«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»




Название«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром»
страница1/3
Дата20.01.2013
Размер0.64 Mb.
ТипАнализ
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ


ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА


на высшую категорию


ТЕМА: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром».



Выполнили:

Колесник Т.А.,

воспитатель МОУ «Начальная школа-детский сад «Ясень» с.им.9 Января,

Оренбургский р-н


Руководитель:

Зебзеева Валентина Алексеевна к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии


г.Оренбург

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ






Введение

3




Глава I

7




Теоретические основы проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста




1.1

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познавательного развития детей.

7

1.2

Познавательное развитие его особенности у детей старшего дошкольного возраста

13

1.3

Ознакомление детей с окружающим миром как средство развития кругозора старших дошкольников.

19




Глава II.

24




Опытно экспериментальная работа по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с окружающим миром.




2.1

Методики диагностики уровня познавательного развития детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

24

2.2

Реализация комплекса мероприятий как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

28

2.3

Результаты диагностики уровня познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста на этапе контролирующего эксперимента

36




Заключение

40




Список литературы

42




Приложение

44



ВВЕДЕНИЕ


Актуальность проблемы исследования.
Вопросам развития познавательной деятельности дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. С принятием законов Россий-

ской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образова-

нии» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы познавательно воспитания детей. Указ Президента Российской Федерации «Об охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписан-

ной Россией), соответствующие постановления правительства возводят познавательное образование в разряд первостепенны государственных проб-

лем. Указанные документы подразумевают создание в регионах нашей страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладывается мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом становления познавательной культуры и образованности личности. В связи с этим, познавательное развитие старших дошкольников становится приоритетным направлением педагогической теории и практики на этом этапе обучения, так как в этом возрасте интерес ребенка к окружающей природе, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения познавательного кругозора и эрудиции.

Познавательное развитие оказывает важное воздействие на общее развитие: формируется интеллектуальные, личностные качества ребёнка, в нём закладываются черты будущей личности (отношение к окружающему миру, к сверстникам, взрослым). Мир, развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и велик. Ребёнка интересует всё, но ему ещё трудно понять о взаимосвязи и взаимодействия, существующие между сложными явлениями

окружающей действительности. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы нравственности, появляется интерес к живой и неживой природе. На основе опыта у детей складываются свои предпочтения, стремления: разузнать, подойти, потрогать. Воображение, знание об окружающем мире ребёнка расширяют границы собственного опыта детей, и именно познавательное развитие позволяет ребёнку самовыразиться и самореализоваться.

Основы познавательного развития необходимо закладывать с раннего возраста: от эмоционального воспитания до активного действия. Целью познавательного образования в дошкольном детстве является становление у дошкольников научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью на основе чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения человека. Заботливое отношение к окружающему миру закладывается в детской душе только в том случае, если дошкольник ежедневно видит примеры внимательного отношения ко всему окружающему со стороны взрослых.

Возрастная психология располагает разносторонними сведениями о состоянии и динамике познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Проблема особенностей познавательного развития, создания условий, эффективно влияющих на формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. К ней обращались многие педагоги и психологи прошлого, как отечественные (П.П. Блонский, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, А.А. Смирнов и др.), так и зарубежные (Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, В. Штерн и др.). Современные психологи изучали различные аспекты проблемы познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов у детей разного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), особенности проявления познавательной потребности у детей (Д.Б. Богоявленская, B.C. Юркевич), возрастную специфику проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова). В ряде работ раскрываются условия и направления педагогической деятельности по развитию познавательных интересов в дошкольном возрасте (В.В. Барцалкина, Л.Н. Вахрушева, Н.С. Денисенкова, Т. Куликова, М.И. Лисина, Л. Маневцова, М.В. Марусинец, Л.Ф. Островская, Н.В. Пророк, Е.О. Смирнова, Р.Д. Тригер и др.). Исследователи выделяют целый спектр составляющих сформированности у ребенка познавательного отношения к окружающему, где наиболее значимыми выступают познавательная активность и познавательный интерес. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной активности детей: своевременное и адекватное соотнесение познавательных интересов с предметом, их стимулирование и развитие во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных особенностей ребенка.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром». Цель исследования – теоретически доказать и экспериментально проверить эффективность использования комплекса мероприятий по ознакомлению детей с окружающим миром. Объект исследования: ознакомление с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: процесс познавательного развития с окружающим миром у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если будет использоваться комплекс мероприятий по ознакомлению с окружающим миром включающий: игры, исследования, проекты, составление рассказов, опыты, эксперименты,акции. В соответствии с объектом, целью выдвинутой гипотезы сформулированы следующие задачи исследования: 1. Изучить состояние проблемы развития познавательного интереса старших дошкольников в теоретических источниках. 2. Разработать диагностику и охарактеризовать уровни качества развития детей в познавательном аспекте 3. Составить перспективное планирование по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе использования комплекса мероприятий по ознакомлению с окружающим миром. 4. Этапы исследования:

I этап: изучение психологической и педагогической литературы, формулирование темы исследования, аппарата исследования, выделение главных понятий по теме.

II этап: подобрали методические диагностики познавательного развития, провели эксперимент, выявили уровни познавательного развития, разработали комплекс мероприятий, провели формирующий эксперимент.

III этап: провели контрольный эксперимент, сделали выводы, оформили работу.

База исследования: исследование проводилось в МОУ «Начальная школа - детский сад «Ясень» с.им.9 Января Оренбургского района. В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек.

Выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


ГЛАВА 1. Теоретические основы познавательного развития детей дошкольного возраста


1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме познавательного развития детей.


Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности[13, с. 33].

Исследования педагогических источников и передового педагогического опыта подтверждают, что необходимо уделять серьезное внимание созданию педагогических условий, ориентированных на повышение качества образования, отбору содержания, методов и форм познавательного развития старших дошкольников.

Как подтверждают исследования многих ученых, формирование знаний по ознакомлению с окружающим миром и развитие личности - это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека под влиянием жизненного опыта, воспитания, научных знаний, самосовершенствования.

Как показывает анализ литературы, проблемам становления и развития познавательного образования посвящено значительное количество исследований.

Проблема воспитания дошкольников средствами окружающей природы привлекала внимание исследователей с давних времен и по сей день. Первые высказывания в этой области можно обнаружить в трудах Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, а в отечественной педагогической литературе у А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, и др.

Проблемы методологии и теории познавательного образования исследовались в работах С. Н. Глазачева, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, В. А. Левина, В. А. Ушаковой, Г. А. Ягодина и др.

Заметное влияние на исследование проблемы определения содержания и методов познавательного образования старших дошкольников оказали труды С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой.

О необходимости и возможности формирования системных знаний о природе у дошкольников говорили такие исследователи, как И. Р. Колтунова, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова.

Учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению, в соответствии с возможностями определенного возраста, отобрано содержание, определены наиболее целесообразные методы и формы воспитательно-образовательной работы с детьми. (Н. Ф. Виноградова, С. Н. Николаева, А. А. Плешаков и др).

Большинство исследований по теории и методике познавательного развития дошкольников связано с разработкой программ (Л. Д. Бобылева, В.Н.Вересов, С.Н.Николаева, , Н. А. Рыжова и др.).

Работы Л. И Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др. раскрывают возрастные особенности детей дошкольного возраста, специфику их взаимодействия с окружающим миром, особенности восприятия детьми дошкольного возраста природных объектов.

Учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению, в соответствии с возможностями определенного возраста отобрано содержание, определены наиболее целесообразные формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы с детьми.

Среди научно-методических публикаций, имеющих отношение к данной проблеме, следует выделить работы Т.А.Бабаковой, Л.Д.Бобылевой, С.Н.Николаевой, Н.А.Рыжовой и др.

Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается,- писал Л.С. Выготский,- не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции». Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л.С. Выготского).

Эти положения углубляются и расширяются во многих теоретических и экспериментальных исследованиях по детской и педагогической психологии. Л.И. Божович, А.В. Запорожец отмечали, что окончание дошкольного периода развития ребенка представляет в психологическом плане целую систему взаимосвязанных качеств мыслительной, аналитико-синтетической, познавательной деятельности, качеств детской личности, включая познавательные интересы.

Большое внимание исследователи уделяют познавательным интересам. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. В его основе лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является «сбор информации» о предметах, явлениях окружающей действительности. Л.В. Занков писал: «...мыслительные процессы непосредственно опираются на чувственное познание действительности и представляют собой лишь первоначальный анализ и синтез данных чувственного опыта».

Любопытство является источником появления любознательности. А.И. Сорокина определяет любознательность как «...общую направленность, положительное отношение к широкому кругу явлений». Н.Ф.Добрынин подчеркивает, что любознательность является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество заданных ребенком вопросов. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»). Становясь устойчивой чертой, любознательность приобретает значительную ценность в развитии личности.

Вопросы, которые задает ребенок, исследователи рассматривают как форму проявления познавательной активности. Н.С. Денисенкова, В.А. Сухомлинский, А. И. Сорокина характеризуют детские вопросы как проявление их мыслительной, интеллектуальной активности в познании окружающего.

Что такое познание? Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить взгляд на процесс познания.

Познание-то сложное образование, в котором можно выделить как минимум 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой.

Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации.

Иными словами, сюда относится:

  • Что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания.

  • Как получает ребенок информацию, то есть речь идет о способах познания и средствах познания.

  • Как перерабатывает ребенок информацию: что с ней делает на разных возрастных этапах – систематизирует, собирает, забывает, упорядочивает и так далее.

Собственно информация (сведения, факты, события жизни) ни в коем случае не рассматриваются как самоцель, как знание ради знаний. Информация рассматривается как средство, с помощью которого надо развить ребенка необходимые для познавательного развития процессы, навыки, умения, способы познания.

Вторым компонентом познания является отношение ребенка к информации. Дети дошкольного возраста всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно.

Эта особенность детей широко используется педагогами в работе для того, чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. Для этого мы сначала создаем у детей положительное отношение к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющейся фундаментом, на который легко накладываются знания. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается:

  • Стремление расширить свой кругозор;

  • Желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения;

  • Потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру;

Причинно-следственные связи.


Важной характеристикой причинно-следственных связей является

временная последовательность: причина всегда во времени наступает

раньше следствия. Всякий объективный процесс развертывается от причины к следствию.

Для работы с детьми 6-7 лет необходимо обратить их внимание на следующую характерную сторону причинно-следственных связей – одно и то же следствие может иметь несколько причин. Например, гибель растущего цветка может быть вызвана:

  • Повышением (понижением) температуры воздуха выше (ниже) той, при которой цветок может существовать;

  • Отсутствие необходимых питательных веществ в почве;

  • Отсутствие необходимого количества влаги для жизни растений (избыток влаги);

  • Тем, что цветок кто-то сорвал и т. д.

Переход от следствия к причине невозможен.

Понимание причинно-следственных связей, умение их выделять в потоке событий, явлений, попытки манипулирования или в мысленном плане позволяют развиваться ребенку в нескольких направлениях.

  • Обогащение и становление познавательной сферы.

  • Умственное развитие – овладение понятиями “причина-следствие“ не возможно без умения анализировать явления, события, сопоставлять их, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения; умения планировать свои и чужие действия.

  • Развитие психических навыков - памяти, внимания, воображения, различных форм мышления.



1.2 Познавательное развитие его особенности у детей старшего дошкольного возраста.

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности. Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.  В период дошкольного детства благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. Образ мира формируется в процессе развития познавательной сферы, которая состоит из 3 – х компонентов:
1. познавательные процессы восприятие, внимание, память, воображение, мышление);
2. информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);
3. отношение к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира). Все компоненты познавательной сферы тесно связаны между собой.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы. Однако следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети эмоциями. Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Соотношение компонентов познавательной сферы – «информации» и «отношения к информации» - определяется уровнем развития познавательных процессов ребенка того или иного возраста, то есть первым компонентом познавательной сферы. Чем меньше ребенок, тем очевиднее несовершенство, неразвитость его психических процессов. Участвующих в познании. Однако заметим: процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому родители, педагоги, - должны всегда помнить: процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. И в конечном счете, именно это отношение будут определять, на что в будущем он направит свои знания и развитие способности. Неразрывность и взаимосвязанность компонентов «информация» и «отношение к информации» очевидна. Так, любой человек, читает ли он книгу, смотрит ли телевизор все время получает в том или ином виде информацию, которая, помимо его воли, формирует определенное отношение к сведениям, фактами событиям, которые он постиг. Иными словами, дойдя до человека, став его достоянием, информация оставляет в его душе определенный чувственный, эмоциональный след, который мы называем «отношением». Вот именно формирование отношения к миру и выступает лейтмотивом познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

Каким должно быть это отношение?
- познавательным - мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать;
- бережным - мир хрупок и нежен, ему нельзя вредить, я хочу защитить мой мир;
- созидательным - мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту.  Мир ближайшего окружения ребенка старшего дошкольного возраста прочен и ясен, в его сознании накоплен значительный информационный багаж, который необходимо постоянно пополнять. У детей наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру. В исследованиях Н.Н. Поддъяковой обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста. Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающие знания – мощный стимулятор умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания (8, с.225). Работая с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время обеспечивает непрерывный рост и неопределенных неясных знаний. Однако отметим: информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательные потребности и интересы. Положительное отношение создается двумя путями. Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность хотя бы частично связана с прежними интересами. Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата и т.п. Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности. I. Подготовка почвы для интереса: а) подготовка внешней почвы для воспитания интереса: организация жизни и создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данном объекте или в данной деятельности у данной личности; б) подготовка внутренней почвы предполагает усвоение известных знаний, умений, наличной общей опознавательной направленности. II. Создание положительного отношения к предмету и к деятельности и перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие. Это отношение не является еще интересом в подлинном смысле слова, но является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешне обусловленной потребности в деятельности (нужно, следует) к потребности, принятой ребенком. III. Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности.

IV. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии. Два первых момента при формировании стойких интересов приобретают особенно важное значение и занимают самостоятельное большое место; работа по воспитанию отношения занимает длительное время. Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество. Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать. При правильном педагогическом подходе окружающих людей (особенно учителей, воспитателей, родителей) интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более ненасыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением – важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «ненасыщаемости» интереса, т.е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью. Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни». Эта тенденция и эти стремления, подчиняя себе все дополнительные мотивы и интересы, входят в характеристику личности. Но и эта широкая система отношений, отраженная в эмоционально-познавательной направленности, складывается в ходе организованной поисковой деятельности, без которой подлинный интерес не возникает.


1.3. Ознакомление детей с окружающим миром как средство развития кругозора старших дошкольников.

Основная задача занятий по ознакомлению с окружающим миром состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную систему знаний, отражающую существенные связи в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает. Обогащение чувственного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания – ощущений, восприятия, представлений.

Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя:

  • Ознакомление с явлениями социальной жизни;

  • Ознакомление с предметным миром, созданным человеком;

  • Ознакомление с явлениями живой и неживой природы.

Во время занятий детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений.

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками человека, у детей формируется представление о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.

В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меняющейся среде – дети учатся видеть понимать реальные причины зависимости.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. «Живое» действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную познавательную деятельность. Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно-следственные связи между предметами и взаимодействиями ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.

Деятельность детей дошкольного возраста отличается по видам и содержанию, а, следовательно, по возможностям оказывать влияние на умственное развитие. В различных видах деятельности перед ребёнком возникают разные познавательные задачи, решение которых составляет органическую часть той или иной деятельности. Умственное воспитание дошкольников осуществляется в игровой деятельности, в специально созданных взрослыми подвижных, дидактических играх заключены разнообразные знания, мыслительные операции, умственные действия, которые дети должны освоить. Творческие игры по своей природе отобразительны: в них дети отражают свои впечатления об окружающей жизни, знания усвоенные ранее. В процессе игры эти знания поднимаются на новый уровень – переводятся в речевой план, следовательно, обобщаются, преобразуются, совершенствуются [20, с.113]. В последние годы все активнее в качестве условий для развития умственных способностей, познавательной деятельности выступают разнообразные формы повышения познавательной активности и познавательного интереса детей дошкольного возраста. Например, такие формы как развлечения познавательного характера (культурно - досуговая деятельность), самообразование ребёнка. Предметно-развивающая среда, созданная в саду для развития познавательной деятельности детей – неиссякаемый источник для наблюдений, бесед с ребёнком в течение всего учебного года. В ОУ создана экологическая тропа, разработан маршрут экологической тропы¸ план работы на экологической тропе. В детском саду создано «экологическое пространство». Там собраны карты, атласы, схемы, макеты фруктов и овощей, «живой» уголок, календарь природы, макет дерева, собран материал о временах года, о жизни животных леса, о пользе леса, о воде, видео диски «Времена года с тетушкой Совой», демонстрационный материал, лабораторный материал для проведения опытов Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Для поддержки познавательного интереса мы использовали нетрадиционные методы. Возможности такого подхода заложены в развивающей системе обучения В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. С целью развития детского экспериментирования в группе был переоборудован уголок экспериментирования для самостоятельной свободной деятельности и индивидуальных занятий. Нами была подобрана серия экспериментов с объектами неживой природы, которые мы использовали в нашей работе с детьми старшего дошкольного возраста. Мы обогащали опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов. Дети активно участвовали в экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы Нами особое внимание оделась сказкам. В импровизированных познавательных сказках в завуалированной форме передаётся некоторая информация, вносятся разъяснения по поводу рассматриваемого, наблюдаемого предмета, объекта, явления. Благодаря познавательным рассказам, сказкам - пояснениям дети имеют возможность эмоционально соприкоснуться с природой. Основой для познавательных сказок и рассказов является различная познавательная информация, героями сказок могут быть вымышленные персонажи или реальные вещи, предметы, объекты природы, которые наделяются несвойственными им человеческими способностями (мысли, речь, поступки и пр.). В каждой познавательной сказке или рассказе герои сталкиваются с кем-то или чем-то неизвестным, незнакомым, и в процессе знакомства открывают для себя много нового и интересного: попадая в трудную ситуацию, преодолевают её; при встрече с интересным собеседником получают новую информацию [4, с.36].Вместе с героями сказки дети познают и узнают много интересного. Мы использовали на занятиях по ознакомлению с окружающим мультимедийные технологи в виде компьютерных программ, слайд-фильмов и презентаций. Такая форма занятий вызывает интерес у детей за счет реалистичности и динамичности изображения. А если есть интерес, то возникает желание заниматься. В этом году мы с воспитанниками принимали активное участие в районной научно-практической конференции. Воспитанники детского сада Соколова Саша и Шальнова Ксюша защищали свой проект на тему «Спички», за что были награждены дипломами участника. Вдовин Денис представил свой проект «Овес» и занял второе место. В течение года нами проводились экологические акции: «Подари цветок», «Поможем природе», «Елочка, зеленая иголочка», «Помоги птицам», «Самый красивый участок», с помощью которых дети учились бережнее относится к природе, быть более внимательными к окружающему миру, увидели зависимость окружающего мира от жизни и деятельности человека.

Выводы по 1 главе

Из анализа психолого-педагогической литературы, мы определили что познание - это сложное образование, в котором выделили 2 компонента, неразрывно взаимосвязанных между собой. Первый компонент включает в себя информацию, состоящую из отдельных сведений, фактов, событий нашего мира и мыслительные процессы, необходимые для получения и переработки информации. Это то, что интересует ребенка, что он выбирает из окружающего мира для своего познания. Способы и средства познания. Как ребенок перерабатывает информацию. Вторым компонентом познания является отношение человека к информации. Дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо,отрицательно. Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

Ознакомление детей с окружающим миром формирует у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и неживом мире, о взаимосвязи взаимозависимости объектов и явлений природы.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает.


  1   2   3

Похожие:

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» icon«Обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с окружающим миром»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «центр развития ребенка – детский сад №232»
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» iconЛевшина Надежда Петровна математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и занимательных игр
Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических и занимательных игр
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» iconМетодические рекомендации по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста одной из наиболее актуальных проблем в развит
Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. «Апробация моделей образования детей старшего дошкольного возраста...
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» icon«Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности через сказку и сказочные образы»

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» iconФормирование операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
I. Теоретический анализ проблемы формирования операций мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» iconТема:«развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в художественной студии как формы дополнительного образования»

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» icon«Специальный (коррекционный) детский дом №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Развитие связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с онр посредством картины и наглядного моделирования
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» iconРазвитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности
Реферат на тему: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» iconЗакономерность обнаруживается равно и в стихосложении, и в музыке
Развитие ритмического слуха как компонент музыкальности у детей старшего дошкольного возраста
«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром» iconКонкурсные материалы для «Пчёлки 2012» тема: «Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях массового детского сада»
Система работы учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница