Лекция Избирательное право Российской Федерации




Скачать 299.5 Kb.
НазваниеЛекция Избирательное право Российской Федерации
страница1/3
Дата19.01.2013
Размер299.5 Kb.
ТипЛекция
  1   2   3


Лекция 7. Избирательное право Российской Федерации.


1. Выборы в системе публичной власти.

2. Понятие избирательного права.

3. Принципы избирательного права.

4. Понятие и виды избирательных систем.

__________________________________________________________


1. Выборы в системе публичной власти. Значение выборов в современном демократическом обществе трудно переоценить. Напомню Вам, что согласно нашей Конституции единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Свою власть народ, и мы с Вами в том числе, осуществляет непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. По этой причине принято выделять непосредственную демократию и демократию представительную.

А как же мы непосредственно осуществляем свою власть? Высшим непосредственным выражением нашей власти являются референдум и свободные выборы. Выборы –как раз то, чем мы с Вами будем заниматься при изучении этой темы нашего учебного курса.

Итак, что же получается? Публичная власть не существует сама по себе, не дарована сверху и не является наследственной. В основе всей пирамиды публичной власти в стране находится народ, то есть мы с Вами. Мы с Вами являемся единственным источником власти. Но мы же не можем непосредственно управлять всеми делами государства. Разыскивать преступников, оказывать социальную помощь нуждающимся, принимать законы, по которым нам приходится жить. По этой причине, непосредственно, управляя государственными делами, мы выбираем своих представителей, которые должны от нашего имени и в наших интересах управлять страной

Таким образом, власть в нашей стране не берется ниоткуда, не завезена с Марса. Эту власть мы с Вами все вместе выбираем. Власть остается за нами, мы просто на время делегируем избранным нами людям лишь право на власть, а не саму власть, причем на определенный срок. Таким образом, государственные органы и их должностные лица –наши представители, поверенные в наших делах, которые действуют от нашего имени и должны работать в наших интересах. И если власть плохая, то в этом виноваты мы с Вами, которые выбрали такую власть. Либо проголосовали за тех, кто нас обманул, либо вообще не пошли на выборы, и тогда за нас выбрали другие.

Вот мы с Вами и пришли к важному выводу – выборы это способ народного формирования публичной власти в стране.

А теперь давайте рассмотрим легальное, т.е. данное в законе определение выборов.

Выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с российским законодательством в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица (статья 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В этом определении выделены три существенных признака данного понятия.

Первое. Выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, т.е. форма прямой непосредственной демократии – высшее непосредственное выражение власти народа.

Второе. Выборы проводятся в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица, т.е. для формирования корпуса наших представителей, которым мы делегируем на время право на нашу с Вами власть.

И, наконец, третье. Выборы осуществляются на определенной правовой основе, т.е. в соответствии с совокупностью правовых норм. И этот аспект в рамках нашего учебного курса интересует нас в первую очередь. В ходе избирательных компаний возникает множество общественных отношений, которые регулируются различным комплексом социальных норм: правовых, межличностных, корпоративных и т.п. Мы не будем изучать политические технологии проведения выборов, психологические особенности формирования благоприятного имиджа кандидата и т.п. Предметом нашего учебного курса являются правовые основы организации и проведения выборов в Российской Федерации.

__________________________________________________________

2. Понятие избирательного права. В конституционном праве понятие «избирательное право» рассматривается в двух значениях, как это показано на следующей схеме.



Во-первых, избирательное пра­во рассматривается в субъективном значении, как субъективное право граждан РФ участвовать в выборах. Выделяют два вида избирательных прав: активное избирательное право, т.е. право граждан РФ избирать в органы государственной власти органы местного самоуправления, и пассивное избирательное право, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Эти права занимают важнейшее место в системе политических прав и свобод человека и гражданина и прямо закреплены статьей 32 Конституции , в которой записано, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Активное и пассивное избирательные права, как и другие права и свободы человека и гражданина, не являются абсолютными. Они могут быть ограничены Конституцией и федеральными законами. Ограничения, или избирательные цензы участия граждан в выборах существуют во всех странах. На российских особенностях ограничения избирательных прав граждан мы остановимся чуть позже.

Во-вторых, избирательное право рассматривается в объективном значении, как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу выборного формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностных лиц.

Данную совокупность норм, как отмечалось, называют подотрас­лью конституционного права. Избирательное право представляет собой не простой конгломерат правовых норм, а их упорядоченную систему, которая закреплена в избирательном законодательстве. Избирательное законодательство Российской Федерации можно представить в виде следующей схемы.




Итак, в составе избирательного законодательства выделяются следующие составляющие:

  • Международные договоры Российской Федерации, которые закрепляют международные избирательные стандарты. В их числе следует выделить Всеобщую декларацию прав человека 1948 года, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

  • Конституция, закрепляющая принцип народовластия (статья 3), право граждан РФ участвовать в управлении делами государства, в том числе избирать и быть избранными (статья 32); принцип приоритетности прав и свобод человека и гражданина (статья 2); неотчуждаемость прав и свобод человека и гражданина (статья 17), недопустимость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы гражданина и человека (статья 55) и ряд других важнейших конституционных положений.

  • Федеральное законодательство о выборах. Здесь необходимо выделить ряд федеральных законов

Во-первых, это исходный Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 67-ФЗ), который закрепляет основы правового регулирования избирательных правоотношений. Согласно пункту 6 статьи 1 этого закона иные законы не могут противоречить его нормам, а при наличии правовых коллизий применяются нормы настоящего закона.

Во-вторых, это федеральные законы о выборах в конкретные федеральные органы государственной власти: о выборах Президента Российской Федерации и выборах депутатов Государственной Думы;

  • законодательство субъектов РФ о выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления.

Федеральное законодательство детально регламентирует организацию проведения выборов и оставляет для правового регулирования регионов лишь некоторые вопросы.

Так, согласно федеральному законодательству не менее 50 процентов депутатских мест в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ должно формироваться по партийным спискам. Таким образом, их может быть от пятидесяти до ста. В соответствии с законами субъектов РФ установлено различное количество депутатских мандатов, замещаемым по партийным спискам: в Ставропольском крае – из 50 депутатов Думы Ставропольского края половина сформирована по партийным спискам, а половина – по одномандатным округам; в Москве – из 35 депутатов 20 депутатов избирается по партийным спискам, а 15 – по одномандатным округам; в Санкт-Петербурге – все 50 депутатов Законодательного Собрания избираются по партийным спискам.

  • муниципальные правовые акты, к которым, в первую очередь, относится устав муниципального образования.

Возьмем, к примеру, выборы главы муниципального образования. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Таким образом, именно уставом муниципального образования определяется процедура замещения должности его главы.

В Ставрополе, например, глава города избирается Ставропольской городской Думой из своего состава и является одновременно председателем Ставропольской городской Думы. В Пятигорске, наоборот, глава города избирается населением города и является одновременно главой местной администрации. Это связано с тем, что в уставах названных городов закреплены именно такие процедуры замещения должности главы муниципального образования.

В муниципальных районах Ставропольского края главы муниципальных районов избираются районными советами из своего состава. Главы районных администраций назначаются на конкурсной основе по контракту.

Помимо указанных нормативных актов правовую основу избирательного процесса образуют Указы Президента, постановления Правительства, решения Центральной избирательной комиссии, решения избирательных комиссий разного уровня, решения судебных органов.

__________________________________________________________

3. Принципы избирательного права. Принципы избирательного права - это условия, соблюдение кото­рых придает выборам демократический характер и де­лает их результаты легитимными. Принципы избирательного пра­ва подразделяются на две большие группы. Посмотрим на следующую схему.





оворя о принципах, характеризующих участие граждан в выборах, выделим 5 таких принципов.





1. Всеобщее избирательное право означает участие в выборах всех граждан РФ при минимуме ограничительных цензов, не подлежащих расширительному толкованию.

Всеобщее избирательное право не является абсолютным. Данный принцип допускает целый ряд исключений, которые в науке консти­туционного права называются различным образом: цензы, огра­ничения, избирательные квалификации. Большинство из них имеет естественный характер и не является дис­криминацией.

Рассмотрим основные избирательные ограничения, или избирательные цензы. Российским законодательством закреплено 5 основных избирательных цензов.



1.1. Ценз гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства по общему правилу исключены из избирательного процесса. Они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. На основании международных договоров РФ и в порядке, установленном федеральным законом, иностранные граждане, проживающие на территории соответствующего муниципального образования имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на этих выборах. В настоящее время в муниципальных выборах в соответствии с международными договорами Российской Федерации могут участвовать граждане Республики Казахстан, Туркменистана, Киргизской Республики.

Имеются законодательные ограничения пассивного избирательного права граждан РФ, имеющих двойное гражданство: не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации. В настоящее время такое право в соответствии с международными договорами Российской Федерации предоставлено гражданам РФ, имеющим гражданство Республики Казахстан, Туркменистана, Киргизской Республики.

Запрет участия иностранцев в российских выборах нельзя связывать лишь с правом избирать и быть избранным. Запрет распространяется и на другие избирательные действия. Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные орга­низации, зарубежные государства, международные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению, регистрации кандидатов, списков кандидатов, их из­бранию, не могут делать пожертвования в избирательные фонды.

1.2. Возрастной ценз. Активное избирательное право принадлежит гражданам РФ с 18 лет. Пассивное избирательное право для избрания на пост Президента принадлежит гражданам РФ с 35 лет, депутата Государственной Думы – с 21 года. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта РФ может быть выдвинут гражданин РФ, достигший возраста 30 лет.

Законодательством субъектов РФ может быть установлен минимальный возраст кандидата для депутатов на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и выборного должностного лица местного самоуправления. Однако минимальный возраст кандидата на этих выборах не может превышать 21 год на день голосования. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

    1. Ценз места жительства. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией.

Конституцией установлено лишь одно ограничение пассивного избирательного права на основе ценза места жительства – в отношении выборов Президента. Президентом может быть гражданин РФ, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Что касается активного избирательного права, то ценз места жительства является основным его ограничителем. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Таким образом, граждане РФ обладают активным избирательным правом по месту своего жительства. В этом заключается суть ценза места жительства.

Однако значительное количество граждан РФ, которые не имеют регистрации по месту жительства на территории субъекта РФ, муниципального образования, проживают там длительное время, работают, учатся, проходят военную службу, участвуют в общественной жизни и охране правопорядка, платят налоги в местные и региональные бюджеты.

Использование ценза места жительства приводит к чрезмерному ограничению избирательных прав граждан, что будет показано на примере двух социальных групп: военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и иногородних студентов.

1.3.1. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, снимаются с регистрационного учета по месту прежнего жительства, но на регистрационный учет по месту дислокации воинской части не ставятся. Где же голосуют военнослужащие по призыву? Посмотрим на следующую схему.





Как мы видим, на выборах Президента и депутатов Государственной Думы, а также на выборах главы и законодательных органов субъектов РФ военнослужащие по призыву голосуют по месту дислокации воинской части.

Что же касается их участия в муниципальных выборах, то здесь складывается иная правовая ситуация.

На муниципальных выборах военнослужащие, которые призывались из муниципального образования, в котором проводятся выборы, голосуют на избирательных участках по месту дислокации воинской части. Военнослужащие, которые призывались из другого муниципального образования, не участвуют в голосовании.

Эти военнослужащих, таким образом, лишены права избирать своих представителей в органы местного самоуправления на всей территории Российской Федерации. Такое ограничение избирательных прав военнослужащих по призыву является чрезмерным, потому что приводит к утрате содержания этого права и фактически приводит к поражению военнослужащих в политических правах.

Эти несоразмерные ограничения избирательных прав военнослужащих, как представляется, подлежат отмене путем установления прямого предписания о том, что военнослужащие по призыву обладают активным избирательным правом на выборах всех уровней по месту дислокации воинской части.

1.3.2. Участие студентов в голосовании зависит от их регистрации по месту пребывания и по месту жительства. Рассмотрим этот вопрос на примере Ставропольского государственного аграрного университета.

Все студенты зарегистрированы по месту жительства: одни в Ставрополе, другие в иных населенных пунктах, как на территории Ставропольского края, так и за его пределами. С точки зрения регистрации по месту жительства их можно условно разделить на две группы:

  • студенты, зарегистрированные по месту жительства в Ставрополе, где находится университет;

студенты, зарегистрированные по месту жительства в других населенных пунктах - иногородние студенты, которых условно можно разделить на три группы.





Все студенты по общему правилу голосуют по месту жительства, однако имеются особенности применения ценза места жительства по отношению к иногородним студентам.



На выборах Президента и депутатов Государственной Думы иногородние студенты вправе проголосовать по месту нахождения общежития или съемной квартиры, если они зарегистрированы там по месту пребывания.

Однако на выборах в региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые проходят по месту учебы иногородние студенты в связи с цензом места жительства не участвуют.

Более того, нередко в связи с удаленностью места их официального проживания от места учебы они фактически лишены возможности реализации своего активного избирательного права по выборам в региональные и муниципальные органы власти по месту их официального проживания.

Такое ограничение избирательных прав студентов является чрезмерным, поскольку приводит к утрате содержания этого права и фактически приводит к поражению их в политических правах.

Наличие двух форм регистрационного учета (по месту жительства и по месту пребывания) создает также возможности для злоупотреблений на местах, когда на основании свидетельства о регистрации по месту пребывания на территории избирательного округа в основные или дополнительные списки избирателей включаются лица, имеющие регистрацию по месту жительства за пределами данного избирательного округа.

По этой причине, как показывает анализ избирательной практики, в отдельных выборах принимали участие иногородние студенты, не обладавшие по действующему законодательству активным избирательным правом на территории муниципального образования, в котором проводились выборы.

Кроме того, имели место случаи, когда граждане, проживавшие за пределами избирательного округа, в массовом порядке регистрировались по месту пребывания на его территории для голосования за определенных кандидатов.

1.4. Недееспособность. Не участвуют в выборах недееспособные граж­дане, признанные таковыми по решению суда. Это лица, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими. Признание недееспособным производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законо­дательством.

1.5. Ограничения, связанные с привлечением к юридической ответственности. Основное ограничение в этой области установлено частью 3 статьи 32 Конституции, согласно которому не имеют права избирать и быть избранными граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Отсюда следует, что граждане, находящиеся в следственных изоляторах, изоляторах временного содержания, в отношении которых отсутствует вступивший в силу обвинительный приговор, предусматривающий наказание в виде лишения свободы, имеют право избирать и быть избранными. В целях создания условий для реализации активного избирательного права данной категории граждан в указанных учреждениях образуются избирательные участки.

Федеральным законом № 67-ФЗ установлены дополнительные ограничения пассивного избирательного права, связанные с привлечением к юридической ответственности. Не имеют права быть избранными граждане РФ:

  • осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, за исключением случаев, когда в соответствии с новым уголовным законом эти деяния не признаются тяжкими или особо тяжкими преступлениями. К ним относятся, например, лица, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение умышленного убийства, изнасилования, разбоя и других тяжких и особо тяжких преступлений.

  • осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. К преступлениям экстремистской направленности относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

  • подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики) и 20.29 (Производство и распространение экстремистских материалов) Кодекса РФ об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

2. Равное избирательное право означает, что граждане уча­ствуют в выборах на равных основаниях, реализуя принадлежащие им права избирать и быть избранными.





Равное избирательное право означает, что все граждане РФ обладают равными избирательными правами. Данный принцип имеет отношение к осуществлению как активного, так и пассивного избирательного права.

При осуществлении активного избирательного права все избиратели, во-первых, имеют один голос. Это обес­печивается включением избирателя не более чем в один список изби­рателей. Он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня предъявляет паспорт, удостоверяющий личность избирателя. В списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.

Во-вторых, ни один избиратель не имеет преимуществ перед другим избирателем. Равное избирательное право предполагает равенство возможностей избирателей по участию в выборах. Например, все имеют одинаковые права агитировать за или против того или иного кандидата, одинаковые права проголосовать вне помещения для голосования и т.п.

При осуществлении пассивного избирательного права равное избирательное право заключается в следующем:

Во-первых, все граждане РФ имеют равные права по выдвижению себя кандидатом, и, во-вторых, все кандидаты имеют равные права в избирательном процессе.

3. Прямое избирательное право означает, что граждане голосу­ют на выборах непосредственно. Отсутствует коллегия выборщиков. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается. Посредством прямого волеизъявления в Российской Федерации проходят все выборы: избираются Президент, депутаты Государственной Думы, руководители субъектов РФ и депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, главы муниципальных образований и депутаты представительных органов местного самоуправления.

4. Тайное голосование как принцип избирательного права исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Тайное голосование означает следующее: голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. Тайное голосование обеспечивается особой процедурой волеизъявле­ния избирателей, которая во всех нюансах регулируется избиратель­ным законодательством. Один из ключевых моментов этой процеду­ры - заполнение избирательного бюллетеня в специально предназна­ченной для такой цели кабине или отдельном помещении для голосования.

5. Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах. Свободный и добровольный характер участия граждан в выборах означает следующее: никто не впра­ве оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свобод­ному волеизъявлению.

Ко второй группе принципов российского избирательного права относятся принципы, отражаю­щие организацию и проведение выборов.




  1   2   3

Похожие:

Лекция Избирательное право Российской Федерации iconУчитель истории
Основные понятия: федеральный закон, выборы, избиратель, избирательные права, активное избирательное право, пассивное избирательное...
Лекция Избирательное право Российской Федерации iconУчебно-методическое обеспечение дисциплины Нормативные правовые акты и литература по курсу «Избирательное право»
Учебно-методический комплекс­­­ «Избирательное право» составлен в соответствии с требованием Государственного образовательного стандарта...
Лекция Избирательное право Российской Федерации iconПланы семинарских занятий по курсу «избирательное право и избирательный процесс в российской федерации»
Студенты должны научиться на основе анализа законодательства, судебной практики, изучения рекомендуемой литературы вырабатывать свою...
Лекция Избирательное право Российской Федерации iconПравовое регулирование коммерческой тайны в российской федерации
Специальность 12. 00. 03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Лекция Избирательное право Российской Федерации iconГражданско-правовое регулирование в сфере высшего профессионального образования в российской федерации
Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Лекция Избирательное право Российской Федерации iconПравовое регулирование договора возмездного оказания информационных услуг по законодательству российской федерации
Специальность 12. 00. 03 – Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Лекция Избирательное право Российской Федерации iconПопова Анжела Анна Гражданско-правовой статус акционерных обществ в Российской Федерации и Республике Колумбия
Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Лекция Избирательное право Российской Федерации iconКодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; Закон Российской Федерации от 14. 05. 1993 №4979-1 «О ветеринарии»
Право на участие в конкурсе имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской...
Лекция Избирательное право Российской Федерации iconСоздание хозяйственных обществ в российской федерации и коммерческих обществ в латвийской республике
Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Лекция Избирательное право Российской Федерации iconЛегализация транспортных средств, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию российской федерации
Специальность 12. 00. 14 – административное право; финансовое право; информационное право
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница