Методичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни




НазваниеМетодичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни
страница1/6
Дата19.01.2013
Размер0.81 Mb.
ТипМетодичні рекомендації
  1   2   3   4   5   6
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ

ХЕРСОНСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ТЕХНІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ

Кафедра переробки, стандартизації і сертифікації сировини


Реєстр. №____________


МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ


до виконання курсового проекту



з дисципліни

НАУКОВО-ДОСЛІДНА РОБОТА З ВИКОРИСТАННЯМ ЕОМ

для студентів

4 курсу

для спеціальності

6.091800 – Легка промисловість

напряму

підготовки 0918 Легка промисловість

факультету

Технологій та дизайну



Херсон – 2009


Методичні рекомендації до виконання лабораторних робіт з дисципліни "Науково-дослідна робота з використанням ЕОМ"



Укладачі:

к.т.н., доцент С.С.Бабіч,




к.т.н., ст. викладач Є.О. Калінський,







кількість сторінок - 58 с.


Рецензент _____________ д.т.н., доцент Т.О. Кузьміна






Затверджено

на засіданні кафедри ПСіСС

протокол №8 від 24.02.09

Зав. кафедри_________

проф., д.т.н. Чурсіна Л.А.



Відповідальний за випуск Л.А.Чурсіна, д.т.н., проф.


1. ЦЕЛЬ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Обеспечить полную подготовку по курсу « Научно-исследовательская работа с использованием ЭВМ»

2. Научить студентов целенаправленно работать с научно -технической литературой и нормативно-технической документацией.

3. Развить творческие способности студентов, привить навыки
самостоятельного анализа выбранной проблемы, проводить необходимые
эксперименты и грамотно оформлять результаты экспериментов и
теоретических исследований.

2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

И СОДЕРЖАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.

2.1. Выбор и обоснование темы.

К выбираемой теме предъявляются ряд требований:

Тема, в первую очередь, должна быть актуальной, т. е. важной, требующей разрешения в настоящее время. Критерия для установления актуальности пока нет.

Тема должна решать новую научную задачу, это значит, что в такой постановке она никогда не разрабатывалась и в настоящее время не разрабатывается, т. е. дублирование исключается. Дублирование возможно лишь в тех случаях, когда по заданию руководящих организаций одинаковые темы разрабатывают два или несколько коллективов, в целях разрешения важнейших государственных задач в кратчайшее время, т. е. дублирование тем - есть одно из требований.

Грань между научными инженерными исследованиями стирается с каждым годом. Однако при выборе научно-исследовательских тем новизна должна быть не инженерной, а научной, т. е. принципиально новой. Если разрабатывается пусть даже новая задача, но на основе уже открытого закона или известного способа, то эта область не научных, а инженерных разработок. Все то, что уже известно не может быть предметом научного исследования.

Тема должна быть экономически эффективной и иметь значимость. Любая тема прикладных исследований должна давать экономический эффект в народном хозяйстве.

Тема должна соответствовать профилю научного коллектива. Каждый научный коллектив имеет свой профиль, квалификацию, компетентность. Такая специализация способствует накоплению опыта исследовании, повышает теоретический уровень разработок, их качество и экономическую эффективность, сокращает срок выполнения работы.

Выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление с отечественными и зарубежными литературными источниками данной смежной специальности.

2. 2. Подготовительный этап научно-исследовательской работы.

Подготовительный этап научно-исследовательской работы включает:

• составление библиографии по теме, изучение литературных

источников и других материалов, относящихся к теме исследований;

• предварительное знакомство с объектом исследования, его структурой и особенностями;

  • изучение физической основы технологического процесса;

  • определение круга вопросов, формулирование задач исследования и обоснование необходимости проведения работ на эту тему.

2.3. Составление рабочей программы научно-исследова­тельской работы.

Рабочая программа является основным документом научно-исследовательской работы, который изучается на основе изучения литературы и предварительного знакомства с объектом исследования в лаборатории или на производстве, а также после изучения физической сущности технологических процессов, осуществляемых в этом объекте.

Рабочая программа научно-исследовательской работы, как правило, содержит:

• четкую и исчерпывающую формулировку темы работы;

• определение цели работы, а также предполагаемых результатов;

• краткое изложение и критический анализ материалов научных работ и литературных источников, имеющихся на Украине, так и за рубежом, с целью определения состояния данного вопроса в отечественной и мировой технике во избежание повторения и для учета накопленного опыта знаний по изучаемому вопросу;

• построение рабочей модели, объекта или процесса и ее обоснование;

  • схему разработки данной темы по этапам (перечень этапов);

  • условия, матрицу планирования, и методику проведения эксперимента;

  • метод обработки результатов наблюдений и испытаний,

  • метод обобщения результатов и формирование выводов;

• при необходимости методику подсчета экономической эффективности работы.

В рабочей программе должны быть точно определены условия проведения эксперимента. Если в эксперименте используется известное оборудование, то его выбор необходимо обосновать. Также необходимо обосновать используемое сырье, материалы, измерительные инструменты и приборы. Если нет требуемых приборов, то в методическую программу необходимо включить этап работы по созданию приборов или специальной лабораторной установки, по возможности монтируемых из стандартных узлов и деталей.

Содержание экспериментов и их объем должны быть полностью обоснованы и вытекать из задач исследования. Объем эксперимента должен быть таким, чтобы выводы, полученные на его основе были достаточно точными и достоверными.

Намечая методику экспериментального исследования, следует избегать шаблонного повторения опытов и предпочитать наиболее современные методы и аппаратуру, отвечающие поставленным задачам и обеспечивающие необходимую точность получаемых результатов и требуемую чувствительность.

2.4. Подготовка проведения предварительного эксперимента.

Подготовка к проведению предварительного эксперимента включает ряд организационных и технических мероприятий. Необходимо проверить свойства сырья и материалов и установить их соответствие задачам исследования, проверить состояние оборудования, стендов, приборов, эксперимент должен проводиться на оборудовании, находящемся в хорошем состоянии.

Необходимо провести пробные опыты, по результатам которых выявить необходимость в поисковых работах, дорабатывается конструкция стенда, измерительных и регистрирующих устройств, вносятся соответствующие поправки в методику эксперимента.

Необходимо точно соблюдать намеченную методику и принятые в соответствии с построенной матрицей эксперимента условия опытов.

Своевременная обработка результатов позволяет судить об их достоверности и в некоторых случаях устранять повышение рассеяния экспериментальных данных.

2.4.1. Первичная обработка результатов предварительного эксперимента.

Первичная обработка экспериментальных данных включает:

1.Исключение резко выделяющихся, выскакивающих, аномальных
экспериментальных данных;

  1. Статистическую проверку случайности и независимости
    результатов измерений (испытаний).

  2. Определение числовых характеристик случайных величин -
    среднего, дисперсии и среднего квадратичного отклонения,
    коэффициента вариации или вида распределения случайных величин, а
    также определение точности и надежности этих характеристик.

2. 4. 2. Определение числовых характеристик случайных величин, получаемых в эксперименте.

К основным числовым характеристикам случайных величин относятся:

1. Среднее значение определяет центр распределения случайных величин, около которого группируется большая часть их. Центр распределения, как правило, характеризуется средней арифметической, медианой, модой и средней геометрической.

В практике обработки результатов эксперимента промышленности первичной обработки лубяных волокон чаще всего пользуются средне арифметическим, которое определяется по данным эксперимента по формуле:


где п - общий объем выборки.

Среднее арифметическое можно подсчитать по формуле (1 .1) только в том случае, когда результаты повторных опытов имеют нормальное распределение, то есть среди них нет резко выделяющихся на общем фоне наблюдений. Такие наблюдения часто называют грубыми и исключают, пользуясь специальными приемами.

2. Дисперсия выборки - это среднее значение квадрата отклонений величины от ее среднего значения. Она характеризует разброс экспериментальных значений вокруг средней арифметической, то есть является мерой рассеяния..где ДУ,= (У(. - у) " отклонение каждого варианта повторности от среднего значения.

3. Среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации.

Среднеквадратическим отклонением называется величина, равная корню квадратному из дисперсии:

S =

(1. 3)

Данная величина всегда имеет знак ( + ), размерность "S" такая

у •

же как и у "

Среднеквадратическое отклонение хорошо реагирует на отдельные значительные отклонения при большом числе малых отклонений, однако

вне сравнения со средне арифметическим У величина S не дает еще правильной оценки рассеяния. Дело в том, что две различные статистические совокупности могут иметь одно и то же значение S при

различных средних Y1 и Y2

Поэтому положение с рассеянием может быть выявлено только с

помощью отношения "S" к "У", которое называют коэффициентом вариации "V", которое, как правило, выражают в процентах.

4. Гарантийные ошибки.

Известно, что истинное значение средней арифметической можно получить, когда число испытаний бесконечно большое, при этом совокупность результатов испытаний называют генеральной совокупностью, а средняя арифметическая в этом случае является средней генеральной (у ), но на практике, как правило, мы имеем ограниченное число повторных испытаний "п". Поэтому средняя арифметическая любой ограниченной выборки ( у ) всегда будет отличаться от средней генеральной, то есть в опытах экспериментатор, допускает определенную статическую погрешность (ошибку) "т", так как выборка эксперимента является ограниченной.

У =Y ±т- (1>5)

Очевидно, что с увеличением числа повторностей "п" погрешность "т" будет уменьшаться.

Под термином гарантийная ошибка (тг) понимаются границы

возможных погрешностей средней величины у , ожидаемых с определенной доверительной вероятностью.

Доверительной вероятностью (Рд) называют вероятность событий, которые условно принимают за достоверные. Очень часто с термином доверительная вероятность (Рд) применяют термин "уровень значимости" (а). Оба термина связаны между собой соотношением Рд=1-а. Уровень значимости - это вероятность событий, которые условно принимаются за невозможные, то есть это такая вероятность, при которой может быть получен ошибочный результат. Проще говоря величина (а) является дозволенной степенью риска.

Доверительная вероятность Рд определяет отличие выборочной средней от генеральной на наперед заданную величину ±т (Гарантийную ошибку), что собственно и является доверительными границами величины "у

Доверительную вероятность Р принимают различной по величине

(от 0,999 до 0,682 и др.). В технике принято использовать величину Рд = 0,95. Это означает, что в 95 случаях из 100 результаты опыта будут находиться в пределах Y ± mr, при этом гарантируется, что за пределами окажется не более 5 результатов наблюдений.

Для определения доверительных границ ошибки (гарантийной ошибки), используют формулы:

(1.6)

б) тг = ±

где тг - гарантийная ошибка средней арифметической;

S - среднее квадратическое отклонение; п - число повторностей.

а) - для больших выборок, б) - для малых выборок.

t - критерий Стьюдента (предложен в 1908 году английским ученым - математиком Госсетом В. С. - Стьюдент его псевдоним), зависящий от числа степеней свободы и доверительной вероятности, значение коэффициента Стьюдента приводится в различных учебниках и справочниках в виде таблиц).

Абсолютная ошибка "тг" сама по себе мало значима, ее необходимо сравнить с "У ". Гарантийные ошибки или доверительные границы ошибки в процентах к средней ( ) будут равны:

Тогда с учетом соотношения (1.4)формулы (1.6) примут вид:

Условно можно считать , что качество повторных опытов:

  • отличное, если < 2%;

  • хорошее, если 2%< <5%;

  • среднее, если 5%< <10%;

  • низкое, если >10% до 20%.

2. 4. 3. Определение необходимого числа опытов,

Определение необходимого числа повторных опытов измерений (Объема выборки) одна из важных задач математической статистики. Ее можно сформулировать так: сколько нужно поставить повторных опытов, чтобы при принятом уровне доверительной вероятности Р возможные ошибки при вычислении не превышая данную величину относительной ошибки . Для этого используем формулу которая нам неизвестна.

Чтобы выйти из этого "порочного круга" рекомендуется поставить несколько предварительных (разведочных) опытов с повторностью п =

7-10, получить "У" и "S", а затем "V", после чего по формуле (1.10) определить необходимое число повторностей.

Пример: Разведочные опыты показали, что У =10, а 5=0,63, Г) f~\

= 6,3% •

тогда: у = = .700% ;V =

отсюда П = 0,16-6,32 +1 = 7,3.

Таким образом, для того, чтобы при Р = 0,95 ошибка опыта не превышала 5% нужно осуществить не менее 8 повторностей

2.4.4. Метод исключения резко выделяющихся экспериментальных данных.

Совокупность полученных экспериментальных данных часто имеет значения, резко выделяющиеся относительно других, что приводит к постановке вопроса об их исключении при дальнейшей обработке. Например, полученные значения выходного параметра процесса или какого-либо свойства продукта (сырья) Y,, Y2, Y3 ... Y,, Y. ... Y Yn из которых Y=Ymin; Y=Ymax, столь резко отличаются от всех остальных,"что появляется подозрение о существенном изменении условий опыта в момент его наблюдения, неправильной регистрации параметра или о том, что значение этого параметра является элементом генеральной совокупности, вероятность появления которой весьма мала. Независимо от причин получения резко выделяющихся данных они могут существенно исказить числовые характеристики: среднее и дисперсию. С другой стороны эти характеристики искажаются при необоснованном исключении резко выделяющихся данных. Рассмотрим методы выявления и исключения этих данных.

Первый и самый надежный метод определения возможности исключения резко выделяющихся данных - это анализ условий, при которых они были получены. Если условия существенно отличаются от'стандартных или установленных по плану эксперимента, то данные необходимо исключить из дальнейшей обработки независимо от их величины.

Второй - статистический метод применяется в том случае, когда определение существенности изменения условий эксперимента представляет большие трудности. Сущность статистического метода заключается в определении:

1. Среднего значения и дисперсии для полученных значений случайных величин, которые представляют выборку из нормальной генеральной совокупности по известным формулам: Расчетного значения критерия Смирнова-Грабса пои подозрении резко выделяющегося максимального значения

R max'



При подозрении резко выделяющегося минимального значения Vi



(1.12)

затем VRmax или VRmin сравнивают с табличным критическим значением VT, который определяют по таблицам, при условии, что доверительная вероятность Р или уровень значимости 06=1-Рд и число повторностей п, то есть Ут(Рд;п) или VT(an). Если VR max > VT или VR mln > VT, to резко выделяющиеся значения Y. тах или Y. min исключают из дальнейшей статистической обработки данных.

Если полученная выборка значений параметров имеет более одного резко выделяющегося значения Y, то критерий V может быть применен поочередно к каждому из них в отдельности.

3. Проведение основного эксперимента.

Проведение основного эксперимента является важнейшим и наиболее трудоемким этапом. Экспериментальные работы необходимо проводить в соответствии с утвержденной рабочей программой научно-исследовательской работы по определенной методике. Методика представляет собой систему приемов или способов для последовательного наиболее эффективного осуществления экспериментального исследования и в общем случае включает в себя: цель и задачи эксперимента; выбор варьирующих факторов; обоснование средств и потребного количества измерений (на основе предварительного эксперимента); описание проведения эксперимента; обоснование способа обработки и анализа результатов эксперимента. Основой для написания методики эксперимента служит рабочая программа и данные предварительного эксперимента.

Определение цели и задач эксперимента проводят на основе анализа информации; рабочей гипотезы и теоретических разработок.

Выбор варьируемых факторов - это установление основных и второстепенных характеристик, влияющих на исследуемый процесс. Вначале, как правило, анализируют расчетные (теоретические) схемы процесса. На основе этого классифицируют все факторы и составляют из них убывающий по важности для данного эксперимента ряд. Правильный выбор основных и второстепенных факторов играет важную роль в эффективности эксперимента, поскольку эксперимент сводится к нахождению зависимости между этими факторами.

Основным принципом установления степени важности характеристики является изучение процесса в зависимости от какой-то одной переменной при остальных постоянных (традиционный однофакторный эксперимент). Это оправдано лишь в том случае, когда количество переменных не превышает трех.

Обоснование средств измерений - это выбор необходимых для наблюдений приборов, оборудования, машин и др., при этом в первую очередь используют стандартные, серийно выпускаемые машины и приборы, работа на которых регламентирована инструкциями и ГОСТами. В методике подробно описывают процесс проведения эксперимента. В начале составляют последовательность проведения операций измерений и наблюдений. Затем описывают каждую операцию в отдельности с учетом выбранных средств для проведения эксперимента. Важным разделом методики является выбор методов обработки и анализа экспериментальных данных. Обработка данных сводится к систематизации всех цифр, их классификации и анализу. Результаты экспериментов должны быть сведены в удобочитаемые формы записи -таблицы, графики, формулы, монограммы, позволяющие быстро и качественно сопоставлять полученные результаты.

Особое внимание в методике должно быть уделено математическим методам обработки и анализу опытных данных, установлению эмпирических зависимостей, аппроксимации связей между варьирующими факторами, установлению критериев и доверительных интервалов.

При проведении эксперимента особое значение имеет добросовестность. Экспериментатор должен фиксировать все характеристики исследуемого процесса, не допуская субъективного влияния на результаты измерений. Недопустима также небрежность, так как это приводит к большим искажениям и ошибкам, поэтому в лучшем случае приходится повторять опыты, что увеличивает продолжительность эксперимента.

Первоначально все результаты измерений сводятся в таблицы по варьирующим характеристикам для различных изучаемых вопросов, при этом тщательно изучают цифры, резко отличающиеся от статистического ряда наблюдений и средних значений. При анализе цифр необходимо установить точность, с которой нужно проводить обработку опытных данных. Точность обработки не должна быть выше точности измерений. Особое место принадлежит анализу результатов эксперимента. Это завершающая часть, на основе которой делают вывод о подтверждении гипотезы научного исследования. Анализ эксперимента - это творческая часть исследования. Иногда за цифрами трудно четко представить физическую сущность процесса. Поэтому требуется особо тщательное сопоставление фактов, причин, обуславливающих ход того или иного процесса.

При обработке результатов измерений и наблюдений широко используют методы графического изображения.

Результаты измерений, представленные в табличной форме, не всегда позволяют достаточно наглядно характеризовать закономерности изучаемых процессов. Графическое изображение дает наиболее наглядное представление о результатах экспериментов, позволяет лучше понять физическую сущность исследуемого процесса, выявить общий характер функциональной зависимости изучаемых переменных величин, установить наличие максимума и минимума функции.

Иногда при построении графика одна - две точки резко удаляются от кривой. Вначале нужно проанализировать физическую сущность явления и если нет основания полагать наличие скачка функции, то такое резкое отклонение можно объяснить грубой ошибкой или промахом. В таких случаях необходимо повторить измерение в диапазоне резкого отклонения точки. Если прежнее измерение оказалось ошибочным то на графике наносят новую точку. Если же повторные измерения дадут прежнее значение, необходимо к этому интервалу кривой отнестись очень внимательно и с особой тщательностью проанализировать физическую сущность явления.

3. 2. Методы подбора эмпирических формул.

В процессе экспериментальных измерений получают статистический ряд измерений двух величин, объединяемых функцией:


(2.1;
Y * f(x),

Каждому значению функции Yv ... Yn соответствует определенное значение аргумента X,, Х2 ... Хп.

На основе экспериментальных данных можно подобрать алгебраические выражения, которые называют эмпирическими формулами. Такие формулы подбирают лишь в пределах измеренных значений аргумента Х,-ХП. Эмпирические формулы имеют тем большую ценность, чем больше они соответствуют результатам эксперимента.

Необходимость в подборе эмпирических формул возникает во многих случаях. Так, если аналитическое выражение (2.1) сложное, требует громоздких вычислений, то эффективнее пользоваться приближенной эмпирической формулой. Для анализа измеренных результатов эмпирические формулы часто незаменимы. К эмпирическим формулам предъявляют два основных требования - по возможности они должны быть наиболее простыми и точно соответствовать экспериментальным данным в пределах изменения аргумента. Эмпирические формулы являются приближенными выражениями аналитических формул. Замену таких аналитических выражений приближенными, более простыми, называют аппроксимацией, а функции аппроксимирующими.

Процесс подбора эмпирических формул состоит из двух этапов. На первом этапе данные измерений наносятся на сетку прямоугольных координат, соединяют экспериментальные точки плавной кривой и выбирают ориентировочно вид формулы. На втором этапе выбирают параметры формул, которые наилучшим образом соответствовали бы принятой формуле.

При выборе вида формулы необходимо знать простейшие виды линий и их уравнения:

1. Прямая проходящая через начало координат, уравнение этой прямой имеет вид:

Гипербола, асимптотически приближающаяся к осям координат, ее уравнение имеет вид:

Имеем зависимость обратной пропорциональности между X и Y. Формула содержит один параметр ОС.

Гипербола, асимптотически приближающаяся к прямым, параллельным осям координат, ее уравнение имеет вид.

Линии этого типа выбирают в тех случаях, когда при X = 0 должно быть Y = 0 и экспериментальные точки располагаются приблизительно

вдоль прямой. Формула содержит лишь один параметр ОС.

2. Прямая, не проходящая через начало координат. Уравнение этой прямой имеет вид:


(2. 3)
Y = а.Х + b,

Формула имеет три параметра ОС, b и с, причем параметры а и b будут координатами точки М пересечения асимптот. Знак параметра С зависит от расположения гиперболы относительно асимптот.

Степенные кривые имеют уравнения вида:

Формула содержит два параметра а и Ь.


(2. 4) (2. 5)
3. Парабола с вершиной в начале координат и симметричная одной из осей координат, имеет уравнение:

Y = а. • VX ' Y=cc-X2 ,

где а может быть положительным, целым или дробным. Формула содержит два параметра а и Ь, степенные кривые применяются очень широко.Одна из величин X или Y пропорциональна квадрату другой. Формулы (2.3) и (2.4) содержат один параметр а.

4. Парабола, симметричная прямой, параллельной оси OY, ее уравнение имеет вид:

Y - а-Х2 + Ь.Х + с,

Имеем квадратичную функцию. Направление выпуклости зависит от знака коэффициента (при а<0 выпуклость направлена кверху, а при а>0 - книзу). Линии этого типа выбирают в тех случаях, когда имеется один максимум или один минимум и кривые симметричны относительно прямой, параллельной оси OY. Формула содержит три параметра - a, b, с.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Методичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни iconМетодичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни «Деталі машин» для студентів спеціальності 091902
Методичні рекомендації розробили викладачі Нікопольського коледжу Дніпропетровського державного аграрного університету Романій Сергій...
Методичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни iconМетодичні рекомендації до виконання контрольної роботи з навчальної дисципліни
Методичні рекомендації до виконання контрольної роботи з навчальної дисципліни «Аналітико-синтетична переробка інформації» для студентів...
Методичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни iconМетодичні рекомендації до виконання контрольної роботи з навчальної дисципліни
Методичні рекомендації до виконання контрольної роботи з навчальної дисципліни «Сучасні технології в сфері документознавства та інформаційної...
Методичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни iconМетодичні рекомендації до виконання контрольної роботи з навчальної дисципліни
Методичні рекомендації до виконання контрольної роботи з навчальної дисципліни «Сучасні технології в сфері документознавства та інформаційної...
Методичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни iconХарківський національний економічний університет методичні рекомендації до виконання
Методичні рекомендації до виконання дипломного проекту для студентів спеціальностей "Інформаційні управляючі системи І технології",...
Методичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни iconМетодичні рекомендації до виконання розділу «Охорона праці» у
Карабач А. П. Супрун П.І. Методичні рекомендації до виконання розділу «Охорона праці» у дипломній роботі студентів напрямку підготовки...
Методичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни iconМетодичні рекомендації до виконання розділу „ Охорона праці ” в
Методичні рекомендації до виконання розділу „Охорона праці” в дипломних проектах (роботах) бакалаврів факультету кібернетики
Методичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни iconРобоча програма та методичні вказівки до виконання контрольної роботи з дисципліни
Вміщують робочу програму, контрольні питання для перевірки знань, методичні вказівки до виконання контрольної роботи та приклад її...
Методичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни iconМетодичні рекомендації до практичних занять, виконання розрахунково-графічних завдань І самостійної роботи з дисципліни
«Біологія міського середови- ща» для студентів 1, 2 курсів заочної форми навчання за напрямом підготовки ба
Методичні рекомендації до виконання курсового проекту з дисципліни iconМетодичні рекомендації до виконання науково-дослідницької роботи в Малій академії наук
Методичні рекомендації до виконання науково-дослідницької роботи в Малій академії наук (історико-географічне відділення) / Упорядники:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница