Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году»




Скачать 413.95 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году»
страница1/4
Дата22.01.2013
Размер413.95 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году».


Стратегическая задача развития школьного образования, определяется Национальным проектом «Образование», проектом «Наша новая школа» и заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов. Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ.

Информатика — одна из фундаментальных областей научного знания, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и  постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.


I НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ПРЕДМЕТНИКА


С целью сохранения единого образовательного пространства области, повышения качества образования, выполнения санитарно-эпидемиологических норм при проведении уроков информатики и информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях Липецкой в 2010-2011 учебном году следует руководствоваться следующими нормативными документами.

Федеральные нормативные документы

  • Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1.

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программу общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312).

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • ФГОС начального общего образования утвержден Приказом Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 17785).

  • Внесение изменений в ФГОС начального общего образования утверждены приказом (зарегистрирован Минюстом России 04.02.2011, рег. № 19707) от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373.

  • Стандарт начального общего образования по технологии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).

  • Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

  • Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

  • Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень) (приложение из приказа Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

  • Примерная программа начального общего образования по технологии (труд).

  • Примерная программа основного общего образования по информатике и ИКТ.

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень).

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (профильный уровень).

  • Федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «24 » декабря 2010 г. № 2080 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год").

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе».

  • Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075).

  • Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362).

  • Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.10.2010 г. № 01-180/10-01 «Об участии в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в новой форме в условиях построения ОСОКО в 2011 году».

  • Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57)в ред. приказа МОН от 09.03.2010года.

  • Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70).

  • Постановление № 189 от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 июня 2006 г. № 03-1508 «О перечне профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений».

  • Письмо Министерства образования России от 13 ноября 2003г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».

  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 апреля 2004 года № 14-51-102/13 "О направлении рекомендаций по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся".

  • Письмо Министерства образования и науки РФ (Департамент государственной политики в образовании) от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».

  • Письмо Минобразования РФ от 12.07.2000 г. № 22-06-788 «О создании безопасных условий жизнедеятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;

  • Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информатики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего и среднего профессионального образования (Разработано в Институте информатизации образования Российской академии образования).

  • Методические рекомендации Министерства образования и науки «Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой» (http://www.school.edu.ru/doc.asp?ob_no=54478).


Региональные нормативные документы

  • Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499;

  • Письмо УОиН Липецкой области «О формировании учебных планов образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2011/ 2012 учебный год» от 05.05.2011 г. № 1641;



II. Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету в 2011-2012 учебном году


В обучении информатики и ИКТ можно выделить три ступени:

  • начальный (пропедевтический) курс: обучение в 3 – 6 классах;

  • основной курс в 8 – 9 классах (7 – 9 классах);

  • базовый или профильный курсы в 10 – 11 классах.

Согласно базисному учебному плану 2004 года предмет «Информатика и ИКТ» представлен в 3 – 4 классах в качестве обязательного учебного модуля «Практика работы на компьютере» (25-20ч.) в рамках предмета «Технология». Модуль направлен на овладение умениями использования компьютерной техники для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.

Как самостоятельный учебный предмет «Информатика и ИКТ» может изучаться на ступени начального общего образования за счет часов компонента образовательного учреждения.

Обучение информатике и ИКТ в начальной школе можно реализовать несколькими вариантами учителем начальных классов (возможно привлечение учителей информатики).

В зависимости от условий в образовательном учреждении можно использовать одну из моделей:

I модель. Изучение информатики в рамках предмета «Технология».

II модель. Информатика как отдельный предмет – безкомпьютерный вариант.

III модель. Информатика как отдельный предмет – с компьютерной поддержкой, без деления класса на группы.

Для этого необходимо:

  • наличие хотя бы одного компьютера и медиапроектора с экраном или интерактивной доски;

  • наличие электронных средств обучения;

  • готовность учителя начальной школы к использованию компьютерной поддержки на уроках информатики и ИКТ.

IV модель. Урок информатики как отдельный предмет с делением класса на группы для обучения в кабинете информатики.

Для изучения информатики в начальной школе можно использовать учебно-методические комплекты авторов: Н.В.Матвеева и др. издательства БИНОМ или других УМК, учебники к которым имеются в Федеральном перечне учебников.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (2004г.) не предусматривает изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 5 – 7 классах. Поэтому изучение информатики в качестве самостоятельного предмета в этих классах возможно за счет часов компонента образовательного учреждения по 1 часу в неделю. Введение информатики в 5 – 6 классах возможно только при условии готовности образовательного учреждения: особо нужно обратить внимание на наличие фонда учебной литературы в библиотеке образовательного учреждения, а так же учебников в Федеральном перечне. Если имеющиеся учебники отсутствуют в перечне, то предмет вводить нельзя. Учебники, имеющиеся в библиотечном фонде школы можно использовать только для факультативов.

Как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования «Информатика и ИКТ» в БУПе-2004 вводится в 8 классе – 1 час в неделю и в 9 классе – 2 часа в неделю. Всего 105 часов за два года обучения.

В классах, изучавших информатику в 5 – 6 классах, в целях обеспечения непрерывного курса информатики рекомендуется начать обучение с 7 класса (по 1 часу в неделю в 7,8,9 класса).

Необходимо обратить внимание на преемственность УМК на начальной и основной ступени изучения «Информатики и ИКТ»:

  • УМК в начальной школе (автор Н.В.Матвеева);

  • УМК в 5 – 6 классах (автор Л.Л.Босова);

  • УМК в 8 – 9 классах (автор И.Г.Семакин или Н.Д.Угринович).

Реализация непрерывного курса информатики возможно через введение факультативных курсов в 5 – 6 классах. Для проведения факультативных занятий возможно использование УМК, выпущенные издательством Просвещения:

    • УМК для 5 класса «Информатика» / А.Л.Семенов, Т.А.Рудченко.

    • УМК для 6 – 7 классов «Информатика. Алгоритмика» / А.К.Звонкин, С.К.Ландо, А.Л.Семенов.

В рамках предпрофильной подготовки: в 9 классе возможно введение элективных курсов информатики и ИКТ.

В старшей школе «Информатика и ИКТ» может изучаться на базовом или профильном уровнях, исходя из запросов учащихся и возможностей образовательного учреждения (соответственно по 1 часу или по 4 часа в неделю в 10 и 11 классах). За счет элективных курсов изучение предмета может быть расширено.

Для преподавания базового уровня информатики и ИКТ рекомендуются УМК авторов И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер или автора Н.Д.Угринович (базовый уровень).

Для преподавания профильного уровня информатики и ИКТ рекомендуется УМК Н.Д.Угриновича (профильный уровень). Единый УМК (базового и профильного уровней) автора А.Г.Гейна.

Необходимо обратить внимание на то, что при поступлении в некоторые высшие учебные заведения необходимы результаты ЕГЭ по информатике и ИКТ. Единый государственный экзамен ориентирован на профильное изучение предмета. При изучении предмета на базовом уровне необходимо предусмотреть включение в учебный план элективных курсов по подготовке к ЕГЭ (см. «Информатика и образование» №1, 2007г., стр. 28-30), организовать индивидуальные и групповые занятия, возможно организовать дистанционное обучение учащихся.

Так же следует обратить внимание на работу с одаренными детьми и на подготовку их к олимпиадам.

Необходимо помнить, что в отличие от всех других предметов содержание школьного курса информатики и ИКТ находится в постоянном развитии. В связи с этим учителю информатики, как одной из главных фигур процесса информатизации в школе, необходимо ответственно относиться к поддержанию своего профессионального уровня. Требуется постоянное повышение квалификации, постоянное обучение.

На современном этапе проводятся различные дистанционные курсы, сетевые семинары. Повышение профессионализма осуществляется и через непрерывное самообразование, путем обмена опытом с коллегами. Каждый учитель информатики должен стать активным участником сетевых мероприятий, а возможно и организатором дистанционных мастер-классов, тренингов, проектов; организатором участия школьников в конкурсах различного уровня.

Очень важным является организация работы кабинета информатики и ИКТ, его загруженность, составление графика работы кабинета и использование его возможностей учителями-предметниками и учащимися в урочное и внеурочное время. Кабинеты информатики не должны простаивать без работы.

  1   2   3   4

Похожие:

Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году» iconМетодические рекомендации «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2012 2013 учебном году»
«Национальная программа поддержки и развития чтения в России». Программа рассчитана с 2007 до 2020 года, включает три этапа реализации:...
Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году» iconМетодическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году» iconМетодическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2011-2012 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году» iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт»
«Информатика и икт» на базовом уровне (письмо министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета...
Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году» iconМетодическое письмо «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011 2012 учебном году» Нормативная база преподавания литературы
Преподавание предмета «Литература» в 2011 – 2012 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими...
Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году» iconИнструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета Мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях Ленинградской области в 2011-2012 учебном году» I. Вступление
О преподавании предмета Мировая художественная культура в общеобразовательных учреждениях
Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году» iconМетодическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2012-2013 учебном году» Характеристика учебного предмета «Информатика и икт»
Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году» iconРабочая программа «Информатика и икт»
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктино-методического письма «О преподавании...
Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году» iconРабочая программа «Информатика и икт»
Угринович Н. Д. (Авторская мастерская/Информатика и икт/Угринович Н. Д., 2009 г.), инструктивно-методического письма «О преподавании...
Методические рекомендации «О преподавании предмета «Информатика» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2011-2012 учебном году» iconМетодические рекомендации для оу ставропольского края
О преподавании учебного предмета «Технология» в 2011 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница