Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования




Скачать 182.97 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Дата26.01.2013
Размер182.97 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«Государственный университет - Высшая школа экономики»



Факультет истории


Программа дисциплины


История искусства и литературы. Часть I

для направления / специальности 030600.62 «история» подготовки бакалавра

Авторы:

PhD, доц. Олег Сергеевич Воскобойников

(ovoskoboynikov@hse.ru)

к.и.н., доц. Андрей Юрьевич Виноградов

Одобрена на заседании кафедры политической истории 03 июня 2010 г.


Зав. кафедрой А.Б.Каменский


Рекомендована секцией УМС

Председатель


Утверждена УС факультета истории


Ученый секретарь О.С.Воскобойников


Москва, 2010


1. Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600.62 «история» подготовки бакалавра, изучающих историю искусства и литературы. Часть первая, рассчитанная на первый год обучения, посвящена истории изобразительного искусства (графики, живописи, архитектуры и скульптуры), в то время как вторая часть (второй год обучения) освещает историю литературы. Она разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.62 «история».


2. Целью освоения дисциплины «история искусства» является знакомство с методами исторического изучения искусства зарубежных стран и России, основными направлениями, стилями, художниками и произведениями.


3. В результате освоения истории искусства студент должен:

знать профессиональную терминологию истории и теории изобразительного искусства, хронологические и географические рамки направлений и стилей развития искусства от древности до наших дней;

уметь грамотно анализировать произведения графики, живописи, архитектуры и скульптуры, искать заслуживающую доверия информацию о них в литературе и интернете на русском и иностранных языках;

получить навыки применения искусствоведческих подходов в исторических исследованиях, обработки и публичной демонстрации репродукций произведений искусства на электронных носителях, сочетания изобразительных рядов с текстом при написании научных работ, проведения экскурсий, разработки историко-культурных тематических маршрутов.

Студент осваивает следующие компетенции:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК-4);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ИК-6);

- способность работать с информацией из различных типов и видов источников (ИК-7);

- способность осваивать специальную литературу на нескольких языках (ИК-8)

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-9)

- владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ИК-12);

- способность ориентироваться в культурно-историческом наследии прошлого (СЛК-1);

- готовность и способность общаться с представителями других культур (СЛК-2);

- готовность к восприятию информации, заложенной в языках других культур (СЛК-3);

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-6);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (СЛК-7);

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (СЛК-8)

- способность понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию (ПК-6);

– способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-10);

– способность к разработке и научно-информационному обеспечению историко-культурных и историко-краеведческих аспектов в тематике деятельности организаций и учреждений культуры (ПК-18)


4. История искусства относится к гуманитарному циклу как одна из общепрофессиональных дисциплин. Ее изучение базируется на следующих дисциплинах: иностранный язык, антиковедение, введение в историю человечества, специальные исторические дисциплины, общая и историческая география. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения истории искусства должны быть использованы в дальнейшем при изучении Истории правовых и политических учений, Антиковедения, Философия истории, Европа V-XVII вв., Представления о мире в Древней Руси и т.д.

5. Тематический план









п/п



ТЕМЫ



Всего часов

Аудиторные часы


ЛЕКЦИИ

СЕМИНАРЫ

САМ-АЯ РАБОТА



Классификация и изложение истории искусства по техникам: графика, живопись, скульптура и архитектура. Введение в проблемы графики

16

6




10



Скульптура. Материалы и техники, полихромия. Скульптура в контексте. Вопросы стилистики и тематики

16

6




10



Живопись. Плоскость, глубина и цвет. Материалы и техники. Историческое развитие жанров. Деталь и целое в композиции

18

6

2

10



Архитектура. Проблема «изобразительности» и функциональности архитектуры. Ордерность и проблема «меры». Пространства и массы.

22

8

2

12






























































































































































































































ИТОГО:




144

50

8

86



6. Формы контроля

Тип контроля

Форма контроля

Модуль, неделя

Параметры

Текущий

Конрольная работа

1 модуль 7 неделя

Письменная работа 60 мин.

Текущий

Реферат

2 модуль 5 неделя

15-20 тыс. знаков

Итоговый

Зачет

3 модуль, в конце

Устный тест


6.1 Оценки выставляются в зависимости от качества усвоения материала. Уже в контрольной работе студент должен показать понимание профессиональной лексики и терминологии, уметь грамотно описывать произведения графики и скульптуры, придерживаясь как принятых в искусствознании категорий оценки художественного уровня произведения, так и принципов историзма, согласно которым всякое произведение должно рассматриваться в историко-культурном контексте. Эти требования соотносятся с компетенциями ОНК-4, ИК-6, ИК-7, ИК-12, СЛК-1.

Реферат есть следующий этап на пути постижения истории искусства и ее понятийного аппарата. Студенту предлагается написать сочинение по одной из предлагаемых в пункте 8.1 тем, размером от 15 до 20 тыс. знаков (10-12 страниц), с использованием научной литературы (частично предложенной преподавателем, частично найденной самостоятельно, на русском и, желательно, иностранном языке), ресурсов интернета, в том числе баз данных, доступных с портала ГУ-ВШЭ (jstore, proquаest, Index of Christian Art и т.д.). Конкретные памятники искусства или проблемы истории искусства, изложенные в предшествующих лекциях, раскрываются студентом в реферате с использованием результатов самостоятельной работы с литературой и иными информационными ресурсами. Особенно приветствуется анализ произведений in situ.

Зачет представляет собой тест на знание произведений, техник, авторов, стилей, школ, жанров изобразительного искусства. Чем меньше ошибок в « отгадывании » делает студент, тем выше балл, поднимающийся также в зависимости от качества владения материалом (датировка, локализация, авторство, принадлежность к школе, особенности стиля, иконографии, политических и социальных функций, обстоятельств создания памятника, детали биографии мастера и т.п.). Зачетная оценка по десятибальной шкале учитывает участие в семинарах, а также оценки по к/р и за реферат.


7.

Раздел I: Графика

Лекция 1

Предмет истории искусства. Возможные классификации и принятое в настоящем курсе изложение истории искусства по техникам, от более простых к сложным: графика, скульптура, живопись и архитектура. Введение в проблемы графики. Рисунок и его отношение к другим техникам. Выразительные средства рисунка: контраст темного и светлого, функция линии.


Домашнее задание

Подобрать самостоятельно, на свой вкус, используя сайт theartgallery.hu и другие ресурсы, 25 произведений графики максимально широкого хронологического и жанрового диапазона.


Лекция 2

Рисовальщик от живописец: в чем отличие. Отношение рисунка ко времени (быстрый и долгий рисунок, продуманный и «не продуманный», спонтанный). Рисунок, набросок, эскиз и дидактические практики в изобразительных искусствах. Древнейшие формы рисунка в Египте, Индии, Китае. Материал (бумага, глина, дерево, природный камень) и его значение для историко-художественной трактовки. Инструмент: перо, кисть, штифт, уголь, сангина, серебряный грифель, итальянский карандаш. Сепия и лавис. Серии рисунков, альбомы. Соотношение художественных эпох и техник рисунка. Великие мастера: анализ некоторых произведений (Виллар де Оннекур, Рафаэль, Рембрандт, Тьеполо, Пикассо).


Лекция 3

Художественные проблемы печатной графики как наиболее доступного, тиражируемого искусства. Выпуклая, углубленная, плоская гравюра. Гравюра не дереве (ксилография), от Дюрера до Бердслея и Мунка. Углубленная гравюра на металле, горячая и холодная техники, сухая игла, медзо-тинто («черная манера»), акватинта, офорт (Жак Калло, Пиранези, Гойя). Цвет в гравюре. Литография XIX века: язык масс (Домье, Гаварни). Карикатура: ее истоки и трансформации. Искусство плаката, рождение и поэтика ранней рекламы. Связь графики и иллюстрируемого текста (книжная иллюстрация и СМИ).


Домашнее задание

Распознать типы печатной графики по розданным на лекции изображениям. Попытаться самостоятельно проанализировать эти изображения.


Раздел II Скульптура

Лекция 4 Вопросы терминологии: пластика, скульптура, статуя. Точка зрения и ее значение для понимания скульптуры, пространственный диалог между мастером и зрителем, анализ глазом и наощупь: ощупывание взглядом. Отношение скульптуры к окружающему пространству (интерьер, архитектура, сад, площадь, пленэр). Масштабы скульптуры: большая и малая, мелкая пластика, связь с ювелирным искусством. Свободная скульптура и рельеф.

Домашнее задание

Самостоятельно найти и сделать подборку произведений скульптуры по названным категориям и жанрам.


Лекция 5

Материалы скульптуры и его подчинение художественной воле мастера. Тяготение мастеров и целых эпох к конкретным материалам и выражающиеся в этом тяготении историкокультурные координаты (бронза и мрамор у греков и итальянцев, фарфор, лак и нефрит в Китае, дерево на Руси). Преодоление сопротивляемости материалов как вызов природе (гранит, пирит, некоторые металлы). Глина, воск, другие мягкие материалы и их роль в создании пластических форм. Слоновая кость и глиптика (обработка ценных пород камня: камея, инталия). Этапы и методы работы скульптора. Проблема света, цвета и видимой, но не существующей, «бесцветности» в скульптуре.

Домашнее задание

Выписать и запомнить определения основных техник по материалам, к каждому подобрать иллюстрации.


Лекция 6

Художественные задачи скульптуры и ее функционирование в визуальной культуре. «Однообразие» и тематическая ограниченность скульптуры по сравнению с другими видами искусства. В противовес этому: многообразие пластических мотивов. Мотивы движения рассматриваются на эволюции греческой статуи от архаической фронтальности через классический контрапост к эллинистическому взволнованному динамизму. Параллели в пластике Японии, Индии, Мезоамерики. Статуя и статуарная группа. Проблема тела, пропорций и лица. Обнаженное тело и драпировка, ее художественные функции. Примеры: маски из Африки, Океании и Южной Америки из музея на набережной Бранли (Париж). Римский портрет, возрождение скульптурного портрета на заре Нового времени: готика, Николай Лейденский, Донателло, Лаурана.

Домашнее задание

Подготовиться к письменной контрольной работе по графике и скульптуре, обобщение и повторение пройденного материала, запоминание терминологии, знание которой нужно показать в письменной работе.


Раздел III Живопись

Лекция 7

Введение в историю живописи. Ее отличия от графики. Вопрос об акварели, книжной миниатюре и мозаике. Станковая и монументальная живопись. Материалы, «носители» изображения (стена, доска, скала, холст). Техники: от графики к живописи (акварель, пастель, гуашь). Фреска от Античности до Возрождения. Темпера, энкаустика и искусство иконы. Масляная живопись с XV века.


Лекция 8

Основные понятия анализа живописного произведения и вопросы стиля. Глубина и плоскость. Линейность и живописность: мышление линиями или цветовыми пятнами. Свет и тень. Колорит, красочность, прозрачность. Отношение к цвету и форме у старых и новых мастеров. Движение и состояние. Формирование традиционных жанров и их разрушение в Новейшее время: историческое полотно, портрет, натюрморт, пейзаж.


Лекция 9

Композиция и деталь в живописном произведении. Важность формата (круг, квадрат, прямоугольник). Местонахождение произведения и его история (музей, храм, опочивальня), его место в серии или единичность (внутри одного заказа, цикл фресок или мозаик). Нужно ли рассматривать произведение сблизи, если оно на это не рассчитано? Значение реставраций с многослойным техническим анализом. Соотношение реконструированного авторского замысла и реально существующего результата. Поучительность детали.

Домашнее задание

Выделить детали в десяти картинах, репродукции которых розданы на лекции, описать, проанализировать в форме конспекта.


Раздел IV Архитектура

Лекция 10

Место архитектуры в общей системе искусств. Изобразительность и не-изобразительность архитектуры. Архитектура и строительство вне и против искусства. Строение как «всеобъемлющее произведение искусства» (Gesamtkunstwerk), подчиняющее себе другие искусства. Сложности изучения и исторической трактовки архитектуры. Многомерность постойки, ее восприятие глазом, слухом, осязанием, телом. Искусство, разворачивающееся в пространстве, но и во времени. Музыкальность и поэтичность архитектуры. Историко-культурное значение непостроенной, но спроектированной архитектуры.


Лекция 11

Конструктивное и художественное в постройке. Тектоника и статика. Жилище для человека и для бога: отношение постройки к окружающей природе и климату. Египетский храм, дворец микенской эпохи и рождение классического храма. Система классических ордеров и метаморфозы классицизма в культуре Европы. Значение колонны в старой архитектуре. Восприятие пространства сверху вниз как основа архитектурного художественного творчества.

Домашнее задание

Найти и зарисовать (или скопировать с помощью кальки) пятнадцать образцов колонны, с обозначением памятников.


Лекция 12

Что главное в архитектурной концепции: пространство или масса, плоскости, линии или объемы? От пирамиды и периптера к Пантеону: возникновение пространственной архитектуры в римской цивилизации. Продолжение развития пространственной архитектуры в христианском Средневековье: особенности храмовых пространств на разных этапах развития церковного зодчества. Роль света. Храм внутри городских стен. Урбанистический ландшафт как крупнейший план историко-художественного анализа (на примере Рима и Парижа). Пространственные композиции крупного плана: улица, площадь, набережная.


Лекция 13

Основные элементы постройки в историческом развитии. Колонна, стена, купол, оконный проем, арка, лестница, свод и потолок, фасад, портал. Распределение пространств и помещений. Проблема монументального и немонументального стиля в архитектуре, основанного на масштабе, соотношении детали и целого в сознании архитекторов и общества. Пропорции: согласование между собой отдельных частей здания в отношении к целому. Золотое сечение.

Домашнее задание

Найти в литературе и интернете, зафиксировать и кратко описать основные элементы постройки, каждый в нескольких примерах из разных эпох. Группами по несколько человек подготовить описание и анализ нескольких памятников мировой архитектуры для коллективного обсуждения на семинаре

Семинарское занятие

Описание и анализ нескольких крупных памятников мировой архитектуры: Парфенон, римский Пантеон, Реймский собор, Триумфальная арка в Париже, здание оперы в Сиднее.


8. Основной и обязательной технологической базой курса истории искусства является наличие качественной профессиональной проекционной техники (видеопроектор и компьютер), затемненной поточной аудитории и крупноформатного экрана. Все лекции сопровождаются показом от двадцати до восьмидесяти изображений на электронных носителях, для полноценного восприятия их студентами и возможности описания памятников необходимы все обозначенные выше условия. Семинар, завершающий цикл лекций (по мировому и русскому искусству соответственно) проходит в виде своего рода соревнования, в котором участвуют команды, получающие коллективно баллы, учитывающиеся преподавателями при вынесении окончательной зачетной оценки в третьем модуле.


9. Темы для контрольной работы:

а) В чем отличие художника от рисовальщика

б) Основные материалы и техники рисунка

в) Основные формы печатной графики

г) Карикатура и плакат

д) Художественные проблемы графики

е) Материалы и техники скульптуры

ж) Формы рельефа

з) Круглая статуя, статуарная группа и особенности их восприятия и анализа

и) Тело и лицо в скульптуре.


Темы для рефератов:

Ордер в архитектуре Западной Европы.

Лицо человека в скульптурном портрете древности (Египет, Греция, Рим).

Храмовое пространство на средневековом Западе.

Храмовое зодчество в Византии.

Композиция и цвет в живописи высокого Возрождения.

Мастера архитектуры ХХ века об архитектуре.

Учения о пропорциях в трактатах художников Возрождения (Альберти, Леонардо и Дюрер)

Письма Рубенса как источник по истории культуры XVII века.

Поэзия и скульптура в творчестве Микеланджело.

Дневники Винсента Ван Гога и его живопись.

История средневекового Рима сквозь призму его памятников.

Загробный мир в искусстве Египта.

Классическая японская ксилография.

Образ человека в поздней готике и раннем Возрождении. Рождение портрета.

Свет и тень в живописи от Караваджо до Рембрандта.


9.2 На зачете всем студентам будет предложено отгадать памятники искусства, демонстрировавшиеся на лекциях.


11.1 Базовые учебники:

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., АСТ, 2000.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., Изобразительное искусство, 1985 и М., Издательство В. Шевчук, 2008.


11.3 Дополнительная литература.

Брунов В.М. Очерки истории архитектуры. 2 тт. М., 2004.

Соколов Г.И. Искусство древней Греции. М., 1982.

Его же. Искусство древнего Рима. М., 1976.

Варбург А. Великое переселение образов. М., 2008.

Арасс Д. Деталь в живописи. М., 2010.

Панофский Э. Этюды по иконологии. М., 2007.

Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб., 2003.

Бельтинг Г. Образ и культ: история образа до эпохи искусства. М., 2002.

Ортега-и-Гассет Х. Статьи об искусстве. М., 1992.

Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., 1975.

Аркин Д.А. Об архитектуре. О скульптуре. М., 1985.

Вентури Л. Художники Нового времени. М., 2009.

Гомбрих Э. История искусства. М., 2004.

Фосийон А. Жизнь форм. М., 1998.

Краутхаймер Р. Три христианские столицы. М., 2002.

Пейзаж. Страницы истории / Сост. К. Г. Богемская. М., 1992.

Пространство картины. М., 1989.


Интернетные ресурсы:

theartgallery.hu (основная открытая качественная база данных по всей истории искусств, особенно живописи и графики)

Princeton University Index of Christian Art самая обширная база данных по истории христианского искусства Античности и Средневековья.


11.4 Справочники и энциклопедии.

Enciclopedia dell’arte antica. Roma, Istituto enciclopedico italiano Treccani, 1994-2006.

Enciclopedia dell’arte medievale. Roma, Istituto enciclopedico italiano Treccani, 1998-2008.


12. Обязательным для курса истории искусства является наличие качественной профессиональной проекционной техники (видеопроектор и компьютер), затемненной поточной аудитории и крупноформатного экрана. Все лекции сопровождаются показом от двадцати до восьмидесяти изображений на электронных носителях, для полноценного восприятия их студентами и возможности описания памятников необходимы все обозначенные выше условия.




Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница