Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе




Скачать 225.99 Kb.
НазваниеКалендарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе
Дата22.01.2013
Размер225.99 Kb.
ТипУрок
Развернутое календарно-тематическое планирование

учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Учебно-творческое задание

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Элементы дополнительного (необязательного) содержания

Домашнее задание

Информаци­онное обеспечение урока (ИТК)

Дата

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Древние корни народного искусства (8 часов)

1

Древние образы в народном искусстве

1

Урок изучения новых знаний

Традиционные образы народного прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни

Работа над декоративной композицией на тему древних образов в росписи и резьбе по дереву, орнаментах народной вышивки

Знать символический характер народного декоративного искусства.

Уметь «прочитать» орнамент

Устный опрос. Практическая работа

Зооморфный орнамент

Подобрать зрительный материал деревянной " резьбы на избах

В/ф «Народные промыслы». Презентация мультимедийная «Солярные знаки»







2

Декор русской избы

1

Урок изучения новых знаний

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трехчастная структура и об­разный строй избы

Работа над укра­шением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками

Знать элементы декоративного уб­ранства избы (при- челина, полотенце и др.).

Уметь выстраивать

орнаментальную

композицию

Фронталь­ный опрос. Просмотр и обсуж­дение вы­полненных работ

Орнамен­тальные композиции: линейная, сетчатая, рамочная

Найти ил­люстрации интерьера крестьян­ской избы

В/ф «На­родные промыслы». Мультимедийная презентация «Русская изба»







3

Внут­ренний мир рус­ской из­бы

1

Урок формирования новых знаний

Устройство внут­реннего пространства крестьянского дома, его символика. Жизненно важные центры: красный угол, печь

Рисунок на тему «В русской избе» (выбор композиции, выполнение акварельного подмалевка). Вырезание из картона предметов быта

Знать жизненно важные участки крестьянского дома. Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства

Просмотр и обсуждение выполненных работ. Беседа по теме урока

«Хранители» домашнего очага: домовой, банник

Составить кроссворд по пройденному материалу

Мультимедийная презентация «Интерьер русской избы»










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

4

Конструкция, декор предметов народно го быта и труда

1

Комбинированный

Органическое единство формы и красоты в предметах русского быта: деревянная фигурная посуда, предметы труда: прялки, вальки, рубеля

Вырезание из кар­тона выразительной формы посуды или предметов труда и украшение их орнаментальной росписью

Знать названия предметов народного быта и труда.

Уметь:

  • почувствовать особый склад мышления наших предков;

  • создавать объекты предметной среды

Творческое обсуждение выполненных работ

Процесс прядения нити в мифах разных народов. Прядение как творение мира

изображе­ния Подбор орнаментов русской народной вышивки

В/ф «Народные промыслы»







5

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

1

Комбинированный

Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение

Выполнение узора вышивки на полотенце в традициях русских мастеров с использованием орнаментального рисунка

Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки.

Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель)

Просмотр и обсуждение выполненных работ




Подобрать изображения людей в русских народных костюмах

Мультимедийная презентация «Русское вышитое полотенце»







6

Народный празд­ничный костюм

1

Урок изучения новых знаний

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды

Выполнение эски­зов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов

Знать крестьянский костюм — образная модель мироздания. Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы

Просмотр и обсуждение работ. Эстетическая оценка выполненных костюмов

Разнообразие форм и украшений русского народного праздничного костюма разных губерний

Подобрать материал к теме «Народные праздники»

Мультимедийная презентация «Народный праздничный костюм»







7-8

Народные праздничные обряды

2

Урок обоб­щения и систематизации знаний

Календарные на­родные праздники. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение

Изготовление куклы Масленицы. Материалы: сухая трава, солома или мочало, нитки, палочка

Знать роль и зна­чение декоративно- прикладного искус­ства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами


Творческое обсуждение работ

Обрядовые действия праздника, их символи­ческое зна­чение

Найти иллюстрации с русскими народными игрушками

Мультимедийная презентация «Праздничные гулянья»







1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Связь времен в народном искусстве (8 часов)

9-10

Древние образы в современных народных игрушках

2

Комбинированный

Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек

Создание игрушки (импровизация формы) и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов

Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую иг­рушки.

Уметь передавать единство формы и декора в игрушке

Творческое обсуждение выполненных работ

Мастера русской деревянной игрушки

Подобрать иллюстрации с гжельской посудой

В/ф «Народные промыслы. Игрушки»







11- 12

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

2

Комбинированный

История развития промысла. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи

Вырезание из бумаги форм посуды (чашка, чайник, тарелка) и украшение их росписью с использованием традиционных приёмов письма мастеров Гжели

Знать особенности росписи, цветового строя, главные эле­менты орнамента. Уметь:

  • передавать един­ство формы и декора;

  • выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели

Творческое обсуждение работ

«Золотая

Хохлома».

История

развития

промысла

Подобрать иллюстрации с изделиями Городецких мастеров

В/ф «На­родные промыслы. Гжель». Мультимедийная презентация «Гжель. Посуда и игрушки»







13

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

1

Комбинированный

История развития промысла. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции Городецкой росписи

Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкого письма. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти

Знать основные приёмы городецкой росписи.

Уметь передавать единство формы и декора

Творческое обсуждение выполненных работ

Полхов -Майдан. История развития промысла

Подобрать иллюстра­ции с жостовскими подносами

В/ф «На­родные промыслы. Городецкие мастера»










1

2

3

4

5

6

7 '

8

9

10

11

12

13

14-

15

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

2

Комбинированный

История развития промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Основные приемы жостовского письма

Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом

Знать основные приёмы жостовской росписи.

Уметь выполнять орнаментальную композицию определённого типа

Творческое обсуждение выполненных работ




Подготовить свои работы к итоговой выставке. Разгадать кроссворд в рабочей тетради

В/ф «Народные промыслы. Жостовские букеты»







16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

Урок обобщения и систематизации

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Мастера декоративного искусства нашего города

Выставка работ. Беседа с элементами занимательной викторины по истории развития народных промыслов, знакомство с которыми произошло на уроках

Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан).

Уметь анализировать произведения народных мастеров

Творческое обсуждение выполненных работ

Традиционные художественные промыслы и ремёсла. Отличие художественного промысла от ремесла

Просмотреть украшения, которые хранятся в доме










Декор - человек, общество, время (12 часов)

17

Зачем людям украшения

1

Урок формирования новых знаний

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов»

Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора

Фронтальный опрос (устно)




Подобрать зрительный ряд с изображением украшений Древнего Египта

Мультимедийная презентация «Украшения в жизни человека»










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

18-

19

Декор и положение человека в обществе

2

Урок изучения новых знаний

Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта Орнаментальные мотивы

Выполнение эскизов браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта с использованием элементов декора -знаки-обереги, знаки-символы богов и царей

Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью её хозяина.

Уметь работать с выбранным материалом

Презентация своих работ учащимися и оценка результата

Различие национальных особенностей русского орнамента и орнамента Древнего Египта

Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран, книжные иллюстрации

В/ф «Великие творения людей». Мультимедийная презентация «Орнаментальные мотивы в украшениях Древнего Египта








20-

21

Одежда говорит о человеке

2

Комбинированный

Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Древне­

го Китая

Выполнение работы по мотивам декоративного искусства Древнего Китая. Материал по выбору учащихся

Уметь творчески работать над предложенной темой,

используя выразительные возможности художественных материалов

Творческое обсуждение работ

Эпоха и стиль

Ответить на вопрос № 3, с. 122 (учебник)

В/ф «Великие творения людей»







22-

24

Одежда говорит о человеке

3

Комбинированный

Одежда как знак положения человека в обществе. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы

(эпоха барокко)

Выполнение панно «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» (коллективная работа). Материалы: цветная бумага, ткань,

ножницы

Знать различия между стилями барокко древнеегипетского и древне -китайского.

Уметь творчески работать над предложенной темой

Анализ результата коллективной работы

Искусство Японии (сравнение с культурой Западной Европы эпохи барокко)

Подобрать изображения гербов разных стран, клубов, семей

Мультимедийная презентация

«Эпоха барокко»










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

25-

27

О чем рассказывают гербы и эмблемы

3

Комбинированный

История возникновения герба. Символика цвета и изображения в геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе

Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно-символического языка геральдики

Знать сущность герба как отличительного знака человека.

Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои

Защита проекта, оценивание результата работы. «Чтение» гербов одноклассников

Эпоха рыцарства

Придумать и нарисовать герб семьи. Подготовиться к игре-викторине

Мультимедийная презентация «История геральдики»







28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

1

Урок обобщения и систематизации

изученного

Обобщение тематического блока «Декор -человек, общество, время»

Игра-викторина. Выставка работ, выполненных по изученной теме «Декор - человек, общество, время»

Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов

Выступления с анализом творческих работ, выполненных на уроках




Присмотреться к образцам современного декоративного искусства

Выставка работ учащихся по теме «Декор - человек, общество, время»







Декоративное искусство в современном мире (7 часов)

29

Современное выставочное искусство

1

Урок изучения новых знаний

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Батик. Гобелен. Керамика. Стекло

Беседа на тему: «Обращение современных художников декоративно-прикладного искусства к традиционным мотивам, сюжетам, образам народного искусства»

Знать:

- о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях;

- о специфике языка разных художественных материалов

Фронтальный опрос. Обмен мнениями по вопросам современного декоратив­ного искусства




Выполнить задание на с. 30 - 31 в рабочей тетради. Подобрать материал для работы

Мультимедийная презентация «Батик. Гобелен. Керамика. Стекло»










1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

30

Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства

1

Урок формирования новых умений

Виды декоративно-прикладного искусства. Русская тряпичная кукла

Декоративная работа по мотивам русских народных сказок. Выбор и обсуждение работы

Знать особенности и традиции изготовления русской

тряпичной куклы

Обмен мнениями в процессе знакомства с работой

Знакомство с творчеством художников родного края

Выполнить задание на с. 32-33 в рабочей тетради

Мультимедийная презентация«Изготовление русской куклы закрутки»







31-

32




2

Урок практического применения знаний,

умений

Русская тряпичная кукла. Условность и обобщённость образа. Кукла-закругка

Декоративная работа по мотивам русских народных сказок Изготовление тряпичной куклы

Знать принципы декоративного обобщения в творческой работе.

Уметь использовать выразительные возможности материала

Творческое обсуждение работ

Знакомство с творчеством художников родного края

Выполнить задание на с. 34-35 в рабочей тетради

Мультимедийная презентация «Изготовление тряпичной куклы»







33-

34

Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства

2

Урок практического применения знаний

Выразительное использование материала. Способы и приемы работы с соленым тестом

Изготовление декоративной вазы для украшения интерьера или панно из соленого теста (по выбору учащихся)

Знать многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства.

Уметь работать с соленым тестом

Творческое обсуждение работ. Анализ и оценка работ

Знакомство с творчеством художников родного края

Выполнить задание на с. 36-37 в рабочей тетради

Мультимедийная презентация «Процесс работы с соленым тестом»







35




1

Урок обобщения

Обобщение материала по темам раздела и года

Выставка работ, выполненных в течение учебного года. Экскурсия по выставке

Уметь осознанно использовать язык декоративно-прикладного искусства

Эстетическая оценка результата работы




Присмотреться к образцам современного искусства

Выставка лучших работ, выполненных в течение года







Похожие:

Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 4 классе
Красота природы в произведениях русской живопи­си. Разнообразие пейзажных сю­жетов. Красота разных времен года. Характерные черты...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе iconТематическое планирование учебного материала по алгебре в 9 классе
Тематическое планирование учебного материала по алгебре в 9 классе по учебнику алгебры авт. Мордковича А. Г., Мишустина Т. Н., Тульчинская...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе iconТематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 9 классе
Календарно — тематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 9 классе
Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе iconТематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду в 4 классе
Познакомить с красотой осеннего пейзажа, раскрыть роль искусства в понимании красоты
Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе iconТематическое планирование учебного материала по истории 7 класс
Календарно-тематическое планирование предназначено для 7 класса и составлено на основе требований к обязательному минимуму содержания...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе iconТематическое планирование учебного материала по истории 7 класс
Календарно-тематическое планирование предназначено для 7 класса и составлено на основе требований к обязательному минимуму содержания...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе iconТематическое планирование профильного изучения учебного материала по физике в 10 классе

Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе iconТематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 8 классе

Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе iconТематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 7 классе

Календарно-тематическое планирование учебного материала по изобразительному искусству в 5 классе iconТематическое планирование базового изучения учебного материала по физике в 7 классе

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница