Э. А. Шеуджен




НазваниеЭ. А. Шеуджен
страница1/4
Дата25.01.2013
Размер0.7 Mb.
ТипУчебный курс
  1   2   3   4
Адыгейский государственный университет


Исторический факультет


Э.А. Шеуджен

Историография. История исторического знания

Модульно-рейтинговая система контроля знаний студентов: учебно-методическое обеспечение




Майкоп

2009


Печатается по решению Редакционо-издательской комиссии

Адыгейского государственного университета


Издание осуществлено при поддержке Министерства образования и науки РФ (фундаментальное исследование 1.1.03)


Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Т. Сидорова; доктор исторических наук, профессор Н.А. Почешхов


Шеуджен Э.А. Историография. История исторической науки. Модульно-рейтинговая система контроля знаний студентов: учебно-методическое обеспечение. Майкоп: Изд. АГУ, 2009. – 56 с.




В учебном пособии представлена картина развития исторического знания, процесс формирования историографии как научной дисциплины. Предлагаемые материалы приведены в соответствие с этапами действия модульно-рейтинговой системы контроля знаний и адресованы студентам исторического факультета.


© Исторический факультет АГУ 2009


Содержание


1. Общие пояснения к модульно-рейтинговой системе контроля знаний……………………………………………………………….С.


2. Учебная программа курса…………………………………… С.


3. Введение к курсу ……………………………………….………С.


4. Аннотированная тематика лекций………………………………………………………………... С.


5. Планы семинаров-практикумов……………………………. С.


6. Рекомендованная литература ………………………………. С.


Примечание: при работе с материалами комплекса желательно соблюдать указанную последовательность


1. Общие пояснения к модульно-рейтинговой системе контроля знаний


Учебный курс по историографии на основе действующей программы дисциплины разделен на четыре модуля:


► лекционный курс;

► практикумы - семинары;

► блок теоретико-методологических вопросов;

► основные базовые вопросы.


1. Модуль «Лекционный курс» оценивается в 30 баллов. Рубежный контроль – тестирование.


Примечание: тематика лекций определенна учебным планом.


В оценочный критерий входят:

контрольные опросы на лекции, направленные на выяснение степени усвоения студентами изложенного материала (в течение всего семестра) – 10 баллов;

рубежный контроль тестирование, по разделам учебного курса, отражающим основные этапы развития исторического знания (3 – 4 неделя ноября) – 20 баллов


2. Модуль «Семинары – практикумы» ориентированный на стимулирование систематической, самостоятельной работы студентов, оценивается в 30 баллов. Текущий контроль творческая активность на занятиях.


В оценочный критерий входят:

☻ уровень подготовки студента по рекомендованным заданиям – 10 баллов;

☻ характер самостоятельно привлеченного студентом дополнительного материала– 10 баллов;

☻ аргументированность, логичность ответов, активность при обсуждении вопросов и выступлений сокурсников– 10 баллов.

3. Модуль «Теоретико-методологические вопросы» оценивается в 20 баллов. Итоговый контроль – эссе


В оценочный критерий входят:

☻ освоение студентами теоретико-методологических проблем лекционного курса и заданий по самостоятельной работе;

☻ понимание процесса развития исторического знания, умение творчески осмысливать весь объем накопленной информации и обобщать в самостоятельном письменном сочинении (3 – 4 неделя декабря)– 20 баллов.


4. Модуль «Основные базовые вопросы» оценивается в 20 баллов

В оценочный критерий входят:


☻ результаты опроса на сессионном итоговом экзамене.


Примечание: полная оценка по дисциплине определяется по сумме баллов, полученных студентом по различным формам текущего, рубежного и итогового контроля: 91100 баллов «отлично»; 81 90 баллов «хорошо»; 61 80 баллов «удовлетворительно»; менее 61 балла «неудовлетворительно».


2. Учебная программа курса «Историография. История исторической науки»

Пояснительная записка

Для современного состояния исторического знания характерен повышенный интерес к теоретико-методологическим проблемам истории, поиск альтернативных концепций интерпретации прошлого, отказ от заданных идеологических схем и одномерных трактовок. В связи с этими процессами усиливается внимание историков к разработке фундаментальных проблем историографии, занимающих все более значимое место в системе исторического образования.

В наши дни существенно изменились представления ученых и общества о научном статусе этой академической дисциплины, ее социальной роли, влиянии на другие формы духовной культуры. Не менее значимым является обращение к вопросам, связанным с выяснением сущности научной деятельности историков, объективного вклада их трудов в становление и развитие исторической науки, способов научной коммуникации, складывании научных школ и направлений, приемах и методах написания исторических сочинений.

Широко дискутируется проблема качества исторического профессионализма: под воздействием науковедческих разработок обозначился интерес не столько к готовому знанию, сколько к способам его получения. Вполне естественно, что новая стратегия выдвигает на первый план дисциплины, служащие формированию специалиста, способного на высоком уровне знания конкретики, глубокого понимания теории и методологии, вырабатывать такой интеллектуальный продукт как новое знание.

Предлагаемая вашему вниманию программа ставит целью – определить основные теоретико-методологические ориентиры студента по истории исторической науки, способствовать осмыслению адекватности исторических и историографических источников в отношении к исторической действительности, а также сформировать представление о системе методов выявления, отбора и последующей обработки содержащейся в историографических источниках информации. Данная программа не включает так называемую проблемную историографию, разрабатываемую каждой исторической дисциплиной в рамках своего профиля и проблематики: акцент переносится на процесс развития исторического знания в социокультурном контексте.

Программой предусмотрен объем и уровень знаний, необходимый выпускнику факультета для освоения важнейших, актуальных проблем историографии и самостоятельной научно-исследовательской деятельности.


Учебная программа

Предмет и задачи историографии. Место историографии в системе исторических дисциплин. Понятие «историография». Предмет историографии: эволюция взглядов на данный вопрос. Взаимодействие с другими направлениями исторического знания. Историографический факт. Историографический источник. Типология историографических источников. Основные факторы развития исторической науки. Специфика исторического познания. Объективность и достоверность исторического знания. Структурные уровни исторической науки. Научные направления и школы. Принципы и методы историографического исследования. Взаимосвязь теоретико-методологических воззрений исследователя и его конкретной историографической практики. Социальные функции исторического знания. Историческое сознание и историческая память. Пространство историографии в современном обществе. Связь развития исторической науки и современности. Значение историографических исследований.

Исторические труды и историописания в эпоху античности. Смысл понятия «античная историография». Хронология. Возникновение ранних форм исторического знания. Миф и эпос как форма общественного сознания.

Социокультурные и интеллектуальные предпосылки формирования исторической мысли в Древней Греции. Основные формы фиксации знаний о прошлом. Эпическая традиция и официальные хронологические записи. Гомер. Гесиод. Логографы. Гекатей Милетский. Возникновение понятия «история». «Отец истории» Геродот. Сочетание в его «Истории» рациональных и мифологических принципов. Историческая концепция Геродота: тема противостояния Востока и Запада. История как связь взаимообусловленных событий. Метод «расспрашивания». Новеллистическая стилистика.

Фукидид – родоначальник прагматической научной историографии. Его понимание целей и задач историка. «История» Фукидида как свидетельство очевидца. Использование документальных источников. Принципы и методы рациональной критики источников. Драматургические приемы повествования. Оценка творчества Геродота и Фукидида в историографической литературе.

«Греческая история» Ксенофонта. Аристотель и его концепция истории. Метод «обратных заключений».

Историческая мысь эпохи эллинизма. «Всеобщая история» Полибия как новый тип исторического сочинения. Полибий о смысле истории, предмете и цели историописаний. Движущие силы и характер исторического процесса. Теория естественных циклов. Анализ причинно-следственных связей. Принципы работы Полибия с источниками и их значение для развития исторической мысли. Развитие историко-биографического жанра. «Сравнительные жизнеописания» Плутарха.

Возникновение исторического знания в Риме. Влияние древнегреческого и эллинистического способов историописаний. Различия процесса генезиса исторической мысли в Греции и Риме. Анналы. «Великие анналы». Историческая концепция Саллюстия: назначение истории в нравственном назидании современникам и предостережении потомкам. Характерные черты древнеримской историографии.

Историческая мысль императорского Рима. Творчество Т. Ливия. Попытка создания полной истории Рима. «История» и «Анналы» К. Тацита. Тацит о римском народе и государстве. Концепция «упадка навов римского народа». Морализаторство истории. Светоний и его книга «Жизнь двенадцати цезарей».

Историческая мысль позднего Рима. Творчество А. Марцеллина. Становление традиции теоретической рефлексии. Морально-назидательный характер историографии. Античное историческое сознание и историописания. Формирование новой системы духовных ценностей.

Общая характеристика историографической ситуации западноевропейского средневековья. Этапы развития средневековой историографии. Преемственность античной и средневековой историографии. Предпосылки формирования христианской традиции историописания.

Историко-философские воззрения А. Августина и их значение для исторической мысли. Переход от античного прагматизма к средневековому провиденциализму. Складывание теологической концепции истории. Библейская модель истории как основа христианского понимания процесса развития человечества. Линейная модель времени. Попытка создания периодизации: учение Августина о шести периодах истории. Отражение историко-теологических схем в практике историописаний.

Основные историографические источники. Аналлы: историографическая значимость. Виды хроник. Королевские хроники. «Большие французские хроники». Хроники крестовых походов. Городские хроники. Ж. Фруассар и его «Хроника». Хроники позднего средневековья. Принципы и методы работы средневековых хронистов.

Первые истории народов Западной Европы: эволюция концепций и жанровых особенностей. Кассиодор. Иордан. «История франков» Григория Турского. «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного. «История лангобардов» Павла Диакона. Характер источниковой базы. Принцип «одного источника». Компилятивность средневековых сочинений. Жития святых. Развитие агиографии как формы воплощения исторического сознания.

Особенности развития византийской историографии. Прокопий Кесарийский. Феофан Исповедник. Фотий. Традиционализм византийской культуры.

Священная и светская история. Тенденция усиления рационалистических светских элементов. Историко-биографический жанр. «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда. Мемуары. Принципиальные особенности средневекового исторического сознания и его влияние на историографический процесс.

Зарождение исторического знания в России. Истоки российской историографии. Былины и их исторический смысл. Летописи – первые письменные исторические произведения. Периодизация летописания. Провиденциализм как основа мировоззрения летописцев. Принципы составления летописей, приемы отбора и истолкования свидетельств. «Повесть временных лет». Складывание исследовательской тематики. Проблема происхождения Руси и княжеской династии. Осознание места Руси в окружающем мире.

Процессы в русском летописании XIV-XVI вв. Обоснование идеологии великокняжеской (царской) власти и ее отражение в общественно-политической и исторической мысли. Составление общерусского летописного свода. «Лицевой свод» как итог общерусского летописания. Усиление роли государства в составлении и редактировании летописных сводов. Хронографы. Возрастание интереса к всеобщей истории. Концепция происхождения Российского государства (теория «Москва – третий Рим») и власти Московских князей («Сказание о князьях Владимирских»). «Степенная книга» и ее влияние на последующие исторические сочинения. «История о Казанском царстве» как новый тип исторического сочинения. Сочинения Ивана IV. «История о великом князе Московском» А. Курбского. Историческая публицистика. Особенности начального этапа развития российской исторической мысли.

Историография эпохи Возрождения. Принципиальное значение рубежа XIV-XV вв. Гуманистическое направление в культуре: влияние на исторические работы. Античность в историческом сознании и историографии Ренессанса. Складывание нового комплекса гуманитарных дисциплин. Основные школы. «Политико-риторическая школа» (Л. Бруни). «Новая политическая школа» (Н. Макиавелли). Труды западноевропейских историков – гуманистов (Ж. Боден, М. Монтень, Т. Мор, Ф. Бэкон и др.). Секуляризация исторического сознания и приемы исторической критики. Отход от провиденциализма, возвращение принципа античного прагматизма. Идеи циклизма и прогресса в истории. Осознание принципов новой периодизации. Отношение к историческим фактам и источникам. Совершенствование литературного стиля исторических трудов. Научные успехи историков-гуманистов и их влияние на развитие исторического знания.

Историческая мысль в XVII в. Новые принципы построения научного знания. Влияние политических процессов на трансформацию исторической мысли. Формирование принципиально нового образа общества и истории. Ф.Бэкон о единстве истории и естественнонаучного знания. Изменение системы представлений о мире. Критический рационализм как базовый принцип научного познания. «Рассуждения о методе» Р. Декарта. Скептическое отношение к практикам историописаний. Развитие палеографии, хронологии, дипломатики. Публикация исторических источников. Критический анализ текстов рукописей. Основные черты европейской историографии XVII в.

Исторические взгляды в эпоху Просвещения. XVIII в. – Век Просвещения, важнейший этап в развитии исторической мысли. Существенные перемены в политической, экономической, социальной и культурной жизни. Возрастание общественного интереса к истории. Начало институционального оформления исторической науки. Новое понимание принципов и задач исторического исследования. Влияние Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера на европейскую историческую мысль. «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Труды историков-эрудитов и сочинения историков-философов. Осмысление методологических проблем истории. Новое понимание познавательных задач исторической науки. Д.Вико о трансформации коллективного сознания и способах познания мира. Сочетание идей прогресса и циклизма.

Соединение истории с просветительской философией. Обоснование теории прогресса и историзма. Понимание просветителями истории как части науки о человеке. Вольтер и его труд «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях». Обращение к проблемам всемирной истории. Ж.Кондорсэ о величии человеческой природы и прогрессе человечества. Возрастание интереса к национальным историям стран Европы.

Роль географического фактора в истории в трактовке Ш. Монтескье. Устойчивый интерес к антрополого-социальным проблемам. Идеи К. Гельвеция, П. Гольбаха. Особенности исторической мысли немецкого Просвещения. Геттингенская школа. Взгляды И. Винкельмана. Теория культуры И.Канта, его гносеологические взгляды. И.Гердер и его попытки представить широкую картину прошлого и настоящего народов мира. Гердер о культуре как особом укладе жизни народов, системе ценностей, способе осмысления мира. Развитие идей просвещения в Англии. Трактовка Д.Юмом сущности и функции исторического знания. Э.Гиббон и его общеисторические взгляды.

Проблема критики исторического источника в творчестве просветителей. Интеллектуальные течения, связанные с поиском, коллекционированием, систематизацией и классификацией исторических документов. Развитие традиции антикваров-публикаторов. Роль выдающиеся деятели эпохи Просвещения в развитии исторического знания.

Историческое знание в России XVII - XVIII вв. Изменение в характере и форме исторического повествования, нарастание прагматизма в исторических сочинениях. Разделение знания на духовное (богословское) и мирское. Сказания и повести «Смутного времени». «Сказание» А. Палицына. «История» Ф. Грибоедова. «Временник» И. Тимофеева. «Синопсис» И. Гизеля - первая учебная печатная книга по русской истории. Исторические сочинения Сильвестра (С. Медведева). «Скифская история» А. Лызлова. Городские повести. Оценки в историографии исторической мысли XVII в.

Петровские преобразования в России и их роль в развитии исторических знаний. Утверждение рационалистического мировоззрения в контексте европизации российской культуры. Возникновение в интеллектуальной культуре идей связанных с философией Просвещения. Правительственные мероприятия по собиранию исторических памятников и организаций архивного дела. Исследования по современной истории. Коллективная история Северной войны. Исторические труды Ф. Прокоповича, П.П. Шафирова, Б.И. Куракина.

В.Н. Татищев и его попытки представить широкую картину прошлого и настоящего народов мира. Понятие культуры как особого уклада жизни народов, системы ценностей, способа осмысления прошлого. Вклад в развитие источниковедения и археографии. Собирание, систематизация и изучение отечественных и зарубежных источников по древней истории России. Критика списков летописей и документов. Зарождение российского источниковедения. Совершенствование исследовательских методов.

Роль Академии наук в разработке проблем российской истории. Исследования Г.-З. Байера, Г.-Ф. Миллера. М.В. Ломоносов и его исторические исследования. Критика «норманнской» теории. Формирование теоретических принципов рационализма в толковании исторического процесса.

Идеи Просвещения в сочинениях М.М. Щербатов. Развитие просветительских идей. А.Н. Радищев. Историографические работы И.Н. Болтина: основные положения его исторической концепции. С.М. Соловьев о «писателях русской истории XVIII века».

Основные проблемы развития европейской исторической мысли в XIX в. Изменение институционального положения исторической науки. Историческая наука – «наука века». Выделение историографии в самостоятельную науку. Проблема периодизации развития историографии. Характерные черты историзма как формы мышления и принципа познания в исторической науке. Развитие представлений о предмете исследования в исторической науке. Основные направления исторической мысли в XIX в.: романтизм, марксизм, позитивизм. Профессионализация труда историков.

Историческое знание в образовательной политике европейских государств. Формирование системы профессиональной подготовки историков. Национальные особенности преподавания истории в университетах. Создание исторических обществ, музеев, совершенствование хранения архивных документов. Публикация многотомных собраний исторических документов. Становление системы специализированных исторических изданий.

Романтическое течение в историографии. Утверждение нового идейно-художественного течения и его влияние на историографию. Развитие исторической романистики (В. Скотт, В. Гюго, О. Бальзак, А. Пушкин и др.), ее влияние на способы написания истории. Романтизм и интеллектуальное наследие Просвещения. Осмысление исторического опыта и пересмотр характерных для века Просвещения методов объяснения истории. Историзм как главная черта романтической историографии. Стремление историков воссоздать особенности духовного склада людей прошлого, их образа жизни. Принцип «вживания» в изучаемую эпоху, «сопереживания» с нею. Пристальный интерес к истории средневековья: его идеализация, противопоставление действительности. Стремление к выявлению особых, самобытных черт национальной истории. Придание истории статуса научной дисциплины.

Основные течения в романтической историографии. Роль романтизма в немецкой историографии. Реорганизация изучения и преподавания истории. Создание широкой сети научных обществ по изучению германской истории. Политизация немецкой историографии. Исторические воззрения И.Шиллера. Основные принципы философии истории И. Гердера («Идеи к философии истории человечества»). Признание единства всемирной истории. Попытка создания эволюционной картины мира. Преемственность и всеобщность социально-культурного процесса. Культура как продукт и стимул развития народов. Интерес Гердера к славянским народам, сохранившим «нетронутой народную культуру». Гуманистический характер воззрений Гердера.

Философия истории Г. Гегеля. Противоречивый характер интерпретации идей историзма. Курс «Философия истории». Диалектический характер процесса развития. Стремление применить диалектический метод к мировой истории как прогрессивному процессу. Представление о природном, историческом и духовном мире. Понимание всемирной истории как «саморазвитие первичного мирового духа». Поступательный и необратимый характер исторического развития. Роль личности в истории. «Школа Ранке». Разработка Л. Ранке историко-критического метода. Основные положения метода. Его знаменитое требование — писать историю «так, как это происходило на самом деле». Б.Нибур. Проблемы подлинности и критической оценки достоверности источников.

Сущность и значение немецкого романтизма, его противоречивый характер. Основные методологические идеи: границы исторического познания, проблема отбора фактов, методы исторической науки.

Романтическая историография во Франции. Социально-политическая обстановка: возникновение романтической историографии как реакции на Французскую революцию. Воздействие на историографию историко-публицистических работ Ф. Шатобриана.

Либеральная школа французских историков. Отношение к Просвещению и к романтизму. Призыв О.Тьерри к созданию новой истории Франции, («истории граждан, истории подданных, истории народа»). Тьерри и его теория классовой борьбы. Проблема образования на территории Франции враждебных «рас». Значение работ Тьерри для мировой историографии.

Особенности научного творчества Ф. Гизо. Проблема прогресса. Гизо о роли материального фактора в истории. Связь истории и современности в оценке Гизо. Ж. Мишле о Французской революции, о роли народных масс в истории, о путях преодоления противоречий современного общества. Особенности исторического метода Мишле.

Английская романтическая историография. Э. Берк как основатель романтизма. Критика Берком просветительских идей разума, равенства, прогресса. Утверждение идей органической природы общественного развития. Исторические взгляды Т. Карлейля. Его вклад в разработку проблем историографии.

Романтическая историография в России. Рост общественного интереса к истории. Складывание научных центров по изучению отечественной истории: университеты, исторические общества. Становление археологии, этнографии, исторической географии и статистики. Накопление и публикация исторических источников. Развитие критики источников. Становление исторической периодики.

Формирование основных исторических концепций в трудах ведущих российских историков. Н.М. Карамзин и его «Истории государства Российского». Проблема периодизации российской истории. Характер источниковой базы.

Полемика по вопросам теории и методологии исторической науки. М.Т. Каченовский. «Скептическая школа». Основание «Общества истории и древностей Российских». Н.А. Полевой о единстве исторического процесса. Попытка обоснования идеи об особом пути развития России М.Н.Погодина. Трактовка различия исторического процесса в России и Западной Европе. Историческая концепция А.И. Герцена: теория «русского социализма».

С.М. Соловьев и его «История России с древнейших времен». Влияние Гегеля на характер формирования его исторической концепции. Принцип историзма и идея органического, эволюционного развития. Теория факторов. Оценка основных этапов в русской истории. Значение трудов Соловьева в истории российской и мировой исторической науки.

Возникновение марксизма, его предпосылки. Марксистское понимание исторического процесса. Отношение К. Маркса и Ф. Энгельса к философским, экономическим и историческим теориям своего времени. Создание марксисткой теории. Категория общественно-экономической формации. Представление о всемирной истории как естественно - историческом процессе восхождения человечества к высшим формам организации общества. Марксизм и человеческий фактор в истории. Историческая проблематика в трудах основоположников марксизма. Исследования Маркса и Энгельса по истории России. Отношение к историческим источникам. Характерные черты и приемы исторического исследования в трудах Маркса и Энгельса. Отношение к исторической науке как к живому, развивающемуся процессу познания. Влияние марксизма на развитие исторического знания.

Позитивизм и его роль в развитии исторической мысли второй половины XIX – начала XX вв. Распространение идей позитивизма и формирование позитивистского направления в историографии. Понятие «позитивизм». Социально-экономические, политические и идейные условия распространения позитивизма. Идеи единства научного познания природы и общества. Задача выявления вечных и неизменных естественных законов общественной динамики. Стремление внедрить в историческое исследование методы естественных наук. Цель истории – познание закономерностей общественного развития

О. Конт как теоретик позитивизма. «Курс позитивной философии» и задача создания новой теоретической науки («сверх-истории»). Классификация наук. Дуализм взгляда Конта на историю. История человечества как отражение последовательной смены типов мышлнния («закон трех стадий»): теологического, метафизического, научного или позитивного. Ориентация истории на поиск законов общественного развития: возведение истории в «ранг» подлинной науки.

Социальные идеи Г. Спенсера и его работы «Основные начала» и «Основания социологии». Универсальность закона эволюции и особенности его действия: дифференциация и усложнение функций. Повторяемость явлений прошлого. Возможность причинно-следственного объяснения истории. Внешние и внутренние факторы развития человечества. Этапы в истории развития общества. Специфика восприятия идей позитивизма различными национальными историографиями.

Малогерманская историческая школа. И.Дройзен. Разработка проблем методологии истории. Предмет истории. Проблема специфики исторического познания. Соотношение партийности и объективности. Этапы «понимания» в истории.

Распространение позитивистских идей во французской историографии. «Введение в изучение истории» Ш.Ланглуа и Ш.Сеньобоса. И. Тэн как основатель культурно-исторической школы. Сциентизм Тэна в подходе к истории. Применение «естественнонаучного метода» к изучению социологии и истории. Идея основания экспериментальной истории. «Психологический метод» изучения общества: историческая наука как «психологическая анатомия». Факторы, воздействующие на формирование общественной психологии. Труд Тэна «Происхождение современной Франции». Понятие источника как отражения духа эпохи.

Э. Дюркгейм о специфичности социальной реальности. Человек в философско-антропологической концепции Дюркгейма. Сочетание теоретических и эмпирических подходов к изучаемым явлениям. Влияние основанной им социологической школы на развитие социальных и гуманитарных наук. Причины широкого распространения и устойчивости позитивистских идей в общественном сознании.

Формирование Оксфордской и Кембриджской школ английской историографии. Влияние контовских идей. Г.Бокль, критика современного состояния исторической науки. Предмет истории. Характер исторических законов. Значение в истории статистического метода Особенности европейского развития. Роль национального характера в истории. Значение идей Бокля в развитии позитивистской историографии.

Развитие идей позитивизма в российской историографии: В.О.Ключевский, В.И.Герье, Н.И.Кареев, П.Г.Виноградов и др. «Объективный» и «субъективный» методы В.О.Ключевского. Овладение методами критического изучения источников. Ориентация историка на широкие обобщения и поиск законов. Признание единства социальной эволюции человеческих обществ. Теория прогресса. Политизация идеи прогресса в российской науке.

«Основные вопросы философии истории» Н.И.Кареева. Научные интересы и место философско-исторических поисков в творчестве ученого. Связь Кареева с русской «субъективной школой» в социологии. Попытки создания научной методологии истории. Предмет истории и социологии. Обоснование специфики исторического познания. Классификация наук. Объективность истории и наличие «субъективного элемента» в научной истории. Социальные функции истории. Связь истории и современности.

Н.Я.Данилевский и его книга «Россия и Европа». Критика традиционной периодизации истории. Теория «культурно-исторических типов». Предмет истории как смена культурно-исторических типов. Законы и этапы их развития. Славянский культурно-исторический тип. Отрицание отождествления европейской цивилизации с общечеловеческой.

Н.И. Костомаров: определение задач исторической науки, отношение к историческому факту и источнику. Идея «национального духа» в исторических трудах Костомарова. Попытка противопоставить трактовку роли народа в истории традициям государственной школы. Концепция русской истории в трудах К. Н.Бестужева-Рюмина. Его труд «Русская история» и статьи о работах С.М. Соловьева, М.П. Погодина, К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина и др. Оценка декабристского, славянофильского, западнического направлений в историографии. Вклад в развитие источниковедения. Труды Бестужева-Рюмина по истории русского летописания.

Закрепление в европейской историографии понятия «русская школа» как некого научное сообщества специалистов по историографии Великой Французской революции (М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев, П.Г. Виноградов и др.).

Значение позитивистской философии для становления историографии как науки.

Исторической науки конца XIX - начала XX вв. Изменение ситуации в естественнонаучном знании. Трансформация принципиальных основ «картины мира». Радикальные изменения в структурно-функциональной характеристики исторической науки. Критика позитивизма и европоцентризма. «Философия модерна». Ф. Ницше об истории.

Неокантианские концепции истории. Стремление возродить принципы философии И. Канта. Философские школы неокантианства. Идеи философов Баденской школы. «Философия науки». В. Виндельбанд. Критика свойственного позитивизму игнорирования специфики различных областей знания. Разделение наук на два вида – «науки о природе» и «науки о культуре». Номотетический (генерализирующий) метод и идеографический (индивидуализирующий) метод. Индивидуальность понимания прошлого и его важнейших событий. Г. Риккерт: противопоставление метода естествознания методу исторической науки. Отрицание объективных закономерностей исторического процесса. Неспособность исторического познание адекватно отразить реальную действительность. В. Дильтей и его «Введения в науки о духе». Дильтей как теоретик «философии жизни» и основатель «духовно-исторической школы». Критика методологии позитивизма. Значение утверждения Дильтея о единстве познания и социальной практики. Противоречия в теоретических построениях Дильтея.

Методологический кризис: социокультурные, политические и интеллектуальные предпосылки. Кризисные явления в историографии, их суть. Критика позитивистских взглядов Э.Мейером. Предмет истории – события как таковые. Субъективный элемент как существенный фактор исторического знания. Историко-теоретические взгляды М. Вебера. Попытки преодоления теоретической ограниченности неокантианства. Критика концепции Э.Мейера. Теория «идеальных типов» и идеально-типические конструкции. Вебер о природе исторического познания. Стремление синтезировать элементы неокантианства, позитивизма и материалистического понимания истории. Идеи Вебера в современной исторической науке: новый подъем интереса к его трудам. Научные дискуссия в Германии, США, Франции, России. Возрастание потребности в дальнейшей разработке теоретических и методологических вопросов истории.

Русское неокантианство. Методологический кризис российской позитивистской историографии. Развитие неокантианских идей В. М. Хвостовым. Определение предмета и особенностей исторической науки. Взгляд на роль личности в истории. А.С.Лаппо-Данилевский. Формирование общественно-политических и философских взглядов. «Методология истории». Структура и функции методологии истории. Вклад Лаппо-Данилевского в развитие исторической науки России: его «Очерки развития русской историографии». Проблема периодизации российской историографии. Причинно-следственная зависимость историографических явлений. Стремление сформулировать концепцию истории России в контексте всемирной истории. Разработка Лаппо-Данилевским вопросов теоретического источниковедения. Концептуальная история и разработка теоретических проблем исторической науки: П.Н.Милюков. Факторы русской истории в его интерпретации. Теория контрастов. Роль внешних влияний в русской истории. Схема русского исторического процесса. «Опыт русской историографии» В. С. Иконникова. Установление связи развития исторической науки в России с эволюцией исторической мысли на Западе. Обращение к процессу накопления и собирания источников, организации библиотек и архивов, научных центров и сообществ историков. Роль теорий и систем в исторической науке. Крах классической парадигмы истории.

Становление марксистской концепции истории России. Марксистская философия истории в российской общественной мысли концы XIX – начала XX вв.: Г.В.Плеханов об особенности исторического процесса в России. «История русской общественной мысли» и ее место в отечественной историографии. М.Н.Покровский и его «Русская история с древнейших времен». Схематизация русской истории. Теория роли торгового капитала в истории России. Вопросы истории России в трудах В.И.Ленина: «Развитие капитализма в России». Ленинизм как явление историографии.

Русское зарубежье. Евразийство как идейное и общественно-политическое течение русской эмиграции. (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Г. В. Вернадский, В.Н. Ильин и др.). Историческая концепция евразийцев: особенности исторического развития России. Работа П. Н. Милюкова «Главные течения русской исторической мысли». Основные периоды развитие исторической науки в России. Вопрос о значение «внутренних» и «внешних» интеллектуальных традиций. «Очерки по истории науки в России» Г.В. Вернадского. Попытка «проследить главные линии русской исторической мысли». Обращение к проблемам интеллектуального развития человечества и методологии истории. Отношение к эмигрантской и советской исторической науки.

Историческая наука советского периода (1917- конец 80-х гг. XX в.). Революция 1917г. в России: влияние на историческую мысль. Радикальное переосмысление места истории в обществе. Советская историография: характер понятия, этапы становления и развития. Значение истории в становлении марксистской идеологии. Последние годы существования дореволюционных научных школ в исторической науке: работы Р.Ю.Виппера, А.С. Лаппо-Данилевского, С.Ф. Платонова и др. Высылка «буржуазной» интеллигенции из страны («Философский пароход»).

Задача создания «новой» исторической науки. Новые научно-исторические центры. Перестройка системы университетского исторического образования. Реорганизация архивного дела. Изменение исследовательской проблематики. Дискуссии 20-х гг. и их характер. Критика «Школы М.Н. Покровского». Репрессии против историков. «Дело» академика С.Ф.Платонова. Нарастание тенденций партийного и государственного контроля. Культ личности Сталина и его влияние на историографический процесс. «История ВКП (б). Краткий курс»: его методологические установки.

Историческая наука в 40-50-е гг.: утверждение типологических черт советской историографии. Великая Отечественная война: эвакуация научных, учебных и других исторических учреждений. Появление научно-популярных, пропагандистских работ на военно-патриотические темы. Работа советских историков в Бюро научной пропаганды Академии наук СССР. Комиссия по созданию «Летописи Отечественной войны».

Создание новых исторических и историко-партийных учреждений в послевоенные годы. Комиссия по истории исторической науки и начало подготовки многотомного издания «Очерки по истории исторической науки в СССР» (М.В. Нечкина и др.). Возникновение новых исторических журналов. Дискуссии о генезисе феодализма, складывании Русского централизованного государства, периодизации феодальной и капиталистической формаций. Ориентация на изучение проблем современности. Догматизация исторической проблематики, распространение иллюстративно-цитатнического метода. Политизация и идеологизация исторического знания. Тотальная борьба с «буржуазными фальсификаторами истории». ХХ съезд КПСС, его влияние на общественное сознание и историческую мысль. Осуждение культа личности Сталина, стремление к преодолению его последствий.

Советская историография 60 – конца 80-х гг. «Хрущевская оттепель». Некоторое ослабление идеологического контроля со стороны партийно-государственных органов. Призывы к новому «прочтению» марксистских работ. Реорганизация исторической науки. Основные тенденции в развитии исследований по отечественной истории. Новые возможности методологического поиска в рамках марксистской парадигмы. Изучение методологических проблем источниковедения. Развитие исследований по археографии, метрологии, дипломатики, сфрагистики, хронологии. Историко-географические и историко-демографические исследования. Публикация источников.

Конец 80-х гг.: общественно-политические процессы и их влияние на состояние исторического знания. Причины и характер кризисных проявлений в историческом знании. Методологические поиски в отечественной исторической науке. Кризисы и революции в историческом познании.

Основные направления развития европейской исторической науки в ХХ в. Новые исследовательские ориентиры историографии. Б. Кроче и его «Теория и история историографии». Развитие теоретических положений о преемственности и непрерывности духовного развития народов. «Абсолютный историзм». Проблема объективной исторической действительности и ее осознания. Вопрос о соотношении истории и историографии. О. Шпенглер и его «Закат Европы». Историческая морфология Шпенглера. Циклический характер исторического развития. Понятие культуры в концепции Шпенглера. Типология культур. Культура и цивилизация. Р.Ю. Виппер о кризисе западной культуры. Необходимость переосмысления предмета истории.

Первая половина ХХ в. как особый период в развитии исторической науки. Радикальные изменения в понимании предмета истории, ее проблематики, методов исследования, профессионально-научного и социального статуса. Модернизация теоретико-методологических основ западной историографии. Теоретико-методологические поиски Р. Коллингвуда. Постановка вопроса о «истории истории». Противопоставление научной и ненаучной истории. Формирование принципов профессиональной истории. Понимание исторического метода. Способ получения подлинного знания о смысле и месте событий в национальной и мировой истории.

Школа «Анналов» и ее влияние на развитие исторической мысли. Основоположники школы (М. Блок, Л Февр). Идейные истоки школы. Ее концептуальные основы. Изменения методологических подходов, трансформация проблематики и источниковой базы. Гуманизация исторической науки. Утверждение идеи целостности гуманитарных (социальных) наук как наук о человеке: тотальность подхода к его изучению. История – «наука о людях во времени». Становление «новой истории» как мощного интеллектуального движения. Взаимосвязь изучения прошлого и настоящего. Манифестация нового образа исторической науки как дисциплины аналитической. Междисциплинарный подход. Исторический синтез. «Понимающая история». Развитие междисциплинарности: «историческая социология», «историческая антропология», «историческая демография», «историческая психология» и т.д. Ментальность как центральная категория методологии. «Бои за историю». М. Блок о проблеме нравственного смысла исторической науки («Апология истории или Ремесло историка»)

Броделевский этап в развитии школы «Анналов». Основные работы Ф. Броделя. Основание Дома наук о человеке. Капитальный трехтомный труд «Материальная цивилизация, экономика и капитализм (XV-XVIII вв.)». Обращение к теоретическим проблемам. «Броделевская революция» в понимании истории. Опыт построения «глобальной истории»: ее сильные и слабые стороны. Противопоставление «событийной» и «структурной» истории. Теория разных скоростей социально-исторического времени («время большой длительности») и ее воплощение в историографической практике Броделя. Резонанс на его идеи в научном мире. Э. Ле Руа Ладюри и его исследования методологического характера («территория историка» и др.). Синтетическое понимание истории: соединение социально-демографического описания с ментальностью.

Историософия А. Дж. Тойнби. Осознание кризисности своего времени. Цивилизационная теория Тойнби. Ее основные характеристики. Судьбы Западной цивилизации в концепции Тойнби. Эволюция идейно-теоретических взглядов Тойнби: кризис либерально-гуманистического мировоззрения ученого. Критика Западной цивилизации.

Развитие социокультурной истории. Ж. Ле Гофф и его «Цивилизация средневекового Запада». Цивилизационный и формационный подходы: их соотношение. Материальные и духовные основания, пространственные и временные структуры, формирующие средневековый образ мира. Ж. Дюби: дискуссия в связи с его концепцией «феодальной революции». Перенос изучения социальных перемен в сферу ментальностей. Критика недооценки Дюби возможности изучения народной культуры.

Пстмодернизм и историческая наука. «Вызов риторического релятивизма». Х. Уайт. «Лингвистический поворот». Деконструкционизм и его отражение в исторической науке. Эпистемологические дискуссии. Проблема исторической истины в современной историографической практике. Вероятностный характер знания о прошлом. Сциентизированная история и общественное сознание. Опасность утраты дисциплинарной целостности. Падение научного и социального статуса исторической науки. Пути преодоления фрагментаризации исторической науки и повышения ее социальной значимости.

Проблема верифицируемости исторического знания. Ее характерные черты и динамика развития. Рост междисциплинарных исследований. Новые исследовательские направления (субдисциплины). Клиометрия. Историческая антропология. Гендерная история. История ментальностей. Психоистория. Обращение к изучению повседневной жизни и духовного мира человека прошлого как основного исследовательского направления. К. Леви-Стросс: создатель структурной антропологии. Положение о необходимости научной триады: этнографии, этнологии и антропологии. Возможности использования математических моделей и ЭВМ в этнологии. Значение его работы для математизации гуманитарного знания.

Новейший опыт исторического синтеза. И. Валлерстайн и его опыт построения глобальной истории. Мир - системный анализ. Современная мир-система: ее структура. Валлерстайн о прошлом, настоящем и будущем России. Проблема исторического синтеза в новейшей литературе. Постмодернистский вызов и современное историческое познание.

Современная российская историография. Крушение марксистской парадигмы истории: ее последствия для российской историко-теоретической мысли. Дискуссии о природе кризиса российской историографии и путях его преодоления. Постмарксистская российская историческая мысль. От эпистемологических крайностей к методологическому плюрализму. Влияние идей западноевропейской историографии. Человек в истории как центральная методологическая проблема. Обращение к истории повседневности. Развитие новых научных направлений и школ (историческая антропология, историческая психология, гендерная история и др.).

Основные характеристики развития исторической науки в начале XXI в. Поиск новых моделей интерпретации исторического прошлого. Переосмысление природы исторического познания. Стохастические процессы в новой картине мира. Невозможность механического переноса западных эталонов развития истории в национальные историографии других народов. Понимание исторического процесса как сотворчества народов. Трансформация представлений о социальной функции истории. Гуманизация исторического сознания. Историческая наука в современном мире.

  1   2   3   4

Похожие:

Э. А. Шеуджен iconС. Я. Цикушева / Науч ред. Э. А. Шеуджен. Майкоп: «Аякс», 2008. 152 с
Цикушева, С. Я. Становление адыгской историографии (первая половина XIX в.): Ш. Ногмов и Хан-Гирей / С. Я. Цикушева / Науч ред. Э....
Э. А. Шеуджен iconЭ. А. Шеуджен
Издание осуществлено при поддержке Министерства образования и науки РФ (фундаментальное исследование 03)
Э. А. Шеуджен iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 07. 00. 09 историография, источниковедение и методы исторического исследования Составитель Э. А. Шеуджен
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница