Пояснительная записка




Скачать 167.84 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата22.01.2013
Размер167.84 Kb.
ТипПояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Содержание и значение предмета «музейная практика» как дисциплины в обучении студентов университета следует из определения художественного музея. «Музеи художественные (от греч. museion - храм муз) - специальные научно-исследовательские и просветительские учреждения и заповедные зоны, в которых коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы художественной культуры».

Социально-эстетические функции музейного искусства многообразны. Музеи создают фонды художественной культуры, предоставляют материалы для ее изучения, обогащают внутренний мир человека, формируют его вкусы, создают особую атмосферу духовного общения с прошлым и современниками. Музеи - хранители ценностей прошлого, без которых нет будущего культуры. Музейная практика рассматривает музеи исторического и художественного направлений как предмет изучения будущих педагогов, воспитания их эстетического мировоззрения и приобщения к культурному наследию.

Назначение музейной практики состоит в том, чтобы приобщить студентов, будущих педагогов, к изобразительному искусству в стенах музеев и художественных галерей города, подчеркнуть коммуникативную роль искусства, научить пользоваться коллекционными материалами и экспозициями, понять высокую роль музея в формировании личности.

Некоторые полагают, что значение музейной практики состоит лишь в посещении выставок изобразительного искусства и в копировании мастеров и изучении техники письма (особенно в художественных вузах). Это не исключается, но только является частью общей подготовки преподавателя ИЗО в вузе. Важным является значение музейной практики для духовного развития личности будущего учителя, повышения общего уровня культуры.

В умении осмысленно воспринимать прекрасное и вербально выразить свое эстетическое чувство также состоит значение музейной практики для студентов, которым предлагаются самостоятельные практические работы по написанию отзывов о выставке, обсуждению художественных работ с автором.

Музейная практика студентов кафедры ИЗО наряду с базовыми предметами формирует специалистов и педагогов, развивает художественное мышление и эстетическое мировоззрение будущего педагога.

Технология проведения занятий студентов в музеях - одна из педагогических технологий вуза по подготовке развитой в культурном отношении личности профессионала педагога. В занятиях по музейной практике отражаются явления общественной и культурной жизни в их диалектическом развитии и взаимной связи.


1.Цель музейной практики - привить студентам необходимость в посещении музеев и галереи, чтобы общение с прекрасным стало для них насущной необходимостью, вошло в привычку и осталась навсегда тяга к музею как источнику мудрости, правды и красоты.


2. Задачи музейной практики

- углубление и закрепление знаний, полученных в университете по базовым предметам: истории искусства, живописи, композиции и др.;

- приобретение навыков конструктивного анализа экспозиций музеев, понимание концептуальных решений музея;

- развитие интереса к посещениям художественных выставок, галерей и музеев;

- воспитание у студентов любви к изобразительному искусству и развитие творческих решений в самостоятельной работе будущих педагогов;

- воспитание нравственных качеств студентов приобщением к культурному наследию;

- повышение общегоуровня культуры студентов.

Музейная практика студентов ИЗО проходит на материале Музейного комплекса им.И.Я.Словцова.

Программой занятий предусматривается рассмотрение концепции развития каждого музея, знакомство с основными направлениями деятельности, а также с регулярными художественными экспозициями и выставками.

Подготовка студентов к музейной практике проходит в два этапа: I этап - знакомство с экспозициями художественного направления и II этап - изучение музейного дела, работы фондов, концептуального подхода в создании экспозиции и самого музея.

При изучении теории музейного дела, содержания музея используются разные формы работы, такие, как: лекция сотрудника музея, просмотр кинофильма, знакомство с художником или археологом, обсуждение выставки или видеофильма, самостоятельная работа студентов.

Музейная практика позволяет студентам узнать о фондовой работе музеев, о становлении, развитии и концепции музея, дает понятие о систематических экспозициях, о правилах хранения и оформления культурно-исторических ценностей, о тематической выставке.


3.Формы проведения музейной практики


Тема 1 Объект - археологическая находка(Археологический музей – заповедник на оз.Андреевском)

Занятие проводится по материалам выставки в историко-художественном музее,(пос.Боровое и музейном комплексе им Словцова).

Содержание занятия

- проводится опрос:

• Почему музей обращается к археологическим находкам?

• Какие предметы находят археологи на раскопах в ритуальном за­хоронении?

- привлекается внимание к предметам декоративно-прикладного искус­ства, украшению оружия;

- проводится осмотр экспозиции;

- читается лекция экскурсовода или сотрудника музея об археологиче­ском направлении деятельности музея;

- анализируется поиск мотивов орнамента древних племен территории

Задание: определите место изделий творчества древних племен в экс­позиции музея.

Задание для самостоятельной работы студентов: зарисовать предмет и дать точную характеристику (см. этикетаж), указав место и время найден­ного материала или объекта.


Тема 2. Рисунок в музейном деле

Занятие проводится в историко-художественном музее с продолжением в Музее изобразительных искусств

Содержание занятия:

- раскрывается понятие о научном рисунке и его значение для исследо­вания; '

- определяется значение научного рисунка для изучения археологиче­ских коллекций и музейного дела;

- обращается внимание на этикетаж объекта и экспоната;

- рассматриваются требования к изображению (точность, соразмер­ность натуре), делается вывод о значении копирования с натуры;

- выбираются материалы и техника научного рисунка: карандаш, перо, тушь, бумага, обосновывается выбор техники;

- дается понятие масштабности изображения в рисунке сравнением с другим объектом (спичечный коробок), исполняется рисунок часто в мас­штабе 1:1;

- проводится беседа с научным сотрудником музея и демонстрируются рисунки

- оценивается мастерство исполнения рисунка, выполненного сотруд­никами исторического отдела музея;

- делается вывод о кропотливом научном труде, наблюдательности ис­следователя и достоверности рисунка.

Задание для самостоятельной работы студентов: продолжение задания занятия № 2, уточнение и исправление неточностей.


Тема 3. Открытие авторской художественной персональной выставки

Занятие проводится на открытии выставки в музее изобразительных искусств

(живопись). Содержание занятия:

- проводится в соответствии с ходом мероприятия открытия выставки сотрудниками галереи;

- анализируется выставка и вступительное слово искусствоведа;

- встречи студентов с художником - автором работ, а также с сотруд­никами галереи, музея, публикой;

- вырабатывается умение общаться и выражать словесно (вербально) свои мысли и чувства о художественном произведении.

Задание для самостоятельной работы студентов: написать отзыв о вы­ставке или заметку в газету.

Проведение дополнительного занятия в форме деловой обучающей иг­ры, где моделируется ситуация открытия выставки, проводится дискуссия, обсуждение выставки.


Тема 4. Экспозиция графики

Занятие проводится на Биеннале графики в период художественных выставок: Содержание занятия:

- формируется профессиональный взгляд на художественное творчест­во;

- проводится просмотр выставки и отмечаются художественные осо­бенности графических работ;

- даются комментарии преподавателя и сотрудника галереи по разделам экспозиции: печатная и уникальная графика, компьютерная графика и др.;

- проводится чтение текстов — комментариев, сопровождающей инфор­мации;

- вырабатывается умение изложить и обосновать свое мнение как о вы­ставке, так и об отдельной работе;

- задается вопрос о Гран-при выставки:

Кому бы ты отдал Гран-при и почему?

Задание для самостоятельной работы студентов: написать мотивиро­ванный отзыв о выставке и конкретных работах художников-графиков. От­зыв может отвечать на вопрос, поставленный в ходе занятия.


Тема 5. Предметы декоративно-прикладного искусства в экспозициях музеев города

Содержание занятия:

- происходит ознакомление с постоянной экспозицией в музее изобразительных искусств, где отражены русские народные промыслы: Жостово, Гжель, Палех, Хохлома, Павловский посад и др. декоративно-прикладные искусства Тюменской области

- проводится экскурсия в Музей им.Мошарова

- особое внимание уделяется созданию эстетической среды для музей­ных предметов-экспонатов, комплексов в экспозиционных залах;

- подчеркиваются национальные особенности и народный характер де­коративно-прикладного искусства, совмещающего в себе красоту и пользу, обращается внимание на эмоциональное воздействие предметов быта на человека;

- показывается талантливость народа, даровитость и трудолюбие на­родных мастеров, богатство и нравственная красота их души, эстетическое восприятие окружающего мира;

- раскрывается роль национальной традиции, канона на примере разви­тия декоративно-прикладного искусства в эстетическом мировоззрении народа.

Задание для самостоятельной работы студентов: побывать летом на празднике Дня города и познакомиться с творчеством мастеров-прикладников и области (соломоплетение, керамика, резьба по дереву, изделия из янтаря, вышивка и ткачество и т.п.).


Тема 6. Творческая встреча

Занятие организуется с помощью сотрудника художественном музеи на персональной выставке автора. Содержание занятия:

- проводится осмотр экспозиции и конструктивный анализ работ, твор­ческого метода автора, художественных особенностей;

- представляется сотрудник галереи или музея, организовавший встре­чу, который рассказывает о цели встречи и содержании выставки;

- представляется автор выставки, который знакомит со своим творчест­вом, особенностями выставленных работ;

- формулируются вопросы к автору о его творчестве, этапах и перепективах в работе, проводится беседа студентов с художником об искусстве;

- показывается видеофильм или другие дополнительные материалы с комментариями художника;

- выражается благодарность за творческую встречу;

- вырабатывается умение вербально выразить свои мысли, отношение к творчеству, а также умение четко сформулировать вопрос по интересую­щей теме.


Тема 7. Экслибрис в коллекции музея

Занятие проводится на базе музейного комплекса им. Словцова и, по возможности, в экспозиции.

Содержание занятия:

- читается лекция об экслибрисе сотрудником музея, ведущим исследо­вательскую работу по теме «Экслибрис»;

- сотрудником музея демонстрируются материалы коллекции с объяс­нениями появления того или иного экспоната в стенах музея или фондах;

- комментируются художественные особенности и принцип составле­ния коллекции, уделяется внимание документам, описывающим экспонат (учетная карточка), этикетажу;

- акцентируется внимание на подлинности показываемых экспонатов, их научной значимости;

- осуществляется экскурсия и осмотр выставки в экспозиции музея;

- рассматриваются вопросы:

• Экслибрисы каких владельцев и каких библиотек составляют экс­позицию?

• Какие авторы попали в коллекцию и почему?

• Почему экслибрисом занимается художественный отдел музея?

• Какое место занимает экслибрис в концепции музея и формирова­нии его фонда?

Задание для самостоятельной работы студентов: продумать экслибрис и нарисовать его для себя или друга-библиофила (техника - бумага, тушь, перо).


Тема 8. Фонды музея, создание и хранение

Занятие проводится с главным хранителем фондов Музейного комплекса им. Словцова

Содержание занятия:

- проводится экскурсия;

- знакомство с экспозицией музея;

- дифференцируются основные отличия музейных комплексов, анализируется и их сходство;

- акцентируется внимание на главных экспонатах

- рассказ сотрудника музея о становлении музея, работе фондов и принципах отбора экспонатов ФЗК (фондово-закупочной комиссией), о требованиях к хранению;

- Проводится беседа о концепции музея;

- показываются экспонаты музея (научные рисунки, художественные произведения, эскизы, картины, сопутствующие основным коллекциям в экспозиции, и другие предметы);

- объясняется значение этикетажа в музее, назначение учетной карточ­ки экспоната и правила ее заполнения;

- рассматриваются вопросы:

• Что такое концепция?

• Что такое легенда?

• Почему необходимо музею обосновывать свои поиски в коллек­ционировании и показе экспонатов?


Тема 9. Значение музея

Содержание занятия:

- проводится посещение массового мероприятия музея;

- показывается отличие выставки от выставки и экспозиции музея;

- уточняются понятия «экспозиция», «музей», «художественная гале­рея» и «художественная выставка»;

- дается понятие о коммуникативной функции музея, в том числе на примере проведения кинофестиваля в историко-художественном музее;

- подчеркивается значение музеев для человека;

- показывается возможность использования музеев в педагогической работе, в воспитании эстетического мировоззрения учащейся молодежи и школьников;

- проводится анкетирование студентов.

Рекомендации по выполнению практических самостоятельных работ

В музейной практике студенту необходимо получить ряд практических навыков и выполнить следующие работы самостоятельно:

1. Написать отзыв о выставке.

2. Составить и написать этикетку на художественную работу для экспо­зиции по правилам музейного дела.

Отзыв пишется от руки на бумаге формата А4. Отзыв должен иметь заголовок с названием выставки или автора, подписывается ф.и.о. студен­та, курс, группа, датируется временем написания, содержащий более одно­го листа скрепляется степлером.

Пример: Иванова Ирина

4 курс, 2 гр.

Отзыв о выставке «Биеннале графики»

30.10.2010

Этикетаж. Понятие этикетажа имеет большое значение в музейном де­ле. Этикетка должна содержать все необходимые сведения. Если это эти­кетка на художественную работу, то она содержит фамилию, имя автора, название работы, год создания работы, технику исполнения, формат (пи­шется вначале вертикальный размер, затем размер по горизонтали, напри­мер, 18x24 см означает, что по высоте работа имеет 18 см, а по горизонта­ли - 24 см). Этикетка имеет строго определенный размер, поэтому в обо­значении техник используются часто употребляемые сокращения: б. - бу­мага; х. - холст; к. - картон; м. - масло; акв. - акварель; кар. - карандаш; перо, тушь, гуашь - обычно пишутся полностью.

В этикетках к работам по компьютерной графике указывают описание компьютерных программ и технологий. В таком случае размер этикетки значительно увеличивается, но остается единообразным для экспозиции в целом.

Пример:

Петрова Елена,

«Пейзаж лунного озера», 2010г.

53x70 см к.м.

Необходимо отчертить рамку в натуральную величину этикетки. Эти­кетаж выполняется отчетливо и аккуратно, так как этикетки читаются людьми на расстоянии от работы, выполняются жирным красивым и стро­гим шрифтом.

Рисунок выполняется на альбомном листе бумаги тушью, пером или карандашом, можно с применением акварели, если это необходимо. Рису­нок обязательно должен быть детально проработанным, пропорциональ­ным, точным и с указанием масштаба. Для объекта избирается ракурс, при котором достоверно виден весь предмет изображения. Отдельные детали (например, задняя стенка) прорисовываются дополнительно, если они не видны на основном рисунке. Рисунок должен быть четко обозначен, про­именован и датирован, обязательна подпись студента, курса, даты выпол­нения. Рисунок предмета археологической коллекции обязательно содер­жит в подписи время находки и указание места раскопок. Все данные берут из этикетажа в экспозиции музея. (Пример выполнения рисунка см. в при­ложении.)

Рисунок выполняется непосредственно в музее с натуры в любое сво­бодное от других занятий время.


    .





      Разделы (этапы) практики

      Виды учебной работы, на практике включая самостоя тельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

      Формы текущего контроля



      Раздел

      «Музейная практика - 3год обучения»

      Этапы:

      1. Вводный (3 часа) Инструктаж по технике безопасности; знакомство с целями и задачами выездной музейной практики, показ аудио и

      видео презентацию

      2. Практический (65часов)

      3. Самостоятельный

      (72 часа)

      4. Подведение итогов и обсуждение результатов практики.(4 часа)



    Практическая работа

    часы

    Самостоятел ьная работа

    часы

    1. Зачёт с оценкой по итогам просмотра

      Историческая и культурная миссия музеев;

      система

      организации

      музейного дела; научно-фондовая

      работа;

      посетителямимузеев;

      Издательская

      Деятельность

      музеев.



      65 часов

      Сбор

      Материала, (быстрых зарисовок, аудио и видео) к реферату –презентации. По итогу музейной практики выполняется композиционно –тематическая работа. Тема презентации и композиции выбирается

      самостоятельно

      72 часа



    Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебной практике

    На учебной практике применяются следующие принципы:

    - Практическая направленность содержания занятий реализуется посредством освоения и применения изучаемого материала на практике. Каждый студент в процессе учебной практики приобретает необходимые знания в области музееведения, организации экскурсий, выставок, встреч с художниками

    - Деятельностная направленность содержания курса реализуется путем получения студентами в конце каждого занятия конкретного продукта учебно-творческой деятельности в виде проведения экскурсий

    Принцип культуросообразности реализуется путем насыщения содержания курса аналогиями, сравнениями, идеями, фактами и образами из основ теории и методики музееведения, психологии, истории искусства, науки и культуры.

    Для реализации поставленных целей и задачей в рамках музейной практик предполагается применение следующих дополнительных методов:

    -метод самооценки, взаимоконтроля, рецензий, эмпатии, смыслового и символического видения развивает способность к рефлексии. С этой целью студенты работают с поисковым видеорядом, диагностическими тестами, докладами и рефератами.

    -метод саморегуляции в деятельности студентов предполагается достичь посредством самоорганизации обучения, определения ошибок в ходе практических и самостоятельных занятий.

    9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебной практике

    При самостоятельной работе над учебными заданиями студенту необходимо добиваться исчерпывающего решения задач программы обучения. Количество времени, необходимого для выполнения каждого конкретного задания, определяется простотой или сложностью учебных требований к овладению определенными умениями и графическими навыками. Важно выработать умение длительной аналитической работы над учебным этюдом и рисунком, с одной стороны, и навыков быстрого, оперативного изображения в работе над краткосрочными этюдами, набросками и зарисовками, с другой.

    10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)

    Учебно-воспитательный процесс по музейной практики включает курс установочных и текущих занятий, контроль за учебной и самостоятельной работой студентов, текущие просмотры, индивидуальные консультации.

    Отчетность по результатам практики.

    -Итоговый просмотр, обсуждение и оценка учебно-творческих работ. Делается профессиональный анализ, даются методические рекомендации для дальнейшей творческой работы;

    -Отбор содержания музейных экскурсий музейного лектория;

    - Организация итоговой конференции по практике.

    Критерии положительной оценки:

    -Отражение обязательной тематики - минимума, содержащегося в действующей программе по музейной практике.

    - Умение решать композиционные задачи при работе по организации выставки.

    - Убедительность трактовки пространства.

    - Уровень развития практических исполнительских умений студентов в организации проведения бесед о художниках в том числе по Тюменскому региону

    Зачет с оценкой ставится в случае, когда обучающимся решаются все поставленные задачи. «Не зачтено» ставится в случае, когда студентом не решены 4 и боле поставленных задач. Для пересдачи дается повторный срок - первая неделя следующего семестра. Если и после этого он не получает «зачтено», то это является академической задолженностью и студент отчисляется из ВУЗа.



11. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной практики


    Основная литература

    1. Бабенко М.Н. Хранитель памяти.- ТюмГУ 2011.

    2. Музееведение / Под ред. проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербета. - М.: Высшая школа 2002

3. Неменский Б.М. Воспитание искусством.- М.: Просвещение, 2010

4. Эстетика. Словарь. - М.: Политиздат, 2007

5.Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М.: Высшая школа, 2004



    Дополнительная литература

    1. Алехин А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства. М.: 1993. - 32 с.4.

    2.Арнхейм П.Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с английского. - М. Прометей, 1994. - 352 с, ил.

    3. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изобразительное искусство, 1985 г. - 288 с.

    4. Всероссийская выставка учебных и творческих работ по изобразительному искусству учащихся, студентов, преподавателей педагогических учебных заведений и изобразительного творчества школьников. Каталог выставки. - М. : Сов. художник, 1988. - 72 с,.

    5.Вторая Всероссийская выставка учебных и творческих работ по изобразительному искусству учащихся, студентов педагогических учебных заведений РСФСР: Альбом. - М: Сов. художник, 1983.-72 с, ил.

    6. Каталог выставок Тюменского музея изобразительных искусств 2008

    http://andriaka.ru/

    http://www.surikov-vuz.ru/

    http://www.rah.ru/content/ru/home container ru.html

    http://home.artunion.ru/

    12. Материально-техническое обеспечение учебной практики

    Для эффективного проведения живописной и музейной практики необходимо следующее обеспечение:

    Методический фонд (все виды наглядных пособий);

    Интерактивные средства (компьютер, экран, образовательные фильмы в цифровом формате).



Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Электротехника и электроника»
Пояснительная записка 19 с., 9 рис., 2 табл., 6 источников, 2 л графического материала
Пояснительная записка iconПояснительная записка к Комплексной (Сводной) программе повышения безопасности энергоблоков
Пояснительная записка …
Пояснительная записка iconПояснительная записка Посылаем материал на конкурс "Дистанционный урок"
...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 пояснительная записка
Охватывает: требования, предъявляемые к персоналу
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования к врачу-хирургу 17 Информационная часть 20 пояснительная записка программа клинической ординатуры по специальности «Хирургия»
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 Примерный тематический план 7 Содержание учебного материала 8 Информационная часть 11 4 пояснительная записка общая характеристика дисциплины «Моделирование технологических процессов полиграфического производства»
«Белорусский государствен­ ный технологический университет», кандидат физико-математических наук
Пояснительная записка iconПояснительная записка 17 Цели и задачи образовательной программы 18 Содержание программы 19 Учебный план 29 «Модель»
I. Пояснительная записка к образовательной программе моу сош №5 г. Баксана. 4
Пояснительная записка iconПояснительная записка По итогам работы оформляется пояснительная записка по шаблону дипломной работы студентов специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети».
Исполняемый код должен запускаться на любой рабочей станции и не требовать установки дополнительных библиотек. Принимает и оценивает...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 3 стр. Требования к уровню подготовки учащихся 4 стр. Тематическое планирование 6 стр. Содержание курса 7 стр. Список литературы 9 стр. Пояснительная записка. Элективный курс «От простых неравенств к замечательным»
Мбоу «Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница