Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн»




Скачать 425.74 Kb.
НазваниеОбразовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн»
страница1/4
Дата26.01.2013
Размер425.74 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2   3   4
«Утверждаю»

Директор РГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Порецкий детский дом имени И.Н. Ульянова» Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики ________________________Л.В. Бикина

«____»___________________2010 – 2011 г. г.


Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн»

в рамках эксперимента


Программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов

Срок реализации курса: 4 года по 144 часа


Автор: Шишкина Светлана Ремовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории


Порецкое – 2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

  В условиях коренного изменения технологического образования, дополнительное образование детей  приобретает одну из ведущих ролей  в  школе, особенно - в сельской. С учетом сезонности работ в сельском хозяйстве уменьшается объем и сложность выполнения практических работ на уроках технологии. Объекты труда, на примере которых школьников обучают основам обработки материалов, подбирают исключительно с точки зрения соответствующих операций, лежащих в основе их изготовления, разделам программы.  При этом в большинстве случаев упускается из виду естественное стремление человека к красивому. Учебные объединения дополнительного образования по направлению «Декоративно-прикладное творчество» призваны решать эти проблемы и формировать трудовые навыки у учащихся в непрерывной связи с художественной обработкой материалов и проектной деятельностью.

Художественная деятельность учащихся находит разнообразные выражения при изготовлении изделий народного и декоративно-прикладного искусства.

Программа «Художественная обработка материалов» направлена на формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства и ставит перед собой основные задачи:

- способствовать развитию  художественно-творческих способностей детей, фантазии и зрительно-образного мышления;

 - ознакомить с основами проектной деятельности и показать школьникам место и значение художественного проектирования при создании современных изделий.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса и творческих возможностей школьников во внеурочное время. Все объекты труда подобранны с таким расчетом, чтобы они требовали использование допустимых материалов и инструментов; имели эстетическую значимость; давали представление о традиционных художественных видах обработки различных материалов; посильны детям 10 – 15-летнего возраста. Широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать осознанному выбору профессии.

Художественные изделия могут выполняться как индивидуально, так и коллективно.

Процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок лучших образцов, составления вариантов композиций. Выполнение творческих работ   предваряется подбором материалов по их технологическим свойствам, цвету и фактуре поверхности, выбором художественной отделки изделия. Учащиеся знакомятся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России, экономическими требованиями: рациональным расходованием материалов, утилизацией отходов.

Большое значение  имеет обсуждение художественных выставок, поиск и подбор иллюстраций образцов дизайнерских разработок и организация проектной деятельности. При выполнении творческих проектных работ школьники, кроме освоения технологических приемов, должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным и эстетическим, так и экономическим и экологическим  требованиям. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных дисциплин на разных этапах обучения и изготовлять своими руками красивые и нужные предметы, что повышает интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

  1 год обучения

    Учащиеся должны знать:

 - виды ДПИ народов нашей страны, творчество народных умельцев своей деревни, края, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;

- возможности использования природных материалов для создания композиций;

- роль цвета и принципы формообразования, композиции.

- технологические приемы вышивания счетных швов;

- технологические приемы выполнения цветочных композиций из различных материалов;

- знать основы проектирования изделий.

  Учащиеся должны уметь:

 - подготавливать аппликационный природный материал (пшено) к работе;

- собирать композицию из пшена по схемам для вышивания;

- конструировать объемные рамы из бумаги и паспорту;

- изготавливать цветы и собирать цветочные композиции из различных материалов;

- переводить рисунок счетной вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки к работе, заправлять изделие в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготовить пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;

- составлять композиционные схемы, увеличивать и уменьшать рисунок;

- размещать и использовать выполненные работы в интерьере дома, школы.

- уметь проектировать новые изделия

 

2 год обучения

      Учащиеся должны знать:

 - технологию подготовки природного материала к составлению композиций;

 - способы подготовки соломы к составлению композиции;

- правила и законы композиции применительно к конкретному направлению декоративно-прикладного искусства;

- сочетание цветов;

- общую последовательность выполнения  изделий;

- материалы, применяемые для вышивки, аппликации, сочетание аппликации с вышивкой;

- правила пользования различными инструментами;

- технологические приемы выполнения аппликаций из разных материалов;

- возможности лоскутной практики, основные приемы и материалы в работе;

- историю развития и возможности техники макраме;

- технологию плетения различных узлов и узоров;

- определять длину нити для плетения изделий в технике макраме;

- технологию изготовления мягких игрушек из текстильных материалов;

- возможности использования отходов текстильного производства;

- знать основы проектирования изделий.

  Учащиеся должны уметь:

 - готовить солому и растения, шишки и бересту к аппликационным работам и коллажам;

- составлять художественные коллажи из различных природных материалов.

- выполнять деталировку для предложенного рисунка;

- подбирать цветовую гамму соломки;

- выполнять композиции в технике аппликации из соломы;

- выполнять аппликации из различных материалов и сочетать ее с вышивкой;

- подбирать материалы для плетения макраме;

- пользоваться различными инструментами и приспособлениями;

- выполнять основные узлы и узоры техники макраме;

- использовать конструктивные детали и декоративные элементы в технике макраме;

- раскраивать элементы орнамента в лоскутной пластике и соединять их между собой;

- изготовлять различные игрушки из текстильных материалов;

- использовать отходы текстильного производства  в создании композиций;

 - уметь проектировать новые изделия.

3 год обучения

  Учащиеся должны знать:

 - правила безопасной работы с инструментами, приспособлениями;

- правила безопасной работы при росписи тканей в технике «узелкового»  холодного батика, батика с помощью трафарета, с различными эффектами;

- виды и свойства тканей, основы цветоведения;

- правила подбора крючка для вязания, условные обозначения, технологию вязания;

- основные приемы работы в лоскутной технике «Пэчворк»;

- основные приемы низания бисера, технологии плетения бисером по схемам;

- знать основы проектирования изделий.

     Учащиеся должны уметь:

 - пользоваться инструментами и приспособлениями для художественной росписи тканей;

- выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной отделки изделий под роспись;

- изготавливать изделия в технике узелкового, холодного, набивного батика;

- подбирать гармонические цветовые сочетания в росписи ткани;

- подбирать крючок в соответствии с толщиной и качеством нити, видом узора; выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений;

- вязать простые изделия крючком и спицами;

- нанизывать бисер, плести по схемам;

- уметь проектировать новые изделия.

  4 год обучения

  Учащиеся должны знать:

 - основные выразительные средства цветочной композиции; виды аранжировок и букетов;

- правила размещения цветов в интерьере и способы составления букетов;

- правила безопасности труда при работе с различными инструментами;

- различные способы декоративной обработки кожи.

- способы перевода рисунков на ткань;

- особенности и основные приемы работы над ковровой вышивкой и вышивкой изонить;

- основные материалы и техники вышивки шелковыми лентами;

- основные приемы, швы и узоры вышивки лентами;

- приемы вышивания бисером и блестками;

- знать основы проектирования изделий.

  Учащиеся должны уметь:

 - размещать цветы в интерьере и составлять букеты, панно;

- составлять различные букеты и композиции из засушенных трав и цветов в соответствии с тематикой;

- различные способы декоративной обработки кожи и применять при изготовлении браслетов, заколок, брошей, кулонов и т.д.

- реставрировать кожей текстильные и тканевые изделия.

- организовывать рабочее место при работе над ковровой вышивкой; заправлять пряжу в иглу, выполнять основные приемы ковровой вышивки;

- изготовлять композиции в технике «изонить»

- разрабатывать композиции в соответствии с используемыми швами и узорами ;

- сочетать узоры вышивки лентами с изобразительными эффектами;

- моделировать узоры и применять их в оформлении одежды и др.;

- выполнять приемы вышивания бисером и блестками;

- моделировать узоры бисером и блестками, применять их в аппликациях и вышитых мотивах;

- уметь проектировать новые изделия.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




 

Раздел, тема

Кол.

Час.

 

I год обучения

 Введение

Раздел I. Художественно-прикладное творчество

Заготовка и хранение природного материала

Аппликация из засушенных трав и растений

Аппликация из пшена

 Раздел II.  Художественное конструирование из бумаги

Изготовление объемных рамок и паспарту 

   Раздел III.Художественная обработка ткани и кожи    

Элементы материаловедения

Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток

Декоративная обработка  кожи и драпа

Цветочные композиции

Декоративные элементы и предметы аксессуаров из кожи

 Раздел VI. Чувашская национальная вышивка

История возникновения и развития вышивки

Сюжеты и образы в чувашской вышивке, их символика

Материалы, инструменты и приспособления для вышивания

Способы зарисовки изобразительных мотивов. Перевод рисунка на ткань

Цветоведение. Основы композиции. Формообразование

Техника выполнения швов

Технология выполнения счетных швов (роспись, крест, гладь)

Отделка края вышитого изделия

 Раздел V. Проектирование изделий

Выставка творческих работ

Итого:

  II год обучения

 Введение

Раздел I. Художественно-прикладное творчество

Аппликации из соломы. Подготовка соломы к работе

Основы композиции

Элементы цветоведения

Композиции с растительными мотивами в технике аппликации

Декоративные изделия из шишек и бересты

 Раздел II. Художественная обработка текстильных материалов

Материаловедение

Вышивка крестом

Аппликация и вышивка

Ручное ткачество

Ручная вышивка «Хардангер»

Лоскутная пластика

Мягкая игрушка

Утилизация отходов текстиля

 Раздел III.Проектирование изделий

Выставка творческих работ

  Итого:

 

III год обучения

 Введение

Раздел I. Художественная роспись и выжигание ткани

Элементы материаловедения

Основные материалы и приспособления. Резервирующие составы

Основы цветоведения

Художественная роспись ткани

Узелковый батик

Набивной батик. Роспись ткани с помощью трафарета

Свободная роспись ткани

Гильоширование (выжигание по ткани)

 Раздел II. Художественная обработка текстильных материалов

Вязание крючком

Вязание на спицах

Макраме

Художественная вышивка гладь

Аппликация

Лоскутное шитье

Ришелье

 Раздел III.Проектная работа

Выставка творческих работ

 Итого:

  IVгод обучения

 Введение

Раздел I. Аранжировка цветов

Основы флористики

Аранжировка из живых цветов

Композиции из искусственных цветов и сухоцветов

Коллаж из природных материалов

 Раздел II. Художественная и декоративная обработка кожи

Инструменты и дополнительные материалы

Способы обработки кожи

Декоративная обработка кожи

Ювелирка из кожи. Реставрация текстильных и тканевых изделий

 Раздел III.Художественная обработка текстильных материалов

Вышивка по картону изонить

Вышивание лентами

Ковровая вышивка

 Раздел VI.Художественные изделия из бисера и блесток

Вышивание бисером и блестками

Плетение бисером

 Раздел V. Проектирование изделий

Выставка творческих работ

  Итого:

 

 1

24

2

6

16

 3

 

 22

2

6

6

4

4

 60

2

2

2



4

20

22

6

 30

4

 144ч

 

 1

26

4

4

2

10

6

 85

3

10

10

8

20

16

12

4

 30

4

 144ч

 

 

 1

25

2

2

2

2

2

4

6

5

 84

16

16

16

10

8

8

10

 30

4

 144ч

 

 1

16

4

4

4

4

 23

2

5

10

6

 34

6

12

16

 36

10

26

 30

4

 144ч

 

I ГОД ОБУЧЕНИЯ

  Введение(1ч)

  Основные теоретические сведения

Единство эстетического и функционального начал при формировании предметной среды, окружающей человека. Влияние традиций, образа жизни и благосостояния населения на развитие художественных ремесел. Художественная обработка ткани как составная часть декоративно-прикладного искусства.

Охрана труда. Инструктаж по ТБ.

    

Практические работа

Организация рабочего места.

 Раздел I. Художественно-прикладное творчество (15ч)

 Работа с природными материалами(2ч)

 Основные теоретические сведения

Представление об эстетике народного творчества в работе с природными материалами. Заготовка и применение. Различные способы засушивания природного материала. Хранение сухих растений. Окраска засушенных изделий гуашью и чернилами. Миниатюры и коллаж из природного материала.

Необходимые инструменты (скальпель, ножницы, песок, крупа, коробки, бура). Подбор материалов к работе. Фон, оборудование, клеящие составы.

     Практическая работа

Сбор и подготовка природного материала к работе. Экспериментирование путем сочетания природных материалов с материалами природного происхождения(веревка, грубая льняная ткань, мешковина). Поиск новых сочетаний природных материалов для получения выразительного образа.

     Варианты объектов труда.

Поделки из свежих и сухих материалов по темам: «Гости из леса», «Лесная ярмарка», «Сказочный человечек», «Волшебное превращение – изготовление фигур сказочных животных».

 Аппликация из засушенных трав и растений(6ч)

  Основные теоретические сведения

Приемы стилизации реальных форм. Трансформация природных форм в декоративные. Сочинение декоративного образа на основе переработки натурного материала. Построение композиции из засушенных трав и ее колоритное решение.

     Практические работы

Выполнение композиций в технике аппликации из растений, из целых форм, из частей растения. Композиции из оболочек луковиц гладиолусов, лука, чеснока, аира, апельсиновой кожуры, из тополиного пуха и т.д.

     Варианты объектов труда.

Художественный коллаж из природных материалов по темам: «Волшебное превращение»,

 Аппликация из пшена(16ч)

 

Основные теоретические сведения

Использование пшена в аппликационных работах. Сюжет в аппликации. Перевод рисунка на основу. Подготовка пшена к работе. Цвет, колорит в композиции. Инструменты и приспособления.

Рабочее место. Организация труда.

     Практические работы

Окраска пшена. Подбор рисунка или схемы для аппликации. Подбор пшена по цвету. Заполнение рисунка аппликации из пшена по схемам для вышивания.

     Варианты объектов труда.

Картина, оформление рамки для фотографий.

 Раздел II. Художественное конструирование из бумаги (3ч)

 Изготовление объемных рамок и паспарту(3ч)

 Основные теоретические сведения

Азбука бумагопластики. Материалы, инструменты, применяемые в работе. Технология изготовления объемных рамок. Способы изготовления плоских изделий.

     Практические работы

Изготовление паспарту и рамок, использование их в организации выставок художественных работ учащихся.

 Раздел III. Художественная обработка ткани и кожи

 Элементы материаловедения (2ч)

Основные теоретические сведения

Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити, кромка и ширина ткани. Полотняное переплетение. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных тканей. Материалы, применяемые в декоративно-прикладном искусстве.

     Практические работы

Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Выполнение образца полотняного переплетения.

    

Варианты объектов труда.

Образцы ткани. Образец полотняного переплетения.

 Цветы из ткани, лент, тесьмы, ниток (6ч)

Основные теоретические сведения

Возможности и разнообразие материалов для изготовления стилизованных цветов, их применение и разнообразие.

     Практические работы

Способы выкраивания деталей цветка. Технология изготовления цветов из кусочков ткани. Роза из сложенной ленты, из мотка ленты, из прошивной и сосборенной ленты. Георгин из капроновой ленты.

     Варианты объектов труда.

Цветочная композиция из стилизованных цветов. Панно «Цветы моей Родины»

 Декоративная обработка  кожи и драпа (6ч)

 Основные теоретические сведения

Виды кожи. Инструменты и дополнительные материалы. Термо- и влагообработка кожи . Способы декоративной обработки кожи: шитье, оплетка, драпировка, термообработка. Окраска кожи. Народные традиции и подсказки народным умельцам.

     Практические работы

Реставрирование и подготовка к работе старой кожи. Изготовление лепестков для цветов, методом жарения над сковородой или свечой. Сборка цветов.

     Варианты объектов труда

Стилизованные цветы разных форм.

 Цветочные композиции (4ч)

  Основные теоретические сведения

 Выразительные средства цветочной композиции (расположение, симметрия, равновесие, группировка, линия, форма, пропорции, цвет, фон, свет и тени).

     Практические работы

Создание по законам композиции.

 Декоративные элементы и предметы аксессуаров из кожи (4ч) 

 

Основные теоретические сведения

Способы изготовления браслетов, кулонов, заколок из кожи (украшенные сплеткой, выжиганием, жмуркой). Сочетание лакированной и обыкновенной кожи. Выделение орнамента.

 
  1   2   3   4

Похожие:

Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн» iconПрограмма кружка "Компьютерная графика и основы дизайна" (Для детей 11 12 лет). Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн» iconОбразовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка»
Образовательная программа дополнительного образования краеведческого кружка «Журавлинка» действует на базе Эстонской основной общеобразовательной...
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн» iconПрограмма кружка "Подготовка к егэ, программирование" (всевозрастная) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн» iconПрограмма кружка "Компьютерный колллаж" (2-4 класс) Срок реализации программы: 1 год Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии»
Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «информационные технологии» С. Н. Ковалёв
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн» iconОбразовательная программа модифицированного типа хореографического кружка "Ручеёк"
Программа дополнительного образования хореографического кружка "Ручеёк" модифицирована учителем хореографии Брасалиной Н. Н. в соответствии...
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн» iconОбразовательная программа элективного курса художественной обработки разных материалов (предметный дизайн) методическая разработка 2009 г Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества «Истоки»
Администрация муниципального общеобразовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества «Истоки»
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн» iconОбразовательная программа кружка «Юный физик»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станции юных техников, администрации городского округа,...
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит» Детского объединения «Эрудит»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей "Ровесник"
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей Кружок декоративно-прикладного искусства
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Дом творчества детей и юношества» Урмарского района
Образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Дизайн» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Робототехник» Возраст учащихся 10 -17 лет Срок реализации 3 года
Образовательная программа дополнительного образования детей радиоклуба «Робототехник»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница