Формирование и позиционирование системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании




Скачать 325.59 Kb.
НазваниеФормирование и позиционирование системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании
Дата18.01.2013
Размер325.59 Kb.
ТипАвтореферат


На правах рукописи




РАДЧЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ




ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В МНОГОПРОФИЛЬНОЙ КОМПАНИИ


Специальность: 05.13.10 – Управление в социальных и экономических системах (экономические науки)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Ростов-на-Дону – 2007


Диссертация выполнена в ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет путей сообщения»


Научный руководитель: доктор технических наук, профессор

Лябах Николай Николаевич


Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Горелова Галина Викторовна

кандидат экономических наук, профессор

Любанова Татьяна Петровна


Ведущая организация: Всероссийский НИИ экономики и нормативов


Защита диссертации состоится «22» июня 2007 г. в 1000 часов на заседании регионального диссертационного совета по экономическим наукам КМ 212.208.12 при ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88, ауд. 302.


С диссертацией можно ознакомиться в зональной научной библиотеке по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.


Автореферат разослан «22» мая 2007 г.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, подписанные и заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г. Таганрог, ГСП 17-А,

пер. Некрасовский, 44, региональный диссертационный совет КМ 212.208.12, ученому секретарю.


Ученый секретарь

диссертационного совета М.Н. Корсаков

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. Изменение на рубеже веков стадии социально-экономического развития страны потребовало переосмысливания идеологии субъективных отношений к рынку, роли государства в управлении экономикой, места и роли собственника и управленца в деятельности предприятия, а также всей парадигмы управления экономикой страны, региона и предприятия, в частности.

В социальной жизни страны проблемными вопросами в настоящее время являются: разгосударствление и приватизация собственности, отношения к собственнику и наемному работнику, поиск собственного «Я» в системе социальных и экономических отношений и многие другие.

В экономике требуют анализа проблемы регионализации, развития корпоративных структур, позиционирования фирмы в территориальном и отраслевом хозяйственных комплексах.

Эффективность экономики решающим образом зависит от качества кадрового состава руководящей элиты всех уровней управления экономикой, от наличия разработанных методик вхождения субъектов и экономических объектов в систему экономических отношений, от способностей последних адаптироваться к изменяющимся условиям среды функционирования. Обозначенные вопросы под разным углом зрения уже нашли свое отражение в многочисленных научных, методических, нормативных разработках.

Степень разработанности проблемы. Спектру вопросов, рассматриваемых в данном диссертационном исследовании, посвящена многочисленная научная, методическая и нормативная литература. Авторские ссылки затрагивают лишь незначительную ее часть.

Стратегии корпоративного развития предприятий в рыночных условиях, процедуры внутрифирменного планирования и управления являются предметом исследования Бекетова В.А., Бухалкова М.И., Винслава Ю.А., Горемыкина В.А., Грузинова В.П., Рожкова А.А., Солдатовой И.Ю., Чернышова М.А. и др.

Проблемы взаимодействия региональных экономик и российских предприятий, их взаимного развития анализируются в работах Белокрыловой О.С., Белоусова В.М., Гранберга А.Г., Кетовой Н.П., Колесникова Ю.С., Овчинникова В.Н., Попова Р.А. и др.

Материалы о развитии предприятий АПК на рынке заимствованы в трудах Гарькавого В.В., Гочияевой П.И., Кузнецова В.В., Лебедева В.И., Мекулова Н.А., Михайловского Р.А., Удаловой З.В., Хачемизовой Э.Н. и др.

Социально-психологические аспекты вхождения индивида в рыночные отношения хозяйствования освещались Ахмеджановым Э.Р., Белановским С.А., Гримаком Л.П., Кашаповым Р.Р., Климовой С.Г., Козиной И.М., Крюковым С.В., Кузьминым И.А., Ребриком С.Б.

Инструментарий исследования, используемый в работе, основан на новых подходах к анализу сложных систем и процессов принятия решений, изложенных в трудах Акаике Х., Буркова В.Н., Гореловой Г.В., Заде Л., Ланкина В.Е., Лябаха Н.Н. и др.

В работе использованы также материалы научных и практических исследований Барсуковой А.В., Жигуновой А.В., Коледовой О.Л., Михайловского Р.А., Колесникова М.В., Строкатова А.Б.

Вместе с тем, следует отметить, что неудовлетворительное состояние АПК России существенным образом зависит от неверной социально-психологической мотивировки работников отрасли, недостаточной подготовленности руководителей предприятий в сфере менеджмента. Изучение теоретических исследований, анализ статистических данных, логики развития экономики на различных уровнях управления отраслью и в различных сферах подтвердили, что в научной литературе явно недостаточно отражены социально-экономические проблемы планирования деятельности и управления экономическими системами вообще и предприятиями, в частности, что и определило цель научного исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в изучении механизмов организационно-управленческого поведения многопрофильного предприятия в современных социально-экономических условиях России.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи, отражающие логику и последовательность этапов предпринятого исследования:

1. Проанализировать развитие парадигмы управления отечественными предприятиями в зависимости от особенностей и степени развития экономики страны (на примере АПК и сельского хозяйства).

2. Исследовать проблемы и механизмы формирования и позиционирования системы организационно-управленческого поведения хозяйствующих субъектов различной степени интеграции.

3. Разработать подход к рациональному вхождению предприятия в территориальный народно-хозяйственный комплекс и методику оценки потенциала его развития.

4. Выявить особенности и обосновать логику внешнего и внутреннего планирования и управления деятельностью многоотраслевого предприятия.

5. Исследовать социально-психологические проблемы управления предприятием.

6. Проиллюстрировать решение исследуемых проблем на примере многопрофильного предприятия ООО «Сальский Кагальник». Осуществить внедрение основных положений диссертации в учебный процесс.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступили свойства и социально-экономические отношения структур и субъектов различного уровня управления экономикой (в общем, и на примере отношений, возникающих в сфере деятельности сельскохозяйственных предприятий).

Предметом исследования являются закономерности формирования и позиционирования системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании. Исследовались и разрабатывались методы и инструменты оценки и прогнозирования изменения состояния субъекта управления и предприятия. Предмет исследования концентрируется в основном в рамках следующих пунктов заявленной специальности:

7. Разработка методов идентификации в организационных системах на основе ретроспективной, текущей и экспертной информации.

8. Разработка методов и алгоритмов анализа и синтеза организационных структур.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования основана на научной позиции автора, согласно которой развитие хозяйствующего субъекта в неблагоприятных условиях, отсутствия собственных ресурсов, недостаточного и неадекватного внимания государственных и региональных структур власти к соответствующему сектору экономики страны, повысить выживаемость и эффективность хозяйствующего субъекта возможно за счет синергетического эффекта интеграции субъектов хозяйственной деятельности, применения современных методик позиционирования субъекта в системе владения собственностью и управления предприятием, и применения современных технологий управления.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения экономической теории, теории управления, функционального анализа, психотехнологии, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Теоретическим методом диссертационного исследования явился системный подход к анализу взаимодействий экономик страны, региона, экономической политики предприятий, экономического и социального поведения собственников, менеджеров и работников предприятия.

В научном исследовании использовались методы экспертного и статистического оценивания, экономико-математическое моделирование, сравнительный анализ, методы идентификации личности, оптимизационные процедуры.

Информационно-эмпирической базой исследований послужили официальные статистические и аналитические данные, представленные Федеральной службой государственной статистике РФ и Ростовской области, материалы Министерства экономического развития и торговли, Министерства сельского хозяйства Ростовской области, а также результаты исследований отдельных предприятий АПК, проведенных лично автором.

Исследования проводились с использованием экспертных оценок и данных, статистической информации о функционировании экономических объектов, результатов тестирования.

Эмпирической базой исследования явились также результаты опросов субъектов российского рынка, статистические данные о развитии экономики России в целом, ее отдельных регионов и предприятий.

Инструментарно-методический аппарат. В рамках общего системного метода исследования проблемы были использованы частные приемы экономического анализа, концептуальное моделирование, сравнительный анализ, математическое моделирование, корреляционный и регрессионный анализ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Организация управленческой, предпринимательской и бизнес деятельности требует, как с точки зрения государственных структур власти, так и с точки зрения непосредственных ее участников: специальной подготовки, дифференцирования по сферам деятельности и типам личности, проработки механизмов безопасного вхождения и выхода из указанной деятельности, оптимизации ее проведения с учетом региональных интересов. Иначе: необходима система и логика организационно-управленческого поведения предприятия.

2. Успех развития предприятия, заключающийся в достижении им устойчивого конкурентного положения на рынке, сравнительно высокой эффективности в соответствующей отрасли зависит от согласованности управленческой и хозяйственной деятельности предприятия с государственной и региональной экономической политикой, правильного позиционирования в системе социальных, экономических, национальных, культурных и иных интересов территории.

3. Карьерный рост, психологический комфорт, результативность управления менеджером предприятием (подразделением) обеспечивается адекватным выбором своего места и роли в структуре управления, согласованных с его морально-психологическими, физическими, интеллектуальными, образовательными возможностями и особенностями.

4. Государственная политика, ориентированная в основном на экстенсивный путь развития, является недостаточной с точки зрения обеспечения эффективного и конкурентоспособного развития отечественных предприятий. Из поля зрения этого уровня управления выпадает ряд показателей, отражающих стратегические цели развития государства, территорий, собственно предприятий: социальные, экологические, экономические. Необходим векторный критерий оценки деятельности экономических систем, учитывающий параметры конкурентоспособности российских предприятий (состояние трудового потенциала, себестоимость продукции, интенсификация производства), а также управляемости их экономическим развитием с различных уровней: государства, региона, предприятия, субъекта управления.

5. Важнейшей составляющей управленческой деятельности менеджера является управление персоналом, понимаемое в широком смысле (взаимодействие не только с подчиненными, но и с коллегами, руководителями), оперирование с клиентами, конкурентами и менеджерами иных предприятий, участвующих в реализации всех этапов производственного и/или бизнес-процесса. Успешная реализация этой деятельности требует применения психотехнологий, как средства психосоматического воздействия на партнеров.

6. В настоящее время успешное функционирование отечественных предприятий сдерживается отсутствием доведенных до широкого практического применения методов оценки позиции предприятия в системе признаков и показателей устойчивого развития.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в совокупности положений, обеспечивающих конкурентоспособное позиционирование предприятия в системе региональной и отраслевой экономики, эффективное вхождение индивида в систему управления предприятием, и способствующих возникновению синергетического эффекта интеграции и дифференциации субъектов экономической деятельности.

1. Обоснована зависимость эффективности производственной и бизнес-деятельности от личностных характеристик менеджмента предприятия, развита классификационная схема руководителей, различающая предпринимателей и бизнесменов, управленцев государственных и частных предприятий, что позволяет идентифицировать преимущественную принадлежность индивида к какой либо из выделенных групп и обеспечивает его наиболее эффективное вхождение в структуру экономических отношений.

2. Доказана необходимость переориентации стратегических целей развития экономики страны с увеличения валового продукта на увеличение производительности, что вызвало необходимость введения векторного критерия производительности организации, включающего производительность труда как одну из компонент этого вектора и реструктуризация предприятия считается целесообразной, если происходит «улучшение» значений векторного критерия, а решение задачи оценки качества реструктуризации по векторному критерию требует привлечения аппарата многокритериальной оптимизации: метода Парето, свертки критериев, метода выделения главного критерия и др.

3. На основе исследования двух групп базовых стратегий развития предприятия: стратегии интегрированного роста и стратегия центрированной диверсификации показано, что стратегия центрированной диверсификации предусматривает расширение сферы деятельности внутри организации, а стратегия интегрированного роста направлена во внешнюю среду и приводит к дополнению основных видов деятельности, выстраиванию логической цепочки движения производимого продукта от стадии производства до стадии конечного потребления; при этом обе стратегии объединены в единую комплексную методику реструктуризации производства и предприятия, в которой представлены анализ их взаимосвязи, механизмы оценки, обоснование, методика и критерии применения в агропромышленном производстве.

4. Адаптированы известные из теории инвестиционной деятельности методы оценки привлекательности предприятий для оценки позиции экономического объекта и потенциала его развития, для чего раскрыты сильные и слабые стороны анализируемых подходов, ограничения применения и в новой редакции это: интегральная оценка привлекательности предприятия, метод рейтинговой оценки, методика комплексной оценки привлекательности экономических объектов.

5. Развиты методы оценки позиции предприятия, опирающиеся на современные математические формализмы: метод главных компонент, учитывающий обобщенные признаки по коррелированным переменным, понятие «расстояния» между предприятиями, понятие предприятия-эталона развития и т.д., позволяющие обеспечить формирование и позиционирование системы организационно-управляющего поведения в многопрофильном предприятии.

6. Разработана методология согласования региональных и корпоративных интересов заключающаяся в проведении следующих этапов: мониторинг внутренней и внешней среды социально-экономического развития региона; разработка согласованной стратегии развития региона; разработка системы мер по поддержке процессов развития корпоративных бизнес-структур; развитие и совершенствование системы реализации и контроля исполнения планов регионального развития региона, обеспечивающая интеграцию предприятия в территориальный народно-хозяйственный комплекс.

Теоретическая и практическая значимость работы состоят в том, что содержащиеся в диссертации теоретические положения и методические рекомендации могут быть использованы в качестве концептуальной базы совершенствования механизмов управления процессом вхождения в управленческую и хозяйственную деятельность, укрепления позиций на заданном рынке, а также в обосновании и выборе стратегических направлений развития предприятия. Приведенные в диссертации обобщения и выводы позволяют расширить представления о роли и месте собственника, управленца, наемного работника, трудовых отношениях на предприятии.

Практическая значимость работы определяется также комплексом разработанных методик идентификации руководителей предприятий (самоидентификации), оценки потенциала развития предприятия, подходов к оптимальному позиционированию фирмы в территориальном и отраслевом хозяйственных комплексах, возможностью использования выводов диссертационного исследования и информационного материала в учебном процессе по спецкурсам «Управление персоналом», «Производственный менеджмент», «Экономика труда», «Экономика и управление в АПК», «Экономика сельского хозяйства», а также при реализации образовательных программ широкого спектра социально-экономических специальностей в вузах соответствующего профиля.

Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертации изложены на семинарах кафедр «Экономическая кибернетика» РГУ, «Информатика» и «Экономика и менеджмент» Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУ ПС), в докладах на научно-практических конференциях аспирантов и преподавателей РГУ ПС 2003-2004 г.г., на научно-практической конференции ВНИИЭиН «Институциональные условия развития сельского хозяйства России: эволюция социально-экономической функции и рыночной структуры», 18-20 мая 2004 г., Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт-2004», май, 2004 г., на Международной научной конференции, посвященной 75-летию РГУ ПС, октябрь, 2004 г., на Всероссийской научно-практической конференции «Транспорт - 2006».

Ряд предложений, разработанных в результате исследований, приняты к внедрению Министерством сельского хозяйства РО, на предприятии ООО «Сальский Кагальник».

Основные результаты исследования опубликованы в 10 печатных работах общим объемом 3,8 печатных листа.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих десять параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы, состоящего из 139 наименований, двух приложений. Текст работы иллюстрирован 20 рисунками, информационная база исследования обеспечивается 13 таблицами.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цели и задачи диссертации, определяются объект и предмет исследования, указываются положения, выносимые на защиту и новизна работы, ее теоретическая и практическая значимость, методологическая и эмпирическая база, результаты апробации и публикаций материалов исследования.

В первой главе «Новые тенденции в развитии парадигмы управления отечественными предприятиями» дан анализ развития экономики страны и парадигмы управления отечественными предприятиями (на примере предприятий АПК), определены задачи создания и реструктуризации хозяйствующих субъектов, выявлены адекватные для этой цели критерии и подходы, рассмотрены проблемы и механизмы развития корпоративных бизнес-структур в рамках региональной экономики.

Проанализирован характер изменения среды функционирования отечественных предприятий, что позволило выявить причины снижения роли процедур управления на основе планирования их деятельности. Определены факторы нестационарности и неопределенности функционирования российских предприятий, не позволяющие осуществлять планирование деятельности фирмы, обеспечивающее его устойчивое и эффективное развитие.

Доказана необходимость переориентации стратегических целей с увеличения валового продукта на увеличение производительности.

Методология разрабатываемого в диссертации подхода согласования региональных и корпоративных интересов заключается в проведении следующих этапов:

1. Мониторинг внутренней и внешней среды социально-экономического развития региона.

2. Разработка согласованной стратегии развития региона с участием представителей корпоративного бизнеса, включающей систему целей, критериев оценки, систему поддержки и ограничений деятельности корпораций.

3. Разработка системы мер по поддержке процессов развития корпоративных бизнес-структур, механизмов объективного взаимодействия хозяйствующих субъектов, исключающих реализацию корпоративных интересов, не согласованных со стратегией развития региона.

4. Развитие и совершенствование системы реализации и контроля исполнения планов регионального развития региона.

С целью исследования и повышения эффективности региональной экономической политики предлагается (на уровне региональной системы управления) выявлять группу базовых корпоративных структур с точки зрения их приоритетности в экономическом развитии региона. Эта процедура позволит максимизировать региональный доход от вложения имеющихся в регионе инвестиций. Они вкладываются в базовые корпоративные структуры (рисунок 1). В связи с вышесказанным для предприятий, формирующих свою экономическую политику, важно учитывать два в некотором роде противоположных по смыслу принципа.

1.Обеспечить внутреннюю самообеспеченность независимо от региональной политики производственной деятельности предприятия.

2.Обеспечить в системе приоритетов регионального развития позиционирование в классе базовых, поддерживаемых региональными инвестициями, предприятий.

На стратегическом уровне управления менеджменту предприятия следует руководствоваться идеей комбинации одновременного использования этих принципов. Ориентировка только на первый минимизирует негативные последствия неэффективной региональной политики, иные внешние возмущения (общеэкономический кризис и др.), но снижает возможности прорывного развития, конкурентоспособность предприятия.

Общее решение второй задачи распадается на ряд этапов:

  1. Формирование общей совокупности параметров экономической системы, обладающих свойствами индикаторов ее развития (необходимость и востребованность выпускаемой фирмой продукции, себестоимость продукции и производительность предприятия, степень решения социальных проблем региона (формируемые рабочие места, решение проблем экологии и т.д.)).

  2. Отбор критических признаков, изменение которых обеспечивает наиболее эффективное развитие региона (минимум затрат – максимум эффекта).

  3. Позиционирование в пространстве выделенных признаков данного предприятия и предприятий-конкурентов на получение тех или иных инвестиционных ресурсов и льгот как регионального, так и государственного значения. В системе выделенных признаков (на рис. 1 они обозначены условно х1 и х2) исследуемое предприятие идентифицируется точкой.

  4. Определение направления «движения» развития предприятия с целью обеспечения преимущественного положения.

x2


m хВ

хС


А хД

n

К .

. L


x1

Рисунок 1- Позиционирование предприятия А в пространстве признаков х1 и х21


Во второй главе «Управление позиционированием в системе народнохозяйственного комплекса» исследованы задачи и пути вхождения индивида (руководителя) и предприятия в структуру экономических отношений, развиты методы оценки позиции предприятия в системе региональной и отраслевой экономик на основе анализа признаков и показателей развития, выявлены особенности внешнего и внутреннего планирования и управления деятельностью многоотраслевого предприятия, предложены методы совершенствования управленческой деятельности руководителя.

Задача эффективного позиционирования предприятия на соответствующем рынке определяет последовательность шагов, обеспечивающих его конкурентоспособное развитие, представленных на рисунке 2.

Методика позиционирования предприятия на рынке включает также механизм определения стратегий развития предприятия. Он включает в себя процедуры, представленные на рисунке 3.





да нет

Рисунок 2 – Алгоритм конкурентоспособного и эффективного позиционирование предприятия2

Необходимо:

1. Определиться со стратегией и тактикой взаимодействия предприятия с государственной и региональной экономикой. С одной стороны инвестиционная и иная поддержка (льготное налогообложение, госзаказ, предоставление природных ресурсов к разработке) способствуют развитию и повышению конкурентоспособности предприятия, с другой стороны, возникает зависимость предприятия, при определенных условиях ограничивающая то же самое развитие.

2. Выяснить оптимальные сегменты рынка, направления производственной деятельности предприятия, максимальным образом, учитывающие интересы потребителей. Решение последних поставленных вопросов лежит в сфере маркетинга.

3. Сформировать идеологию развития предприятия, определяющую и управляющую структурой и интересами субъектов рынка: конкурентов, «попутчиков» и «союзников» по предпринимательской и бизнес деятельности. Кавычки подчеркивают необходимость раскрытия смысла нетрадиционно используемых понятий.

Руководствоваться в данном случае нужно следующими принципами: относительность, сбалансированность, гибкость.




Рисунок 3 – Определение стратегий развития предприятия3

Для индивида, входящего в структуру экономических отношений необходимо:

  1. Идентифицировать себя по следующим позициям:

а). Наличие лидерских качеств и других свойств, сопутствующих и способствующих эффективному руководству коллективом, производством; качеств личности, необходимых для успешного позиционирования в структуре человеческих отношений, как внутри создаваемой организации, так и вне ее, в логике экономических связей.

б). Обоснованность личных претензий и амбиций, включающую наличие внутренних резервов (в том числе знания и здоровье), и суммы внешних условий, обеспечивающих успех предприятия.

2. Определить предпочтительный вид деятельности.

3. Определить оптимальные для предприятия структуру и организационную культуру.

Предлагается усовершенствованный алгоритм формирования команды.

Развиты следующие методы оценки позиции предприятия в системе признаков и показателей развития: интегральная оценка привлекательности позиции предприятия, методика рейтинговой оценки, методика комплексной оценки привлекательности экономических объектов.

Разработана классификационная методика оценки позиции предприятия:

1. Вводятся классы предприятий, отражающие некоторые стандартные позиции, в системе которых определяется место предприятий (регионом, менеджментом предприятия).

2. Назначаются (выделяются, определяются расчетом) признаки, характеризующие исследуемые экономические объекты.

3. Вводится понятие расстояния между исследуемыми объектами, характеризующее степень их близости (различия) по имеющимся свойствам. Оно позволит определить принадлежность конкретного предприятия к одному из выделенных классов.

Задать формулу расстояния можно по аналогии с существующими представлениями в геометрии. В нашем случае в качестве такого определения можно взять обобщенное евклидово расстояние:

D(A,B) = (а(х1А – х1В)2 + в(х2А – х2В)2)0,5, (1)

где а и в – коэффициенты, выравнивающие размерность входящих в формулу переменных и отражающих степень важности их учета в процедуре позиционирования предприятия.

Для конкретного рассматриваемого случая рассчитано а = 20000000 и в = 1, что дает соотношение:

D(A,B) = (20000000(х1А – х1В)2 + (х2А – х2В)2)0,5. (2)

4. Задаем обучающую последовательность – репрезентативную совокупность предприятий с известными характеристиками и заданной принадлежностью к классам (не исключается в качестве таковой и существующая генеральная совокупность объектов).

5. Определяем эталоны классов, усредняя значения признаков внутри каждого класса.

Далее методика предусматривает собственно распознавание места позиционирования заданного предприятия. Оно осуществляется следующим образом: предъявляется исследуемый объект (указываются его координаты), определяются расстояния этой точки до эталонов, находится класс, до эталона которого расстояние минимальное.

Необходимость и целесообразность применения комплексной стратегии интегрированного роста - диверсификации проиллюстрируем на примере деятельности многопрофильного агропромышленного предприятия (рисунок 4).


Р


3


2


0 t


1

Z

Рисунок 4 - Динамика изменения финансовых показателей предприятия


По вертикальной оси откладываются финансовые показатели деятельности предприятия: получаемую прибыль (при положительных значениях соответствующей переменной) и затраты на обеспечение работ (отрицательные значения). По горизонтальной оси откладывается время (в месяцах).

На рисунке 4 сплошная линия 1, пунктирная 2 и штрихпунктирная 3 характеризуют периодичность эффектов (например, получение прибыли, понесение затрат) от производства соответственно зерновых, овощных культур и продуктов животноводства. Они означают: подъем на кривой 1 – поступления от сбора урожая в начале осени (если нет возможности продержать урожай до более благоприятного времени), спад на кривой 3 летом – отсутствие поступлений от животноводства, т.к. летом скот по различным причинам (высокие температуры, плохие шкуры, недостижение заданного веса и пр.) не имеет товарной ценности и т.д.

Необходимость диверсификации можно трактовать и по-другому: в засушливый год можно ожидать хороший урожай пшеницы и плохо уродит рис, во влажный год ситуация обратная.

Анализ динамики финансовых показателей предприятия позволяет сделать следующие выводы:

- монопредприятия должны иметь значительный ресурс свободных средств для компенсации финансовых проблем как в периоды непоступления финансовых средств от производственной деятельности, так и при непредсказуемых отклонениях во внешней и/или внутренней среде предприятия;

- при создании нециклично развивающихся предприятий риск банкротства снижается, стабильность производства возрастает.

На основе проведенный рассуждений можно предложить рассчитывать один из показателей риска как долю времени нахождения под чертой минимально возможных поступлений.

В этой связи предлагается методика планирования степени диверсификации и интеграции деятельности предприятия:

1. Согласование критериев оценки реструктуризации деятельности. Оптимальное планирование деятельности требует четко сформулированного критерия. В качестве таких критериев могут выступать, например:

а) Размах величины финансовых поступлений от производственной деятельности предприятия

J1 = max Pmin Z . (3)

Величины P и Z берутся с суммарной кривой поступлений.

б) Риск финансовой неустойчивости предприятия, как доля в году периода времени, с отрицательным балансом, поступаемых средств. Если суммарный период времени в году, характеризующий дефицит финансов равен АБ, то это отношение

J2 =АБ/12. (4)

При разработке плана развития предприятия оба критерия минимизируются.

2. Разрабатываются варианты диверсификации и интеграции деятельности фирмы (ее реструктуризации).

3. Оцениваются аналитически, экспертно и при возможности имитацией сценариев развития производства значения критериев реструктуризации деятельности предприятия (3, 4).

4. Обосновывается и реализуется механизм многокритериальной оптимизации, который позволяет выбрать исполняемый вариант развития.

Решение задачи идентификации личности с целью определения предрасположенности индивида к тому или иному виду деятельности, видится в применении психотехнологий.

В третьей главе «Совершенствование процессов управления многопрофильным предприятием ООО «Сальский Кагальник» дана общая характеристика деятельности, предложены пути совершенствования структуры и культуры управления указанного предприятия, предложены методы позиционирования предприятия в системе регионального АПК.

«Новая» история развития предприятия началась в 2000 г. Технологический цикл предприятия (сфера деятельности) включал в качестве составных элементов сельскохозяйственные угодья, свиноферму и ферму крупного рогатого скота (КРС), рисунок 54.





Рисунок 5 -Исходная схема технологического цикла хозяйства


Основные агропромышленные показатели развития ООО на начальный момент времени и последующая их динамика легко прослеживаются в ниже приведенных статистических материалах. А именно: характеристика сельскохозяйственных угодий дана в таблицах 1 и 2. Простой технологический цикл предприятия определял линейную структуру управления организацией. Культуру организации можно было охарактеризовать как культуру власти.


Таблица 1 – Динамика распределения земель (тенденции роста)5



Годы


Земли, га

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Пашня

1000

1100

1176

1330

1510

1842

1956

Луговые травы

-

-

-

-

48

63

63

Сады

156

156

136

136

100

54

54

Виногр.

200

200

144

144

100

80

60

Пастбища

24

60

60

60

60

60

60

Невоздел. Земли

770

634

634

480

360

84

-

Земли хозяйства

2150

2150

2150

2150

2150

2150

2150


Увеличение площадей под пастбищами и выделение угодий под луговые травы создает перспективы развития животноводства. Которое в свою очередь призвано «поддержать» качество возделываемой земли, в условиях недостаточной базы органических удобрений. Уменьшения производства продукции садоводства и виноградарства не произошло, так как сократились площади неплодоносящих садов и виноградников. Проведена интенсификация производства.

Расширен спектр возделываемых культур: от трех в 2000 году до одиннадцати в 2006 году, что отвечает разработанному подходу диверсификации и интеграции деятельности на примере сельскохозяйственного предприятия. Это позволяет уменьшить степень зависимости хозяйства от изменения природных условий и от изменения коньюктуры рынка. Кроме того, повышается степень внутренней самообеспеченности.

Аналогичные принципы использованы в стратегии преобразования животноводческой сферы. Это:

- расширение перечня разрабатываемых позиций (от трех до пяти). Увеличение лугов и пастбищ обеспечило возможность откорма животных, что дало дополнительную статью дохода хозяйству;

- интенсификация производства.

Таблица 2 – Динамика развития животноводства6


Годы


Вид

2000

01

2001

02

2002

03

2003

04

2004

05

2005

06

2006

07

Свиноводство






















Осн .поголовье

17

35

50

40

56

100

150

Откорм

-

30

30

50

170

160

300

КРС






















Осн. стадо

67

67

78

100

100

160

190-200

Молодняк

12

25

38

42

60

34

60-70

Бычки на откорм

-

-

-

-

34

40

40-60


Учитывая выше сказанное, а также специфику сельскохозяйственного производства наиболее адекватной следует считать культуру задачи с переходом на культуру личности, обеспечиваемую образованием, возрастом и другими личностными характеристиками руководителя. Этому сочетанию культур соответствует стиль управления, тяготеемый к первой половине отрезка (ЖА – Л) континуума стилей управления. В частности в качестве эталонных рассматривались следующие варианты стилей: ЖА – жесткий административный, А – административный, Д - демократический, Л – либеральный. Культуру, как наиболее инерционную категорию, следовало взять за основу и под нее обосновать стиль управления, учитывающий, как состояние производства (режимы работы: посевная, уборка урожая и т.д.), так и текущее состояние фирмы (успешное развитие – УР, конкурентоспособное функционирование - КФ, не конкурентоспособное функционирование - НК, предкризисное - П, кризисное - К). В таблице 3 установлено рекомендуемое взаимно однозначное соответствие между выделенными типами культур и адекватными стилями управления.

Учитывая высокую степень нестационарности деятельности аграрного предприятия: успешное развитие и кризисное могут соседствовать друг с другом в течение одного года, предлагается использовать принцип динамического изменения параметров организации.

Таблица 3 – Соответствие состояния развития ООО «Сальский Кагальник» и стилей управления7

Состояние фирмы

УР

КФ

НК

П

К

Стиль управления

Л

Д

А

ЖА

ЖА

То есть стиль устанавливается исходя не из личностных качеств руководителя, а из сложившейся обстановки, характеризуемой внутренним состоянием и состоянием среды функционирования.

Стратегия центрированной диверсификации базировалась на специализации и кооперации труда в следующих сферах: розничная торговля, продажа нефтепродуктов, выпуск продуктов первой необходимости (мука, хлеб, макароны и пр.). Усовершенствованная и развитая схема отношений дана на рисунке 6.





Рисунок 6 -Усовершенствованная схема технологического цикла хозяйства8


Стратегия центрированной диверсификации выражалась в форме переориентации потоков инвестиционных ресурсов из основной деятельности в другие сферы – в переработку сельхозпродуктов, расширение сферы непроизводственных услуг, реализация горючесмазочных материалов и прочее. Она способствовала повышению конкурентоспособности на региональном рынке продовольствия и услуг.

Реализация стратегии интегрированного роста заключалась в организации производства соков, вина, выпуска макарон, пельменей и др. Это позволило дополнить основные виды деятельности, выстраивая логические производственно-технологические цепочки движения производимого продукта от стадии производства до стадии конечного потребления: выращивание, сбор винограда, производство соков, вина, реализация полученной продукции (не исключая реализацию винограда); выращивание, сбор зерна, производство комбикорма, хлебобулочных изделий, макаронных изделий, реализация продукции.

Риск финансовой неустойчивости ООО, рассчитанный по введенной формуле (4) снижен до 0,28.

В заключении диссертации изложены основные теоретические и практические выводы, сделанные в рамках проведенного исследования.


В приложении приведена статистика развития предприятия ООО «Сальский Кагальник» и акты, подтверждающие результаты внедрения научных разработок в практику.

Основные положения работы отражены в следующих публикациях:

  1. Радченко С.А. Тенденции развития экономики страны и парадигмы управления отечественными агропромышленными предприятиями. - Ростов-на-Дону: Материалы научно-практической конференции ВНИИЭиН. – 2004 (0,25 п.л.).

  2. Радченко С.А. Проблемы и механизмы развития корпоративных бизнес-структур: региональный аспект. - Ростов-на-Дону: Труды всероссийской научно-практической конференции «Транспорт-2004», РГУ ПС, 2004 (0,15 п.л.).

  3. Ланкин В.Е., Радченко С.А. Реструктуризация хозяйствующих субъектов: проблемы, подходы и инструменты. - Ростов-на-Дону: Вестник РГУ. – 2004 (0,4/0,2 п.л.).

  4. Радченко С.А., Айшаева З.О. Развитие внутрифирменного планирования и управления на основе идей индикативного управления. - Ростов-на-Дону: Рубикон, № 27, 2004 (0,15 п.л.).

  5. Радченко С.А. Отбор управленческих кадров – фактор успеха реструктуризации отрасли Ростов-на-Дону: Труды международной научной конференции, посвященной 75-летию РГУПС. – Ростов-на-Дону: РГУ ПС, 2004 (0,15 п.л.).

  6. Радченко С.А., Луценко Р.В. Франчайзинг как способ экономического оздоровления АПК России // Труды молодых ученых РГУПС. – Ростов-на-Дону, 2005 (0,4/0,2 п.л.).

  7. Колесников М.В., Радченко С.А. Идентификация управленческих качеств индивида и методика определения степени предрасположенности его к управленческой деятельности: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: РГУПС, 2004 (3,5/ 1,75 п.л.).

  8. Радченко С.А. Социально-психологические и организационные аспекты планирования деятельности и управления // Труды всероссийской научно-практической конференции «Транспорт - 2006» – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2006. (0,3 п.л.).

Статьи в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК:

  1. Радченко С.А., Слюсарь Ю.Б. Системный подход к реструктуризации транспортной отрасли // Вестник РГУ ПС, № 3. – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2006. (0,5/0,25 п.л.).

  2. Радченко С.А. Совершенствование технологического цикла – основа повышения конкурентоспособности агропромышленного предприятия // Экономический вестник РГУ, 2006, № 4, часть 2. - Ростов-на-Дону: РГУ (0,4 п.л.).



Подписано к печати 21.05.07.

Формат 60х84/16. Бумага офсетная.

Офсетная печать. Усл. печ.л. – 1,5.

Тираж 100 экз. Заказ №_____


Отпечатано: Издательство Технологического института

Южного федерального университета в г. Таганроге

ГСП, 17А, Таганрог, 28, Энгельса, 1


1 Разработано автором.

2 Разработана автором.

3 Разработана автором.

4 Разработана автором.

5 Составлена автором на основе мониторинга деятельности предприятия.

6 Составлено автором.

7 Составлено автором

8 Разработано автором.


Похожие:

Формирование и позиционирование системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании iconМернова М. Создание pr отдела в молодой многопрофильной компании
Общеизвестно, что мнение о компании складывается из различных факторов: внешнего вида руководителя, сайта, фирменного стиля, информации...
Формирование и позиционирование системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании iconРеферат Настоящий сборник разработан в Департаменте управленческого консалтинга (дук) компании ibs в рамках проекта vn0383 «Разработка технологии моделирования архитектуры автоматизированных информационных систем»
Настоящий сборник разработан в Департаменте управленческого консалтинга (дук) компании
Формирование и позиционирование системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании iconСамостоятельная работа 150 Всего часов на дисципл ину 180 Формы отчетности: № семестра Курсовая работа Содержание курса Тема «Сущность управленческого учета. Выбор и проектирование системы управленческого учета в организации»
Тема «Сущность управленческого учета. Выбор и проектирование системы управленческого учета в организации»
Формирование и позиционирование системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании iconЛекция: Анализ и моделирование функциональной области внедрения ис: Основные понятия организационного бизнес-моделирования. Миссия компании, дерево целей и стратегии их достижения.
Модели структур данных. Полная бизнес-модель компании. Шаблоны организационного бизнес-моделирования. Построение организационно-функциональной...
Формирование и позиционирование системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании iconТимофей чумиков стратегии эффективного позиционирования корпоративных интересов в сети Интернет
Позиционирование. Современные корпорации и корпоративное позиционирование. Репозиционирование
Формирование и позиционирование системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании iconСухарева Екатерина Алексеевна «Позиционирование москвы: лицо россии и субъект мировой политики»
Позиционирование города Москвы на национальном и международном уровнях
Формирование и позиционирование системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании iconКомпании
Целью настоящей анкеты является оценка уровня обучения корпоративному управлению и деловой этике в компании, определение того, в...
Формирование и позиционирование системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании iconЮридический адрес: фио генерального директора: Вопросы для создания платформы
Опишите: какая на данный момент маркетинговая политика компании, её миссия, ценности, цели и задачи, позиционирование на рынке
Формирование и позиционирование системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» для студентов, обучающихся по специальности
Предметом зоопсихологии является формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль...
Формирование и позиционирование системы организационно-управленческого поведения в многопрофильной компании iconДисциплины
Они приобретают теоретические знания о различных видах поведения и формирование поведения животных
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница