План урока: Организационный момент




Скачать 116.4 Kb.
НазваниеПлан урока: Организационный момент
Дата23.01.2013
Размер116.4 Kb.
ТипУрок
Моржова Валентина Михайловна учитель изобразительного искусства МОУ «Сафакулевская средняя общеобразовательная школа»

Петрова Оксана Александровна учитель информатики и ИКТ МОУ «Сафакулевская средняя общеобразовательная школа»


Интегрированный урок по изобразительному искусству и информатике в 5 классе


(слайд 1) Тема: «Связь времён в народном искусстве»


(слайд 2)Цель урока:

Сформировать понятие о народной игрушке, её видах, традициях формы и росписи.

Продолжать знакомство с элементами графического редактора PAINT;


Обучающие задачи: Формировать творческую и познавательную активность, художественный вкус и фантазию.


Развивающие задачи:

Развивать творческую и познавательную активность, эстетический вкус и художественную фантазию.

Развивать навыки работы манипулятором “мышь”: двойной и одинарный щелчок.


Воспитывающие задачи:

Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, к своей Родине. Воспитывать бережливое отношение к компьютерной технике.


Оборудование для учителя:

  1. Модели игрушек

  2. Русская народная песня «Коробейники»

  3. ПК рабочее место учителя

  4. Интерактивная доска

  5. Таблицы с изображением игрушек


Оборудование для детей:

  1. Альбомы

  2. Карандаши

  3. Краски- гуашь или акварель по выбору.

  4. Различный кисти.

  5. ПК рабочее место ученика


Прилагаемые медиаматериалы

Слайд презентация «Связь времён в народном искусстве»

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Объявление темы и задач урока.

  3. Беседа об истории и отличительных особенностях Дымковской , Филимоновской, Абашевской и Каргопольской глиняных игрушках, Богородской, Полхов-Майданской, Матрешках, городецких деревянных игрушках (в сопровождении слайд – презентации)

  4. Физминутка

  5. Постановка художественной задачи (роспись игрушки на компьютере)

  6. Контроль уровня усвоения материала.

  7. Итог урока, рефлексия, домашнее задание.


Ход урока:

  1. Организационный момент 1 минута.

Учитель информатики

Приветствие, проверка отсутствующих, психологическая готовность класса к уроку (тренинг – комплимент).


2. Объявление темы и задач урока 1 минута.

Учитель изобразительного искусства

(слайд 3)

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину

-Сегодня тема нашего урока - Древние образы, единство формы и декора в народных игрушках.


3. Беседа по теме урока, объяснение нового материала 18 минут

Дымковская игрушка

(слайд 4)Дымковская игрушка называется так потому, что родилась она в слободе Дымково, неподалеку от города Вятка. Глиняная игрушка лепится и раскрашивается вручную. Каждый экземпляр приходится изготовлять словно впервые, творчески, как бы глубоко традиционен он ни был.

(слайд 5)Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивалась раньше разведенным на молоке мелом, а сейчас заменой ему служат водно-эмульсионные белила.

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного и серости дождей.
В ней что-то есть от радуги, от капелек росы.
В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!
Она глядит так прянично – ликующе и празднично!
В ней молодость-изюминка, в ней удаль и размах.
Сияйте, охра с суриком, по всей земле в домах!
И злость, и хмурость льдинкою без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымкова растают  навсегда!

(слайд 6) Посмотрите на эти игрушки. Кого они изображают? Из чего они сделаны? (Они сделаны из глины, затем их обжигали в печи для придания прочности. После этого игрушки покрыли белой краской и расписали разноцветными красками.)

Посмотрите, какие яркие, радостные краски использовали мастера росписи. Какие цвета преобладают? (яркая роспись по белому фону)

Филимоновская игрушка.

(слайд 7) Филимоновские глиняные игрушки считаются одними из самых древних на Руси. О них упоминается еще в летописи 13 века, но народным промыслом они стали тоже только в 19 веке. Филимоновские игрушки делали в Одоевском районе Тульской губернии в деревне Филимоново из местной глины, «синьки». Выглядят игрушки необычно, удлиненные пропорции объясняются свойствами местной глины. Эта глина имеет маслянисто – черный цвет и немного жидкое состояние.

(слайд 8) Эти природные свойства отразились на облике игрушки. При сушке глина покрывается трещинами, поэтому ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно приходится вытягивать туловище фигур.

Пока глина сохнет, игрушку неоднократно оглаживают, подтягивают, выравнивая ее поверхность, пока она не подсохнет. Вот так с каждым таким «подтягиванием» игрушки и удлиняются в своих пропорциях.

(слайд 9)

Филимоновская деревушка!Синий лес, холмы и косогор.

Лепят там из глины игрушки И расписывают до сих пор!

Да, из красной обычной глины Появляются вдруг на свет

Зайцы, конники, павлины И солдатики – войска цвет.

Есть среди них фигурка такая,непонятная для меня,

Молчаливая, не простая,И глаза ее –сноп огня.

И узор из кругов и линий Оберегает подола край:

Красно – черный, порою синий- В руки взяв, смотри и играй.

Создана рукой умельца,Говорит все еще она

О младенческих снах земледельца,Где за солнцем спешит луна.

Каргопольская игрушка.

(слайд 10)Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю.

(слайд 11) Духовная связь с матерью-землей, характерная для крестьянина, здесь, на суровом русском Севере, проявилась во всей своей силе. В Архангельской губернии в городе Каргополе тоже издавна лепили глиняные игрушки. От дымковских и филимоновских их отличает некоторая суровость пластики и преимущественно темные цвета (черный, коричневый, темно-зеленый).

(слайд 12) Здешние фигурки мужиков да баб и тех же животных и птиц выглядят крепко сбитыми, в них чувствуется избыток сил. Необязательно точно зверя вылепить, но какие-то его детали добавить нужно чтобы, похоже было.

В окрестных деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия.

А в Каргополе есть игрушка Очень старая. Зверек небольшой
На щечках мушки. Нет его короче ног Крашен ярко всюду белым
Ножки, хвостик и спина Шея лентой черной смело
мастером обведена. А голова желтым цветом
Льва хотел он произвесть! Только что-то в лике этом
Человеческое есть... И зверек у древней сказки
Не пугаясь, не грозя С выраженьем теплой ласки
Смотрит тихо нам в глаза.

Абашевская игрушка.

(слайд 13) Так уж произошло, что ни об одном старинном народном промысле нельзя точно сказать, когда и при каких обстоятельствах возник он в том или ином месте, верно указать время возникновения, в некоторых случаях хотя бы столетие.

(слайд 14) Не является в этом отношении исключением и Абашевской гончарство. В селе Абашево Беднодемьянского района Пензенской области сохранился промысел глиняной игрушки. Секреты лепки и обжига передавали в семьях из поколения в поколение, от отца к сыну. Обучать начинали с 8 лет. Таким образом, образовались целые династии гончаров и дудочников.

В старину изделия из глины в Абашеве обжигали в горнах - сооружениях округлой или овальной формы, выложенных из огнеупорного кирпича шириной 1,5 м и высотой 2 метра. Мастер залезал в горн, а его жена подавала ему сверху кувшины и горшки. Сверху изделия закладывали "каланчиками" (осколками битой посуды). Обжигали глиняные изделия березовыми или дубовыми дровами. После окончания обжига традиционно пекли картошку.

(слайд 15)

Каждая Абашевская игрушка-свистулька имеет свой паспорт с датой изготовления, подписанный мастером!

Село Абашево большое,
И хоть немного здесь садов,
Здесь много делают игрушек
Для разных наших городов.

Здесь много разных мастеров
Гончарного изделия,
Трудолюбивый был народ,
Он не любил безделья

Лепил кто дудки, кто горшки,
Лепили всё на все лады,
И были птичеки, и зверьки
Себе на счастье - без беды!


Есть еще игрушки которые изготовлены из дерева – это матрёшки, богородские игрушки, Полхов – майданские таратушки, городецкие игрушки

Богородские игрушки.

(слайд 16) Деревянные игрушки на Руси были не менее популярны. Не нужно было быть резчиком по дереву, чтобы изготовить из куска мягкой древесины небольшую фигурку, с которой дети будут с удовольствием играть. В народный же промысел деревянные игрушки превратились в деревне Богородское недалеко от Сергиева Посада.

(слайд 17) Там издавна из липы вырезали фигурки людей, животных и птиц, тщательно их зачищали, но не окрашивали, чтобы сохранить естественный цвет и аромат дерева. К тому же цветная краска отвлекала бы внимание от вырезанных деталей.

(слайд 18) Но это были не просто фигурки, а небольшие сценки из жизни: медведи с медвежатами, работающие кузнецы, всадники на лошадях и другие.

Очень скоро деревянные игрушки стали делать подвижными, и появились кузнецы, по очереди бьющие молотом по наковальне, мужики, колющие дрова, курочки, клюющие зерна, фигурки зверей с двигающимися головам и лапами.

Городецкие игрушки.

(слайд 19) Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях по речке Узоле близ Городца. Большинство окрестных жителей, с давних пор слыли искусными ремесленниками, но больше всего было мастеров по дереву.

(слайд 20) Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от игрушек и колыбелей до могильных крестов. Особой известностью пользовались городецкие прялки в большем количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Роспись зародившаяся в Городце трудно спутать с какой-нибудь другой – так велико ее своеобразие.

(слайд 21) Современные художники, как и прежде расписывают всевозможные деревянные изделия – декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные предметы для кухни (солонки, шкафчики, полочки, разделочные доски) а так же игрушки и детскую мебель.

Полхов – Майданские таратушки.

(слайд 22) Полховско-майданская роспись - один из самых молодых художественных промыслов России. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек.

(слайд 23) Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан. Игрушки вытачивают на токарных станках из липы или осины. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен.

(слайд 24) Одна группа - детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий - традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" - цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.

Матрёшки.

(слайд 25) Матрешка настолько сильно переплелась в сознании каждого человека с представлениями о русской старине, что кажется невероятным, будто деревянную куклу, внутри которой скрывается еще несколько фигурок, придумали лишь чуть больше 100 лет назад! Однако это правда. В 1899 году в Москве в мастерской «Детское воспитание», принадлежащей брату знаменитого промышленника и мецената Саввы Мамонтова Анатолию Ивановичу Мамонтову, работал токарь Василий Петрович Звездочкин. Звездочкин взял за основу японскую фигурку мудреца Фукурума, внутри которой находилось еще несколько фигурок, и выточил из дерева форму наподобие женской фигуры.

(слайд 26) В Сергиевом Посаде, например, делают округлые и приземистые матрешки, расписывают их в виде русских девочек и девушек в сарафанах, узорчатых платках, а иногда и в зимних кафтанчиках и рукавичках. Платки матрешек искусно расписаны цветами и традиционными узорами. В руках девочки держат котят, предметы домашнего быта или цветы, а у некоторых в руках ничего нет. Но если всех матрешек, от большой до маленькой, поставить в ряд, то будет казаться, что они держатся за руки. Передники матрешек представляют особый интерес. Что только на них не изображалось! Кроме традиционных цветов, на передниках матрешек можно увидеть сюжеты русских народных сказок, изображения русских церквей, достопримечательности разных городов, различные виды природы. Да и сами матрешки расписывались не только в виде девушек.

(слайд 27) В Семенове матрешки делают более вытянутыми и стройными. Семеновские художники начинают роспись матрешки с лица, потом появляется платок, сарафан и большой передник, расписанный крупными цветами. Именно цветы на переднике являются визитной карточкой семеновской матрешки и отличают ее ото всех других. Художники традиционно используют красный, синий и желтый цвета, гармонично сочетая их между собой.

(слайд 28) Отличительной особенностью матрешек, сделанных мастерами из села Полхов-Майдан, является еще более вытянутая и плавная форма фигурок и так называемая «наводка», то есть обводка контуров всех рисунков черной краской. Майданские художники при росписи матрешек используют четыре краски: красную, синюю, желтую и зеленую. Кроме этого, некоторые участки дерева они оставляют не закрашенными.Так в рисунке появляется пятый цвет – цвет натурального дерева.

И стали с тех пор на Руси делать весёлых матрёшек в разных городах и сёлах. У каждого мастера своя сноровка, свои привычки.

(слайд 29) Импровизированная сценка

И краски тоже свои, разные особенные.

1-я матрёшка. Я – семёновская матрёшка. Фартук у меня с цветами и букет держу в руке.

2-я матрёшка. Я – загорская матрёшка. У меня сарафан, платочек, а в руках- узелок или петушок, а то и гусочка.

3-я матрёшка. Я полхов-майданская матрёшка. Мой фартук с цветами яркими, кудри завитками да румянец во всю щеку.

4. Физминутка « Матрешки» :1 минута

Мы - веселые матрешки,

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых.

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры.

Ладушки, ладушки .


5. Работа на компьютерах 12 минут.

Учитель информатики

А теперь ребята выберите игрушку, которая вам понравилась. Сегодня вы распишите её на компьютере, а на следующих уроках слепите и распишите её.

Повторение

  • Найти ярлык программы Paint и открыть ее;

  • Где в окне программы Paint находится строка заголовка;

  • Где в окне программы Paint находится строка меню;

  • Где в окне программы Paint находится Панель инструментов;

  • Где в окне программы Paint находится палитра.

Объяснение учителя

Для того чтобы начать работу художника-оформителя, необходимо:

  • Выберите рисунок-шаблон, с которым вы будете работать:

  • Вспомните элементы узоров при росписи игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.

  • Используйте таблицы–помощники, которые на доске, и смотрите на готовые изделия.


6.Контроль уровня усвоения материала 10 минут.

-А теперь мы будем работать на интерактивной доске.

(слайд 30) нужно установить соответствие народных промыслов и их названия.

(слайд 31) на этом слайде надо заполнить таблицу

-Вам ребята надо будет вспомнить об игрушках и написать из названия на доске.

(слайд 32,33)


7. Итог урока 2 минуты.

Учитель изобразительного искусства

Обобщение темы урока, рефлексия, домашнее задание.

-Ребята, что Вы сегодня нового узнали на уроке?

-Какие это игрушки?

-Из чего изготавливаются эти игрушки

- Понравился ли ребята Вам сегодняшний наш урок? Какое настроение, какие чувства у вас возникли от соприкосновения с искусством народных мастеров?

-Ребята, а понравилось ли Вам работать на интерактивной доске?

-Спасибо за активную работу, все Вы очень хорошо потрудились сегодня.


Список использованных источников

  1. Горяева, Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека учебник: 5 кл. [Текст]: методическое пособие. / Н. А. Горяева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. –М.: Москва Просвещение, 2007. – 109с.: ил.

  2. Изобразительное искусство и художественный труд: программа по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений. 1-9 классы [Текст] / Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2005.

  3. Изобразительное искусство. 5 класс [Текст]: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова.- Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с.

  4. Прозорова, Е.Н. Центр духовного воспитания подростков. Школа народных промыслов и художественных ремёсел [Текст] / Е.Н. Прозорова // Изобразительное искусство в школе: научно – методический журнал. – 2008. - №2. – С. 73-77.




Похожие:

План урока: Организационный момент iconПлан урока Организационный момент
Осуществление межпредметной связи геометрии с алгеброй, географией, историей, биологией, литературой
План урока: Организационный момент iconПлан урока: Организационный момент
Освоить основные характеристики устройств компьютера иметь представление о функциональном назначении периферийного оборудования
План урока: Организационный момент iconКонспект урока Мотивация учащихся
В начале урока имеет место организационный момент – беседа с дежурным для постепенного введения в иноязычную среду
План урока: Организационный момент iconРазработка урока по геометрии в 9 классе (физико-математическое отделение)
Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация изучения нового материала
План урока: Организационный момент iconMicrosoft
Организационный момент. Проверка присутствующих. Сообщение темы, целей и этапов урока
План урока: Организационный момент iconУрока: Организационный момент
Ввести понятие «аксиома»; познакомиться с аксиомой параллельных прямых и её следствиями
План урока: Организационный момент iconУрока: Организационный момент
Из предложенных последовательностей выберите ту, которая может являться арифметической прогрессией
План урока: Организационный момент iconУрока. I. Организационный момент
Программно-методическое обеспечение: авторская программа «Фольклор и этнография» под ред. Т. В. Смоляковой
План урока: Организационный момент iconХод урока. Организационный момент
После выполнения заданий теста, учащиеся заполняют таблицу, в которой получается слово растения
План урока: Организационный момент iconМонография Вид урока: презентация Ход урока Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока. Слайд 1 Термин «человек Возрождения»
Возрождения Леонардо да Винчи; развивать умение анализировать художественные произведения; учить выявлять особенности композиции,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница