Об использовании электронных источников в учебном процессе Кравцов А. И., Макаева А. А




НазваниеОб использовании электронных источников в учебном процессе Кравцов А. И., Макаева А. А
Дата26.01.2013
Размер69.3 Kb.
ТипДокументы
об использовании электронных источников в учебном процессе

Кравцов А.И., Макаева А.А.


Оренбургский государственный университет, г. Оренбург


В последнее время значительно вырос интерес читателей, особенно молодёжи к электронным изданиям. По данным зарубежных исследователей библиотеки все большее предпочтение отдают электронным изданиям сокращая объём бумажных носителей.

Развитие и внедрение в библиотечные коллекции электронных ресурсов поставило ряд новых серьезных вопросов, над решением которых бьются университеты и библиотеки, многочисленные исследовательские центры, независимые и коммерческие организации. Среди основных проблем в этой области нам видится подмена процесса познания процессом изъятия готовых решений из интернета.

Западная цивилизация уже подспудно готовилась к этому. Чего стоят только многочисленные рекомендации как похудеть, как разбогатеть, как бросить беспокоиться и начать жить и т.п.. Развитие электронных средств информации только обострило эту проблему. По традиции в нашей стране эта тенденция проявила себя в худшей форме. На фоне несовершенных законов и тотального пиратства, вместо добычи знаний обучающимся предлагаются готовые решения – рефераты, курсовые, дипломы. Даже за книгой (учебником) теперь не обязательно идти в библиотеку, а достаточно скачать электронную версию. В последние годы проводятся лихорадочные попытки справиться с ситуацией, это и законодательство об авторском праве, и создание легальной конкуренции пиратскому контенту. Одной из мер по преодолению кризиса, по мнению Минобрнауки и Рособрнадзора явилось внедрение в вузы страны электронных библиотечных систем (ЭБС).

Впервые необходимость создания электронных библиотек в вузах была сформулирована Дмитрием Медведевым в 2008 году. Далее Минобрнауки и Рособрнадзор активно подключились к внедрению в вузах электронных библиотечных систем. Министр Андрей Фурсенко в апреле того же 2008 года издал приказ № 133, обязывающий комплектовать вузовские библиотеки, в том числе „учебно-методической литературой, включенной в электронно-библиотечные системы“. В свою очередь глава Рособрнадзора Любовь Глебова внесла дополнения в приказ № 1938, который утверждает критерии государственной аккредитации вузов, также обязав университеты и академии обеспечивать „образовательный процесс доступом к электронно-библиотечным системам». Один из спорных моментов заключался в невозможности для вуза самостоятельно, не нарушая закон, создать собственную ЭБС. Следовательно, нужно было привлекать стороннюю коммерческую организацию, которая прошла соответствующую государственную аттестацию.

Наличие спроса, простимулированного государством, обозначило на рынке нескольких игроков – практически готовых ЭБС.

1. «Book.ru» (ООО «КноРус»);

2. «Ibooks» (ЗАО «Айбукс»);

3. IQlib (ООО «Интегратор авторского права»);

4. «КнигаФонд» (ООО «Центр цифровой дистрибуции»);

5. «Университетская библиотека онлайн» (ООО «Директ-Медиа»);

6. ООО «БиблиоТех»;

7. ООО «Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа»;

8. ООО «Издательский Дом «ИНФРА-М»;

9. ООО «Издательство «Лань».

В таблице представлены основные сведения о содержании и функционале отдельных ЭБС, предоставивших подтверждающую информацию о своем составе [1].





.

Основные характеристики ЭБС

BOOK.ru

Ibooks

IQ-lib

КнигаФонд

Университетская

1

Количество учебников и учебных пособий для высших учебных заведений Российской Федерации, изданных за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние 5 лет)

1003

859

1540

2616

724


2

Количество научных монографий

302

88

505

637

658

3

Количество журналов из Перечня российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, утвержденного Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ

3

нет

53

53

19

4

Количество учебников и учебных пособий по основным областям знаний (укрупненным группам специальностей и направлений подготовки)

Более 50 изданий но не менее чем 20% УГС ОКСО

Более 50 изданий но не менее чем 20% УГС ОКСО

Более 50 изданий но не менее чем 20% УГС ОКСО

Более 50 изданий но не менее чем 20% УГС ОКСО

Более 50 изданий но не менее чем 20% УГС ОКСО

5

Количество представленных в электронно-библиотечной системе издательств, выпускающих издания, используемые в образовательном процессе в высших учебных заведения Российской Федерации

113

15

106

115

77

6

Общее число изданий, включенных в электронно-библиотечную систему

1919

2153

Более 5000

Более 5000

Более 5000


Проявлена и забота о качестве предоставляемых библиотеками услуг пользователям. В частности технические характеристики электронно-библиотечных систем, описанных выше, предусматривают:

-возможность индивидуального неограниченного доступа к содержимому электронно-библиотечной системы из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет;

-возможность одновременного индивидуального доступа к содержимому электронно-библиотечной системы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования;

-возможность полнотекстового поиска по содержимому электронно-библиотечной системы;

-возможность формирования статистического отчета по пользователям;

-представление изданий с сохранением вида страниц (оригинальной верстки);

-возможность доступа к зарубежным периодическим научным изданиям.

В вузах отнеслись к данной инициативе настороженно, по принципу лучше пока подождать. Но аккредитационные требования не дают времени на раскачку. Многие из вузов уже имеют тестовый или полноценный доступ к ЭБС.

Не претендуя на детальный анализ ситуации можно отметить основные противоречия, которые кажутся нам заслуживающими внимания.

1 Противоречие между потребностями большинства современных студентов (получать готовые решения) и возможностями, предоставляемыми ЭБС – поиск и переработка информации по теме.

2 Противоречие между обилием бесплатного (пиратского) контента в интернете и услугами, предоставляемыми ЭБС которые не стыкуются с некоторыми нормами действующего законодательства, т.к. контент поставляемый в любую точку доступа к сети Интернет сложно уберечь от копирования.

3 Противоречия внутри системы авторского права, которое стимулирует развитие интеллектуальной собственности и одновременно тормозит ее распространение.

4 Противоречие между количеством и качеством. И дело не только в том, что ЭБС, стараясь соответствовать требованиям, агрегируют достаточно новые книги, но и в том, что некоторые отрасли знаний особенно прикладных вообще не имеют новой литературы – это последствие провала случившегося в 90-е годы. Да и иногда старые книги для учебных целей более предпочтительны, чем новые т.к. некоторые фундаментальные понятия в них излагаются более доступно и профессионально.

Пока электронные библиотеки имея отлаженные системы поиска и систематизации данных проигрывают сервисам представляющим нелицензированный доступ к изданиям по количеству и разнообразию предложений. Так на сегодняшний день в наиболее «раскрученной» ЭБС KnigaFund.Ru «Строительство» - 194 книги, в разделе «Сырье. Материалы. Материаловедение» - 80 книг, а в известной наверное многим Библиотеке Ихтика [ihtik.lib.ru] в разделе «Строительство и проектирование» 1990 файлов размером 7,5 GB.

Эти и другие противоречия вполне разрешимы. Положительным является уже то, что проблема обозначена, за последние годы возросла активность библиотек, издателей и потребителей. Период некоторой растерянности заканчивается, становится ясно, что нужно налаживать цепочку взаимодействия автор, издатель, библиотека (обычная, электронная или смешанная) и читатель. Если для бумажных изданий такое взаимодействие уже отлажено, то для электронных это дело будущего.


Список литературы

1 Воропаев, А.Н. Электронная книга и электронно-библиотечные системы России [Текст] [Электронный ресурс]: отраслевой доклад / А.Н. Воропаев, К.Б. Леонтьев - М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010. - 60 с. - URL: http://www.ifap.ru/library/book483.pdf



Похожие:

Об использовании электронных источников в учебном процессе Кравцов А. И., Макаева А. А iconЛитература для дайджеста выявлена посредством анализа документального потока за последние 5 лет и отбора традиционных и электронных источников о создании и использовании краеведческих электронных коллекций в библиотеках России.
Проблемы создания и использования краеведческих электронных коллекций библиотек России
Об использовании электронных источников в учебном процессе Кравцов А. И., Макаева А. А iconМетодика использования электронных изданий во внеклассной работе по химии Содержание
Методика организации и использования образовательных электронных изданий и ресурсов (оэир) в учебном процессе
Об использовании электронных источников в учебном процессе Кравцов А. И., Макаева А. А iconПрограмма курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Современные технологии в образовании. Электронные учебные издания: создание и использование в учебном процессе»
Цель программы: подготовить слушателей к созданию и эффективному использованию электронных учебных изданий в образовательном процессе...
Об использовании электронных источников в учебном процессе Кравцов А. И., Макаева А. А iconИнформационно-методическое обеспечение экологической подготовки в техническом вузе
Реальным воплощением современных информационных технологий в учебном процессе является система развивающих средств обучения, построенная...
Об использовании электронных источников в учебном процессе Кравцов А. И., Макаева А. А iconПрограмма дисциплины дпп. В. 03 Источниковедение всеобщеи истории цели и задачи дисциплины в учебном процессе. Целями дисциплины «Источниковедение всеобщей истории»
Целями дисциплины «Источниковедение всеобщей истории» является знакомство студентов с комплексом наиболее значимых исторических источников...
Об использовании электронных источников в учебном процессе Кравцов А. И., Макаева А. А iconЭлектронные учебно-методические комплексы 35 Вопросы для самопроверки 36
Проблемы разработки электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе высшей школы / Т. И. Ефименко, Ал. А. Рахманин....
Об использовании электронных источников в учебном процессе Кравцов А. И., Макаева А. А iconЭлектронные учебно-методические комплексы 35 Вопросы для самопроверки 36
Проблемы разработки электронных учебно-методических комплексов в учебном процессе высшей школы / Т. И. Ефименко, Ал. А. Рахманин....
Об использовании электронных источников в учебном процессе Кравцов А. И., Макаева А. А iconПолитематические библиотеки
Собрание электронных копий ценных и наиболее спрашиваемых печатных изданий и электронных документов из фондов ргб и других источников....
Об использовании электронных источников в учебном процессе Кравцов А. И., Макаева А. А iconКнига знакомит с особенностями различных свободно распространяемых программ, что поможет образовательным учреждениям принимать необходимые на сегодняшний день самостоятельные решения об использовании программного обеспечения в учебном процессе.
Издательство «бхв-петербург» выпустило новые учебные пособия по информатике для образовательных учреждений
Об использовании электронных источников в учебном процессе Кравцов А. И., Макаева А. А iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования петрозаводский государственный университет
Об организации курсов повышения квалификации преподавателей и сотрудников Петргу в области информационных образовательных технологий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница