Структура урока математики. Тип и вид урока. Нестандартные уроки математики iconПрограмма курса «история и методология прикладной математики»
Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических...
Урок математики в современной школе План. Урок математики. Основные требования к уроку математики. Структура урока математики. Тип и вид урока. Нестандартные уроки математики iconПлан работы школы на март 2012 года №
Мастер-класс для учителей математики "Технологические ресурсы современного урока математики, обеспечивающие освоение новых образовательных...
Урок математики в современной школе План. Урок математики. Основные требования к уроку математики. Структура урока математики. Тип и вид урока. Нестандартные уроки математики iconУрок математики и информатики «Построение графиков квадратичной функции»
Интегрированный урок математики и информатики «Окружность и круг»
Урок математики в современной школе План. Урок математики. Основные требования к уроку математики. Структура урока математики. Тип и вид урока. Нестандартные уроки математики iconТики» для студентов дневного отделения факультета математики, механики и компьютерных наук, специальность «Математика»
Основные этапы развития математики: взгляды на периодизацию А. Н. Колмогорова и А. Д. Александрова. Формирование первичных математических...
Урок математики в современной школе План. Урок математики. Основные требования к уроку математики. Структура урока математики. Тип и вид урока. Нестандартные уроки математики iconМетодическая разработка урока математики
Район, занимаемая должность: Ленинградская область, город Гатчина, учитель математики и информатики
Урок математики в современной школе План. Урок математики. Основные требования к уроку математики. Структура урока математики. Тип и вид урока. Нестандартные уроки математики iconУроках математики в начальной школе
Заключается в том, чтобы раскрыть на этом уроке межпредметные связи, показать интересные наглядные примеры из истории, информатики,...
Урок математики в современной школе План. Урок математики. Основные требования к уроку математики. Структура урока математики. Тип и вид урока. Нестандартные уроки математики iconПрикладна спрямованість шкільного курсу стереометрії 13. 00. 02 теорія та методика навчання математики
Національний педагогічний університет імені М. П. Драгоманова, завідувач кафедри математики та методики викладання математики
Урок математики в современной школе План. Урок математики. Основные требования к уроку математики. Структура урока математики. Тип и вид урока. Нестандартные уроки математики iconУроки математики; дополнительные занятия
Первая наука человечества. Из прошлого в настоящее математики. Видео курс в 2 частях
Урок математики в современной школе План. Урок математики. Основные требования к уроку математики. Структура урока математики. Тип и вид урока. Нестандартные уроки математики iconУроках математики
Последнее время вопросу совершенствования преподавания математики уделяется большое внимание. Разрабатываются новые, более эффективные...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница