Пояснительная записка Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её привить студентам интерес к научному исследованию;




НазваниеПояснительная записка Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её привить студентам интерес к научному исследованию;
страница1/5
Дата24.01.2013
Размер0.51 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО НОВОЙ И НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Для студентов заочного отделения факультета истории и менеджмента


Пояснительная записка

Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её – привить студентам интерес к научному исследованию; усовершенствовать навыки самостоятельного изучения студентами источников, учебной и монографической литературы; познакомить студентов с основными приемами и навыками научного исследования; научить выделять, систематизировать и анализировать факты, делать выводы и обобщения, правильно оформлять полученные результаты.

В соответствии с учебным планом специальности «История», студенты – заочники выполняют контрольные работы по всем дисциплинам курса всеобщей истории. Тематика настоящего пособия охватывает важнейшие проблемы новой и новейшей истории зарубежных стран.

Студент самостоятельно выбирает тему контрольной работы в соответствии со своими интересами, возможностями и согласовывает её с преподавателем.

Первым этапом выполнения контрольной работы является знакомство студента с соответствующим разделом лекций, учебников и учебных пособий по соответствующей дисциплине. Затем нужно ознакомиться с источниками и литературой по теме. При этом не следует ограничиваться только предложенной в пособии библиографией. Желательно использовать в контрольной работе новые книги и журнальные статьи. Работая с источниками, студент должен подобрать необходимые фактические сведения (как прямые, так и косвенные), сопоставить их и сделать обоснованные выводы, причем студент обязан подробно воспроизвести в тексте ход своих рассуждений.

Собрав материал по теме, нужно тщательно продумать и составить план, который может быть простым (без подвопросов) и сложным (с подвопросами). В плане следует выделить только те вопросы, которые раскрывают тему. Определить основные направления освещения проблемы студенту помогут методические указания, которые даны к каждой теме.

К написанию контрольной работы предъявляются следующие требования: в работе обязательно должно быть введение, основная часть и заключение.

Во введении формулируется проблема, которая будет раскрываться в контрольной работе; определяется цель и задачи работы, её хронологические рамки; указывается научная значимость темы, её актуальность; дается краткая характеристика использованных источников и литературы. В характеристике источников следует указать, что собой представляют источники (судебник, произведения древнего автора, частный документ и т.п.), когда, кем, для чего были написаны. Желательно отметить ценность источника – указать какие стороны общественной жизни он освещает (экономику, социальную структуру, внешнюю политику и т.п.). Необходимо выяснить позицию автора, его политические взгляды.

В основной части контрольной работы раскрывается содержание темы. Изложение материала должно отличаться последовательностью. Студенту необходимо показать свое умение делать самостоятельные выводы, обобщения, аргументировать выдвигаемые положения. Все цитаты, приводимые в контрольной работе, необходимо выверять и подтверждать соответствующими ссылками на те источники или специальные монографии и статьи, из которых они взяты.

По месту расположения относительно основного текста работы библиографические ссылки бывают: 1) внутритекстовые, т.е. являются частью основного текста. В этом случае в скобках указываются лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная); 2) подстрочные ссылки, т.е. вынесенные из текста вниз страницы; 3) затекстовые, т.е. вынесенные за текст всей работы. В этих случаях, для связи ссылок с текстом используется знаки сносок в виде цифр. Знаки сносок следует располагать в том месте текста, где по смыслу заканчивается мысль автора. В сноске указывается фамилия, инициалы автора (или авторов), название книги, место издания, год издания, страница. Например: Бурова И.И. Две тысячи лет истории Англии. - СПб., 2001. - С. 49. При этом, полное описание книги дается только при первой сноске. В последующих сносках допускаются сокращения описания: Бурова И.И. Указ. соч. - С. 137. Если приводится несколько ссылок на одну и ту же книгу, то в сносках проставляют слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка.

В заключительной части контрольной работы должны содержаться краткие выводы по всей теме. В конце работы прилагается список использованных источников и литературы, который нумеруется и располагается в алфавитном порядке. Контрольная работа может содержать таблицы, схемы, карты, рисунки и т.д., которые либо могут быть включены в текст, либо сводятся в приложение и помещаются в конце работы.

Список источников и литературы является важнейшей частью контрольной работы, оформление которой требует особой тщательности.

Контрольная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Обязательными являются титульный лист, где указывается институт, факультет, название темы, фамилия и адрес студента, фамилия преподавателя, проверяющего работу, дата.

На листе, следующем за титульным, помещают план контрольной работы. Следует также помнить, что текст в контрольной работе пишется с выделением разделов и соблюдением абзацев, страницы нумеруются.

Контрольная работа выполняется и сдается студентом до начала экзаменационной сессии, в сроки, установленные кафедрой, деканом и заочным отделением (студенты, проживающие в г. Набережные Челны, сдают контрольную работу в дни заочника, иногородние студенты – в течение первых трех дней сессии).


Новая история стран Европы и Америки

часть 1


Тема 1: Предпосылки Английской революции XVII в.


В контрольной работе на основе документов и работ отечественных и зарубежных историков необходимо показать те глубокие и принципиальные изменения, которые произошли в трактовках предпосылок Английской революции XVII в. в исторической литературе за последние двадцать лет.

В работе студенту следует дать характеристику и рассмотреть особенности экономического развития Англии накануне революции. Особое внимание необходимо уделить анализу экономических сдвигов, произошедших в английской деревне XVII в. Отдельно должен быть выделен вопрос о развитии промышленности и торговли.

Раскрывая черты нового хозяйственного уклада в экономике страны, следует указать, как они влияли на социальный состав английского общества. Необходимо также остановиться на освещении вопроса о расколе дворянского сословия и социальной сущности «нового дворянства».


Источники и литература

  1. Кислица Н.А. Английская буржуазная революция середины XVII в. Практикум по новой истории. Ч.I. - М., 1963.

  2. Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII- XVIII вв. /Под ред. В.Г. Сироткина. - М., 1990.

  3. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640- 1870). Сост. Е.Е. Юровская. - М., 1990.

  4. Практикум по новой истории (1640-1870). Сост. Ю.Ф. Иванов, Ю.П. Муравьев. - М., 1981. - Вып.I.

  5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время)/ Сост. Н.А. Крашенинникова. - М., 1999.

  6. Барг М.А. Великая английская революция в портретах её деятелей. - М., 1991.

  7. Всемирная история: в 24 тт. - М., 1996. - Т.13.

  8. Гизо Ф. История английской революции. В 2 т. - Ростов – на - Дону, 1996.

  9. История Европы: В 8 тт. - М., 1994. - Т.4.

  10. Пономарёв М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учебное пособие для студентов высш. учебн. Заведений: В 3 ч. - М., 2000. - Ч.1.

  11. Репина Л.П. Локальная история и современная историография Английской революции //Новая и новейшая история. - 1990. -№3.

  12. Савин А.Н. Лекции по истории Английской революции. - М., 2000.

  13. Степанова В.В. Новая история стран Европы и Америки. Учебное пособие. Ч.1. - Нижневартовск, 1998.

  14. Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории -, 2001.

  15. Эйлмер Дж. Э. Английская революция середины XVII в.: современные трактовки// Вопросы истории. - 1998. - №6.


Тема 2: Обострение политической борьбы в Англии в период реставрации Стюартов


Во вводной части контрольной работы охарактеризуйте внутриполитическую ситуацию в стране после восстановления на английском престоле династии Стюартов. Далее расскажите об изменениях, произошедших в структуре государственной власти в период правления Карла II. Покажите, как в парламенте оформляется оппозиция королю, идет формирование двух политических партий- тори и вигов. Сравните социальный состав этих партий, их политические программы.

Проследите борьбу тори и вигов по вопросам социально- экономической политики, конституционного и церковного устройства Великобритании. В заключительной части контрольной работы объясните, почему обострилась политическая ситуация в стране в годы правления Якова II Стюарта и произошел государственный переворот 1688 г.


Источники и литература

  1. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640- 1870 гг.). Сост. Е.Е. Юровская. - М., 1990.

  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время)/ Сост. Н.А. Крашенинникова. - М., 1999.

  3. Бурова И.И. Две тысячи лет истории Англии. - СПб. 2001.

  4. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. - М., 1995.

  5. История Европы: в 8 тт. -М., 1994. - Т.4.

  6. Лабутина Т.Л. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов, 1660- 1681. - М., 1982.

  7. Мортон А.Л. История Англии. - М., 1950.

  8. Понаморев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений: в 3 ч. - М., 2000. - Ч. 1.

  9. Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. - Смоленск, 2001.

  10. Черняк Е.Б. Тайны Англии. - М., 1996.


Тема 3: Выработка и принятие конституции США 1787 г.


Цель контрольной работы - выяснить внутриполитическую обстановку в США после окончания борьбы за независимость и показать её влияние на позицию господствующего блока буржуазии и плантаторов в конституционном вопросе.

Студент должен проанализировать причины созыва весной 1787 г. в Филадельфии конституционного конвента, охарактеризовать социально-политический состав его участников, рассказать, как проходили в нём дебаты по основным положениям конституции.

Давая общую характеристику Конституции США 1787 г., студенту следует особое внимание уделить её структуре и кругу регулируемых вопросов; анализируя основные принципы Конституции - федерализм и разделение властей, необходимо показать их неразрывную связь.

В заключение следует дать анализ исторического значения американской конституции.


Источники и литература

  1. Кислица Н.А. Американская революция XVII в. Практикум по новой истории. - М., 1968.

  2. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870)/Сост. Е.Е. Юровская. - М., 1990.

  3. Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII- XVIII вв. /Под ред. В.Г. Сироткина. - М., 1990.

  4. Практикум по новой истории (1640-1870)/Сост. Ю.Ф. Иванов, Ю.П. Муравьев. - М., 1981. - Вып. I.

  5. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время)/ Сост. Н.А. Крашенинникова. - М., 1999.

  6. Американские президенты: 41 портрет. - Ростов - на – Дону, 1997.

  7. Бурстин Д. Американцы: демократический опыт. - М., 1993.

  8. Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. - М., 1993.

  9. История США./ Под ред. Г.Н. Севастьянова. В 4 тт. - М., 1983. - Т.1.

  10. Краткая история США. - М., 1993.

  11. История внешней политики и дипломатии США. 1775-1877. - М., 1994.

  12. Согрин В.В. Принятие конституции США: мифы и реальность// Новая и новейшая история. - 1983. - №3.

  13. Согрин В.В. Политическая история США. XVII-XX вв. - М., 2001.

  14. Согрин В.В. Образование североамериканского государства: новое прочтение// Новая и новейшая история. - 2002. - №1.

  15. Степанова В.В. Новая история стран Европы и Америки. Учебное пособие. Ч.I. - Нижневартовск, 1998.


Тема 4: История Фронды во Франции


В контрольной работе студент должен попытаться дать анализ сложному комплексу социальных движений, охвативших Францию в 1648- 1653 годах, объединяемых под названием Фронда.

Во вводной части работы следует кратко остановиться на характеристике политической ситуации, сложившейся во Франции к середине XVII века, выявить причину нарастающего оппозиционного движения в стране и его социальный состав.

Далее необходимо подробно рассмотреть события, связанные с первым и вторым этапами Фронды («парламентская Фронда» и «Фронда принцев»), выяснить причины поражения этого движения и его значение.


Источники и литература

  1. Хрестоматия по новой истории. Под ред. А.А. Губера и А.В. Ефимова. Т.I. 1640-1815. - М., 1963.

  2. Всемирная история. Т.5. - М., 1958.

  3. Всемирная история: В24 т. - Минск, 1996. Т.13.

  4. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. - М., 1995.

  5. Ивонина А.И. Судьба Мазарини// Вопросы истории. – 1994. - № 3.

  6. История Европы. Т.4. Европа нового времени/XVII- XVIII вв. - М., 1994.

  7. История Франции. - М., 1973. - Т.1.

  8. Малов В.Н. Фронда// Вопросы истории. - 1986. - № 7.

  9. Пономарев М.В., Смирнов С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений: в 3 ч. - М., 2000 - Ч. I.

  10. Степанова В.В. Новая история стран Европы и Америки. Учебное пособие. Ч.I. - Нижневартовск, 1998.

  11. Французские короли и императоры. - Ростов – на - Дону, 1997.

  12. Чеканцева З.А. О новом подходе к истории народных движений Франции XVI- XVIII вв.// Новая и новейшая история. - 1993. - № 4.


Тема 5: Борьба течений внутри якобинского блока


Начать контрольную работу следует с выявления причин возникновения течений внутри якобинского блока в первые месяцы 1794 года. Далее необходимо охарактеризовать социальную базу правых и левых якобинцев, на основе документов проанализировать выдвинутые ими политические и экономические требования. Подробно следует остановиться на борьбе между робеспьеровским руководством Конвента, дантонистами и эбертистами по основным вопросам внутренней и внешней политики. А также рассказать о разгроме этих течений весной 1794 года и его политическом последствии- падении якобинской диктатуры летом 1794 года.


Источники и литература

  1. Документы истории Великой французской революции. - М., 1990. - Т.1.

  2. Кислица Н.А. Французская буржуазная революция 1789- 1794 гг. Практикум для студентов - заочников исторических факультетов пединститутов. - М., 1968.

  3. Практикум по новой истории (1640-1870) / Сост. Ю.Ф. Иванов, Ю.П. Муравьев. - Вып. I. - М., 1981.

  4. Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640-1870)/Сост. Е.Е. Юровская. - М., 1990.

  5. Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции XVII-XVIII вв. /Под ред. В.Г. Сироткина. - М., 1990.

  6. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время)/ Сост. Н.А. Крашенинникова. - М., 1999.

  7. Хрестоматия по новой истории. Под ред. А.А. Губера и А.В. Ефимова. Т.I. 1640- 1815. - М., 1963.

  8. История Европы: в 8 тт. - М., 1994. -Т.4.

  9. История Франции. - М., 1973. - Т.I.

  10. Карлейль Т. История Французской революции. - М., 1991.

  11. «Круглый стол». Французская революция XVIII в. и буржуазия// Новая и новейшая история. - 2002. -№1.

  12. Левандовский А.П. Робеспьер. - Ростов – на - Дону, 1997.

  13. Левандовский А.П. Дантон. - М., 1969.

  14. Левандовский А.П. Сен - Жюст. - М., 1982.

  15. Манфред А.З. Великая Французская революция. - М., 1983.

  16. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой Французской революции. - М., 1989.

  17. От старого порядка к Революции. К 200-летию Великой Французской революции. - Л., 1988.

  18. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений: В 3 ч. - М., 2000. - Ч. I.

  19. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. 1789- 1799. - Л., 1989.

  20. Степанова В.В. Новая история стран Европы и Америки. Учебное пособие. Ч.I. - Нижневартовск, 1998.

  21. Тырсенко А.В. Исследование революции. Некоторые итоги научных работ, посвященных 200-летию Французской революции// Новая и новейшая история. – 1993. - №6.

  22. Черняк Е.Б. Некоторые актуальные проблемы исследования Великой французской революции// Новая и новейшая история. - 1989. - №1.

  23. Якобинство в исторических итогах Великой французской революции// Новая и новейшая история. - 1996. - №5.


Тема 6: Государственный переворот 18 брюмера во Франции


В контрольной работе следует выяснить причины государственного переворота, осуществленного Наполеоном Бонапартом в 1799 году, для чего необходимо дать краткую характеристику положения Франции в годы правления Директории, показать, в чем проявлялся кризис данного режима. Также необходимо выяснить, какие обстоятельства выдвинули на роль организатора переворота генерала Бонапарта, какие силы во Франции поддержали его и помогли осуществить государственный переворот.

Далее студенту следует рассказать о ходе переворота и его итогах, проанализировать реакцию различных слоев французского общества на это событие.


Источники и литература

  1. Талейран Ш.М. Мемуары. - М., 1997.

  2. Хрестоматия по новой истории. Под ред. А.А. Губера и А.В. Ефимова. Т.I. 1640- 1815. - М., 1963.

  3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время)/ Сост. Н.А. Крашенинникова. - М., 1999.

  4. Борисов Ю.В. Шарль - Морис Талейран. - М., 1986.

  5. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. - М., 1995.

  6. История Франции. Т.2. - М., 1973.

  7. Манфред А.З. Наполеон Бонапарт. - М., 1986.

  8. Мережковский Д.С. Наполеон. - Нальчик, 1992.

  9. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений: В 3 ч. - М., 2000. - Ч. I.

  10. Ревуненков В.Г. Очерки по истории Великой Французской революции. 1789- 1799. - Л., 1989.

  11. Ревякин А.В. Французские династии (Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты)// Новая и новейшая история. - 1992, - №4.

  12. Тарле Е.В. Наполеон. Соч. - М., 1959. - Т.7.

  13. Тарле Е.В. Талейран: Из мемуаров Талейрана. - М., 1993.

  14. Французские короли и императоры. - Ростов – на - Дону, 1997.


Тема 7: Германский вопрос на Венском конгрессе


В начале контрольной работы дайте краткую предысторию этой проблемы - охарактеризуйте положение и развитие германских государств к моменту завершения наполеоновских войн.

Основное внимание в работе уделите рассмотрению германского вопроса на Венском конгрессе. Изложите, в этой связи, взгляды представителей стран- участниц конгресса - на судьбы германских государств, на пути решения германской проблемы. Выясните, почему державы- победительницы стремились закрепить политическую раздробленность, феодально-абсолютистские порядки в послевоенной Германии.


Источники и литература

  1. Талейран Ш.М. Мемуары. - М., 1959.

  2. Хрестоматия по новой истории/ Под ред. А.А. Губера и А.В. Ефимова. Т. I. 1640-1815. - М., 1963.

  3. Борисов Ю.В. Шарль– Морис Талейран. - М., 1986.

  4. Германия в новейшее время - Т. I. - М., 1970.

  5. Дебидур А. Дипломатическая история Европы 1814-1878. - Т. I. Ростов – на – Дону, 1995.

  6. Додолев М.А. Венский конгресс 1815 г. в современной и зарубежной историографии// Новая и новейшая история. - 1994. - №4.

  7. История дипломатии. - М. 1959. - Т. 1.

  8. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений: В 3 ч. - М., 2000. - Ч. 2.

  9. Степанова В.В. Новая история стран Европы и Америки. Учебное пособие. Ч.I. - Нижневартовск, 1998.

  10. Тарле Е.В. Талейран: Из мемуаров Талейрана. - М., 1993.

  11. Шедивы Я. Меттерних против Наполеона. - М., 1991.


Часть 2


Тема 1: Внешняя политика Германской империи в период канцлерства Бисмарка


Задача студента – на основе источников и литературы проанализировать внешнюю политику Германии в период с 1871 по 1890 гг.

Во вводной части контрольной работы следует в целом охарактеризовать изменения внешнеполитического положения Германской империи после франко-прусской войны 1870-1871 гг.

Далее необходимо остановиться на основных направлениях внешнеполитической деятельности канцлера Бисмарка - оформлении союза трех императоров, позиции Германии в балканском кризисе и на Берлинском конгрессе 1878 г., создании «системы Бисмарка» (германские союзы 1879-1883 гг.).

В заключение подведите итоги внешнеполитического курса канцлера Бисмарка.


Источники и литература

  1. Бисмарк О. Мысли и воспоминания. - М., 1940-1941. - Т.1-3.

  2. Хрестоматия по истории международных отношений. - М., 1963. - Вып. 1.

  3. Хрестоматия по новой истории: Второй период: Пособие для учителя/Сост. П.И. Остриков и др. - М., 1993.

  4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время)/ Сост. Н.А. Крашенинникова. - М., 1999.

  5. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. - М., 1995.

  6. Всемирная история: В 24 тт. - Минск, 1998. - Т. 18.

  7. Дебидур А. Дипломатическая история Европы: В 2 тт. - Ростов – на – Дону, 1995.

  8. История дипломатии. - М., 1959. - Т.1; М., 1963. - Т.2.

  9. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений: В 3 ч. - М., 2000. - Ч. 2.

  10. Палмер А. Бисмарк. - Смоленск, 1997.

  11. Туполев Б.М. Династия Гоинцоллернов// Новая и новейшая история. - 1991. - №6.

  12. Чубинская В.В. Бисмарк. Политическая биография. - М., 1988.


Тема 2: Эпоха реформ в Англии: У. Гладстон и

Б. Дизраэли


В контрольной работе необходимо рассказать об особенностях внутренней политики Англии второй половины XIX в., дать характеристику реформаторской деятельности У. Гладстона и Б. Дизраэли, внесших огромный вклад в развитие политической системы Великобритании.

Более подробно следует остановиться на реформах либеральных кабинетов У. Гладстона в области образования, армии, государственной администрации, социального законодательства. Необходимо также проанализировать внутреннюю политику, проводимую консерваторами под руководством Б. Дизраэли, который утверждал, что англичане расколоты на две нации- богатых, образованных и бедных.

В заключение попробуйте сравнить реформы британских либералов и консервативных кабинетов и выявите значимость проведенных ими внутриполитических мероприятий для страны.


Источники и литература

  1. Практикум по новой истории. 1871-1917/ Сост. Н.И. Кочегарова. - М., 1989.

  2. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870-1917. Учеб. пособ./ Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. - М., 1989.

  3. Хрестоматия по новой истории: Второй период: Пособие для учителя/ Сост. П.И. Остриков и др. - М., 1993.

  4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время)/ Сост. Н.А. Крашенинникова. - М., 1999.

  5. Виноградов К.Б. Девид Ллойд Джордж – М., 1979.

  6. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. - М., 1995.

  7. Колмаков С.А. Идеология и политика либеральной партии Великобритании в 80-е годы XIX в. - М., 1985.

  8. Конт. Маколей. Гладстон. Бокль. Лессепс: Биографические повествования/ Сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. - Челябинск, 1999.

  9. Матвеев В.А. Британская монархия: искусство выживания// Новая и новейшая история. - 1993. - № 6.

  10. Моруа А. Жизнь Дизраэли. - М., 1991.

  11. Согрин В.В. Британский либерализм: этапы развития и течения// Новая и новейшая история. - 1996. №4.

  12. Тревельян Дж. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. - Смоленск, 2001.

  13. Трухановский В.Г. Бенджамин Дизраэли и королева Виктория //Новая и новейшая история. - 1990. - № 4, 5.

  14. Трухановский В.Г. Б. Дизраэли или история одной невероятной карьеры. - М., 1993.


Тема 3: Борьба за установление республики во Франции в 1871-1875 гг.


В контрольной работе следует охарактеризовать политическую обстановку во Франции после подавления Парижской Коммуны, указав на ту острую борьбу за упрочение республики и её демократизацию, которая развернулась в стране между монархистами и республиканцами.

Обратите внимание на деятельность Национального собрания, в котором преобладали монархисты. Покажите, как шла борьба между республиканцами и монархистами в годы президентства Тьера, Мак - Магона, расскажите о попытках монархического переворота в этот период.

В заключительной части работы на основе источников дайте характеристику конституции 1875г., покажите её компромиссный характер и значение.


Источники и литература

  1. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений: В 3 ч. - М., 2000. - Ч. 2.

  2. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки. 1870-1914. Учеб. пособ./ Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. -М., 1989.

  3. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время)/ Сост. Н.А. Крашенинникова. - М., 1999.

  4. Хрестоматия по новой истории: Второй период: Пособие для учителя/ Сост. П.И. Остриков и др. - М., 1993.

  5. Антюхина–Московченко В. И. Третья республика во Франции. 1870-1918. - М., 1986.

  6. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. - М., 1995.

  7. Всемирная история: В 24 тт. - Минск, 1998. - Т.18.

  8. История Франции. - М., 1973. -Т.2.

  9. Прицкер Д.П. Жорж Клемансо. - М., 1983.

  10. Ревякин А.В. Французские династии (Бурбоны, Орлеаны, Бонапарты)// Новая и новейшая история. -1992. - № 4.

  11. Тарле Е.В. Европа в эпоху империализма. - М., 1958. - Т.5.


Тема 4: Политика США в Латинской Америке в конце XIX- начале XX вв.


В контрольной работе следует осветить внешнюю политику США в 80-90 гг. XIX века, направленную на установление их господства на Американском континенте.

На основе документов нужно рассмотреть вопрос об образовании Панамериканского союза — политической организации стран Америки, в котором США предполагали играть роль лидера.

Далее следует охарактеризовать цели, формы, методы колониальной политики США в Латинской Америке и ее основные направления. Выявить связь этой политики с экономическим развитием Соединенных Штатов. Показать, в чем выражалось сопротивление латиноамериканских стран вмешательству США в их внутренние дела. Наиболее подробно надо остановиться на ситуации в одном из регионов Северной, Центральной или Южной Америки.


Источники и литература

  1. Колониальная политика капиталистических держав (1870-1914) / Отв. ред. Е.Е. Юровская. - М., 1967. - Вып. I.

  2. Практикум по новой истории. 1870- 1917: Пособие для студентов-заочников III курса ист. фак. пединститутов./ Сост. С.Г. Десятсков и др. - М., 1986.

  3. Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История стран Латинской Америки с древнейших времен до начала XX в. - М., 1991.

  4. Внешняя политика США в последней трети XIX в./ Под ред. В.К. Фураева. - Л., 1991.

  5. Зубок Л.И. Экспансионистская политика США в начале XX в. - М., 1969.

  6. История США. - М., 1985. Т.2.

  7. Краткая история США. - М., 1993.

  8. Лан В.И. США: от испано-американской до первой мировой войны. - М., 1975.

  9. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений: В 3 ч. - М., 2000. - Ч. 2.

  10. Согрин В.В. Политическая история США XVII-XX вв. - М., 2001.

  11. Уткин А.И. Теодор Рузвельт. - Свердловск, 1989.

  12. Уткин А.И. Дипломатия Вудро Вильсона. - М., 1989.


Тема 5: От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса


В контрольной работе необходимо выяснить, какие причины привели к преобразованию Австрийской империи в двуединую монархию Австро-Венгрию. Для этого следует дать характеристику социально- экономического и политического развития Габсбургской империи к середине XIX в; показать, что в королевствах и землях, входивших в состав империи, укреплялось стремление к государственной самостоятельности, национальной независимости; рассказать о том, как Габсбурги пытались справиться с проблемой сохранения империи. Далее в контрольной работе необходимо подробно остановиться на ходе выработки компромиссного решения, выявив роль, которую сыграл в подготовке австро-венгерского соглашения 1867 г. император Франц Иосиф.

В заключение следует дать характеристику политического устройства двуединой монархии Австро-Венгрии и попытаться ответить на вопрос – разрешило ли соглашение 1867 г. кризис в Австрийской империи.


Источники и литература

  1. Сборник документов по истории нового времени. Экономическое развитие и внутренняя политика стран Европы и Америки 1870-1914 /Сост. П.И. Остриков, П.П. Вандель. - М., 1989.

  2. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и новейшее время)/ Сост. Н.А. Крашенинникова. - М., 1999.

  3. Хрестоматия по новой истории: Второй период: Пособие для учителя/ Сост. П.И. Остриков и др. - М., 1993.

  4. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. - М., 1995.

  5. Всемирная история: В 24 тт. - Минск, 1998. - Т.18.

  6. Исламов Т.М. Империя Габсбургов. Становление и развитие// Новая и новейшая история. - 2001. № 2.

  7. История Венгрии: В 3 тт. - М., 1971-1972. - Т.1-2.

  8. Котова Е.В. Династия Габсбургов// Новая и новейшая история. - 1991. - № 4.

  9. Монархи Европы: судьбы династий. - М., 1996.

  10. Полтавский М.А. История Австрии. - М., 1991. - Ч.1.

  11. Пристер Е. Краткая история Австрии. - М., 1952.


Тема 6: Образование Балканского союза. Балканские войны 1912-1913 гг.


В начале контрольной работы следует дать краткий обзор экономического и политического положения государств Балканского полуострова в начале XX века; остановиться на вопросе о том, какие крупные капиталистические державы стоят за отдельными Балканскими странами и народами.

Особое внимание студенту необходимо уделить изложению и анализу процесса оформления союза Балканских государств.

Далее следует определить причины возникновения, проследить ход и результаты первой и второй Балканских войн. Попытаться выявить причины развала Балканского союза, перечислить основные противоречия между его бывшими членами и показать, как эти противоречия и вражда Балканских государств повлияли на положение в регионе.


Источники и литература

  1. Колониальная политика капиталистических держав (1870-1914): Практикум для студентов–заочников. - М., 1967. - Вып. I.

  2. Практикум по новой истории (1870-1918). Сост. Е.Е. Юровская. - М., 1979.

  3. Хрестоматия по новой истории /Под ред. А.А. Губера и А.В. Ефимова. - М., 1965. - Т.3.

  4. Хрестоматия по истории международных отношений/ Сост. В.И. Киселев. - М., 1963. - Вып. I, - ч.2.

  5. Хрестоматия по новой истории: Второй период: Пособие для учителя/ Сост. П.И. Остриков и др. - М., 1993.

  6. Балканы в конце XIX- начале XX века: Очерки становления национальных государств и политические структуры. - М., 1991.

  7. Балканы между прошлым и будущим. - М., 1995.

  8. Виноградов В.Н. Об исторических корнях «горячих точек» на Балканах// Новая и новейшая история. - 1993. - № 4.

  9. Всемирная история: В24 тт. - Минск, 1998. - Т.18.

  10. Жебокрицкий В.А. Болгария во время Балканских войн 1912-1913 гг. - Киев, 1961.

  11. Жогов П.В. Дипломатия Германии и Австро-Венгрии и первая Балканская война 1912-1913 гг. - М., 1969.

  12. История Болгарии. - М., 1954. - Т.1,2.

  13. История дипломатии. - М., 1965. - Т.3.

  14. История Румынии. - М., 1971. - Т.1.

  15. Нарочницкий А.Л. Великие державы и Сербия// Новая и новейшая история. - 1976. - № 4.

  16. Писарев Ю.А. Образование югославского государства. Первая мировая война. - М., 1975.

  17. Писарев Ю.А. Балканы в военных планах Германии и Австро-Венгрии Накануне первой мировой войны (1912- 1914 гг.)// Новая и новейшая история. - 1987. - № 4.

  18. Писарев Ю.А. Балканы и Европа на пороге первой мировой войны. Новая и новейшая история. - 1989. - № 3.

  19. Писарев Ю.А. Великие державы и Балканы на кануне первой мировой войны. - М., 1985.

  20. Шемякин А.Л. Никола Пашич// Вопросы истории. - 2002. - № 2.


Тема 7: Июльский кризис 1914 г. и начало первой мировой войны


Изложение материала темы необходимо начать с характеристики международной ситуации, сложившейся к лету 1914 года. Следует обратиться к событиям в г. Сараеве, показать реакцию на убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда в различных государствах.

Далее на основе документов требуется рассказать о сути и развитии июльского кризиса 1914 года, определить позиции в нем Германии, Австро-Венгрии, Сербии, России, Великобритании, Франции.

В заключение следует объяснить, почему локальный австро-сербский конфликт приобрел всеевропейский характер, попытаться выявить причины и обстоятельства вступления в первую мировую войну держав, входивших в состав Тройственного союза и Антанты.


Источники и литература

  1. Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки: Практическое пособие: Учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений: В 3 ч. - М., 2000. - Ч. 2.

  2. Практикум по новой истории, 1870-1917: Пособие для студентов-заочников III курса ист. фак. пединститутов/ Сост. С.Г. Десятсков и др. - М., 1986.

  3. Хрестоматия по истории международных отношений/ Сост. В.И. Киселева, Л.Е. Кертман, М.Т. Панченкова, Е.Е. Юровская. - М., 1963. - Вып. 1,2.

  4. Хрестоматия по новой истории: Второй период: Пособие для учителя/Сост. П.И. Остриков и др. - М., 1993.

  5. Айрапетов О.Р. Балканы. Стратегия Антанты в 1916 г.// Вопросы истории. - 1997. - № 9.

  6. Всемирная история: В24 тт. - Минск, 1998. - Т.18, - 19.

  7. История дипломатии. - М., 1963. - Т.2.

  8. История первой мировой войны 1914-1918. - М., 1975. - Т.1-2.

  9. Нарочницкий А.Л. Великие державы и Сербия// Новая и новейшая история. - 1976. - №4.

  10. Первая мировая война и международные отношения. - СПб., 1995.

  11. Первая мировая война. Пролог XX века. - М., 1998.

  12. Первая мировая война и ее воздействие на историю XX века// Новая и новейшая история. - 1994. - № 4/5.

  13. Первая мировая война: дискуссионные проблемы истории. - М., 1994.

  14. Писарев Ю.А. Балканы и Европа на пороге первой мировой войны// Новая и новейшая история. - 1989. - №3.

  15. Писарев Ю.А. Балканы в военных планах Германии и Австро-Венгрии накануне первой мировой войны// Новая и новейшая история. - 1987. - №4.

  16. Писарев Ю.А. Июльский кризис 1914 г. и так называемая славянская опасность// Новая и новейшая история. - 1988. - №3.

  17. Писарев Ю.А. Сараевское убийство 28 июня 1914 г.// Новая и новейшая история. - 1970. - №5.

  18. Померанц Г. Вкус к жестокости (влияние первой мировой войны на перспективы человечества)// Родина. - 1993. – № 8/9.

Новейшая история стран Европы и Америки
  1   2   3   4   5

Похожие:

Пояснительная записка Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её привить студентам интерес к научному исследованию; iconМетодические указания по написанию курсовых работ по дисциплине «Теория государства и права»
Курсовая работа является одним из основных видов письменных работ, выполняемых обучающимися, формой контроля их знаний, умений и...
Пояснительная записка Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её привить студентам интерес к научному исследованию; iconМетодические советы и указания по выполнению контрольных работ
Контрольная работа является одной из форм самостоятельного изучения материала курса «Правоведение». Работа над ней способствует расширению...
Пояснительная записка Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её привить студентам интерес к научному исследованию; iconМетодические рекомендации для слушателей факультета заочного обучения по выполнению контрольной работы
Контрольная работа является одной из важных форм текущего контроля за успеваемостью слушателей факультета заочного обучения по дисциплине...
Пояснительная записка Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её привить студентам интерес к научному исследованию; iconМетодические указания по написанию контрольных работ
Контрольная работа является одной из форм самостоятельного изучения студентами программного материала по всем предметам. Её выполнение...
Пояснительная записка Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её привить студентам интерес к научному исследованию; iconКонтрольная работа по истории государства и права зарубежных стран является для студента одним из первых опытов научного исследования, который представляет собой спланированный трудовой процесс, состоящий из ряда вытекающих одна из другой стадий.
Контрольная работа – одна из важнейших форм самостоятельного изучения студентами научной литературы, нормативного материала; она...
Пояснительная записка Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её привить студентам интерес к научному исследованию; iconКонтрольная работа является примером самостоятельного творчества, поэтому желательно излагать в ней не только точки зрения, содержащиеся в литературе, но и высказать своё мнение по избранной проблеме.
Выполнение контрольной работы является важнейшим условием для подготовки к экзамену. Контрольная работа должна демонстрировать возможности...
Пояснительная записка Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её привить студентам интерес к научному исследованию; iconИнститут искусств (ИнИс) Научно-практическая конференция «Конструктивное моделирование одежды и технология сложных форм» 10. 03 10-00 ауд. 2-514
Научно-исследовательская работа студентов и аспирантов является одним из важнейших средств развития научного потенциала высшего учебного...
Пояснительная записка Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её привить студентам интерес к научному исследованию; iconКурс 4-сз Теория государства и права Выполнить в письменном виде контрольную работу. «Методические указания по выполнению контрольных работ»
Подготовка контрольной работы является составной частью учебного процесса, одной из основных форм самостоятельного изучения дисциплины...
Пояснительная записка Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её привить студентам интерес к научному исследованию; iconКонтрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету.
Цель написания контрольной работы – закрепление теоретических знаний в процессе самостоятельного выполнения практических заданий...
Пояснительная записка Контрольная работа является одной из важнейших форм контроля самостоятельного обучения. Цель её привить студентам интерес к научному исследованию; iconМетодические указания по выполнению контрольной работы для самостоятельной работы студентов III курса специальностей: 0610 «Государственное и муниципальное управление»
Контрольная работа является одной из форм контроля знаний студентов по курсу «Социология» и предусмотрена учебным планом
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница