1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки




Название1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки
страница1/24
Дата21.01.2013
Размер3.7 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

БИЛЕТ 1.

1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки.

2. Эмпирический уровень научного знания, его природа и структура.

3. М.Вебер о задачах и целях науки и ученого. По работе «Наука как призвание и профессия»


  1. В 19 в. -нач. 20 в. история и философия науки существовали раздельно, к сер. 20 в. стало ясно, что философия науки должна разрабатываться с учётом истории науки. История науки тоже существенно поменялась. Стало ясно, что она не является «систематическим курсом», типа курса химии, биологии, математики. Философия науки должна нам сказать, чем должна быть наука и вытесняется философией науки, которая пытается ответить на вопрос «Что такое история науки?» на основании внимательного взгляда на историю науки, а не на основании априорных соображений. Эту мысль выразил Имре Лакатос в 60-е гг. 20в.: «Философия науки без истории науки пуста, история науки без философии науки слепа».

Философ не претендует на то, что он обладает некоторыми и знаниями и тем более может их сообщить. Позиция философа по отношению к науке – незнание.

Классификация наук. Наук много, про их столкновении возникают новые. Конкретной классификации наук нет. Но общая схема классификации восходит к 20-30 гг. 20 в. (непозитивизм, классический позитивизм):

  1. Естественные

  1. Физические и инженерные (астрономия, физика, химия, науки о материалах)

  2. Науки о живом + медицина + биоинженерия

  3. Науки о Земле: геология, география, почвоведение, экология, климатология, астрономия.

  1. Формальные

  1. Математика

  2. Логика

  3. Computioal Sciense

  1. Социальные и гумунитарные

  1. История

  2. Филология

  3. Лингвистика

  4. Экология

  5. Психология

  6. Педагогика и образование

  7. Экономическая география

Социальные науки (III-VII) ближе к естественным по своим методам. Гумунитарные – I-II.

Стеклов выделяет науки естественные и противоестественные. Ландау - естественные, неестественные, сверхъестественные.

Таким образом, наряду с диахронным («историческим»: возникновение науки приурочивают к разным историческим эпохам) плюрализ­мом «науки» имеет место и ее синхронный плюрализм. Он обусловлен существенным различием предметов и методологического арсенала разных научных дисцип­лин.


Взаимоотношение слов «история», «философия», «наука». Философия не относится к науке, это особая познавательная деятельность. История о греческого ɛστοτια, historia. Это слово имеет несколько значений: 1) расспрос; 2) исследование, разыскание; 3) знание, наука; 4) рассказ о прошлых событиях.

Примеры употребления этого слова: Теофраст - «История растений», «Естественная история».

Примеры употребления слова «философия»: Ньютон – «математические начала натуральной философии».

Что касается слова «наука». Греческое слово ɛπιστημη обозначало достоверное знание. Оно соответствовало латинскому слову «scientia» -знание. К науке слово «scientia» стало применяться в 19 веке применительно к естественным наукам.

19 в. Становится переломным, ученый – это определённый социальный статус. Огюст Конт – «курс позитивной философии», позитивизм. Позитивная наука противопоставляется философии.

  1. Эмпирического познания представляет собой взаимодействие созна­ния с чувственно воспринимаемыми предметами. Возможности и границы эмпи­рического познания детерминированы операциональ­ными возможностями свойствами такой ступени раци­онального познания, как рассудок. Деятельность пос­леднего заключается в применении к материалу чувственных данных таких операций, как абстрагиро­вание, анализ, сравнение, обобщение, индукция, выд­вижение гипотез эмпирических законов, дедуктивное выведение из них проверяемых следствий, их обосно­вание или опровержение и т. д.

Для понимания природы эмпирического знания важно различать по крайней мере три качественно различных типа предметов: 1) вещи сами по себе («объекты»); 2) их представление (репрезентация) в чувственных данных («чувственные объекты»),'"3) эм­пирические (абстрактные) объекты. Формирование сознанием содержания «чувственных объектов» на основе его сенсорных контактов с «вещами в себе» существенно зависит от многих факторов. Прежде всего, конечно, от содержания самих познаваемых объектов. Но, с другой стороны, как это доказано в психологии восприятия, также от целевой установки исследования (практической или чисто познаватель­ной). Это относится к любому виду познания, не только научному, но и обыденному и др. Целевая установка выполняет роль своеобразного фильтра, механизма отбора важной, значимой для «Я» информации, полу­чаемой в процессе воздействия объекта на чувствен­ные анализаторы. В этом смысле верно утверждение, что «чувственные объекты» — результат «видения» сознанием «вещей в себе», а не просто «смотрения» на них. Тот же самый процесс фильтрации сознанием внешней информации имеет место и на уровне эмпи­рического познания, который приводит к формирова­нию абстрактных (эмпирических объектов). Разница лишь в том, что количество фильтров, а тем самым ак­тивность и конструктивность сознания на этом уровне резко возрастает. Такими фильтрами на эмпирическом уровне научного познания являются: а) познаватель­ная и практическая установка; б) операциональные возможности мышления (рассудка); в) требования язы­ка; г) накопленный запас эмпирического знания; д) интерпретативный потенциал существующих науч­ных теорий. Эмпирическое знание может быть опре­делено как множество высказываний об абстрактных эмпирических объектах. Только опосредованно, часто через длинную цепь идентификаций и интерпретаций, оно является знанием об объективной действительно­сти («вещах в себе»). Отсюда следует, что было бы боль­шой гносеологической ошибкой видеть в эмпиричес­ком знании непосредственное описание объективной действительности. Например, когда ученый смотрит на показания амперметра и записывает в своем отчете: «Сила тока равна 5 ампер», он вовсе не имеет в виду описание непосредственного наблюдения «черная стрелка прибора остановилась около цифры 5». Резуль­татом его протокольной записи является именно опре­деленная интерпретация непосредственного наблюде­ния, предполагающая, между прочим, знание некото­рой теории, на основе которой был создан данный прибор.

При всей близости содержания чувственного и эмпирического знания благодаря различию их онтоло­гии и качественному различию форм их существова­ния (в одном случае — множество чувственных обра­зов, а в другом — множество эмпирических высказы­ваний), между ними не может иметь место отношение логической выводимости одного из другого. Это озна­чает, что эмпирическое знание неверно понимать как логическое обобщение данных наблюдения и экспери­мента. Между ними существует другой тип отношения: логическое моделирование (репрезентация) чувствен­но данных в некотором языке. Эмпирическое знание всегда является определенной понятийно-дискурсной моделью чувственного знания.

Необходимо отметить, что само эмпирическое зна­ние имеет довольно сложную структуру, состоящую из четырех уровней. Первичным, простейшим уровнем эмпирического знания являются единичные эмпири­ческие высказывания (с квантором существования или без), так называемые «протокольныепредложения». Их содержанием является дискурсная фиксация резуль­татов единичных наблюдений; при составлении таких протоколов фиксируется точное время и место наблю­дения.

Вторым, более высоким уровнем эмпирического знания являются факты. Научные факты представля­ют собой индуктивные обобщения протоколов, это — обязательно общие утверждения статистического или универсального характера. Они утверждают отсут­ствие или наличие некоторых событий, свойств, отно­шений в исследуемой предметной области и их ин­тенсивность (количественную определенность). Их символическими представлениями являются графики, диаграммы, таблицы, классификации, математические модели.

Третьим, еще более высоким уровнем эмпиричес­кого знания являются эмпирические законы различных видов (функциональные, причинные, структурные, динамические, статистические и т. д.). Научные зако­ны — это особый вид отношений между событиями, состояниями или свойствами, для которых характерно временное или пространственное постоянство (мер­ность). Так же как и факты, законы имеют характер общих (универсальных или статистических) высказы­ваний с квантором общности. («Все тела при нагревании расширяются», «Все металлы — элек­тропроводный, «Все планеты вращаются вокруг Солн­ца по эллиптическим орбитам» и т. д. и т. п.) Научные эмпирические законы (как и факты) являются общими гипотезами, полученными путем различных процедур: индукции через перечисление, элиминативной индук­ции, индукции как обратной дедукции, подтверждаю­щей индукции. Индуктивное восхождение от частного к общему, как правило, является в целом неоднознач­ной процедурой и способно дать в заключении только предположительное, вероятностное знание. Поэтому эмпирическое знание по своей природе является в принципе гипотетическим

Наконец, самым общим, четвертым уровнем суще­ствования эмпирического научного знания являются феноменологические теории. Они представляют собой логически организованное множество соответствую­щих эмпирических законов и фактов (феноменологи­ческая термодинамика, небесная механика Кеплера и др.). Являясь высшей формой логической организа­ции эмпирического знания, феноменологические тео­рии, тем не менее, и по характеру своего происхожде­ния, и по возможностям обоснования остаются гипоте­тическим, предположительным знанием. И это связано с тем, что индукция, т. е. обоснование общего знания с помощью частного (данных наблюдения и эксперимен­та) не имеет доказательной логической силы, а в луч­шем случае — только подтверждающую.

Различия между уровнями внутри эмпирического знания являются скорее количественными, чем каче­ственными, так как отличаются лишь степенью общно­сти представления одного и того же содержания (зна­ния о чувственно-наблюдаемом). Отличие же эмпири­ческого знания от теоретического является уже каче­ственным, то есть предполагающим их отнесенность к существенно разным по происхождению и свойствам объектам (онтологиям). Можно сказать, что различие между эмпирическим и теоретическим знанием явля­ется даже более глубоким, чем различие между чув­ственным и эмпирическим знанием.

  1. Макс Вебер (1864-1920 гг., Германия) - создатель «Понимающей социологии». Предмет анализа Вебера – поведение человека. Смысл поведения - достижение определенных целей.

Смысл науки – «интеллектуализация». Наука –феномен культуры. Смысл науки –в науке, в поддержании самой себя учёный мотивирован страстью.

Типология действий человека:

Целерациональное действие (идеальный тип).

Ценностно-рациональное (аффективное и традиционное)

Социология изучает те действия человека, которые можно объяснить с точки зрения пользы и рациональности. По Веберу только специализация в науке дает точные не размытые результаты. Завершенная работа всегда специальна.

Важной составляющей особенности характера ученого является то, что он должен заниматься ею со страстью, вдохновением - только «верные идеи» ученого дают полноценный результат.

Вебер: В науке должна быть специализация, иначе глубина познания будет размыта.

Цели науки по ВЕБЕРУ: ради науки, как процесса рационализации жизни людей. Наука делает культуру. Наука-это движение к истине, путь к Богу. Наука дает способ познания действительности. В науке - есть доказательства, опровержения ради уточнения.

Ценности научного сообщества 19 века:

1. Деление науки на специальности, возникновение смежных специальностей (био-физика). Верные идеи - это лучины страсти и мотивации. Мотивации ученого-это главная ценность его личности.

2. Смысл науки в ее практической ценности, а бесконечность бессмысленна, так как наука-это способ познания действительности.

Вывод: рациональная наука 19 века уничтожает науку, как бесконечный процесс, делая ее лишь рациональной, практичной.

Типы социального действия по М. Веберу:

  • целерациональное действие характеризуется ясностью и однозначностью осознания личностью своей цели, соотнесённой с рационально осмысленными средствами её достижения. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на соответствующую реакцию окружающих его людей и эффективное использование их поведения для достижения поставленной им цели. Идеальный вид действия по Веберу. Эволюция – увеличение доли целерациональных действий.

  • ценностно-рациональное действие подчинено определенным требованиям, принятым в этом обществе ценностям, будь то в виде религиозной нормы, или в виде нравственного долга, или эстетических принципов. Для индивида в этом случае нет какой-либо внешней, рационально понятой цели, он строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте. Ценностно-рациональное действие всегда подчинено "заповедям" или "требованиям", в повиновении которым данный человек видит свой долг.

  • аффективное действие обусловлено непосредственными чувствами, эмоциями, осуществляется в состоянии аффекта, т. е. в состоянии бурно протекающего эмоционального переживания (ярость, ужас, отчаяние).

  • традиционное действие осуществляется на основе глубокого усвоения социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное, не подлежащее проверке на истинность. (невеста всегда в белом) В разряде традиционных действий может оказаться как "нравственно" привычное, что говорит о том, что человек поступает "как все".


Традиционное и аффективное действия противостоят ценностно-рациональному, поскольку в последнем действующий сознательно соотносит свои поступки с определённой ценностью как целью. Однако этот тип действия только относительно рационален, так как абсолютизируется сама ценность, на которую ориентируется индивид и не принимаются во внимание побочные следствия поступка. Целерациональное действие отличается от ценностно-рационального тем, что оно всецело рационально, тогда как рациональность второго ограничена иррациональной заданностью ценности.


БИЛЕТ 2.

1. Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств.

2. Теоретическое научное знание, его структура и методы построения.

3. Проблемы социального функционирования науки по работе Роберта Мертона. «Эффект Матфея в науке, II. Кумулятивное преимущество и символизм интеллектуальной собственности»
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки iconСвязь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки
«Что такое история науки?» на основании внимательного взгляда на историю науки, а не на основании априорных соображений. Эту мысль...
1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки iconРецензия на книгу: Социальные и гуманитарные науки
Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: рж / ран. Инион. Центр гуманит...
1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки iconНаучно-вспомогательный библиографический указатель
В 2-х т. Т. Социально-гуманитарные науки. Естественные науки. Технические науки / сост. Е. А. Боровенская (зав отд.), Д. А. Анохіна,...
1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки iconС. А. Чернов Кандидатский экзамен по истории и философии науки (учебно-методическое пособие)
Российской Федерации приказами от 17 февраля 2004 года №696 и №697 утвердило новый перечень кандидатских экзаменов для соискателей...
1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки icon1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако
Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки: Для аспирантов и соискателей ученой степени...
1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки icon1. Предмет и основные концепции современной философии науки Три аспекта бытия науки: наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. Современная фи­лософия науки как изучение общих зако
Методические материалы по подготовке к кандидатскому экзамену по истории и философии науки: Для аспирантов и соискателей ученой степени...
1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки iconОбщие вопросы науки и культуры
Будущее фундаментальной науки : концептуальные, философские и социальные аспекты проблемы / Рос акад наук, Ин-т философии; отв ред....
1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки iconПримерные темы рефератов к кандидатскому экзамену по истории и философии науки История науки. Науки об обществе

1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки iconБиблиографический список новых поступлений в библиотеку за период с 03. 12. 2010 г по 04. 03. 2011 г. Естественные науки Естественные науки в целом
Горелов А. А. Концепции современного естествознания : учебное пособие* / А. А. Горелов. М. Юрайт : Высшее образование, 2010. 334...
1. Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки iconПрограмма кандидатского экзамена по истории и философии науки
Понятие науки и ее многоаспектный характер. Основные подходы к исследованию развития науки
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница