Логика глава 1 предмет и значение логики




НазваниеЛогика глава 1 предмет и значение логики
страница1/22
Дата22.01.2013
Размер3.33 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22




В.И. КИРИЛЛОВ А.А.СТАРЧЕНКО

ЛОГИКА


Глава 1 ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ

Логика' — наука о мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих мышление человека, например физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек позна­ет окружающий его мир.

Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и разви­валась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалекти­ческую.

Таково общее понятие о логике как науке. Но чтобы раскрыть ее предмет, необходимо выяснить вопросы, ответы на которые состав­ляют задачу первой главы.

§1. Роль мышления в познании

Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационально­го2 познания.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощу­щение, восприятие, представление.

От греческого слова logos — «мысль», «слово», «разум», «закономерность». Термин «логика» употребляется также для обозначения закономерностей объектив­ного мира (например, «логика фактов», «логика вещей», «логика политической борь­бы» и т.п.); для обозначения строгости, последовательности, закономерности процес­са мышления («логика мышления», «логика рассуждений»). Закономерный характер мышления является своеобразным отражением объективных закономерностей. Логи­ка мышления есть отражение логики вещей.

2 От латинского слова ratio помощью разума, мышления.

«разум», рациональное познание — познание с

Ощущение это отражение отдельных чувственно воспринима­емых свойств предметов' — их цвета, формы, запаха, вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непо­средственного воздействия на органы чувств, называется воспри­ятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т.п.

Формой чувственного познания является также представление. Представление это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия пред­мета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранивши­мися в памяти человеке, предмете, событии.

Представления могут быть не только образами предметов, суще­ствующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крыла­тый конь Пегас, получеловек-полулошадь кентавр древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражаю­щего действительность в определенных логических формах. Рассмотрим основные особенности мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных обра­зах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется2 от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, суще­ственное. Так, выделяя общие всем людям свойства — способность

Термин «предмет» здесь и дальше мы будем употреблять в значении «предмет мышления» — существующие в реальной действительности и воображаемые вещи, явления, события, их свойства и отношения.

От латинского термина abstractio — отвлечение. Абстрагирование — процесс отвлечения от некоторых свойств предметов, позволяющий выделить другие его свой­ства. Абстракция — результат абстрагирования.

трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ чело­века. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т.п. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действи­тельность, открывает присущие ей законы.

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения дей­ствительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на ор­ганы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вды­хаем аромат цветов. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т.е. опосредствованно. По показанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступ­ления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется вывод­ным, а сам процесс его получения — выведением. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познава­тельной деятельности человека.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыс­лительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление — процесс активного отражения действитель­ности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о пред­метах действительности, выражая их не только средствами естест­венного языка, но и в символах языка формализованного, играюще­го важную роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения — таковы основные особенности мышления.

Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление спо­собно обобщать множество однородных предметов, выделять наи­более важные свойства, раскрывать существенные связи.

Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действи­тельности.

Было бы, однако, неправильно рассматривать мышление в отры­ве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, момен­ты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только пред­ставлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления че­ловек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в ко­нечном счете ощущения, восприятия, представления.

§ 2. Понятие о форме и законе мышления Форма мышления

Основные формы мышления — понятие, суждение и умозаклю­чение. Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следую­щих главах. Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть поня­тие логической формы.

Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышле­нием человека в понятиях, различных по своему содержанию. На­пример, «юридический закон» и «грабеж» — понятия, отражающие различные предметы мысли. Юридический закон — это норматив­ный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Грабеж в уголовном зако­нодательстве рассматривается как открытое хищение чужого иму­щества. Но эти различные явления мыслятся одним и тем же спосо­бом — как определенная совокупность их общих, существенных свойств, или признаков.

Выделяя характерные в определенном отношении признаки | одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы пред- >? метов, мы образуем понятие предмета А как некоторую совокуп- ' ность его существенных признаков а, в, с и т.д., определенным обра­зом связанных друг с другом.



Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия.

В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается связь между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Это преступ­ление не является умышленным» связь между совершенным пре­ступлением и умыслом отрицается.

Приведенные суждения различны по своему содержанию, одна­ко способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь выражается в форме утверждения или в форме отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике сим­волами S (субъект) — так обозначается понятие о предмете сужде­ния — и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждение, а знак «—» — обозначение связи между ними.

Под S и Р можно мыслить любые предметы и их свойства, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой способ связи поня­тий, выраженный в форме утверждения или отрицания.

Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключе­ниях одного вида вывод получается одним и тем же способом. На­пример, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показа­ний» и «Федоров — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключе­ние, связаны общим для них понятием «свидетель».

Подобным же образом, т.е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений.

Таким образом, общим, не зависящим от конкретного содержа­ния мыслей, для всех основных форм мышления является способ связи элементов мысли — признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содер­жание мыслей существует в определенных логических формах: по­нятиях, суждениях, умозаключениях.



Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.

В реальном процессе мышления содержание и форма мысли су­ществуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму.

Исследование логических форм безотносительно к их конкретно­му содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.

Закон мышления

Мышление человека подчинено логическим законам, или зако­нам мышления.

Для уяснения этого вопроса необходимо различать истинность мысли и логическую правильность рассуждения. Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Мысль, не соот­ветствующая действительности, является ложной. Так, утверждение «Вологда находится в европейской части России» истинно, оно соот­ветствует действительности. То же утверждение, относящееся к Красноярску, ложно, оно не отражает действительного географи­ческого положения этого города.

Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие до­стижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим не­обходимым условием является логическая правильность рассужде­ния. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен из истинных мыслей.

Так, из истинных мыслей (суждений) «Произведения Л.Н Толс­того нельзя прочитать за одну неделю» и «Рассказ «После бала» — произведение Л.Н. Толстого», казалось бы, следует, что рассказ «После бала» нельзя прочитать за одну неделю. Но такое заключе­ние ложно: рассказ «После бала», занимающий 10 страниц печатно­го текста, можно прочитать за полчаса. Ложный вывод из истинных суждений получен в результате отождествления нетождественных понятий: в первом суждении понятие «произведения Л.Н. Толстого» употребляется в собирательном смысле — речь идет о всех вместе взятых его произведениях, которые действительно нельзя прочитать за одну неделю; во втором суждении имеется в виду одно из этих произведений — понятие «произведение Л.Н. Толстого» берется в

10

разделительном смысле1. Поэтому понятие, которое должно свя­зать два суждения, на самом деле отсутствует. Рассуждение постро­ено логически неправильно.

Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к ло­гическим ошибкам. В приведенном примере отождествление нетож­дественных понятий связано с нарушением требования закона тож­дества, согласно которому всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе.

Закон мышления, или логический закон, — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.

В отличие от законов как нормативно-правовых актов, устанав­ливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой являются относительная устойчивость, ка­чественная определенность, взаимообусловленность предметов дей­ствительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны дейст­вительности, логические законы не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение, опосредствованное многовековой практикой человеческого познания.

Законы, изучаемые формальной логикой (их называют также формально-логическими), следует отличать от диалектических зако­нов мышления. Формально-логические законы, которые в современ­ной логике рассматриваются как тождественно-истинные высказы­вания, или логические тавтологии, обусловливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законы диалектики — единства и борьбы противоположнос­тей, взаимного перехода количественных и качественных изменений и другие — являются не только законами объективного мира, но и законами мышления, они являются предметом изучения диалекти­ческой логики. Сознательное применение этих законов в процессе познания позволяет воспроизвести в мышлении диалектику матери­ального мира: взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, прису­щие им противоречия и т.д.

Познавая сложные диалектические процессы объективного мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых нельзя отразить логику вещей.



Об употреблении понятий в разделительном и собирательном смысле см.гл II, §3.

11

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   22

Похожие:

Логика глава 1 предмет и значение логики iconТема основы логики (первый этап отношений логики и языка) (6 часов)
История логики. Логика и язык. Миф о полной ограниченности и неприменимости логики в сфере языкознания. Миф о всесилии логики и семиотики...
Логика глава 1 предмет и значение логики iconЛогика темы рефератов
Социальное назначение и функции логики. Роль логики в развитии логической культуры личности специалиста
Логика глава 1 предмет и значение логики iconПредмет и задачи логики
Логика — одна из древнейших наук возникла в рамках философии более 2300 лет назад в трудах древнегреческого философа Аристотеля,...
Логика глава 1 предмет и значение логики iconНечетная логика. В каких сферах применяется нечетная логика. Кто заложил основы формальной логики?

Логика глава 1 предмет и значение логики iconМетодическое пособие по дисциплине "Математическая логика " Екатеринбург 2011 Оглавление Математическая логика как наука 4 Глава Исчисление высказываний 6 Высказывания 6 2 Формулы 7 3
Слово «Логика» означает систематический метод рассуждений, но обычно под логикой понимают анализ методов рассуждений. Логика – наука...
Логика глава 1 предмет и значение логики iconА. А. Денисов формализм диалектической логики
Диалектическая логика – это прежде всего логика человеческого мышления на вербальном уровне, т е в формах человеческой речи. Хотя...
Логика глава 1 предмет и значение логики iconКрасноярский филиал логика
Введение к вузовскому курсу логики можно сделать достаточно традиционным образом, но хотелось вначале сказать в целом, что же значит...
Логика глава 1 предмет и значение логики icon«Основы логики»
Ученый и философ Аристотель (384-322 г г до н э.) пытался найти ответ на вопрос «Как мы рассуждаем», изучал правила мышления. Аристотель...
Логика глава 1 предмет и значение логики iconОбщая психодиагностика
В. С. Аванесов глава 2 ( 2,1). В. С. Бабина глава 6 ( 4). Е. М. Борисова глава В. Б. Быстрицкас глава 7 ( 1). А. В. Визгина глава...
Логика глава 1 предмет и значение логики iconИнженерная логика против классической (букварь цифровика и азбука логика) Практические методы разработки цифровых устройств. Инженерное
Аристотеля, поддержанная кванторным исчислением, не имеет никакого отношения к логике здравого смысла. Инженерными методами решены...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница