Методические указания к выполнению лабораторных работ Факультет информатики и систем управления




Скачать 443.84 Kb.
НазваниеМетодические указания к выполнению лабораторных работ Факультет информатики и систем управления
страница1/3
Дата21.01.2013
Размер443.84 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3


Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Северо-Западный государственный заочный технический университет


Кафедра компьютерных технологий и программного обеспечения


Сети ЭВМ

и

телекоммуникации


Методические указания

к выполнению лабораторных работ


Факультет информатики и систем управления


Направление и специальность подготовки

дипломированных специалистов:

654600 – информатика и вычислительная техника

220100 – вычислительные машины, комплексы, системы и сети

Специализация 220103 – ПЭВМ и сети. Организация и обслуживание

Направление подготовки бакалавра

552800 – информатика и вычислительная техника


Санкт-Петербург

2004


Утверждено редакционно-издательским советом университета


УДК 681.326(075)

Сети ЭВМ и телекоммуникации: Методические указания к выполнению лабораторных работ. – СПб.: СЗТУ, 2004. – 33 с.


Методические указания разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 654600 – “Информатика и вычислительная техника(специальность 220100 – “Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, специализация 220103 – “ПЭВМ и сети. Организация и обслуживание”) и направлению подготовки бакалавра 552800  “Информатика и вычислительная техника.

Методические указания содержат сведения, необходимые для правильного выполнения и оформления семи лабораторных работ.


Рассмотрено на заседании кафедры КТ и ПО 5 ноября 2003 г. и одобрено методической комиссией факультета информатики и систем управления 17 ноября 2003 г.


Рецензенты: А.Б.Шадрин, д-р техн. наук, проф. кафедры процессов управления и информационных систем СЗТУ; В.П.Шеремет, канд. техн. наук, ст. науч. сотр. НПО “Аврора”.


Составители: Г.И.Анкудинов, д-р техн.наук, проф.;

А.И.Стрижаченко, канд.техн.наук, доц.;

Д.В.Чалов, канд.техн.наук, доц.


 Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2004

Общие указания


Целью лабораторного практикума является:

 закрепление теоретических знаний по дисциплине “Сети ЭВМ и телекоммуникации”;

 приобретение практических навыков по настройке, администрированию и решению проблем в сети;

 приобретение практических навыков по анализу стека протоколов в функционирующей сети;

 приобретение практических навыков по моделированию сетевого трафика.

Лабораторные работы 1 – 5 основаны на использовании учебного курса Microsoft Corporation [3]. После того как сеть создана и начала функционировать, ею необходимо управлять. Сетевое администрирование распространяется на пять основных областей:

 управление пользователями – создание и поддержка учетных записей пользователей, управление доступом пользователей к ресурсам;

 управление ресурсами – установка и поддержка сетевых ресурсов;

 управление конфигурацией – планирование конфигурации сети, ее расширение, а также ведение необходимой документации;

 управление производительностью – мониторинг и контроль за сетевыми операциями для поддержания и улучшения производительности системы;

 поддержка – предупреждение, выявление и решение проблем сети.

В работе 6 используется анализатор протоколов Ethereal, который можно получить на сайте http://www.ethereal.com. В работе 7 применяются стандартные средства анализа и имитационного моделирования компьютерных сетей, а также средства, разработанные на кафедре компьютерных технологий и программного обеспечения.

Для подготовки к лабораторным работам следует пользоваться приведенными ниже источниками. К выполнению каждой работы допускаются студенты, выдержавшие собеседование с преподавателем по теоретическим и практическим вопросам, относящимся к тематике работы.

    Предлагаемые работы относятся к разным темам, практически независимы одна от другой и могут выполняться в любой последовательности. После выполнения каждой лабораторной работы оформляется отчет. Рекомендуется выписать встреченные Вами новые иностранные и специальные термины, а также их толкование.


Библиографический список


Основной:

1. Анкудинов Г.И., Стрижаченко А.И. Сети ЭВМ и телекоммуникации (архитектура и протоколы): Учеб.пособие. – 2-е изд. СПб.: СЗТУ, 2003. 72с.

2. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы. – СПб.: Питер, 2002. – 672 с.


Дополнительный:

3. Компьютерные сети: Учебный курс / Пер. с англ.– М.: ТОО «Channel Trading Ltd», 1997.– 696 с.

4. Советов Б.Я., Яковлев С.А. Построение сетей интегрального обслуживания. – Л.: Машиностроение, 1990. – 332 с.

5. Англо-русский словарь по сетям и сетевым технологиям / Сост. С.Б.Орлов. – М.: «Солон», 1997. – 301 с.

6. Кульгин М. Технологии корпоративных сетей: Энциклопедия. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 704 с.

7. Гук М. Аппаратные средства локальных сетей: Энциклопедия.– СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 576 с.

8. Ногл М. TCP/IP: Учебник.- М.: ДМК Пресс, 2001. 480 с.

9. Новиков Ю.В., Кондратенко С.В. Локальные сети: архитектура, алгоритмы, проектирование. М.: Изд-во ЭКОМ, 2000. 312 с.

10. Уолрэнд Дж. Телекоммуникационные и компьютерные сети: Вводный курс/ Пер. с англ.- М.: Постмаркет, 2001. 480с.


Лабораторная работа 1

Администрирование сети. Управление учетными записями пользователей


    1. Цель работы


Цель данной работы состоит в том, чтобы научиться создавать и удалять учетные записи пользователя в Windows NT Server. (Лабораторная работа №20а учебного курса Microsoft.)


    1. Принципы управления учетными записями

пользователей

Каждому, кто работает в сети, необходимо выделить учетную запись пользователя. Учетные записи создаются и для индивидуальных пользователей, и для групп. Когда администратор впервые регистрируется в системе, автоматически создаются учетные записи Administrator и Guest (гость).

При создании учетной записи пользователя необходимо вводить различные параметры (такие, как имя пользователя, пароль, привилегии работы в системе и права доступа к ресурсам), а также указать группы, в которые входит пользователь. Для управления рабочей средой пользователей служат «профили».

При планировании сети особое внимание следует уделять различным группам. Создание групп в значительной мере упрощает работу администратора. Существуют группы четырех типов: локальные, глобальные, специальные (для Windows NT Server) и встроенные. Многие сетевые ОС во время установки сети автоматически создают встроенные локальные и глобальные группы.

Все сети имеют утилиты, которые помогают администраторам добавлять новые учетные записи. В Microsoft Windows NT Server утилита для создания учетных записей называется User Manager for Domains, она находится в группе программ Administrative Tools.

Учетная запись содержит информацию, которая определяет пользователя в системе безопасности сети, в том числе: имя и пароль пользователя; права пользователя на доступ к ресурсам системы; группы, к которым относится учетная запись. Эти данные необходимы администратору для создания новой учетной записи.

Большинство сетей позволяет администраторам присваивать пользователям некоторые дополнительные параметры, в том числе: время регистрации – чтобы ограничить время, в течение которого пользователь может входить в сеть; домашний каталог – чтобы предоставить пользователю место для хранения его личных файлов; продолжительность действия учетной записи – чтобы ограничить пребывание некоторых пользователей в сети.

Администратору предоставляется и другая возможность – построить для некоторых пользователей сетевое окружение. Это необходимо, например, для поддержки пользователей не овладевших компьютерами и сетями в такой степени, чтобы работать самостоятельно. Администратор может создать профили (profiles) для управления средой пользователей. К среде относятся сетевые подключения и доступные программы, а также: подключения к принтерам; настройки Program Manager; значки; настройки мыши; цвета экрана; хранители экрана. К параметрам профилей, кроме того, иногда относятся специальные условия входа в систему и информация о том, где пользователь может хранить свои файлы.

При установке сетевой операционной системы автоматически создается учетная запись пользователя, имеющего полный контроль над всеми сетевыми функциями. В сетевой среде Microsoft этот пользователь носит имя «Администратор» (Administrator). В среде Novell он называется «Супервизор» (Supervisor).

Другой стандартный пользователь, создаваемый программой установки, называется «Гость» (Guest). Эта учетная запись предназначена для людей, которые не являются полноправными пользователями сети, однако нуждаются во временном доступе к ней.


1.3. Порядок выполнения лабораторной работы


Упражнение 1. Создание учетной записи

  1. Двойным щелчком значка Lab20A в группе программ Activity запустите лабораторную работу №20А.

  2. Дважды щелкните значок Administrative Tools. Откроется группа Administrative Tools.

3. В группе Administrative Tools дважды щелкните значок User Manager for Domains.

Запустится программа User Manager for Domains. Обратите внимание: отображаются два окна. В верхнем окне – список имен учетных записей пользователей, зарегистрированных в системе. В нижнем окне – список существующих групп.

  1. Из меню User выберите команду New User. Поскольку это имитация, команды меню серого цвета, за исключением двух: New User и Delete. (Серые команды недоступны и не могут использоваться в этой лабораторной работе.)

  2. Щелкните команду New User.

Раскроется диалоговое окно New User.

  1. Добавьте в качестве пользователя самого себя.

Username – введите свое имя (или несколько его начальных букв).

Full Name – введите свое полное имя.

Description – введите любое описание, например, студент.

Password – введите произвольный текст, однако запомните его, потому что в следующем поле Вам нужно повторить его абсолютно точно, подтвердив тем самым, что Вы помните свой пароль.

Confirm Password – снова введите пароль.

Все эти поля Вы можете использовать в данной лабораторной работе. Щелкнув Help, Вы узнаете о назначении других полей, а именно:

User Must Change Password at Next Logon;

User Cannot Change Password;

Password Never Expires;

Account Disabled.

Кнопки Groups и Profile в этой лабораторной работе не рассматриваются.

7. Щелкните OK, и создание учетной записи пользователя будет завершено.


Упражнение 2. Удаление учетной записи

1. Щелкните имя пользователя, созданного при выполнении упражнения 1.

2. Из меню User выберите Delete. Созданная Вами учетная запись пользователя будет удалена.

Выход из лабораторной работы


1. Выполнив лабораторную работу, из меню User выберите Exit. Эта команда закроет программу User Manager for Domains.

2. Из меню File выберите Exit Lab 20A.


1.4. Содержание отчета

    1. Наименование и цель работы.

2. Последовательность действий по созданию учетной записи пользователя.

3. Последовательность действий по удалению учетной записи пользователя.


Лабораторная работа 2

Администрирование сети. Управление группами пользователей


2.1. Цель работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы научиться создавать и удалять группы пользователей, добавлять в группу учетные записи пользователей и удалять из группы учетные записи пользователей в Windows NT Server. (Лабораторная работа № 20б учебного курса Microsoft.)

2.2. Принципы управления группами пользователей

Для того чтобы не выполнять однотипные операции над большим количеством учетных записей, их объединяют в группы. Группа (group) – это учетная запись, которая содержит другие учетные записи. Введение групп упрощает администрирование. Группы предоставляют администраторам возможность оперировать большим числом пользователей как одним сетевым пользователем.

Группы помогают осуществлять следующие действия:

 предоставлять доступ к ресурсам (таким, как файлы, каталоги и принтеры). Права (permissions), предоставленные группе, автоматически предоставляются ее членам;

 предоставлять привилегии (rights) для выполнения системных задач (таких, как резервное копирование, восстановление файлов, изменение системного времени). Привилегии уполномочивают пользователя на выполнение некоторых действий, относящихся к системе в целом и этим отличаются от прав;

 упростить связь за счет уменьшения количества подготавливаемых и передаваемых сообщений.

Microsoft Windows NT Server использует группы четырех типов:

 локальные (local) группы. Группы этого типа реализуются в базе данных учетных записей отдельного компьютера. Локальные группы состоят из учетных записей пользователей, которые имеют права и привилегии на локальном компьютере, и учетных записей глобальных групп;

 глобальные (global) группы. Группы этого типа используются в границах всего домена. Глобальные группы регистрируются на главном контроллере домена (PDC) могут содержать только тех пользователей, чьи учетные записи находятся в базе данных этого домена;

 специальные (special) группы. Эти группы обычно используются Windows NT Server для внутрисистемных нужд;

 встроенные (built-in) группы. Некоторые функции групп этого типа общие для всех сетей. К ним относится большинство задач администрирования и обслуживания. Чтобы выполнять некоторые стандартные операции, администраторы должны создавать учетные записи пользователей и группы с соответствующими привилегиями, поэтому многие поставщики сетей избавляют администраторов от этих хлопот, предлагая им встроенные локальные или глобальные группы.

Встроенные группы делятся на три категории:

 администраторы – пользователи этих групп имеют максимально возможные привилегии;

 операторы – пользователи этих групп имеют ограниченные административные возможности для выполнения специфических задач;

 другие – пользователи этих групп выполняют ограниченные задачи.

Например, Microsoft Windows NT Server предлагает следующие встроенные группы: Administrators, Users, Guests, Server Operators, Print Operators, Backup Operators, Account Operators, Replicator.

Один из способов предоставить одинаковые права большому количеству пользователей – присвоить эти права группе, а затем добавить в группу пользователей. Аналогично добавляются пользователи во встроенную группу. Например, если необходимо, чтобы какой-то пользователь выполнял в сети административные задачи, его делают членом группы Administrators.


2.3. Порядок выполнения работы

Упражнение 1. Создание группы пользователей


1. Двойным щелчком значка Lab20B в группе программ Activity запустите лабораторную работу №20б.

2. Дважды щелкните значок Administrative Tools. Откроется группа Administrative Tools.

3. В группе Administrative Tools дважды щелкните значок User Manager for Domains.Запустится программа User Manager for Domains.

4. Из меню User выберите New Local Group.Раскроется диалоговое окно New Local Group.

5. Используя следующие рекомендации, добавьте в систему новую группу: Group Name – наберите Accounting.Description – наберите Accounting department.

6. Для вызова списка пользователей, которых можно добавить в группу, щелкните Add.

7. Щелчком выберите имя одного из пользователей, отображаемых в окне Members.Теперь имя будет подсвечено.

8. Щелкните Add. Обратите внимание: это имя появилось в окне Add Names.

9. Одновременно можно добавить несколько имен: в окне Members щелкните имя, а затем, удерживая клавишу CTRL, выберите несколько других имен.Обратите внимание: все они будут подсвечены. Для добавления всех имен в окно Add Names щелкните Add.

10. Когда Вы выберите все имена, которые нужно добавить в группу Accounting, щелкните OK.Вы вернетесь в окно New Local Group.

11. Снова щелкните OK, чтобы вернуться в окно User Manager for Domains.

Упражнение 2. Удаление группы пользователей


1. Щелкните имя группы, которую Вы хотите удалить.

2. Из меню User выберите Delete.Группа будет удалена.

Выход из лабораторной работы


1. Выполнив лабораторную работу, из меню User выберите Exit.Эта команда закроет программу User Manager for Domains.

2. Из меню File выберите Exit Lab 20B.


2.4. Содержание отчета

    1. Наименование и цель работы.

2. Последовательность действий по созданию группы пользователей.

3. Последовательность действий по удалению группы пользователей.

4. Последовательность действий по добавлению в группу учетной записи пользователя.

5. Последовательность действий по удалению из группы учетной записи пользователя.


Лабораторная работа 3

Администрирование сети. Совместное использование каталогов


3.1. Цель работы

Цель работы состоит в том, чтобы научиться разрешать и запрещать совместное использование каталога в Windows NT Server. (Лабораторная работа № 22 учебного курса Microsoft.)



3.2. Принципы совместного использования каталогов


Защита информации включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.

Необходимой функцией средств обеспечения безопасности является регистрация деятельности пользователей. Для каждой базы данных, отдельного документа и даже отдельного поля записи в файле базы данных могут быть установлены:

  • список пользователей, имеющих право доступа;

  • функции, которые может выполнять пользователь;

  • привилегии для доступа к выбранной информации.

Совместное использование каталогов является примером того, как реализуются принципы обеспечения информационной безопасности. В проектируемой вычислительной сети нужно выборочно наделить пользователей правами доступа к каталогам и создать группы для предоставления доступа к общим сетевым ресурсам.


3.3. Порядок выполнения работы


Упражнение 1. Передача каталога в совместное использование

1. Дважды щелкните значок Lab 22 в программной группе Activity.

2. Дважды щелкните значок File Manager. На экране появится диалоговое окно File Manager.

3. На диске C выделите каталог1 PUBLIC2, щелкнув его мышью.

4. В меню Disk щелкните команду Share As…Раскроется диалоговое окно New Share.

5. Обратите внимание: окно New Share содержит несколько параметров.

Share Name – имя, под которым разделяемый каталог будет виден сетевому пользователю. Если Вы хотите подключить компьютеры с операционной системой MS-DOS, это имя должно отвечать соглашению 8.3 об именах MS-DOS. В сети Windows NT имя не должно превышать 12 символов.

По умолчанию именем общего ресурса является имя выбранного каталога2.

Path – путь и имя выбранного каталога.

Comment – комментарий (вводить необязательно). Он будет показан вместе с разделяемым именем в диалоговом окне Connect Network Drive.

User Limit – максимальное количество пользователей, которые могут одновременно подключиться к разделяемому каталогу. По умолчанию ограничений нет.

Permissions - права доступа к разделяемому каталогу.

6. Щелкните кнопку OK, оставив тем самым для общего ресурса имя по умолчанию (PUBLIC2).

Обратите внимание: появился рисунок маленькой руки, которая держит папку PUBLIC2. Это символ того, что данный каталог находится в совместном использовании.

Упражнение 2. Отмена совместного использования каталога

1. Щелкните каталог PUBLIC2, чтобы выбрать разделяемый каталог.

2. В меню Disk щелкните команду Stop Sharing, затем кнопку OK. В результате каталог PUBLIC2 перестанет быть разделяемым. Обратите внимание: рисунок – символ (рука, которая держит папку) исчез.

3. В меню File щелкните команду Exit Lab22.

3.4. Содержание отчета

    1. Наименование и цель работы.

2. Последовательность действий для того, чтобы разрешить совместное использование каталога в Windows NT Server.

3. Последовательность действий для того, чтобы запретить совместное использование каталога в Windows NT Server.




Лабораторная работа 4

Драйвер платы сетевого адаптера


4.1. Цель работы
  1   2   3

Похожие:

Методические указания к выполнению лабораторных работ Факультет информатики и систем управления iconМетодические указания к выполнению контрольных работ и курсового проекта Факультет информатики и систем управления
Сети ЭВМ и телекоммуникации: Рабочая программа, задания и методические указания к выполнению контрольных работ и курсового проекта....
Методические указания к выполнению лабораторных работ Факультет информатики и систем управления iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплин
Методические указания предназначены для выполнения лабораторных работ по дисциплинам «Основы комплексной автоматизации проектирования...
Методические указания к выполнению лабораторных работ Факультет информатики и систем управления iconМетодические указания по выполнению лабораторных работ
Методические указания предназначены для выполнения лабораторных работ по дисциплине «Программирование на языке высокого уровня» студентов...
Методические указания к выполнению лабораторных работ Факультет информатики и систем управления iconМетодические указания по выполнению лабораторных и контрольных работ для студентов специальности 1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации»
Содержат задания к контрольной работе, методические указания по выполнению контрольной и лабораторных работ
Методические указания к выполнению лабораторных работ Факультет информатики и систем управления iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по курсу
Методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «Вычислительная техника и программирование», (для студентов 2 курса...
Методические указания к выполнению лабораторных работ Факультет информатики и систем управления iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ
Методические указания предназначены для проведения лабораторных работ со студентами дневного и вечернего обучения по специальности...
Методические указания к выполнению лабораторных работ Факультет информатики и систем управления iconОбщие методические указания по организации лабораторных работ
Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов всех форм обучения специальностей
Методические указания к выполнению лабораторных работ Факультет информатики и систем управления iconМетодические указания к выполнению лабораторных работ по курсу «сапр тп»
Автоматизированная подготовка технологической документации в capp adem. Методические указания к выполнению лабораторных работ по...
Методические указания к выполнению лабораторных работ Факультет информатики и систем управления iconЕ. П. Пегова Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине
Методические указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине информатика для студентов I курса специальности 080507 IV курса...
Методические указания к выполнению лабораторных работ Факультет информатики и систем управления iconЗадания и методические указания к выполнению лабораторных работ по курсу
Методические указания предназначены для студентов экономического факультета, изучающих курсы «Документирование управленческой деятельности»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница