Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г.




Скачать 113.68 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г.
Дата24.01.2013
Размер113.68 Kb.
ТипРабочая программа
Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ

Декан исторического

факультета

_________ В.П. Зиновьев

«___» _________ 200__ г.


НОВАЯ ИСТОРИЯ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ (XVII в. – 1918 г.)


Рабочая программа

Направление 020701 – Всеобщая история

Специальность 020700 – История


Статус дисциплины:

Федеральный компонент направления (ОПД)


Томск

2006

Одобрено кафедрой новой, новейшей истории и международных отношений

Протокол № ___ от «___» __________ 2005 г.

Зав. кафедрой, профессор ________________ М.Я. Пелипась


Рекомендовано методической комиссией

исторического факультета

Председатель комиссии, профессор _______________ А.Н. Жеравина

«___» ____________ 2006 г.


Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. – 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 – История, утвержденного 17 марта 2000 г.

Общий объем курса 155 ч. Из них: лекции − 48 ч., самостоятельная работа студентов − 107 ч. Экзамен в пятом семестре. Общая трудоемкость курса 155 ч.


Составители: К.И.Н., доцент кафедры новой, новейшей истории и международных отношений Бычкова Т.А.


Рецензент: К.И.Н. доцент Вольфсон С.В.


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Цель курса

Целью курса является достижение понимания студентами III курса ИФ своеобразия исторического пути стран Азии и Африки в период с 17 в. по 1918 год – год окончания I мировой войны. Надо ответить на вопрос – в какой степени, через какие преграды, народы и государства стран Востока совершали переход от традиционного общества к индустриальному, какую роль сыграл колониализм в их истории.

2. Задачи курса

Задач много, не одна. В эти задачи входит раскрытие того, что обозначено в цели курса

3. Требования к уровню освоения курса.

Узнать «лицо» каждой страны, которая изучается, т.е. своеобразие, непохожесть экономического, политического, социального развития Китая, Японии, Индии, Османской империи, Ирана и т.д.

Понимать, что является общим в исторической судьбе изучаемых стран, понять основные тенденции развития этих стран на протяжении 17 в. – нач. XX в.


II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Темы и краткое содержание


Тема 1. Традиционное общество Китая.

Сословная иерархия китайского общества. Триединое учение. Система взаимной ответственности. Ценности традиционного общества. Внешнеполитическая доктрина Цинской империи.


Тема 2. «Опиумные войны» Великобритании в Китае. Превращение Китая в полуколонию европейских государств.

I «опиумная» война. 1840-1842 гг. Нанкинский договор. II «опиумная» война. 1856-1860. Пекинские соглашения.


Тема 3. Тайпинская крестьянская война 1850-1868 гг. в Китае.

Христианская идеология восставших. «Земельная система Небесной династии». Эволюция отношения к европейцам. Причины поражения.


Тема 4. Политика «самоусиления» в Китае. 1860-1895 гг.

Первая волна реформ в Китае. Попытка создания современных армии и флота. Экономическая политика государства. Создание казенных, казенно-частных и национальных предприятий. Появление буржуазии и ее своеобразие. Реформы в области просвещения. Денежная реформа. Провал политики «самоусиления».


Тема 5. Движение за реформы в Китае. 1895-1898 гг.

Вторая волна реформ в Китае. Деятельность Кан Ювэя. Экономические и политические проекты реформ. Поражение реформаторов и его причины.


Тема 6. Восстание ихэтуаней в Китае. 1898-1901 гг.

Антиевропейский характер движения ихэтуаней, его особая агрессивность. Восстание как последняя веха превращения Китая в полуколонию. «Заключительный протокол» 1901 г.


Тема 7. Буржуазная оппозиция накануне Синьхайской революции 1901-1911 гг.

Деятельность умеренного крыла буржуазии. «Совещательные комитеты» и их роль в петиционных кампаниях в пользу созыва парламента, в движении «за возвращение прав, отнятых иностранцами», в бойкотах иностранных товаров. Деятельность радикального крыла буржуазии во главе с Сунь Ятсеном. Создание партии «Тун мынхой» и ее программа «3 принципа Сунь Ятсена». Агитация в армии и тайных обществах.


Тема 8. Синьхайская революция 1911-1913 гг.

Соотношение политических сил в революции: роль умеренного и радикального крыльев в ходе революции. Свержение Цинской династии и провозглашение республики. Политическая и экономическая раздробленность Китая после революции.


Тема 9. Традиционное общество Японии в 16-17 вв.

Закрепление социальной иерархии в 17 в. после воцарения дома Токугава в 1603 г. Культы «синто». Традиционные ценности японского общества. Закрытие страны для внешнего мира после 1637 г.


Тема 10. «Открытие» Японии Соединенными Штатами в 1854 г.


Тема 11. Революция 1867-1868 гг.

Оппозиция накануне революции:

Школа Мито, школа национальных наук и школа западных наук.

«Императорская партия». Вступление Японии на путь модернизации.


Тема 12. Реформы в Японии в конце 60-х начале 70-х гг. и особенности экономического развития Японии в конце XIX начале XX в.

Аграрная реформа, денежная реформа, реформы в области просвещения, реформа армии и флота.

«Тепличный» период взращивания капитализма. Роль государства. Финансовое обеспечение реформ. Появление монополий. Промышленная революция.


Тема 13. Агрессивная внешняя политика Японии в конце XIX начале XX в.

Причины особой агрессивности японской внешней политики. Захват островов Люцю, переход Курильских островов к Японии. Японо-китайская война 1894-1895 гг. и ее последствия. Русско-японская война и ее результаты.


Тема 14. Индия до прихода англичан.

Роль касты и общины. Политическая раздробленность страны. Традиционные ценности.


Тема 15. Покорение Индии англичанами и ее превращение в колонию.

Деятельность Ост-Индской компании в Индии: этапы грабежа, «эквивалентная» торговля и земельно-налоговая реформа. Разрушение домашней промышленности в Индии. Разрушение общины. Развитие капитализма в условиях колониальной зависимости.


Тема 16. Восстание сипаев в Индии 1857-1859 гг.

Общенациональный характер восстания. Ход восстания. Роль мелких и средних феодалов в восстании. Манифест королевы Виктории и его роль в завершении восстания. Изменение политики англичан в Индии после восстания.


Тема 17. Революционный подъем в Индии в 1905-1908 гг.

Деятельность Тилака в Индийском Национальном Конгрессе. Появление лозунгов «свадеши» и «сварадж». Реакция англичан.


Тема 18. Традиционное общество в Османской империи 16-18 вв.

Община Пророка и милетты. Люди меча, люди пера и дворцовые рабы. Специфика институтов власти.


Тема 19. Реформы в Османской империи (конец 18 в. - 70-е гг. 19 в.)

Реформы в армии Селим III (конец 18 в. – 1807 г.). реформы Махмуда II (1808-1839). Ликвидация военно-ленной системы, введение османизма как официальной идеологии, ликвидация янычарской вольницы. Танзимат (1839 – 70-е гг.). Роль европейских государств в инициировании реформ в 1856-70-е гг. 19 в. Двойственность результатов реформ.


Тема 20. Младотурецкая революция 1908-1909 гг.

Программа и деятельность партии «Единение и прогресс». Ход революции. Контрреволюционный мятеж 1909 г. Победа младотурок.


Тема 21. Иранское традиционное общество.

Роль шиитского духовенства. Роль купечества. Роль и место армянской, еврейской общин и общины карсов.


Тема 22. Движение бабидов в Иране (1844-1852).

Цели движения, очаг распространения движения, результаты. Бехаиты.


Тема 23. Иранская революция 1905-1911 гг.

Конституционный и демократический этапы революции. Общество муджахидов. Подавление революции.


Тема 24. Страны Востока в I мировой войне.

Степень участия стран Востока в войне. Экономические и политические последствия войны для стран Востока.





Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

В том числе

лекции

семинары

Лабораторные занятия

1.

Традиционное общество Китая.


2

2

-

-




2.

Опиумные войны» Великобритании в Китае. Превращение Китая в полуколонию европейских государств.


2

2

-

-




3.

Тайпинская крестьянская война 1850-1868 гг. в Китае.


4

2







2

4.

Политика «самоусиления» в Китае. 1860-1895 гг.


2

2










5.

Движение за реформы в Китае. 1895-1898 гг.


2

2










6.

Восстание ихэтуаней в Китае. 1898-1901 гг.


4

1







3

7.

Буржуазная оппозиция накануне Синьхайской революции 1901-1911 гг.


6

4







2

8.

Синьхайская революция 1911-1913 гг.


6

4







2

9.

Традиционное общество Японии в 16-17 вв.


2

2










10.

«Открытие» Японии Соединенными Штатами в 1854 г.

1

1










11.

Революция 1867-1868 гг.

2

2










12.

Реформы в Японии в конце 60-х начале 70-х гг. и особенности экономического развития Японии в конце XIX начале XX в.

2

2










13.

Агрессивная внешняя политика Японии в конце XIX начале XX в.


1

1










14.

Покорение Индии англичанами и ее превращение в колонию.


2

2










15.

Индия до прихода англичан.

2

2










16.

Восстание сипаев в Индии 1857-1859 гг.

4

2







2

17.

Революционный подъем в Индии в 1905-1908 гг.


3

1







2

18.

Традиционное общество в Османской империи 16-18 вв.


2

2










19.

Реформы в Османской империи (конец 18 в. - 70-е гг. 19 в.)


4

2







2

20.

Младотурецкая революция 1908-1909 гг.


2

2










21.

Иранское традиционное общество.


2

2










22.

Движение бабидов в Иране (1844-1852).


2

2










23.

Иранская революция 1905-1911 гг.


4

2







2

24.

Страны Востока в I мировой войне.


4

1







3+80 рефераты


IV. ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Экзамен в первом семестре, экзамен во втором семестре.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1. Учебники и учебные пособия

Новая история стран Азии и Африки. Учебник для студ. Высш. учеб. заведений под ред. А.М. Родригеса в 3-х частях. М., 2004.

История Японии в двух томах. М., 1998.

История Китая. М., 2000.

Похожие:

Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «Новейшая история стран Азии и Африки (1918-1960 гг.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 «История», утвержденного 17 марта 2000 г.
...
Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «новейшая история стран азии и африки (1960-2005 гг.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 070002 «История», утвержденного 17 марта 2000 г.
«новейшая история стран азии и африки (1960-2005 гг.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconИстория россии (1917 2005 гг.)
Рабочая программа по курсу «История России» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «История стран Азии и Африки (XVII в. 1945 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению история, утвержденного
Целью курса является достижение понимания студентами своеобразия исторического пути стран Азии на протяжении достаточно длительного...
Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до 1917 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г.
Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до 1917 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «История России второй половины XIX в.» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г.
Рабочая программа по курсу «История России второй половины XIX в.» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по спецкурсу «Этнодемографические процессы в современном мире» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г.
Рабочая программа по спецкурсу «Этнодемографические процессы в современном мире» составлена на основе требований Государственного...
Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа учебной дисциплины «Новая история стран Азии и Африки»
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению...
Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по спецкурсу «Математико-статистические методы в исторических исследованиях» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г.
Рабочая программа по спецкурсу «Математико-статистические методы в исторических исследованиях» составлена на основе требований Государственного...
Рабочая программа по курсу «Новая история стран Азии и Африки (XVII в. 1918 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020700 История, утвержденного 17 марта 2000 г. iconРабочая программа по курсу «История русской литературы первой трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 филология, утвержденного 10 марта 2000 г.
Рабочая программа по курсу «История русской литературы первой трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница