Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей




Скачать 178.94 Kb.
НазваниеФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей
Дата22.01.2013
Размер178.94 Kb.
ТипДокументы



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


ГОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЛЕСА»

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ


Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г. государственных вузов, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию, за счет дополнительных средств федерального бюджета








УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГОУ ВПО «Московский

государственный университет леса»

______________________ В.Г. Санаев

«_____»________________2008 г.




Краткосрочная программа

повышения квалификации преподавателей

«Информационная компетентность в профессиональной

деятельности преподавателя вуза: Применение информационных технологий в лесном секторе и системе природопользования»


Авторы:


Декан ФПКП, профессор, кандидат технических наук Самолдин А.Н.

Доцент, кандидат сельскохозяйственных наук, Вуколова И.А.

Доцент, доктор биологических наук, Чумаченко С.И.


Москва 2008

Краткосрочная программа

повышения квалификации преподавателей

«Информационная компетентность в профессиональной

деятельности преподавателя вуза: Применение информационных технологий в лесном секторе и системе природопользования»


1. Общая характеристика программы

Основной целью курса является повышение квалификации профессорско-преподавательского состава лесных ВУЗов по направлениям, связанным с применением информационных технологий в лесном секторе, в системе природопользования.

Категория слушателей: профессорско-преподавательский состав государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в ведении федерального агентства по образованию.

Продолжительность обучения: 72 ауд. часа (2 недели).

Форма обучения: очная, с отрывом от основного места работы.

Основа обучения: бюджетная, за счёт дополнительных средств федерального бюджета в соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 10.12.2007 г. № 2270.

Режим занятий: 9 дней, по 8 часов аудиторных занятий в день.

Документ об образовании: удостоверение государственного образца о краткосрочном повышении квалификации.


2. Перечень основных модулей программы и их разделы


1. Современные тенденции в развитии высшего профессионального образования.

1.1. Современные проблемы высшей школы.

1.2. Образовательные стандарты и качество обучения.

1.3. Модульно-рейтинговая система обучения.


2. Информационное обеспечение лесной отрасли.

2.1. Государственная информация как один из важнейших управленческих ресурсов.

2.2. Информационно-аналитическая система Министерства природных ресурсов России.

3. Геоинформационные технологии при проведении лесоинвентаризационных работ.

3.1. Введение в геоинформатику.

3.2. Прикладные ГИС лесного хозяйства.


4. Информационное обеспечение мониторинга лесов.

4.1. Ведение мониторинга природных комплексов на основе ГИС с дистанционными потоками информации.

4.2. Мониторинг лесных пожаров на основе ГИС-технологий и данных дистанционного зондирования.

4.3. ГИС лесопатологического мониторинга.

4.4. Методика ведения дистанционного мониторинга и контроля за лесопользованием.

5. Информационные технологии при лесозаготовках.

5.1. Оценка доступности лесных ресурсов с помощью ГИС.

5.2. Информационное сопровождение работ при заготовках древесины по скандинавским технологиям (опыт Финляндии и Швеции).

6. ГИС-технологии и моделирование динамики древесной растительности для лесных и лесопарковых объектов.

6.1. Основные представления о популяционной организации лесных насаждений, используемые в моделировании

6.2. Принципы построения имитационных моделей многовидовых разновозрастных лесных насаждений

6.3. Концепция построения биоэкологических моделей многовидовых разновозрастных лесных насаждений FORRUS

6.4. Подеревное моделирование динамики многовидовых древостоев FORRUS-B

6.5. Моделирование структуры фитомассы древостоев лесных насаждений FORRUS-P

6.6. Модель динамики лесного массива разновозрастных лесных насаждений FORRUS-S

6.7. Правила построения сценариев ведения лесного хозяйства в промышленных лесах и в лесопарках Европейской части России

6.8. Модель динамики многовидовых разновозрастных древостоев FORRUS-S как средство поддержки принятия решений при выборе стратегии и тактики ведения лесного хозяйства

6.9. Практическое применение модели динамики многовидовых разновозрастных древостоев FORRUS-S для лесных и лесопарковых объектов Европейской части России


3. Учебно-тематический план по приоритетному направлению «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза: Применение информационных технологий в лесном секторе и системе природопользования».



№ п/п



Наименование разделов, модулей, дисциплин

Всего часов

Форма контроля

Трудоёмкость

в том числе

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Современные тенденции в развитии высшего профессионального образования

4

4

4

-

-

-

1.1.

Современные проблемы высшей школы

2

2

2

-

-

-

1.2.

Образовательные стандарты и качество обучения

1

1

1

-

-

-

1.3.

Модульно-рейтинговая система обучения

1

1

1

-

-

-

2.

Информационное обеспечение лесной отрасли

5

4

4

-

1

-

2.1.

Государственная информация как один из важнейших управленческих ресурсов

2

2

2

-

-

-

2.2.

Информационно-аналитическая система Министерства природных ресурсов России

3

2

2

-

1

-

3.

Геоинформационные технологии при проведении лесоинвентаризационных работ

10

8

6

2

2

-

3.1.

Введение в геоинформатику

4

4

4

-

-

-

3.2.

Прикладные ГИС лесного хозяйства

6

4

2

2

2

-

4.

Информационное обеспечение мониторинга лесов

18

12

8

4

6

-

4.1.

Ведение мониторинга природных комплексов на основе ГИС с дистанционными потоками информации

8

6

4

2

2

-

4.2.

Мониторинг лесных пожаров на основе ГИС-технологий и данных дистанционного зондирования

4

2

-

2

2

-

4.3.

ГИС лесопатологического мониторинга

3

2

2

-

1

-

4.4.

Методика ведения дистанционного мониторинга и контроля за лесопользованием

3

2

2

-

1

-

5.

Информационные технологии при лесозаготовках

8

8

8

-

-

-

5.1.

Оценка доступности лесных ресурсов с помощью ГИС

4

4

4

-

-

-

5.2.

Информационное сопровождение работ при заготовках древесины по скандинавским технологиям (опыт Финляндии и Швеции)

4

4

4

-

-

-

6.

ГИС-технологии и моделирование динамики древесной растительности для лесных и лесопарковых объектов

27

20

15

5

7

-

6.1.

Основные представления о популяционной организации лесных насаждений, используемые в моделировании

2

2

2

-

-

-

6.2.

Принципы построения имитационных моделей многовидовых разновозрастных лесных насаждений

2

2

2

-

-

-

6.3.

Концепция построения биоэкологических моделей многовидовых разновозрастных лесных насаждений FORRUS

2

2

2

-

-

-

6.4.

Подеревное моделирование динамики многовидовых древостоев FORRUS-B

3

2

2

-

1

-

6.5.

Моделирование структуры фитомассы древостоев лесных насаждений FORRUS-P

3

2

2

-

1

-

6.6.

Модель динамики лесного массива разновозрастных лесных насаждений FORRUS-S

4

2

2

-

2

-

6.7.

Правила построения сценариев ведения лесного хозяйства в промышленных лесах и в лесопарках Европейской части России

3

3

2

1

-

-

6.8.

Модель динамики многовидовых разновозрастных древостоев FORRUS-S как средство поддержки принятия решений при выборе стратегии и тактики ведения лесного хозяйства

2

1

1

-

1

-

6.9.

Практическое применение модели динамики многовидовых разновозрастных древостоев FORRUS-S для лесных и лесопарковых объектов Европейской части России

6

4

-

4

2

-

Итоговая аттестация

Защита рефератов

6

-

-

-

-

реферат

6





Итого:


78


56


45


11


16


6



4. Содержание занятий


Раздел 1. Современные тенденции в развитии высшего профессионального образования (4 часа).


Занятие 1.1. Современные проблемы высшей школы (2 часа - лекция).

Высшее образование как система, процесс, результат. Тенденции развития высшего образования в России. Приоритетный национальный проект «Образование» в контексте развития российского вуза. Стандарты третьего поколения в высшей школе.

Занятие 1.2. Образовательные стандарты и качество обучения (1 час - лекция).

Сущность стандартов и качества образования в России. Стандарты 3-го поколения в России. Международные стандарты и качество образования за рубежом. Основные положения стандартов качества. Отечественный и зарубежный опыт обеспечения качества образования в высшей школе.

Занятие 1.3. Модульно-рейтинговая система обучения (1 час - лекция).

Дидактическая характеристика модульного обучения. Различные подходы к формированию рейтинговой системы.


Раздел 2. Информационное обеспечение лесной отрасли (4 часа).


Занятие 2.1. Государственная информация как один из важнейших управленческих ресурсов (2 часа - лекция).

Важность информационной компетентности в системе управления природными ресурсами.

Занятие 2.2. Информационно-аналитическая система Министерства природных ресурсов России (2 часа – лекция).

Структура Информационно-аналитической системы МПР России.

Демонстрация отдельных блоков ИАС МПР.


Раздел 3. Геоинформационные технологии при проведении лесоинвентаризационных работ (8 часов).


Занятие 3.1. Введение в геоинформатику (4 часа –лекция).

Географические данные, карты и компьютеризация. Основные геоинформационные программы, используемые в лесном хозяйстве.

Ввод, хранение и редактирование данных в ГИС. Геоинформационный анализ данных. Вывод информации в ГИС.

ГИС и Internet.

Применение систем глобального позиционирования (GPS) в лесном хозяйстве.

Занятие 3.2. Прикладные ГИС лесного хозяйства (2 часа – лекция, 2 часа – практические занятия).

Технология производства лесоустроительных работ на базе ГИС.

Применение геоинформационных технологий при разработке лесохозяйственных регламентов. Использование ГИС при разработке проектов освоения лесов.

Геоинформационное обеспечение работ по государственной инвентаризации лесов.


Раздел 4. Информационное обеспечение мониторинга лесов (12 часов).


Занятие 4.1. Ведение мониторинга природных комплексов на основе ГИС с дистанционными потоками информации (4 часа – лекция, 2 часа - практические занятия).

Методология системы мониторинга природных комплексов в России.

Законодательное и нормативное обеспечение мониторинга лесов.

Занятие 4.2. Мониторинг лесных пожаров на основе ГИС-технологий и данных дистанционного зондирования (2 часа – практические занятия).

Развитие системы мониторинга лесных пожаров в России. Информационная система дистанционного мониторинга лесных пожаров Рослесхоза.

Занятие 4.3. ГИС лесопатологического мониторинга (2 часа – лекция).

Структура ГИС лесопатологического мониторинга ФГУ «Рослесозащита». Функционирование ГИС ЛПМ на федеральном и региональном уровнях.

Занятие 4.4. Методика ведения дистанционного мониторинга и контроля за лесопользованием (2 часа - лекция).

Информационное обеспечение системы дистанционного мониторинга и контроля за лесопользованием Рослесхоза. Использование результатов дистанционного мониторинга и контроля за лесопользованием при ведение государственного лесного контроля и надзора.


Раздел 5. Информационные технологии при лесозаготовках (8 часов).


Занятие 5.1. Оценка доступности лесных ресурсов с помощью ГИС (4 часа - лекция).

Система экономической оценки доступности лесных ресурсов. Решение оптимизационных задач при планировании лесозаготовок с помощью ГИС.

Занятие 5.2. Информационное сопровождение работ при заготовках древесины по скандинавским технологиям (опыт Финляндии и Швеции) (4 часа - лекция).

Обеспечение информационного сопровождения лесозаготовительной деятельности в Финляндии и Швеции. Применение ГИС и GPS – технологий при заготовке древесины.


Раздел 6. ГИС-технологии и моделирование динамики древесной растительности для лесных и лесопарковых объектов (20 часов).


Занятие 6.1. Основные представления о популяционной организации лесных насаждений, используемые в моделировании (2 часа – лекция).

Концепция дискретизации онтогенеза. Процессы роста, гибели, возобновления в лесных насаждениях. Лимитирующие факторы.

Занятие 6.2. Принципы построения имитационных моделей многовидовых разновозрастных лесных насаждений (2 часа – лекция).

Модели смешанных насаждений: регрессионные (эмпирические, феноменологические) и эколого-физиологические (объясняющие, механизменные). Примеры моделей динамики лесных насаждений (GAP модели, EFIMOD, EFISCEN и пр.).

Занятие 6.3. Концепция построения биоэкологических моделей многовидовых разновозрастных лесных насаждений FORRUS (2 часа – лекция).

Основные положения концепции. Фотосинтетически активная радиация (ФАР) как основной лимитирующий фактор для зоны хвойно-широколиственных лесов и южной тайги. Дискретизация моделируемого пространства. Алгоритм расчета ФАР.

Занятие 6.4. Подеревное моделирование динамики многовидовых древостоев FORRUS –В (2 часа – лекция).

Структура и особенности модели. Примеры вычислительных экспериментов для одновидовых, двувидовых и многовидовых лесных насаждений.

Занятие 6.5. Моделирование структуры фитомассы древостоев лесных насаждений FORRUS – Р (2 часа – лекция).

Структура и особенности модели. Проверка адекватности модели на примере расчета вертикального распределения зеленой фракции фитомассы. Примеры вычислительных экспериментов.

Занятие 6.6. Модель динамики лесного массива разновозрастных лесных насаждений FORRUS – S (2 часа – лекция).

Основные блок модели. Исходные данные, блок расчета световых условий, прирост, изреживание, естественное возобновление. Блок экзогенных воздействий. Проверка адекватности модели. Объекты моделирования. Долгосрочное прогнозирования естественного развития лесных насаждений. Обоснование длительности моделирования.

Занятие 6.7. Правила построения сценариев ведения лесного хозяйства в промышленных лесах и в лесопарках Европейской части России (2 часа – лекция, 1 час – практические занятия).

Сценарное моделирование. Моделирование норм и правил ведения лесного хозяйства. Возможность изменения основных параметров ведения лесного хозяйства. Анализ долгосрочных последствий сценариев ведения лесного хозяйства. Эколого-экономическая оценка как критерий сравнения сценариев ведения лесного хозяйства

Занятие 6.8. Модель динамики многовидовых разновозрастных древостоев FORRUS-S как средство поддержки принятия решений при выборе стратегии и тактики ведения лесного хозяйства (1 час – лекция, 1 час – практические занятия).

Занятие 6.9. Практическое применение модели динамики многовидовых разновозрастных древостоев FORRUS-S для лесных и лесопарковых объектов Европейской части России (4 часа – практические занятия).


5. Тематика итоговых работ (рефератов):


- модульно-рейтинговая система обучения;

- организация и контроль самостоятельной работы студентов;

- современное состояние информационного обеспечения лесной отрасли;

- современное состояние прикладных ГИС лесного хозяйства;

- имитационные модели многовидовых разновозрастных лесных насаждений;

- сравнительный анализ различных стратегий ведения лесного хозяйства с использованием метода имитационного моделирования (модель FORRUS-S);

- возможности модели динамики многовидовых разновозрастных древостоев FORRUS-S


6. Учебно-методические материалы


1. Вуколова И.А. Геоинформатика в лесном хозяйстве. Учебник М.:ВНИИЛМ, 2002.

2. Сухих В.И. Аэрокосмические методы в лесном хозяйстве и ландшафтном строительстве. Учебник. Йошкар-Ола: МарГТУ, 2005.






Похожие:

Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей iconФедеральное агентство по образованию московский государственный университет леса
Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2007 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ гоу впо «Воронежский государственный университет»
Учредитель: Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области в региональный банк программ гоу впо «Воронежский государственный университет»
Учредитель: Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей iconПрограмма Курсов повышения квалификации для руководителей органов по делам молодежи субъектов Российской федерации 24-28 мая Москва 2010 гоу впо «московский государственный гуманитарный университет имени м. А. Шолохова»
Гоу впо «московский государственный гуманитарный университет имени м. А. Шолохова»
Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей iconФедеральное агентство по делам молодёжи гоу впо «московский государственный гуманитарный университет имени м. А. Шолохова» Программа
Гоу впо «московский государственный гуманитарный университет имени м. А. Шолохова»
Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей iconФедеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования петрозаводский государственный университет
Об организации курсов повышения квалификации преподавателей и сотрудников Петргу в области информационных образовательных технологий...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей iconМетодическое пособие Самара 2007 Федеральное агентство по образованию Самарский государственный технический университет
...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей iconНовые поступления в библиотеку фгбоу впо «шгпу»
Актуальные проблемы современного естествознания глазами молодых ученых : сборник научных работ / Федеральное агентство по образованию;...
Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный университет леса» факультет повышения квалификации преподавателей iconФедеральное агентство по образованию гоу впо «сахалинский государственный университет»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030601. 65 – журналистика
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница