Ю. С. Борисова Саратовский государственный технический университет




Скачать 94.47 Kb.
НазваниеЮ. С. Борисова Саратовский государственный технический университет
Дата20.01.2013
Размер94.47 Kb.
ТипДокументы
Проблемы социальной мобильности людей с ограниченными возможностями в контексте новой социальной политики в отношении инвалидов

Ю. С. Борисова

Саратовский государственный технический университет

Ivett4u@hotmail.com


На сегодняшний день в России более 10 млн. инвалидов. Согласно теории П. Сорокина в обществе существуют так называемые «каналы вертикальной циркуляции» [Сорокин,1992] среди которых школа, армия, церковь, семья, брак, собственность. Эти каналы способствуют вертикальной мобильности индивида, способны ускорить ее. Положение людей с ограниченными возможностями здоровья в системе социальной стратификации: профессиональной, политической и экономической зависит от возможности доступа инвалида к таким каналам вертикальной циркуляции как образование и трудоустройство, что подтверждается данными управления специального образования Министерства образования и науки РФ. Инвалиды, освоившие программы высшего, среднего профессионального и дополнительного образования, имеют занятость, превышающую 60% [по данным на 01.01. 2007 г.]. Не менее важный фактор, способствующий социальной мобильности инвалидов, – это возможность их физической мобильности через создание доступной среды.

Проблемы инвалидов в советский период истории России замалчивались, отвергались, в связи с чем, не попадали в фокус исследования и получали свое осмысление только в работах зарубежных авторов, интересовавшихся социальной политикой Советского Союза. «В СССР инвалидов нет!..» [Фефелов, 1986] - именно так называлась вышедшая в 1986 году в Лондоне книга одного из основателей правозащитного движение советских инвалидов А. Фефелова, одним только названием ярко характеризующая положение людей с ограниченными возможностями в Советском Союзе. В связи с этим, первые работы российских исследователей по указанной тематике начали появляться лишь в начале 90-х. На современном этапе можно увидеть исследования, посвященные как современному пониманию инвалидности, так и осмыслению этого феномена в историческом ключе. Политику в отношении инвалидов в России исследуют: Ярская-Смирнова Е., Романов П., Наберушкина Э., Малева Т., Васин С., Голодец О, Бесфамильная С. Проблема социальной дистанции между инвалидом и обществом поднята в трудах Добровольской Т. и Шабалиной Н. Исследованию социальной интеграции инвалидов в общество посредством занятости и образования посвящены работы Даниловой Н., Зайцева Д., Ярской В. Теория и технология социальной работы с инвалидами представлена Ярской-Смирновой Е., Фирсовым М., Холостовой Е., Шапиро Б. И хотя проблемы положения инвалидов в системе социальной стратификации отражены в ряде отечественных исследований, до сих пор нет целого системного представления о проблемах социальной мобильности инвалидов в контексте эволюции социальной политики в отношении инвалидов, ее основных тенденций, закономерностей и последствий. На наш взгляд, понимание причин низкого экономического положения инвалидов сегодня возможно только при совокупном анализе той социальной политики, которая проводилась ранее по отношению к этой группе.

В изучении социальной политики инвалидности в динамике и эволюции мы обратились материалам журнала «Социальное обеспечение», что позволило сравнить социальную реальность советского периода и современной России в отношении положения людей с ограниченными возможностями, каким образом процессы социальной модернизации затронули и повлияли на их современное положение в обществе. Для анализа было отобрано 753 статьи из журнала «Социальное обеспечение», 315 из них за 1926-1941 годы, 438 за 1956-1991 годы. Вслед за Дж. Оруэлом единицей анализа выступала «некая интенция, присущая каждому тексту, и которая представляет собой общую установку, направленность текста на реализацию определенного результата» [Шевченко, 2002, с. 188-189]. Исследование дискурса позволило выделить несколько качественных этапов политики инвалидности.

Переломный момент в отношениях общества и инвалидов в России начался после революции с приходом советской власти. Тогда произошел отказ от благотворительности в пользу системы государственного обеспечения. И именно в советский период с его «трудовой» идеологией, образование, как канал вертикальной мобильности, приобрело особую значимость. Советская политика планирования кадров с их последующим распределением обеспечивала специалистов не только надежным рабочим местом и стабильной заработной платой, но и давала им доступ в определенные профессиональные союзы, что только способствовало социальному восхождению. Социальная политика первых советских десятилетий не только позволяла инвалидам активно участвовать в трудовой жизни общества, но и всячески поощряла и способствовала этому: «Трудовое устройство в наших условиях играет громадную роль, не только как форма или вид социального обеспечения, как метод привлечения широких инвалидных масс к производственному труду, к социалистическому строительству» [Самсонов, 1929, с. 3]. Вопрос о получении инвалидами образования стал сам собой: «В связи с проблемой технических кадров, … актуальный вопрос о широком массовом профтехническом и сельскохозяйственном обучении инвалидов» [Проблема кадров из инвалидов, 1930, с. 1].

Смена идеологии в послевоенное время отразилась на инвалидах так, что теперь « …присутствие увечных нетрудоспособных людей в «благополучном» советском государстве, где каждый гражданин трудится на благо Родины, было нежелательным» [Шек, 2005, с. 383]. В связи с этим, наиболее яркой тенденцией того времени стала изоляция этой категории населения от остального, здорового социума. Дети-инвалиды не могли учиться в обычных школах, их нуждам отвечала быстро создававшаяся сеть специальных школ интернатного типа. Устроиться на работу стало намного сложнее, ведь трудовые рекомендации врачебно-трудовых экспертных комиссий стали обязательны не только для организаций, но и для инвалидов [Третьяков, 1956, с. 14].

Таким образом, советская социальная политика, основывавшаяся на понимании инвалидности с точки зрения медицинской модели, отличалась использованием пассивных практик поддержки людей с ограниченными возможностями. Идеология советского периода рассматривала инвалидов как объект особой социальной заботы, что способствовало изоляции инвалидов от общества, а также надежно укоренилось в сознании общества. В итоге, социальное обеспечение инвалидов, как основная форма социальной помощи, не могла способствовать доступу этой категории населения к трудоустройству, как важному каналу социальной мобильности. Следствием такой политики стала тотальная неприспособленность социальной инфраструктуры к потребностям людей с ограниченными возможностями.

В исследовании социальной реальности современной России, мы обратились к дискурсу и законодательной базе по проблеме инвалидности. Стоить отметить, что предпосылки для качественного поворота социальной политики в отношении инвалидов были заложены еще на заре советского периода. Во время перестройки, была снята монополия власти на СМИ, что позволило раскрыть ряд проблем советского общества. На этом этапе пресса стала важным инструментом освещения проблемы инвалидности и борьбы за права инвалидов. ООН провозгласила 1981 года годом инвалидов, а период с 1983-1992 год – Десятилетьем инвалидов. На фоне этих событий 1990 году в СССР была принята новая концепция государственной политики в отношении инвалидов, главной особенностью которой была ее реабилитационная направленность. Таким образом, уже к концу советского периода акцент в понимании инвалидности сдвигался от индивидуальной проблемы в сторону социальной, что подготовило почву для пересмотра отношения к людям с ограниченными возможностями.

Распад Советского Союза способствовал пересмотру законодательных норм, в том числе и в отношении инвалидов. Ряд законодательных актов были направлены на интеграцию инвалидов в социум, в том числе путем создания безбарьерной среды [Постановление Правительства РФ № 245, 1993; Постановление Правительства РФ № 927, 1994 ]. В свете подготовки нового закона «О социальной защите инвалидов» учеными стали подниматься проблемы социальной дистанции между инвалидом и обществом, доступности среды для инвалидов, дискриминации [Добровольская, Шабалина, 1991]. Закон определил целью государственной политики в отношении людей с ограниченными возможностями – «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод» [ФЗ № 181, 1995]. Новая политика инвалидности отличалась своей рациональностью и гуманностью, на законодательном уровне она впитала в себя мировые тенденции понимания феномена инвалидности и, казалось бы, полностью решала весь круг проблем дискриминации инвалидов в обществе. Однако в реальности не было конкретных механизмов реализации поставленных целей и задач. Между тем, законодательная база на сегодняшний день позволяет намного больше. Принятие ФЗ «О социальной защите инвалидов» было первым шагом на пути к активной политике в области поддержки инвалидов. Для инвалидов действует система льгот при поступлении в высшие учебные заведения, а также льготные условия труда. Целевая Федеральная программа социальной поддержки инвалидов на 2006-2010 г. направлена уже не просто на обеспечение занятости инвалидов, а на их обучение для возможности самозанятости, что будет способствовать социальной мобильности инвалидов. Однако в действительности эти каналы социальной мобильности зачастую остаются доступны для людей с ограниченными возможностями только на бумаге, в основном потому, что окружающая среда так и осталась мало приспособлена для их потребностей. Последние социологические исследования проблем инвалидов и их реабилитации подтверждают, что ключевые объекты социальной инфраструктуры остаются до сих пор труднодоступными для многих инвалидов [Романов, Ярская-Смирнова, 2009, с. 28.], что существенно затрудняет возможности социальной мобильности.

В сентября 2008 года Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, что, несомненно, является важным шагом на пути к политике равных прав для людей с ограниченными возможностями. По словам премьер-министра Владимира Путина: «города, транспорт, социальные объекты нашей страны еще мало приспособлены для людей с ограниченными возможностями» и «… нам еще много предстоит сделать для реализации положений, предусмотренных конвенцией» [Путин, 2008]. Конвенция, основанная на понимании инвалидности с точки зрения социальной модели, не предполагает реализацию новых или особых прав, а только гарантирует соблюдение гражданских прав, принципов равенства и свободы для людей с ограниченными возможностями во всех сферах жизни. Фактически, положения конвенции направлены на реализацию положений ряда других международных документов, уже ратифицированных Российской Федерацией. Это Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о правах ребенка, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицировать Конвенцию означает взять на себя ответственность и обязательства за соблюдение прав инвалидов не только в глазах собственных граждан, но и международного сообщества. Современная российская модель инвалидности представляет собой синтез медицинской и социальной концепций. Российский вариант признает, что причины инвалидности носят как биологический, так и социальный характер, и, исходя из этого, ответственность за преодоление барьеров лежит как на обществе, так и на самих людях с ограниченными возможностями [Жаворонков, 2009, с. 261.]. Уже в этом году Россия напрямую подошла к проблеме ратификации Конвенции. Опыт зарубежных стран показал, что успешность процесса ратификации невозможна без участия институтов гражданского общества и публичной сферы, среди которых не только представители организаций людей с инвалидностью, но и работодатели, региональное и гендерное представительство, научное сообщество1. Кроме того, основным принципом процессов ратификации в странах, успешно ратифицировавших конвенцию, являлась «прозрачность», которая заключалась не только в постоянном мониторинге и информировании, но и в «доступности» отчетов. Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и Конвенции ООН о правах инвалидов, проведенный Р. Н. Жаворонковым показал, что российское законодательство имеет все необходимые предпосылки для ратификации Конвенции. И не смотря на то, что Конвенция была разработана на основе социальной модели инвалидности, это законодательство и российская концепция инвалидности вполне могут сосуществовать и дополнять друг друга [Жаворонков, 2009, с. 262.]. Таким образом, именно ратификация Россией Конвенции о правах инвалидов может стать одним из решающих шагов на пути к решению проблем социальной мобильности людей с ограниченными возможностями.


Список литературы


  1. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция // Социологические исследования. 1991.  № 5. с. 63-66. 

  2. Жаворонков Р. Н. Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и Конвенции ООН о правах инвалидов. Научно-практическое пособие. М.: «Папирус», 2009. с. 352.

  3. Проблема кадров из инвалидов // Вопросы социального обеспечения. 1930. № 7-8. С. 1-3.

  4. Путин В. Россия должна присоединиться к Конвенции о правах инвалидов. Доступно по адресу: http://www.rian.ru

  5. Романов П., Ярская-Смирнова Е., Вайтфилд С., Келли С. (2009) Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитации инвалидов в Российской Федерации. М.: «Папирус», 2009. с.59.

  6. Самсонов А. Усилить трудовое устройство инвалидов войны//Вопросы социального обеспечения. 1929. № 18. С. 3-5.

  7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. с. 275.

  8. Третьяков А. На уровень новых задач // Социальное обеспечение. 1956. № 1. С. 14-16.

  9. Фефелов В. А. В СССР инвалидов нет!... London: OPI, 1986.

  10. Шевченко А. Ю. Дискурсивный анализ материалов массовой коммуникации// Теория коммуникации & прикладная коммуникация. Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 1/ Под общей редакцией И.Н. Розиной. - Ростов н/Д: ИУБиП, 2002. Доступно по адресу: http://www.russcomm.ru

  11. Шек О. Социальное исключение инвалидов в СССР // Нужда и порядок: история социальной работы в России, ХХ в. Саратов, 2005. с. 464.




1 Обсуждение опыта по ратификации Конвенции проходило 26 октября 2009 года в московском Представительстве Всемирного банка. В процессе дискуссии участники телемоста из Финляндии, Великобритании, США и Новой Зеландии поделились своим опытом по ратификации конвенции с российским заинтересованным сообществом.


Похожие:

Ю. С. Борисова Саратовский государственный технический университет iconМузей как поле социокультурной коммуникации
Защита состоится «25» ноября 2010 г в 12 часов на заседании диссертационного совета д 212. 242. 03 при гоу впо «Саратовский государственный...
Ю. С. Борисова Саратовский государственный технический университет iconПрактики сохранения здоровья в контексте культуры
Защита состоится «28»мая 2009 г в 12 часов на заседании диссертационного совета д 212. 242. 03 при гоу впо «Саратовский государственный...
Ю. С. Борисова Саратовский государственный технический университет iconКонструирование гендерной культуры в информационно-коммуникативной деятельности вуза
Защита состоится «26» июня 2008 г в 16 часов на заседании диссертационного совета д 212. 242. 03 при гоу впо «Саратовский государственный...
Ю. С. Борисова Саратовский государственный технический университет iconКонструирование профессии джазового музыканта в контексте социального времени
Защита состоится «30» июня 2011 г в 12. 00 часов на заседании Диссертационного совета д 212. 242. 03 при гоу впо «Саратовский государственный...
Ю. С. Борисова Саратовский государственный технический университет iconКонцептуальные основания превенции геронтологического насилия в современном российском обществе
Защита состоится “1” октября 2009 года в 12 часов на заседании диссертационного совета д 212. 243. 03 при гоу впо “Саратовский государственный...
Ю. С. Борисова Саратовский государственный технический университет iconМатематические модели и алгоритмы эвакуации людей в аварийных ситуациях в учебных заведениях
Защита диссертации состоится 8 декабря 2008 г в 13 часов на заседании диссертационного совета д 212. 242. 08 при гоу впо «Саратовский...
Ю. С. Борисова Саратовский государственный технический университет iconЭлектрогидравлический усилитель-преобразователь типа сопло-магнитожидкостная заслонка для систем управления в гидрофицированных приводах
Защита состоится 26 июня 2008 г в 13. 00 часов на заседании диссертационного совета д 212. 242. 08 при гоу впо «Саратовский государственный...
Ю. С. Борисова Саратовский государственный технический университет iconПрограмма междисциплинарного вступительного
Фгбоу впо «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.»
Ю. С. Борисова Саратовский государственный технический университет iconСаратовский государственный технический университет
Программа утверждена на заседании умкс по направлению «Электроника и наноэлектроника»
Ю. С. Борисова Саратовский государственный технический университет iconСаратовский государственный технический университет
Программа утверждена на заседании умкс по направлению «Электроника и наноэлектроника»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница