Огонь добро или зло?




Скачать 105.15 Kb.
НазваниеОгонь добро или зло?
Е А Тихонова
Дата конвертации11.09.2012
Размер105.15 Kb.
ТипВопрос


Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5 города Ершова»


Занятие кружка

Огонь – добро или зло?




Разработала и провела

учитель высшей категории

Е.А.Тихонова.


город Ершов

2005


Цель. Прививать интерес к науке химии. Отрабатывать умение грамотной работы с уравнениями химической реакции (уравнивание методом подбора коэффициентов, характеризовать типы химических реакций).

Воспитательные задачи.

  1. Формирование умения устанавливать взаимосвязь между явлениями и фактами.

  2. Воспитание товарищества, коллективизма, патриотизма.

  3. Формирование правильного грамотного отношения к природе.

Развивающие задачи

Развивать познавательные способности учащихся, логическое мышление, умение переносить знания в новую ситуацию.

Образовательные задачи

Закрепить знания учащихся о процессе горения как физико-химическом.


Тип занятия занятие – открытых мыслей.

Вид занятия нетрадиционный

Методы эвристическая беседа

Методические приёмы:

  • игровые ситуации;

  • алгоритмические предписания;

  • опережающие задания;

  • создание проблемных ситуаций.

Оборудование:

компьютер, спиртовки, спички, свечи, спирт, фарфоровая чашка, кусок картона, асбестовая сетка, зажигалка, спички «Спецназ», (NH4)2CrO7



Он всегда бывает разным

Удивительный огонь,

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит траве,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре…

Да огонь бывает разный –

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Очень добрый, очень злой.

Что значит Огонь в жизни человека? Что он значит для тебя и твоей семьи? Для всего человечества?

Посмотрите на экран. Продолжи фразу:

Огонь – это …

(пища, беда, тепло, свет, сталь, пожар. транспорт, стекло..)

В этих предложениях прозвучала неоднозначная характеристика грандиозного явления природы – огня. С одной стороны, огонь это великое благо, а с другой стороны, величайшее зло. Сегодня мы с вами постараемся ответить на этот совсем не простой вопрос: «огонь это благо или зло?» Раскроем тайну спичечного коробка. Познакомимся с древнейшими ремёслами. Научимся гнуть и тянуть стекло. Составим правила обращения с огнём.

Работаем в командах. Пусть первая докажет нам, что огонь зло! Вторая команда – огонь великое благо.

Первое задание командам.

Подберите прилагательные, существительные, глаголы, с помощью которых можно охарактеризовать огонь. Первая команда огонь – зло, вторая команда – огонь добро.

Ранним утром в каждой квартире, в каждом доме, загорается огонь, выражается этот процесс вот таким уравнением химической реакции:

СН4 + О2 СО2 + Н2О

Второе задание командам.

- назовите сгоревшее вещество;

  • уравнять данное уравнение, методом подбора коэффициентов;

  • правильно прочитайте уравнение;

  • укажите тип этой реакции.

Горение – это одна из первых химических реакций, с которыми знакомился человек по мере своего развития.

Огонь! Можно ли представить наше существование без огня? Он вошёл в нашу жизнь, стал неотделим от неё.

Послушайте, команды, третий вопрос.

? Вспомните из истории, литературы или кино как появился огонь в руках человека?

(прозвучало три рассказа: о Данко, Прометее и совсем обычное предположение о молнии, зажегшей дерево).

А каким образом, появляется огонь в вашем доме? Наверное, его всю ночь хранила мама! Она подкладывала ему в очаг веточки? Как вы думаете, что в самом начале подразумевалось под словом «очаг»?

Молодцы! А вообще-то самое первое объяснение этого слова таково: «сосуд для содержания огня». В первобытной семье таких сосудов было несколько, самым ответственным членам семьи доверяли поддерживать огонь в них.

И вновь задание командам.

Перед вами два чёрных ящика, по числу команд, с помощью моих подсказок, попробуйте догадаться, что в них находится?

Ящик №1. В этом ящике находится механизм, в принципе работы которого используется один из самых древних способов добывания огня. Этот способ использовали в сказке Г.Х.Андерсена «Огниво». Правильно, этим механизмом является зажигалка. Перечислите все, известные вам, виды зажигалок.

Высекание огня было во всеобщем употреблении до середины Х1Х века. Зажигалку можно рассматривать как современное огниво, в котором искра, возникающая при трении стального колёсика о специальный кремень, воспламеняет бензин или горючий газ. Получите огонь этим прибором!

Ящик №2. В этом ящике лежит предмет, который был когда-то макательным, водородным, иногда его всё ещё называют шведскими. Принцип получения огня таким образом считают ещё более древним, чем высекание. Они бывают ещё и декоративными, штормовыми, а у нас… «спецназ».

Правильно, спички. Самые обыкновенные спички появились в 1848 году, а промышленное производство начато только в 1860 году в Швеции, поэтому иногда современные спички и называют шведскими, принцип получения огня и в самом деле наидревнейший – трение, пиление.


Откроем для себя тайну спичечного коробка.

Головка современной спички состоит из смеси бертолетовой соли, серы, порошкообразного стекла и клея. Самая простая по составу намазка, которую наносят на боковые стенки спичечной коробки, включает красный фосфор, измельчённое стекло и клей. При трении головки спички о намазку коробки, она нагревается до 170 -200С и нагревает, задетый ею красный фосфор, часть которого превращается в белый. Белый фосфор мгновенно воспламеняется, вызывая разложение бертолетовой соли, при этом выделяется кислород. Горючее вещество головки загорается, зажигая деревянную часть спички. В мире расходуется огромное количество спичек, но производство успевает за спросом, ведь из одного кубического метра древесины можно сделать 3 миллиона спичек.

Химизм процесса несложен:

Ркр Рбел

Р + О2 Р2О5

КСl О3 КСl + О2

S2 SО2

С +О2 СО2

Вот такие процесс произошли, а мы всего лишь чиркнули спичкой. Уравняйте данные уравнения химических реакций.

Используя огонь, люди не только научились варить пищу, но и …. Продолжите моё предложение.

(Варить стекло и сталь, обжигая глину научился превращать её в сосуды…)

Постепенно овладев огнём, человек заложил основы материальной культуры. Возникли «огненные ремёсла», в которых огонь применялся для обработки различных материалов:

  • гончарное искусство;

  • художественная керамика;

  • стеклоделие;

  • художественное литьё металлов.

Давайте послушаем рассказы о некоторых из этих ремёсел.

Практическая работа.

Стекло, конечно же мы не сможем в нашей школьной лаборатории достичь температуры плавления стекла, но мы с вами можем почувствовать власть над стеклом.

Для работы на уроках нам нередко нужны пипетки и изогнутые трубочки, их мы с вами сейчас изготовим.

Ознакомьтесь с ходом выполнения вашей работы. Какие правила необходимо соблюдать для того, чтобы опыт был безопасным?

Правила техники безопасности.

  1. Горячее стекло, и холодное имеет одинаковый цвет, будьте осторожны!

  2. У пламени самая горячая часть – самая верхняя!

Ход работы.

  1. Возьмите трубочку в руки, внесите её в самую горячую часть пламени. Держите её в пламени, непрерывно вращая.

  2. Дождитесь момента, когда пламя окрасится в жёлтый цвет.

  3. Попробуйте гнуть трубочку, продолжая поворачивать её в пламени.

  4. Угол, под которым вы согнёте трубочку, должен быть около 90

  5. Возьмите вторую трубочку, выполните действия 1,2, а затем попробуйте вытянуть примерно на 1 – 2 см.

Горячие заготовки положите на края коробки. Ваша работа окончена.

Подумайте, какое действие вы должны сделать по окончанию работы? Спасибо!

Огонь может и благо, но огонь необузданный ужасен! Приведите примеры бедствий, причинённых огнём.

(пожары, взрывы, извержения вулканов)

И я могу показать вам очень скромное извержение вулкана

(NH4)2Cr2O7 N2 + Cr2O3 + H2O

Как вы думаете, что представляет собой зелёное вещество? Назовите тип этой реакции, уравняйте её.

Чем отличается реакция разложения от реакции горения?

Подумайте, и назовите условия любого горения, не важно во благо или во вред оно произошло.

(наличие горючего вещества, определённой температуры воспламенения, доступ кислорода)

На эту тему каждая команда придумала вопрос команде соперника.

Слово команде 1.

Проведём несложный опыт. Нальём в фарфоровую чашку немного спорта и подожжём его, а затем плотно накроем листом бумаги.

Вопрос. Почему пламя гаснет, а бумага не загорается?

Ответ. Пламя гаснет, т.к. нет доступа кислорода, а бумага не нагрелась до температуры воспламенения, вот и не загорается.

Слово команде 2.

Гораздо больше усилий необходимо приложить для того, чтобы погасить пожар. Послушайте отрывок из книги «Унесённые ветром», в котором описывается тушение пожара.

«…Сухой, как трут, осиновый пол мгновенно занялся, заглатывая огонь, как воду…Скарлетт сунула ковёр в бадью с водой, и схватив его, ринулась в тёмную от дыма кухню, плотно захлопнув за собой дверь. Целую, как ей показалось, вечность она, кашляя, задыхаясь, кружилась по кухне. Била и била мокрым ковром по струйкам огня, змеившимся вокруг неё».

Вопрос. Каковы условия прекращения горения? Как, учитывая эти условия, объяснить действия героини?

Ответ. Для прекращения горения необходимо: охладить горючее вещество ниже температуры воспламенения, прекратить доступ кислорода, что и сделала героиня.

Подведём итог занятия.

Ответим на вопрос, который звучит риторически «Огонь друг или враг?» Можно ли на вопрос ответить однозначно?

Когда огонь друг и союзник человека?

Когда огонь способен нанести человеку вред, когда он опасен?

Давайте попробуем сформулировать правила обращения с огнём.

Правила обращения с огнём.

  1. Не оставлять огонь без присмотра.

  2. Гасить костры на привале.

  3. Газ – горючее вещество, не допускать его утечки.

  4. Утюг может нагреть соприкасающееся с ним вещество до температуры его воспламенения.

  5. Осколок стекла фокусирует и усиливает солнечные лучи, что может привести к лесным пожарам

  6. Летом в сухую, жаркую погоду, даже непогашенная спичка или сигарета может стать виновницей пожара.

Какой сделаем вывод? Огонь не враг человеку, если с ним обращаться осторожно и быть внимательным в природе.

Огонь в литературе и искусстве очень часто используют как символ. Что может, по-вашему, символизировать огонь?

Огонь – это, прежде всего символ самопожертвования во имя других, знак вечной памяти и веры.

Огонь –символизирует высокое качество человеческой личности, души – творческое начало. Именно об этом говорит горящая свеча на картинах художников, в произведениях писателей и поэтов.

Огонь –это символ единения. Вспомните, какое чувство единства рождается в душе у вечернего костра во время похода, когда под тихий перезвон гитары, звучит хорошая песня. Мы не сможем здесь и сейчас зажечь костёр, но мы можем зажечь свечи.

( песня «Костёр)

Всё что мы сделали сегодня это начало творческого пути. Посмотрев работу, выполненную ребятами на экране компьютера, наверное, каждому из вас захотелось совершить маленькое чудо. У вас впереди большая жизнь может кто-то из вас станет художниками по стеклу, керамике, металлу. … Дерзайте!

Литература.

  1. Балуева Г.А.,Осокина Д.Н. Все мы дома химики. – М.: Химия,1980.

  2. Книга для чтения по неорганической химии.Ч.2. Учебное пособие для 9 класса / сост. В.А.Крицман/ - 2-ое изд. – М.: Просвещение.

  3. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа,1992.

  4. Штремплер Д.И. химия на досуге. – М.: Просвещение, 1996.

  5. Урок окончен – занятия продолжаются. М.: просвещение. 1992.

  6. Юдин А.М. Химия в нашем доме. – М.: Химия, 1984.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Огонь добро или зло? iconВопросы для обсуждения: Статистика обсуждаемой проблемы
Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло

Огонь добро или зло? icon«Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
...

Огонь добро или зло? iconКнига Под прикрытием Эксмо Москва 2011 978-5-699-48788-2 Александр Афанасьев Под прикрытием Пришли к Конфуцию его ученики и спросили: «Учитель! Чем следует платить за зло? Может быть, за зло следует платить добром, как подобает всякому хорошему человеку?»
И ответил им Конфуций: «Нет, ни в коем случае! Нельзя платить за зло добром! Ибо если вы заплатите за зло добром – то чем же тогда...

Огонь добро или зло? iconКлассный час «Добро победит зло»
Формирование представлений о добре, зле и нравственной ответственности человека за содеянное

Огонь добро или зло? iconУрок дослідження «Радіація: добро чи зло»
Методична розробка інтегрованого уроку з біології, фізики, географії та української мови

Огонь добро или зло? icon«Добро и Зло в медицинской практике. Страдание и сострадание: вред или польза?»
Молодая супружеская пара. В результате опасного кровотечения, после аборта, у женщины в 25 лет удалена матка. Супруги отказываются...

Огонь добро или зло? icon«Добро и зло в православной традиции»
Ознакомление с понятиями христианские заповеди, милосердие и сострадание. Осмысление понятия «милосердие» как основопола-гающего...

Огонь добро или зло? iconСерия: четвертая мировая латентная война
Добро и зло, порядочность и патриотизм, честь и предательство, история и культура – все претерпевает изменения. Все упрощается, и...

Огонь добро или зло? iconЗакон не различает добро и зло "Шулхан арух" против гоев "Шулхан арух" против евреев Духовная причина иудейского экстремизма Отношение властей РФ к еврейскому экстремизму «Еврейское счастье»
Правы ли раввины, утверждающие, что их кодекс поведения "Шулхан арух" – всего лишь "культурно-исторический памятник", не исполняемый...

Огонь добро или зло? iconВикторина по пожарной безопасности
Самый спортивный огонь – это Какой? (Олимпийский огонь – символ Олимпийских игр.)

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница