Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре»




Скачать 483.63 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре»
страница1/3
Дата24.01.2013
Размер483.63 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3


Данные методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре». О значимости и сути этого курса свидетельствует уже его название. Проблема человека занимает особое место среди философских проблем: с одной стороны, способность поставить и философски осмыслить вопрос, что такое человек, каковы условия его самоопределения, самореализации и совершенствования, свидетельствует о высокой философской рефлексии, с другой, по словам П.С. Гуревича, человек задумался над тем, кто он такой, едва научившись выражать свои мысли посредством знаков и символов. Проблема человека рассматривается по-разному, но на всех этапах развития мировой философской мысли. Без глубинного постижения человека, его природы и предназначения другие вопросы не обретают необходимой философской глубины и целостности. Человек и смысл его жизни рассматриваются в рамках связей «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное пространство человека – это пространство культуры: «культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его» (Н. Бердяев).

Тематика предложенного курса, как свидетельствуют планы семинарских занятий, формируется на опыте двух учебных дисциплин – философии, которая изучается на втором курсе, и культурологии, включенной в учебный план 1 курса. Таким образом, освоение электива «Человек в философии и культуре» предлагает творческое освоение материала двух дисциплин.

Кроме литературы – основной и дополнительной – хотелось бы обратить внимание студентов на следующие источники:

1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений / И.Т. Фролов, Г.С. Арефьева, П.П. Гайденко и др.: в 2 ч. М., 1990.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. СПб., 2001.

3. Культурология: История мировой культуры: учеб. пособие для вузов / под ред. А.Н. Марковой. М., 1998.

4. Образы человека в науке и культуре. Электронная хрестоматия. http://www. courier. com. ru//humanities/.

5. О человеческом в человеке / под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991.

6. Феномен человека. Антология / сост. П.С. Гуревич. М., 1993.

7. Человечность человека. Основы современного гуманизма: учеб. пособие для вузов / И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина. М.: Рос. Гуманист. об-во, 2005.

8. Человек. Философско-энциклопедический словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Наука, 2000.


Тема 1. СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА


  1. Проблема человека в контексте философской мысли.

  2. Философские проблемы антропосоциогенеза.

  3. Человек, природа, культура.

  4. Феномены человеческого бытия.

  5. Проблема смысла жизни.


Основные понятия: человек, личность, антропология, антропосоциогенез, природа, общество, культура, смысл жизни, свобода воли, индивид, индивидуальность, любовь, смерть, свобода, одиночество.


Проблема человека, его сущности, существования, предназначения и судьбы – одна из важнейших и древнейших проблем в истории философской и культурологической мысли. В ходе своего многовекового развития и неразрывно связанного с этим познания окружающего мира человечество стремилось найти адекватное определение сущности человека. Ответ на вопрос «что такое человек?» в различных философских и религиозных системах различен.

1. Первое представление о человеке родилось не в философии и не в науке, оно появилось в недрах религиозной веры. Здесь необходимо отметить сюжеты и предания иудаизма, античную религиозную традицию, мифологию Древнего Востока. Именно в них речь идет об известном мифе о сотворении человека, его души и тела, о происхождении человеческого рода от одной прародительской пары. В данной религиозной и мифологической традиции закладываются элементы комплекса идей о свободе личности, о бессмертии души и о преображении тела, о воскресении, о воздаянии и т.д.

2. Человек есть homo sapiens, т.е. человек разумный. Это определение восходит еще к античности и является господствующим на протяжении всего периода классического рационализма. Эта концепция наиболее полно была обозначена Анаксагором, а философски оформлена Платоном и Аристотелем. Суть этого воззрения в проведении различия между животным и человеком по признаку разумности. Здесь человеческое самосознание впервые возвышается над всей остальной природой.

3. Человек есть homo faber, т.е. «человек дела». Индивид – психо-физический организм, отличающийся от животного более развитой степенью своего технического интеллекта. Человеком руководят влечения. Доктрина «хомо фабер» развивалась в историческое направление медленно и постепенно, начиная с Демокрита и Эпикура. Все многообразие деятельности человека сводится к трем основным, первоначальным и универсальным инстинктам: 1) инстинкт размножения и все его производные (половой инстинкт, инстинкт самосохранения потомства, либидо); 2) инстинкт роста и власти; 3) инстинкт пропитания, сохранения.

4. Человек есть дезертир жизни. Согласно этому подходу, человек с его разумом есть тупик жизни, он есть «несостоявшееся животное». Все созданное человечеством есть проявление слабости и бессилия, невозможности развиваться биологически.

Проблема человека и его происхождения неразрывно связана с проблемой генезиса культуры. Становление человека, его переход от дикого состояния к собственно человеческому не может быть отделено от становления культуры. Поэтому проблема генезиса культуры, её назначения и сущности также не имеет однозначного и окончательного решения.

Человек как существо, осознающее свое место в мире, всегда стремился осмыслить явления, с которыми он сталкивается в своей непосредственной жизни. Внимание лучших умов человечества издавна приковано к таким феноменам как страх, смерть, страдание, любовь и т.д. Переживание этих явлений находило отражение в философии, религии, искусстве. Одной из сложнейших проблем, связанных с человеческим существованием, является проблема смысла жизни. Имеет ли жизнь человека какой-либо смысл и ценность? Каково предназначение человека? Ответы на эти вопросы составляют вечный поиск человечества в лице его выдающихся представителей.


Контрольные вопросы

  1. Какие философские концепции существуют в подходе к человеку?

  2. В чем заключается теория трудового генезиса человека?

  3. Как соотносится биологическое и социокультурное в человеческой природе?

  4. Что относится к основным феноменам человеческого существования?

  5. Каково понимание смерти в различных типах религиозных и философских систем?

  6. Какие оценки ценности человеческой жизни присутствуют в истории философской мысли?

Темы рефератов

  1. Современные концепции антропогенеза.

  2. Социальное и биологическое в человеке.

  3. «Положение человека в Космосе»: философская антропология М. Шелера.

  4. Гуманизм как философская проблема.

  5. Свобода в культурах Запада, Востока, России.

  6. Смысл жизни и традиции русской культуры.

  7. Происхождение религии как антропологическая проблема.

Библиографический список

Основной

1. Гуревич П.С. Культурология: учебник для вузов / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2001 - 278 с.

2. Радугин А. А. Культурология. Курс лекций / А.А. Радугин. – М.: Центр, 2007. – 304 с.

  1. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Пособие для студентов высших учебных заведений / А.Б. Демидов. – Минск: Амита - Маркетинг, Менеджмент, 1997. – 192 с.

  2. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человек / Э. Кассирер. – М.: Гардарика, 1998. – 784 с.

  3. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии / М.К. Мамардашвили // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. – М.: Лабиринт, 1996. – С. 351-359.

  4. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б.В. Марков. – СПб.: Изд-во «Лань», 1997. – 384 с.

  5. Мещерякова Н.А. К курсу философской антропологии: Размышления о предмете / Н.А. Мещерякова // Человек, познание, культура: Сб. работ преподавателей и сотрудников ф-та философии и психологии Воронежского гос. ун-та. – Вып. 3 / под. ред. И.И. Борисова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та , 2001. – С. 33-35.

  6. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. М., 2004.

  7. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 719 с.

  8. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 669 с.


Дополнительный

  1. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А. Бердяев. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1998. – 384 с.

  2. Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии) / Н.А. Бердяев. – М.: Междунар. отношения, 1990. – 336 с.

  3. Бубер М. Проблема человека / М. Бубер // Два образа веры. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999. – С. 202-300.

  4. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Культурология ХХ век: Антология . – М.: Юристъ, 1995. – С. 297-330.

  5. Марков Б.В. Философская антропология «после смерти человека» в России и на Западе / Б.В. Марков // Вече: Альманах русской философии и культуры. – СПб., 1997. – Вып. 9. Февраль-май. – С. 155-171.

  6. Паскаль Б. Мысли / Б. Паскаль // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991. – С. 282-286.

  7. Плеснер Х. Ступени органического и человек / Х. Плеснер // Проблема человека в западной философии: сб. переводов. – М.: Наука, 1988. – С. 96-151.

  8. Рикёр П. Человек как предмет философии / П. Рикёр // Вопр. философии. – 1989. - № 2. – С.41-50.

  9. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М.: АСТ, 2002. – 553 с.

  10. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни / Е.Н. Трубецкой. – М.: Республика, 1994. – 432 с.

  11. Финк Е. Основные феномены человеческого бытия / Е. Финк // Проблема человека в западной философии. – М.: Наука, 1998. С. 375-403.

  12. Шелер М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Избранные произведения. – М.: «Гнозис», 1994. – 414 с.


Тема 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

  1. Мифологическое представление о человеке как части магического космоса.

  2. Проблемы человека и государства в конфуцианстве и легизме.

  3. Смысл человеческой жизни в учениях даосизма и буддизма

  4. Человек в художественной культуре Древнего Востока.


Основные понятия: анимизм, миф, магия, космос, община, табу, восточная деспотия, конфуцианство, легизм, даосизм, буддизм, Дао, инь, ян, Жень, ли, нирвана, карма, сансара, недеяние (у-вэй), канон, традиционализм, тотемизм, фетишизм.


На заре истории единственным способом выживания первобытного человека стало ощущение породнённости с казавшимися чуждыми ему силами природы. Такое чувство родства человека и природы даёт миф как первичная форма культуры. Миф выступает как способ человеческого бытия и мироощущения, основанный на смысловом породнении человека с миром. В контексте мифа появляется древнейшее представление о мире как космосе, в котором человек занимает отведённое определённое место (человек как часть мира). Мир, взятый как космос, означает, что все вещи и явления, в том числе и человек, мистическим образом связаны друг с другом. В этом истоки таких феноменов как анимизм, тотемизм, фетишизм. На основе представления о всеобщих космических взаимосвязях возникает магия как способ воздействия на вещи, использующий их мистическую сопричастность друг другу. Мифологический космос дарил людям психологическую сплочённость и уверенность в своём космическом предназначении.

Цивилизации Древнего Востока стали следующим шагом человека в истории культуры после первобытности. Мировоззрение древневосточного человека во многом сохраняет черты первобытного мифа. Сохранялась зависимость человека от природы, что нашло выражение в искусстве, где образ человека-зверя служил символом подчинённости человека силам природы. Однако возникает и новое «прочтение» человека даже в природных границах. Великий мудрец Древнего Китая Лао-Цзы полагал, что человек вписан в великую триаду Небо-Человек-Земля, из которых рождаются все вещи, и следовательно, человек – это творящая первореальность. Но без внутренней духовной работы над собой человек не может осуществить этого своего предназначения.

Вместо природных стихий уже начинает обожествляться государство, которое внушало человеку на Востоке не меньший страх, чем древнему дикарю силы природы. Государство в виде восточной деспотии взяло на себя все функции, которые раньше выполняла первобытная община. Человек по-прежнему рассматривается как часть мира, только мир теперь целиком сосредоточен вокруг государства. Отсюда представление о человеке как части государственной машины. Мощное деспотическое государство стало условием выживания древневосточного человека. Но платой за это стало полное отрицание человеческой свободы и индивидуальности. Духовное оправдание государственного гнёта было найдено в конфуцианстве, где впервые государственность и человечность объединяются (государство с «человеческим лицом», государство-семья), где отношения строятся через уважение к императору и старшим, всеобщее человеколюбие (жень) и взаимность. Однако можно все-таки говорить о формализме конфуцианской гуманности и этики, поскольку ритуализированный этикет (ли) подавлял спонтанность и искренность чувств и поступков, не говоря уже о жестком деспотизме школы законников (легистов). Именно даосизм преодолел конфуцианскую регламентированность жизни, осуществив прорыв к свободе «от». Человек – это часть Космоса, Дао, единство Инь и Ян, тела и духа. Путь к гармонии лежит через пассивное единение с природой (недеяние), через «пустоту сердца», в которой обретается гармония и полнота.

Поиски обретения освобождения от страданий характерны и для Древней Индии, где с давних времен существовали представления о сансаре и карме. Человек находится в порочном круге перевоплощений и страданий. Все школы индуизма пытаются освободить человека. Так, например, йога предлагает гармонию духа и тела. Но самый радикальный способ освобождения предлагает буддизм. Чтобы избавиться от страданий, нужно погасить их причину – желание, волю. При помощи буддистской этики и различных духовных практик («восьмеричный путь») человек обретает Нирвану – некое инобытие, свободу от иллюзорного мира и страданий. Однако и этот прорыв в свободу есть прорыв в ничто, эта свобода есть отрицательная свобода «от», в то время как истинная свобода всегда «для».

Для Древней Индии (буддизм, джайнизм) человек не является центральным звеном мироздания, т.к. любая жизнь ценна. А потому для Дальнего Востока характерно благоговение перед всем живым, даже перед паразитами и возбудителями болезней, что противоречит западному принципу гуманизма и антропоцентризма.


Контрольные вопросы

  1. Какие потребности удовлетворяет миф как первичная форма культуры?

  2. Почему миф отрицает человеческую свободу и индивидуальность?

  3. Каким образом Конфуций объединяет государственность и человечность?

  4. Как регулируется поведение человека в конфуцианстве и легизме?

  5. Что такое Дао?

  6. Какова конечная цель человеческой жизни с точки зрения буддизма?

  7. С чем связано появление в древневосточном изобразительном искусстве модели «зверь-человек»?


Темы рефератов

1. Место человека в первобытной картине мира.

2. Табу как способ социальной регуляции.

3. Первобытное искусство.

4. Конфуций о человеке и государстве.

5. Даосизм и буддизм: восточный опыт прорыва к свободе.

6. Проблема смерти в восточной философии.

7. Школа йоги: попытка обретения человеком целостности.

Библиографический список

Основной

1. Радугин А.А. Культурология. Курс лекций / А.А. Радугин. – М.:Центр, 2007. – 304 с.

2. Губин В. Философская антропология: учеб. пособие для вузов / В. Губин, Е. Некрасова. – М.ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

3. Философия. Историко-философское введение. Ч.1. / под ред. Л.Я. Курочкиной. Воронеж, 2002. 230 с.

4. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир – эпоха Просвещения / отв. ред. И.Т. Фролов; сост. П.С. Гуревич. – М.: Политиздат, 1991. – 461 с.


Дополнительный:

1. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества / А.Ф. Анисимов. – М-Л, 1966. – 243 с.

2. Артёмова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине / О.Ю. Артёмова. – М., 1987. – 197 с.

3. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев – М., 2000. – 431 с.

4. Леви-Брюль К. Сверхъестественное в первобытном мышлении / К. Леви-Брюль. – М., 1994. – 382 с.

5. Дао де цзин //Древнекитайская философия: собр. текстов: в 2 т. – М.: Мысль, 1972. – Т.1. – С. 114-138.

6. Дзен-Буддизм. – Бишкек: МП.»Одиссей», 1993. – 672 с.

7. Щербатский Ф.И. Философское учение буддизма // Гумилёв Л.Н. Древний Тибет. – М.: ДИ-ДИК, 1996. – С. 453-471.

8. Жаров С.Н. Три лика китайской культуры: Конфуцианство, буддизм, доасизм С.Н. Жаров. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1995. – 192 с.

9. Восток и Запад о жизни после смерти. / пер. с англ.; сост. Н. Шкляева; ред. И. Петрова. – СПб.: Лениздат, 1993. – 475 с.

10. Мень А. У врат молчания / А. Мень. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 672 с.

11. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: учеб. пособие / А.Н. Чанышев. М., 1999. 703 с.


  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» iconМассовой информации планы семинарских занятий и
Теория и практика массовой информации. Планы семинарских занятий и методические рекомендации к выполнению контрольных работ для студентов...
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» iconСоциология планы семинарских занятий и
Социология: Планы семинарских занятий и методические рекомендации для студентов всех специальностей и форм обучения / спбгасу; Сост.:...
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» iconМетодические указания по изучению курса Планы семинарских занятий
Планы семинарских занятий
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» iconПланы лекций и семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» (методические рекомендации) у фа 2007
Планы лекций и семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» (методические рекомендации) / Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост.:...
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» iconПланы семинарских занятий по курсу Философские вопросы естествознания
Планы семинарских занятий предназначены для студентов, начинающих изучать философские проблемы естествознания. Содержит в себе программу...
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» iconФилософия планы семинарских занятий и
В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины и методические указания к ним, а также методические указания...
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» iconФилософия планы семинарских занятий и
В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины и методические указания к ним, а также методические указания...
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» iconБашкирский институт социальных технологий Кафедра философии и политологии
Государственного стандарта по дисциплине «Отечественная история», структура предмета, тематические планы лекционных, планы семинарских...
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» iconВ россии XIX начала XX веков методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ Для студентов 2 курса исторического факультета заочного отделения Издательство «Самарский университет» 2004
Методические указания, планы семинарских занятий, темы контрольных и курсовых работ
Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают содержание элективного курса «Человек в философии и культуре» iconМетодические рекомендации для студентов 4 курса специальности «Филология» Новосибирск 2001 Общее языкознание: рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология»
Общее языкознание: Рабочая программа курса и планы семинарских занятий для специальности «Филология»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница