Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета)




Скачать 313.26 Kb.
НазваниеКорпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета)
страница1/3
Дата18.01.2013
Размер313.26 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3
На правах рукописи


Белова Людмила Ивановна


КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО АНАЛИЗА

(на примере Южно-Уральского государственного университета)


Специальность 24.00.01. – теория и история культуры


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии


Челябинск – 2009

Работа выполнена на кафедре культурологии и социологии

ФГОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств»


Научный руководитель: кандидат культурологии, доцент

Нестерова Наталья Валентиновна


Официальные оппоненты: доктор философских наук, доцент

Худякова Наталья Леонидовна

кандидат культурологии

Андреев Евгений Александрович


Ведущая организация: ГОУ ВПО «Пермский государственный

технический университет»


Защита состоится 18 июня 2009 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета ДМ 210. 020. 01 при Челябинской государственной академии культуры и искусств по адресу 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 36 а, ауд. 206 (конференц-зал).


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Челябинской государственной академии культуры и искусств. С авторефератом можно ознакомиться на сайте www.chgaki.ru


Автореферат разослан 18 мая 2009 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат культурологии, доцент Ю.Б.Тарасова


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Сегодня, под воздействием социокультурных изменений, происходящих в стране, актуальность изучения феномена корпоративной культуры вузов, в частности университетов, проявляется все более явственно.

Потребность изучения корпоративной культуры высших учебных заведений инициирована как объективным возникновением большого числа различных вузов, так и необходимостью приведения задач развития науки и образования в соответствие с потребностями рыночной экономики и отечественной социокультурной ситуации. Под воздействием целого спектра экономических изменений, учреждения высшего образования, с одной стороны, трансформируются в предпринимательские организации, вынужденные постоянно повышать свою конкурентоспособность, а с другой стороны, должны сохранять и транслировать традиционные культурные ценности отечественного образования и культуры.

Разработка проблем корпоративной культуры, в том числе применительно к образовательным учреждениям, получили интенсивную научно-исследовательскую практику за рубежом, но еще не нашли достаточного отражения в исследованиях современных российских реалий. Понятие «корпоративная культура» в России еще не столь часто используется применительно к вузам, в частности к университетам. Это связано отчасти с традицией восприятия их как некоммерческих организаций. Несмотря на это, феномен организационной культуры университетов фактически ведет историю своего существования со времен возникновения подобного типа социально-культурного института.

Роль корпоративной культуры в таком учреждении высшего образования, как университет, чрезвычайно важна и многоаспектна. Корпоративная культура определяет все виды деятельности и взаимоотношения внутри вуза. Также она создает внешний образ вуза, его репутацию, задает характер его взаимоотношения с внешней средой. Со всей справедливостью мы можем причислить корпоративную культуру университета к числу уникальных субкультур, представляющих сциентистский образ культуры XXI века.

Сопряженная с реалиями стабильности и развития, корпоративная культура на сегодняшний день оказывается в фокусе изучения культурологии, философии, социальной психологии, социологии, менеджмента, социологии управления и т.д.

Значимость культурологического подхода к изучению корпоративной культуры обусловлена, прежде всего, тем, что Россия идет по пути «прерывного развития», для которого характерна эволюция отдельных социокультурных феноменов. Достигнув достаточно высокой степени либерализации экономики, Россия неизбежно перестраивает и другие сферы социокультурного пространства, и образование - в том числе.

Кроме того, культурологический подход даёт возможность выходить на адекватные смысловые, ценностно-значимые обобщения эмпирических материалов, конструировать теоретические модели, позволяющие получить качественные оценки содержания социокультурных процессов, происходящих в институте высшего образования.

Актуальность представленного к защите исследования, таким образом, заключается в социокультурной интерпретации университета с точки зрения функционирования его корпоративной культуры.

Проблему диссертационного исследования составило несоответствие между высокой научной и практической значимостью социокультурного анализа феномена организационной культуры университета как центрального звена системы высшего образования и недостаточной степенью изученности и разработанности данного подхода в современной российской науке.

Степень разработанности проблемы. Формулировка проблемы, а также сложность, многоаспектность и неоднозначность феномена корпоративной культуры, содержат в себе необходимость применения междисциплинарного подхода в проведении нашего исследования, который интегрирует культурологическую, социологическую, социально-психологическую, философскую области гуманитарного знания.

Логика решения исследовательских задач потребовала обращения к изучению понятия «культура», поскольку оно является родовым по отношению к понятию «корпоративная культура».

Различные теоретические основания анализа культуры содержатся в работах отечественных ученых: Е.М.Верещагина, Ю.Р.Вишневского, Н.С.Злобина, М.С.Кагана, А.С.Кармина, Л.Н.Когана, С.Я.Левита, М.С. Коршунова, Э.С. Маркаряна, В.М.Межуева, Ю.Солонина, А.Я.Флиера и других.

На сегодняшний день в культурологии выделяется несколько базовых парадигм, которые определяют направленность исследования культуры и дают начало целому вееру исследовательских программ.

Аксиологическая или ценностная парадигма является одной из доминирующих в культурологии ХХ - ХХI столетий. Содержание данной парадигмы составляют понятие «ценность», апелляция к ценностям и их исследование. В рамках аксиологической парадигмы существует множество школ и направлений, которые объединяет то, что ценностные отношения рассматриваются в связи с воплощением в жизнь духовных идеалов «должного», «достойного» человеческого существования. Важную роль в становлении аксиологической парадигмы культурологии сыграли философские установки В.Виндельбандта, Э.Гуссерля, Г.Зиммеля, Р.Риккерта, М.Шелера и других.

Данной концепции в отечественной культурологии придерживаются Г.П.Выжлецов, П.С.Гуревич, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Н.С.Розов, Л.Столович.

Феномен «корпоративной культуры» стали активно изучать на Западе в начале 80-х годов прошлого века. В виду неоднозначности трактовок феномена корпоративной культуры, определения корпоративной культуры западными учеными варьируются от понимания ее как набора важных установок, разделяемых членами того или иного общества (В.Сате) до определения корпоративной культуры как невидимого неформального сознания организации (К.Шольц).

Практика изучения подобного феномена в России появилась совсем недавно.

В рамках изучения корпоративной культуры особый интерес представляют разработки в области теории организаций М. Вебера, Т. Парсонса, Ф.Тейлора.

Теоретическое и концептуальное осмысление понятия культуры организации содержится в трудах западных ученых: Ч. Барнарда, М. Далтона, Э.Мэйо, У.Оучи, Т.Питерса, Г. Саймона, Х. Трайса, Р.Уотермена-мл., Д. Хэмптона, К.Шольца.

Существенный вклад в изучение проблемы управления корпоративной культурой внесли такие ученые, как: Р. Холл, Г. Хофштеде, Э.Х. Шейн, которые проанализировали ее развитие, методы ее исследования, структуру и механизмы формирования, а также выделили типы культур.

Немаловажное значение в изучении обозначенной проблемы, имеют научные работы западных и отечественных ученых М.Армстронга, К.Левина, Дж.Литвина, Ф.Лютенса, Б.Д.Парыгина, Р.Стрингера, Р.Фулича, Н.М.Фатеева, В.М.Шепеля и других по изучению социально-психологического климата организации.

В отечественной науке культура как фактор повышения производительности труда на предприятии рассматривалась 20-е годы ХХ века в трудах А.К. Гастева в рамках разработки концепции научной организации труда.

В трудах отечественных ученых: А.Алексеева, С.Белановского, В.Ольшанского уделяется внимание «культуре производства и труда» и «качеству трудовой жизни». В данных работах подробно изучалось влияние на производительную работу таких факторов, как идеология, психологический климат, воздействие коллектива на личность, роль лидерства и прочее, что мы сегодня уверенно относим к области организационной культуры.

В 1990-е гг. с введением категории корпоративной культуры в российский научный обиход появились исследования этого феномена в трудах О.С.Виханского, Л.В.Карташовой, А.И.Наумова, А.И.Пригожина, В.А.Спивака, В.В.Томилова, В.С.Цукермана, В.П.Шихирева, Д. Шустермана, В.С.Щербины. Следует отметить, что большинство отечественных исследователей предпочитает не разграничивать понятия «корпоративная культура» и «организационная культура», а использовать их как синонимы (О.С.Виханский, Л.В.Карташова, А.И.Наумов, В.А.Спивак и другие). Автор придерживается аналогичной точки зрения.

В конце 90-х годов изучением феномена организационной культуры занимались Ю.П.Аверин, И.Алехина, Е.Свиркова, Ю.Г.Семенов, Е.Скриптунова, Т.О.Соломанидина, В.А.Ядов.

Необходимость решения исследовательских задач, связанных с характеристикой корпоративной культуры университета как центрального и самого высокого по уровню осуществления образовательных процедур звена системы высшего образования потребовала уточнения значения термина «образование» и обращения к философским, культурологическим и социологическим трудам С.Г.Вершловского, С.И.Гессена, Б.С. Гершунского, Э.Гидденса, Г.Е.Зборовского, С.Иваненковой, Л.Н.Когана, Л.Ф.Колесникова, О.В.Леонтьевой, Б.Т.Лихачева, Н.В.Нестеровой, В.Я.Нечаева, М.М.Поташника, В.Н.Турченко, Ф.Р.Филиппова, Н.Л.Худяковой, С.А.Шароновой, Ф.Э.Шереги.

В соответствии с предметом нашего исследования потребовалось обратиться к трудам, содержащим описание сущности и идеи университета: М.Вебера, Т.Веблена, М.А.Гусаковского, А.Злозовера, И.М.Ильинского, В.И.Казаренкова, К. Колина, В.Я.Нечаева, Х.Ортеги-и-Гассета, Т. Парсонса, Ю.Хабермаса, К.Ясперса.

В рамках нашего исследования особое значение имело изучение результатов научных исследований, посвященных корпоративной культуре университетов У.Бергвиста, А.М.Осипова, М.Мазниченко, Е.Руднева, А.Тубельского, Ю.Тюнникова, К.М.Ушакова, И.Фрумина, П.Н. Шихирева и других.

Анализ степени разработанности проблемы позволил нам сделать вывод о том, что исследование феномена организационной культуры осуществлялось преимущественно с позиций управления, теории организаций и менеджмента. В многочисленных работах не содержится исчерпывающего социокультурного анализа феномена корпоративной культуры института высшего образования и университета, в частности. Следовательно, научная проблема, изучению которой посвящена данная работа, еще не имеет полного и окончательного решения.

Объектом диссертационного исследования является корпоративная культура университета, представленная в деятельности педагогического сообщества.

Предметную область исследования образуют факторы формирования и особенности функционирования корпоративной культуры в современном университете России (на примере Южно-Уральского государственного университета), выявляемые на основе методологического уточнения статуса данного феномена.

Цель диссертационного исследования – раскрыть природу корпоративной культуры университета как социокультурного феномена для выявления оптимального сочетания качественных характеристик корпоративной культуры как условия функционирования и развития университета.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

1.Проанализировать характер взаимоотношений понятий «культура» и «корпоративная культура». Определить соотношение понятий «корпоративная культура», «организационная культура», «деловая культура», «профессиональная культура».

2. Осмыслить социокультурную природу корпоративной культуры, пути ее формирования, структуру, а также ее приоритетные функции в организации.

3. Раскрыть содержание понятия «образование». Выявить генезис понятия «университет» и становление российского университета как центрального элемента системы высшего образования.

4. Описать состояние современной корпоративной культуры университета с позиции восприятия ее основным носителем - педагогическим сообществом. Выделить и охарактеризовать основные типы преподавателей университета по отношению к корпоративной культуре.

5. Выявить наиболее существенные социокультурные факторы современности, оказывающие влияние на формирование и развитие организационной культуры университета.


Теоретико-методологическая база исследования. Работа над исследованием велась с учетом авторской интерпретации феномена корпоративной культуры, опираясь на аксиологический подход (Г.П.Выжлецов, П.С.Гуревич, Л.Н.Коган, Н.С.Розов, Л.Столович и другие) к пониманию культуры.

Специфика исследования потребовала от нас прибегнуть к междисциплинарному анализу феномена корпоративной культуры. Это обусловлено многоаспектностью самого феномена корпоративной культуры.

Мы использовали институциональный (Э.Гидденс, Г.Е.Зборовский) подход к пониманию образования и анализу университета как системы выполняющей спектр социокультурных функций (М.С.Каган, Ю.Н.Солонин).

Обращение к институциональному подходу в определении университета позволило трактовать его как многофункциональный, многопрофильный социокультурный институт, взаимодействующий с государством на определенной легитимной основе и выполняющий функцию трансляции научного знания и культурных ценностей, а также подготовки профессиональных кадров. Выбор университета обусловлен его реализацией наиболее полной совокупности образовательных характеристик, присущих сфере высшего образования в России.

При построении модели корпоративной культуры университета нами была взята за основу структура культуры, предложенная Л.Н.Коганом и базирующаяся на аксиологическом подходе к пониманию культуры.

Исследование корпоративной культуры университета велось с учетом авторской интерпретации данного феномена, опирающейся на деятельностный (А.Н.Леонтьев, М.С.Каган), аксиологический подход (В. Виндельбандт, М.С. Каган, Л.Н. Коган, Г. Риккерт), синхронный подход к ее изучению, метод структурно-функционального анализа.

Методы статистического анализа с применением современных программных средств обработки и графического отображения полученных статистических данных применялись при обработке эмпирических данных собранных в результате социологического исследования (анкетного опроса и экспертного интервью). Также использовались методы факторного анализа, структурного анализа и типологизации.

Выделяя общие тенденции социокультурного развития современного российского общества, автор опирался на идеи М.С. Кагана, В.М. Межуева, Ю.Н. Солонина, А.Я. Флиера и других, что позволило выявить факторы, влияющие на корпоративную культуру университета и определить основные тенденции ее развития.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационной работы заключается в следующем:

1.Уточнение методологического статуса понятия «корпоративная культура» привело к возможности его рассмотрения в качестве синонимичного «культуре корпорации» и «культуре организации», но отличным от «профессиональной культуры», «деловой культуры» и «организационной культуры» как некоему качественному показателю процесса организовывания и упорядочивания.

2. Сконструирована универсальная теоретическая модель корпоративной культуры и рассмотрено ее реальное функционирование в деятельности педагогического сообщества российского университета.

3. Корпоративная культура, рассматриваемая в качестве социокультурного феномена, презентирует современный российский университет как уникальную организацию в пространстве культуры и образования, в частности.

4. Обозначены основные социокультурные факторы, влияющие на состояние корпоративной культуры университета, а также выявлен их трансформационный потенциал как условия функционирования и развития университета.

5. На основании полученных данных разработана качественная типология представителей педагогического сообщества в зависимости от особенностей ценностно-мотивационной системы, регулирующей профессиональную деятельность, и степени приверженности корпоративной культуре.

  1   2   3

Похожие:

Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета) iconРеферат Дистанционное образование в РФ на примере Южно-Уральского государственного Университета
Дистанционное образование в РФ на примере Южно-Уральского государственного Университета
Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета) iconIv выставка «Дополнительное образование в рамках Национального исследовательского университета» 02 октября 2012года
Организатор выставки: Институт дополнительного образования Южно-Уральского Государственного Университета
Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета) iconIv выставка «Дополнительное образование в рамках Национального исследовательского университета» 02 октября 2012 года
Организатор выставки: Институт дополнительного образования Южно-Уральского Государственного Университета
Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета) iconМифологическое сознание как способ отражения социокультурного бытия (на примере адыгского нартского эпоса)
Работа выполнена на кафедре культурологии и этнологии Кабардино-Балкарского государственного университета имени Х. М. Бербекова
Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета) iconРеферат (Приложение 4)
Южно-Уральского государственного университета, утвержденного приказом №134 от 13. 10. 2003 ректора юурГУ, правом на получение патента...
Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета) iconПрограмма дисциплины «введение в геоурбанистику»
Емлин Эдуард Федорович, доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры минералогии, петрографии и геохимии Уральского государственного...
Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета) iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Института машиноведения им. А. А. Благонравова ран, Российского Государственного университета нефти и газа им И. М. Губкина, Ростовского...
Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета) iconЮжно-уральский государственный университет механико-технологический факультет
Приглашаем принять участие в выпуске журнала «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические...
Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета) iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 02. 04 «Трение и износ в машинах» по техническим наукам
Института машиноведения им. А. А. Благонравова ран, Российского Государственного университета нефти и газа им И. М. Губкина, Ростовского...
Корпоративная культура российского университета как объект социокультурного анализа (на примере Южно-Уральского государственного университета) iconИнтеллектуальный электропривод на основе вентильного двигателя Для запорной арматуры
Работа выполнена на кафедре электромеханики и электромеханических систем Южно-Уральского государственного университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница