Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю




Скачать 168.5 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
Дата22.01.2013
Размер168.5 Kb.
ТипПрограмма

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет - УПИ»


УТВЕРЖДАЮ


Проректор университета


_______________ О.И.Ребрин


“____”_______________2005 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


Программные средства обработки информации


Рекомендовано Методическим советом УГТУ-УПИ
для направления 020000 «Гуманитарно-социальные специальности»,
специальности 021500 «Издательское дело и редактирование»


Екатеринбург 200

5Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направления 020000 «Гуманитарно-социальные специальности» (регистрационный номер 57 гум/сп от 14.03.2000) и учебным планом специальности 021500 «Издательское дело и редактирование».


Программу составил:


доцент, к.т.н. Тимошенко С.И.


Рабочая программа одобрена на заседании кафедры русского языка “___”__________2005г., протокол №____.


Заведующая кафедрой Т.В.Попова


Рабочая программа одобрена на заседании методической комиссии ТЭФ

“____”_________2005 г., протокол №____.


Председатель методической комиссии _________


АННОТАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Дисциплина посвящена изучению программных средств обработки информации, используемых в издательском деле. Приводятся общие сведения о программном обеспечении, классификация программных и аппаратных средств, основы теории цвета, типографика шрифта, обработка текстовой и графической информации. Изучаются способы представления векторной и растровой графики. Рассматриваются программы обработки векторных и растровых изображений. Изучаются способы коррекции оцифрованных фотографий, работы со слоями, масками и фильтрами. Приводятся приемы редактирования формы векторных объектов и применения эффектов. Рассматриваются способы разработки графических и мультимедийных элементов Web-сайтов: Flash- и GIF-анимации, ролловеров, карт ссылок и т.д.


1 Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины состоит в формировании у студентов навыков эффективной работы с программными средствами обработки информации, используемыми
в издательском деле.

Приобретенные теоретические знания и практические навыки позволят студентам грамотно оформлять Web-страницы, самостоятельно решать задачи подготовки иллюстраций сложных отчетов, книг и журналов.

Данный курс опирается на такие дисциплины, изученные студентами ранее, как математика и информатика, стандарты в книжном деле, технология редакционно-издательского процесса, основы компьютерной верстки.

2 Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- классификацию программных и аппаратных средств;

- основы колориметрии;

- типографику шрифта;

- способы представления векторной и растровой графики;

- приемы создания и корректировки растровых изображений;

- операции создания и редактирования векторных изображений;

- технологии разработки плоскостной анимации;

- способы разработки графических и мультимедийных элементов Web-страниц.

3 Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы с разбивкой объема работы по часам и семестрам приведены в таблице 1.

Таблица 1 — Виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

5

Общая трудоемкость

150

150

Аудиторные занятия

80

80

Лекции (Л)

32

32

Практические занятия (ПЗ)

32

32

Лабораторные работы (ЛР)

16

16

Самостоятельная работа (СР)

62

62

Контрольная работа (КР)

2

2

Домашняя работа (ДР)

6

6

Вид итогового контроля




экзамен


4 Содержание дисциплины

4.1 Разделы дисциплины и виды занятий

Разделы дисциплины с разбивкой объема в часах по видам учебной работы приведены в таблице 2.

Таблица 2 — Разделы дисциплины

  1. Раздел дисциплины

Лекции

ПЗ

ЛР

СР

КР

ДР

1 Общие сведения о программных и аппаратных средствах

2

2




2







2 Основы теории цвета

2







4







3 Введение в графические системы

2







4







4 Средства создания и редактирования растровых изображений. Графический редактор PhotoShop

10

14

6

20

1

3

5 Разработка GIF-анимации и графических элементов Web-страниц. Графический редактор ImageReady

2




2

4







6 Средства создания и редактирования векторных изображений. Графический редактор CorelDraw

10

14

6

20

1

3

7 Трассировка растровых изображений

2




2

4







8 Разработка Flash-анимации средствами Corel R.A.V.E.

2

2




4







4.2 Содержание разделов дисциплины

4.2.1 Общие сведения о программных и аппаратных средствах

Классификация ЭВМ. Системы счисления. Функциональная схема IBM PC. Монитор. Режимы работы. Качество изображения. Защита от излучения. Типы принтеров. Типы сканеров. Манипуляторы мышь и трекбол. Типы накопителей информации. Классификация программных средств. Классификация программ для работы с текстом. Типографика шрифта.

4.2.2 Основы теории цвета

Восприятие цвета человеческим глазом. Цветоаномалы. Кривые сложения. Колориметрическая модель RGB. Колориметрическая модель XYZ. Свойства локуса цветов. Цветовая температура. Стандартные источники света. Равноконтрастные модели Lab и Luv. Цветовой охват различных устройств.

4.2.3 Введение в графические системы

Основные понятия и термины. Классификация графических изображений и графических редакторов. Виды и форматы изображений.


4.2.4 Средства создания и редактирования растровых изображений. Графический редактор PhotoShop

Открытие и сохранение изображения. Изменение размеров изображения. Способы интерполяции. Изменение размеров канвы. Палитра инструментов. Настройки параметров инструментов. Обрезка (кадрирование) изображения. Способы отмены действий.

Инструменты выделения. Управление параметрами инструментов. Дополнение, вычитание и пересечение областей выделения. Модификация выделения в режиме быстрой маски (Quick Mask Mode). Модификация выделения командами меню Select. Действия с выделенной областью: масштабирование, поворот, искажение выделенной области. Альфа-каналы. Операции с альфа-каналами. Использование линейки, сетки, направляющих.

Способы создания слоя. Работа со слоями. Параметры слоя. Управление слоями с помощью палитры Layers. Связывание слоев. Трансформация содержимого слоя. Объединение слоев в наборы (Layer Set). Типы слоев. Эффекты для слоев (применение команды Layer Style). Слияние слоев. Способы создания и редактирования растровых масок слоя. Способы создания и редактирования векторных масок слоя.

Приемы работы с контурами (Path). Редактирование контуров. Логические операции с контурами. Создание форм при помощи контуров. Работа с текстом.

Выбор цвета кисти. Выбор формы кисти. Подключение библиотек кистей. Создание новой кисти. Параметры кисти в палитре Brushes. Непрозрачность, режимы наложения краски.

Создание градиентных переходов. Ретуширование изображения с помощью инструмента Stamp. Другие способы. Использование инструмента History Brush. Цветовые модели, используемые в PhotoShop.

Настройки группы Color Settings. Настройки группы Preferences. Команды группы Adjustments (Levels, Curves, Color Balance, Hue/Saturation, Selective Color и другие). Корректирующие слои. Применение фильтров (Extract, Licuify, Blur, Sharpen, Noise и других). Команды меню View. Палитры File Browser, Style и Actions.

4.2.5 Разработка GIF-анимации и графических элементов Web-страниц. Графический редактор ImageReady

Инструментарий пакета. Основные настройки инструментов. Технологии разработки GIF-анимации. Твининг. Оптимизация изображений для Web-страниц. Создание ролловеров, карт ссылок. Разрезка изображений.

4.2.6 Средства создания и редактирования векторных изображений. Графический редактор CorelDraw

Пользовательский интерфейс графического пакета. Настройки интерфейса. Настройки параметров документа. Настройки по умолчанию. Работа с направляющими и линейками.

Палитра инструментов. Назначение инструментов. Настройки параметров инструментов (панель свойств). Способы создания графического изображения. Типы объектов: графические примитивы и кривые (свободно редактируемые объекты).

Выделение и трансформация объектов. Управление масштабом просмотра объектов. Режимы просмотра документа. Копирование, дублирование и клонирование объектов. Выравнивание и распределение объектов, изменение порядка расположения внутри слоя. Группировка и комбинирование объектов.

Редактирование геометрической формы объектов с помощью инструмента Shape. Разделение объектов с помощью инструмента-ножа. Удаление части объе­кта с помощью инструмента-ластика. Другие инструменты этой группы. Команды группы Shaping.

Редактирование линий и контуров инструментом Outline. Интерактивные инструменты (Interactive Blend, Mesh Fill и другие). Использование эффектов (меню Effects). Варианты закраски объектов. Работа с инструментом Fill. Точные преобразования объектов (Transform).

Экспорт и импорт графических объектов. Настройки параметров печати. Конвертирование векторных объектов в растровые. Кадрирование растровых изображений. Маскирование цветов растровых изображений.

Работа с текстом Artistic и Paragraph. Настройки текста. Текстовый редактор. Закрутка текста по траектории. Вписывание текста во фрейм. Выравнивание символов текста. Конвертирование текстов (Paragraph, Artistic).

Управление цветом (Color Management). Работа с Object Manager. Настройки CorelDraw.

4.2.7 Трассировка растровых изображений

Методы преобразования растровых изображений в векторные. Использование пакета CorelTrace для трассировки. Трассировка методом Outline и Advanced Outline. Трассировка методом Centerline и Centerline Outline. Трассировка методом Sketch. Трассировка методом Mosaic и 3D Mosaic. Трассировка методом Woodcut. Настройки.

4.2.8 Разработка Flash-анимации средствами Corel R.A.V.E.

Пользовательский интерфейс пакета Corel R.A.V.E. Инструменты рисования. Символы и инстансы (экземпляры объектов). Работа со слоями. Анимация. Виды твининга.

5 Лабораторный практикум

Наименования лабораторных работ с указанием разделов дисциплины, к которым они относятся, приведены в таблице 3.

Таблица 3 — Распределение лабораторных работ по разделам дисциплины

Номер раздела
дисциплины


Наименование лабораторных работ

4.2.1

Изучение классификации шрифтов

4.2.4

Изучение интерфейса PhotoShop

4.2.4

Операции с выделенными областями

4.2.4

Применение контуров (путей, дорожек)

4.2.4

Типы слоев и операции с ними

4.2.4

Настройки формы инструментов

4.2.4

Ретуширование и цветовая коррекция цифровых фотографий

4.2.5

Изучение интерфейса ImageReady

4.2.5

Создание интерфейсных элементов

4.2.5

Создание баннеров

4.2.6

Изучение интерфейса CorelDraw

4.2.6

Способы создания векторных изображений

Продолжение таблицы 3

Номер раздела
дисциплины


Наименование лабораторных работ

4.2.6

Редактирование формы объектов

4.2.6

Применение клонов

4.2.6

Использование эффектов

4.2.6

Операции с текстом

4.2.7

Трассировка растровых изображений в Corel Trace

4.2.8

Приемы создания анимации в Corel R.A.V.E.

6 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

6.1.1 Основная литература

  1. Петров М.Н. Эффективная работа [Текст]: PhotoShop CS / М.Н.Петров – СПб.: Питер, 2004. – 845 с.

  2. Adobe PhotoShop 7.0. Официальный учебный курс [Текст]: учебное пособие. – М.: Триумф, 2003. – 496 с.

  3. Фрезер Б. Управление цветом. Искусство допечатной подготовки [Текст]: [пер. с англ.] / Б.Фрезер, К.Мерфи, Ф.Бантинг. – К.: ТИД ДС, 2003. – 464 с.

  4. Каров П. Шрифтовые технологии. Описание и инструментарий [Текст]: [пер. с англ.] / П.Каров – М.: Мир, 2001. – 454 с.

  5. Миронов Д. CorelDraw 12 [Текст]: учебный курс / Д.Миронов. – СПб.: Питер, 2004. – 464 с.

  6. Тимошенко С.И. Введение в аппаратные и программные средства [Текст] / С.И.Тимошенко. – Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998. – 94 с.

6.1.2 Дополнительная литература

  1. Мак-Клелланд Д. PhotoShop 5 для Windows. Библия пользователя [Текст]: [пер. с англ.] / Д.Мак-Клелланд. – М.: Диалектика, 1998. – 784 с.

  2. Мэтьюз М., Мэтьюз К. Эффективная работа с CorelDraw 9 для Windows [Текст]: [пер. с англ.] / М.Мэтьюз, К.Мэтьюз – СПб: Питер, 1999. – 736 с.

  3. Шлихт Г.Ю. Цифровая обработка цветных изображений [Текст] / Г.Ю.Шлихт. – М.: Эком, 1997. – 336 с.

  4. Айриг С., Айриг Э. Подготовка цифровых изображений для печати [Текст]: [пер. с англ.] / С.Айриг, Э.Айриг. – Мн.: Попурри, 1997 – 192 с.

  5. Айриг С., Айриг Э. Сканирование – профессиональный подход / [Текст]: [пер. с англ.] / С.Айриг, Э.Айриг. – Мн.: Попурри, 1997 – 176 с.

6.2 Средства обеспечения освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины используются:

  • раздаточный материал для изучения лекционного материала;

  • учебный материал в электронном виде;

  • контрольные программы по курсу для подготовки к сдаче семестровой аттестации и экзамена;

  • программное обеспечение в соответствии с содержанием дисциплины (Windows, PhotoShop, CorelDraw).


7 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Лекционный материал должен изучаться в специализированной аудитории, оснащенной:

  • современным компьютером с подключенным к нему цветным сканером и цветным принтером;

  • проектором с видеотерминала персонального компьютера на настенный экран.

Лабораторные работы должны выполняться в специализированных классах, оснащенных:

  • современными персональными компьютерами и программным обеспечением в соответствии с тематикой изучаемого материала; число рабочих мест в классах должно быть таким, чтобы обеспечивалась индивидуальная работа студента на отдельном персональном компьютере;

  • цветными сканером и принтером.

8 Методические рекомендации по организации изучения
дисциплины


Рекомендации для преподавателя включают в себя следующее:

  • глубокое освоение теоретических аспектов тематики курса, ознакомление, переработку литературных источников; составление списка литературы, обязательной для изучения и дополнительной литературы; проведение собственных исследований в этой области;

  • разработку методики изложения курса: структуры и последовательности изложения материала; составление тестовых заданий, контрольных вопросов;

  • разработку методики проведения и совершенствование тематики лабораторных работ; использование в лабораторном практикуме реальных данных и получение имеющих практический смысл для издательского дела и редактирования результатов;

  • разработка методики самостоятельной работы студентов;

  • постоянную корректировку структуры, содержания курса.

Рекомендации для студента включают в себя следующее:

  • обязательное посещение лекций ведущего преподавателя; лекции – основное методическое руководство при изучении дисциплины, наиболее оптимальным образом структурированное и скорректированное на современный материал; в лекции глубоко и подробно, аргументировано и методологически строго рассматриваются главные проблемы темы; в лекции даются необходимые разные подходы к исследуемым проблемам;

  • подготовку и активную работу на лабораторных занятиях; подготовка к лабораторным занятиям включает проработку материалов лекций, рекомендованной учебной литературы.

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный технический университет упи»
Специальности: 230102 Автоматизированные системы обработки информации и управления
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «уральский государственный технический университет упи»
Специальности: 230102 Автоматизированные системы обработки информации и управления
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо уральский государственный технический университет упи
Расчет гидроцилиндра и разработка принципиальной схемы системы гидропривода: Методические указания к расчетно-графической работе...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
Целью дисциплины является предоставление студентам знаний по основам информатики и обеспечение базовой подготовки студентов в области...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования направления...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 230000 «информатика и вычислительная техника» и...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи»
Автоматизация и управление, специальности 220201– Управление и информатика в технических системах и учебным планом специальности...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию гоу впо «Уральский государственный технический университет упи» утверждаю
«Специальности в области информационной безопасности», специальность 090104 «Комплексная защита объектов информатизации» (регистрационный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница