Программа элективного курса экологическая химия




Скачать 161.72 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса экологическая химия
Дата20.01.2013
Размер161.72 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования Республики Марий Эл

Муниципальное управление отдел образования г. Волжска

Муниципальное учреждение образования средняя (полная) общеобразовательная школа №10


Программа элективного курса


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ

(10 класс)


Волжск
2005

Одобрена на заседании школьного Утверждена на заседании

методического объединения методического совета

учителей химии, биологии МОУ СОШ №10

географии и естествознания

___ _____________ 200 г ___ ____________200 г.

Руководитель ШМО ________ Зам. Директора по УВР ________


ОДОБРЕНА СОСТАВЛЕНА

Городским методическим в соответствии с государственными

объединением учителей требованиями к минимуму содержания

химии и биологии и уровню подготовки выпускника

____ __________ 2006 года ____ ____________ 2006 года

Протокол № ___ Заместитель директора по учебной

Руководитель ГМО _________ работе ____________ Т.В.Палагина

Н.В. Яшкова


Автор: Бурангулова Рушания Нурлыгаяновна

- учитель высшей категории, кандидат химических наук


Рецензент: Мичукова Марина Валентиновна – заместитель директора

МУДО «Волжский детский экологический центр»


Рецензия

на программу элективного курса «Экологическая химия»,

предназначенного для учащихся 10-х классов

Автор: учитель химии высшей категории, кандидат химических наук

Бурангулова Рушания Нурлыгаяновна


Элективный курс разработан для учащихся 10-х классов и призван вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, продолжения образования, правильной ориентации в окружающей среде. Программа рассчитана на 34 часа и состоит из 5 разделов.

В пояснительной записке обоснованы цели и задачи курса, аргументированы актуальность и новизна программы.

Первый раздел «Общие вопросы охраны природы» (4 часа) знакомит учащихся историей охраны природы, международным сотрудничеством в данной области, основными видами загрязнений окружающей среды и влиянием их на здоровье человека.

Раздел «Гидрохимия» (8 часов) посвящен изучению основ гидрохимии, загрязнителями водной среды и их влиянием на окружающую среду, видами сточных вод и способами их очистки, состоянием водных объектов Республики Марий Эл и Г. Волжска, знакомит основными предприятиями-загрязнителями, методами количественного определения некоторых веществ в водах.

Раздел «Геохимия» (8 часов) предлагает изучение видов почв и загрязнителей почв. Кроме того, предусмотрено рассмотрение явления радиоактивности, ядерных реакций.

В разделе «Химия атмосферы» (8 часов) рассматриваются защитные реакции атмосферы, промышленные предприятия и автотранспорт как основные загрязнители атмосферы, причины возникновения кислотных дождей и озоновых дыр и меры борьбы с ними.

Последний раздел посвящен изучению влияния искусственных полимерных материалов на окружающую среду.

Материал программы подобран таким образом, что происходит движение от простого к сложному, включает в себя в основном новые знания, не содержащиеся в базовых программах, но необходимые для последующей жизни. Работа над темами предполагает большой объем самостоятельной работы.

По практической направленности курса создаются условия для повышения общей и экологической культуры, формируется навык работы с дополнительной литературой, приобретается умение анализировать и отстаивать свое мнение.

Программа предполагает проведение занятий различного типа: лекции, семинарские занятия, обсуждение проблемных ситуаций, эвристические дискуссии, защита проектов, рефератов и научно-исследовательских работ.

В заключение программы предлагается список литературы и темы проектов.

Программа прошла апробацию в 2005-2006 учебном году и получила высокую оценку, как со стороны учащихся, так и со стороны учителей химии и экологии.

Материал программы актуален поскольку в настоящее время предмет «Экология» исключен из программы для общеобразовательных школ.


Заместитель директора по УВР

Волжского детского экологического М.В.Мичукова

Центра, п.д.о. высшей категории 25.08.2006 г.


Пояснительная записка


В настоящее время человечество живет в условиях созданной им техносферы. Потребности человека в необходимых веществах и материалах удовлетворяет постоянно развивающая технология. Вместе с тем НТР имеет обратную сторону, характеризующуюся ухудшением состояния окружающей среды, обеднением природных и энергетических ресурсов. Важнейшим условием решения создавшейся ситуации является не только понимание сущности проблем, но и поиск эффективных способов их решения, осознание важности собственного вклада в него каждого человека. Для этого необходимо повышение уровня естественнонаучного образования и экологической культуры населения.

В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает значительное место, поскольку является важной наукой в познании законов природы, в решении глобальных экологических проблем, в формировании научной картины мира. Кроме того, экологические проблемы имеют в основе химическую природу, а в решении многих из них используют химические средства и методы. Недостаточность химической и экологической грамотности порождает угрозу безопасности человека и природы, недооценку роли химии в решении экологических проблем.

Данный курс призван вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, продолжения образования, правильной ориентации в поведении в окружающей среде.

Целью настоящего курса является вооружение учащихся знаниями основ экологической химии, раскрытие роли химии в познании природы и решении создавшихся экологических проблем.

Задачи курса:

- раскрытие роли химии в формировании картины природы,

- повышение мотивации учения, интереса к познанию химии,

- формирование химической картины природы как важного компонента научного миропонимания,

- содействие адаптации учащихся к постоянно изменяющимся условиям жизни,

- обеспечение химико-экологического образования и развитие экологической культуры.

Настоящая программа разработана для учащихся 10 – 11 классов, курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).


Программа курса


Общие вопросы охраны природы (4 часа).

Природа и общество. Международное сотрудничество в области охраны природы. История охраны природы. Влияние хозяйственной деятельности на природу. Виды загрязнений. Химическое загрязнение и здоровье человека. Стандарты качества окружающей среды. Предельно допустимая концентрация. Предельно допустимый выброс. Предельно допустимый сброс.

Гидрохимия (8 часов).

Гидрохимия как наука. Вода во вселенной. Строение гидросферы. Водное богатство РМЭ. Химический состав природных вод. Виды вод. Биогенные элементы и микроэлементы в водах. Запасы воды на Земле. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды. Виды сточных вод и способы их очистки. Способы определения концентраций загрязняющих веществ в природных и сточных водах. Определение неорганических веществ. Определение органических веществ. Химическое потребление кислорода. Биологическое потребление кислорода. Газовый режим водоемов. Химия подземных вод. Химия морей и океанов. Охрана водных ресурсов. Самоочищение водоемов. Мониторинг природных вод.


Геохимия (8 часов).

Предмет геохимии. Химия земной коры. Основатели геохимии и минералогии. Периодическая система химических элементов и ее значение для геохимии. Явление радиоактивности. Ядерные реакции. Влияние радиации на здоровье. Почва. Виды почв. Загрязнители почв. Методы определения загрязняющих веществ в почвах. Охрана почв.


Химия атмосферы (8 часов)

Состав атмосферы. Защитные реакции атмосферы. Основные загрязнители атмосферы. Промышленные предприятия. Автотранспорт. Загрязняющие вещества атмосферы и их влияние на здоровье человека. Кислотные дожди и их происхождение. Коррозия металлов и меры борьбы с ней.


Полимеры и окружающая среда (4 часа)

Высокомолекулярные соединения. Полимеры органические и органические. Природные полимеры. Способы получения полимеров. Способы утилизации полимеров. Разрушение полимеров в окружающей среде.


Защита проектов (2 часа).


Календарно-поурочное планирование курса


№ урока

Тема урока

Кол.часов

Дата

1

Международное сотрудничество в области охраны природы

1




2

История охраны природы

1




3

Хозяйственная деятельность и окружающая среда

1




4

Химическое загрязнение и здоровье

1




5

Предмет гидрохимии

1




6

Гидросфера

1




7

Виды вод и их запасы

1




8

Загрязнение природных вод

1




9

Виды сточных вод и способы их очистки

1




10

Способы определения загрязняющих веществ в водах

1




11

Охрана водных ресурсов

1




12

Мониторинг природных вод

1




13

Предмет геохимии

1




14

Химия земной коры

1




15

Радиоактивность. Ядерные реакции

1




16

Радиация и здоровье человека

1




17

Почва. Виды почв

1




18

Загрязнители почв

1




19

Определение загрязнителей в почвах

1




20

Охрана почв

1




21

Состав атмосферы

1




22

Защитные реакции атмосферы

1




23

Загрязнители атмосферы

1




24

Автотранспорт - основной загрязнитель атмосферы

1




25

Загрязнители атмосферы и их влияние на здоровье

1




26

Кислотные дожди и их происхождение

1




27

Коррозия и методы борьбы с ней

1




28

Охрана атмосферы

1




29

Полимеры органические и неорганические

1




30

Полимеры природные и синтетические

1




31

Способы получения полимеров

1




32

Разрушение полимеров в окружающей среде

1




33

Защита проектов

1




34

Защита проектов

1






Список литературы


  1. Указ Президента Российской Федерации №230 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»- Российская газета,9 февраля 1994 года.

  2. Ломова М.а. Пути повышения эффективности биологической очистки сточных вод. М. 1981.-48 с.

  3. Красовский Г.Н. Обоснование оценочных показателей для санитарного контроля сточных вод.- Бумажная промышленность, 1990, №6,с. 5.

  4. Отчет ВНИИВодГео,1991.

  5. Правила охраны поверхностных вод. М. 1991

  6. Голубовская Э.К. Биологические основы очистки воды. М. Высшая школа. 1998.-200 с.

  7. Временное методическое указание № 250 -1463 от 22.09.86г.Госкомгидромета.

  8. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и хон экологического бедствия. Зеленый мир. 1994, № 12.с.10.

  9. Лурье Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. М. Химия. 1984.456 с.

  10. Новиков В.В., Ласточкина К.О. и др. Методы исследования качества воды водоемов . М. Медицина. 1990. 300 с.

  11. Тимофеева С.С., Беспалова В.З., Бейм А.М. Экспресс анализ лигнинных веществ в очищенных сточных водах. Бумажная промышленность. 1989, №6, с.10.

  12. Методическое руководство по биотестированию воды. РД 118-02-90. М. 1990. 41с.

  13. Изучаем экологию экспериментально. Санкт-Петербург. 1979.-64 с.

  14. Ввозная Н.Ф. Химия воды и микробиология. М. Высшая школа. 1979. -340 с.

  15. Доливо-Добровольский А.К. и др. Химия и микробиология воды. Киев. Вища школа. 1971. -306с.

  16. Ежегодник качества поверхностных вод. Обнинск. 1992.-456 с.

  17. Хвастунов А.И. Экологические проблемы малых и средних городов: оценка антропогенного воздействия. Научное издание . Йошкар-Ола, 1999г.

  18. Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Марий Эл в 2003 году. – Йошкар-Ола, 2004




Лист экспертной оценки учебной программы элективного курса "Экологическая химия" (10 класс)

Экспертная группа председатель Печникова Г.В., члены группы: Гаврилова А.Н, Романова Т.П.

№п/п

Требования к программе

Весовой коэфф..

Кол-во баллов

Оценка с учетом коэф.

1

Соответствие содержания программы целям общего образования и действующим образовательным стандартам

3

3

9

2

Новизна программы для учащихся

2

3

6

3

Мотивирующий потенциал программы

2

2

4

4

Полнота содержания учебного материала, включенного в программу

3

3

9

5

Прогрессивность, научность содержания обучения

2

3

6

6

Инвариантность содержания программы

1

2

2

7

Соответствие степени обобщенности знаний, включенных в программу, ожидаемым результатам

3

2

6

8

Практическая направленность содержания программы

2

3

6

9

Связность или систематичность содержания учебного материала в программе

3

3

9

10

Соответствие способа развертывания содержания учебного материала в программе поставленным целям

3

2

6

11

Соответствие методов обучения поставленным в программе целям

2

3

6

12

Контролируемость промежуточных и итоговых результатов реализации программы

1

2

2

13

Чувствительность программы к сбоям

1

3

3

14

Реалистичность программы с точки зрения времени, которое отведено на ее выполнение

3

2

6

15

Эффективность программы с точки зрения времени, отведенного на ее реализацию

1

3

3

Итоговая экспертная оценка

86%

 

Экспертное заключение: программа рекомендована, не рекомендована (нужное подчеркнуть) к опубликованию
















____ ________________ 2007 г.

Г.В.Печникова







А.Н.Гаврилова







Т.П.Романова
















Примечание:




За соответствие каждому из перечисленных требований экспертом выставляется баллы




0 - программа не соответствует данному требованию




1 - программа частично соответствует данному требованию




2 - программа в основном соответствует данному требованию




3 - программа полностью соответствует данному требованию

Похожие:

Программа элективного курса экологическая химия iconПрограмма тематическое планирование (17 ч) Автор-составитель: учитель химии Чунихина Елена Ивановна Липецк 2006 пояснительная записка программа элективного курса «Химия и общество»
Программа элективного курса «Химия и общество» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 –го класса с ориентацией на...
Программа элективного курса экологическая химия iconПрограмма элективного курса по химии химия в промышленности
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса или профильных классов (10-11кл) средних школ, естественно – научного...
Программа элективного курса экологическая химия iconКурс по выбору «Химия жизни»
Элективный курс «Химия жизни» входит в число дисциплин, включенных в учебный план, и опирается на такие предметы, как биология, химия,...
Программа элективного курса экологическая химия iconКурс по выбору «Химия в нашей жизни»
Программа элективного курса «Химия в нашей жизни» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-го классов с ориентацией...
Программа элективного курса экологическая химия iconПрограмма элективного курса «Что ты знаешь о своей наследственности»
Программа курса предназначена для подготовки учащихся 9 классов. Рассчитана на 18 часов (1 час в неделю). Вид элективного курса:...
Программа элективного курса экологическая химия iconПрограмма элективного курса «Химия и пища»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Купинского района
Программа элективного курса экологическая химия iconПрограмма элективного курса «Биохимия химия жизни»
Вдовина Т. О., к п н., Заслуженный учитель рф, моу «Физико-технический лицей №1г. Саратова»
Программа элективного курса экологическая химия iconОбразовательная программа элективного курса для учащихся 9 класса «Химия в быту»
Содержание курса знакомит старшеклассников с химическим составом, свойствами и применением веществ и материалов, встречающихся в...
Программа элективного курса экологическая химия iconПрограмма элективного курса «Экспериментальное приложение к курсу органическая химия»
Вдовина Т. О., к п н., Заслуженный учитель рф, моу «Физико-технический лицей №1г. Саратова»
Программа элективного курса экологическая химия iconПрограмма элективного курса по литературе
Программа элективного курса «Анализ художественного произведения» составлена с опорой на учебное пособие Е. И. Никитиной “Русская...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница