Программа элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии»




Скачать 72.85 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии»
Дата26.01.2013
Размер72.85 Kb.
ТипПрограмма
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Талицкая средняя общеобразовательная школа

Вохомского района Костромской области.


Утверждаю

Директор школы:_____________________/ Окулова Л. А.

Дата:________________________________


Программа элективного курса по биологии

для учащихся 11 классов

общеобразовательного профиля


«Расширение знаний базового уровня биологии»


Составитель: Смирнова Р. А.

учитель биологии


П.Талица


20006 г.


Пояснительная записка.


Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов общеобразовательного профиля и реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Программа построена в соответствии с уровнем знаний основной школы и направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, склонностей и потребностей учащихся в расширении содержания базового уровня биологии с целью подготовки к ЕГЭ.

Целесообразность курса объясняется недостаточным уровнем биологических знаний, предполагаемых общеобразовательным и гуманитарными профилями, и необходимостью его углубления для прохождения итоговой аттестации и подготовки к поступлению в ВУЗы и ССУЗы некоторыми учащимися по выбору, которые в условиях сельских малокомплектных школ не имеют возможности получить на уроках соответствующее образование.

Программа курса рассчитана на 34 часа, из них 7 теоретических и 27 практических. Распределение времени указано ориентировочно и может изменяться в зависимости от подготовки учащихся и их потребностей, что определяется путем диагностики остаточных знаний по темам курса.

В программу включены только некоторые, самые значимые и трудные для учащихся темы: «Молекулярные основы наследственности» и «Основы генетики». Теоретический материал включает вопросы, выходящие за рамки базового уровня, что помогает расширить знания учащихся. Большой и разнообразный практикум по решению и составлению тестовых заданий, решению биологических задач способствует развитию практических навыков использования знаний в необычных ситуациях, овладению необходимой тестовой культурой, которая включает в себя умение правильно распределять время, строго следовать инструкциям, понимать условия заданий и т.п. Предполагается знакомство с особенностями различных тестов, выполнение тренировочных тематических и комплексных тестовых работ по различным источникам: печатным сборникам и компьютерным репетиторам. Основной упор сделан на выполнение заданий части В и С, как наиболее сложных, требующих профильной углубленной подготовки и которые развивают умения вычленять главное, обобщать, обосновывать явления, устанавливать соответствие, четко и кратко излагать мысли.

Работа по данной программе включает школьные и внешкольные занятия. На школьных занятиях учитель излагает теоретический материал, проводит консультации, организует практикумы и семинары, а учащиеся вне урока самостоятельно готовят выступления, выполняют письменные тренировочные задания, составляют задачи творческого уровня.

Реализация данного курса предполагает использование электронных носителей информации, что призвано способствовать развитию у учащихся навыков использования ИКТ для приобретения, закрепления знаний и диагностики результатов.

Контроль знаний и умений осуществляется на основе результатов выполнения тренировочных и зачетных практических работ, участия в семинарах, выполнения проектов.

Основная цель курса: дать учащимся возможность удовлетворить интерес к углублению знаний по биологии до уровня, соответствующего ЕГЭ.

Задачи курса:

-организовать системное повторение пройденного теоретического материала,

- расширить и углубить знания, насытить их современными биологическими научными фактами и открытиями,

- развить практические умения использования имеющихся знаний, получения новых знаний, в том числе с использованием информационных технологий для прохождения итоговой аттестации в форме ЕГЭ.


Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- теоретический материал по данным темам биологии на углубленном уровне, соответствующем ЕГЭ,

- структуру, примерное содержание и уровень сложности экзаменационных работ,

-правила выполнения работ и заполнения бланков ответов.


Учащиеся должны уметь:

-решать биологические и генетические задачи по темам «Молекулярные основы наследственности» и «Основы генетики» на углубленном уровне

-применять имеющиеся знания при выполнении различных заданий экзаменационных тестов,

-заполнять бланки ответов ЕГЭ,

-правильно распределять время,

-кратко и четко формулировать ответы на вопросы уровня В и С.


Учебно – тематическое планирование


№ п/п

Раздел

Количест-

во часов

Теоре-

тич.

Практи-

кум

Семи-

нары

Формы деятельности уч-ся

Формы контроля.

1.

Введение

2

1

1




Решение тематических тестов

2.

Молекулярные основы наследственности

9

2

4

2

Решение биологических задач, тестов.

Зачет (1 часа)

3.

Основы генетики

15

3

8

2

Решение генетических задач, тестов.

Зачет (2 часа)

4.

Тренировочное тестирование

8

1

5




Решение тренировочных тестов

Зачет (2 часа)




Итого:

34

7

18

4

5


Программа.

Тема 1.Введение (2 часа).

Содержание и структура курса, требования.

Живая природа, её многообразие. Уровни организации живой природы. Особенности хранения наследственной информации у разных групп организмов. Ядро, его роль в хранении и передаче наследственной информации.


Практикум:

Составление и решение готовых тематических тестов.

Тема 2.Молекулярные основы наследственности (9 часов).

Генетическая информация в клетке. Нуклеиновые кислоты. Хромосомы. Гены. Геном.

Механизмы реализации генетической информации. Матричный синтез в процессах обмена веществ, репликации нуклеиновых кислот. Регуляция биохимических процессов в живой клетке; роль ферментов, витаминов, гормонов.


Практикум:

Решение биологических задач.

Решение тестовых заданий.

Семинар «Матричный синтез и здоровье человека».


Тема 3.Основы генетики (15часов).

1.Закономерности наследования, установленные Менделем. Наследование признаков, определяемых одной парой аллельных генов. Полное и неполное доминирование признаков. Моногибридное скрещивание. Возвратное, анализирующее скрещивание. Наследование групп крови человека по системе АВО. Наследование резус-фактора.

Сверхдоминирование, кодоминирование.

Дигибридное скрещивание.

Практикум:

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание

  1. при полном доминировании.

  2. при неполном доминировании.

  3. на возвратное скрещивание.

  4. на анализирующее скрещивание.

  1. Решение задач на наследование групп крови (АВО).

  2. Решение задач на дигибридное скрещивание.


2.Основные положения хромосомной теории наследственности. Теория гена. Кроссинговер. Сцепление генов: полное и неполное. Знакомство с генетической картой хромосом. Работы Моргана.

Наследование сцепления с полом. Генетика человека. Причины наследственных заболеваний и аномалий. Современные достижения генетической безопасности.


Практикум:

  1. Решение генетических задач на сцепление генов.

  2. Решение задач на сцепление с полом.

Семинар «Причины наследственных заболеваний человека».

3.Взаимодействие неаллельных генов. Эпистаз. Комплементарность. Полимерия.


Практикум:

Решение задач на взаимодействие генов.


Учебно-методическое обеспечение.

Литература:

  1. Соколовская Б. Х. Задачник по генетике. Новосибирск, 1968 г.

  2. Соколовская Б. Х. Сто задач по генетике и молекулярной биологии. Новосибирск, 1971 г.

  3. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. Изд.Учитель, Волгоград, 1990 г.

  4. Элективный курс «Молекулярные основы наследственности», автор Р.И. Горелов.

  5. Пособие для студентов медицинских ВУЗов. Пермь, 1997 г.

  6. «Биология в школе» 1990 г.

«Иллюстрированные карточки-задачи по генетике»

«О некоторых правилах, помогающих в решении генетических задач»

«О составлении и использовании генетических задач»

  1. Короткова Л. С. Дидактический материал по общей биологии 11. М., Просвещение, 1990 г.

  2. Мишина Н. В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии 10. М., Просвещение, 1988 г.

  3. Короткова Л. С. Дидактический материал по общей биологии 11 (пособие для вечерней школы).М., Просвещение, 1981 г.

  4. Анастасова Л. П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии. М., Просвещение, 1989 г.


СD-диски:

1. Репетитор. Биология.

Похожие:

Программа элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии» iconПрограмма элективного курса по биологии "Клетки и ткани"
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико-биологического профиля, а также для учащихся, проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии» iconПрограмма построена в соответствии с уровнем знаний средней (полной) школы по биологии и направлена на систематизацию знаний по биологии, удовлетворение индивидуальных образовательных интересов,
Элективный курс предназначен для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля и реализуется за счет времени, отводимого на компонент...
Программа элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии» iconЭлективный курс по биологии для учащихся 10 11 классов «Трудные вопросы биологии. Решение биологических задач»
Он предназначен для учащихся 10 – 11 классов гимназии, классов естественно научного профиля, а также для учащихся, интересующихся...
Программа элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии» iconПрограмма элективного курса по биологии для учащихся 10-х классов химико-биологического профиля «Микробиология»
Программа предназначена для изучения курса «Микробиология» в классах химико-биологического профиля и рассчитана на 34 часа, 1 час...
Программа элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии» iconТика 11 кл
Программа предназначена для подготовки учащихся 11 классов к итоговой аттестации по математике выпускников основной школы. Она способствует...
Программа элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии» iconПрограмма элективного курса для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля. Учитель физики и астрономии школы №1151, к ф. м н. Б. Ф. Мочалов, методист по физике омц зелао и. П. Кутко
Программа элективного курса для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля
Программа элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии» iconПояснительная записка
Программа предназначена для учащихся 11-х классов средних школ. Предлагаемый курс углубляет и расширяет рамки действующего курса...
Программа элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии» iconПрограмма элективного курса клетки и ткани
Он предназначен для учащихся 10-11 классов медико- биологического профиля, а также для учащихся. Проявляющих интерес к цитологии....
Программа элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии» iconПояснительная записка рабочая программа курса биологии для 10-11- классов
Рабочая программа курса биологии для 10-11- классов составлена на основе «Программы курса биологии для 10-11- классов общеобразовательных...
Программа элективного курса по биологии для учащихся 11 классов общеобразовательного профиля «Расширение знаний базового уровня биологии» iconПрограмма элективного курса по биологии
Программа предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа. Из них 13 практических и 21 теоритических
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница