Пояснительная записка Педагогическая психология




Скачать 439.14 Kb.
НазваниеПояснительная записка Педагогическая психология
страница1/5
Дата11.09.2012
Размер439.14 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5




19.00.07 – педагогическая психология







Приказ Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 23 августа 2007 г. № 138




Пояснительная записка

Педагогическая психология – отрасль психологической науки, изучающая закономерности психической деятельности, условия формирования личности в процессе обучения, воспитания, овладения знаниями, навыками и умениями.

Современный уровень развития психологической науки и психолого-педагогической практики показывает, что эффективный процесс обучения и воспитания невозможен без участия квалифицированных специалистов, владеющих знаниями, навыками и умениями в области педагогической психологии и методики преподавания психологии. Психолог, преподаватель психологии в вузах, специальных средних учебных заведениях и школах, опираясь на теоретические и прикладные исследования, занимается разработкой эффективных методов обучения и воспитания, обновления содержания и технологий усвоения учебного материала, обеспечением гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса, осуществляет психологическую экспертизу монографий, учебников и методических пособий, обеспечивает диагностику в процессе обучения и воспитания, помогает педагогам в формировании благоприятного психологического процесса.

Настоящая программа кандидатского экзамена по предмету «Педагогическая психология» предназначена для аспирантов (соискателей) ученой степени по специальности 19.00.07 – Педагогическая психология. В ней отражены современные требования:

  • к содержанию подготовки аспирантов (соискателей) на теоретическом и прикладном уровнях научного знания;

  • к овладению понятийным аппаратом педагогической психологии;

  • к проведению психологического эксперимента в педагогической психологии, диагностико-коррекционных исследований по психологии обучения и воспитания;

  • к разработке мер, направленных на управление учебно-воспитательной деятельностью, формирование психических новообразований личности в процессе обучения и воспитания, повышение эффективности межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Кандидатский экзамен по специальности проходит в два этапа:

  • первый этап включает проверку знаний в объеме программы;

  • второй – проверку знаний в области исследований по избранной аспирантом проблематике диссертационной работы.

Готовящийся к сдаче кандидатского экзамена руководствуется настоящей программой и консультациями научного руководителя. От научного руководителя аспирант получает общие указания, расширяющие и детализирующие круг вопросов по избранной для исследования проблеме. Кроме того, в задачу аспиранта входит самостоятельный поиск литературы по исследуемой теме. Эти дополнения вводятся в объем второго этапа кандидатского экзамена, для сдачи которого аспирант разрабатывает дополнительную программу. Программа утверждается научным руководителем и кафедрой, на базе которой он проходит обучение.

При сдаче кандидатского экзамена к аспиранту предъявляются следующие требования:

  • знать место и роль педагогической психологии в общей системе психологической науки, а также ее связи со смежными отраслями психологии;

  • анализировать историю и современное состояние развития отечественной и зарубежной педагогической психологии;

  • применять научную методологию и методы психолого-педагогического эксперимента;

  • ориентироваться в основных теориях и концепциях психологии обучения и воспитания;

  • раскрыть возможности применения знаний по педагогической психологии в организации учебно-воспитательного процесса, разработки новых технологий обучения и воспитания, развивающих программ и учебных тренинговых занятий;

  • владеть навыками  диагностики когнитивного, эмоционального и личностного развития субъекта обучения и воспитания, диагностики специальных способностей и обучаемости;

  • владеть методами описательной и математической статистики в психологии;

  • использовать практические навыки превентивных, коррекционных и развивающих методов работы с субъектами процесса обучения и воспитания.

Экзамен состоит из 2-х частей. Определяющей является оценка по 1-й части. Интервал между двумя частями  сдачи экзамена должен составлять не менее одного месяца. Сдача экзаменов рекомендуется в разные экзаменационные сессии.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел І. ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Предмет, проблемы и методы педагогической психологии

Предмет педагогической психологии. Понятие объекта и предмета педагогической психологии. Обучение, воспитание и психология учителя как предмет педагогической психологии. Психологические механизмы управления обучением и образовательным процессом (Н.Ф.Талызина, Л.Н.Ланда, В.С.Лазарев). Управление процессом освоения обобщенных способов действия (В.В.Давыдов), учебная мотивация (А.К.Маркова, Ю.М.Орлов), индивидуально-психологические факторы образовательного процесса (Г.А.Цукерман). Личностные особенности субъектов обучения (В.С.Мерлин, Н.С.Лейтес, А.Н.Леонтьев, В.А.Кан-Калик).

Задачи и структура педагогической психологии. Психология научения, обучения и воспитания дошкольников. Педагогическая психология школьного обучения и воспитания, определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения знаний. Психология высшей школы (Н.В.Кузьмина, Б.А.Бенедиктов, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, А.В. Петровский, С.Д.Смирнов). Психология профессионального обучения и профессионального самоопределения. Психология обучения взрослых, самообразование (Б.Г.Ананьев, Г.Н.Степанова, Г.Н.Сухобская, Ю.Н.Кулюткин). Взаимосвязь педагогической психологии с другими отраслями психологической науки и педагогикой. Структура педагогической психологии (И.А.Зимняя): психология образовательной деятельности, психология учебной деятельности, психология педагогической деятельности, психология учебно-педагогического сотрудничества. Определение механизмов и закономерностей освоения социокультурного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях. Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых. Изучение психологических основ деятельности педагога. Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Проблемы педагогической психологии. Понятие о проблемах педагогической психологии. Проблема сенситивного периода в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Проблемы зависимости психологического развития ребенка от системы педагогических воздействий. Проблема оптимального соотношения обучения и воспитания в психическом развитии. Проблема комплексности педагогических воздействий и системного характера психологического развития. Проблема связи способностей и задатков, созревания, обучения и развития. Проблема одаренности и педагогической запущенности. Проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения ребенка. Проблема скрытого периода развития и открытого проявления его результатов. Проблема готовности детей к обучению в школе.  Проблема  дифференциации  и  индивидуализации  обучения.  Проблема социальной адаптации и реабилитации обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

Методы педагогической психологии. Общие представления о методах педагогической психологии. Методология и основные методологические принципы. Соотношение методологических принципов, методов и методик исследования. Классификация методов. Заимствованные из других наук и собственные методы педагогической психологии. Организационные, процедурные и оценочные методы педагогической психологии. Психодиагностические методы в педагогической психологии. Экспериментальные и не экспериментальные методы. Наблюдение. Психолого-педагогический эксперимент как метод педагогической психологии. Приемы сбора и статистической обработки данных в педагогической психологии.

Тема 2. Образование как глобальный объект педагогической психологии

Понятие образования. Принцип природосообразности (Я.А. Коменский) и культуросообразности (А.Дистервег) обучения. Тип культуры: постфигуративный, кофигуративный, префигуративный и обучение (М.Мид). Проблемы педагогической психологии в культурно-исторической и культурной психологии (Л.С.Выготский, М.Коул).

Образование как система. Понятие образовательной среды (И.А.Баева, В.В.Семикин) Педагогическая система и ее структурные элементы: цель, учебная информация, средства коммуникации, обучающиеся и обучающие (Н.В.Кузьмина). Образование как процесс и результат. Основные тенденции современного высшего образования (А.А.Вербицкий, С.Д.Смирнов, В.Я.Ляудис, Ю.В. Громыко). Образование как диалог культур (Бахтин М.М., Библер).

Проблемы и тенденции психологии образования в белорусской психологической науке.

Тема 3. История становления педагогической психологии

Возникновение педагогической психологии. Применение психологических знаний в педагогике. Психолого-педагогические проблемы в работах философов и педагогов. Этапы становления педагогической психологии. Общедидактический этап. «Необходимость психологизировать педагогику» (И.Песталоцци). Вклад педагогов-мыслителей XVII-XVIII веков в развитие педагогической психологии (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Гербарт, А. Дистервег, К.Д.Ушинский). Параллельное развитие и взаимное влияние педагогики и психологии. Объективные предпосылки формирования педагогической психологии. Развитие педагогической психологии с конца XIX века до середины XX века. Оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль психологической науки. Первые экспериментальные работы по педагогической психологии (П.Ф.Каптерев, Э.Торндайк, А.П.Нечаев, А.Бине и Б.Анри). Образование первых лабораторий при школах (Э.Мейман, А.Бине, Дж.Селли). Возникновение педологии, ее предыстория и судьба в России (Дж.М.Болдуин, Э.Мейман, М.Я.Басов, П.П.Блонский, Л.С. Выготский). Развитие специальных педагогических систем (Вальдорфская школа, школа М.Монтессори).

Разработка теоретических основ педагогической психологии. Создание собственно психологических теорий обучения. Программированное обучение (Б.Скиннер). Теория алгоритмизации программированного обучения (Л.Н.Ланда). Система проблемного обучения (В.Оконь, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин).

Возникновение и развитие педагогической психологии в Республике Беларусь. Педагогическая психология в дореволюционный период. Белорусский период психолого-педагогической деятельности Л.С.Выготского.

Методологические проблемы высшей школы (В.А.Янчук). Современная белорусская педагогическая психология.

Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ НАУЧЕНИЯ

Тема 4. Теория научения. Учебная деятельность

Понятие о научении. Виды, условия и механизмы научения, факторы, определяющие его успешность. Понятия научения, учения, учебной деятельности  и обучения. Виды научения. Научение реактивным формам поведения: привыкание, сенсибилизация, импринтинг (К.Лоренц), условные рефлексы (И.П.Павлов, Дж.Уотсон). Научение в результате оперантного обусловливания: метод проб и ошибок (Э.Торндайк), метод формирования реакции (Б.Ф.Скиннер), путем наблюдения (А.Бандура). Когнитивное научение: латентное научение (Э.Толмен), обучение сложным психомоторным навыкам, научение путем инсайта (В.Келлер), научение путем рассуждений (перцептивное и концептуальное научение). Основные механизмы научения: формирование ассоциаций, различение, обобщение, инсайт и творчество. Факторы, определяющие успешность научения: степень развитости познавательных процессов, уровень сформированности личности. Роль продуманной системы стимулирования успехов и предупреждения неудач в научении.

Соотношение научения и развития. Три точки зрения на соотношение научения и развития. Развитие как научение. Развитие как созревание. Развитие как результат взаимодействия научения и созревания. Влияние на научение уровня биологической зрелости организма. Зависимость развития от применяемых методов обучения.

Общая теория учебной деятельности. Основные проблемы психологической теории учебной деятельности. Структура и организация учебной деятельности. Виды, формы и субъекты учебной деятельности. Основные параметры оценки степени развития учебной деятельности (И.И.Ильясов, И.Лингард, Т.М.Савельева, В.А.Якунин). Взаимодействие субъектов учебного процесса. Роль оптимального уровня трудности и доступности учебного материала. (Л.В.Занков).

Современные концепции обучения и организации учебной деятельности. Основные теории учебной деятельности и обучения в современной психологии. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном (планомерном) формировании понятий и умственных действий. Понятие об ориентировочной основе действия. Критерии оценки и виды ориентировочной основы действия. Три основные типа учения и соответствующие им типы ориентировочной основы действия. Общее развитие ребенка в теории развивающего обучения Л.В.Занкова. Общие дидактические принципы: ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, быстрый темп прохождения учебного материала.

Теория развивающего обучения Эльконина-Давыдова. В.В.Давыдов о формировании научных понятий у детей. Основные этапы развития теоретического мышления и формирование у младших школьников общих научных понятий.

Современные психологические концепции проблемного обучения. Проблемная задача и проблемная ситуация. Характеристика учебной ситуации как проблемной (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.А.Крутецкий). Концепция программированного обучения, линейная и разветвленная системы программированного обучения (Н.А.Краудер, А.М.Матюшкин, Б.Ф.Скиннер, Н.В.Талызина). Алгоритмический и эвристический способы решения задач, обратная связь в обучении (В.П.Беспалько, Л.Н.Ланда). Основные психологически ориентированные модели обучения: «свободная модель», «диалогическая модель», «обогащающая модель». Личностно-ориентированное обучение (Э.Ф.Зеер, В.В.Сериков, И.С.Якиманская). Интерактивное обучение. Рефлексивно-деятельностный подход в обучении.

Тема 5. Научение в младенческом и раннем возрасте

Социальная ситуация научения и развития (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, А.В.Петровский). Возрастная дифференциация субъектов учебной деятельности (А.Валлон, Ж.Пиаже, В.Штерн, Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, Д.Б.Эльконин).

Начальный этап научения. Психологические особенности начального этапа научения. Роль подражания и слова на начальном этапе научения ребенка. Научение детей в младенческом возрасте. Специфика и основные сферы научения: двигательная активность, процессы восприятия и памяти, наглядно-действенное мышление и речевой слух.

Научение в раннем возрасте. Основные направления научения в раннем возрасте. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению ребенка. Вхождение ребенка в сенситивный период развития речи. Роль общения в речевом развитии ребенка. Развитие воображения и речевого мышления. Развивающие игры для детей двух- и трехлетнего возраста. Понятие сенсорной депривации и ее последствия для психического развития ребенка. Проблема научения в младенческом и раннем возрасте в трудах белорусских психологов. (О.В.Белановская, Н.Я.Кушнир, Л.Г.Лысюк, Е.А.Панько, А.М.Счастная, Л.А.Холева).

Тема 6. Научение и обучение дошкольников

Совершенствование восприятия, памяти и мышления. Развитие эмоциональной сферы личности. Понятие о сенсорных эталонах и перцептивных действиях и их значение для развития восприятия. Основные направления улучшения памяти дошкольников. Выделение мнемической цели и решение мнемических задач. Мышление и развитие памяти. Основные этапы практического развития мышления и внутреннего плана действий у дошкольников. Развитие наглядно-образного мышления. Обучение дошкольников речи, чтению и письму. Роль адекватной мотивации и игры в обучении. Развитие воли у дошкольников (Н.А.Цыркун).

Подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе. Функциональные признаки психологической готовности детей к обучению: характер ориентировочно-исследовательской, исполнительской и контролирующей деятельности. Педагогический и психологический аспект готовности. Интеллектуальная, личностно-мотивационная и социально-психологическая готовность (Л.И.Божович, Н.И.Гуткина, М.И.Лисина, Й.Йерасек, Н.Г.Салмина).

Проблема готовности детей дошкольного возраста к обучению школе и обучение дошкольников в трудах белорусских психологов (А.Н.Белоус, Я.Л.Коломинский, Н.Я.Кушнир, Н.А.Панько)

  1   2   3   4   5

Похожие:

Пояснительная записка Педагогическая психология iconПедагогическая психология учебно
В издании отражено содержание теоретического курса, представлены методические материалы к семинарско-практическим занятиям, рекомендованы...
Пояснительная записка Педагогическая психология iconПояснительная записка 3 раздел психология > Психология познавательных процессов 4-16 > Психология личности 17-28 > Психология общения. Группы 29-33 раздел педагогика педагогические системы. Основы теории обучения 34-41 > Воспитание человека 42-48
Интернете, и зачитывают доклад с минимальным пониманием подготовленного, скучного текста. Такое чтение доклада не вызывает интереса...
Пояснительная записка Педагогическая психология iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 «Педагогическая психология»
Педагогическая психология как отрасль психологической науки, в которой изучаются процесс приобретения индивидуальными людьми научных...
Пояснительная записка Педагогическая психология iconПрограмма итогового государственного экзамена «теория и практика социальной педагогики»
«Управление социальными системами», «Основы профориентологии», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая...
Пояснительная записка Педагогическая психология iconПояснительная записка Курс по выбору «Психология девиантного поведения»
Курс по выбору «Психология девиантного поведения» разработан для студентов социально-психологического факультета, специальности «Педагогика...
Пояснительная записка Педагогическая психология iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения педагогического вуза, изучающих курс «Педагогическая психология»
Педагогическая психология. – Учебно-методическое пособие. – Тобольск: тгпи им. Д. И. Менделеева, 2008. – 136 с
Пояснительная записка Педагогическая психология iconРабочая программа по дисциплине «Психология торговли продаж» пояснительная записка
Курс психология торговли и продаж предназначен для студентов заочного отделения Санкт-Петербургского института гостеприимства
Пояснительная записка Педагогическая психология iconПрограмма по воспитанию культуры толерантности в начальной школе. Бобинова С. В., гимн.№13 Г. Новосибирск
Педагогическая концепция. Пояснительная записка. Преполагаемые результаты программы
Пояснительная записка Педагогическая психология iconПсихология (для учителей-предметников) возрастная и педагогическая психология задания

Пояснительная записка Педагогическая психология iconПояснительная записка Приложение №1 «Педагогическая карта»
Приложение №2 «Анкета выявления индивидуальных потребностей в повышении квалификации педагогов»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница