Коммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.)




Скачать 374.9 Kb.
НазваниеКоммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.)
страница1/2
Дата19.01.2013
Размер374.9 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2
На правах рукописи


Шатин

Илья Михайлович


Коммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.)


Специальность 23.00.02 – Политические институты, процессы

и технологии


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата политических наук


Москва – 2012

Работа выполнена на кафедре теоретической и прикладной политологии факультета истории, политологии и права Историко-архивного института федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ).


Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор

Зимина Валентина Дмитриевна

Научный консультант: кандидат политических наук, доцент

Борисов Николай Александрович

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой теории и практики общественных связей ИАИ ФИПП РГГУ

Клягин Сергей Вячеславович


кандидат исторических наук, помощник депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Романишина Вероника Николаевна


Ведущая организация: ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Финансовый университет)


Защита состоится 2 ноября 2012 года в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.198.14, созданного на базе РГГУ, по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д.6. ауд. 273.


С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки РГГУ по адресу: 125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д.6.


Автореферат разослан 2 октября 2012 года.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент Н.В. Шатина


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Трансформация роли политической власти в условиях информационного общества актуализирует задачи анализа политических решений и программ, коммуникативных стратегий и практик власти1. Начиная со второй половины XX в. исследователи в области социально-политических наук отводят коммуникации ведущую роль в общественно-политических отношениях. Т. Парсонс2 и Н. Луман интерпретировали власть, как средство коммуникации. В частности, Н. Луман определял власть в качестве «символически генерализованного коммуникативного средства»3. Совершенно не случайным оказывается и то, что информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) рассматриваются современными политологами, как значимый политический ресурс власти (К. Дойч).

Начиная с конца первого десятилетия XXI в. достаточно очевидным становится то, что российская политическая власть осознает значимость ИКТ и приступает к выработке целенаправленной политики в области интернет-коммуникаций. Коммуникативные задачи включаются в число стратегических приоритетов для российской политической власти. Предпринимаются попытки создания эффективных систем коммуникации, использующих интернет-технологии – проектов «Электронного правительства» (федерального и региональных), проекта «Открытого (Большого) правительства» единого портала Государственных услуг, порталов общественного обсуждения проектов федеральных законов, персональных интернет-ресурсов представителей политической власти (блоги, Twitter аккаунты) и др.

Актуальность исследования коммуникативных стратегий российской политической власти в интернет-пространстве обусловлена рядом факторов:

- необходимостью теоретического осмысления адаптации практик реализации коммуникативных стратегий политических акторов к принципам функционирования современного Интернета;

- возрастающей ролью коммуникативных стратегий политических акторов, в качестве основания в процессе формирования, удержания и наращивания политической власти;

- изменением качеств и способов реализации политической власти в условиях информационного общества;

- необходимостью анализа и систематизации обширного эмпирического материала, коммуникативных практик российской политической власти в Интернете 2008 по 2011 гг. в целях выработки подходов к их оптимизации;

- потребностью понимания политическими акторами принципов формирования оптимальных коммуникативных стратегий их практического применения;

Проблема исследования. Основной проблемой исследования стало изучение содержания, способов формирования и реализации коммуникативных стратегий российской политической власти в Интернете.

Гипотеза исследования: В конце первого десятилетия XXI в. российская политическая власть осознает стратегическую значимость коммуникативных возможностей современного Интернета в реализации своих целей, задач и функций, и приступает к осуществлению ряда коммуникативных проектов в Интернете, сохраняя ориентацию на традиционные коммуникативные схемы.

Степень научной разработанности темы (историография). Начиная с середины XX в. социально-политические процессы демонстрируют неуклонный рост значимости коммуникативных аспектов в области политического. Исследователи стали обращаться к анализу политической коммуникации, как стратегическому элементу в политических процессах.

Наиболее значимым историографическим подходом в исследуемой нами теме оказывается политико-коммуникативный подход, возникновение которого связано с изучением методов и технологий ведения пропаганды в период первой мировой войны. Первые фундаментальные исследования в области политической коммуникации появились в к. 1940-50-х гг. (Э. Деннис, Ж.-М. Коттре, П. Лазарсфельд, Д. Уилхем, Р.-Ж. Шварценберг и др.). Особый интерес представляют работы Г. Лассуэлла, который в 1930-40-х гг., исследовал пропагандистские техники и способы коммуникации, предложив собственную логическую модель осмысления процесса коммуникации (Кто говорит? - Что сообщает? - Кому? - По какому каналу? - С каким эффектом?)4.

Работы Лассуэлла определили вектор исследований в области политической коммуникации в 1950-70-х гг. – построение схем и моделей коммуникации. Так, Р. Брэддок, включил в «лассауэлловскую модель» два новых фактора: цель и обстоятельства коммуникативного сообщения. Свою модель коммуникационного процесса предложили математики К.Шеннон и У.Уивер, обратив внимание на каналы коммуникации и возможные искажения передаваемого сообщения. В 1970 г. новую интерпретацию коммуникационного процесса предложил М. Дефлёр, выдвинув на первый план проблему «декодирования» адресатом первоначального сообщения, отправленного «источником».

В качестве отдельной проблемы исследователи выделяли факторы субъектно-объектных отношений участников коммуникативного процесса (работы Ж.-М. Коттрэ и К. Сайнна). К. Сайнн обратил внимание на роль политической элиты, которая в рамках информационного обмена конструирует и передает «вниз» (через бюрократический аппарат и СМК) информацию, укрепляющую ее собственную легитимность.

В рамках сложившихся к середине XX в. исследовательских подходов коммуникация понималась как универсальный и линейный процесс преобразования информации в каналах социально-политической системы.

Попыткой преодоления ограниченности моделей однолинейной коммуникации стали модели, впервые предложенные голландскими исследователями Й. Бордвиком и Б. ван Каамом (модель вещания; диалоговая модель, консультационная модель, регистрационная модель), описывающие виды двусторонней и многосторонней коммуникации, что позволило включить в поле коммуникативного анализа политической сферы большее количество субъектов и видов взаимодействий.

Важным направлением политико-коммуникативных исследований, начало которому было положено также в середине XX в. стало исследование политического, как системы коммуникаций и информационных потоков (Г. Иннис, К. Дойч). Г. Иннис впервые поставил вопрос о влиянии влияние коммуникации на общественно-политическое развитие государства, выявив, что средства коммуникации определяют тип общественного устройства и создают значимые социально-политические эффекты, а характеристикой политической власти становиться возможность контроля над СМК. К. Дойч предположил, что изучение политической коммуникации могло бы стать средоточием всей политологии, подвергая анализу политические как обширные коммуникационные сети.

Значимость политических коммуникаций для анализа политической современности отмечал и Маршалл Маклюэн, который еще в 1960-70-е гг. предложил рассматривать коммуникативные технологии в качестве решающего фактора формирования социально-экономической системы. Его концепции легли в основу современных коммуникативных теорий сетевого общества.

Развитие политической коммуникативистики тесно связано с формированием теорий постиндустриального и информационного обществ (Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Дарендорф, А. Дж. Нэйсбитт, О. Тоффлер и др.).

Современное состояние исследований в области политической коммуникации определяется подходом, основанным на понимании ее как определяющего феномена современного общества.

В рамках теоретического блока исследований можно выделить те же ключевые направления: лассуэлловские «коммуникативные схемы» в их новой интерпретации и системные институциональные подходы К. Дойча, философские подходы же базируются на идеях М. Кастельса и М. Маклюэна.

Среди исследователей, работающих в русле моделирования коммуникативных схем наиболее интересными представляются работы Г. Бейтсона, предложившего двухуровневную модель коммуникации (трансляция сообщения от коммуникатора к аудитории через лидеров общественного мнения («opinion leaders», ЛОМов)). Эта модель позволяет учитывать сложный характер современных средств коммуникации (в частности Интернета), выявлять особенности распространения информации в современном обществе и анализировать коммуникативные стратегии в контексте реалий современной политической действительности5.

В рамках философского подхода ключевыми оказываются работы, связанные с исследованием роли массовой коммуникации и масс-медиа в становлении современных социально-политических процессов и способов формирования и бытования социальных систем. Здесь следует выделить работы М. Кастельса (концепции сетевого общества), П. Бурдье (концепции «социального поля»), Ю. Хабермаса (теория публичной сферы и теория коммуникативного действия) и др. Среди российских исследований в рамках данного направления интересны идеи А.В. Назарчука (о сетевой логике современных коммуникаций). Концепции сетевого общества для нашего исследования оказываются весьма значимыми, так как они позволяют осмысливать способы реализации коммуникативных технологий в Интернете.

Группу теоеретико-прикладных исследований составляют работы западных и отечественных авторов в области политико-коммуникативного пространства Интернета и интернет-технологий. Западные авторы вплотную приступают к разработке данной проблематики уже в конце 1980-х гг. Сегодня можно говорить уже о целом сегменте исследований, причем разделенном по специализированным профессиональным областям (социология, политология, психология и др.). Наиболее развитым и интересным для нас направлением является изучение «пространственного» содержания Интернета и его сетевой структуры. В рамках этого направления работают К. Чешер, Г. Рейнгольд; С.Р.Б. Бердаль, Дж. Барлоу, Т. Брау, П. Грэхам, Д. ДиНуччи, М. Додж, Р. Клинг, Дж. Рул, М. Вемкер, Х. Фарелл, Д.В. Дрезднер, Н. Агруолл. М. Гладуэлл, Р. Скрента, Л. Лессиг, Й. Курбалийя, Т.О’Рейли, Т.Бернерс-Ли и др.

Непосредственный интерес для нас представляют работы, анализирующие потенциал интернета как гражданского инструмента реализации и накопления коммуникативной власти (С. Р.Б. Бердаль), описывающие наличие непосредственной связи между развитием информационных технологий и политикой подчеркивается рядом исследователей (Л. Лессиг), а также сотрудничество политических элит и представителей интернет-индустрии в сфере политического управления (Й. Курбалийя).

Важно отметить группу работ, в которых исследуются роль политических последствия использования информационных технологий и электронных медиа в политических процессах современны государств. К их числу можно отнести работы: Ф.Н. Говарда, Х. Номана и К. Джиллиан, Д. Хейнса и др.

Вопросы, связанные с изучением политического пространства и политических коммуникаций в Интернете привлекают российских исследователей начиная с последнего десятилетия XX в. К их числу можно отнести работы Е. Горного, посвященные историографии Интернета; Д. Гусева, А. Ольшевской, С. Большакова и др., связанных с теорией и практикой избирательных коммуникаций в т.ч. в Интернете (политическая реклама и PR, политическое консультирование и т.д.); М.Н. Грачева, разрабатывающего как теоретические, так и прикладные проблемы политической коммуникативистики6; Д. Иванова и И.Быкова, исследующих аспекты Интернета как средства политической коммуникации»; а также работы Ю. Чернышева и А. Лебедева, изучающих средства веб 2.0 и потенциал социальных сетей в политическом процессе современной России.

Еще одну группу работ составляют исследования, посвященные коммуникативным основаниям современной политической власти. Мы обращали особое внимание на те теории и объяснительные концепты, которые рассматривают политическую власть с точки зрения информации и коммуникативных процессов, что превращает коммуникативные стратегии в важнейший элемент механизма реализации власти. В этом ключе для нас оказываются наиболее важными концепции таких исследователей как П. Бурдье, К. Дойч, Н. Луман, С. Льюкс, Т. Парсонс, М. Фуко, Ю. Хабермас, Х. Арендт, а также А.И. Соловьев, Е.П. Тавокин и др.

К работам, затрагивающим стратегические аспекты коммуникации в социально-политических процессах можно отнести, работы А. Чандлера, М. Портера, И.Ансоффа, Х. Минцберга, Г. Хамеля, Ю. Хабермаса, Т.А. ван Дейка, В. Кинча, К. Левина. Из числа русскоязычных исследований можно выделить работы Н. Муравьевой, И.В. Труфановой, М.В. Шпильмана, анализирующих особенности речевой и текстовой коммуникации в формировании коммуникативных стратегий; работы С. Дацюка, М. Грачева М. Кузнецова, затрагивающие проблемы стратегий и моделей коммуникативных взаимодействий с точки зрения политической коммуникации.

Наиболее продуктивными для исследования коммуникативных стратегий власти оказываются: двухуровневая модель коммуникации Г. Бейтсона; модель «привратника» К. Левина и Д. Уайта; модель К. Синна; модель «коммуникации масс» Й. Гребеля; модель «иерархической» и «демократической» коммуникации, модели стратегической коммуникации С. Дацюка и М. Грачева.

Вместе с тем вопрос о значении коммуникативных основаниях стратегий современной политической власти в интернет пространстве остается практически не исследованным. Мало исследованными остаются коммуникативные проекты российской политической власти, реализованные в интернете в нач. XXI в. Именно поэтому представляется актуальным попытаться отчасти восполнить обнаруженный в современной политической науке пробел, особенно в сфере теоретического и практического анализа механизмов и способов реализации коммуникативных проектов российской политической власти в Интернете.

Объектом данного исследования явились политические коммуникации российской политической власти в информационном-коммуникативном пространстве Интернета.

Предмет исследования – основные тенденции и закономерности коммуникативных стратегий российской политической власти в интернет-пространстве, реализуемых на основе механизмов политической коммуникации.

Целью исследования стало изучение механизмов и способов функционирования российской политической власти в современном коммуникативном пространстве Интернета.

В рамках исследования решены следующие задачи:

1. На основе анализа теоретических моделей и подходов в области политической коммуникации и анализа коммуникативной природы современной политической власти в информационном обществе определены сущность и понятие феномена коммуникативных стратегий.

2. Исследованы и определены технологические основания и политический потенциал Интернет-инструментов в реализации коммуникативных стратегий власти, а также основные формы, каналы и способы применения интернет-технологий в практиках современной политической коммуникации, в частности роль персональных сетевых связей в ссылочно-сетевой структуре Интернета и потенциал инструментов Веб 2.0 в формировании и реализации коммуникативных стратегий политических акторов.

3. Осуществлена реконструкция коммуникативных стратегий российской политической власти в Интернете на основании анализа коммуникативных проектов, реализованных в период с 2008 по 2011 гг. Дана классификация данных проектов на основе их стратегического содержания и коммуникативной направленности. Исследованы коммуникативный потенциал и эффективность реализации проектов в рамках коммуникативной стратегии политической власти.

Операционализация основных понятий исследования. В работе определен ряд терминов, необходимых для раскрытия темы.

Под политической коммуникацией понимается процесс обмена политической информацией между структурными элементами политической системы и политическими акторами, моделируемый абсолютно сознательно, а, следовательно, и имеющий четко структурированные принципы, схемы и стратегические цели, а также и совокупность коммуникативных процессов, оказывающих влияние на сферу политического. При этом политическая коммуникация может осуществляться, как через специфические организации (политические партии, государственные и общественные институты), так и через печатные и электронные СМИ, а также через неформальные каналы.

Политическая власть рассматривается, в первую очередь, как институциональная структура, включающая определенный набор функциональных уровней, взаимодействующих между собой, ключевой характеристикой которой, формирующей основания ее легитимации, является коммуникация. Объектом данного определения является макрополитическая система власти (а именно, ее высшие инстанции, политическое руководство, правительственные органы и центральные учреждения), распространяющаяся на ключевые и первостепенные внутренние процессы общества, внутреннюю и внешнюю государственную политику.

Принципиально важным является понятие коммуникативной стратегии политической власти, определенное автором в ходе самостоятельного анализа, в качестве – долгосрочной, перспективной задачи политической власти, направленной на сохранение и удержание властных полномочий, превращение их в эффективный инструмент проведения и легитимации политических решений, осуществляемой с помощью коммуникативных технологий и практик: текстов, речевых практик, СМИ, ИКТ (в том числе глобальной телекоммуникационной сети интернет, и интернет-технологий), путем реализации отдельных или ряда последовательных коммуникативных проектов (в частности, направленных на оказание влияния на общественное мнение).

Теоретические основания работы. Теоретическими основаниями диссертационного исследования стали следующие концепты: группа теорий коммуникации (и в частности, теории массовой коммуникации), теории информационного общества, социальных сетей.

В рамках теории массовой коммуникации для нас особо важными являются концепции Г. Лассуэлла и его последователей (П. Лазарсфельд, Р. Мертон, Г. Иннис, а также М. Маклюэн), рассматривавших технологии коммуникации как решающий фактор в процессе формирования глобальной социально-политической системы. Значимой для нашего исследования оказывается двухуровневая модель коммуникации Г. Бейтсона, поскольку она позволяет рассматривать процесс политической коммуникации в реалиях коммуникативного пространства и коммуникативной среды, анализировать коммуникативные стратегии через трансляцию сообщения от коммуникатора к аудитории через лидеров общественного мнения.

Важное место в исследуемой нами сфере занимают теории информационного общества, представленные понятиями и концептами, разработанными такими исследователями, как Д. Белл с его взглядом на «постиндустриализм», М. Кастельс с теорией «информационного капитала», Ю. Хабермас и его концепт «публичной сферы».

Значимыми для исследования являются теоретические построения известного немецкого социолога Н. Лумана, который внес серьезный вклад в теорию политической коммуникации, в частности предложил рассматривать власть как таковую как код и коммуникацию.

В рамках исследовательской работы мы опирались и на теоретическую базу структурно-функционального подхода, одним из главных теоретиков которого считается Т. Парсонс, сформулировавший его базовые принципы и постулаты. Более подробно теоретические аспекты и схемы, использованные в данном исследовании, подробно рассмотрены его первой главе

Методологические основания. В предпринятом исследовании использованы общенаучные методы и приемы исследования (анализ, обобщение, аналогия моделирование). А также методы анализа вторичных и статистических данных (посещаемости сайтов и др. ресурсов, создаваемых российской политической властью), полученных в результате самостоятельной работы автора исследования.

В работе, также, применялся метод дискурс-анализа, формы текстового анализа, в рамках постструктуралистской парадигмы (М. Фуко, Р. Барт), цель которого состоит в описании структуры формирования и дискурса (принципов, классифиции и репрезентации реальности, в те или иные периоды времени, посредством текстов и речей). В процессе решения исследовательских задач применялись также: качественный контент-анализ, как прикладная аналитическая методика изучения содержания документов, выступлений и других коммуникативно-значимых для настоящего исследования материалов и декомпозиция, позволившая последовательно упорядочить массив полученных данных.

Наряду с вышеописанными методами и подходами автор пользовался междисциплинарными методиками научного исследования, в частности синергетическим подходом, сущность которого заключается в изучении природных явлений и процессов, на основе принципов самоорганизации систем и структур, их поддержания, устойчивости и распада в самых различных условиях.

Хронологические рамки исследования охватывают 2008-2011 гг., что обусловлено началом реализации масштабных коммуникативных проектов российской политической власти в Интернете. В конце 2007 г. Правительство РФ утвердило концепцию формирования «Электронного правительства» (ЭП) до 2010 г. 16 февраля 2008 г. в «Российской Газете» была опубликована «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации». В стратегии определялись основные направления, ориентиры и задачи по развитию информационного общества в России на период до 2015 г. Были введены и контрольные значения, позволявшие устанавливать стадии ее реализации, одной из которых стал период до 2011 г. Кроме этого за период с 2008 по 2011 гг. был реализован ряд стратегических инициатив, которые дали эмпирический материал для исследования.

Эмпирическая база исследования. Источники, ставшие основой диссертационного исследования, можно условно разделить на следующие группы: официальные документы (законодательные и нормативные акты, программы и официальные заявления российских политических лидеров и др.); коммуникативные проекты, реализованные российской политической властью в Интернете; социологические и статистические данные; современные интернет-сервисы и платформы.

Среди официальных и программных документов, разработанных политической властью на федеральном и региональном уровнях были проанализированы федеральные программы («Концепция государственной информационной политики» (ГИП), (ФЦП) «Развитие информатизации в России до 2010 года», «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», «Информационное общество 2011-2018»); проекты Федеральных законов РФ «О полиции», «Об образовании», «О СМИ»; тексты выступлений и заявлений представителей российской политической власти (Послание Президента Федеральному собранию, программные статьи В.Путина и Д.Медведева, их выступления на политических и общественных форумах и др.). Этот комплекс документов позволил прояснить видение российской политической власти роли и значения коммуникативных технологий.

Наиболее важной группой стали коммуникативные проекты, реализованные политической властью в период 2008-2011 гг., которые позволили нам проанализировать содержание и практики коммуникативных стратегий российской политической власти. В ее рамках были проанализированы: «управленческие» проекты (проект «Электронного правительства», портал Государственных услуг, Портал Государственных закупок, региональные проекты «Электронного правительства», электронная ИС ГАС «Правосудие»), «законодательные» проекты (специально организованные порталы для общественного обсуждения федеральных законов «О полиции» и «Об образовании», официальный сайт Государственной Думы, специально организованные ресурсы для обсуждения законопроектов на сайте ГД, ФГИС АСОЗД), «презентационные» проекты – официальный сайт «Президент России», блог президента РФ Дмитрия Медведева, Twitter аккаунты @kremlin_russia и @Medvedevrussia), проект «Открытого (Большого) правительства».

Третью группу источников исследования составили вторичные социологические данные (социологические исследования и замеры, осуществленные Фондом Общественное Мнение (ФОМ), Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), Центром исследования политической культуры России и Левада-Центром), позволившие выявить уровень использования современных ИКТ в России, а также оценить уровень информированности граждан о коммуникативных проектах российской власти в Интернете.

Особую группу источников составили интернет-сервисы, составляющих основу коммуникативной среды современного интернета (блоги, блог-сервисы, микроблоги, социальные сети, поисковые системы, и др. сетевые проекты). Эти источники позволили исследовать технологические основания и политический потенциал интернет-инструментов в реализации коммуникативных стратегий власти, а также основные формы, каналы и способы применения интернет-технологий.

В ходе анализа практических примеров активно использовались статистические данные российских и зарубежных систем индексации посещаемости и популярности тех или иных Интернет-ресурсов, такие как Ramblers’Top100, LiveInternet Ru и Alexa, которые позволили оценить уровень заинтересованности граждан к участию в коммуникативных проектах власти, и обосновать выводы об их эффективности. Помимо этого автор исследования активно пользовался статистическими данными, которые ему удалось собрать самостоятельно в ходе проделанной работы.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой системное комплексное исследование коммуникативных стратегий современной российской политической власти в интернет-пространстве.

Научная новизна исследования и полученных выводов заключается в следующем:

1. Диссертантом было введено новое понятие «коммуникативные стратегии политической власти». В качестве ключевого содержания коммуникативных стратегий определены долгосрочные, перспективные задачи политической власти, направленные на удержание властных полномочий, легитимацию политических решений путем реализации эффективных коммуникативных инструментов и практик (модель привлечения лидеров общественного мнения и их социального капитала в интернет-пространстве).

2. Впервые на основе исследования ключевых коммуникативных проектов (?) политической власти в Интернете, реализованных в 2008-2011 гг. реконструированы ее коммуникативные стратегии. При этом предложена авторская классификация типов коммуникативных проектов: управленческие, законодательные и презентационные. Основаниями классификации проектов явились их цели, стратегическое содержание и коммуникативная направленность.

3. На основе анализа основных тенденции в процессах реализации коммуникативных проектов в интернет-пространстве сделан вывод о том, что российская политическая власть в рассматриваемый период предпринимает попытку использовать наиболее актуальные и современные интернет-технологии соответствующие современному этапу развития Интернета.

4. Автором выявлено, что политический потенциал Интернета применительно к задачам коммуникативных стратегий российской политической власти заключается в существенном расширении возможностей:

- формирования и влияния на политическую повестку дня;

- проведения «публичной экспертизы» политических решений, обеспечивающей их легитимацию;

- выявления актуальных общественных проблем путем использования эффективных инструментов обратной связи;

- осуществления корректировки политического курса путем стимулирования диалога между обществом и властью;

- репрезентации собственного политического имиджа.

5. Диссертантом определено, что возможности повышения эффективности использования современных интернет-инструментов, включенных в процессы непосредственного обмена политической информацией (блогов, блог-сервисов, микроблогов, социальных сетей, рейтинговых и поисковых систем, а также других сетевых проектов Веб 2.0), обусловлены следующими коммуникативными свойствами:

- доступностью технологических возможностей размещения «пользовательского контента», обуславливающих изменение характера взаимодействий участников коммуникации от объектно-субъектных отношений к субъектно-субъектным;

- особой ссылочно-сетевой структурой распространения информации в Интернете, строящейся на слабых персональных связях, позволяющей субъектам коммуникации формировать и наращивать социальный капитал, превращаясь в лидеров общественного мнения в пространстве Интернета;

6. В качестве наиболее эффективной модели реализации коммуникативных стратегий политической власти в интернет-пространстве рассмотрена модель двухуровневой коммуникации, предложенная Г. Бейтсоном, учитывающая сложный характер современных средств коммуникации. Эта модель позволяет решать актуальные задачи политической власти, воздействуя на целевую аудиторию через привлечение «социального капитала» лидеров общественного мнения в Интернете.

7. В диссертационном исследовании выявлено, что коммуникативные стратегии российской политической власти в Интернете по своему содержанию и механизмам реализации основываются на традиционных подходах к каналам коммуникации (вещательной модели коммуникации), и как следствие не позволяют полностью и эффективно реализовать коммуникативный потенциал Интернета в решении стратегических задач. В качестве первоочередных задач коммуникативных стратегий акторами политической власти выдвигаются имиджевые характеристики, подчеркивающие характер российской политической власти, как отвечающей основным требованиям и качествам современного информационного общества.

Практическая значимость полученных в ходе исследования результатов определяется возможностями использования их экспертами, в целях оптимизации коммуникативных стратегий в современном информационно-коммуникативном пространстве Интернета. Материалы диссертации могут быть использованы в рамках курсов по политическим коммуникациям, политическому PR, политическому менеджменту в качестве лекционного материала и для проведения тренингов.

  1   2

Похожие:

Коммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.) iconК задачам политической власти в обществе относится
Специфической чертой политической власти, в отличие от иных видов власти, является(-ются)
Коммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.) iconКоммуникативные стратегии и способы взаимодействия с аудиторией в интернет-сми западной сибири (на примере городских сайтов)
События, делающие событийной саму передачу информации. На данный момент, количество этих стратегий велико и список остаётся открытым....
Коммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.) iconУрок обществознания в 11 классе «твой выбор твоё будущее»
Место урока в курсе обществознания после изучения политико-правового блока, когда учащиеся уже познакомились с основами Российской...
Коммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.) iconВ. М. Мучник Казус бабы Маши. Некоторые исторические стереотипы взаимоотношений российской власти с народонаселением в пространстве медиа
В статье рассматриваются исторически сложившиеся стереотипы взаимоотношения российской власти и населения, сфокусированные в одном...
Коммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.) iconУказ президента российской федерации о стратегии национальной безопасности
В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,...
Коммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.) iconУказ президента российской федерации о стратегии национальной безопасности
В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,...
Коммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.) iconПослание Федеральному Собранию Российской Федерации Медведев Д. А. Президент Российской Федерации
Два месяца назад в статье «Россия, вперёд!» я обнародовал принципы новой политической стратегии. В сегодняшнем Послании Федеральному...
Коммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.) iconУказ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "о стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,...
Коммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.) iconУказ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 "о стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"
В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,...
Коммуникативные стратегии российской политической власти в интернет-пространстве (2008-2011 гг.) iconСправочник судов общей юрисдикции. Информация о системе судебного департамента при Верховном суде рф, высшей квалификационной коллегии судей, международно-правовом сотрудничестве и др.
Интернет для федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Здесь ссылки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница