Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24»




НазваниеПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24»
страница1/24
Дата23.01.2013
Размер3.29 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24





Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

3. Учебный план на 2011-2012 уч. год

4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

5. Программы отдельных учебных предметов

5. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

6. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования

7. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования


Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования (ОПП) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24», работающего по учебникам системы «Гармония», «Школа России» и «Перспектива», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373). Приказ зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009 г. рег. №17785.

Программа сформирована на основе следующих документов:

- Концепции о правах ребёнка;

- Закона об образовании;

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН РФ №373 от 06 октября 2009г.);

-Примерной основной образовательной программы начального общего образования с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса;

- норм СанПиНа (Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»);

-Устава школы.

ООП определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

ООП соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании»:

  1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  2. единство федерального, культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников

Руководствуясь тезисом о «самоценности ступени начального образования как фундамента всего последующего образования» (ФГОС, с.4) ООП ставит своей целью создать (обеспечить) образовательное пространство, в котором реализуются:

  • системно-деятельностная парадигма образования, которая предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями

  • концепция развития универсальных учебных действий младших школьников (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), разработанная на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В соответствии с этой концепцией

  • универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. УУД обеспечивают формирование психологических новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют условия успешной учебной деятельности.

  • требования ФГОС к планируемым результатам ООП, в числе которых:

личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской и гражданской идентичности;

метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);

предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету как основа современной научной картины мира и опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, специфический для каждой предметной области.

Программа ориентирована на достижение главной цели общего образования на его начальном этапе: «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» (ФГОС, с.6) и на комплексное решение следующих задач:

  • формирование у школьников базовых предметных знаний и представлений о мире, обеспечивающих выполнение требований ФГОС к результатам начального общего образования и адекватных возрастным возможностям учащихся; формирование на основе этих знаний предметных умений, нашедших отражение в требованиях ФГОС;

  • развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и познавательных интересов;

  • развитие мышления детей, готовности выполнять различные умственные действия (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения и т.д.;

  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, в том числе учебной;

  • становление информационной грамотности, умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач;

  • гражданское, духовно-нравственное, эстетическое развитие и воспитание учащихся, обеспечивающее принятие ими национальных, гуманистических и демократических ценностей, моральных норм, нравственных установок, формирование эстетического чувства, вкуса;

  • воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе и в целом умения общаться в устной и письменной форме;

  • укрепление физического и духовного здоровья учащихся.

Комплексное решение названных задач, предусмотренное данной программой начального общего образования, обеспечивается реализацией системно-деятельностного, гуманно-личностного, культурологического и здоровьесберегающего подходов.

Основу организации образовательного процесса составляют принципы:

  • развития учащихся, который в рамках каждого учебного предмета за счёт особой организации деятельности детей предполагает целенаправленное совершенствование различных сторон личности;

  • культуросообразности, согласно которому освоение предметного содержания осуществляется на более широком фоне знакомства учащихся (в определённых пределах) с миром культуры, с элементами социально-исторического опыта людей;

  • целостности содержания, в соответствии с которым обеспечивается органичное слияние изученного и вновь изучаемого материала, постепенное расширение уже имеющегося у учащихся личного опыта, установление в сознании детей связей между различными курсами;

  • спиралевидности, в соответствии с которым формирование у учащихся предметных и метапредметных умений происходит последовательно, постепенно, но при этом не строго линейно.

Образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24» ориентирована на использование в учебном процессе в качестве средства обучения комплекта учебников УМК «Гармония», УМК «Школа России», УМК «Перспектива», в которых указанные подходы к организации освоения содержания учебных предметов и принципы находят последовательное воплощение.


Основная образовательная программа содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  • базисный учебный план;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Нормативно-правовое обеспечение


  • Закон РФ «Об образовании»

  • Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ)

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189)

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009)

  • Приказ МОиН РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»

  • Приказ МОиН РФ от 24.12.2009 № 2080 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 год»

  • Письмо МОиН РФ, Департамента общего образования от 19.04.2011г. №03-255 «О введении государственного стандарта общего образования

  • Письмо МОиН РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  • Приказ Министерства образования Рязанской области от 05.04.2011г. № «Об утверждении примерного перечня минимального оснащения учебного процесса и оборудования учебных помещений в образовательных учреждениях Рязанской области»

  • Приказ УОиМП администрации г.Рязани от 19.10.2010г. №1156 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Рязани»

  • Приказ МОУ «СОШ №24» г.Рязани от 01.10.2010г. №47/3 «О переходе на ФГОС НОО»


Финансово-экономическое обеспечение

При финансировании школы используется регионально-подушевой норматив Оплата труда работников школы осуществляется по НСОТ в соответствии с утвержденной сметой расходов. Материальное поощрение осуществляется в соответствии с Положением о выплатах стимулирующего характера работникам МОУ «Средняя общеобразовательная школа №24». Также предусмотрены расходы на учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса, на приобретение расходных материалов, хозяйственные расходы.

Организация внеурочной деятельности осуществляется за счет ресурсов школы: финансирование по учебному плану, внутришкольного дополнительного образования, группы продленного дня, классного руководства и учебно-вспомогательного персонала в соответствии с должностными обязанностями.


Кадровое обеспечение

Образовательный процесс в первых классах осуществляют 5 педагогов: 2 - учителя начальных классов, 3 - учителя-предметники, вспомогательный персонал: педагог-психолог, социальный педагог, логопед.

Из них имеют высшее профессиональное образование – 4 человека. Все педагоги аттестованы на квалификационные категории: высшую – 2 человека, первую – 1 человек, вторую – 2 человека.

Все педагоги систематически повышают свое профессиональное мастерство через курсовую подготовку, самообразование, обмен опытом, семинары и другие формы). Учителя начальных классов прошли соответствующую подготовку по вопросам введения ФГОС.

Организационное обеспечение

Особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федерального государственного образовательного стандарта регламентируются основной образовательной программой начального общего образования, разработанной на основе примерной основной образовательной программы и утвержденной на заседании педагогического совета от 30.08.2011г. №8 и приказом по школе от 30.08.2011г. №38/3.

Единый учебный план для первых классов как раздел основной образовательной программы начального общего образования школы разработан на основе учебного плана, входящего в структуру примерной основной образовательной программы.

Учебная нагрузка и режим занятий организованы в соответствии с действующими санитарными нормами: в первом классе учебные занятия проводятся в первую смену по пятидневной рабочей неделе, начало – в 8.30. Недельная образовательная нагрузка, реализуемая через урочную деятельность – 21 час.

Продолжительность учебного года – 33 учебных недели, каникул – 37 дней, в том числе в середине третьей четверти предусмотрены дополнительные недельные каникулы. Время каникул установлено в соответствии с учебным графиком школы на 2011-2012 учебный год.

В первом классе используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии в сентябре, октябре – по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре, декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 40 минут каждый.

Обучение проводится без балльного оценивания знаний и домашних заданий. Оценка достижений образовательных результатов, в том числе с учетом индивидуального прогресса обучающихся осуществляется в соответствии с основной образовательной программой школы.

Учебный план дополняется системой внеурочной деятельности, интегрируя учебную и внеучебную деятельность учащихся первых классов. В качестве организационной для реализации внеурочной деятельности используется оптимизационная модель внеурочной деятельности, предполагающая максимальное использование внутренних ресурсов школы и создающая единое образовательное и методическое пространство в начальной школе. Координирующую роль в данной модели выполняет классный руководитель.

Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Основные формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, конкурсы, соревнования, олимпиады, работу школьного лагеря в каникулярное время, психологические тренинги, проектная деятельность, кружки и другие. Виды и направления внеурочной деятельности тесно связаны между собой.

В качестве организационного механизма разработан план внеурочной деятельности, определяющий ее объем, состав и структуру на 2011-2012 учебный год.

Контроль за реализацией ФГОС НОО и деятельностью учителей в первых классах осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля и Положением о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24» iconПояснительная записка основная образовательная программа разработана педагогическим коллективом моу- тропаревская средняя общеобразовательная школа в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта с учётом рекомендаций примерной основной образовательной программ
Умк «Перспективная начальная школа», «Школа 2000», «Школа 2100», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа»
Основная образовательная программа начального общего образования моу «Большекустовская средняя общеобразовательная школа» разработана...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24» iconПояснительная записка. Основная образовательная программа начального общего образования моу клементьевская средняя общеобразовательная школа разработана на основе: закона Российской Федерации «Об образовании» статья 14,
Основная образовательная программа начального общего образования моу – Клементьевская средняя общеобразовательная школа разработана...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее ооп) разработана педагогическим коллективом моу сош №6 им. Ц. Л. Куникова в соответствии: со ст. 14,15 Закона РФ «Об образовании»
Умк «Перспективная начальная школа» и ос «Школа 2100», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24» iconОсновная образовательная программа начального общего образования мбоу «мари-биляморская средняя общеобразовательная школа им. Н. П. Венценосцева»
Программа составлена коллективом авторов-разработчиков в составе: Заболотских Н. С., зам директора по увр, Мельниковой Н. Н., зам...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) для моу "Хлебниковская средняя общеобразовательная школа", работающей по учебникам системы «Гармония»
«Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24» iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования моу берёзовской сош разработана педагогическим коллективом учителей...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24» iconОсновная образовательная программа начального общего образования уфа 2011 пояснительная записка основная
Основная образовательная программа начального общего образования Негосударственного образовательного учреждения средняя общеобразовательная...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24» iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом моу «Пежемская осш №14»
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, особенностей образовательного учреждения, образовательных...
Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (опп) разработана педагогическим коллективом учителей начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №24» iconОсновная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом моу «С редней общеобразовательной школы №48»
Умк «Перспективная начальная школа», реализующих фундаментальное ядро содержания современного общего начального образования, опираясь...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница