Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители




Скачать 459.02 Kb.
НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители
страница1/4
Дата24.01.2013
Размер459.02 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН


ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО КУРСУ ЭТНОГРАФИЯ, ЭТНОЛОГИЯ, АНТРОПОЛОГИЯ


Составители:

Глушкова Т.Н.

Октябрьская И.В.

Панченко А.Б.


Сургут, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Содержанием специальности «Этнография, этнология и антропология» является изучение истории и современного состояния человечества в форме его специфических групп – этносов – на территории ойкумена (заселенного пространства Земли) и на всех этапах эволюции. При подготовки программы кандидатского экзамена в аспирантуру по этнографии составители руководствовались государственным стандартом по специальности требованиями ФГОС ВПО по специальности аспирантуры 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология»..

Программа к кандидатскому экзамену составлена на основе учебного плана обучения в аспирантуре по специальности 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология». Авторы-составители стремились выделить ключевые вопросы истории и теории этнографической науки, актуальные на настоящем этапе.

Программа предполагает овладение аспирантами необходимым набором знаний, умений и на­выков: анализа теоретических и методологических проблем, фактического материала, историографии и т.д.

Программа учитывает знание аспирантами необходимого минимума литературы, знакомство с важнейшими исследованиями по теории и истории этнографической науки, основными историографическими дискус­сиями.

Программа строится по проблемному принципу и состоит из трех разделов – теория этнографии, история этнографической науки и этнический состав мира.

К каждому из разделов программы рекомендуется список исследований обобщающего характе­ра, что должно позволить аспирантам самостоятельно подготовиться к экза­менационным испытаниям.

Кандидатский экзамен аспирантов является комплексным процессом, который соединяет в себе оценку знаний субъекта, умения логически мыслить, аргументировать свою позицию.


Цель и задачи кандидатского экзамена

Целью кандидатского экзамена в аспирантуру по специальности для аспирантов специальности 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология» является: оценить готовность аспиранта к организации и осуществлению научно-исследовательской работы.

Задачи экзамена:

  1. Оценить уровень теоретической и практической готовности соискателя ученой степени к поиску и применению научных знаний.

  2. Выявить степень сформированности умения интегрировать знания в процессе решения типовых задач научной деятельности.

  3. Определить уровень информационной и коммуникативной культуры.


Требования к уровню подготовки


На экзамене аспиранты должны продемонстрировать:

- способность организовывать сложную историческую информацию в логически последовательной форме;

- способность извлекать и интерпретировать историческую информацию из различных исторических источников;

- способность создавать собственную трактовку исторических процессов в исследовательской деятельности.


Форма и процедура вступительного испытания

Кандидатский экзамен по специальности аспирантуры 07.00.07 «Этнография, этнология и антропология» является одной из форм проверки профессиональной готовности аспирата к решению комплекса профессиональных задач.

Форма кандидатского испытания по этнографии и этнологии – экзамен в устной форме. Абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья могут сдавать данный экзамен как в устной форме, так и в письменной форме.

Проведение вступительного экзамена в аспирантуру осуществляется в форме открытого заседания экзаменационной комиссии, которая формируется из представителей профессорско-преподавательского состава вуза.

Кандидатское испытание проводится в отдельной аудитории, количество сдающих в одной аудитории не должно превышать при сдаче испытания в письменной форме – не более 25 человек, в устной форме – не более 6 человек.

Для подготовки к ответу на вопросы экзамена аспиранту отводится не более одного часа, а продолжительность ответа, как правило, не должна превышать 30 минут.

На экзамене аспиранты могут пользоваться:

  • программой кандидатского экзамена;

  • этнографическими источниками.

Решение экзаменационной комиссии принимается на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты экзамена объявляются в тот же день после завершения сдачи экзамена всеми аспирантами.

Особенности проведения кандидатских испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья:

допускается присутствие в аудитории ассистента, оказывающего экзаменуемым необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором);

экзаменуемым предоставляется в печатном виде инструкция о порядке проведения кандидатского испытания;

экзаменуемые с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи кандидатского испытания пользоваться необходимыми им техническими средствами.

Дополнительно при проведении кандидатских испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий экзаменуемых с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

- задания для выполнения на кандидатском испытании, а также инструкция о порядке проведения кандидатских испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля, или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

- письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля, или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

- экзаменуемым для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

- экзаменуемым для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

- задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения кандидатских испытаний оформляются увеличенным шрифтом (размер 16-20);

в) для глухих и слабослышащих:

- обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости экзаменуемым предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих все кандидадские испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме.

Все кандидадские испытания проводятся на русском языке.


Характеристика структуры экзаменационного билета

Количество билетов по этнографии и этнологии составляет 17, в каждом билете по 2 вопроса. Третий вопрос представляет собой реферат по теме диссертационного исследования, где представлен научный аппарат исследования, его методика и полученные результаты.

Вопросы, представленные в материалах контроля, носят общетеоретический характер

Общетеоретические вопросы отражают область предметных знаний: общие вопросы этнографии, классификации этносов и этнических процессов, историю зарубежной и отечественной этнографии, этнический состав различных регионов Земли.

Содержание представленных вопросов позволяет аспирантам продемонстрировать уровень сформированности как профессиональных умений (анализ и оценка), так и специальных умений – выделение причинно-следственных связей, сравнения, сопоставления, обобщения, выделения признаков и т.д. на историко-этнографическом материале.

В рамках общетеоретических вопросов аспирант должен продемонстрировать:

  • умение давать определения понятий;

  • умение выделять и ранжировать признаки понятий;

  • умение соотносить общенаучные (модель) и специальные понятия;

  • умение сравнивать положения различных отечественных и зарубежных этнографических школ;

  • умение давать оценку историческим явлениям или процессам в соответствии с критериями;

  • знание конкретной характеристики этносов отдельных регионов мира исходя из истории их развития;

  • владение методологией этнографического исследования.

Таким образом, содержательно контрольные материалы охватывают весь комплекс вопросов современной этнографической теории, проверяют уровень владения аспирантами специальными историческими и этнографическими умениями и навыками.


Критерии оценки выполнения экзаменационного задания

Критериями оценки устного ответа аспиранта являются полнота, логичность, доказательность, прочность, осознанность знаний, теоретическая обоснованность, практическая направленность, самостоятельность в интерпретации информации и др.

Результаты экзамена определяются по 100-балльной шкале, разброс баллов в которой соотнесен и с традиционной шкалой оценивания (оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).




КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ОЦЕНКА

1.

  • представлена логичная структура;

  • грамотно определены этнографические понятия;

  • выделены причинно-следственные связи и закономерности формирования этнического состава региона;

  • характеризована историографическая ситуация по проблеме;

  • выводы аргументированы и структурированы;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • аспирант демонстрирует отличное овладение профессиональными умениями в рамках собственного диссертационного исследования;

«отлично»

 100 – 81 баллов

2.

  • представлена логичная структура;

  • определены этнографические понятия, но могут быть допущены неточности в определениях;

  • выделены причинно-следственные связи и закономерности формирования этнического состава региона, но могут быть допущены фактические ошибки;

  • характеризована историографическая ситуация по проблеме не полностью;

  • выводы аргументированы;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • аспирант демонстрирует хороший уровень овладения профессиональными умениями в рамках собственного диссертационного исследования;

«хорошо»

80 – 61баллов

3.

  • имеются фактические ошибки в содержании;

  • могут быть допущены нарушения логики и структуры;

  • этнографические понятия определены не полностью;

  • не охарактеризована историографическая ситуация по проблеме;

  • не выделены причинно-следственные связи и закономерности формирования этнического состава региона, или при их выделении допущены фактические и логические ошибки;

  • имеются оценочные суждения, наличие собственной позиции;

  • представлено собственное методическое творчество;

  • аспирант демонстрирует удовлетворительный уровень овладения профессиональными умениями в рамках собственного диссертационного исследования;

«удовлетворительно»

60 – 51 баллов


Раздел 1. Теория этнографической науки


ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ЭТНОГРАФИИ


Соотношение понятий этнология, история, этнография, культурная и социальная антропология. Эволюция представлений о предмете этнологии. Строение этноса. Демографический, экономический и социальный аспекты функционирования этноса. Язык как существенная характеристика этноса. Материальная и духовная культура. Быт и его этнологическое изучение. Этническое сознание и самосознание. Исторические типы этноса. Теоретическая разработка и проблема категории «этнос». Отличия от общности политической, конфессиональной. Взгляды С.М. Широкогорова, Л.Н. Гумилева, С.А. Токарева,Ю.В. Бромлея, В.В. Пименова и др.

Философские проблемы этнологии. Бытие и сознание (бытие этноса и этническое сознание и самосознание). Объективность (реальность) этноса и этнического процесса. Противоречивость этноса и этнического процесса. Вероятностный (стохастический) характер реализации социальных законов. Законы развития, функционирования и строения (структуры). Задача поиска и изучения закономерностей в этнологической науке. Количество, качество, мера и их соотношение. Количественные методы в этнологии. Процесс познания в этнологии и его особенности. Учение о факте. Этнологический (этнографический) факт. Типы и виды этнологических источников.

Погружение в различные культурные среды. Полевые исследования. Кросс-культурные сопоставления. Структурный и функциональный анализ. Проблема историко-антропологических реконструкций. Проблема интерпретации.

Этнические общности. Сущность этой категории. Типы этнических общностей. Структура этноса. Этнонимия. Проблема этнических границ. Теории этногенеза. Структура и компоненты этнического самосознания.

Этническая идентификация. Этноцентризм как свойство этнического сознания. Этнические стереотипы «своей» и «чужой» групп. Понятия межкультурной адаптации. Коммуникативные барьеры. Культурный шок и этапы его преодоления. Способы подготовки к межэтническому взаимодействию. Проблема «этнической идентичности» и культурного плюрализма.

Этнические меньшинства. Статус этнических меньшинств. Типология меньшинств. Исторические особенности формирования меньшинств. Национальное право в России. Концепции национализма. Модернизация и национализм. Национализм как идеологическое оружие.

Определение «негативного права». Исторические корни негативного права. Правовое определение геноцида. Виды геноцида. Правовое определение апартеида. Виды апартеида: расовая сегрегация и дискриминация. Случаи применения негативного права в истории. Борьба с применением негативного права в разрешении межэтнических конфликтов.

Теория личности и ее реализация в этнологии. Социальные и социально-профессиональные характеристики личности. Личность – носитель этнических свойств (этнофор). Проблемы социально-этнической установки. Ориентации этнофоров в сфере «этнических ценностей». Ролевая структура личности и некоторые этнологические проблемы. Теория малой группы в этнологии и этносоциологии. Малая группа (семья, первичный производственный коллектив, соседство и т.п.) как поле (микросреда) развертывания этнического процесса. Мезосреда, макросреда и этнический процесс.

Междисциплинарный характер этнографии. Этнопсихология и этносоциология. Этнодемография и этническая картография. Прикладной характер современных этнографических исследований.


КЛАССИФИКАЦИИ В ЭТНОГРАФИИ, ТИПЫ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ


Хозяйственно-культурные типы. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические (историко-культурные) области. Определение хозяйственно-культурного типа (ХКТ). Основные признаки хозяйственно-культурного типа. Соответствие хозяйственно-культурных типов этапам развития хозяйства. Хозяйственно-культурные типы присваивающего, раннего производящего и развитого производящего этапов хозяйства. Зарубежные аналоги: культурные ареалы, пищевые ареалы. Способы классификации хозяйственных систем. Проблема соотношения системы жизнеобеспечения и культуры этноса. Этногеография хозяйственных систем.

Географическая классификация: регионы и группы этносов. Антропологическая классификация: антропологический состав современного населения мира. Морфология. Понятия «раса» и «популяция». Большие человеческие расы. Малые расы или антропологические типы. Лингвистическая классификация: языковой состав населения мира. Генеалогическая классификация языков. Языковые семьи и группы. Генетические связи между языковыми семьями. Ностратическая теория. Гипотезы об отдаленном родстве других языковых семей. Изолированные языки. Соотношение этноса и языка. Конфессиональная классификация: религия как элемент культуры этноса. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Современная география религий. Хозяйственно-культурная классификация.

Этноэволюционные и этнотрансформационные этносоциальные процессы. Миграционные процессы. Аккультурация, ассимиляция, инкорпорация. Результаты этнотрансформационных процессов как предмет этнической конфликтологии. Право наций на самоопределение и проблема целостности государственных границ. Функциональная теория конфликта Г. Зиммеля. Диалектическая модель социальных конфликтов. Р. Дарендорфа. Типология ситуаций межэтнического взаимодействия. Понятие социально-культурной дистанции. Психология межэтнического взаимодействия. Этнические стереотипы, этническое предубеждение, этническая толерантность – как результат межэтнического взаимодействия. Межэтническая напряженность и формы ее проявления. Межэтнические конфликты. Пути предупреждения этнических конфликтов.

Этногенез: его основные определения и концепции. Соотношение понятий этногенеза и этнической истории. Связь этнической истории с социально-экономической, политической, культурной историей народов. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева и ее критика в отечественной этнографии.


ВОПРОСЫ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА В ЭТНОГРАФИИ


Эволюция взглядов на характер первобытных верований. Специфика мышления первобытного человека. Историографические аспекты терминологии: дологическое, магическое, примитивное, первобытное мышление. Мифологическое (архаическое) мышление.

Особенности мифологического мышления: анимизм, дуализм (бинарность), полисемантизм, коллективность, энтропия. Синкретизм первобытных форм деятельности. Нерасчлененность мифа и ритуала. Замена причинно-следственных связей прецедентом.

Функции мифа: этиологическая, оправдательная, организационная. Виды мифов: космогонические, космологические, антропогонические, астральные, эсхатологические, аграрные. Мифы о смерти и происхождении культурных благ. Соотношение религии и мифологии.

Формы творчества первобытных людей. Синкретизм духовного творчества. Рациональные знания первобытности. Возникновение письма и формирование пранауки. Представления о количестве, пространстве, времени. Биологические знания и развитие медицины. Математика. География. Астрономия.

Первобытное искусство, его функции. Теории происхождения искусства: трудовая, магическая, «подражания» и др. Концепция А.Д. Столяра. Основные сюжеты и стилистические особенности произведений изобразительного искусства эпохи первобытности. Основные памятники. Тенденции развития в искусстве от эпохи палеолита до неолита-раннего бронзового века.

Ранние формы религиозных представлений. Тотемизм. Фетишизм. Анимизм. Магия. Появление специалистов культа. Шаманизм. Культ предков. Пантеон богов. Складывание религиозных систем (политеистических религий). Ископаемые люди современного типа – кроманьонцы (неоантропы). Биологические особенности и характеристика образа жизни верхнепалеолитического человека. Происхождения Homo sapiens и проблема преемственности. Территории расселения верхнепалеолитических людей, локальные варианты..

Связь факторов формообразования Homo sapiens и расогенеза. Понятие популяции. Раса как совокупность популяций. Морфологические особенности монголоидов, европеоидов, негроидов. Физиологическая специфика рас. Изоляция как главное условие расогенеза. Географические и социальные факторы расообразования..

Теории возникновения рас. Концепции моноцентризма, полицентризма, дицентризма. Концепция расообразования В.П. Алексеева, ее основные положения. Очаги расообразования, их иерархия. Формы расовых общностей: стволы, ветви, локальные расы, группы популяций. Этапы расообразования.

  1   2   3   4

Похожие:

Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру
Соотношение эмпирического и теоретического аспектов в этнологических (этнографических) исследованиях. Традиционные наименования науки...
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма для сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру по специальности 07 00 07 «этнография, этнология и антропология»
Народы мира: историко-этнографический справочник/ Под ред. Ю. В. Бромлея. М., 1988
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconСтановления антропологического подхода к осмыслению социальных и культурных
Появление терминов «этнография», «этнология» и «антропология», закрепивших пред
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Программа кандидатского экзамена по курсу этнография, этнология, антропология составители iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по курсу
Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана для аспирантов и соискателей всех научных специальностей
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница