«Животные Севера» Программные задачи




Скачать 405.39 Kb.
Название«Животные Севера» Программные задачи
страница1/4
Дата25.01.2013
Размер405.39 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4
Образовательная область «Познание»

Непосредственно образовательная деятельность

«Животные Севера»


Программные задачи: Познакомить детей с составом числа 10 из единиц.

Упражнять в названии смежных чисел с опорой на демонстрационный материал.

Закрепить умение делить предметы на части.

Развивать логическое мышление.

Материал: Картина «Тундра».

Изображения животных Севера: белый медведь, волк, олень, лиса,

заяц, морж, лемминг, белка, песец, горностай.

Изображение нарт.

Сугроб (полукруг из бумаги на каждого ребенка).

Индивидуальные карточки со следами зверей (на каждого

ребенка).

Игрушка Каркуша.

Фишки двух цветов (по две штуки на каждого ребенка).


С помощью игрушки Каркуши пригласить детей на непосредственную образовательную деятельность по развитию элементарных математических представлений в тундровую школу. Перед тем как сесть за столы, предложить выполнить задание: назвать своих соседей справа и слева.

Показать картину «Тундра». Предложить детям представить, что они очутились в заснеженной тундре, вокруг много разных зверей.

- Я знаю от Каркуши, что их ровно 10. Попробуйте отыскать зверей глазами и объяснить их местоположение словами. Дети выполняют задание.

Показать нарты. Объяснить, что они для зверей – учеников. Давайте позовем зайчишку – трусишку и посадим его на нарты. Не бойся, зайчик, ты у нас первый. Какой по счету заяц? Еще кого позовем? (Волка). Как вы думаете, зайцу понравится сходство с волком?. Что будем делать? Верно, кого заяц не боится, того с ним и посадим. Какая по счету мышка (лемминг)? (Вторая) и т. д.

Логическая цепочка: заяц – лемминг – горностай – олень – лиса – белый медведь – волк – морж – песец. (Каждый из зверей находиться в безопасности).

Задания:

  • Посчитайте зверей по порядку (прямой счет).

  • Посчитайте зверей в обратном порядке.

  • Посчитайте зверей от первого до шестого, от второго до седьмого

от третьего до восьмого, от четвертого до десятого ит. д.

  • На каком по счету месте находится олень? Назовите его соседей (горностай, лиса).

  • На каком по счету месте – горностай? (Если считать слева направо, он сидит перед оленем).

  • А лиса?

  • У оленя два соседа. У чисел тоже есть соседи. Их интересно называют: если стоит перед заданным числом, значит, предыдущее, если после заданного числа, то последующее.

  • По аналогии предложить найти соседей семи и девяти.

Физкультминутка «Охотники и звери».

Цель: развитие мелкой моторики.

Дети делятся на две подгруппы. Одна – охотники, другая – звери.

«Звери» передвигаются так, чтобы можно было догадаться, кого они изображают. «Охотники» - имитируют действия с биноклем, с фоторужьем и т. п.

Предложить детям внимательно посмотреть на зверей, посчитать, сколько их. Сколько охотников? Кого больше? Кого меньше ? На сколько больше?

Обратить внимание детей на сугроб. Какую форму он напоминает (Полукруг).

- Полукруг является частью какой геометрической фигуры? (Круга).

- Сколько в круге таких частей?

- Сколько частей получится если разделить сугроб пополам,? (Две).

- Эта часть больше или меньше полукруга?

- Как сделать, чтобы вместо двух частей стало четыре? (Согнуть еще раз пополам).

- Что вам эта деталь напоминает? (Чум).

Сравнение двух чумов: чем похожи, чем отличаются. (Поощрять детей ответы фишками, выявить победителя).

Работа с индивидуальными карточками, на которых изображены следы зверей.

Соедините следы последовательно по указанным цифрам и узнаете, как оценила вашу работу Каркуша. (Пять).


Образовательная область «Чтение художественной литературы».

Цикл непосредственно образовательной деятельности

1.Пересказ рассказа Г. Снегирева «Пыжики».

Программное содержание: Заинтересовать детей рассказом, учить отвечать на вопросы полными предложениями. Продолжать развивать умение пересказывать по частям, выбирать из частей главное. Совершенствовать монологическую речь, ее интонационную выразительность. Обратить внимание на поведение пыжиков. Воспитывать бережное отношение к оленям, восхищение их природными повадками, замечать и различать все прелести маленьких оленят – пыжиков.


2.Пересказ рассказа Ю. Могутина «Приливы и отливы».

Программное содержание: Закрепить с детьми понятие, что Мурманск – портовый город. Уточнить знания о том, чем занимаются рабочие в порту. Совершенствовать знания детей о том, что на море бывают приливы ри отливы. Выучить наизусть в тексте, где описан этот момент. Уточнить понятие – Кольский залив. Продолжать учить детей рассказывать по частям рассказ, воспитывать интонационную речь, развивать память, воспитывать уважение к труду людей.

Материал: Книга Ю. Могутина «Берег бродячих камешков», иллюстрации порта города Мурманска, приливов и отливов.


3.«Знакомство с рассказом Н. Емельяновой «Окся – труженица».

Нод1.

Чтение первого отрывка (до игры Окси с белыми оленями).

Программное содержание: Познакомить детей с трудом людей в тундре, учить по частям замечать действия Окси. Добиваться, чтобы дети усвоили содержание труда Окси, пользу этого труда для мамы, оленеводов. Довести до детей, что девочка не только трудолюбивая, но и добрая и веселая. Учить детей находить в рассказе знакомые слова жилищ, транспорта, саней. Воспитывать интерес к девочке – ровеснице, желание подражать ей в труде и в добром отношении к людям.

*Чтение рассказа.
* Вопросы к детям:

1. Почему Окся, когда проснулась, сразу закричала: «Мама, ай – ай, мама! Зачем ты меня не разбудила?»

2. Как Окся помогала маме?

3. Какая Окся дочь для мамы?

4. Какая она сестра для брата?

5. Чем занималась мама Окси?

6. Как умеет играть Окся?

7. Как к ней относились Анна и Аркадий – дети из соседних чумов.

На прогулке обыграть, как Окся выходит и режет ножом белые куски снега и «наливает» чайники. Показать Оксю в работе. Выбрать детей на роль мамы и Окси.

Нод 2.

Чтение второй части рассказа (со слов «Приехал Северин…»)

Программное содержание: Довести до детей трудолюбие, храбрость взрослых и детей, раскрыть характер Северина – старшего, брата Ольги, ветеринарного врача –

Володи. Учить детей замечать добро, сделанное для людей, продолжать отвечать на вопросы полными предложениями, пересказывать отдельные части рассказа, продолжать замечать особенности поведения оленей в рассказе. Воспитывать интерес к людям, живущим в тундре, восхищаться их трудом.

Вопросы к детям:

  1. Какой храбрый поступок совершил Северин?

  2. В чем польза Ольги медсестры?

  3. В чем польза ветеринара?

  4. Как Окся встречает оленеводов?

  5. Что такое гололедица?

  6. Как летчики узнают, где гололедица?

  7. Как они об этом сообщают оленеводам?

  8. Как помогли оленям, когда пришла беда?

  9. Кто помогал? (самолет, собаки, мальчик).


4.Знакомство с рассказом «Таня Вылка шьет из оленьего меха».

Программное содержание: Дать понятие, что рядом с саами и коми живут другие северные народности (ненцы). Уточнить понятие, что они дружны между собой. У них один и тот же промысел, все они живут в тундре. Познакомить с девочкой, которая шьет из оленьего меха, передать ту нежность души, с которой она отзывается о своем крае. Воспитывать интерес и уважение к труду Тани, желание трудиться и нести добро людям.

Словарная работа: ненцы, ухо, пимы, камус, Вылка.

Материал: Кукла ухо, пимы, фотография Тани. (Журнал «А почему?» №1 за 1992 год). Мы, познакомимся с девочкой, которая хочет поделиться своим мастерством. Ее зовут - Таня. Зимой она учиться в интернате, а летом проводит время в тундре с папой и мамой. Папа и старший брат пасут оленей, а Таня с мамой остаются в чуме: нянчат младшего брата Диму, готовят обед и выделывают оленьи шкуры. А теперь послушайте Танин рассказ: «Я очень люблю свой суровый северный край. У нас в тундре говорят: «Известно, где сердце у оленей, но как скажешь, где оно у тундры?. Я знаю – сердце тундры в груди каждого человека. Я люблю свой народ. Моя мама делится со мной многими секретами и навыками».

Девочка научилась от мамы шить пимы – женские бурочки из оленьего меха (мехом наружу, чтобы ходить по снегу).Внутри – камус – выворачивается мехом к ноге и вставляется внутрь для тепла. Ненцы, живя среди снега и льда, больше любят белый и коричневый цвет меха. Это как бы снег и земля. Украшают орнаментом, таким же как у саамы. Еще Таня умеет мастерить ухо. Так называются ненецкие куклы. Туловище куклы – кусочек сукна с нашитыми на него разноцветными полосками.


5.«Чудо – сказки». Знакомство со словесным творчеством саамского народа – сказками.

Программное содержание: Учить детей видеть своеобразное оформление сборников саамских сказок. Добиваться от детей словесных ответов, в чем своеобразие 9 своеобразен саамский узор, саамы, животные, тундра, почти везде – северный олень).Дать понятие, что

в саамских сказках часто встречается Мяндаш – святой олень. Учить детей приходить к общему мнению, какую сказку они хотят послушать из сборника «Семилетний стрелок из лука». Продолжать учить детей воспринимать смысл сказки, замечать своеобразные описания северной природы, а также быта саамов.

Предварительная работа: Рассматривание и чтение книг «Сампо – лопаренок», «Ворон – Кухта», «Невеста Солнца», «Семилетний стрелок из лука», «Хозяин моря» и другие.

Материал: книги и иллюстрации к саамским сказкам.


6.Обзор по саамским сказаниям.

Программное содержание: Побуждать детей рассказывать фрагменты или маленькие сказки саамов близко к тексту. Учить узнавать о героях каких сказок рассказывают дети. Называть наиболее понравившихся героев, осознавать главную мысль сказки. Пополнять и уточнять знания о животных тундры и тайги, встречающихся в сказках. Обратить внимание детей на то, что в сказках звери отражают характеры людей. Воспитывать уважение к словесному творчеству народа саами. Подводить конечный итог: добро побеждает зло. Предложить нарисовать наиболее понравившийся фрагмент сказки, его героев. В конце рассмотреть и отгадать, к какой сказки рисунки.


7.Знакомство детей с поэтессой Октябриной Вороновой и ее стихами.

Программное содержание: познакомить детей с первой саамчской поэтессой Октябриной Вороновой, с ее творчеством. Довести до сознания детей красоту стихов о родном Северном крае. Рассказать о биографии поэтессы. Учить детей мыслить логически, почему она так хорошо знает природу тундры, передавая ее в стихах. (Сама саамка).

Слышать человеческую теплоту в стихах. Воспитывать уважение к саамской культуре, чувство радости за свой край, добро к людям.

Материал: портрет поэтессы, книги О. Вороновой, изображение пейзажей тундры.


«На все чудесные края,

Что за лесами, за полями,

Мое родное Заполярье

Не променяю в жизни я». О. Воронова.

«Тундра моя – моя жизнь и любовь навсегда».

«Край полярный – каменистый и родной навеки край», - пишет О. Воронова.

Показать портрет Октябрины Владимировны. По национальности – саамка Рассказать, что она родилась в далеком ловозерском селе. Ее детские впечатления – дым

отцовского костра, оленьи упряжки, саамские сказки. Песни и неповторимо прекрасная природа. Из своей первозданной тундры она поехала учиться в Санкт – Петербург (Ленинград), учиться, чтобы стать просветителем своего родного языка. Через 5 лет юная учительница вернулась в Ловозеро.

Увлечение литературой обнаружилось рано. Начинала Октябрина Владимировна с переложения саамских сказок, сказаний, легенд в стихи, пробовала переводить на саамский язык то, что полюбила на русском. Долог был ее путь в большую литературу, но уже первый сборник «Снежиница» сделал поэтессу известной в стране, а второй – «Вольная птица» - открыл ей дорогу в Союз писателей.

Писала поэтесса о родной с детства природе, о труде , бытовом укладе, национальных традициях, и писала она так просто и легко, как дышала, так ярко и увлеченно, как жила.

Верная традициям своего народа, она очеловечивает окружающий мир, берет сравнение из мира природы: ее герой «высок и прям, как над рекой тальник»: голоса внуков «теплее песцовых и норковых шуб»; «в серебристых шапках волны, будто пыжики бегут». Олицетворение в ее поэзии не столько художественный прием, сколько выражение мирочувствования, способ мышления.

Стихам О. Вороновой свойственна поэтичность, наблюдательность, вечное удивление и восхищение жизнью, ее природной вещественностью – все это замечают и по – своему оценивают дети. Национальный характер стихотворений поэтессы выражается в использовании древних саамских названий, в разработке фольклорных сюжетов, образов, в политике.

Октябрина Воронова писала на саамском языке, ее переводили поэты В. Смирнов, И. Козлов, С. Дорохов. В стихах много непосредственности, легкости.

Чтение стихов детьми.

Снег лежит сугробом пышным, «Летняя медовая пора».

Легкий, мягкий, словно пыжик, Мох украсил землю словно шелком.

Солнце яркое с небес Люди в лес торопятся с утра.

Озаряет зимний лес. Кто с большим ведром, а кто с кошелкой.

Нет ни облачка над домом, На зубах морошины хрустят

Небо кажется бездонным. «Чор» да «чор» - не веришь,

Тропку к лесу протопчу, Так попробуй.

Постою и помолчу.

«Туман». «Береза».

Зимним утром туман над горою Приходят коми и саами

Прошел и над лесом. По праздникам к березке той.

Хрустальные бусы солнцем густым На всем понятном языке

понавесил. Поют легко, поют спокойно.

И стоят деревца, и звенят хрусталем, У них в любые времена

что есть силы: Как у березы этой корни,

- Ах, красивы ли мы? Земля – кормилица одна».

Ну конечно же, очень красивы!. (Сравнивает народ с природой

Спросить детей, что им больше всего «как будто воды в ручейке поют»).


Вопросы к детям:

Что понравилось в этом стихотворении?

Как поэтесса рассказывает об украшении

сосенок?

Кто же их так украсил?


7.«Животные, птицы и звери в стихах О. Вороновой».

Программное содержание: продолжать знакомить детей с творчеством О. Вороновой. Активизировать детей в ответах, какие стихи о живой природе и растениях знакомы детям. Познакомить со стихами о зверях и птицах, довести их красоту, непосредственность, природную прелесть, их пользу. Воспитывать бережное отношение к птицам и зверям тундры. уважение к поэтессе, чувствовать человеческую теплоту.

Материал: стихи О. Вороновой о птицах и животных, показ иллюстрации воробья, белки.


Вспомнить с детьми зимующих птиц. Показ воробья. Чтение стихотворения «Воробей».. Каким показала воробья поэтесса? (полярного воробья – шустрый, полезный, называла его «серенький комочек»). От чего предостерегает поэтесса людей?

«Ты воробушка не тронь,

Не бери его в ладонь –

Он, как снег растает,

Лишь в полете он красив –

Как пропеллер на оси,

Крылышки мелькают.

С чем сравнивается воробышек?

Как звучат последние строки стихотворения? (строго, как наказ людям, чтобы они берегли птиц).

«Говорю я вам опять

В руки птиц не нужно брать

Пусть летают –

Или что останется от них,

Шустрых, пестрых, озорных

Только: жили – были».

Вспомнить животных нашего края. Рассказать о том, что людям пришлось построить дома, где раньше был сосновый бор, люди готовились к новоселью и как их порадовали белки.

Словарь: тропа, кочевный, у белок алые бока, сумрак рослый.

Вопросы:

  1. Почему люди увидели так близко белок у домов? (раньше был сосновый бор).

  2. С чем сравнивается цвет шерсти белки? («Сами точно светофоры, горят их алые бока»).

  3. Куда уходят белки?

  4. Чем вам понравилось это стихотворение?



Образовательная область «Познание»

Цикл тематических бесед о родном крае


  1. «Беседа о родном городе».

Программное содержание: Уточнить и расширить знания детей о родном городе,

Город Апатиты расположен на Кольском полуострове, в мурманской области, между горами Хибинами и озером Имандра.

Обратить внимание детей на то, что улицы названы фамилиями наших земляков:

улица Ферсмана – в честь академика А. Е.Ферсмана, открывшего Хибинское месторождение апатита; улица Бредова - в честь героя Великой Отечественной войны – Анатолия Бредова; улица Нечаева – в честь врача, хирургического отделения Апатитской городской больницы; Московская в своем названии сохранила память о москвичах, строивших Кировскую ГРЭС; улица Зиновьева – названа в честь советского геолога, организатора геологических работ на Кольском полуострове и т. д.

В городе Апатиты находятся: Апатито – нефелиновая обогатительная фабрика (АНОФ); Объединение «Апатиты строй индустрия»; ОАО «Северные кристаллы»; Апатитская ТЭЦ; Агрофирма «Индустрия»; Кольский научный центр; аэропорт «Хибины».

В Хибинских горах много полезных ископаемых, особенно – апапита.

«Красив и скромен, знаменит,

Цветами радуги горит,

Немало тайн в себе хранит

Хибинский камень – апатит».

(А. Андреев).

Это богатство наших гор. Апатитскую руду добывают в рудниках. Работают в рудниках рабочие горняки или шахтеры. Руду нагружают в вагоны электровозов и везут на фабрику АНОФ – 2, где ее перерабатывают и отправляют в виде порошка на заводы. А там, превращают его в удобрения, которые идут на поля страны для повышения урожая. Показать фотографию ГРЭС. Это большое предприятие, где вырабатывается электрический ток для фабрики, домов и других учреждений города. С ГРЭСА поступает горячая вода в наши дома, в наш детский сад. В Апатипах открыт монумент первым строителям города, памятник академику А. Е. Ферсману, памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Гордость города – Академгородок (Уютные двухэтажные домики с двускатными крышами, сирени и яблони в цвету летом, в снегу как пух зимой, дорожки и тропинки, лужайки и декоративные валуны – здесь есть, чем порадовать взгляд и душу). Закрепить знания детей о том, что горы Хибины богаты апатитом и другими минералами. Воспитывать любовь к родному краю и его людям.

Материал: Фотографии нашего города, коллекция минералов, портрет А. Е Ферсмана, Фотографии АНОФ, ТЭЦ, Академгородка, аэропорта «Хибины», улиц города.

Предварительная работа: перед занятием провести индивидуальные беседы о нашем городе Апатиты, внести в уголок Северного края минерал Кольской земли – апатит, рассматривание фотографий нашего города, фотографий добычи апатита, целевые прогулки по городу, заучивание стихотворений о родном городе, слушание песен.

  1   2   3   4

Похожие:

«Животные Севера» Программные задачи iconВ экономике России традиционно законодательно регулируется экономическая деятельность районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В соответствии с
С принятием Федерального закона установление границ территорий, относящихся к районам Крайнего Севера, а также районирование Севера,...
«Животные Севера» Программные задачи iconМогут ли они видеть "потусторонний мир"? Существуют ли животные-телепаты, животные-экстрасенсы, животные, способные предвидеть будущее? На эти и многие другие вопросы отвечает паша книга
Обладают ли разумом дельфины, собаки, кошки? Все ли живые существа известны ученым? Что стоит за легендами об огнедышащих драконах,...
«Животные Севера» Программные задачи iconРабочая программа факультативного курса «Растения и животные в жизни человека»
Программа «Растения и животные в жизни человека» Р. А. Петросовой и А. В. Теремова(Дрофа,М.,2006) адаптирована мною за счет изучения...
«Животные Севера» Программные задачи iconУчебники: в м константинов «Биология. Животные»
Каковы задачи науки систематики? Назовите основную единицу классификации. Дайте ее определение
«Животные Севера» Программные задачи iconКонтрольная работа по теме «Аппаратные и программные средства икт»
Программы, с помощью которых пользователь решает свои информационные задачи, не прибегая к программированию, называются
«Животные Севера» Программные задачи iconЭкология и люди ближнего севера под редакцией проф. Н. Е. Покровского Москва 2008
I. природа ближнего севера в экологической перспективе: вопросы теории и практики
«Животные Севера» Программные задачи iconАктуальность задачи и возможность ее практического применения
Научный Пещеров Максим Николаевич, научный сотрудник Института Биологических проблем Севера дво ран
«Животные Севера» Программные задачи iconУрок географии «Природные ресурсы и промышленность Европейского Севера»
Цель урока: Выявить особенности экономико-географического положения Европейского Севера, природных предпосылок для хозяйственной...
«Животные Севера» Программные задачи iconТипы информационных ресурсов Системные программные средства
Системные программные средства, как правило поставляемые с аппаратными средствами (операционная система компьютера, драйверы внешних...
«Животные Севера» Программные задачи iconIV. Роль животных в культуре и религии
Домашние животные Домашние животные всегда играли важнейшую роль в жизни греков и в частности тех, которые населяли северные берега...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница