Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики




Скачать 269.65 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики
Дата18.01.2013
Размер269.65 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ



ПРАВОВОЕ И ЭТИЧЕСКОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ


СОВРЕМЕННОЙ РЕКЛАМЫ

И ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ


Для студентов факультета журналистики
специальности 030601.65 Журналистика



Москва

2010

УТВЕРЖДЕНО

Учебно-методическим советом


А в т о р - с о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. И. А. Кумылганова


Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое и этическое регулирование современной рекламы и Паблик Рилейшнз» / автор-сост. И.А. Кумылганова. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2010. – 16 с.


Подготовлен на кафедре рекламы и связей с общественностью факультета журналистики.


© Кумылганова И.А., 2010




ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ



Актуальность дисциплины определена самой практикой перехода России к рыночной экономике, демократической системе и построению правового государства: в обществе, где провозглашается беспрепятственный доступ граждан к источникам информации, естественным образом возрастает потребность в обеспечении благоприятного информационного обмена, что, в свою очередь, требует формирования определенной системы регулирования – конкретных «правил игры».

В соотношении творческого процесса с конкретными условиями деятельности правовой контроль и нравственный самоконтроль выступают как безусловная проверка качества профессионального решения. Поэтому целью дисциплины является выработка у будущих профессионалов систематизированного представления о путях формирования и совершенствования законодательных и этических нормативов рекламной и PR-деятельности, что представляет неотъемлемую часть профессионального образования, обязательное условие конкурентоспособности на рынке массовых информационных процессов, потребность времени.

Среди основных задач дисциплины – изложение базовых понятий о рекламе, рекламной и PR-деятельности с юридической точки зрения, совокупности правового и этического регулирования и их взаимосвязи в проблеме пресечения ненадлежащей рекламы, знакомство с нормативно-правовыми источниками рекламного права, зарубежным и российским опытом в этой сфере, практических рекомендации по применению нормативных актов.

Кроме того, регулирование рекламы и PR как важной сферы социальной деятельности можно рассматривать лишь на стыке нескольких дисциплин, а именно: теории журналистики, рекламы, связей с общественностью, профессионального права и этики, социальной психологии, делового этикета.

Содержание и структура курса отражают логику поставленных задач, нацеленных на развитие соответствующих профессиональных качеств. Лекционные занятия рассчитаны на максимальное использование творческого потенциала у слушателей, а практические занятия предполагают не только обязательную предварительную подготовку, но и активное включение в семинар с помощью современных методов обучения – обсуждений, дискуссий, мини-конференций, тренингов, деловых игр. По желанию слушателя для углубления и продолжения курса может быть выполнена курсовая работа (темы приводятся ниже).

Данный курс является авторской разработкой; он состоит из 11 тем и рассчитан на 34 академических часа.

ПРОГРАММА


Тема 1. Проблема регулирования рекламной деятельности:
базовые определения, постановка и причины возникновения проблемы


2 часа

Необходимость учета определенных правил и норм профессионального поведения для успешной рекламной деятельности. Факторы социальной ответственности участников рекламного процесса. Регулирование этого процесса как одна из задач государства. Рекламное законодательство как неотъемлемая часть конкурентного права.

Противоречия между теоретическими взглядами и реалиями в практике.

Тема 2. История развития принципов и способов регулирования
рекламной деятельности


2 часа

Историко-культурные предпосылки зарождения различных форм рекламирования и предпосылки для создания институтов рекламной регламентации в античности. Попытки агораномов и астиномов греческих полисов и курильных эдилов (градоначальников) Рима упорядочить устные варианты рекламирования. Законы о выборах городских глав в античных полисах.

Дополнение регулятивных мер со стороны городской администрации вариантами саморегулирования рекламного творчества в рамках цеховых объединений Средневековья.

Становление процесса регулирования рекламной деятельности Нового времени. Последствия третьей информационной революции, влияние зародившейся периодической прессы на развитие профессиональной рекламной деятельности и осознание необходимости строгого ее регулирования. Первые документы законодательного регламентирования рекламы.

Развитие принципов и способов недопущения недостоверной рекламной информации в контексте недобросовестных конкурентных отношений в XIX–XX вв. Появление новой, быстро прогрессирующей отрасли права – законодательства о защите прав потребителя.

Формирование национальных и международных саморегулирующихся организаций профессионалов рекламного рынка. Международная кодификация рекламной практики.

Актуальный зарубежный опыт регулирования рекламной деятельности.

Тема 3. Становление и развитие норм рекламного регулирования в России

2 часа

Зарождение и эволюция рекламных жанров и законодательное оформление этого процесса. Стратегия становления института саморегулирования рекламной деятельности.

Перемены в российской экономике после отмены крепостного права, подъем промышленности и торговли, активный рост рекламы, дальнейшее развитие цензурного законодательства и правил рекламирования.

Государственный контроль над рекламной сферой в дореволюционной России; Устав о цензуре; Правила об условиях публикации объявлений. Законодательное нормирование регистрации и использования товарных знаков; Устав о промышленности.

Новые формы регулирования рекламы в связи с установлением советской властью государственной монополии на публикацию рекламных объявлений. Дальнейшее развитие партийного контроля над рекламной деятельностью; соответствующие постановления ЦК КПСС и совместные постановления партии и правительства; циркулярные письма Управления делами ЦК КПСС. Междуведомственный совет по рекламе при Министерстве торговли СССР.

Формирование рекламного законодательства в Российской Федерации. Федеральные законы РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О средствах массовой информации», «О защите прав потребителей». Конституция РФ. Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Федеральный закон «О рекламе» 1995 года. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные документы в сфере российского рекламного права.

Формирование института саморегулирования рекламной деятельности в Российской Федерации. Общественный совет по рекламе.

Сравнительный анализ российской, западноевропейской и североамериканской традиций регулирования рекламной сферы.

Тема 4. Действующее законодательство о рекламе
в Российской Федерации


2 часа

Система источников рекламного права: международные акты, договоры и соглашения; конституция, гражданский кодекс и федеральные законы страны; президентские указы, постановления правительства, акты министерств и ведомств; международная и национальная судебная правоприменительная практика.

Специфика этико-правового обеспечения политической рекламы в России. Федеральные законы РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О референдуме Российской Федерации»; региональное законодательство о выборах местных органов власти.

Соотношение российского рекламного законодательства с нормами и принципами международного права.

Тема 5. Основа нормативной базы регулирования рекламной деятельности

2 часа

Цели и сфера применения закона о рекламе.

Понятие «реклама» и проблема его законодательного определения как категории права, юридической нормы.

Реклама как одна из форм информации. Определение признаков нарушения законодательства о рекламе в зависимости от точности классификации информации. Соотношение федеральных законов РФ «О средствах массовой информации» и «О рекламе».

Реклама как вид деятельности. Участники рекламного процесса.

Реклама как информация для потребителей. Соотношение федеральных законов РФ «О защите прав потребителей» и «О рекламе».

Реклама с точки зрения гражданского права. Реклама как предложение сделки. Правовые последствия рекламы как коммерческого предложения.

Виды информации, оставшиеся вне поля действия данного закона.

Проблема правового регулирования product placement. Основные законодательные тенденции зарубежного правотворчества в рамках данного регулирования.

Обычаи делового оборота в случаях, законодательно не урегулированных рекламным правом.

Тема 6. Общие требования к рекламе с правовой точки зрения

2 часа

Признаки, по которым рекламу следует признать недобросовестной. Ввод запрета на использование так называемых зонтичных брэндов. Соотношение федеральных законов РФ «О рекламе» и «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Признаки, по которым рекламу следует признать недостоверной. Соотношение федеральных законов РФ «О рекламе» и «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне», «О коммерческой тайне».

Иные общие ограничения, налагаемые на рекламу. Соотношение федеральных законов РФ «О рекламе» и «О государственном языке Российской Федерации».

Правовое обеспечение рекламы как творчества. Объекты и субъекты авторского права в рекламе. Использование авторского и смежных прав в рекламе. Права на использование в рекламе произведений науки, литературы и искусства. Правовые последствия копирования текста рекламной идеи. Соотношение федеральных законов РФ «О рекламе» и «Об авторском праве и смежных правах».

Правовые особенности рекламы для несовершеннолетних. Проблемы реализации в рекламной практике запретов, связанных с защитой детей.

Запреты, налагаемые законодательством, в отношении рекламы определенных товаров.

Правовое обеспечение рекламы товаров при дистанционном способе их продажи.

Правовое обеспечение рекламы о проведении лотереи, конкурса, игры или иных стимулирующих мероприятий.

Правовые отличия социальной рекламы от других видов рекламы. Особенности мотивации и факторы социального влияния некоммерческой рекламы. Правовая база, связанная с функционированием социальной рекламы: производство и распространение; условия размещения в средствах массовой информации. Квоты для социальной рекламы.

Сроки хранения рекламных материалов. Предоставление информации рекламодателем по требованию рекламораспространителя.

Тема 7. Специальное регулирование отдельных способов
распространения рекламы


2 часа

Правовые особенности разделения каналов распространения рекламы по средствам, месту, времени, носителям и форме распространения. Ограничения рекламы по способам распространения.

Размещение рекламы на различных носителях. Дополнительные ограничения для некоторых носителей и способов представления рекламы: телевидение; радио; печатные средства массовой информации; кино- и видеообслуживание; распространение рекламы по сетям электросвязи; распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций; размещение рекламы на транспортном средстве и с их использованием.

Тема 8. Специальное регулирование рекламы
отдельных видов товаров


2 часа

Специальные требования специальных законов РФ к отдельным случаям рекламы, развивающие и конкретизирующие Федеральный закон «О рекламе».

Правовые особенности рекламы алкогольной продукции; пива и напитков, изготовляемых на его основе; табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Федеральные законы «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»; «Об ограничении курения табака»; «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Правовые особенности рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения. Федеральные законы «О лекарственных средствах»; «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Правовые особенности рекламы БАД, пищевых добавок и продуктов детского питания.

Правовые особенности рекламы агрохимикатов и пестицидов. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».

Правовые особенности рекламы продукции военного назначения и оружия. Федеральные законы «Об оружии», «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами», «О государственной тайне».

Правовые особенности рекламы основанных на риске игр, пари. Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Правовые особенности рекламы финансовых услуг; рекламы ценных бумаг. Федеральные законы «О банках и банковской деятельности»; «О рынке ценных бумаг»; «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Правовые особенности рекламы по заключению договоров ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением.

Тема 9. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

2 часа

Мера ответственности каждого из участников рекламной деятельности. Пределы, формы и размеры ответственности. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

Правовое определение контррекламы. Требования к проведению контррекламы.

Тема 10. Государственный контроль в сфере рекламы

2 часа

Федеральный антимонопольный орган, его статус, цели и основные задачи, права и полномочия, состав и механизм действия. Способы борьбы с нарушениями рекламного законодательства: санкции и меры воздействия к нарушителям.

Иски в суды по правонарушениям в сфере рекламы: международный и отечественный опыт.

Тема 11. Саморегулирование в сфере рекламы

2 часа

«Внутрицеховой» контроль профессиональных организаций. Условия эффективности саморегулирования. Соотношение государственного контроля и саморегулирования. Этический фактор как один из ведущих среди механизмов и основных способов саморегулирования участника рекламного рынка.

Практика саморегулирования рекламы. Деятельность российских и международных профессиональных организаций, общественных объединений, ассоциаций и союзов юридических лиц в области регулирования рекламы.

Проблемы и перспективы саморегулирования российской рекламы.


Учебные задания к семинарским
и практическим занятиям


Тема 1. Структура рекламного законодательства Российской Федерации

Семинар-тренинг, 2 часа

Тренинговое занятие предполагает более глубокое усвоение и развитие темы курса по структурированию российского рекламного законодательства.

Задания

  1. Определите цели, задачи, основные принципы и сферы применения рекламного законодательства в России.

  2. Выстроите иерархию российских законов, регулирующих рекламную деятельность.

  3. Оцените согласованность актов, регулирующих правовые отношения в области рекламы.

Литература

Конституция РФ.

Гражданский кодекс РФ.

Уголовный кодекс РФ.

Федеральный закон «О рекламе».

Федеральный закон «О средствах массовой информации».

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».

Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Федеральный закон «О защите прав потребителей».

Европейская конвенция о трансграничном телевидении.

Голованов, Д.А. Новый закон о рекламе: плюсы и минусы для СМИ и аудитории / Д.А. Голованов // ЗиП. – 2006. – № 3. – С. 2–5.

Рихтер, А.Г. Что нового в новом законе? (первый комментарий к Федеральному закону «О рекламе») / А.Г. Рихтер // ЗиП. – 2006. – № 3. – С. 19–24.


Тема 2. Правовое обеспечение спонсорской рекламы

Аналитический семинар – практическое занятие, 2 часа


Практическое занятие предполагает более детальное введение в круг проблем спонсорства. В процессе семинара студенты должны овладеть суммой знаний основных положений рекламного права, непосредственно касающихся вопросов спонсорства в рекламе. Кроме того, участникам семинара предоставляется возможность применить аналитические умения по различению понятий «спонсорство» и «благотворительность».

Вопросы для подготовки

  1. Дать определения понятиям «спонсор», «спонсируемый» и «спонсорский вклад» с юридической точки зрения.

  2. Охарактеризовать спонсора как участника рекламного процесса.

  3. Сформулировать права и обязанности спонсора как социальной, так и коммерческой рекламы.

  4. Провести сравнительный анализ спонсорства и благотворительности.

  5. Выявить правовые последствия смешения или подмены этих категорий.

Литература

Федеральный закон «О рекламе».

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Тема 3. Регулирование вопросов, связанных с рекламой,
признаваемой офертой


Семинар – деловая игра, 2 часа

Участникам семинара предоставляется возможность обменяться мнениями по спорным этико-правовым вопросам, касающимся рекламного рынка как специфической формы товарного рынка, в том числе недобросовестной конкуренции в условиях рыночных отношений. В ходе занятия каждый из участников пытается найти для себя ответ на вопрос: коммерческий успех рекламы, ее правовые и нравственные аспекты – возможен ли консенсус?

Предлагаемая ситуация

В вашу фирму пришел разгневанный покупатель с твердым намерением выяснить, почему он не может приобрести товары по ценам, которые указаны в вашей рекламе, опубликованной во вчерашнем номере ежедневного издания. Как вы поступите в данной ситуации – пойдете ему навстречу, уговорите его, или, наконец, просто укажете на дверь?

Задание

  1. Рассмотрите ситуацию с точки зрения рекламодателя.

  2. Опишите дальнейшие действия, выступая от имени покупателя.

Обоснуйте свои ответы, опираясь на российское законодательство и рекламные нормативы.

Литература

Гражданский кодекс РФ.

Федеральный закон «О рекламе».


Тема 4. Практика саморегулирования рекламы

Семинар-дискуссия, 4 часа


Занятие предполагает углубление и развитие 11-й темы курса, а также позволяет «окунуться» в практику реальных конфликтов, связанных с рекламной деятельностью. В каком соотношении находятся ведущие составляющие профессиональной ответственности: внешние регуляторы – правовые нормативы и общественное мнение и внутренние регуляторы – понимание и усвоение социальных нравственных норм, отношение к ним? Как «уживаются» творческий процесс и конкретные условия деятельности, работают ли этическая корректировка и нравственный самоконтроль как проверка качества профессионального решения? Возможны ли моральное оправдание, самооправдание определенных процедурных моментов рекламной деятельности как условие профессии? Предлагается рассмотреть и обсудить эти и другие вопросы, касающиеся этических/правовых/этико-правовых конфликтов, вытекающих из противоречий между целью и средствами ее достижения, между профессиональным долгом и общественными ценностями и т. д.

Вопросы для подготовки

1. Профессиональная этика на стыке общей этики, теории рекламной деятельности и ее конкретного опыта. Профессионально-этические требования к участникам рекламного процесса.

2. Сравнение российских, американских, европейских рекламных кодексов и выявление сходства и различий между ними.

3. Анализ актуальных примеров из практики:

  • международных организаций и объединений – Международной торговой палаты (ICC), Международной ассоциации рекламы (IAA), Всемирной федерации рекламодателей (WFA), Международной ассоциации бизнес-коммуникаций (IABC), Европейского альянса по стандартам и рекламе (EASA) и других;

  • российских организаций, деятельность которых так или иначе связана с развитием и саморегулированием рекламного бизнеса: Национальной рекламной ассоциации, Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере рекламы, Ассоциации рекламодателей, Фонда поддержки рекламопроизводителей, Московской рекламной гильдии (комиссии) Московской торгово-промышленной палаты, ряда других. Опыт работы Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ и Рекламного совета России;

  • различных отраслевых и межотраслевых организаций бизнеса, уделяющих внимание вопросам деловой этики в рекламе: Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), Совета ассоциаций медийной индустрии (САМИ), Клуба добросовестных предпринимателей и др.

Литература

Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты (ICC).

Международный кодекс ICC/ESOMAR (Международной торговой палаты и Европейского общества по опросам общественного мнения и маркетинговым исследованиям).

Руководство EASA по саморегулированию.

Рекламный кодекс БББ США (Council of Better Business Bureau, Code of Advertising).

Английский кодекс рекламной практики (British Codes of Advertising).

Российский рекламный кодекс.

Кодекс профессионального рекламиста Единой службы объявлений.

Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории России.

Кодекс профессионального поведения и этики Международной Ассоциации PR (ИПРА).

Афинский кодекс Pr (ИПРА).

Европейский кодекс профессионального поведения в области PR (Лиссабонский кодекс).

Кодекс профессионального поведения института PR (Англия).

Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью.

Профессиональный кодекс в области маркетинга Российской ассоциации маркетинга.

Социальная хартия бизнеса России Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей)

Евстафьев, В.А. Этапы формирования и развития рекламных коммуникаций в России. Правовые и этические регуляторы // Журналистика и реклама: основы взаимодействия (опыт теоретического исследования) / В.А. Евстафьев. – М. : ИМА-пресс, 2001.

Законодательство и саморегулирование в рекламе // История российской рекламы. 1991–2000 / В.А. Евстафьев, Е.Э. Пасютина. – М.: ИМА-пресс, 2002. – Т. 1.

Кумылганова, И.А. Этическое измерение в рекламе: зарубежный опыт // Реклама: культурный контекст / И.А. Кумылганова. – М. : РИП-холдинг, 2004.

Тема 5. Перспективы развития в сфере регулирования
рекламной деятельности


Семинар – «мини-конференция», 2 часа

Заключительное занятие предоставляет слушателям курса возможность проявить полученные знания и навыки в решении аналитических задач по составлению практических рекомендаций для специалистов в сфере рекламы с точки зрения правовых и этических аспектов профессии.

Вопросы для подготовки

Проанализировав опыт, международный и российский опыт правоприменительной практики, накопленный в сфере регулирования рекламной деятельности, попытайтесь сформулировать свои советы и рекомендации для:

1) рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей;

    1. потребителей рекламы;

    2. органов, осуществляющих контроль за рекламой.

Литература

Нормативно-правовые акты в сфере рекламной деятельности, рекомендуемая литература по курсу и цикл лекций.

темы РЕФЕРАТОВ, контрольных / курсовых работ


1–4. Актуальные нравственные/правовые проблемы рекламы в контексте существующих этических/юридических норм.

5–6. Типология правовых/этических конфликтов в сфере рекламы.

7–9. Этические/правовые/этико-правовые проблемы формирования общественного мнения средствами рекламы в условиях новой коммуникационной ситуации.

10–11. Социальные последствия формы и содержания рекламы как основные правовые/этические проблемы рекламного процесса.

  1. Ведущие составляющие профессиональной ответственности рекламиста.

  2. Правовые роли и профессиональные интересы участников рекламного процесса.

  3. Инверсия ответственности в рекламном процессе.

  4. Этико-правовая проблема разграничения иллюзии и обмана.

  5. Юридическая практика квалификации обмана в рекламе.

17–22. Специфика этических/правовых аспектов в зависимости от основных сфер рекламной деятельности (коммерческой/политической/социальной).

23. Этические проблемы языка (других знаковых систем) рекламы.

25. Актуальные проблемы авторского права в российской рекламе.

26. Правовая ситуация внедрения фирменного стиля в рекламе.

  1. Правовое регулирование конкуренции на рекламном рынке.

  2. Правовая незащищенность концепции (идеи) на рекламном рынке.

  3. Этико-правовые проблемы рекламы, связанные с использованием сети Интернет.

  4. Проблема этико-правового обеспечения политической рекламы в России.

  5. Способы воздействия государства на рекламу.

  6. Концепции государственного регулирования рекламы (на примере опыта конкретной страны).

  7. Корпоративная мораль участника рекламной деятельности как профессиональный императив.

34. Саморегулирование как альтернатива проблемам правового регулирования.

35. Перспективы регулирования рекламного рынка России.

36–37. Зарубежный/отечественный правоприменительный опыт в сфере рекламного рынка.

38–39. Зарубежный/отечественный опыт кодификации рекламной практики.

вопросы для подготовки к зачету / экзамену


  1. Причины возникновения проблемы регулирования рекламной деятельности.

  2. Становление процесса рекламной регламентации в Античности и Средневековье.

  3. Развитие законодательного регламентирования рекламной деятельности Нового времени.

  4. Становление регулятивных механизмов в российской дореволюционной рекламе.

  5. Формирование международной законодательной практики в рекламной сфере.

  6. Система источников рекламного права и ее структура.

  7. Цели, задачи и основные принципы рекламного законодательства Российской Федерации.

  8. Формирование рекламного законодательства Российской Федерации.

  9. Развитие этико-правового обеспечения политической рекламы.

  10. Характеристика рекламы как категории права.

  11. Правовые особенности рекламы как формы информации.

  12. Правовые последствия рекламы как коммерческого предложения.

  13. Правовая характеристика участников рекламного процесса.

  14. Соотношение законов «О рекламе» и «О защите прав потребителей».

  15. Формы недобросовестной конкуренции на рынке рекламных услуг.

  16. Классификация рекламы по предъявляемым к ней правовым требованиям.

  17. Характеристика общих требований к рекламе в российском законодательстве.

  18. Виды рекламы, запрещенные российским законодательством.

  19. Проблема лицензирования в рекламном праве.

  20. Проблема сертификации в рекламном праве.

  21. Проблема спонсорства в рекламе с юридической точки зрения.

  22. Правовое обеспечение рекламы товаров при дистанционном способе их продажи.

  23. Правовое обеспечение рекламы о проведении стимулирующих мероприятий (лотереи, конкурса, игры и т. п.).

  24. Объекты и субъекты авторского права в рекламе.

  25. Использование авторских и смежных прав в рекламе.

  26. Правовая охрана авторского права в рекламе.

  27. Правовая охрана товарного знака в рекламе.

  28. Правовое обеспечение социальной рекламы.

  29. Юридические требования к оферте в рекламе.

  30. Структура специальных правовых требований к рекламе.

  31. Характеристика ограничений рекламы по способам распространения.

  32. Правовые особенности рекламы в радио- и телепрограммах.

  33. Правовые особенности рекламы в периодических печатных изданиях.

  34. Правовые особенности рекламы в кино- и видеообслуживании.

  35. Правовые особенности рекламы, распространяемой по сетям электросвязи.

  36. Правовые особенности наружной рекламы и установок рекламных конструкций.

  37. Правовые особенности рекламы на транспортных средствах и с их использованием.

  38. Характеристика ограничений рекламы отдельных видов товаров, работ и услуг.

  39. Правовые особенности рекламы алкогольной продукции.

  40. Правовые особенности рекламы пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

  41. Правовые особенности рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.

  42. Правовые особенности рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, медикаментов, в том числе методов лечения.

  43. Правовые особенности рекламы БАД и пищевых добавок, продуктов детского питания.

  44. Правовые особенности рекламы продукции военного назначения и оружия.

  45. Правовые особенности рекламы финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг.

  46. Правовые особенности рекламы основанных на риске игр, пари.

  47. Правовые особенности рекламы финансовых услуг.

  48. Правовые особенности рекламы ценных бумаг.

  49. Правовые особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты.

  50. Правовая проблема защиты несовершеннолетних в рекламе.

  51. Обязанности и права участников рекламной деятельности.

  52. Правовые нормы, регулирующие ответственность участников рекламного процесса.

  53. Правовые требования к проведению контррекламы.

  54. Контроль органов исполнительной власти за рекламой.

  55. Статус и полномочия Федерального антимонопольного органа.

  56. Механизмы саморегулирования рекламной деятельности.

  57. Права органов саморегулирования в области рекламы.

  58. Контроль коллективных организаций за рекламой.

  59. Условия эффективности саморегулирования рекламы.



Литература


Федеральные и международные нормативно-правовые акты; отечественные и зарубежные кодификационные источники в сфере рекламы.

Дворецкий, В.Р. Комментарий к новому закону о рекламе / В.Р. Дворецкий. – М. : Гросс-Медиа, 2006.

Евстафьев, В.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия (опыт теоретического исследования) / В.А. Евстафьев. – М. : ИМА-пресс, 2001.

Евстафьев, В.А. История российской рекламы. 1991–2000 / В.А. Евстафьев, Е.Э. Пасютина. – М. : ИМА-пресс, 2002. – Т. 1.

Законодательство и практика масс-медиа // ЗиП. – 2006. – № 3. – Тема номера: Новый закон о рекламе.

Законодательство о средствах массовой информации. – М. : Институт проблем информационного права, 2004.

Законодательство о СМИ стран бывшего СССР. – М.: Институт проблем информационного права, 2002. – Т. 1.

Законодательство о СМИ: учеб.-практ. материалы. – М. : Центр «Право и СМИ», 1999.

Законодательство об авторском праве стран бывшего СССР : в 2 ч. – М. : Институт проблем информационного права, 2004.

Законодательство о рекламе стран бывшего СССР. – М. : Институт проблем информационного права, 2004. – Т. 1.

Законы и практика средств массовой информации в одиннадцати демократиях мира. – М.: Галерея, 2000.

Законы и практика СМИ в Европе, Америке и Австралии / пер. с англ. –
2-е изд., испр. и доп. – М. : Права человека, 2000.

Законы и практика СМИ в странах СНГ и Балтии (сравнительный анализ).М. : Галерея, 1999.

Лисовский, С.Ф. Избирательные технологии: история, теория, практика / С.Ф. Лисовский, В.А. Евстафьев. – М. : Коммерсантъ, 2000.

Международное информационное право. – М. : СТЭНСИ, 2002.

Музыкант, В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции / В.Л. Музыкант. – М. : Право и закон, 1996.

Право на информацию: российское законотворчество о СМИ в 1999–2000 гг. в контексте западноевропейских стандартов свободы слова. – М. : Институт проблем информационного права, 2001.

Реклама и журналистика: культурная эволюция. – М. : Буквоед, 2009.

Реклама: культурный контекст. – М. : РИП-холдинг, 2004.

Реклама: Свод основных правовых документов. – М., 2000.

Рихтер, А.Г. Правовые основы журналистики / А.Г. Рихтер. – 2-е изд. – М. : ВК, 2009.

Руководство EASA по саморегулированию. – М., 1999.

Совет Европы: документы по проблемам средств массовой информации. – СПб. : ЛИК, 2002.

Телекоммуникации и право: вопросы стратегии. – М. : Центр «Право и СМИ», 2000.

Уэллс, У. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Мориарти. – СПб., 2001.

Ученова, В.В. История отечественной рекламы. 1917–1990 / В.В. Ученова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Ученова, В.В. Реклама и массовая культура: Служанка или госпожа? / В.В. Ученова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Ученова, В.В. История рекламы / В.В. Ученова, Н.В. Старых. – 3-е изд. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.


СОДЕРЖАНИЕ



Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины средства массовой информации в системе Паблик Рилейшнз Для студентов факультета журналистики
Паблик Рилейшнз / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 15 с
Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины менеджмент рекламы Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент рекламы» / сост. Г. С. Заика. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2010. – 8 с
Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины история рекламы для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 9 с
Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины история рекламы для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История рекламы» / сост. С. А. Шомова. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова, 2009. – 9 с
Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Правовое регулирование финансово-информационной безопасности Для студентов юридического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Правовое регулирование финансово-информационной безопасности» / сост. В. И. Ступаков. М....
Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы журналистики» / А. С. Шилов, О. А. Воронова, Л. Г. Свитич. – М. Импэ им. А. С. Грибоедова,...
Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Логика Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «Логика»: Для студентов факультета журналистики. – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. –...
Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология». – М.: Импэ им. А. С. Грибоедова, 2008. 28 с
Учебно-методический комплекс дисциплины правовое и этическое регулирование современной рекламы и паблик рилейшнз для студентов факультета журналистики iconУчебно-методический комплекс дисциплины история отечественной журналистики (1702-1917) Для студентов факультета журналистики
Учебно-методический комплекс дисциплины «История отечественной журналистики (1702–1917)» / сост. Л. В. Овчинникова. – М. Импэ им....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница