Рабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины




Скачать 381.41 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины
страница1/4
Дата25.01.2013
Размер381.41 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4






УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

_____________ Л.Р. Туктарова

«_____» ______________2012 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности

название учебной дисциплины


Уфа 2012 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности (специальностями) среднего профессионального образования (далее СПО)



280703




Пожарная безопасность (базовой подготовки)

код наименование специальности (уровень подготовки)


Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утвержденные И.М. Реморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 27 августа 2009 года.


Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Уфимский государственный колледж радиоэлектроники»

Разработчики:

Хакимова А.Р. преподаватель ГБОУ СПО «УГКР»

Фамилия И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендована экспертным советом ГБОУ СПО «УГКР»

Заключение Экспертного совета №




от

« » 2012 г.



Техническая экспертиза:

Рахимов Р.Р., методист ГБОУ СПО «УГКР»

Фамилия И.О., должность, сокращенное название ОУ

Содержательная экспертиза:

Шафеев Р.Ю., зав. кафедрой «Пожарной

безопасность» ГБОУ СПО «УГКР»

Фамилия И.О., должность, сокращенное название ОУ





СОДЕРЖАНИЕ





стр.







1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4







2. Структура и содержание учебной дисциплины

7







3. Условия реализации учебной дисциплины

12







4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14







Приложение 1

15







Приложение 2

17







Приложение 3

19




  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности

название учебной дисциплины


1.1. Область применения программы


Рабочая программы учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «УГКР» в соответствии с ФГОС третьего поколения по специальности СПО:

280703




Пожарная безопасность

код наименование специальности

Рабочая программа составляется для очной, заочной, заочной с элементами дистанционных образовательных технологий формам обучения.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины


В результате освоения обязательной части дисциплины обучающийся должен уметь:

- устанавливать связь между экологическими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья, применять полученные знания для оказания помощи пострадавшим;

- оказывать помощь пострадавшим, получившим травмы и/ или находящимся в терминальных состояниях;


В результате освоения обязательной части дисциплины обучающийся должен знать:

- характеристики поражающих факторов, механизм воздействия на организм человека высоких и низких температур, повышенного и пониженного давления воздуха, предельные значения опасных факторов влияющих на организм человека;

- особенности выполнения работ, связанных с физическими нагрузками, в условиях воздействия опасных факторов;

- признаки травм и терминальных состояний;

- способы оказания помощи пострадавшим.


Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся по базовой подготовке к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 280703 Пожарная безопасность и овладению профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1.1. Организовывать несение службы и выезд по тревоге дежурного караула пожарной части.

ПК 1.2. Проводить подготовку личного состава к действиям по тушению пожаров.

ПК 1.3. Организовывать действия по тушению пожаров.

ПК 1.4. Организовывать проведение аварийно-спасательных работ.

ПК 2.1. Осуществлять проверки противопожарного состояния промышленных, сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений различного назначения.

ПК 2.2. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие пожарную безопасность зданий, сооружений, технологических установок и производств.

ПК 2.3. Проводить правоприменительную деятельность по пресечению нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации объектов, зданий и сооружений.

ПК 2.4. Проводить противопожарную пропаганду и обучать граждан, персонал объектов правилам пожарной безопасности.

ПК 3.1. Организовывать регламентное обслуживание пожарно-технического вооружения, аварийно-спасательного оборудования и техники.

ПК 3.2. Организовывать ремонт технических средств.

ПК 3.3. Организовывать консервацию и хранение технических и автотранспортных средств.


В результате освоения дисциплины у обучающихся по базовой подготовке формируются общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, людьми, находящимися в зонах пожара.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины


максимальной учебной нагрузки обучающегося 44 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 12 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

лабораторные работы

не предусмотрено

практические занятия

14

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающего

12

в том числе:

- самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

не предусмотрено

- научно- исследовательская работа;

- решение вариативных задач

- составление кроссворда;

- подготовка к зачету.

5

4

1

2

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематические план и содержание учебной дисциплины

Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности

название учебной дисциплины

VI семестр


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Взаимосвязь человека с окружающей средой (средой обитания)

3




Тема 1.1 Здоровье как важнейший фактор жизнедеятельности


Содержание учебного материала

3

1

1

Понятие здорового образа жизни. Влияние факторов и условий окружающей среды на здоровье человека. Гигиеническая диагностика.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1




1

Проведение научно-исследовательской работы по темам «Окружающая среда и зоровье человека», «Гигиеническая диагностика факторов окружающей среды», «Динамика загрязнения атмосферного воздуха в РФ»

2

Чтение и анализ литературы [1] стр. 7-17

Раздел 2 Адаптация человека к условиям окружающей среды (среды обитания)

3





Тема 2.1 Характеристика процессов адаптации. Общие меры повышения устойчивости организма

Содержание учебного материала

3

1

1

Гомеостаз - динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека. Адаптация - способность организма приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Резистентность - устойчивость, сопротивляемости организма воздействию внешних факторов. Общие принципы и механизмы адаптации.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1




1

Проведение научно-исследовательской работы по темам «Понятие гомеостаза, резистентности организма, механизмов саморегуляции, адаптации и компенсации», «Работа адаптивных механизмов в организме человека»

2

Чтение и анализ литературы [1] стр. 30-32, стр. 32-35

Раздел 3 Классификация трудовой деятельности

8

Тема 3.1 Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса.


Содержание учебного материала

5

3

1

Виды трудовой деятельности по тяжести трудового процесса. Виды трудовой деятельности по напряженности трудового процесса. Закон отрицательного влияния на окружающую среду экстремальных явлений. Закон неизбежного отрицательного влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.

2

Практическое занятие

2





1


Выполнение оценки воздействия вредных веществ на организм и правила оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Решение вариативных задач на тему «Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях»

2

Чтение и анализ литературы [1] стр. 38-60







Тема 3.2 Характеристика работ в условиях повышенного и пониженного давления, высоких и низких температур.

Содержание учебного материала

3




1

Микроклимат производственной среды. Механизмы теплообмена. Климат и здоровье человека.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1




1

Составление кроссворда по теме «Климат и здоровье человека»

2

Чтение и анализ литературы [1] стр. 60-72

Раздел 4 Физиологические основы трудовой деятельности

3

Тема 4.1 Физиология и психология труда



Содержание учебного материала

3

1

1

Виды трудовой деятельности. Общность и различия между физическим и умственным трудом. Некоторые понятия в физиологии труда. Методы психологии труда. Психологические подходы к изучению профессии. Профессиональный отбор.

2

Самостоятельная работа обучающихся

1




1

Проведение научно-исследовательской работы по теме «Психофизиологические особенности трудового процесса»

2

Чтение и анализ литературы [1] стр.72-88

Раздел 5 Медико- биологическая характеристика особенности воздействия на организм человека факторов окружающей среды

31

Тема 5.1 Природные и техногенные чрезвычайные ситуации



Содержание учебного материала

7

2

1

Чрезвычайные ситуации природного характера.

2

2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

2

Практическое занятие

2




2

Выполнение оценки радиационной обстановки и оказание первой помощи пострадавшим.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Проведение научно-исследовательской работы по темам…………………..

2

Чтение и анализ литературы [1] стр. 89-125, 141-174

Тема 5.3 Идентификация вредных и опасных факторов техногенной среды



Содержание учебного материала

5

3

1

Физические факторы. Пыль. Биологические факторы. Методы очистки воды.

2

Практическое занятие

2




3

Выполнение оценки качества питьевой воды и правила оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях.

Самостоятельная работа обучающихся

1

1

Проведение научно-исследовательской работы по темам Воздействие ионизирующего излучения на организм человека. Химические вещества в современном производстве.

2

Чтение и анализ литературы [1] стр. 174-201




Тема 5.4 Оказание первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Содержание учебного материала

13

2

1

Оказание первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях, травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, замерзании, обморожении.

2

Практическое занятие

8




4

Проведение реанимации при терминальных состояниях.

Практическое занятие

5

Оказание первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата.

Практическое занятие

6

Оказание первой медицинской помощи при ожогах, замерзании и обморожении.

Практическое занятие

7

Проведение профилактики осложнений ран.

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Решение вариативных задач на тему «Оказание первой медицинской помощи при ЧС»

2

Чтение и анализ литературы [1] стр. 201-217







Тема 5.5 Терминальные состояния


Содержание учебного материала

6

1

1

Определение и понятия терминальных состояний. Ситуации, вызвавшие терминальные состояния.

2

2

Оказание первой медицинской помощи при терминальных состояниях.

2

Самостоятельная работа обучающихся

2




1

Подготовка к итоговому зачёту по всем пройденным темам

2

Чтение и анализ литературы[1] стр. 217-237

Всего:

44




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПИЛНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению


Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета - безопасность жизнедеятельности и охрана труда.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект методических пособий.

Технические средства обучения:

- компьютер

- телевизор

- видеомагнитофон

- DVD- плеер

-DVD диски «Без аварий и травм» №3 2006, №12 2010 (Всероссийское ежемесячное электронное издание), «Первая помощь пострадавшим при несчастных случаях на производстве» (С) ЭКОНАВТ библиотека из 18-ти учебных фильмов

-видеокассеты учебные фильмы «Виновны в большинстве», «Законы безопасности»


3.2. Информационное обеспечение обучения (перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы)


Основные источники:

1. Занько Н.Г. Медико- биологические оновы безопасности жизнедеятельности: Учебник для студ.высш.учеб.заведений / Н.Г.Занько, В.М.Ретнев.- М.: Издательский центр «Академия»,2008.- 288с.

2. Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие/Г.С.Ястребов; под ред. Б.В. Кабарухина.- Изд.5-е. Ростов н/Д: Феникс, 2009.-


Дополнительные источники:

1. Безопасность и защита человека в экстремальных ситуациях: Учебное пособие для вузов, училищ, колледжей, Н. В. Куликова, Н. А Бернацкая, Э. О. Бернацкий, Ю.Г.Давыдова; Под ред. С. В. Хаванский. Низкодубовой; МО РФ и др. - Томск: Издательство ТГПУ,2008.-125 с.

2.Сычев Ю.Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 224с.: ил.

3. Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни/ В.Н.Яшин.- 2-е изд., доп.-М.: Айрис-пресс, 2007.-112с.- (Специальное образование).


Интернет ресурсы:

12

1.МЧС России Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/ (2009)

2.Glossary Commander Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.glossary.ru/ (2004-20012)

3. ВикипедиЯ Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] – режим доступа: ru.wikipedia.org (2012)


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- устанавливать связь между экологическими факторами, складывающимися в конкретной обстановке, и состоянием здоровья, применять полученные знания для оказания помощи пострадавшим;


Формализованное наблюдение и оценка результата практических работ № 1-3

- оказывать помощь пострадавшим, получившим травмы и/ или находящимся в терминальных состояниях;


Формализованное наблюдение и оценка результата практических работ № 4-7

Знания:

- характеристики поражающих факторов, механизм воздействия на организм человека высоких и низких температур, повышенного и пониженного давления воздуха, предельные значения опасных факторов влияющих на организм человека;


Оценка отчетов по выполнению практических работ № 4,5

- особенности выполнения работ, связанных с физическими нагрузками, в условиях воздействия опасных факторов;


Оценка отчетов по выполнению практических работ № 1-3

- признаки травм и терминальных состояний;

способы оказания помощи пострадавшим.

Оценка отчетов по выполнению практических работ № 6,7
  1   2   3   4

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины экологические основы природопользования название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины основы систем управления название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности направление подготовки 280700 «Техногенная безопасность»
Целью освоения дисциплины является изучение причинно-следственных связей между качеством среды обитания и здоровьем человека, медико-биологических...
Рабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины iconРабочая программа дисциплины опд. Ф. 10- «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
Учебный план подготовки дипломированных специалистов 280102 специальности «Безопасность технологических процессов и производств (в...
Рабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины введение в специальность название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины здания и сооружения название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины теория алгоритмов название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины вычислительная техника название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины информационные технологии название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности название учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины архитектура компьютерных систем название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница