Тевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru




Скачать 75.08 Kb.
НазваниеТевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru
Дата19.01.2013
Размер75.08 Kb.
ТипДокументы

Тевс Дина Петровна


Барнаульский государственный педагогический университет

tews@uni-altai.ru


Конструирование учебного материала для проведения online-лекции


Современная методическая школа в последние десятилетия развивает новое направление, которое называется педагогическим дизайном [1]. Педагогический дизайн рассматривает весь диапазон различных организационных форм и методов обучения, использующих средства информационных и коммуникационных технологий. Педагогический дизайн представляет собой систематический процесс преобразования общих принципов обучения и преподавания в учебные планы и материалы. Таким образом, педагогический дизайн охватывает всю деятельность по представлению содержания, подготовленного специалистом-предметником, с целью сделать его доступным и понятным для учащихся (в широком смысле). Подготовка учебных материалов для представления с помощью современных информационных и коммуникационных технологий связана с большим количеством дополнительных условий по сравнению с проектированием традиционной формы занятия, которое проводится непосредственно с учащимися. В процессе педагогического дизайна реализуются [2]:

адаптация приемов преподавания «лицом к лицу» к online условиям обучения и преподавания;

разработка навигационной структуры, которая позволяет учащимся легко переходить от одного материала к другому;

способы и приемы представления содержания и видов деятельности, обеспечивающие максимальную интерактивность процесса обучения.


При конструировании учебной информации для изложения на лекционном занятии учитывается принцип соотнесения ее с конечными целями обучения [3]. Для педагогического вуза такой целью является профессиональная подготовка студентов по педагогической специальности. Опыт разработки, подготовки и проведения online-лекции имеется на факультете математики и информатики Барнаульского государственного педагогического университета. На базе кафедры вычислительной математики и программирования подготовлено и проведено лекционное занятие для студентов 4 курса по специальности «информатика, математика» по дисциплине «Теория и методика преподавания информатики» на тему «Образовательные проекты в учебной деятельности».


Проектирование, разработка и реализация учебной информации online-лекции осуществлялись на основе пяти стадий процесса педагогического дизайна:

анализ и формулирование желаемых результатов;

дизайн;

разработка;

реализация;

оценка эффективности.


Дидактическая цель online-лекции:

познакомить с основными понятиями (проект, учебный проект, исследовательский проект, творческий проект, информационный проект, практико-ориентированный проект, телекоммуникационный проект);

сформировать умение анализировать новый материал с учетом специфики подачи учебной информации лектором;

изучить возможности современных поисковых систем для подготовки информации о наличии актуальных телекоммуникационных проектах по школьным дисциплинам;

создать аннотированный информационный листок с указанием образовательных проектов для студентов факультета математика и информатика.


Развивающая цель: создать благоприятную ситуацию для развития наглядно-образного, логического мышления.


Воспитывающая цель: сформировать преставления о единстве теории и практики в методических подходах современной теории методики преподавания информатики.


С учетом поставленных глобальных задач перед преподавателем всегда стоит ряд следующих задач:

перевести знание из его застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;

преобразовать знание из плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащихся;

сделать знание средством формирования человека как личности и субъекта деятельности.


Техническое оснащение online-лекции включало наличие 5 компьютерных классов, оборудованных современным коммуникационным оборудованием c установленным программным обеспечением (MediaPlayer, Internet Explorer, Power Point, Acrobat Reader) и подключенных к глобальной сети Интернет.


В соответствии со стадиями процесса педагогического дизайна на основе поставленных задач: проведен анализ учебной информации по теме «Образовательные проекты в учебной деятельности»; разработаны основы дизайнерских решений, направленных на удовлетворение потребностей в обучении и достижение запланированных результатов; сконструирована учебная информация для изложения на лекционном занятии, в основу которой положен принцип соотнесения ее с конечными целями обучения. Реализации учебного процесса осуществляется по следующим этапам:


Подготовительный: студенты знакомятся с первоначальным теоретическим материалом на странице кафедры вычислительной математики и программирования образовательного сервера БГПУ (http://bspu.ab.ru/Department/WMiP/study/mpi/on-line/lec_mpi_01.phtml); знакомятся и изучают возможности работы с технологиями веб-форума (http://bspu.ab.ru/Forum/viewtopic.php?t=122) и почтового сервера (по желанию студента, например, mail.yandex.ru, mail.ru, mail.rambler.ru и др.).


Фактический: в режиме реального времени студенты размещены в нескольких компьютерных классах (52 человека) для учебно-познавательной деятельности на занятии. Лекционный материал излагается посредством различных форм и средств, таких как, видео-трансляция, веб-форум, приложения в форматах: pdf, html, pps. При изучении учебной информации студенты высказывают свое видение учебного материала (с учетом структуры занятия) посредством веб-форума, который, с одной стороны, позволяет каждому студенту высказать свое мнение, а с другой стороны, прислушаться к другим высказываниям и проанализировав их сделать грамотные выводы. Лектор при этом имеет возможность общаться с аудиторией посредством видео-трансляции и веб-форума, что обогащает и стимулирует учебный процесс. Учебные информация лекционного занятия дозируется с учетом временных характеристик занятия, и соответственно учебный материал отображается на странице online-лекции с учетом данного фактора.


Заключительный: в режиме offline на веб-форуме образовательного сервера БГПУ студенты-участники лекционного занятия проводят рефлексивный анализ пройденного мероприятия.


Учебная информация для проведения online-лекции включает:


Лекционные материалы:


Проект. Типология проекта (дополнительно файл выложен на студенческий диск lec_tmpi.pps)

Пример логической таблицы для составления проекта (дополнительно файл выложен на студенческий диск table.gif)

Педагогический фестиваль "Internet и образование" (http://bspu.ab.ru/~festival/)

Программы и ресурсы компании "Кирилл и Мефодий" (http://bspu.ab.ru/km/)

Методические материалы кафедры ВмиП (http://bspu.secna.ru/Department/WMiP/liter1_index.phtml)

Список рекомендованной литературы по теме «Образовательные проекты в учебной деятельности» (http://bspu.secna.ru/Department/WMiP/study/mpi/on-line/pdf-file/liter.pdf)


Материалы для подготовки к занятию.


Методические материалы:


Е.Н.Ястребцева Пять вечеров: беседы о телекоммуникационных образовательных проектах (фрагменты книги)

Е.Н.Ястребцева, Я.С.Быховский Практические советы молодому педагогу, приступающему к работе в Интернет (фрагменты книги "Моя провинция - центр Вселенной")

Микки Мэйхон Пособие по составления заявок на гранты.

Основные положения понятия "сетевой этикет".

Е.С. Полат Метод проектов.


Дистанционные формы организации занятий


Технология дистанционного обучения.

Обучающая дистанционная конференция.

Организация chat-занятий.

Технологические предписания по разработке дистанционных курсов.

Структура дистанционных занятий.


Методические выводы, которые определены в ходе проведения исследования с применением современных информационных и коммуникационных технологий показали значительно большую его эффективность по сравнению с традиционным обучением, как по количеству изученного учебного материала, так и по качеству полученных знаний (необходимо учитывать тематику и целевые установки учебного занятия). Затруднения, которые возникают во время проведения online-лекции у учащихся: умение работать одновременно с разными приложениями (MediaPlayer, Internet Explorer, Power Point, Acrobat Reader); готовность анализировать учебную информацию по новому учебному материалу и высказывать свои выводы. Лектору необходимо учитывать: индивидуальные особенности каждого учащегося для отслеживания и «удержания» временных параметров на каждом этапе online-лекции (для достижения эффективной работы); контролировать работоспособности технического оборудования.


Список использованной литературы:

1.Уваров А.Ю. Педагогический дизайн// Информатика, приложение к 1 сентября, 2003. – №30. – 32с.

2.Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/ Под ред. М.В.Моисеевой. – М.: Издательский дом «Камерон», 2004. – 216с.

3. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. – 639с.

Похожие:

Тевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru iconБарнаульский Государственный Педагогический Университет, Г. Барнаул marina@uni-altai ru
Информационно – коммуникационная направленность обучения студентов гуманитарного профиля
Тевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru iconПодковырова Валентина Николаевна valya @ uni altai ru Барнаульский государственный педагогический университет
Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те информационно коммуникационные технологии,...
Тевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru iconЭлектронные ресурсы нпб бгпу
Барнаульский государственный педагогический университет; Научно-педагогическая библиотека бгпу; Национальный фонд подготовки кадров;...
Тевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru iconРоссийской Федерации Национальный фонд подготовки кадров Барнаульский государственный педагогический университет
Автоматизация работы библиотеки образовательного учреждения Сост.: Д. П. Тевс, В. А. Климентьева, В. А. Петров, Т. Н. Злобина, Г....
Тевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru iconА. И. Афонин [и др.]; Барнаульский государственный педагогический университет, Кафедра теории и методики начального образования. [Барнаул, 2006]
Лексикология: электронное учебно-методическое пособие для студентов факультета начальных классов / А. И. Афонин [и др.]; Барнаульский...
Тевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru iconПрограмма элективного курса
...
Тевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru iconРоссийской Федерации Национальный фонд подготовки кадров Барнаульский государственный педагогический университет
Информационные технологии для пользователей библиотеки образовательного учреждения
Тевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru iconГоу впо «Барнаульский государственный педагогический университет» Лингвистический институт
Настоящее исследование посвящено проблеме необходимости внедрения Интернет-технологий в обучение иностранным языкам
Тевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru iconПервутинской любови сергеевны
Сведения об образовании: высшее, Барнаульский государственный педагогический институт, 1987 г., учитель математики
Тевс Дина Петровна Барнаульский государственный педагогический университет tews@uni-altai ru iconРоссийской Федерации Барнаульский государственный педагогический университет
Нфпк «Научно-педагогическая библиотека Алтайского университетского комплекса» № Е/А. 62/02. позволило библиотеке приобрести новую...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница