Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра»




Скачать 197.3 Kb.
НазваниеМатериалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра»
Дата23.01.2013
Размер197.3 Kb.
ТипМатериалы для подготовки
Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство культуры Российской федерации

Министерство культуры Новосибирской области

Новосибирский государственный театральный институт


Материалы для подготовки

к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену


«История русского театра»

«История зарубежного театра»

«История искусства драматического театра»


Часть I

Вопросы, планы ответов


для специальности 070201

«Актерское искусство»

Квалификация: «Актер драматического театра и кино»


Составители:

В.Н. Лендова,

Г.К. Журавлева

О.С. Ефременко,

Д.А. Флеенко


Новосибирск

2011


Вопросы и планы ответов по «Истории зарубежного театра»


Вопрос 1.

Театральная культура Древней Греции в V в. до н.э.

Культовая основа древнегреческого театра. Значение религии Диониса в становлении древнегреческого театра. Календарный цикл дионисийских празднеств как театральный сезон (Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линнеи).

Содержание и структура трагедии и комедии. Эволюция трагического жанра в контексте древнегреческой театральной культуры (Эсхил, Софокл, Еврипид). Театральные особенности аттической комедии (Аристофан).

Архитектура и сценическая техника театра. Актеры и хор, их маски и костюмы.


Вопрос 2.

Зарождение средневекового театра в Европе. Жанры средневекового площадного театра.

Периодизация истории средневекового театра.

Первый этап. Религиозное (литургическая драма) и светское направление (выступления гистрионов).

Второй этап. Система площадных жанров (мистерия, миракль, моралите, фарс). Драматургия Адама де Ла-Аля.


Вопрос 3.

Комедия дель арте как национальная итальянская театральная система.

Основополагающие эстетические компоненты: маска, импровизация, буффонада.

Структура спектакля комедии дель арте (сценарий, «лацци»).

Классификация северных и южных масок.


Вопрос 4.

Английский театр в эпоху Возрождения. Театр «Глобус».

Организация английского профессионального театра: придворный, частный, публичный театры. Актерское мастерство и публика английского театра в XVI в.

Представления в публичном театре «Глобус». Актерское мастерство, устройство сцены, восприятие публики во взаимосвязи с философией произведений Шекспира.

Периодизация творчества Шекспира. Краткая характеристика каждого периода.


Вопрос 5.

Национальная театральная школа Франции в эпоху Классицизма.

Предпосылки возникновения Классицизма во Франции (интерес к античности, утверждение идей абсолютистского государства, рационализма).

Теоретические основания Классицизма в литературе и театре: теория жанров, триединство, твердая форма стиха, декламация, система жестов, фронтальная мизансцена.

Постановка «Сида» П. Корнеля в театре Маре. Театральная деятельность Ж. Расина.

Характеристики жанра «высокая комедия» Ж.Б. Мольера.

Организация «Комеди Франсэз».


Вопрос 6.

Национальные театральные системы Востока: Но и Кабуки.

Традиции элитарного театра Но, его сюжеты, способ актерской игры, маски, устройство театра.

Легенда о возникновении театра Кабуки. Традиции демократического театра Кабуки, его драматургия, техника актерской игры, устройство театра.

Отличия европейской и восточной моделей театра.


Вопрос 7.

«Актер представления» и «актер переживания» в системе актерского искусства эпохи Просвещения (трактат Дени Дидро «Парадокс об актере»).

1. История создания трактата Д. Дидро «Парадокс об актере».

2. Основные характеристики «актера представления»:

- рациональный способ создания образа, гармония рационального и эмоционального в системе спектакля,

- актер-наблюдатель,

- «ансамбль как хорошо организованное общество»,

- Ипполита Клерон как пример «актрисы представления».

3. Основные характеристики «актера переживания»:

- «интуитивный» способ создания образа,

- техника перевоплощения,

- Мари Дюмениль как пример «актрисы переживания».


Вопрос 8.

Романтический тип игры в европейском театре XIX.

Характеристики романтического типа игры: действенность; принцип контраста в создании сценического образа; требование «местного колорита» в спектакле; разрушение системы амплуа; включение личности художника в сценический образ.

Романтический тип игры на примере одного из актеров – Ф.-Ж. Тальма, Э. Кина, Э. Рашель, Ф. Леметра, Г. Дебюро, Т. Сальвинии (по выбору студента).


Вопрос 9.

Актер рубежа XIX – XX вв. Модерн в игре С. Бернар и психологический реализм игры Э. Дузе.

Стилевые черты модерна в сценическом искусстве Сары Бернар («эстетизм и обобщенность» при создании образов, доведение неестественности до высокого искусства; создание андрогинного сценического образа, декоративность в ролях, мифологизация собственной личности).

Психологический реализм Элеоноры Дузе (амплуа «неврастенички», роли в классической и современной драме).


Вопрос 10.

«Новая драма» и ее роль в формировании режиссерского театра на рубеже XIX – XX вв. (Г. Ибсен, М. Метерлинк, Б. Шоу).

Характерные черты «новой драмы», предполагающие участие режиссера в создании спектакля: открытый тип драмы; новый тип конфликта; новый тип героя; техника подтекста; интеллектуально-аналитическая композиция; «режиссерские» ремарки.

Первые режиссерские прочтения «новой драмы» на примере предложенных драматургов.


Вопрос 11.

Натуралистическая модель театра: «археологический натурализм» мейнингенцев и «физиологический натурализм» «Свободного театра» Андре Антуана.

1. Характеристика эстетического направления «натурализм».

2. Реформы сценического искусства в Мейнигенском театре:

- «массовая» режиссура;

- реконструкция среды;

- асимметричная сценография.

3. Модель натуралистического спектакля в «Свободном театре» А. Антуана:

- постановка современной драматургии,

- стремление вынести на сцену современность с ее социальными противоречиями,

- утверждение принципа «четвертой стены»,

- декорация, формирующая на сцене реальную среду,

- ансамблевое искусство актеров.


Вопрос 12.

Символистская модель театра.

Характеристика эстетического направления «символизм».

Драматургические реформы М. Метерлинка.

Деятельность театра Д`Ар: театр художника, театр поэта, театр синтеза.

Театр Эвр: постановки «Пелеаса и Мелисанды» М. Метерлинка и «Короля Убю» А. Жарри.


Вопрос 13.

Экзистенциальная драма в режиссерском театре первой половины XX века («Мухи» Ж.П. Сартра в постановке Ш. Дюллена).

Интеллектуализм в театре (на примере «Картеля четырех»).

Определение понятия «экзистенциальная драма» (трактовка трагизма существования конкретного человека и использование пьесы-параболы).

Спектакль «Мухи» в постановке Ш. Дюллена (Театр де ля Сите, 1943 г.).


Вопрос 14.

Эпический театр Б. Брехта.

1. Создание театра, который мог выявить систему механизмов социальной причинности, противопоставление эпической и драматической форм театра.

2. Аналитическая конструкция пьесы (неаристотелевский тип драмы), брехтовские пьесы-притчи.

3. Разработка различных способов актерской игры, прием остранения.

4. Спектакль «Мамаша Кураж и ее дети» как пример воплощения эстетических и этических идей Брехта.


Вопрос 15.

Модель театра абсурда.

1. Абсурдизм как эстетическое направление:

  • происхождение термина,

  • культурные корни абсурдизма

представители направления.

2. Принципы поэтики театра абсурда на примере пьес «Лысая певица» Э. Ионеско и «В ожидании Годо» С. Беккета.

3. Первая постановка «В ожидании Годо» С. Беккета (реж. Р. Блен).


Вопрос 16.

«Бедный театр» Ежи Гротовского.

1. Истоки метода Е. Гротовского.

2. «На пути к бедному театру» (проблема ритуала в театре, проблема «архетипа» в игре актера, организация театрального пространства). Спектакль «Акрополь» в Театре-лаборатории «13 рядов»(1962).

3. «Бедный театр» (аскетизм сценографии, актерство как духовная практика, ритуальность). Спектакль «APOCALYPSIS CUM FIGURIS». Театр-Лаборатория. Вроцлав (1969).


Вопрос 17.

Американская модель театра: театры Бродвея и внебродвейские театры.

1. Театральное искусство в США накануне XX века. Влияние разных художественных школ на формирование американского театра.

2. Бродвейский театр – организационные принципы работы, репертуар; ориентация на коммерческий успех; отсутствие постоянной труппы. Мюзикл как основа репертуара. Самые известные бродвейские спектакли второй половины XX века. Актеры и режиссеры бродвейских театров.

3. Внебродвейские театры. Основы противопоставления Бродвейским театрам: экспериментальность, ориентация не на коммерцию, а на процесс работы над спектаклем – студийность; постоянная труппа. Самые известные внебродвейские театры, их спектакли.

4. Вне-внебродвейские театры – социальность высказывания, политические спектакли; доступность для широкого зрителя.


Вопрос 18.

Театральные традиции пантомимы в искусстве драматического актера XX века. Деятельность Ж.Л. Барро.

1. Работа с Этьеном Декру выработка и освоение принципов школы пантомимы Mime Pure; тело как инструмент для выражения того, что не может передать слово.

2. Применение Жаном Луи Барро принципов mime pur в работе над драматическими спектаклями («Вокруг матери», 1935 г., «Гамлет» в Комедии Франсез, 1942 г.)

3. Создание «Компании Рено-Барро», ее программа. Спектакль «Батист».


Вопрос 19.

П. Брук: новое прочтение Шекспира в театре XX века.

1. «Ромео и Джульетта» (1947 г.).

2. Критика прочтений Шекспира в Англии.

3. Принципы постановок шекспировской драматургии П. Брука.

4. «Гамлет» (1955).

5. «Король Лир» (1962).

6. «Сон в летнюю ночь» (1970).

7. «Гамлет» (2000).


Вопрос 20.

«Новая драма» в театре начала XXI века: драматургия М. Равенхилла, М. МакДонаха.

1. Движение в британской драматургии 90-х – 2000-х гг . Источники : драматургия «сердитых молодых людей», театр «жестокости» А. Арто. Принципы «in-yer-face theatre» как основа движения.

2. Драматурги М. Равенхилл и М. МакДонах (краткие очерки творческих биографий).

3. Разбор спектакля «Откровенные поляроидные снимки» в постановке К. Серебренникова или «Красавица из Линэна» в постановке С. Федотова (по выбору студента).

Вопросы и планы ответов по «Истории русского театра»


Вопрос 1

Создание русского профессионального театра. Становление русской актерской школы в конце XVIII – начале ХIХ вв.


Предпосылки создания профессионального театра в России: театр при Алексее Михайловиче, Петре I, Анне Иоанновне.

Сухопутный шляхетный корпус (1732) – колыбель русского театра.

Труппа Ф.Г. Волкова в Ярославле. Указ Елизаветы Петровны о создании «Русского для представления трагедий и комедий театра» (1756).

Становление русской актерской школы (Ф.Г. Волков, И.А. Дмитревский, А.С. Яковлев, Е.С. Семенова).


Вопрос 2

Создание русского репертуара во второй половине ХVШ – первой четверти ХIХ вв.


Формирование драматургии классицизма. А.П. Сумароков (1717-1777).

Трагедии и комедии А.П. Сумарокова. Значение творчества А.П. Сумарокова для возникновения национального театра.

Политические трагедии Я.Б. Княжнина (1740-1791) («Вадим Новгородский», 1789).

Возвращение традиции классицизма в творчестве В.А. Озерова (1769-1816): трагедия «Димитрий Донской» (1807). Особенности драматургической манеры Озерова: элементы сентиментализма и предромантизма в трагедиях «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805).

Д.И. Фонвизин (1745-1792): у истоков реализма.


Вопрос 3

А.С. Пушкин и театр. Новаторство трагедии “Борис Годунов” и ее сценическая история.


Зрительский опыт А.С. Пушкина (1799-1837) и театральное окружение. Размышления поэта о судьбах развития русского театра (статьи А.С. Пушкина «Мои замечания об русском театре»,1820 г. и <О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П. Погодина>,1830 г.) Анализ Пушкиным основных драматургических систем (Расин и Шекспир). Требования к драматическому писателю.

«Борис Годунов» (1825). Исторические источники трагедии. Новизна авторской позиции Пушкина-историка. Проблема народа и власти. Центральные образы. Отношение к трагедии современников. Сценическая судьба.


Вопрос 4

Н.В. Гоголь. Особенности художественного метода: формирование новой русской комедии. М.С. Щепкин в пьесах Гоголя


Драматургия Н.В. Гоголя (1809-1852).

Театрально-эстетические взгляды Гоголя (назначение театра, задачи общественной комедии, роль автора).

Новаторство драматургии Гоголя: комическое как «смех сквозь слезы»; прием обобщения и укрупнения в создании драматургии общей ситуации (Манн Ю.В.); обновление природы конфликта: однородный мир комедии; замена любовного «механизма» на социальный (см: «Театральный разъезд после представления комедии»).

Идея о подложности жизни, о потерянной цели – секрет природы его трагического смеха.

Смех как «единственное честное и карающее лицо» (Ап. Григорьев). Темы «пошлости пошлого человека» и «борьбы с чертом».

Амбивалентность понятия «маленький человек».

Художественный метод Н.В. Гоголя как сочетание реализма и фантастики. Грани гротескного мира Н.В. Гоголя на примере одной из пьес.

История создания «Ревизора» (1836).

Анализ кольцевой композиции пьесы через действие, мотивы и интриги. Образная система комедии. Городничий и Хлестаков. Принципиальность пустоты и наивности Хлестакова. Немая сцена. Первые постановки комедии в Петербурге и Москве (1836). Отношение к ним Гоголя.

М.С. Щепкин (1788-1863) в пьесах Гоголя. Биографические сведения. Широта творческого диапазона актера. Щепкин и Гоголь. Городничий. Неудача в роли Подколесина («Женитьба»). Утешительный («Игроки») – образец мастерства Щепкина играть без слов, «изумительный дар говорить лицом, движением руки, взглядом на публику».


Вопрос 5

А.Н. Островский. Особенности драматургического метода. Анализ одной из пьес. Актеры Малого театра и Александринки в пьесах Островского


Утверждение реализма на русской сцене в творчестве А.Н. Островский (1823-1886).

Спор Н.А. Добролюбова и Ап.А. Григорьева о смысле творчества драматурга.

Периодизация творчества Островского.

Островский – сатирик и поэт русской жизни. Русский мир в «пьесах жизни» Островского.

Глубина осмысления дореформенной и послереформенной действительности в пьесах «Свои люди – сочтемся» (1849), «Доходное место» (1856), «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешенные деньги» (1870), «Лес» (1870), «Бесприданница» (1878).

Женская тема и мир театра в пьесах Островского. Анализ одной из пьес.

Актеры Малого театра и Александринки в пьесах Островского: П.М. Садовский, О.О. Садовская, Л.П. Никулина-Косицкая, С.В. Васильев, М.Н. Ермолова; А.Е. Мартынов, Ю.Н. Линская.

А.Н. Островский сегодня.


Вопрос 6

А.П. Чехов. Новый тип драмы (анализ одной из пьес).


А.П. Чехов (1860-1904). Биографические сведения.

Новаторство Чехова-драматурга и эволюция его театральной концепции. Равноценность духовного и предметно-телесного, человека и природы.

Проблема героя – «группа лиц без центра» (В.Э. Мейерхольд).

Особенности чеховского символизма. Проблема жанра.

Постановка пьес А.П. Чехова на домхатовской сцене: «Чайка» – режиссер Е.П. Карпова, В.Ф. Комиссаржевская – Нина Заречная в Александринском театре (1896).


Вопрос 7

Чехов на сцене МХТ. Актер в чеховском репертуаре.


Премьера «Чайка» во МХТе (1898) – открытие чеховской драматургии и современной театральной системы. Форма чеховского спектакля МХТ. Одухотворение предметной среды и звуковой партитуры. Музыкальная гармония постановки исполнения. Актерский ансамбль как эмоциональная общность.

Премьера «Дяди Вани» (1899).

Премьера «Трех сестер» (1901).

Премьера «Вишневого сада» (1904). Разногласия К.С. Станиславского с А.П. Чеховым. Драматургический и сценический жанр.


Вопрос 8

М.А. Булгаков на сцене МХТ: сценическая история спектаклей «Дни Турбиных» (1926), «Мертвые души» (инсценировка романа Н.В. Гоголя, 1932), «Мольер» («Кабала святош», 1936), «Последние дни» (1943).


М.А. Булгаков (1891-1940) и МХАТ: портрет художника под прессом идеологии.

Чеховский канон «Дней Турбинных». Художественный руководитель К.С. Станиславский, режиссер И.Я. Судаков, художник Н.П. Ульянов. Обновление традиции психологического реализма. Алексей Турбин – Н.П. Хмелев, Елена – В.С. Соколова, Мышлаевский – Б.Г. Добронравов, Лариосик – М.М. Яншин, Шервинский – М.И. Прудкин.

«Мертвые души» Н.В. Гоголя (1932, инсценировка М.А. Булгакова, режиссеры В.Г. Сахновский и Е.С. Телешева, М.А. Булгаков. Художник В.А. Симов). Роль К.С. Станиславского в пересмотре жанровых параметров инсценировки и режиссерской концепции. Чичиков – В.О. Топорков, Ноздрев – И.М. Москвин, Собакевич М.М. Тарханов, Плюшкин – Л.М. Леонидов, Манилов – М.Н. Кедров, Коробочка – А.П. Зуева.

«Мольер» Булгакова: судьба художника в тоталитарном обществе. История создания постановки. Запрет спектакля. Мольер – В.Я. Станицын, Людовик ХIY – М.П. Болдуман.

«Последние дни» (1943). Роль художника П. Вильямса в сценическом воплощении пьесы.


Вопрос 9

Театральная реформа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Актер «школы Станиславского» в спектаклях МХТ.


Театральная реформа К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко: «Нам предстояла большая работа во всех частях сложного театрального аппарата: в области артистической, режиссерской, костюмерной, декорационной, административной, финансовой и проч., и проч.» (К.С. Станиславский).

Художественная этика актера «школы Станиславского». Способ присутствия актера в роли: поиск «зерна» и задачи роли, глубина «второго плана», подтекст роли. Полиритмия мизансцен. На примерах И.М. Москвин – царь Федор в спектакле «Царь Федор Иоаннович» (1898), М.П. Лилина – Наташа в спектакле «Три сестры» (1901), К.С. Станиславский – Астров «Дядя Ваня» (1899), О.Л. Книппер-Чехова – Раневская «Вишневый сад» (1904).


Вопрос 10

В.Э. Мейерхольд: режиссерская модель театра ХХ века. «Лес» Островского, «Ревизор» Гоголя и Мейерхольда


Вс. Э. Мейерхольд: основные этапы творческого пути до 1917 года. Театр и революция.

Мейерхольд в 1920-е годы. Организация ТИМа (1923) как театра экспериментального поиска.

«Лес» А.Н. Островского, 1924. Оформление В.Ф. Федорова (1891-1970) по плану В.Э. Мейерхольда. Драматургия пьесы и спектакля. Монтажная организация многоуровневой сценической структуры. Контрапункт социальной сатиры и лирической стихии. Жонглирование актера социальными и театральными масками: игра с вещами и воображаемыми предметами Аксюша – З.Н. Райх, Счастливцев – И.В. Ильинский. Гурмыжская – Е.А. Тяпкина.

«Ревизор» Н.В. Гоголя, 1926. Оформление В.П. Киселева (1895-1984) по плану В.Э. Мейерхольда. Мейерхольд и Гоголь. Драматургия пьесы и спектакля. «Курс на трагедию». «Музыкальный реализм». «Скотство» – «в изящном облике «брюлловской натуры». Композиция текста. Символическая метафора сценического пространства, принципов мизансценирования и актерского исполнения. Хлестаков – Э.П. Гарин, Городничий – П.И. Старковский, Анна Андреевна – З.Н. Райх, Марья Антоновна – М.И. Бабанова.


Вопрос 11

Е.Б. Вахтангов. Спектакль «Принцесса Турандот» - образец игрового театра

Театральная деятельность и спектакли Е.Б. Вахтангова. 1918-1922. От студии – к театру.

«Росмерсхольм» Г. Ибсена (1918). «Эрик Х1У» А. Стринберга (1921) в Первой студии: режиссерская трактовка и исполнение роли Эрика Х1У М. Чеховым. От «душевного натурализма» – к постановочной технике условного театра.

Спектакли Е.Б. Вахтангова в Третьей студии. «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Свадьба» А.П. Чехова, 1921.

Вахтангов и «Габима». «Габибук» С. Ан-ского (С.А. Раппопорта) (1863 – 1920), 1922. Художник – Н.И. Альтман (1889-1970). Музыкально-ритмическая партитура спектакля. Гротескные формы массовых сцен. Лея - Х. Ровина (1890-1980).

«Принцесса Турандот» К. Гоцци, 1922 – эстетическое кредо Третьей студии. Художник – И.И. Нивинский (1880- 1933). Турандот – Ц.Л. Мансурова (1897-1976), Калаф – Ю.А. Завадский (1894-1977), Адельма – А.А. Орочко 91898-1965), Панталоне – И.М. Кудрявцев (1901-1924), Труффальдино – Р.Н. Симонов (1899-1968), Бригелла – О.Ф. Глазунов (1891-1947), Тарталья – Б.В. Щукин (1894-1939).


Вопрос 12

А.Я. Таиров. Художественная программа «Камерного театра». Творчество А.Г. Коонен


А.Я. Таиров (1885-1950). Создание Камерного театра (1914) . Состав труппы.

Кристаллизация поисков в области «театра эмоционально насыщенных форм». Воспитание синтетического актера.

А.Г. Коонен (1889-1874).

«Саломея» О. Уайльда (1917), «Адриенна Лекуврер» Э. Скриба и Э. Легуве (1919). А.Г. Коонен в заглавных ролях. Парад синтетического актера. «Федра» Ж. Расина (художник – А.А. Веснин, 1921) и «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (художник – Г.Б. Якулов, 1922) – кульминация жанровых полюсов Камерного театра. А.Г. Коонен – Федра и Жирофле-Жирофля.

Эволюция режиссерского метода А.Я. Таирова. Переход к «конкретному реализму». «Гроза» А.Н. Островского, 1924. Художники – В.А. Стенберг (1899-1974), Г.А. Стенберг (1900-1933) и К.К. Медунецкий (1899-1934). Опыт трагического спектакля на материале русской классики. «Трагедия быта». Катерина – А.Г. Коонен.

Поиски выхода к современности. Опора на западную драму в создании современного трагедийного репертуара. О`Ниловский цикл. «Косматая обезьяна» (1926), «Любовь под вязами» (1926), «Негр» (1929). Единство режиссуры и сценографии. Актерские работы. Последовательное нарастание трагической сосредоточенности.

Трудности адаптации к эстетическим нормам 1930-х годов. Поиски точек соприкосновения. «Структурный реализм». «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского (1900-1951) (1933; художник В.Ф. Рындин (1902-1974) и предшествующий опыт Камерного театра. Роль А.Я. Таирова в создании канонической редакции пьесы. «Небо. Земля. Человек». Комиссар – А.Г. Коонен, Алексей – М.И. Жаров. «Мадам Бовари» Г. Флобера (1940; инсценировка А.Г. Коонен, художники Е.К. Коваленко и В.Ф. Кривошеина). Трагедийно-романтическая трактовка центрального образа. Эмма – А.Г. Коонен.


Вопрос 13

Г.А. Товстоногов (1913-1989). Режиссерский метод в спектаклях БДТ

Биографические сведения. Первые спектакли в Ленинграде (с 1949 г.): «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского в Ленинградском театре драмы им. Пушкина (1955). Приход в БДТ (1956 по 1989 – главный режиссер). Реформа театра.

Крупнейшие спектакли по русской классике «Идиот» по Ф. Достоевскому (1957), «Горе от ума» А. Грибоедова (1962), «Мещане» М. Горького (1966), «Ревизор» Н. Гоголя (1972), «История лошади» по «Холстомеру» Л. Толстого (1975).

Режиссерский метод в спектаклях БДТ: спектакли большого стиля. Полифоничность, симфонизм режиссуры. Умение найти сценический эквивалент автору. Протагонист в центре спектакля. Обострение конфликта и внимание к деталям.

Значительные актерские достижения. Книга Г.А. Товстоногова «Профессия режиссер».

БДТ сегодня: спектакли «Борис Годунов» А. Пушкина, «Живой труп» Л. Толстого, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера», «Власть тьмы» Л. Толстого.


Вопрос 14

А.В. Эфрос (1925-1987). Основные черты режиссуры. Новое в постановках классики.

Биографические сведения об А.В. Эфросе. А.В. Эфрос в Центральном детском театре (1954-1963) и театре им. Ленинского комсомола (1963-67).

Спектакли Эфроса по русской и мировой классики в Театре на Малой Бронной (1967-84). «Три сестры» А. Чехова (1967). Новое в постановках классики: «жесткий» Чехов.

Шекспировские спектакли «Ромео и Джульетта» (1970), «Отелло» (1970.

Основные черты режиссуры А.В. Эфроса: решение сложных психологических и нравственных проблем; многообразие конфликтов; свобода от быта, но социальная конкретика в обрисовке характеров; предельная эмоциональная наполненность; углубленность и деликатность анализа душевной жизни. Актерские свершения в спектаклях А.В. Эфроса:

«Брат Алеша» В. Розова по Ф. Достоевскому (1972). «Дон Жуан» Мольера (1973), «Женитьба» Н. Гоголя (1975). «Месяц в деревне» И. Тургенева (1977).

Эфрос в театре на Таганке (1984-87). Последние спектакли режиссера: «На дне» М. Горького (1984), «Вишневый сад» А. Чехова (1975), «Мизантроп» Мольера (1986).

Теоретическое наследие А.В. Эфроса. «Репетиция - любовь моя» (1975, 1993).


Вопрос 15

Ю.П. Любимов: «политический, поэтический, метафорический» Театр драмы и комедии на Таганке.


Биографические сведения.

Создание театра. Учебный спектакль Театрального училища им. Щукина «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта (1964). Возврат к эстетике условного театра (Вс.Э. Мейерхольд) в брехтовском варианте эпического театра. Сплав интеллектуализма и эмоциональности в игре молодых актеров.

Поэтический театр Таганки. «Антимиры» А. Вознесенского (1965), «Десять дней, который потрясли мир» по Дж. Риду (1965), поэтическое представление «Павшие и живые» (1965), «Послушайте!» по В. Маяковскому ( 1967), «Пугачев» по С. Есенину (1967) в режиссуре Ю. Любимова.

Актеры, определившие лицо театра. Художник Давид Боровский.

Главные спектакли последующих лет: «Гамлет» Шекспира (1971), «А зори здесь тихие…» по Б. Васильеву (1971), «Преступление и наказание» по Достоевскому (1979).

Перенесение на сцену проблемной прозы.

Борьба театра с официозом за свободу обсуждения жизни, как она есть, участие в подготовке «перестройки». «Борис Годунов» А. Пушкина (1982), запрещение спектакля. Отъезд Ю. Любимова за границу.

Возвращение Ю.П. Любимова (1991). Раскол театра (1992): Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки»).

Любимов в новой реальности – победы и поражения.


Вопрос 16

Театр «Современник». Новый тип актера в спектаклях 60-70-х годов.


Олег Николаевич Ефремов (1927-2000). Биографические сведения.

Создание театра «Современник» (1956). Организационная структура и творческая программа «коллектива единомышленников». Демократические принципы внутренней жизни коллектива.

Публицистический пафос, обнажение гражданской позиции. Исповедальность актерской манеры. Естественность, органичность актерского существования.. Спектакли «Вечно живые» В. Розова (1956), «Голый король» Е. Шварца (1960), «Старшая сестра» А. Володина (1962), «Назначение» Володина (1963), «Обыкновенная история» по А. Гончарову (1966), «Традиционный сбор» В. Розова.

Расширение эстетического диапазона. «Двенадцатая ночь» В. Шекспира в постановке Питера Джеймса (1975). Современная западная пьеса. Кризис театра. «Чайка» А. Чехова (1970).

Уход О. Ефремова в МХТ. Галина Волчек во главе «Современника».

Первые спектакли Валерия Фокина. Новая драматургия на сцене «Современника»: «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (1977). Пьесы Л. Петрушевской и Н. Коляды.

«Эшелон» М. Рощина в постановке Г. Волчек (1975).

«Бесы» в постановке Анжея Вайтды.

Гастроли в Америке и Париже. Открытие Малой сцены. Актеры и современный репертуар.


Вопрос 17

Советская драматургия 60-70-х: В.С. Розов, А.Н. Арбузов, А.М. Володин, А.В. Вампилов и другие (на примере творчества одного драматурга).


Первые пьесы В.С. Розова (1913-2004) «В добрый час!» (1955), «В писках радости» (1957). Интерес к молодому герою. Проблема нравственного выбора. Восстановление утраченных нравственных критериев как главной ценности человеческой жизни. Кризис озовского варианта молодежной темы. Переход к новой проблематике и стилистике в рамках традиционной драматургической структуры. «В день свадьбы» (1964)

А.Н. Арбузов (1908-1986). «Таня» (1947, новая редакция), «Годы странствий» (1954), «Город на заре» (1957, новая редакция). Центральная тема: здоровое, рациональное и позитивное общество неотвратимо усредняет необычных людей. «Мой бедный Марат» (1964).

А.М. Володин (1919-2001). «Фабричная девчонка» (1956), «Пять вечеров» (1956), «Назначение» (1961) . Проблема верности собственной человеческой природе.

А.В. Вампилов (1937-1972). «Старший сын» (1968), «Утиная охота» (1967) – пьесы о советском «потерянном поколении» 70-х. Разрушение традиционной назидательной модели оптимистической советской пьесы


Вопрос 18

История Новосибирского государственного театра «Красный факел»


Рождение театра.

Роль В.П. Редлих в становлении театра (1932-1960). Развитие традиций русского театра, влияние МХАТа.

Пьесы и актеры театра 1960-80 годов (Е.С.Лемешонок, В.Е. Бирюков, А.Я. Покидченко).

Репертуар, режиссеры и актеры Красного факела рубежа 20 и 21 века (А. Серов, О.Рыбкин, А.Зыков, Т.Кулябин). Спектакли и роли. (Разбор одного из спектаклей)


Вопрос 19

История Новосибирского академического молодежного театра «Глобус»


Роль Ленинградского ТЮЗа в создании Западно-Сибирского краевого театра юных зрителей (1930 г.). Первое творческое десятилетие театра, режиссура Н.Ф.Михайлова. Актеры театра Е.Г. Агаронова, З.Ф. Булгакова, В.И. Макаров и др.

ТЮЗ в 60-70-ые годы 20 века. Репертуар, режиссеры и актеры (В.В.Кузьмин, В.С. Орлов, А.Я. Мовчан и др.)

Рождение и расцвет «Глобуса». 1991-2001 гг. Новые художественные направления в театре, руководимом Г.Я. Гоберником и М.Е. Ревякиной Репертуар, режиссура и актеры этого периода.

Репертуар, режиссура и актеры первого десятилетия 21 века. (Разбор одного из спектаклей).


Вопрос 20

«Новая драма - 2» в российском театре рубежа ХХ – XXI веков: направления, литературные особенности, театральное воплощение.


  1. Драматургические школы в российской «новой драме-2»:

- «Новая драма-2» в Москве (Театр.doc, Театр «Практика», Фестиваль «Новая драма»),

- «Новая драма-2» в Екатеринбурге («Коляда-театр», драматургический конкурс «Евразия»),

- «Новая драма-2» в Тольятти (Центр «Голосова-20», Литературно-театральный фестиваль «Майские чтения»).

2. Особенности поэтики «новой драмы - 2» (документальность, социальная направленность, разрушение, деконструкция – текста, персонажа, коммуникации героев).

  1. Первые спектакли по «новой драме-2» в России (Спектакль «Пластилин», Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина, режиссер К. Серебренников. Рецензия на спектакль «Пластилин» В. Вульфа «Им удалось иное рвение»).

Похожие:

Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра» iconВопросы к экзамену: по истории русского театра по истории зарубежного театра
Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену
Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра» iconВопросы к экзамену: по истории русского театра по истории зарубежного театра
Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену
Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра» iconМатериалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История искусства музыкального театра»
Ii вопросы, планы ответов и содержательная часть (исторический и фактический материал по истории театра, а также фрагменты из театроведческих...
Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра» iconМетодические указания по подготовке к итоговому государственному междисциплинарному экзамену для студентов всех форм обучения
Литература, рекомендуемая к использованию при подготовке к итоговому государственному междисциплинарному экзамену
Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра» iconСписок вопросов к междисциплинарному Государственному экзамену для магистрантов направления 210300. 68
Список вопросов к междисциплинарному Государственному экзамену для магистрантов направления 210300. 68 «Радиотехника» по программе...
Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра» iconВопросы к экзамену по курсу «История русского театра» (2 половина ХХ века)
Особенности развития отечественного театра в 50-е годы. Театральная «оттепель» 50-х годов
Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра» iconВопросы к государственному междисциплинарному экзамену для студентов специальности 080111. 65 «Маркетинг»

Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра» iconКафедра «Менеджмент» Вопросы к Государственному междисциплинарному экзамену по специальности 080502«Экономика и управление на предприятии» (полиграфия)
...
Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра» iconПособие для подготовки к Единому государственному экзамену москва. Цго. 2003
Карпачев С. П. История. России. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Цго, 2003. с. (Гуманитарное образование...
Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену «История русского театра» iconМатериалы для подготовки по теории к государственному экзамену по дисциплине «Физическая культура (подготовка)»

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница