Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию




Скачать 201.56 Kb.
НазваниеИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Дата26.01.2013
Размер201.56 Kb.
ТипДокументы


М

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»

УТВЕРЖДАЮ



Проректор по учебной работе

_______ Т.В. Маркелова


«_____» __________2011 г.


рабочая программа




Наименование дисциплины

Управление данными

По направлению подготовки 230400 - Информационные системы и технологии


По профилю подготовки

Информационные системы и технологии

(указывается наименование профиля в соответствии с ПрООП)


Факультет Информационных технологий и медиасистем


Кафедра Информационные системы


Квалификация (степень) выпускника бакалавр


Москва — 2011


Разработчики:

Зав. кафедрой_______ д.т.н., проф. Марков А.А.________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)


Рецензенты:

Профессор FH Шмалькальден д.т.н., проф. Байер Д.

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)


Зав. кафедрой МГТУ "Станкин" д.т.н., проф. Ковшов Е.Е. ________

(занимаемая должность) (учёная степень и учёное звание) (инициалы, фамилия)


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «___Информационных систем__»



(дата) ____________ 2010 г, протокол № .


Зав. кафедрой __Марков А.А.____/ /


Одобрена Советом факультета _Цифровых систем и технологий________________________________



(дата) ____________ 2010 г, протокол №


Председатель__ Иванова А.Е.____________/



Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б3.Б3

Гуманитарный и социальный

и экономический цикл










Математический и естественнонаучный цикл










Профессиональный цикл


Х










Форма

Обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная


3

5

216

85

51




34




131

Экзамен

Очно-заочная































Заочная



































  1. Цель и задачи изучения дисциплины


Цель преподавания дисциплины - обучение студентов принципам построения информационных систем и практическим навыкам работы, автоматизирующих операции с данными. Курс должен дать базовые знания в области систем управления базами данных.

Задачи преподавания дисциплины:

  • формирование систематизированного представления о концепциях, принципах и моделях, положенных в основу построения банков данных и знаний; роль и место банков данных в информационных системах;

  • получение практической подготовки в области выбора и применения централизованного управления данными для задач автоматизации обработки информации и управления, а также программирования в современных программных и информационных системах.



2. Место дисциплины в структуре ООП


Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б3.Профессиональный цикл. Пункт Б3.Б3 Базовая часть» ФГОС по направлению подготовки ВПО «Информационные системы и технологии».

Данная учебная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами, входящими в модуль Б.2. Математический и естественнонаучный цикл ФГОС по направлению подготовки ВПО «Информационные системы и технологии», а именно: «Информатика», «Основы современных алгоритмов», «Объектно-ориентированное программирование».

Для направления «Информационные системы и технологии» курс «Управление данными» является профессиональной дисциплиной. Курс базируется на самых различных отраслях знаний и научных выводах математики и информатики. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о принципах построения информационных систем и формирование практических навыков работы, автоматизирующих операции с данными. Курс должен дать базовые знания в области систем управления базами данных.

_______________________________________________________________________

(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируя требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)


  1. Требования к результатам освоения дисциплины


Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки «Информационные системы и технологии»:


а) общекультурные (ОК):

  • Готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

  • Способность к письменной, устной и электронной коммуникации на государственном языке и необходимое знание иностранного языка (хороший английский язык) (ОК-11);


б) профессиональные (ПК):

    Проектно-конструкторская деятельность:

  • Способность проводить выбор исходных данных для проектирования (ПК-4);

  • Способность проводить моделирование процессов и систем (ПК-5);

  • Готовность разрабатывать, согласовывать и выпускать все виды проектной документации (ПК–10).

    Проектно-технологическая деятельность:

  • Способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные) (ПК-12);

    Производственно-технологическая деятельность:

  • Способность использовать технологии разработки объектов профессиональной деятельности в полиграфии и издательском бизнесе (ПК-18);

    Организационно-управленческая деятельность:

  • Готовность осуществлять организацию контроля качества входной информации (ПК-22);

    Научно-исследовательская деятельность:

  • Способность проводить сбор, анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования (ПК-23);

  • Способность участвовать в постановке и проведении экспериментальных исследований (ПК-24);

  • Способность обосновывать правильность выбранной модели, сопоставляя результаты экспериментальных данных и полученных решений (ПК-25);

  • Готовность использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований (ПК-26);

  • Способность оформлять полученные рабочие результаты в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК–27).

    Инновационная деятельность:

    Монтажно-наладочная деятельность:






  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

    ____________________________________________________________________________ (указываются в соответствии с ФГОС ВПО)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Иметь представление:

о направлениях и истории развития информационных процессов и систем;

знать:

  • основные задачи теории систем; терминологию теории систем; системный анализ; понятие информационной системы; основные понятия банков данных и знаний;

  • качественные и количественные методы описания информационных систем; предметную область банка данных;

  • роль и место банков данных в информационных системах;

  • основные типы пользователей банков данных; преимущества централизованного управления данными; базу данных как информационную модель предметной области;

  • - возможности проектирования современных систем управления базами данных (СУБД); архитектуру банка данных;

  • инфологическое проектирование базы данных; выбор модели данных;

  • основные типы моделей данных; их типы структур; основные операции и ограничения;

  • информационные модели принятия решений ; представление структур данных в памяти ЭВМ; построение файловых систем;

  • обзор промышленных СУБД;

  • тенденции развития банков данных;

уметь использовать:

современные системы управления базами данных, обслуживающие сервисные программы;

владеть:

навыками работы в различных программных средах;


иметь опыт:

программирования в современных информационных средах.


5. Объем дисциплины и виды учебной работы


Общая трудоемкость дисциплины составляет ___6________ зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

5










Аудиторные занятия (всего)

85

85










В том числе:




-

-

-

-

Лекции

51

51










Практические занятия (ПЗ)
















Семинары (С)
















Лабораторные работы (ЛР)

34

34










Самостоятельная работа (всего)

131

131










В том числе:

-

-

-

-

-

Курсовой проект (работа)
















Расчетно-графические работы

72

72










Реферат
















Другие виды самостоятельной работы

36

36




























Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

Экз










Общая трудоемкость час

зач. ед.

216

216










6

6











6. Содержание дисциплины


6.1. Содержание разделов дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Тема 1. Введение

Цели и задачи дисциплины. Место и роль дисциплины в общей структуре подготовки специалистов, связь с другими дисциплинами. Знакомство с языком программирования Fox Pro. Стандартная панель, обзор меню, создание проекта приложения.

2.

Тема 2. Язык программирования Fox Pro.

Характер процесса разработки ПО. Простейшие операторы языка. Структурные операторы языка. Основные приемы программирования на языке Fox Pro.

3.

Тема 3. Организация баз данных.

Логическая архитектура базы данных. Источники данных в Fox Pro. Базы данных, свободные таблицы, запросы, Типы данных. Объекты базы данных: таблицы, виды, связи, хранимые процедуры. Первичные индексы и соотношения между таблицами, поля данных, триггеры, процедуры баз данных.

4.

Тема 4. Управление базами данных.

Создание баз данных в окне проекта, создание таблицы в конструкторе таблицы, создание таблицы с помощью мастера, режимы просмотра и модификации таблицы. Управление доступом к данным, индексы, виды, буферизация записей и таблиц, команды и функции работы с базой данных.

5.

Тема 5. Основы проектирования систем, среда проектирования.

Окно проектирования базы данных.Окно проектирования формы. Проектирование пользовательского интерфейса, ориентированного на пользователя.

6.

Тема 6. Форма как средство ввода и редактирования данных.

Форма как модель объектной базы данных. Создание формы, действия выполняемые с объектами формы, конструктор форм, размещение объектов на форме. Объектно-реляционная модель базы данных. Реляционная база данных.

7.

Тема 7. Проектирование отчетов.

Проектирование стандартного отчета, связность и увязка классов. Установка среды окружения. Проектирование и размещение полей. Создание отчета в свободной форме.

8.

Тема 8. Выборка данных

Основные понятия языка SQL. Типы команд SQL. Запросы к базам данных: использование логических условий при выборке. Использование операторов для систематизации данных. Построение нетривиальных запросов к базе данных.

(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)


6.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8




1.

Методы и средства проектирования информационных систем и технологий

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х




2.

Интеллектуальные информационные системы и технологии










Х

Х

Х

Х

Х




3.

Инструментальные средства информационных систем

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х




4.

Теория информационных процессов и систем



















Х

Х





6.3. Разделы дисциплин и виды занятий


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Введение

6










16

22

2.

Язык программирования Fox Pro.

7




5




17

29

3.

Организация баз данных.

7




5




17

29

4.

Управление базами данных.

7




5




17

29

5.

Основы проектирования систем, среда проектирования.

6




5




16

27

6.

Форма как средство ввода и редактирования данных.

6




5




16

27

7.

Проектирование отчетов.

6




5




16

27

8.

Выборка данных

6




4




16

26


7. Лабораторный практикум



№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1.

2

Язык программирования Fox Pro

5

2.

3

Организация баз данных

5

3.

4

Управление базами данных

5

4.

5

Среда проектирования

5

5.

6

Форма как средство редактирования БД

5

6.

7

Проектирование отчетов

5

7.

8

Выборка данных

4


8. Практические занятия не предусмотрены


9. Примерная тематика курсовых работ (проектов) не предусмотрена


10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:


а) Основная литература

  1. Гектор Гарсиа-Молина, Джеффри Ульман, Дженнифер Уидом. Системы баз данных. Полный курс. Издательство: Вильямс, 2004 г., 1088 стр.

  2. Ахо А., Хопкрофт Д, Ульман Д .Структуры данных и алгоритмы. – М.: «Вильямс»,2003

  3. Нечаев В.И. Элементы криптографии. Основы теории защиты информации. М.: ВШ, 1999

  4. Валединский В.Д., Пронкин Ю.Н. Вычислительные системы и программирование 1,2 –М.: Изд-во МГУ, 2000.

  5. Дейт К. Введение в системы баз данных. –К.: Диалектика, 1998.

  6. Зубанов Ф.В. Microsoft Windows 2000. Планирование, развертывание, установка. - М.: Издательско-торговый дом “Русская редакция”, 2000. – 600 с.

  7. Скловская С. Red Hat Linux 6. Учебник. – Киев: ДиаСофт, 2000. – 416 с.

  8. Таненбаум Э., Ван-Стеен М. Распределенные системы. Принципы и парадигмы. – СПб.: Питер, 2003


б) Дополнительная

  1. Краковяк С. Основы организации и функционирования ОС ЭВМ. - М.: Мир, 1988. - 480 с.

  2. Бек Л. Введение в системное программирование. - М.: Мир, 1988. - 448 с.

  3. Богумирский Б.С. MS-DOS 6. Новые возможности для пользова­теля. - СПб: "Питер", 1994.


в) Программное обеспечение и Интернет-ресурсы не предусмотрены


г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы не предусмотрены


11. Материально-техническое обеспечение дисциплины:


Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

Возможности доступа в Internet. Компьютерный класс, оснащенный современными компьютерами (IBM PC или МАС) с лицензионным программным обеспечением.

Комплекс технических средств, позволяющих проецировать изображение из программ подготовки презентаций (экран, медиапроектор, Notebook).


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:


(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)


Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании


кафедры « »____________________2010 г.


Заведующий кафедрой __________/ Марков А.А. /

_______________________________________________________


Похожие:

Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Министерства образования и науки Российской Федерации, межвузовским научно-техническим программам, грантам Российского фонда фундаментальных...
Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Министерства образования и науки Российской Федерации, межвузовским научно-техническим программам, грантам Российского фонда фундаментальных...
Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Министерства образования и науки Российской Федерации, межвузовским научно-техническим программам, грантам Российского фонда фундаментальных...
Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Министерства образования и науки Российской Федерации, межвузовским научно-техническим программам, грантам Российского фонда фундаментальных...
Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Васильева Надежда Михайловна ст ст. 29 31, 38, 57, 58 (совместно с Трошкиной)
Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию iconОриентация в городе Задания: Ответьте на вопросы с помощью словаря
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница