Теория и история русской культуры ХХ начала ХХ i веков учебная




Скачать 499.18 Kb.
НазваниеТеория и история русской культуры ХХ начала ХХ i веков учебная
страница1/3
Дата23.01.2013
Размер499.18 Kb.
ТипПрограмма курса
  1   2   3




ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”


ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ


ХХ - начала ХХI ВЕКОВ


Учебная программа, методические указания


и вопросы к экзаменам


Самара 2009

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”


Кафедра отечественной истории и историографии


ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ


ХХ – начала ХХI ВЕКОВ


Учебная программа, методические указания


и вопросы к экзаменам


Самара 2009

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета


История русской культуры ХХ-ХХI веков: учебная программа, вопросы к экзаменам / Сост. Н.А. Санникова. - Самара: Самарский государственный университет, 2009. - 28 с.


Программа курса истории русской культуры ХХ - начала ХХI веков является необходимым пособием для студентов исторического факультета при изучении сложного и насыщенного событиями периода культуры нашего Отечества. В программе курса отражены основные этапы, тенденции, особенности развития культуры в контексте кардинальных изменений, происходивших во всех сферах жизни страны и общества. Это позволяет отразить ход культурных процессов, понять их специфику, логику и закономерность. В программе указаны крупнейшие деятели и важнейшие памятники отечественной культуры, приложен список литературы по всему курсу для подготовки студентов к аудиторным занятиям и для самостоятельной работы, вопросы для подготовки к экзамену.


Составитель: доц. Н.А. Санникова


Научный редактор: проф. Ю.Н. Смирнов


Рецензент: зав. кафедрой истории Отечества

Самарской государственной академии

культуры и искусств, проф. Л.М. Артамонова

© Санникова Н.А., составление, 2009


Лицензия ИД № 06178 от 01.11.01. Подписано в печать 04.03.2009

Формат 60х84/16 Бумага офсетная. Объем 1,75 уч.-изд. л.

Тираж 150 экз. Заказ № 35

Издательство “Самарский университет”, 443011, г.Самара, ул. акад. Павлова, 1.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение к программе и методическим указаниям ………………………….3

Программа курса ……………………………………………………………….4

Задания к семинарским занятиям ……………………………………………..22

Темы контрольных работ ………………………………………………………23

Вопросы к экзамену по истории русской культуры ХХ – начала XXI вв. …24

Рекомендуемая литература ……………………………………………………26

Ключевые слова и словосочетания …………………………………………...30


ВВЕДЕНИЕ К ПРОГРАММЕ И МЕТОДИЧЕСКИМ УКАЗАНИЯМ

История русской культуры как отдельная дисциплина позволяет более детально и системно ознакомиться со спецификой историко-культурных процессов в России, получить представление о конкретных памятниками культуры и творческой деятельности крупнейших ее мастеров.

Курс истории русской культуры ХХ - начала XXI рассчитан на освоение как теоретического, так и конкретного материала. Этими задачами определена структура данной программы. Она включает перечень основных разделов и вопросов, выделенных по хронологическому и тематическому признакам. В них содержится, в том числе, перечень памятников отечественной культуры, знакомство с которыми является обязательным. Программу дополняют перечень семинаров, экзаменационных вопросов, тем контрольных работ для студентов заочного отделения, указатель рекомендуемой литературы.

Изучение истории русской культуры предусматривает большую самостоятельную работу студентов с литературой по данному курсу. На это нацеливает большой объем изучаемого материала, с одной стороны, и отсутствие полноценных учебников, соответствующих данной программе, с другой. Список рекомендуемой литературы не является закрытым. Студенты могут использовать не указанные здесь издания, если они содержат материалы сведения по изучаемым темам и памятникам, а также материалы соответствующих сайтов Интернета.

Основным критерием оценки знания памятников культуры будет умение узнавать по слайдам, фотографиям, репродукциям произведения архитектуры, изобразительного искусства, передать содержание литературных произведений, указать главные временные, жанровые, стилистические, авторские признаки памятников. Ответы на теоретические вопросы должны представлять собой связанный рассказ по тому или иному хронологическому и тематическому разделу программы.


ПРОГРАММА КУРСА

Введение

Место истории русской культуры XX - начала XXI вв. среди дисциплин исторического, культурологического циклов, истории общественной мысли и истории искусств. Предмет, задачи и структура курса. Периодизация культурного процесса в Советской России, СССР и современной России. Источники и литература.


РАЗДЕЛ 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 1917-1930-х ГОДОВ

Государственная политика и развитие культуры в 1917-1930-е гг.

Влияние революционных событий 1917 г. на судьбу России и культурную жизнь страны.

Отношение российской интеллигенции к Февральской революции и к Октябрю 1917 г. Создание комиссий по делам искусств в Петрограде и в Москве. Демократизация культурной жизни страны в ходе реформ Временного правительства. Отставка министра народного просвещения академика С.Ф. Ольденбурга и товарища министра академика В.И. Вернадского. Отказ служащих госаппарата Временного правительства от сотрудничества с советской властью. Разрушение прежней системы государственного руководства культурой и ее финансирования. Материальные, человеческие потери, психологические и нравственные последствия революционных лет и периода гражданской войны.

Отсутствие четкой концепции культурной политики в первые годы советской власти. Практические шаги большевистского правительства в области культурных преобразований. Назначение А.В. Луначарского народным комиссаром по делам культуры в советском правительстве. Создание Агитпропа (агитационно-пропагандистского отдела ЦК РКП(б). Национализация музеев, театров и кинодела, учебно-воспитательных учреждений и передача их в ведение Наркомпроса. Закрытие газет, роспуск профессиональных и творческих организаций, оппозиционных советской власти. Появление общественных организаций, проводивших культурную политику большевиков. Отношение советской власти к интеллигенции.

Изменения в руководстве страной и формирование тотального контроля над всеми сферами жизни общества во второй половине 1920-х гг. Изменение представления о культурной революции и методов руководства культурой. Отставка А.В. Луначарского. Обвинение церкви в поддержке кулачества, массовое закрытие приходов и монастырей. Усиление репрессий в отношении интеллигенции: Шахтинское дело и процесс над Промышленной партией. Специфика культурной жизни страны.

Реорганизация органов управления культурой в начале 1930-х гг. Складывание советской монокультуры. Создание средствами массовой информации искаженной картины жизни в советской стране. Заявление правящей партии о завершении культурной революции (1939 г.).


Народное образование. Наука и техника

Политика Советского государства в области народного образования. Отделение школы от церкви. Создание единой трудовой школы. Ликвидация массовой неграмотности населения. Изменение социального состава студенчества. Рабфаки. Национализация частных библиотек, музеев. Политика привлечения старых специалистов в первые годы Советской власти. К.А. Тимирязев, А.Н. Бах, И.М. Губкин, В.Л. Комаров, В.Г. Шухов и др. Приоритеты научных изысканий. Историческая наука в новых условиях. Догматизация марксистского направления в истории. М.Н. Покровский. Е.М. Ярославский. Эмиграция и высылка из страны деятелей науки в 1920-е годы: П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер, Г.В. Флоровский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др. Участие научно-технической интеллигенции в масштабных народнохозяйственных программах: ГОЭЛРО, индустриализация страны и др.


Особенности художественной жизни страны в 1917-1930-е гг.

Положение в искусстве в 1917 - начале 1930-х гг. Расцвет новых стилей пластических искусств после Октябрьской революции. Понятие “живопись Октября” и эволюция его содержания. Обращение в 1918 году Наркомата просвещения к деятелям литературы и искусства. Создание отдела ИЗО во главе с Д.П. Штеренбергом. Изменение политики А.В. Луначарского по отношению к авангардистам. Появление новых художественных учебных заведений в Москве и Петрограде. ВХУТЕМАС.

Революционный жанр и графика первых лет советской власти. Плакатное искусство. Героический и сатирический типы плаката. Творчество Моора и Дени. “Окна сатиры Роста”. Плакаты В. Маяковского, М. Черемных, В. Козлинского и В. Лебедева. Развитие книжной, прикладной и сатирической бытовой графики. Праздничное оформление городов.

Активизация культурной жизни страны после окончания гражданской войны. Проведение выставок, издание журналов по искусству. Кризисные моменты в развитии беспредметной живописи. Выставка живописи “5х5=25” в Москве.

Художественные организации 1920-1930-х годов. Возникновение и специфика деятельности Ассоциации художников революционной России (АХРР), “Общества станковистов” (ОСТ), “Нового общества живописцев” (НОЖ), обществ “Бытие”, “Маковец”, “Жар-цвет” и “Четыре искусства”. Различие во взглядах и в художественной позиции. Отношение к станковой картине. Усиление реалистической тенденции в живописи.

Процесс подмены свободного творчества принципами социалистического реализма. Борьба с “формализмом” и “натурализмом” в 1930-е годы. Решение ЦК ВКП(б) 1932 г. “О перестройке литературно-художественных организаций”. Создание союзов деятелей культуры в соответствие с ним. Образование Союза советских художников и Союза литераторов СССР. Всероссийская Академия художеств и Институт живописи, скульптуры и архитектуры.


Развитие живописи, складывание жанров в 1917-1930-е гг.

Первые произведения советского искусства. Складывание жанров советской живописи. Использование символа и аллегории. С.В. Малютин как представитель портретного жанра. Новые черты его творчества. Портрет писателя Д.А. Фурманова. Первые послеоктябрьские пейзажи А.А. Рылова. “В голубом просторе”. Особенности творчества Б.М. Кустодиева. Женские образы. Картины “Ночной праздник на Неве”, “Большевик”. “Новая планета” К.Ф. Юона. Развитие жанра натюрморта в картинах Н.И. Альтмана “Петрокоммуна”, Р.Р. Фалька “Красная мебель”, К.С. Петрова-Водкина “Розовый натюрморт, ветка яблони” и “Бокал и лимон”. Становление традиций советской батальной живописи в работах М.Б. Грекова: “Трубачи Первой Конной армии”, “В отряд к Буденному”, “Пленный белогвардеец”, “Тачанка”.

Развитие жанра портрета. Соединение традиций портретного жанра с чертами послереволюционного искусства в работе Б.М. Кустодиева “Портрет Ф.И. Шаляпина”. Портреты З.Е. Серебряковой: “Тата с овощами”, “Портрет А.Д Даниловой в театральном костюме”. Новое качество и характер послереволюционного портретного искусства. Воплощение идеала человека новой эпохи. “Делегатка” и “Председательница” Г.Г. Ряжского. Портреты-типы Ф.С. Богородского: серия “Беспризорные”, “Матросы в засаде”, “Братишка. Автопортрет”. “Девушка с кувшином” А.Е. Архипова. “Пионервожатая с книгами” Н.А. Касаткина. “Колхозный сторож” С.В. Герасимова. Портретное творчество мастеров ОСТ и близких им художников. “Ночь” и “Парижанка” А.А. Дейнеки. “Рабочий (Ткач)” и “Аниська” Д.П. Штеренберга. Работы А.Н. Самохвалова: “Девушка в футболке”, “Девушка с ядром”, “Метростроевка”. Особенности портретного искусства Ю.И. Пименова: “Портрет Вали Шитаковой”.

Самобытность портретного творчества К.С. Петрова-Водкина: автопортрет 1918 года и портрет А.А. Ахматовой. Портретная галерея творцов русской науки и культуры М.В. Нестерова: портреты И.П. Павлова, П.Д. и А.Д. Кориных, В.И. Мухиной. Портретное искусство П.Д. Корина и его особенности. Портреты А.М. Горького, М.В. Нестерова, М.С. Сарьяна. Замысел картины “Русь уходящая” и подготовительные работы к ней: “Схимница из Ивановского монастыря”, “Отец и сын”.

Развитие традиций русской живописной школы в портретном искусстве И.Э. Грабаря и П.П. Кончаловского. Раскрытие психологической сущности характера модели в портретах И. Грабаря: портрете академика А.Н. Баха, работе “Драма. Портрет Волконской-Никулиной”, “Автопортрете с палитрой”. Выявление особенностей характера в портретах П. Кончаловского: композитора С.С. Прокофьева, режиссера В. Мейерхольда, “А.Н. Толстой в гостях у художника”.

Появление и распространение в 1920 - 1930-х годах “парадного портрета”. Создание Ленинианы и работ с изображением И.В. Сталина. Картина И.Э. Грабаря “В.И. Ленин у прямого провода”. Работы мастеров советской школы. И.И. Бродский - родоначальник официозного искусства: “В.И. Ленин на фоне Смольного”, “В.И. Ленин в Смольном”, портреты М.В. Фрунзе и художника А.А. Рылова, жены художника Т.П. Мясоедовой за рукоделием. Картины А.М. Герасимова - образцы официального стиля советской живописи: “В.И. Ленин на трибуне”, “И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле”.

Развитие пейзажного жанра. Изменения в социальной оценке жанра в 1920-е гг. Излюбленные сюжеты А.А. Рылова. “Зеленое кружево”. “Предвечерняя тишина”. “В зеленых берегах”. Пленэрная живопись В.Н. Бакшеева. “Голубая весна”. “В начале весны”. Мастерство живописи И.Э Грабаря. “Иней”. “Голубая весна”. Новые сюжеты К.Ф. Юона. “Купола и ласточки”. “Первомайская демонстрация на Красной площади в 1930 году”. “Праздник кооперации в деревне”. “Вузовцы”. Эволюция пейзажного искусства мастеров-символистов и авангардистов. Н.П. Крымов. “Утро”. “Деревенский пейзаж с мостиком”. “Полдень”. В.В. Рождественский. “Северная деревня”. “Северная деревня. Белая ночь”. “Заросли черемухи”. А.В. Лентулов. “Закат на Волге”. “Москва. Страстная площадь ночью”. “Метрострой”. Отражение в пейзаже черт новой действительности. Индустриальный пейзаж. Б.Н. Яковлев. “Транспорт налаживается”. Г.Г. Нисский. “Осень. Семафоры”. А.А. Дейнека. “Будущие летчики”. “Севастополь. Вечер”. “Тюильри”. Ю.И. Пименов. “Новая Москва”.

Развитие жанра натюрморта. Расцвет жанра в 1920-е гг. Превращение натюрморта из подсобного жанра в полноправный вид изобразительного искусства. Диапазон творческих манер при исполнении натюрмортов. П.П. Кончаловский. “Сирень в корзине (героическая)”. “Натюрморт. Мясо, дичь и овощи у окна”. А.В. Куприн. “Натюрморт со статуэткой Б.Д. Королева”. “Осенний букет”. “Натюрморт с головой Венеры”. Д.П. Штеренберг. “Лампа и селедки”. И.И. Машков. “Снедь московская: хлебы”. “Снедь московская. Мясо, дичь”.

Сюжетно-тематическая картина. Отличительные черты. Скрещение традиционных жанров живописи. Историко-революционные, жанровые, бытовые картины. Передача процесса переустройства общества. “Героический реализм” аххровцев. Е.М. Чепцов. “Заседание сельской ячейки”. “Переподготовка учителей”. П.М. Шухмин. “Приказ о наступлении”. Г.К. Савицкий. “Первые дни Октября”. “Поход Таманской Армии в 1918 году”. П.П. Соколов-Скаля. “Таманский поход”. “Путь из Горок”. “Братья”. Е.А. Кацман. “Калязинские кружевницы”. И.И. Бродский. “Торжественное открытие II конгресса Коминтерна”. “Выступление В.И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года”. “Расстрел 26 бакинских комиссаров”. “Ударник Днепростроя”. Б.В. Иогансон. “Советский суд”. “Узловая железнодорожная станция в 1919 году”. “Рабфак идет (Вузовцы)”. “Допрос коммунистов”. “На старом уральском заводе”.

Разработка сюжетно-тематической картины в 1930-е гг. С.В. Герасимов. “Клятва сибирских партизан”. “Колхозный праздник”. “Кисловодск”. Продолжение национальной художественной традиции. А.А. Пластов. “Стадо. На пастбище”. “Купание коней”. П.П. Кончаловский. “Возвращение с ярмарки”. “На полдни”. К.Н. Истомин. “Вузовки”. Появление новых тем и образов. Ю.И. Пименов. “Даешь тяжелую индустрию!”. А.А. Дейнека. “Оборона Петрограда”. “Текстильщицы”. “Раздолье”. “Мать”.

Черты древнерусского искусства в творчестве художников в 1920-1930-е годы. Национальные традиции в искусстве П.Д. Корина, С.В. Герасимова, А.А. Дейнеки, в работах К.С. Петрова-Водкина “Смерть комиссара”, “1918 год в Петрограде”, “1919 год. Тревога”.


Отечественный авангард 1917 - начала 1930-х гг.

Разнообразие художественных школ и направлений. Философичность авангарда. Идея преодоления земного притяжения. Участие “левых” художников в праздничном оформлении городов (Д.Д. Бурлюк, П.А. Мансуров, И.А. Пуни, В.В. Лебедев, В.И. Козлинский и др.). Влияние супрематизма на искусство революционного плаката.

Явления в культурной и художественной жизни страны, связанные с деятельностью авангардистов. В.М. Ермолаева и работа артели художников “Сегодня” в Петрограде. Объединение сил “нового искусства” в московском ВХУТЕМАСе. Преподавательская и творческая деятельность А.М. Родченко, А.А. Экстер, В.Е. Татлина. Развитие идей супрематизма и конструктивизма.

Витебский Ренессанс”. Превращение Витебска в 1918-1922 гг. в центр художественной жизни. Создание М.З. Шагалом художественной школы и Художественно-практического института. Специфика творчества Марка Шагала. Преподавание К.С. Малевича в художественных мастерских. Создание объединения “Утвердителей нового искусства” и программа Уновиса по преобразованию всех видов пластических искусств. Обращение к созданию нового орнамента производственного назначения, архитектонные разработки, супрематические варианты оформления домов, книги, плаката, журналов и т.д. Общественная деятельность авангардистов. Появление групп Уновиса в ряде городов страны. Выставочная деятельность К.С. Малевича, В.М. Ермолаевой, Л.М. Лисицкого и учащихся витебской школы.

Музей авангардного искусства в Петрограде-Ленинграде - первое в мире официальное собрание авангардного искусства. Исследовательская работа музея. Судьба его коллекций. Причины создания и значение деятельности Государственного института художественной культуры. Теория “прибавочного элемента” в живописи К.С. Малевича. Школа М.В. Матюшина - изучение цвета в живописи. Работы Марии Эндер, Николая Кострова, Евгении Магарил.

Школа К.С. Петрова-Водкина. Космологический символизм. Понятия “планетарности” и “покачнувшегося пространства”. Картина К.С. Петрова-Водкина “Весна”. “Бессонница” Л.Т. Чупятова.

П.Н. Филонов и коллектив “Мастеров аналитического искусства”. Сущность системы “аналитического искусства”. “Глаз видящий” и “глаз знающий” П.Н. Филонова. Выставка коллектива МАИ и постановка гоголевского “Ревизора” в сценическом оформлении филоновцев в 1927 г. Работы Андрея Сашина, Николая Евграфова, Павла Кондратьева. Графическая “Калевала” филоновцев. Софья Закликовская.

В.Н. Чекрыгин и философия Н.Ф. Федорова. Понимание В.Н. Чекрыгиным задач искусства. Графические и живописные работы мастера.

Группа “живописно-пластического реализма”: В.М. Ермолаева, Н.М. Суетин, В.В. Стерлигов и др. Супрематизм, включенный в систему предметного изображения. Работы В.М. Ермолаевой “Баренцево море. Пароход” и “Баба с ребенком”.

Лениградский Детгиз и его художественная редакция. Деятельность В.В. Лебедева, В.М. Ермолаевой, Е. Эвенбаха, Ю.А. Васнецова. Иллюстрации В.В. Лебедева к книге “Охота” и Ю.А. Васнецова к книге “Болото”. Формирование искусства советской книги.


Архитектура и скульптура 1917 - 1930-х гг. Декоративно-прикладное

искусство

Особенности архитектурных решений после Октября 1917 года. Влияние политических и идеологических установок. Перепрофилирование дореволюционных построек. Проекты реконструкции Москвы и Петрограда. Проекты городов будущего. Поиски новых путей решения проблем в архитектуре. Появление и деятельность объединений советских архитекторов: Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА) и Объединения современных архитекторов (ОСА). Создание “рационалистами” и “конструктивистами” стиля архитектуры 1920-х гг. - “советского конструктивизма”. Использование идей Корбюзье.

Деятельность архитекторов старшего поколения: Л.Н. Бенуа, И.В. Жолтовского, А.В. Щусева, В.А. Щуко. Создание произведений в духе конструктивизма. Мавзолей В.И. Ленина на Красной площади. Использование элементов классической архитектуры. Здание гостиницы “Москва”. Москворецкий мост. Градостроительные работы.

Архитектурные работы братьев Весниных. Создание проектов жилых домов Л.А. Весниным и проектов промышленных сооружений - В.А. Весниным. Театральные работы А.А. Веснина. Внедрение новых конструкций и материалов. Коллективные проекты в духе конструктивизма: Дворец культуры ЗИЛ, Днепропетровская ГЭС и др.

Активное строительство городов, поселков. Формирование в 1920-е гг. нового типа четырех-, пятиэтажного многоквартирного секционного жилого дома. Появление новых типов общественных зданий. И.В. Жолтовский. Здание Государственного банка на Неглинной улице и жилой дом на Моховой улице в Москве. Обращение в середине 1930-х гг. к композиционным принципам, приемам и формам классического наследия. Создание Союза советских архитекторов. Монументальность советской архитектуры предвоенного времени. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. “О генеральном плане реконструкции города Москвы”. Б.М. Иофан. Проект дворца Советов в Москве и станции метро “Бауманская”. Комплексы Нефтяного и Горного институтов. Застройка крупных жилых массивов в Москве. Обновление центра города. А. Лангман. Дом Советов Народных Комиссаров СССР.

Продолжение традиций “серебряного века” в скульптуре. С.М. Волнухин - учитель плеяды молодых и талантливых скульпторов. Бюст П.М. Третьякова и памятник первопечатнику Ивану Федорову.

Декрет Совнаркома от 12 апреля 1918 г. “О памятниках республики”. Реализация плана монументальной пропаганды. Переделка и использование старых, создание новых памятников. Агитационный пафос произведений первых лет советской власти. Л.В. Шервуд. Памятник А.Н. Радищеву. Скульптура “Часовой”. С.М. Волнухин. Памятник Т.Г. Шевченко. Д.П. Осипов, Н.А. Андреев. Обелиск “Советская конституция”. Н.А. Андреев. Памятник А.И. Герцену. С.Д. Меркуров. Памятник Тимирязеву.

Общие тенденции развития скульптурного искусства. Творческая эволюция Н.А. Андреева. Преобладание реалистического подхода и монументальность композиционно-пластических решений в послереволюционные годы. Памятник А.Н. Островскому. Галерея портретов деятелей Советского государства и культуры. “Лениниана”: “В.И. Ленин пишущий”, “Ленин - вождь”. Мастер советской станковой и монументальной скульптуры И.Д. Шадр. Аллегоричность и романтически-возвышенный подход. Серия скульптур для Госзнака. “Сеятель”. “Булыжник - орудие пролетариата”. Портреты М. Горького. Ленинская тема. Классик реалистической скульптуры А.Т. Матвеев. Монументальная и станковая скульптура. Портреты. “Октябрь”. “Заноза”.

Скульптурный язык и круг сюжетов А.С. Голубкиной. Работа в области малых форм. Портрет Л.Н. Толстого. “Березка”. Тяготение к монументальности и лаконизму форм в творчестве В.И. Мухиной. Композиция “Рабочий и колхозница”. Станковые работы. “Крестьянка”. “Хлеб”. Мастер скульптурного портрета С.Д. Лебедева. Разнообразие стилистических подходов. Усиление классической ориентации. Особенности передачи движения. “Женский портрет (Цита)”. “Девочка с бабочкой”.

Тяготение к монументальности в 1930-е гг. Скульптурные работы М.Г. Манизера. Академические традиции. Рельеф “Рабочий”. Памятники В.И. Ленину. Памятник В.И. Чапаеву и В.В. Куйбышеву в г. Куйбышеве (Самаре). Скульптуры станции метро “Площадь революции” в Москве. Героический пафос работ Н.В. Томского. Памятник С.М. Кирову в Ленинграде. “Волгоградский рабочий”.

Художественные промыслы и ремесла в советский период. Народное искусство в системе потребительской кооперации.


Музыкальная культура. Театр и кинематограф

Программа “государственного музыкального строительства”, ее социальная ориентация. Организация народных музыкальных школ, музыкальных издательств. Национализация музыкальных театров, консерваторий. Создание музыкальных объединений нового типа.

Ассоциация современной музыки (АСМ). Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАМП). Пролеткульт в музыке. Запрет на исполнение духовной музыки в государственных культпросветучреждениях. Эмиграция ряда выдающихся представителей русской музыки.

Феномен массовой песни. Использование народных традиций в массовой профессиональной песне. Отражение общественных перемен, романтики борьбы и созидательного труда. Революционные, боевые, лирические, задорные, бытовые песни. Авторы наиболее популярных произведений: композиторы Д.Я. и Дм. Я. Покрасс, Д.С. Васильев-Буглай, А.В. Александров, И.О. Дунаевский.

Симфоническая музыка: основные темы и жанры. Усиление тенденций программности в рамках “официальной” музыки. Творчество Н.Я. Мясковского, М.Ф. и Е.Ф. Гнесиных, М.М. Ипполитова-Иванова, С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.

Камерная музыка. Искусство романса. Творческая судьба А.Н. Вертинского, П.К. Лещенко, И.Д. Юрьевой, В.Г. Козина, Г. Виноградова.

Инструментальная музыка. Исполнительские школы Московской и Ленинградской консерваторий: А.Б. Гольденвейзер, К.Н. Игумнов, Г.Г. Нейгауз, Л.В. Николаев, С.М. Козолупов, А.М. Иванов-Крамской и др.

Джаз. Л.О. Утесов. Искусство эстрады. Популярные исполнители: Л.А. Русланова, К.И. Шульженко, М.Н. Бернес.

Революция и театр. Претворение в жизнь идеи общедоступного театра. Новый зритель, репертуар, театральные коллективы. Национализация императорских и частных театров. Творческие искания 1920-х годов. Система сценического реализма К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Поиски новых зрелищных форм. В.Э. Мейерхольд. Е.Б. Вахтангов. Развитие идеи “синтетического театра” А.Я. Таировым.

Воплощение образа революции, вождя, человека-труженика в пьесах 1920 - 1930-х гг. В.В. Вишневский, В.В. Маяковский, В.В. Иванов, В.Н. Билль-Белоцерковский, К.А. Тренев, Н.П. Погодин, А.М. Горький. Постановка классических пьес.

Кино как средство массовой пропаганды и воспитания трудящихся. Национализация кинопромышленности.

Теоретики и практики киноискусства. А.П. Довженко и В.И. Пудовкин. Всемирная слава фильмов С.М. Эйзенштейна “Мать”, “Броненосец “Потемкин”, “Арсенал” и др. Зачинатель мирового и отечественного документального кино Дзига Ветров. Первые агитационные фильмы Наркомпроса. Поиск художественной правды в период немого кинематографа. Первый звуковой отечественный кинофильм “Путевка в жизнь” Н.Б. Экка (1929). Создание киносети на всей территории страны.


  1   2   3

Похожие:

Теория и история русской культуры ХХ начала ХХ i веков учебная iconТеория и история европейской культуры XIV-XVIII веков утверждено Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия Воронеж 2005
Бакина Н. Е. Теория и история европейской культуры XVI-XVIII веков: Учеб пособие. Воронеж: Воронеж гос техн ун-т, 2005. 81 с
Теория и история русской культуры ХХ начала ХХ i веков учебная iconИстория русской журналистики 18-19 веков (часть 2)
История русской журналистики xviii–xix веков: Учебник / Под ред. Л. П. Громовой. Спб., 2005
Теория и история русской культуры ХХ начала ХХ i веков учебная iconС. М. Сергеев История русской культуры
России. Хронологически курс охватывает всю историю русской культуры с древнейших времен до 1917 г. Но основное внимание уделено культуре...
Теория и история русской культуры ХХ начала ХХ i веков учебная iconСумерки серебряного века
На основании исторического материала, литературных произведений определить влияние исторических событий конца ХIХ – начала ХХ веков...
Теория и история русской культуры ХХ начала ХХ i веков учебная iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...
Теория и история русской культуры ХХ начала ХХ i веков учебная iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Теория и история русской литературы» (читается на 3 курсе), а также с курсами «Теория и история зарубежного искусства» (читается...
Теория и история русской культуры ХХ начала ХХ i веков учебная iconВ русской литературе XX-XXI веков учебная
Учебная программа факультативных занятий по русской литературе общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения...
Теория и история русской культуры ХХ начала ХХ i веков учебная iconПрограмма курса «история русской литературы» (Х х1Х вв.) Автор ст преподаватель Петровицкая Ирина Викторовна Введени е
Х1Х в. В нем освещаются древнерусская литература (X xvii вв.), литература XVIII века, основное внимание уделено русской литературе...
Теория и история русской культуры ХХ начала ХХ i веков учебная iconРаспределены по тематическим коллекциям
«История государства Российского» и др.); Костомаров И. Н. («Русская история в жизнеописаниях» и др.); Платонов С. Ф. («Полный курс...
Теория и история русской культуры ХХ начала ХХ i веков учебная iconКафедра русской и зарубежной литературы «итория и теория фольклора» Учебно
Учебная программа по курсу «История и теория фольклора» предназначены для студентов 1 курса дневного отделения филологического факультета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница