Ю. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе формирования национального общества: региональный аспект проблемы




Скачать 140.81 Kb.
НазваниеЮ. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе формирования национального общества: региональный аспект проблемы
Дата25.01.2013
Размер140.81 Kb.
ТипДокументы
УДК 37.013.42


Ю. В. Кушнир


ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ


В данной статье рассматриваются вопросы этнической идентификации как механизма социализации личности в условиях развития и становления национального общества. Вместе с тем затрагиваются проблемы воспитания непредвзятого отношения к представителям различных этносов, которые проживают в Донецком регионе.


Развитие и усложнение человеческого общества, взаимопроникновение культур и стилей жизни, задачи, которые ставит государство перед сферой образования, определяются во многом и воспитанием толерантного гражданина и одновременно патриота своей страны, своей национальной культуры. По данным отдела Всеукраинской переписи населения 2001 года на территории Донецкой области проживают представители более 130 национальностей и народностей. В национальном составе населения Донецкой области большинство украинцев (56,9 %) от общего количества населения; русских (38,2%); греков (1,6 %); белорусов (0,9 %); татар (0,4%); евреев (0,2%); за последние годы увеличилась численность грузинов, азербайджанцев, армян. В Донецком регионе зарегистрированы и действуют 92 национально-культурных формирования, которые объединяют в своих рядах греков, евреев, испанцев, поляков, немцев, армян, россиян, татар, представителей дагестанских народов общей численностью свыше 70 тыс. человек [1].

В период становления и развития независимого и самостоятельного государства немаловажную роль играет образовательный и воспитательный процессы, которые и обеспечивают социализацию конкретного индивида. Функции образования и воспитания, а, следовательно, и социализации выполняет школа, как социальный институт.

В последние годы в Донецком регионе уделяется внимание возрождению украинского языка, разработке новых учебных пособий, проведению тематических вечеров, национальных праздников, которые предполагают, что воспитание национального характера и национального сознания должно идти планово и постепенно. Кроме того, в учебные планы школ области вводят предметы, которые направлены на более глубокое изучение, как своего государства, своего родного края так и других, но не менее интересных стран. Все это, так или иначе, способствует формированию этнической идентичности, этнического самосознания и толерантного отношения к представителям различных этносов.

Вместе с тем необходимо учесть, что большую часть своего времени школьники проводят в школе, а не дома. Именно в школьных стенах происходит, отчасти, воспитание человека и гражданина, именно там формируется мировоззрение личности, установки, жизненные принципы, национальный характер. Непосредственно на своих уроках педагоги затрагивают этнокультурные и национальные вопросы развития нашего общества, оказывая влияние на отношение к другим народам и этносам.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических концепций формирования этнической идентификации и ее значение в педагогическом процессе.

Подчеркивая значимость и комментируя вопросы этнокультурного взаимодействия, в своих работах высказывались по данному вопросу еще в 80-х годах: А. Ф. Дашдамиров [2], Ю. В. Бромлей [3], И. С. Кон [4], Л. М. Дробижева [5], Г. А. Старовойтова [6] и др. Исследователи этнических проблем однозначно указывали на то, что "… необходимы совместные усилия этнографов, психологов, педагогов, историков, фольклористов для разработки проблем идентификации человека в рамках того или иного этноса…[7]". Все эти усилия обязательно станут благодатной почвой для развития в будущем истинно национального общества. В начале 90-х гг. появляется ряд психологических работ, посвященных описанию этнических стереотипов, этнической идентификации в исследованиях В. Т. Крысько, А. А. Дергач [8]; В. П. Левкович, И. Б. Андрущак [9] и др.

Следует отметить, что процесс этнокультурной идентификации сложен и многообразен. Данный процесс включает большое количество элементов той культуры, представителем которой является конкретный индивид, кроме того, и особенности культуры других этносов проживающих на одной территории.

Так, например, в проведенных исследованиях А.Ф. Дашдамирова, прослеживается мнение, что национальный характер, национальные отношения или "… сферу национальной психологии образуют чувства, переживания, привычки, обычаи, традиции, вкусы, установки и т.д., в которых отражены особенности национального бытия, национальной истории, интернациональные связи и взаимодействия" [10]. Поликультурное, многонациональное общение актуализируют этническую идентичность, так как только через сравнение можно наиболее четко воспринять свою «русскость», «еврейство» и т.п. как нечто особое.

В психологическом контексте идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании социальных установок и прочее [11].

В процессе формирования личность соотносит себя с теми или иными группами (семьей, классом и т.д.). Не последнее место занимает и идентификация с этносом. Подросток или юноша осознанно относят, отождествляют, сравнивают самого себя с другими этническими группами, но при этом выбор и эмоциональная окраска, сопровождающие выбор индивидуальны. Чаще всего этот выбор обусловлен, теми представлениями о мире, теми особенностями информации, благодаря которым сформировалось обыденное сознание в отношении конкретного этноса. Именно школа, в большинстве своем, обеспечивает выполнение данной функции для индивида.

В связи с этим в нормативных документах, регулирующих деятельность учебных заведений, определен ряд взаимосвязанных тенденций, которые оказывают непосредственное влияние на процесс формирования определенных установок будущих граждан современной Украины. Многообразие языков, обычаев и традиций, представителей всех этносов, проживающих на территории Донецкой области, все это является составляющими этнической культуры в Донецком регионе. Поэтому, рассматривая процесс взаимодействия образования и культуры, необходимо учитывать его двусторонний характер: этнокультура активно влияет на содержание образования, а образование в свою очередь на восприятие этнических меньшинств через формирование этнической идентичности. Данное взаимовлияние отражено в Национальной доктрине развития образования Украины в XXI веке [12], Концепции гражданского воспитания детей и молодежи Украины [13].

Большой вклад в изучение этнической идентичности внесла Т. Г. Стефаненко, которая утверждала, что "человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и этнос - не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп можно назвать партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения молодежи и т.д. и т.п. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но с их помощью стремление к психологической стабильности не всегда может быть реализовано. Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какой-то проступок из группы исключить. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Именно благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки" [14].

Рассматривая проблемы этничности в системе образования Т. Г. Стефаненко в своих работах указывает, что этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности именно у нас в стране: самоотождествиться с «народом» для большинства граждан не составляет труда, так как советская паспортная система превратила «национальность» в расовую категорию, определяемую по «крови» (происхождению родителей), тогда как во всем цивилизованном мире это понятие означает гражданство. При этом «новые этнические русские» (или украинцы, татары и т.п.) не так давно осознававшие себя, прежде всего как «советских» и мало задумывавшиеся о том, что их связывает с этносом кроме пятого пункта в паспорте, часто выделяют либо самые внешние знаки идентичности (национальную одежду, другие элементы оформления внешности, стиль речи), либо глубинные факторы крови, миф об общем происхождении тех или иных этносов [15].

Несомненно, что благодаря этнической идентичности возникают актуальные представления о том, что определенная социальная группа стремится самоопределиться и обособиться от других, утвердить свою автономию и доказать свое превосходство и непохожесть на других, что лежит в основе механизмов социальной идентичности.

В ее структуре обычно исследователи выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) [16]. Некоторые авторы выделяют и поведенческий компонент социальной идентичности, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» [17].

Известны различные причины, по которым индивиду необходимо ощущение того, что он не одинок и потребность эта формировалась в ходе социально-исторического развития общества. Изучая, особенности подросткового и юношеского возраста психологи отмечают значимость микрогрупп, членами которых являются взрослеющие члены общества. Одной из таких социально значимых групп может являться и этническая группа.

Безусловно, следует согласиться с мнением И. Кона, что "… большинство людей усваивает предубеждения в детстве, до того, как получает возможность критически осмыслить получаемую информацию" [18]. Нельзя недооценивать, что существование тех или иных предпочтений, представлений, образов в отношении представителей других наций в процессе этнокультурной социализации подрастающего поколения большую роль играет процесс семейного воспитания, а точнее реакции, фразы, поведенческие паттерны родителей, модели поведения по отношению к другой общности, близкого окружения и референтной группы. Причем, учитывая возрастные особенности, следует отметить, что на жизненно важных этапах развития на ребенка оказывают влияние различные, а порою и противоречивые идеалы, модели поведения значимых взрослых: в начале родителей, затем учителей и наконец, сверстников.

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже [19]. Развитие этнической идентичности швейцарский ученый рассматривает, прежде всего, как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Ж. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик:

  1. в 6-7 лет ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности;

  2. в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык;

  3. в младшем подростковом возрасте (10-11 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.

Обратим внимание, что именно с 6-летнего возраста ребенок идет в школу и чаще всего именно там, получает опыт взаимодействия с представителями различных этносов. В зависимости от того, какой личный опыт ребенок получает, у него формируется отношение, прежде всего к себе, своим близким и к другим менее значимым людям. Получая определенные знания, ребенок научается или не научается уважать и ценить свой этнос и с уважением относиться ко всем людям независимо от их национальной принадлежности в этом и заключается глобальность процесса воспитания толерантного отношения ко всем людям. И многое в этом процессе зависит от позиции, которую занимает значимый взрослый, так как дети до определенного возраста действуют на уровне подражания.

К настоящему времени проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов в развитии этнической идентичности. Первые «проблески» диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3-4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий (цвета кожи, волос) детьми до трех лет. Но практически все исследователи согласны с Ж. Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение.

Следует согласиться с мнением Т.Г. Стефаненко [20], которая утверждала, что этническая идентификация не статичное, а динамичное образование: процесс ее становления не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности и развивать общество, в котором осуществляет свою деятельность тот или иной индивид.

Этническая идентификация является частью поликультурного воспитания, которое, в свою очередь, базируется на поликультурном образовании. По мнению С. Федоровой [21] поликультурное образование включает в себя знания о различных элементах культуры:

  1. материальная культура (тип поселений, жилища, предметы быта, одежда, украшения, национальная кухня, транспортные средства, орудия труда, труд с учетом его специфики);

  2. духовная культура (народные обычаи, обряды, праздники, язык, народное творчество, искусство);

  3. нормативная культура (общечеловеческие нравственные качества, правила общения между людьми внутри этноса и вне его).

Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов. В поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

  1. национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его культурно-исторические достижения;

  2. ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым других национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;

  3. сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.

Таким образом, процесс этнокультурной социализации школьников начинается с вхождения в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности. И процесс этот осуществляется в системе образования. Важно, чтобы были учтены и в равной степени отображены в деятельности педагогического коллектива следующие направления поликультурного воспитания:

  1. информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.);

  2. эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления важно вызвать отклик в душе ребенка на уровне чувств);

  3. поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Таким образом, система образования, обеспечивая национальное воспитание, формирует этническую идентичность ребенка путем обучения родному языку, ознакомления с обычаями, традициями, ценностями народа. Однако, ставя в структуре личности национальное на первый план, следует учитывать две возможные крайности: нигилистическую — отрицающую и не признающую свою национальность и ее культуру, и национально-шовинистическую — проповедующую лишь свои национальные приоритеты и установки и принижающую роль, и значение других национальностей. Поэтому очень важна параллельная работа по ознакомлению с другими этническими коллективами, чтобы не упустить сенситивный период усвоения других языков и культур, не ограничить мир социальных контактов детей. Система образования должна обеспечить, прежде всего, сохранение целостности нации, этнического самосознания, культурного генофонда, языковых отличий, но вместе с тем и толерантное отношение к другим этносам и национальным меньшинствам. Задача учебных заведений, прежде всего, обеспечить приобретение и присвоение на личностном уровне тех социально-значимых культурных, духовных и государственных качеств, которые отражают принадлежность к определенному этносу.

Учитывая, что особую актуальность проблема национальной идентичности приобретает при построении системы национального образования, в данной работе была предпринята лишь попытка, проанализировать роль этнической идентификации в процессе обучения и воспитания. В дальнейших исследованиях имеет смысл обозначить связь особенностей национальной самоидентификации подростков с национальностью их родителей. Особый интерес представляет анализ данной проблематики тех подростков, кто был рожден в смешанных (по национальному признаку) браках, влияние гендерных факторов на этническую идентификацию детей.

Литература

1. Донецкая область в цифрах. // Агенство регионального развития "Донбасс", 2004. – С.27. 2. Даждамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Сов. этнография, 1983. № 2. 3. Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии особенностей культурной среды на психику // Сов. этнография. 1983 № 3. 4. Кон И.С. К проблеме национального характера // История и психология. М., 1971. 5. Дробижева Л.М. Опыт этносоциологического исследования образа жизни. -М., 1980. 6. Старовойтова Г.В. Этнические группы в современном советском городе: социол. очерк.- Л.: Наука, 1987. 7. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие.- М., 1997. – С. 257. 8. Крысько В.Т., Деркач А.А. Этнопсихология. Теория и методология. Ч. 1-2. М., 1992. 9. Левкович В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен // Псих. журнал 1995. № 2 с. 70-81. 10. Даждамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Сов. этнография, 1983. № 2. – С. 66. 11. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест, 1997.- С. 183. 12. Національна доктрина розвитку освіти України у XXI столітті / Затверджена Указом Президента України від 17 квітня 2002 року. 13. Концепція громадянського виховання дітей і молоді в Україні / Затверджена Постановою президії Академії педагогічних наук України від 19 квітня 2000 р. 14. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы её изучения // Этнос. Идентичность. Образование / Под редакцией В.С. Собкина.- М., 1999.- С. 134. 15. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.- Вып.1.- М., 1998.- С. 198. 16. Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина.- М., 2003. 17. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р, Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996.- С. 296. 18. Кон И.С. Психология предрассудка. О социально-психологических корнях этнических предубеждений // Новый мир. 1966. № 9. – С. 34. 19. Пиаже Ж. Избранные психологические сочинения .- М., 1969. – С. 231. 20. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы её изучения // Этнос. Идентичность. Образование / Под редакцией В.С. Собкина М., 1999. 21. Федорова С. Этнокультурная компетентность педагога. – М., 2000.

Похожие:

Ю. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе формирования национального общества: региональный аспект проблемы iconРабочая программа дополнительного профессионального образования по направлению «днк-идентификация личности»
Молекулярно-генетическая идентификация личности по маркерам ядерной и митохондриальной ДНК
Ю. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе формирования национального общества: региональный аспект проблемы iconПубличный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности моу ильигорская оош за 2006-07 учебный год
В 2006 – 2007 учебном году педагогический коллектив школы продолжал работу над темой «Развивающий аспект в обучении как средство...
Ю. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе формирования национального общества: региональный аспект проблемы iconКонкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе»
«Формирование устойчивых духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе»
Ю. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе формирования национального общества: региональный аспект проблемы iconАктуальные проблемы формирования личности и пути их решения: теория и практика
Актуальные проблемы формирования личности и пути их решения: теория и практика : сб научных статей / отв ред. С. Г. Григорьева, З....
Ю. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе формирования национального общества: региональный аспект проблемы iconТема реферата: «Формирование личности в процессе социализации»
Люди задаются вопросом, в чем же проблема формирования личности, на этот вопрос я и попытаюсь ответить
Ю. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе формирования национального общества: региональный аспект проблемы iconЭффективность местного самоуправления в условиях становления гражданского общества в россии (региональный аспект)
Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования
Ю. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе формирования национального общества: региональный аспект проблемы iconЛитература Нельзя научить человека на всю жизнь
«Исследовательская деятельность в обучении, как путь формирования творческой активности и самореализации личности школьника»
Ю. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе формирования национального общества: региональный аспект проблемы iconПотребность общества в творческой образованной личности
Развитие творческой активности и формирование приемов самоорганизации личности учащегося в процессе обучения
Ю. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе формирования национального общества: региональный аспект проблемы iconВ. И. Аннушкин Что есть счастье: риторика поздравительной речи в процессе формирования личности
Что есть счастье: риторика поздравительной речи в процессе формирования личности
Ю. В. Кушнир этническая идентификация личности школьника в процессе формирования национального общества: региональный аспект проблемы iconПравосознание как основа формирования гражданского общества: социологический аспект
Работа выполнена на кафедре философии и социологии Адыгейского государственного университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница