В.П. БЫЧКОВ, Н.В. ПЕНЬШИН ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В АВТОСЕРВИСЕ И З Д А Т Е Л Ь С Т В О Т Г Т У УДК 346.26:629.331(075) ББК У9(2)373.3я73 Б959 Р е ц е н з е н т ы : Доктор экономических наук, профессор Воронежского государственного технического университета Н.В. Федоркова Доктор технических наук, профессор Ю.Ю. Громов Н а у ч н ы й р е д а к т о р Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ В.П. Бычков Бычков, В.П. Б959 Эффективность производства и предпринимательство в автосервисе : учебное пособие / В.П. Бычков, Н.В. Пеньшин. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 304 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-0690-5. Изложены основные положения по организации предпринимательской деятельности в сфере автосервисных услуг. Приводится характеристика автосервиса как объекта предпринимательства, рассматриваются вопросы эффективности производства, маркетинга и конкурентоспособности в автосервисе, организации выполнения услуг, налогообложения, бизнес-планирования, государственного регулирования деятельности субъектов автосервисных услуг и лизинга. В приложениях приводятся нормативно-правовые документы. Для студентов, обучающихся по специальностям 080502 "Экономика и управление на предприятии транспорта", 190603 "Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильного транспорта)", а также 190601 "Автомобили и автомобильное хозяйство", 190702 "Организация безопасности дорожного движения", и другим автотранспортным специальностям. Может быть использовано слушателями курсов переподготовки и повышения квалификации и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность в сфере автосервисных услуг. УДК 346.26:629.331(075) ББК У9(2)373.3я73 ISBN 978-5-8265-0690-5 © ГОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет" (ТГТУ), 2007 Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет"    В.П. БЫЧКОВ, Н.В. ПЕНЬШИН ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В АВТОСЕРВИСЕ Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальностям 080502, 190603, 190601, 190702 Тамбов ♦ Издательство ТГТУ ♦ 2007 Учебное издание БЫЧКОВ Владимир Петрович ПЕНЬШИН Николай Васильевич ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В АВТОСЕРВИСЕ Учебное пособие Редактор З.Г. Ч е р н о в а Инженер по компьютерному макетированию М.А. Филатова Подписано в печать 26.12.2007. Формат 60 × 84/16. 17,2 усл. печ. л. Тираж 100 экз. Заказ № 840 Издательско-полиграфический центр Тамбовского государственного технического университета, 392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14 ПРЕДИСЛОВИЕ Одной из особенностей современного этапа развития России является резкое увеличение численности легковых автомобилей, принадлежащих населению. Если в 1985 г. она составляла около 12 млн. автомобилей, а обеспеченность легковым автомобильным транспортом по различным регионам страны на начало 1985 г. колебалась от 30 до 100 единиц на 1000 человек населения, то в 2001 г. в России насчитывалось 21,4 млн. легковых автомобилей, а обеспеченность легковым автотранспортом составляла 147 единиц на 1000 человек населения. В 2005 г. обеспеченность достигла 180 автомобилей на 1000 человек населения. И хотя Россия по данному показателю отстает от других стран примерно в 3–4 раза, проблем в связи с возрастанием темпов автомобилизации возникло немало. Одной из них является поддержание автомобильной техники в исправном состоянии. В этих условиях возрастает роль автосервисных предприятий, выполняющих такие услуги. Большая часть автосервисных предприятий (более 80 %) относятся к категории малых, т.е. численность работающих в них не превышает 100 человек. Кроме того на рынке автосервисных услуг осуществляют свою деятельность индивидуальные предприниматели, выполняющие некоторые виды работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Следует подчеркнуть, что современные автосервисные предприятия выполняют работы по техническому обслуживанию и ремонту не только легковых автомобилей, но и грузовых, а также автобусов, принадлежащих разным автовладельцам (специализированным автотранспортным предприятиям любой формы собственности, индивидуальным предпринимателям – перевозчикам и т.д.). Почти все автосервисные предприятия являются частными и лишь 5 % – государственными или муниципальными и так же, как частные, выполняют свои функции на коммерческой основе. Эффективность предпринимательской деятельности в сфере автосервисных услуг в значительной степени зависит от уровня организационно-экономических знаний и компетентности управленческого персонала (менеджеров, маркетологов, экономистов и др.). В рыночных условиях они должны уметь определять потребности рынка услуг, в соответствии с которыми организовать процессы технического обслуживания и ремонта, создавать условия для высокопроизводительной работы всех работающих в указанной сфере. Большое значение в сложившихся условиях имеет экономическая подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов в области автосервиса, осуществляемая в системе высшего и среднего специального образования. В настоящее время существует большое число опубликованных работ по общим вопросам предпринимательской деятельности. Однако применительно к отдельным отраслям и видам деятельности, в том числе к автомобильному транспорту, такой литературы недостаточно. Разумеется, предпринимательство, осуществляемое в разных отраслях и видах деятельности, имеет много общего. В то же время в каждых отраслях и видах деятельности имеется целый ряд особенностей в решении тех проблем, с которыми приходится сталкиваться предпринимателям. К таким проблемам, в частности, относятся проблемы маркетинга, организации производства, внутрифирменного планирования и др. Поэтому возникает необходимость в издании учебной литературы по предпринимательству в разных отраслях, особенно тех, в которых предпринимательство получило широкое распространение. К числу таких отраслей относится автосервисное обслуживание, где в настоящее время функционирует большое число малых предпринимательских фирм и индивидуальных предпринимателей, выполняющих автосервисные (техническое обслуживание и ремонт) и другие услуги на коммерческой основе. Данное пособие содержит методические материалы по организации предпринимательской деятельности в сфере автосервисных услуг. Значительное внимание при этом уделено вопросам создания и функционирования бизнеса в этой сфере (планирования, маркетинга, налогообложения и др.), а также государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства. В приложениях помещены нормативные документы, действующие в настоящее время на автомобильном транспорте, и другие материалы, которые необходимы при организации предпринимательской деятельности в сфере автосервисных услуг. |