Исследовательская работа по историческому краеведению Куклы -берегини




Скачать 166.31 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по историческому краеведению Куклы -берегини
Дата22.01.2013
Размер166.31 Kb.
ТипИсследовательская работа


 Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Никоновская средняя общеобразовательная школа


Исследовательская работа

по историческому краеведению

Куклы -Берегини


Выполнили

ученики 5 класса

Никоновской СОШ

Шаманаева Кристина

Тайболин Кирилл

Коковин Вячеслав


Никоново2012 год

Кукла – это не просто забава, детская игрушка – это очень серьёзно. В народных обереговых тряпичных куклах или сделанных из других натуральных материалов (льна, соломы, бересты) отразились дохристианские представления древних славян о мире и управляющих ими силах.

Нашего далёкого предка на каждом шагу подстерегала опасность. Ужас вселяли враждебные силы природы, засуха или, напротив, наводнение, падёж скота, болезни. В те времена представления об «одушевлённой» или «оживлённой» природе выступали в сильной образной форме. Злым, демоническим началам противостояли добрые, защищавшие человека. Берегиня – старинное наименование доброго, оберегающего человека начала. Люди обращались к добрым богам с просьбами о хорошем урожае, дожде, исцелении, защите от сглаза, тёмных сил. Куклы выступали в роли надёжного помощника и оберега человека.


Целью работы является: Изучение истории зарождения и сбор материала о кукле - Берегини.


Для достижения поставленной цели мы поставили следующие задачи:

  1. Найти материал о куклах Оберегах в печатных источниках, интернете;

  2. Попытаться получить данную информацию от своих родственников: бабушек, мам;

  3. Поискать материал в сказках, фольклере о куклах Оберегах;

  4. Обработать и обобщить собранный материал;

  5. Создать презентацию

  6. Выступить пред одноклассниками, школьниками младших классов.



На основании выше сказанного мы занялись сбором материала. Ведь интересно где и когда появились куклы оберегающие человека от злых Духов, что это кукла для забавы детей или защитница?

Интересно научится делать кукол самим. Узнать какими куклами играли мамы? Как куклы получали имя? Как называли кукол? Где, в каких сказках встречаются упоминания о куклах?

Поэтому занялись сбором материала истории появления таких кукол.

Сначала мы набрали материал в самом доступном для нас месте, это интернет. Ой, сколько же мы узнали нового и интересного. Оказывается куклы Берегини, они же обереги имеют столько много названий: куклы-закрутки (Берегини), желанницы, заступницы, травницы, десятиручки, крупянница, младенцы, куклы-полено, день-ночь, колокольчики, весняночки и тд. Захотелось ни только узнать все про них , но еще и сделать их своими руками.


История появления тряпичной куклы.


Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной . белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам борушку наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно, сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених, невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы, тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.

У русских народов в игрушку вкладывали определенный смысл. Она наделялась магической силой плодородия.

Обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передается характер куклы. Кукла многолика, она может смеяться и плакать.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: красота девушки воплощалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Продолжением работы, был сбор материала о куклах у учителей, бабушек, мам. Какими куклами они играли? Хранят ли они дома кукол сделанных своими руками? Мы опросили несколько человек, и вот какой результат получили:

В детстве все играли в куклы сделанными из тряпочек мамами, бабушками. Кукол набивали соломой, разными тряпицами, остатками ваты, скручивали из полотенец, наволочек. Одевали в разные одежды сделанные из лоскутков. Играли в основном в семьи: муж, жена, дети. Заняты были весь день и родителей не отвлекали.


Разновидности кукол.

Разновидностей кукол очень много. Вот, например кукла-скрутка.

Мы узнали, что кукла-скрутка - это оберег настолько древний, что сейчас никто не в силах сказать, кто и где впервые скрутил тряпичную куклу. Древнейшие образцы таких кукол найдены в Египте - в захоронениях-современниках пирамид. История же России не представляется без этих маленьких чудесных созданий: в каждой русской семье умели крутить не менее 30 разновидностей кукол, и были они игровыми, обрядовыми, а либо обережными.

Зольная кукла.

Самые первые куклы делались из золы. Как это не странно, но именно так. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом. Она была , как выяснилось, оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

Кукла, придающая здоровье больному.

Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Льняные куклы-обереги

Такими куклами не играли. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины, богини и, поэтому, прямую связь с ней имела, конечно же, женщина. Но и мужчины тоже "имели честь" пользоваться силой куклы. Женщина давала куклу мужчине, когда тот уходил в дорогу или на войну. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге. У каждой хозяйки в доме в "красном углу" (так назывался угол, в котором стояла икона и другие святые и обережные вещи) была куколка, и когда в семье были ссоры, то, оставшись одна, женщина открывала окна и будто маленьким веником-куклой "выметала сор из избы". Это не материальный мусор, а сор, из-за которого ссоры в доме. У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от "дурного глаза".

Откуда появились названия кукол?

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов, было большое многообразие куколок. Названия кукол очень просты и наивны. Люди, что видели, что делали - так и называли. Такое мышление вообще характерно для людей древней славянской культуры.

Кукла « Крупеничка»

Куколка "Крупеничка" (другие названия "Зернушка", "Горошинка") - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье.
          Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда. И сегодня эта куколка поможет иметь достаток в доме.

Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли. Такую куклу мы сделали на уроке краеведения, для мамы.

Кубышка- травница.

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку "Кубышку-Травницу". Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка.
          Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой. Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо поменять. Именно так поступали наши предки.
          Кубышка-Травница до сих пор следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница.

Во многих русских сказках встречаются куколки, которым герои доверяют свои горести и радости, делятся своими мыслями.

«Василиса пошла в свой чуланчик, поставила перед куклою ужин и сказала: «На, куколка, покушай да моего горя послушай: меня посылают за огнем к бабе-яге; баба-яга съест меня!». Куколка поела и глаза ее заблестели, как две свечки. «Не бойся Василисушка. — сказала она. — Ступай, куда посылают, только меня держи всегда при себе»

Маленькие куклы-помощницы не оставляют в беде своих хозяев.
          Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
          Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной

Куклы-развлекушки делали для малышей, вешали их над колыбелью, младенцы забавлялись, играя ими. Сейчас то же такое есть, вешают их в детскую коляску. Игрушка-погремушка на резинки. Слайд.

Кукла - полено, представленная здесь, характерна для таких областей России, как Калужская, Тульская, пограничная с ними Московская, Смоленская и других. Такая кукла представляет собой оберег для семьи. Основой куклы является березовое полено, являющее собой символ мужской силы. Полено одето атрибутами женской силы: одежда, голова, груди, иногда символически обозначены руки. Все детали женского образа привязаны к полену тесьмами, лентами без употребления игл. (приложение)

Мы поделимся секретами изготовления некоторых кукол. Эти секреты нам рассказали наши бабушки, а так же мы нашли их других печатных и цифровых источниках.

Как сделать куклу оберег? (см в приложении)


Есть несколько видов кукол оберегов, которые делались для разных этапов жизни, но с одной целью – защитить. Принцип изготовление кукол оберегов тоже один.(см приложение)

Чем богаче была семья, тем больше в ней было кукол. Первую куколку мать клала в колыбельку. Именно с этим связан обычай показывать дитя чужим людям только после сорокового дня, кукла оберег из ткани крестильной крыжмы защищает малыша от недобрых глаз. В дорогу мать, вместе со своим материнским благословением, давала куколку, держащую в руках узелок. В этой котомочке лежала щепотка родной земли. Называли эту куклу Подорожница.

На свадьбу молодых благословляли иконами Спасителя и Богородицы, связывали им руки полотенцем и вручали пару кукол оберегов, руки которых своим специальным способом были сделаны из одного неделимого куска материи.

По традиции, освященной ткани нельзя было касаться ножом или ножницами, поэтому материю просто рвали. Это распространилось и на использование иголок. Так что, чаще всего, кукол сворачивали из нескольких лоскутов и перетягивали нитками.

Обычно, вместо привычных черт, на белом тряпичном фоне лица куклы оберега из ниток делался православный крест.

В разных областях православные матери, изготавливая своими руками куклы обереги, использовали кроме кусочков крыжмы и другие материалы.

Из рассказа о кукле Желаннице, жительницы деревни Копорулиха Юринского района. Анны Павловны

«Это кукла Желанница, Теперь уж мне нечего от судьбы просить, потому покажу вам ее и расскажу, в чем ее сила.
Не зря ее Желанницей зовут. Такая подружка была в нашей деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.


Мы узнали много всего интересного, начав изучать специальную литературу.

Оказалось, Желанницу мастерили из берестяных палочек, головку ватой обычной набивали, платьице - из холста. И никаких иголок. Все детали ниточками связывались. В старину, когда весь урожай был убран с полей, на посиделках мастерили куколок в подарок на народный праздник Филипповку. Делали их из природного материала, и у каждой было обязательно по три пары рук - чтобы и зимой хозяйка в доме без дела не сидела: пряла, вязала, стряпала. А вот кукол-кубышек дарят на Рождество, чтобы в доме деньги водились. В ручках, голове и подоле завернуто по монетке. У куколок-парочек свое назначение. Говорят, если такую парочку - мальчика и девочку - дать любимому подержать в руках, а потом сложить кукол должным образом - лицом к лицу, то избранник всегда будет рядом. Женщинам замужним в подарок - кукла с младенцем на руках.
В каждом крестьянском доме на видном месте стояла баба-берегиня, хранительница домашнего очага. Если в семье случались неприятности, то куклу три раза поворачивали, приговаривая: «Отвернись злом, повернись добром».
Если решите и вы попробовать куклу-закрутку смастерить, помните об одном: очень важно делать ее с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Завязывая нечетное количество узелков, прикрепляя тот или иной ее элемент, следует произносить вслух добрые пожелания.
Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки.
Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже…
Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

(см приложение )


Заключение.

Мы не только познакомились с историей происхождения и появления кукол берегинь, но еще и научились сами их делать. Технологию изготовления некоторых кукол предоставляем в приложении к работе.

Самую первую куклу, сделанную своими руками, нежелательно дарить или отдавать. Оставьте ее себе, она обязательно украсит любимый уголок вашей комнаты, и всегда будет радовать свою хозяйку. Ведь она сделана с любовью.

Эта работа очень интересна и захватывающая. Мы думаем, что детям нашего возраста, будет интересно узнать все о таких куклах Берегинях и заняться их изготовлением


Приложение

Кукла-скрутка.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет “тулово” нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу “скрутку” ниткой или веревочкой.
Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем “скрутку” по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.
Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой.
Вот и руки готовы.
Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были “безликими”.
Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!
Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.
Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка.
Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!



Технология изготовления Кубышки:

1. Берем лоскут светлой ткани в середину кладем синтепон или ветошь.

2. Делаем кукле голову, стараясь чтобы лицо было без складок. Для этого красной ниткой перевязываем на месте предполагаемой шеи четное количество витков.

3. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань и перевязываем красной ниткой четное количество витков на расстоянии 2-2,5см. от края. Получаем руки.

4. Поднимаем вверх руки и перевязываем красной ниткой в области предполагаемой талии четное количество витков.

5. Берем лоскуты светлой ткани в мелкий рисунок. И таким же образом, как голову, делаем 2 груди. Размер каждой груди чуть меньше головы.

6. Каждую грудь отдельно привязываем к шее.

7. Берем полоску красного цвета и завязываем на ней два узелка на расстоянии 1,5-2см. друг от друга.

8. Привязываем красную полоску на голову и получаем рожки.

9. Прячем рожки, повязывая на голову платок, который завязывается сзади.

10. Берем большой лоскут цветной ткани, раскладываем на столе, загибаем концы к середине.

11. Наметываем по краю большими стежками, для того, чтобы можно было стянуть в мешочек в дальнейшем.

12. Насыпаем на середину немного травы. Сверху на траву накладываем синтепон или ветошь. Потом опять насыпаем траву. Потом опять синтепон. Чередуем слои, пока не наберем достаточного количества.

13. Верхнюю часть куклы вкладываем в сарафан и затягиваем края, равномерно распределяя складочки.

14. Под грудью подвязываем передник навыворот.

15. Сверху подвязываем куклу пояском.

16. Берем маленькие лоскутки цветной ткани, наполняем каждый душистой травой и перевязываем их.

17. Подвешиваем эти мешочки к рукам куклы.

18. После этого куколку нужно немного поладить, помять, убрать неровности, бугорки.


Кукла Берегиня из льна.

  • Отрезаем кусочки льняных пучков

  • Выбираем цвет волос для куклы

  • Заготовка для волос

  • Крепко связываем в пучок

  • Будущие волосы располагаем внутри льна

  • Очень крепко связываем, лишнее отрезаем

  • Равномерно выгибаем лён в обратную сторону, получаем две связанных метёлки

  • Делаем голову и шею

  • Делим ниже горла на пополам

  • Заталкиваем руки под самое горло (берем часть льна, укладываем ровненько , отрезаем лишнее, концы перевязываем нитью)

  • Формируем талию под руками красной нитью (четное число оборотов нити)

  • Вырезаем конус из бересты или картона

  • Разравниваем нижнюю часть куклы

  • Мажем конус клеем, собираем в кулечек

  • Вставляем внутрь куклы, под юбку из льна

  • Отрезаем тесьму (или лоскуток ткани) для фартука, привязываем фартучек кушачком

  • Делаем оборку для платья

  • Разрезаем волосы, Распушиваем, Отмеряем очелье, Связываем кончики

  • Делаем небольшую льняную метёлочку, Мажем её клеем, И вставляем снизу в конус

  • Вот и всё!



БИБЛИОГРАФИЯ.




  1. Власова М.Н. Новая АБЕВЕГА русских суеверий. – СПб.: Северо-Запад, 1995.


  2. Забылин М. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 года.


  3. Коринфский А.А. Народная Русь. – Смоленск: «Русич», 1995.


  4. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2003.

  5. Материал с  rukukla.ru



Содержание

Страница

  1. Титульный лист

  2. Введение

  3. История появления тряпичных кукол

  4. Разновидности кукол

7.Как сделать куклу-Берегиню

9. Заключение

Приложение

10. Технология изготовления куклы-скрутки

11. Кукла-кубышка

12. Берегиня из льна

13. Библиография

14.Содержание


Похожие:

Исследовательская работа по историческому краеведению Куклы -берегини iconИсследовательская работа Обычаи и обряды моего народа: «Использование кукол Лихоманок в обрядах излечения от лихорадки»
Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий....
Исследовательская работа по историческому краеведению Куклы -берегини iconАвтор Зиборова Е. Т., фото Longwoodgardens org
А куклы неотъемлемая часть японской культуры; Японию даже называют "страной десяти тысяч кукол". Это и куклы-обереги, и куклы-талисманы,...
Исследовательская работа по историческому краеведению Куклы -берегини iconУчебное пособие по историческому краеведению города Мещовска и Мещовского края
Что до меня, то я живу в небольшом городке и чтобы не сделать его меньше, собираюсь в нем жить и дальше
Исследовательская работа по историческому краеведению Куклы -берегини icon«Использование кукол Лихоманок в обрядах излечения от лихорадки»
Тряпичные куклы, выполненные в традициях, сложившихся в народе, это куклы, которые делали с использованием старинных техник и технологий....
Исследовательская работа по историческому краеведению Куклы -берегини iconРабочая программа Научно-исследовательская работа в семестре направление ооп
Научно-исследовательская работа в семестре является обязательным подразделом (М 1) раздела «Практика и научно-исследовательская работа»...
Исследовательская работа по историческому краеведению Куклы -берегини iconКонспект урока трудового обучения в 4 классе
Ознакомление с историей народной тряпичной куклы в России и Карелии, ролью куклы в народном быту
Исследовательская работа по историческому краеведению Куклы -берегини iconНаучно-исследовательская работа Научно-исследовательская работа проводилась с участием ппс и увп окю по договорам подряда на базе ООО «Электромехатронные системы»
Подготовка и защита диссертаций (технические и экономические науки)
Исследовательская работа по историческому краеведению Куклы -берегини iconИсследовательская работа Компьютер в нашей жизни
Исследовательская часть. Комплектующие и цены на них в магазинах г. Балаково
Исследовательская работа по историческому краеведению Куклы -берегини iconПлан-конспект урока «Сшитая тряпичная кукла русская народная игрушка»
Урок по этой теме включает повторение свойств тканей, теоретическую часть – история тряпичной куклы, технология изготовления куклы-закрутки,...
Исследовательская работа по историческому краеведению Куклы -берегини iconВоспитательное значение народной игрушки
Мастерство такой игрушки связано с определенными местными традициями в выборе материала, приемами ее изготовления. В одной местности...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница