Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Темы для самостоятельного изучения




НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Темы для самостоятельного изучения
страница1/20
Дата22.01.2013
Размер2.77 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”


Факультет истории, социологии и международных отношений

Кафедра философии


Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры Декан факультета

философии КубГУ ____________(Р.М. Ачагу)_

Протокол №___

__ __________2008 г. “___” ____________2008

Зав. кафедрой (В.Г. Сидоров)


Учебно-методический комплекс

учебной дисциплины “Средневековая философия"

для факультета ФИСМО

по специальности 030101 – «философия»


Составитель:

Кандидат философских наук, доцент Просветов С.Ю.


Краснодар 2007

Содержание


Введение………………………………………………………………….……….…3


1 Значение средневековой философии и методические рекомендации

по ее изучению…………………………………………………………………….9

1.1 Цели и задачи курса……………………………………………...…………….9

1.2 Методологические рекомендации к освоению

содержания дисциплины……………………………………………………..12

1.3 Общий план изучения дисциплины и виды учебных работ….……...….16


2 Программа курса…………………………………………………….………….19

2.1 Основные требования к содержанию образовательной программы…..19

2.2 Разделы и содержание дисциплины…………………………………..….…20


3 Практические занятия…………………………………………....………….…32

3.1 Планы семинарских занятий и специальная литература к ним…….…32

3.2 Тематика рефератов для обсуждения на семинарских занятиях.……....47


4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………..…..53

4.1 Рекомендуемая литература: основная и дополнительная………………53

4.2 Технические средства обучения………………………………………..…...67

4.3 Учебно-методические материалы по дисциплине………………………..68


5 Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов. Темы для самостоятельного изучения……….……..…69

5.1 Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы студентов…………………………………………………………..….69

5.2 Темы для самостоятельного изучения по разделам дисциплины…..….77

5.3 Примерная тематика контрольных работ…………………………………92

5.4 Тесты для самопроверки по разделам дисциплины…………....……...…95

5.5 Краткий словарь основных латинских средневековых терминов……109

5.6 Примерный перечень вопросов для итогового контроля..….………....137

5.7 Примерная тематика курсовых работ..……………………………...……140


6 Система контроля знаний…………………………………………….....……142

6.1 Виды и формы контроля знаний………………………….…………….....142

6.2 Критерии оценки на экзамене…………………………………..………….142


Приложение А. Текст лекции темы 18: Идейно-теоретические

основания исихазма…………………………………………………….……….144


Введение


Курс «Средневековая философия» предназначен для изучения студентами отделения философии факультета ФИСМО, обучающимися по специальности 030101 – «Философия» очной и заочной форм обучения и является теоретическим и методологическим основанием в процессе формирования и развития философской культуры, повышения мировоззренческой эрудиции, гражданской зрелости, нравственных установок, совершенствования личностных качеств будущих научных работников и квалифицированных специалистов.

Программа дисциплины «Средневековая философия» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования с учетом типовых профессиональных программ и квалификационных требований к выпускникам вузов по специальности 030101 – «Философия», квалификационной университетской степени – специалист.

Средневековая философия представляет собой одну из важнейших дисциплин, входящих в федеральный образовательный компонент по специальности 030101 – «Философия». Изучение средневековой философии является необходимым, во-первых, для знания истории науки, представляющей ныне самостоятельное направление философского знания, и, во-вторых, для понимания роли и места средневековой философии в философской науке в целом. В-третьих, знания, полученные при изучении данного курса, дадут возможность проанализировать дальнейшее развитие философских идей средневековья и преломление их в ХХ и нынешнем веках. И, наконец, в-четвертых, изучение средневековой философии является необходимым для уяснения логики развития философской и научной мысли, а также для обнаружения истоков многих проблем, стоящих перед современной западной и отечественной философией.

Деление истории на античную, средневековую и новую в науке стало общепризнанным. Однако, применение этой периодизации к истории философии и истории культуры в целом в силу ряда причин (которые нет необходимости здесь рассматривать) не представляется возможным. Европейская философия в течение своего 25-векового развития представляет собой определенную целостность с самого возникновения и до наших дней. Несмотря на различные потрясения и многочисленные переломы, философская традиция никогда не прерывалась: средневековая философия использовала античные идеи, а философия Нового времени – идеи средневековья. Поэтому при рассмотрении данной историко-философской дисциплины - «Средневековая философия» - нами был использован парадигмальный подход, когда в понятие «средневековая философия» вкладывается исторически своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока эпохи феодализма, однако возникший еще задолго до утверждения классического феодализма и сошедший с исторической сцены много раньше, чем окончательно сошел с нее европейский феодализм.

Своеобразием указанного способа философствования была его сопряженность с религиозной идеологией, основанной на принципах откровения и монотеизма, т.е. на принципах, которые были общими для иудаизма, христианства и мусульманства, но по существу чуждыми античному религиозно-мифологическому мировоззрению. Эта фундаментальная зависимость от религиозной идеологии не означала для философии полного ее растворения в религиозном сознании, но все же неизменно на протяжении всего периода определяла и специфику философских проблем, и выбор способов их разрешения. В связи с этим следует признать, что история средневековой философии вынуждает абстрагировать эту философию от теологической среды, в которой она зародилась; но отделить ее от теологии невозможно, не извратив тем самым исторической реальности. По этой причине нам представляется нецелесообразным проводить четкую демаркационную линию между историей философии и историей теологии не только для эпохи патристики (например, рассматривая учения Августина на Западе или представителей Александрийской катехизисной школы на христианском Востоке), но и для всей средневековой мысли. Однако, отсюда вовсе не следует, что изучать историю средневековой философии неправомерно. Наоборот, с точки зрения истории мировой философской мысли вполне закономерно рассматривать эволюцию философских проблем, поставленных в античности на протяжении первых четырнадцати веков христианской эры и их своеобразную модификацию в эпоху Ренессанса в XV в. Поэтому чтобы изучить и понять философию средних веков, необходимо искать ее там, где она содержится, а именно, в богословских сочинениях.

Одной из специфических черт средневекового мышления является неразрывная связь философии с теологией, проявляющаяся, среди прочего, во включении философии в богословские споры. Об этом свидетельствует полноправное присутствие философской аргументации как в полемике между христианскими авторами и их критиками, так и во внутрихристианских дискуссиях, например, между ортодоксальными, признанными Церковью мыслителями и «идеологами ересей». Какова бы ни была позиция средневекового философа, она всегда отмечена глубокой «озабоченностью» религией и теологией, будь то озабоченность тем, как поставить философию на службу религии, свойственная раннему средневековью, или же озабоченность тем, как, сохраняя лояльность религии, освободить философию из-под теологической опеки, присущая позднему средневековью. Исторически обусловленное взаимосуществование философии и теологии иногда довольно мирное, иногда переходящее в открытую конфронтацию (как например, в случае с Беренгарием, Абеляром, Сигером Брабантским), но всегда неравноправное и почти всегда вассальное, придало философскому самосознанию средневековья неповторимый колорит, по которому его легко идентифицировать и отличить от философского самосознания античности или Нового времени. Теологическая идея выполняла для средневекового философа ту же регулятивную функцию, какую для античного выполняла идея эстетико-космологическая, а для философа Нового времени – идея научного знания. Отсюда ясно, каковы должны быть хронологические рамки средневековой философии. Ее историю нужно начинать с того момента, когда философия впервые сознательно ставит себя на службу религии и теологии откровения, и заканчивать тогда, когда союз между философией и Богооткровенной теологией можно считать в основном распавшимся. Но впервые серьезные попытки использовать философию для целей религии откровения принадлежат Филону Александрийскому и христианским апологетам, а единство философии и теологии было по сути разрушено в номиналистическо-сенсуалистической школе Оккама, где окончательно утвердилась разрушившая основы средневекового мировоззрения теория «двух истин».

Итак, в соответствии с указанным подходом, историю средневековой философии следует начинать с I-II в.в. и заканчивать XIV-XV в.в. Только в этом случае можно избежать искусственного разъединения таких непосредственно связанных между собой феноменов истории средневековой мысли, как патристика и схоластика, а также верно истолковать антидогматическую и антиклерикальную специфику филсосфии эпохи Возрождения.

Зарождение средневековой мысли происходит в первые века христианства; ее начальными формами становятся так называемая апостольская литература (середина I – начало II в.в.) и апологетика (учения раннехристианских авторов II-IV в.в.). Стремление защитить основоположения своей религии в условиях господства древних языческих культов и античных школ приводило апологетов к необходимости создания целостной философской системы. Апологетика представляет собой первый этап средневековой философии. Его сменяет второй этап – патристика (IV-V в.в.). Содержание патристики составляли богословские и философские учения отцов Церкви – как западных (латинских), так и восточных (грекоязычных). К западной патристике хронологически и тематически примыкает следующий этап средневековой философии – зарождение схоластики (VI-X в.в.), ставший посредствующим звеном между позднеантичной и раннесредневековой мыслью с одной стороны и собственно схоластикой как философско-теологическими учениями эпохи исторического средневековья (XI-XIV в.в.) с другой. Итак, схоластика – систематическая, дидактическая и в этом смысле поистине «школьная» философия, унаследовавшая рационализм античности и проблематику раннехристианской мысли, - складывалась как стиль рассуждения, упорядочивающий в своем движении все многообразие сущего.

В хронологическом плане принято выделять схоластику раннюю (XI-XII в.в.), высокую (XII-XIII в.в.) и позднюю (XIII-XV в.в.). Отдельно рассматривают вторую схоластику – последнюю форму средневекового мышления, сложившуюся в XVI - начале XVII в.в.

В ранней схоластике, когда преимущественным основанием философствования остается августинианство, философия в среде «поборников чистоты веры», приверженцев мистико-аскетической позиции нередко воспринимается настороженно. Вместе с тем, именно в это время складывается традиция школы – и как схоластики с четко обозначенными темами, проблемами, методами и понятиями, и как системы трансляции систематических философско-богословских и научных знаний, что, в первую очередь, связано с появляющимися в Европе университетами.

Высокая, или зрелая схоластика, уже в полной мере является университетской философией. Ее ведущим центром является теологический факультет Парижского университета. Августинианский платонизм вытесняется вновь открывшимся латинскому Западу аристотелизмом; получают новый импульс дискуссии о путях познания истины, об универсалиях и индивидуальных вещах, о сущности и сущем, о свободе воли и теологических основаниях морали.

В целом можно заметить, что в XV в. в схоластике не было фигур, сопоставимых с великими докторами предшествующих столетий. Тем не менее настоящий ренессанс ждал схоластическую философию впереди. Он начался в первой трети XVI в. и продолжался по второе десятилетие XVII в. Это явление получило название второй схоластики.

Все изложенное выше применительно к рассмотрению материала дисциплины, т.е. к динамичному и разнообразному историко-философскому процессу эпохи средневековья выразилось в разбивке его на четыре смысловых блока: 1) «Теоретические источники и периодизация средневековой философии», 2) «Христианская апологетика и патристика», 3) «Зарождение и развитие схоластики», 4) «Христианская средневековая мистика».

Средневековая философия (I-XV в.в.) по праву занимает огромное место в истории развития философской мысли и представляет собой одно из важнейших ее направлений – философию религиозную. В связи с этим в данном курсе рассматриваются важнейшие этапы становления дисциплины – теоретические предпосылки средневековой философии, апологетика, патристика, схоластика и мистика, а также анализируются основные парадигмы данного этапа истории философии: западно- и восточно-христианская, иудейская и мусульманская религиозные философии и основное содержание историко-философского процесса в указанный период. В связи с этим курс охватывает период исторической эволюции философского знания, начиная с I в. и заканчивая XV в. В нем выявляются основные направления (например, христианский платонизм в патристике, христиански переосмысленный аристотелизм в зрелой схоластике и т.д.) и философские школы (например, александрийская, антиохийская, каппадокийская, оксфордская и др.), раскрываются особенности философского мышления на разных исторических этапах средневековой эпохи, а также философские искания ее крупнейших представителей.

Особое внимание уделено изучению основных философских понятий – «бытие», «сознание», «время», «пространство», а также категориям диалектики. В данном курсе выявляется специфика средневековых проблем онтологии, теории познания, антропологии, философской психологии, философии науки и философии истории. Особое значение для будущих ученых-философов имеет рассмотрение форм и методов научного исследования и их применение в научной работе.

Для наиболее полного изучения курса средневековой философии студентами-философами нам представилось необходимым (в отличие от большинства учебников по данной дисциплине, таких как, например, Соколов В.В. Средневековая философия: учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов. М., 1979; Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. М., 1957; Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века. М., 2004 и др.):

- во-первых, предварить рассмотрение историко-философского материала данного периода анализом и краткой реконструкцией основных наиболее важных идей его теоретических источников (например, Библии, Корана, концепций Аристотеля, стоиков, неоплатоников), а также религиозных учений (например, гностицизма и манихейства), в чем-то схожих, но конкурирующих со становящейся парадигмой западной средневековой мысли, т.е. с ранним христианством;

- во-вторых, выявить и показать основные этапы развития средневековой философии, а также сформулировать ее наиболее существенные (для данной дисциплины) характерные черты и особенности;

- в-третьих, подробно рассмотреть (как в лекционном материале, так и на практических занятиях) основные идеи, концепции и учения восточно-христианской мысли (включая не только александрийскую и каппадокийскую школы, но даже и теоретические основания православного мистицизма, аскетизма и монашества от его зарождения в IV в. вплоть до исихастских споров в XIV в. на закате средних веков). Такое гармоничное соотношение рассмотрения западно-христианской и восточно-христианской мысли в едином курсе обусловлено, главным образом, специализацией студентов-философов, которые в дальнейшем будут изучать не только западно-европейскую философию (отталкивающуюся, в первую очередь, в своих построениях от идей западно-европейского средневековья), но и русскую религиозную философию (имеющую своим основным собственно теоретическим источником идеи восточно-христианского средневековья, главным образом, восточной патристики и исихазма);

- в-четвертых, проследить переход западно-европейской средневековой мысли к новому культурно-историческому (а потому и философскому) этапу – Возрождению. В связи с этим в заключительную тему курса – «Начало формирования теоретических оснований философии Возрождения» включено рассмотрение не только неоплатонической концепции наиболее значительного для истории философии продолжателя основных идей средневековья – Николая Кузанского, но и эзотерико-религиозных учений средневековой эпохи (например, Герметический корпус сочинений и Халдейские оракулы), явившихся своеобразной теоретической предпосылкой философии Возрождения;

- в-пятых, в отличие от одного из недавно написанных учебников - Философия западноевропейского Средневековья: Учебное пособие / Отв. ред. Д.В. Шмонин. – СПб., 2005 – отказаться включать в учебный материал подробное рассмотрение такого специфического феномена мыслительной деятельности позднего средневековья, как вторая схоластика по двум основным причинам: 1) в связи с тем, что ее идеи не имеют дальнейшего фундаментального развития в мировой именно философской мысли; 2) потому, что целостных работ первоисточников, как и монографий, статей и иных исследований на русском языке еще фактически нет в достаточном для профессионального изучения количестве по данному этапу средневековой мысли. Когда материала наберется достаточное количество, вторая схоластика (даже несмотря на первую причину) обязательно будет включена в специальное рассмотрение как на лекционных, так и на семинарских занятиях.

Содержание данного курса представляет собой методически переработанную научную, исследовательскую, справочную, учебную литературу, а также различные философские и богословские источники, т.е. сочинения самих средневековых мыслителей как по различным философским дисциплинам (например, по онтологии, теории познания, логике, философской психологии, антропологии, этике, эстетике, философии истории и т.д.), так и их отдельным моментам. Особое внимание уделяется выделению в материале дисциплины ключевых моментов и терминов и доступному их изложению для восприятия студентов.

В завершение выразим надежду, что изучающие курс средневековой философии студенты-философы не ограничат своего представления о проблемах средневековой мысли слушанием лекций и подготовкой к семинарским занятиям, а будут помимо этого самостоятельно работать над повышением своего образовательного уровня, который позволит им стать неординарно мыслящими личностями и грамотными учеными.


1 Значение средневековой философии

и методические рекомендации по ее изучению


1.1 Цели и задачи курса


Средневековая философия – один из важных и увлекательных этапов в истории мысли, без понимания которого сложно не только разобраться в последующем – от Декарта до наших дней – развитии философии, но и сформировать боле адекватное представление о процессах, происходящих в современном мире.

Сейчас, в первое десятилетие XXI в., когда обострившиеся религиозные, межнациональные, геополитические, экономические противоречия свидетельствуют о кризисе современной цивилизации, поиск ответов на социальные вызовы усиливает интерес к ее истокам и традиционным ценностям, в том числе рожденным эпохой Средних веков. Средневековая интеллектуальная и духовная культура, неотъемлемой частью которой является философия христианского Запада и Востока, создала, а отчасти и переосмыслила унаследованные от античной традиции, своеобразные культурные реалии, а, вместе с ними, и философские принципы и понятия, образы и парадигмы мышления, которые легли в основу новоевропейского мировоззрения и продолжают оказывать – замечаем мы это или нет – влияние на нашу жизнь.

Актуальность курса обосновывается не только присутствием устойчивого интереса к христианской мысли со стороны таких крупных мыслителей ХХ века как Э. Жильсон, Ф. Коплстон, Б. Рассел, В. Татаркевич, Л. Карсавин, Е. Трубецкой, в том или ином виде рассматривавших историю её развития, но и современностью самих проблем средневековой философии, которая нашла отражение в следующих работах классиков прошлого столетия: Э. Жильсона «Христианство и философия», Р. Отто «Святое», М. де Унамуно «Агонизирующее христианство», Б. Рассела «Почему я не христианин», Л. Витгенштейна «Философские исследования», М. Хайдеггера «Основные проблемы феноменологии» и др.

Курс «Средневековая философия» является базовым при профессиональной подготовке специалистов-философов. Данная дисциплина содержит широкую панораму философского знания эпохи средневековья, его становления и развития, в ней рассмотрены основные школы и направления этого историко-философского этапа, большое внимание уделено изучению творчества средневековых мыслителей. В их философском наследии особо выделяются стержневые проблемы онтологии, теории познания, антропологии, социальной философии, а также определяется методологическая значимость философской проблематики в естественнонаучной, гуманитарной и социальной областях этой эпохи.

В ходе преподавания дисциплины рассматриваются наиболее значимые темы и проблемы, занимавшие христианских, иудейских и мусульманских мыслителей, начиная с первых веков христианства и заканчивая рубежом средневековья и Нового времени, а также здесь представлены наиболее важные для историко-философского процесса учения, среди которых особо выделяются системы Климента Александрийского, Оригена, Ареопагитик, Августина, Боэция, Эриугены, Ансельма Кентерберийского, Абеляра, Авиценны, Аверроэса, Моисея Маймонида, Фомы Аквинского, Дунса Скота, Уильяма Оккама, Григория Паламы и Николая Кузанского.

Содержание дисциплины отражает не только основные разделы университетских программ по истории западной средневековой философии, но и гармонично дополняется рассмотрением тем и проблем восточно-христианской средневековой мысли, а также реконструкцией основных иудейских и мусульманских мировоззренческих систем, оказавших непосредственное влияние на дальнейшее развитие западно-европейской мысли. Поэтому одна из основных задач данной дисциплины состоит в том, чтобы рассмотреть образцы средневекового умозрения и дискурсивного мышления с учетом их специфических черт. Одной из главных характерных особенностей средневековой парадигмы мышления является неразделимость философии и теологии в христианском мировоззрении и тесная взаимосвязь теоретической основы философского знания – метафизики как строгого упорядоченного учения о бытии и возможностях его познания с наиболее существенными направлениями прикладной или практической философии: этикой, философией истории, философией права.

Избранная нами установка на сочетание проблемного и исторического подходов (с акцентом на второй) потребовала определенного ограничения круга проблем и персонажей, рассматриваемых в дисциплине. Однако, несмотря на это в лекционный курс включены темы, посвященные анализу учений большого числа мыслителей не самых значимых для истории мировой философии, т.е. выходящих за рамки вышеперечисленного списка имен, но без рассмотрения которых невозможно реконструировать целостную картину средневекового мировоззрения (например, мыслительную деятельность Василия Великого и Иоанна Дамаскина на христианском Востоке, Иеронима Стридонского и Жильбера Порретанского на Западе).

Одной из главных задач данного курса является формирование у студентов уважительного отношения к интеллектуальной культуре прошлого и развитие у них способности к спекулятивному мышлению. Последняя задача вытекает из специфики профессиональной деятельности философа, заключающейся в способности оперировать понятийным и категориальным аппаратом, при этом наиболее важным является овладение логическими приёмами схоластической философии, без которых немыслимо подлинно критическое отношение к метафизике и догматизму. В предлагаемом курсе большое внимание уделяется мистицизму, исследование которого должно послужить основанием для уяснения сущности и функций вненаучного знания.

Таким образом, курс средневековой философии для студентов-философов является базовым предметом, знакомящим их со спецификой мышления данной эпохи, а также формирующим у образованного человека систему взглядов на жизнь, на законы универсума и на возможность непосредственного контакта с Абсолютным и относительным.

В связи с этим основной целью данного курса является формирование у студентов философской культуры и развитие у них способности к последовательному рациональному мышлению.

Изучение курса «Средневековая философия» имеет своими задачами:

1) раскрытие сущности и значения средневековой философии как мировоззренческой и методологической основы своей эпохи;

2) осмысление места и роли средневековой философии в культурно-историческом процессе;

3) изучение важнейших понятий и принципов средневековой философии;

4) анализ исторических этапов средневекового периода философской мысли и раскрытие общих механизмов ее развития;

5) изучение особенностей развития средневековой философии как целого во всем многообразии и противоречивости ее различных систем и динамики их проявления;

6) обучение студентов самостоятельно и творчески работать не столько с учебной литературой, сколько со средневековыми философскими текстами (т.е. первоисточниками) и достижениями передовой общественной мысли того времени;

7) рассмотрение решения конкретных философско-теоретических и практических проблем в рамках средневекового этапа истории философской мысли;

8) активизацию познавательного интереса на основе богатейшего теоретико- и историко-философского материала средневековой мысли;

9) решение конкретных научно-теоретических и практических задач в рамках профессионального изучения философской специальности;

10) формирование и развитие способностей самостоятельно и творчески мыслить;

11) развитие самостоятельного правильного и последовательного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы;

12) формирование философской культуры мышления;

13) способствование созданию собственного последовательного, целостного, непротиворечивого мировоззрения;

14) предложение студентам методологии анализа актуальных проблем социума;

15) вооружение будущих ученых-философов и научных работников методологией творческого поиска, объективного анализа актуальных проблем общества и решения насущных задач той науки, которой они профессионально занимаются.

Всё вышеизложенное определяет содержание и структуру курса «Средневековая философия», который включает в себя следующие разделы: 1) «Теоретические источники и периодизация средневековой философии», 2) «Христианская апологетика и патристика», 3) «Зарождение и развитие схоластики», 4) «Христианская средневековая мистика».

По видам занятий учебное время распределяется таким образом, что лекции, являясь основным видом занятий, занимают большую часть учебного времени. Организационно дисциплина «Средневековая философия», состоящая из четырех разделов, объемом 84 академических часа, разбита на 19 тем, содержание которых раскрывается на 52-х лекционных и 32-х семинарских академических часах. Как на дневном, так и на заочном отделениях изучение дисциплины «Средневековая философия» завершается консультацией и сдачей экзамена.

В целях обеспечения мотивации познавательной деятельности студентов-философов лекционные и семинарские занятия по курсу «Средневековая философия» максимально сопряжены с историко-философским, логическим и гуманитарным знанием в целом, что, с одной стороны, позволяет им применять методологический инструментарий средневековой мысли в их непосредственной научной работе, а с другой – повышает их собственно философскую культуру мышления. Такое междисциплинарное взаимодействие дает возможность представить данный курс в качестве необходимой неотъемлемой составляющей части профессиональной подготовки ученого-специалиста.


1.2 Методологические рекомендации к освоению содержания дисциплины


Программа курса «Средневековая философия» представляет собой систематизацию теоретических и методологических аспектов преподавания данной дисциплины с целью повышения уровня теоретических знаний и творческого потенциала студентов, а также активизации их самостоятельной работы в процессе усвоения изучаемого материала.

Учебная дисциплина «Средневековая философия» предназначена для того, чтобы ознакомить студентов-философов с определенным типом философствования, основанным на принципах откровения и монотеизма, присущим философии в эпоху раннего феодализма. Таким образом, изучение средневековой философии как науки должно способствовать:

- овладению студентами знаниями по основным проблемам средневековой мысли, имеющими методологическое значение;

- ознакомлению студентов с важной частью общечеловеческой духовной культуры, каковой является средневековая философия.

Итак, средневековая философия представляет собой один из важнейших этапов в истории развития мировой философской мысли. Сменяя античную традицию философствования и, будучи по сути своей философией религиозной, она вносит благодаря идеям откровения и монотеизма в развитие мировоззрения те понятия, которыми мы пользуемся до сих пор. Это, во-первых, идея личности (как человеческой, относительной, так и Божественной, абсолютной) и, во-вторых, идея линейности, уникальности, единичности и неповторимости исторического процесса. Остальные мировоззренческие нововведения средневековья являются более частными и не носят такого всеобщего, универсального характера. Таким образом, средневековая философия является весьма существенным этапом истории развития философской науки, без ознакомления с которым невозможно адекватно представить себе становление философии как целого. Поэтому в результате изучения средневековой философии в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, студент должен:

1) знать:

- сущность основных аспектов и проблем философского осмысления мира в эпоху средневековья;

- важнейшие проблемы, предмет, функции и значение средневековой философии;

- определения и уметь оперировать базовыми понятиями средневекового этапа философской науки;

- основные проблемы, типы и методы средневековой философии;

- основные этапы развития и идейно-теоретические основания средневековой философии;

- историю становления и развития средневекового этапа философской мысли от античности через Библию, апостольскую литературу, апологетику и патристику к схоластике и мистике и их разложению в эпоху Возрождения;

- основные принципы и категории средневековой диалектики;

- закономерности социального процесса в эпоху средневековья;

- место средневековой философии на фоне иных историко-философских этапов (например, античности, Возрождения, Нового времени, русской философии и т.д.);

- причины и особенности развития средневековой философии, ее роль и место в мировой культуре;

2) уметь:

- формулировать мировоззренческие выводы из знаний, полученных при изучении других дисциплин (например, логики, КСЕ и др.);

- применять на практике основные логические и риторические приёмы, выработанные в средневековой философии и приемлемые в современном научно-философском сообществе;

- использовать методологический и научный аппарат средневековой философии для исследования актуальных проблем социального знания;

- производить объективный анализ социальных процессов современного общества;

- прогнозировать и научно обосновывать динамику и перспективы развития социального процесса;

3) иметь представление:

- о содержании основных систем средневековой философии;

- об основных догматах и мировоззренческих установках авраамических религий и уметь выявлять их влияние на философское мышление прошлого и настоящего;

- о жизни, творчестве и основных трудах выдающихся представителей философской мысли европейского средневековья;

- о проблемах средневековой философии в их сущности, содержании и направленности;

- об исторической эволюции средневековой философии, основных этапах историко-философского процесса в этот период и их особенностях.

Для достижения указанных задач при изложении лекционного материала целесообразно использовать проблемный метод, а именно, раскрыть существующие различные интерпретации к пониманию тех или иных философских проблем средневековья и обосновать наиболее адекватное решение этих проблем. В ходе лекций выделяются вопросы, требующие от студентов самостоятельной подготовки, которые затем выносятся на обсуждение во время семинарских занятий.

Изучение средневековой философии предполагает тесную взаимосвязь с другими гуманитарными и, главным образом, собственно философскими дисциплинами, изучаемыми в университете. В рамках философской специальности особое внимание уделяется обеспечению тесной связи средневековой философии с античной, новоевропейской, современной западной и русской философией, логикой, систематической философией, культурологией, отечественной историей и политологией. Рассмотрение исходных понятий философского знания: категорий онтологии, гносеологии, логики, этики, философской антропологии, философии истории должно опираться на уже имеющиеся у студентов знания по восточной и античной философии, логике, систематической философии, КСЕ.

Особое внимание уделяется рассмотрению социальных проблем средневековья, от решения которых зависит умение самостоятельно анализировать современные социальные процессы, выработка осознанной жизненной позиции. Изучение социально-антропологических проблем философского знания эпохи средневековья должно содействовать формированию нравственной, эстетической, общей и профессиональной культуры будущих специалистов-философов, осознанию ими своих профессиональных функций в сложный и противоречивый период становления в России рынка, демократии и плюрализма.

Одной из основных задач курса является ориентация на выработку у обучаемых собственной позиции по отношению к мировоззренческим проблемам, формирование толерантности, применение аналитического подхода к различным убеждениям.

Практические занятия проводятся в форме семинаров и предполагают самостоятельную подготовку студента к обсуждению вопросов, предусмотренных планами занятий. Методика проведения занятий определяется преподавателем с учетом возможностей группы и специализации студентов. В качестве основных методических приемов укажем следующие: обсуждение докладов, подготовленных студентами, дискуссия по наиболее проблемным вопросам, анализ выбранных преподавателем философских источников средневековой эпохи в письменной или устной форме. В дополнение к этому можно использовать также тестовые задания для самопроверки студентов в процессе изучения темы. Самостоятельная работа студентов включает в себя изучение литературы, подготовку выступления на семинарском занятии, написание реферата или подготовку доклада по теме, согласованной с преподавателем.

Специфика средневековой философской мысли такова, что студентам рекомендуется при изучении каждой темы курса обращаться не к одному, а к нескольким видам учебников и научных работ, поскольку различные темы излагаются в них с разной степенью полноты и содержат различные точки зрения на рассматриваемые вопросы. Студент сам выбирает из предложенного преподавателем списка ту литературу, которая в большей мере соответствует требованиям программы и вопросам плана семинарского занятия.

Для решения вышеперечисленных задач особое внимание на практических занятиях уделяется анализу первоисточников, способствующему формированию у студентов правильного понимания средневековой культуры и философии. В связи с этим целью семинарских занятий является выработка практических навыков по обсуждению теоретических и практических проблем средневековой философии на основе предварительного знакомства с источниками и литературой по теме занятия. Чтение философских источников по теме семинарского занятия или реферата и подготовку к ответу рекомендуется сопровождать записями, которые должны иметь вид кратких конспектов с ясным изложением логики вопроса. Задача преподавателя заключается в том, чтобы своими вопросами вскрыть неоднозначность обсуждаемой философской проблемы и заставить студентов задуматься над разными смыслами, которые могут быть выявлены в ней.

Поэтому студентам при подготовке к семинарскому занятию рекомендуется первоначально прочитать индивидуальный источник по средневековой мысли целиком, постараться понять, какую проблему и с каких позиций решает автор этого источника и лишь затем приступать к конспектированию. При работе с различными источниками по одной и той же проблеме следует обратить внимание на общее и различное в позициях авторов, найти основание этой общности или различия. В конце работы имеет смысл сформулировать возникшие вопросы, свое впечатление от текста и сделать выводы. Чтение источников в идеале должно сопровождаться выработкой своей точки зрения на проблему и проработкой аргументации в ее защиту. Если текст сложен для понимания, рекомендуется в дополнение познакомиться с данным вопросом по учебнику или иной учебной литературе. Необходимо обратить внимание на культурный контекст, в котором творил автор, на его взгляды и характеристику эпохи, в которую он жил. Акцент при конспектировании должен быть сделан на выделение главной проблемы и способов ее раскрытия и аргументации. Если встречаются незнакомые термины или имена, их следует изучить по словарю. Выступление не должно быть перегружено специальной лексикой, но и не должно быть излишне свободным по стилю. Цитаты не должны быть слишком длинными и соответствовать содержанию доклада. По возможности следует приводить примеры, как авторские, так и свои собственные, особенно когда речь идет о вопросах «практической философии» (например, при обсуждении проблем этики или социальной философии того или иного автора). Цель выступления – показать свое понимание проблемы и донести полученные знания до аудитории и убедить ее в актуальности и важности рассматриваемого вопроса. В связи с этим при обсуждении темы семинарского занятия необходимо избегать двух крайностей: с одной стороны, выступление не должно носить характера формального отчета перед преподавателем, а с другой – не должно превращаться в беспредметный разговор на произвольную тему.

Обучение указанной дисциплине проводится в форме лекций и практических занятий. Как правило, на лекциях сообщаются основные понятия соответствующего раздела курса, концентрируется внимание студентов на более сложных, на взгляд преподавателя, вопросах, описываются способы их решения, объясняется характер использования литературы.

Для достижения цели курса предполагается основное внимание уделить практическим занятиям, что позволит выработать у студентов необходимые навыки правильного понимания средневековой мысли. Курс объёмом 84 академических часа разбит на 19 тем, содержание которых раскрывается в 52-х лекционных и 32-х практических академических часах.

В целях обеспечения мотивации познавательной деятельности студентов семинарские занятия по курсу «Средневековая философия» максимально сопряжены с предметами других историко-философских и собственно теоретических философских дисциплин, в частности, с античной и новоевропейской философией, а также с современной западной и русской философией, логикой, систематической философией, философской антропологией, методологией науки, этикой, эстетикой, философией истории и др. Рассмотрение исходных форм средневековой мысли: основных понятий, концепций, школ и направлений должно опираться на уже имеющиеся у студентов знания по различным дисциплинам комплекса философских наук. Так, изучение темы 15 - «Схоластика: проблема универсалий» - рассматривается в контексте предшествующей и последующей философской мысли, а также в свете её взаимосвязи с формальной и диалектической логикой. Такое междисциплинарное взаимодействие даёт возможность представить данный курс в качестве необходимой неотъемлемой составной части профессиональной подготовки философа.


1.3 Общий план изучения дисциплины и виды учебных работ


Согласно учебному плану специальности 030101 – философия факультета ФИСМО дисциплина «Средневековая философия» изучается в третьем семестре второго курса. Общий объем курса составляет 84 академических часа, из которых лекциям отведено 52 академических часа, а практическим занятиям – 32 часа. Формой контроля, согласно учебному графику, является экзамен. Перед экзаменом предусмотрена консультация. Разбивка курса средневековой философии на разделы, темы и академические часы представлена в таблице тематического плана курса «Средневековая философия».


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Темы для самостоятельного изучения iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов II курса заочной формы обучения)
Охватывают следующие темы
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Темы для самостоятельного изучения iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов II курса заочной формы обучения)
Охватывают следующие темы
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Темы для самостоятельного изучения iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов I курса заочной формы обучения)
Охватывают следующие темы: Спряжение глаголов в презенс
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Темы для самостоятельного изучения iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов I курса заочной формы обучения)
Охватывают следующие темы: Спряжение глаголов в презенс
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Темы для самостоятельного изучения iconМетодические рекомендации 2 Управление документацией Методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов «утверждено»
Методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Темы для самостоятельного изучения iconМетодические рекомендации для студентов по дисциплине «Технология организации самостоятельной работы»
Тема 1 Современные направления развития проблемы самостоятельной работы студентов в профессиональном высшем образовании
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Темы для самостоятельного изучения iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Информатика»
Методические рекомендации предназначены для студентов очной и заочной формы обучения, профессионально
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Темы для самостоятельного изучения iconМетодические указания для студентов рекомендации по организации самостоятельной работы по курсу «Медицинская география»
При изучении дисциплины предуматривается 6 часов для самостоятельной работы студентов. Студентами выполняется реферат, освещающий...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Темы для самостоятельного изучения iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы курсантов и слушателей очной и заочной форм обучения бюи мвд россии...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Темы для самостоятельного изучения iconТемы Вопросы для самостоятельного изучения Литература
Задания для самостоятельной работы студентов для студентов специальности 260901 «Технология швейных изделий» и специальности 260902...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница