Методические указания к семинарским занятиям Часть1




НазваниеМетодические указания к семинарским занятиям Часть1
страница1/5
Дата24.01.2013
Размер0.63 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра истории и культурологии


КУЛЬТУРОЛОГИЯ


Методические указания

к семинарским занятиям


Часть1


Казань 2009


УДК 7.03

ББК85

И 90


И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г.А. Табейкина. - Казань: КТАСУ, 2009. - 39 с.


Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета


Материалы предназначены для изучения студентами курса «Культурология» в рамках семинарских занятий и успешной сдачи зачета по предмету.

Каждый раздел содержит тематический план, список литературы, методические советы, вопросы и задания, темы рефератов, тесты. Указания снабжены кратким словарем культурологических понятий и терминов, библиографическими сведениями об ученых в области культурологии и смежных с нею областей гуманитарного знания.

Материалы к теме «Первобытность: антропогенез и генезис культуры» составлены И.А. Гатауллиной.

Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и охватывают наиболее важные темы, отражающие содержание и структуру курса «Культурология».


УДК 7.03

ББК85

) Казанский государственный

архитектурно-строительный университет, 2009

(С )Табейкина Г.А., 2009


Тема 1. Культура как общественное явление


План

1. Понятие культуры.

2. Структура культуры, её субстанциональные и функциональные элементы.

3. Материальная и духовная культура.

4. Функции и законы развития культуры.


Литература


1. Иконникова С.Н. Теория культуры. - СПб.: Питер, 2009.

2. Исламгалиева С.К. и др. Культурология. Курс лекций. - М., 2005.

3. Культурология. Учебное пособие /Под ред. проф. Г.В. Драча. - М., 2003.

4. Кармин Е.С. и др. Культурология. - СПб., 2005.

5. Мамонтов СП. Основы культурологии. - М., 2001.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.


Методические советы


Изучение курса культурологии следует начинать с определения понятия «культура», которое относится к числу фундаментальных в современном обществознании.

Слово «культура» латинского происхождения. Этимологически оно означало «возделывать», «обрабатывать» и применялось первоначально как агротехнический термин - «обработка земли, возделывание почвы».

Римский мыслитель и оратор Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) в своей работе «Тускуланские беседы» использует этот термин применительно к развитию человеческой духовности и ума с помощью изучения философии, которую определял как «культуру ума». Он приблизил смысл латинского слова «культура» к содержанию греческого понятия «пайдейа» (воспитание, образование). И сразу же «культура» стала противостоять латинскому понятию «natura» (природа). В данном контексте слово «культура» стало означать явление созданное, внеприродное.

Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность - единство культуры, человека и его деятельности, хотя в понятие «культура» вкладывали самый различный смысл. В эпоху средневековья культура начинает осознаваться не как воспитание меры, гармонии и порядка, а как преодоление ограниченности, как культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как её постоянное духовное совершенствование, стремление к Богу. В эпоху Возрождения под личным совершенствованием начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, основанному на образцах античной эпохи.

В эпоху Просвещения (XVIII в.) слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия. В этот период оно использовалось с близким по смыслу термином «ЦИВИЛИЗАЦИЯ». Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность, или культурность европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а измеряется она достижениями в области науки и искусства. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Противопоставлением этому являлись дикость и варварство древних и неевропейских народов. Представители позднего Просвещения - немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель разработали концепцию исторического развития культуры, ее прогресса.

Идеи прогресса стали преобладающими в мировоззрении людей XIX п., которым прогресс культуры виделся бесконечным процессом совершенствования. И только в XX в. стала очевидна тщетность этих надежд.

Итак, что следует понимать под культурой? Единого ответа нет и сегодня. Это не только из-за многозначности самого понятия «культура», но и потому, что оно объединяет разные точки зрения. По оценкам ряда исследователей, существует около тысячи определений культуры.

В современной культурологии наиболее распространены три подхода:

- технологический, где культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни;

- деятельностный, где культура рассматривается как способ и результат жизнедеятельности человека;

- ценностный (аксиологический), где культура является некой идеальной моделью, к которой должны стремиться люди.

Культуру в целом можно определить как СОВОКУПНОСТЬ всех видов человеческой деятельности, в результате которой происходит преобразование природы, окружающего мира и самого человека, выступающего одновременно в качестве субъекта и объекта культуры.

Хрестоматийное определение культуры дает английский этнограф Э. Тайлор в работе «Первобытная культура»: «Культура, в широком этнографическом смысле, слагается о своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Суть данного определения состоит в том, что культура характеризует человека как существо общественное, социальное. Отсюда следует, что культура в широком смысле включает и себя и социальную практику в целом. При этом принципиальную значимость имеют ценностно-нормативные основания культуры, связанные с устремленностью к идеалам Истины - Добра Красоты.

Далее следует рассмотреть вопрос о структуре культуры, где необходимо выделить её субстанциональные и функциональные элементы. Первые представляют собой не что иное как опредмечивание различных видов человеческой деятельности. На основании этого различают отдельные сферы культуры: культуру труда, быта, общения, а также политическую,

правовую, художественную и т.д. Культура предстает здесь в единстве двух сторон: как предметное богатство внешнего мира и, вместе с тем как развитие самого человека, его сущностных сил.

К функциональным элементам относятся следующие «блоки» культуры: система материальных и духовных ценностей, способы их создания, хранение и распространение (потребление) в обществе.

Данные составные части культуры выступают также в качестве основных критериев, позволяющих определить уровень культурного развития общества, сравнить культуру разных исторических эпох, .стран и народов, различных регионов.

Далее необходимо перейти к анализу материальной и духовной культуры, выделив их единый источник (человек и его труд), а также черты различия между ними. При этом важно подчеркнуть, что именно духовные потребности составляют принципиальное отличие человека от животного, а следовательно, образуют «ядро» культуры. Это положение имеет важное методологическое значение, ибо позволяет разграничить понятия «культура» и «цивилизация», рассмотреть разные точки зрения на роль научно-технического прогресса в жизни общества и его влияние на развитие культуры.

Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по её носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальную культуры.

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету.

Национальная культура - это синтез культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества. Её своеобразие проявляется как в духовной (язык, литература, живопись, религия), так и в материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции труда и т.д.) сферах жизни и деятельности. Совокупность культурных ценностей, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой, или «официальной». Но поскольку общество делится на множество групп (демографических, социальных, профессиональных и т.д.), то у каждой из них постепенно формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Такие малые культурные миры называются субкультурами.

Сегодня говорят о молодежной субкультуре, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной, сельской, городской и т.п. Субкультура, которая не только отличается от «официальной» культуры, но и противостоит ей, находится в открытом конфликте с доминирующими ценностями, называется контркультурой.

Формы культуры.

В зависимости от того, кто является создателем культуры и каков её уровень, различают три формы - элитарную, народную и массовую культуру. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована X. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К. Мапхеймом

(«Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований»), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры, и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе: способом вербального общения - языком, вырабатываемым её носителями, где особые социальные группы - политики, деятели искусств и т.п. используют и особые, закрытые для непосвященных языки - латынь, санскрит.

Субъектом элитарной культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие.

Таким образом, элитарная. культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью (И.В. Кандаков).

В отличие от элитарной, народная культура — это традиционная культура, включающая культурные -пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. Народная культура консервативна, практически не подвержена влиянию иных культурных традиций, мало приспособлена к диалогу. Её субъектом, является народ - коллективная личность, имеющая единую систему ценностей и единую для всех «жизненную программу поведения» (В.М. Межуев). Отсюда её анонимность, безличность, имперсональность (отсутствие автора).

В современном обществе в соответствии с социокультурными изменениями народная культура утрачивает своё значение, её формы, приемы и механизмы функционирования имитирует массовая культура, выступающая своеобразным «постиндустриальным фольклором». Однако, надо иметь в виду, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с «массовой культурой», напротив, эта последняя по своему содержанию и социальным функциям враждебна подлинно народной культуре.

Массовая культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Начав формироваться во второй половине XIX в., наибольшего размаха она достигает в середине XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Особенностью массовой культуры является демонстративная демократичность, ориентация на человека массы - недифференцированного субъекта с невыраженным личностным началом, исключительно высокая гибкость, способность трансформировать артефакты, созданные в рамках других культур, и превращать их в предмет массового потребления, коммерческий характер, связь со средствами массовой информации как главным каналом распространения и потребления её ценностей. Она отличается неспособностью к производству креативного сознания. Носителем её ценностей является массовый человек со стертым индивидуальным началом, массовая аудитория-это коллектив, все единицы которого атомизированы, разобщены, это толпа «одиноких».

Проблема массовой культуры была поднята О, Шпенглером «Закат Европы», А. Швейцером «Культура и этика», X. Ортегой-и-Гассетом «Восстание масс», Э. Фроммом «Иметь или быть», где она осмысливается как предельное выражение духовной несвободы.

Типология культуры.

Типология культуры — этот метод научного познания, с основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью описания сопоставления.

Задача типологии культуры - это упорядоченное описание и объяснение разнородного по составу множества объектов культуры.

Основными принципами типологии культуры являются:

- географический (локализация культур в территориальном пространстве);

- хронологический (локализация культур во времени, выделение этапов в историческом развитии);

- национальный (относительные особенности этнических и национальных признаков культуры).

Типология использует также подход «Восток — Запад», который рассматривается многими теоретиками. Для западного типа культуры характерна ориентация на:

- ценности технического развития;

- динамический, деятельный образ жизни;

- совершенствование культуры и общества.

Конституционно закреплена идея значимости личности, приоритет творчества и инициативы.

Восток не отвергает старого, традиционного, органически вписываясь в него, отсюда характерными чертами восточной культуры являются:

- гармония с природой;

- погруженность во внутренний мир человека;

- развитие не с помощью техники и технологий, а естественным путем;

- приоритет коллективного перед личностным началом.

Сегодня восточные культуры утрачивают свою замкнутость и закрытость, воспринимая влияние западной культуры, но при этом оставаясь самобытными и индивидуальными.

В заключение работы над темой необходимо сформулировать основные функции культуры и законы её развития.

Предначертанная культуре задача - связывать людей в единое человечество - находит выражение в целом ряде её общественных функций. Их число в работах разных авторов неодинаково, да и обозначаются они иногда по-разному. Как один из вариантов, можно предложить следующий перечень функций культуры:

- познавательная (или гносеологическая),

- информационная,

- коммуникативная,

- регулятивная (нормативная),

- ценностная (аксиологическая),

- семиотическая (знаковая),

- гуманистическая (или человекотворческая),

- адаптационная.

В совокупности эти функции позволяют определить главное предназначение и гуманистическую миссию культуры, которая заключается в развитии и реализации творческих способностей человека, формировании личности в единстве двух связанных между собой начал - социализации и индивидуализации человека как субъекта и объекта культуры.

Специфические и своеобразные законы функционирования культуры позволяют ей развиваться даже в самые неблагоприятные с социальной точки зрения эпохи и периоды: в Средние века, в годы застоя, войн и диктатур, во времена тоталитарных режимов. Основными из них считаются:

1. Закон единства и многообразия культур;

2. Закон преемственности в развитии культуры;

3. Закон прерывности и непрерывности в развитии культуры;

4. Закон взаимодействия и сотрудничества культур.


Вопросы и задания:

1. Какой смысл заключается в выражении Цицерона «cultura animi»?

2. В чём состоит общность и различие материальной и духовной культуры?

3. Что такое духовная культура и каковы сферы её проявления?

4. «Культура - есть зло и создана для подавления и порабощения человека, превращения его в послушное орудие чужих и враждебных человеку сил» - Ж.Ж. Руссо.

Согласны ли Вы с данным утверждением? Свой ответ аргументируйте.

5. «Два мира есть у человека: Один, который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил».

Н.Заболоцкий

Можно ли, опираясь на данное четверостишие, ответить на вопрос - в чем состоит сущность культуры?

6. «Культура - зеркало, в котором человек себя видит и в котором себя узнает» - Р. Брэдбери. Справедливо ли данное высказывание? Свой ответ аргументируйте.

7. «Культура всегда есть сознательная работа духа над собственным совершенствованием и над упорядочением того, что окружает человека» - А. Лосев. Согласны ли Вы с данной точкой зрения?


  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания к семинарским занятиям Часть1 iconМетодические указания по лекционным и семинарским занятиям на тему «Управление развитием организаций»
...
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 iconМетодические указания к семинарским
Культурология : методические указания к семинарским занятиям и контрольным работам / вистех (филиал) Волггасу; [сост. Г. Г. Иванов]....
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 iconМетодические указания к семинарским
Культурология : методические указания к семинарским занятиям и контрольным работам / вистех (филиал) Волггасу; [сост. Г. Г. Иванов]....
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 iconМетодические указания к семинарским занятиям по философии для студентов очной формы обучения всех специальностей Екатеринбург
Поэтому необходимо серьезно и правильно организовать свою подготовку к семинарским занятиям. Это поможет закрепить знания и существенно...
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 iconМетодические указания к семинарским занятиям по курсу «Философия»
Министерством образования Республики Беларусь (24 января 2000 года, рег. №Тд-68/тип) и имеют целью сориентировать, организовать и...
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 iconМетодические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Теория социальной работы» для студентов 3 курса специальность «Социальная работа» Разработал: ст преподаватель
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 iconМетодические указания к семинарским занятиям и самостоятельной работе студентов Омск Издательство Омгту 2008 Составитель Н. Ю. Кликушина, старший преподаватель кафедры «Философия и социальные коммуникации»
Методические указания предназначены для студентов специальности 030602 «Связи с общественностью» дистанционной формы обучения
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 iconМетодические указания к изучению курса и практическим занятиям для студентов спец. 260901 (280800) «Технология швейных изделий», 260902 (280900)
Методические указания содержат рабочую программу дисциплины «Основы экономической деятельности предприятий», контрольные тесты по...
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям для студентов дневной формы обучения экономических специальностей
Методические указания предназначены для студентов I курса факультета экономики и менеджмента дневной формы обучения, изучающих культурологию,...
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 iconУчебно-методический комплекс по дисциплине теория государства и права Для направления
Методические указания для студентов по семинарским занятиям и по организации самостоятельной работы
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница