Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии» Для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Учебный план набора 2005 и последующих лет




Скачать 194.08 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Информационные технологии» Для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Учебный план набора 2005 и последующих лет
Дата18.01.2013
Размер194.08 Kb.
ТипРабочая программа
Федеральное агентство по образованию


Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники


Кафедра автоматизированных систем управления и радиоэлектроники


УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе

___________ Л.А. Боков

«____» _________ 2009 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Информационные технологии»

Для специальности 080801 – Прикладная информатика (в экономике)

Учебный план набора 2005 и последующих лет




Факультет  систем  управления


Профилирующая кафедра  Автоматизированных систем управления


Курс – Второй

Семестр – Четвертый

Распределение учебного времени (Всего часов)



Лекции 34

Лабораторные занятия 34

Всего аудиторных занятий 68

Самостоятельная работа 32

Общая трудоемкость 100


Экзамен 4 семестр


2009

Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин. Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для специальности 080801 - Прикладная информатика (в экономике).

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры АСУ 14 января 2009 г. Протокол № 1.


Разработчик, к.т.н., доцент кафедры АСУ А.И. Исакова


Зав. обеспечивающей кафедрой АСУ

д.т.н., профессор А.М. Кориков


Рабочая программа согласована с факультетом систем управления, профилирующей и выпускающей кафедрой АСУ


Декан ФСУ

д.т.н., профессор Н.В. Замятин


Заведующий профилирующей

кафедрой АСУ,

д.т.н., профессор А.М. Кориков


Заведующий выпускающей

кафедрой АСУ,

д.т.н., профессор А.М. Кориков


1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Дисциплина «Информационные технологии» (ИТ) читается в 4 семестре и предусматривает чтение лекций, проведение лабораторных занятий, получение различного рода консультаций.

Цель преподавания дисциплины – формирование у студентов общего представления о понятии информационной технологии, изучение принципов организации современных информационных технологий и получение навыков их использования на практике.

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины, являются общепрофессиональными и используются при эксплуатации и проектировании автоматизированных систем обработки информации и управления.

Дисциплина ИТ относится к числу общепрофессиональных дисциплин, задачей которой является изучение теоретических основ по информационным технологиям, как инструментов при автоматизации решения расчетных задач в экономике, изучение их классификаций, типовых основ ИТ сбора, передачи, обработки и выдачи информации в системах обработки данных.

Предметом изучения в рассматриваемом курсе являются информационные технологии в экономике согласно приведенным классификациям:



Студент, изучивший дисциплину «Информационные технологии», должен:


иметь представление о:

  • типовых информационных технологиях сбора, обработки и выдачи информации;

  • роли ИТ в развитии экономики и общества;

  • распределенных системах обработки данных;

  • технологии «клиент-сервер»;

  • технологии информационных хранилищах;

  • системах электронного документооборота;

  • геоинформационных системах.

знать:

  • классификацию информационных технологий;

  • технологии внутримашинной обработки данных в пакетном и диалоговом режимах;

  • инструментальные средства разработки ИТ на компьютере;

  • ИТ на основе сетей общего назначения и локальных сетей;

  • организацию распределенных баз данных в ЭИС;

  • теоретические основы по информационным технологиям в экономике;

  • новейшие технологии, созданные под MS Windows и владеть практическими навыками по ним.

уметь:

  • использовать новейшие информационные технологии, созданные под MS Windows, при решении конкретных экономических задач.


2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Лекции

Факультет  систем  управления

Распределение учебного времени (Всего часов)


2.2 Лабораторные занятия


Лабораторные занятия предусматривают закрепление теоретического материала по информационным технологиям в экономике на примере работы с операционной системой Windows и её приложениями.

По данному курсу предусматривается проведение 4 лабораторных работ.

Лабораторная работа № 1 «Подготовка документа к работе и создание рекламного листка компании» – 4 час. Лабораторная работа № 2 «Использование информационных технологий MS Word» на рабочем месте экономиста (работа с таблицами, формулами, инструментом рисования в MS Word) – 8 час.

Лабораторная работа № 3 «Разработка шаблонов документов средствами текстового процессора MS Word» – 4 час

Лабораторная работа № 4 «Создание презентации в MS PowerPoint» – 4 час.

Лабораторная работа № 5 «Анализ и выработка согласованной финансовой политики (построение консолидированного бюджета) на предприятии в MS Excel» – 4 час.

Лабораторная работа № 6 «Разработка базы данных при помощи MS Access» – 6 час.

Лабораторная работа № 7 «Организация обмена информацией с помощью программы электронной почты MS Outlook Express» – 4 час.


2.3 Формы самостоятельной работы


Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов состоит в проработке лекций и изучении рекомендованной литературы, подготовке к лабораторным занятиям. Проработка лекционного материала и составление конспекта лекций оценивается преподавателем на консультациях в течение семестра.




Наименование работы

Количество часов

Форма

контроля

1.

2.

Проработка лекционного материала

Самостоятельное изучение тем теоретической части

20

Коллоквиум

экзамен

3.

Подготовка к лабораторным занятиям

12

Защита лабораторных работ

Всего часов на самостоятельную работу

32 часов


Темы для самостоятельного изучения

  1. Понятие технологизации социального пространства.

  2. Видеоконференции и системы групповой работы.

  3. Обеспечивающие и функциональные информационные технологии.

  4. Объектно-ориентированные информационные технологии.

  5. Критерии оценки информационных технологий.

  6. Пользовательский интерфейс и его виды; технология обработки данных и его виды.

  7. Технологический процесс обработки и защиты данных.

  8. Графическое изображение технологического процесса.

  9. Меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ.

  10. Электронный офис.

  11. Понятие и классификация моделей электронной коммерции.

  12. Платежные системы электронной коммерции.

  13. Инструментальные средства построения экспертных систем.

  14. Инженерия знаний.

  15. Модель взаимодействия открытых систем.

  16. Направления информатизации государственного управления.

  17. Информационные технологии управления бюджетной системой.

  18. Информационные технологии управления налоговой системой.

  19. Информационные технологии управления жилищно-коммунальной сферой.

  20. Геоинформационные системы управления муниципальной недвижимостью.

  21. Организация информационных технологий обеспечения управленческой деятельности.

  22. Информационные технологии управления с точки зрения системного подхода.

  23. Средства ИТ обеспечения управленческой деятельности.

  24. Использование систем управления базами данных.

  25. Распределенные базы данных и знаний.

  26. Классификация информационно-поисковых языков в документальных ИПС.

  27. Основы применения инструментальных средств информационных технологий.

  28. Основные информационные технологии при создании ИС в экономике.

  29. Аспекты проектирования оптимальной ИС в экономике.

  30. Безопасность информационных систем.


3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


3.1 Основная литература


  1. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учеб. пособие/ под ред. Проф. В.В. Трофимова. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Высшее образование, 2007. – 480 с. (20 экз.)


3.2 Дополнительная литература


  1. Информационные системы и технологии в экономике: Учебник для вузов/ Т. П. Барановская [и др.] ; ред. В. И. Лойко. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 412 с. (15 экз.)

  1. Уткин В.Б., Балдин К.В. – Информационные системы и технологии в экономике: Учебник вузов. – М.: Академия, 2006. – 282 с. (20 экз.)

  2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник/ Под ред. Проф. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2004. – 400 с. (4 экз.)


3.3 Перечень пособий, методических указаний и материалов, используемых в учебном процессе


3.3.1 Журнальная периодика

  1. КомпьютерПресс.

  2. Информационные ресурсы России.

  3. Проблемы информатизации.

  4. Информатика и образование.

  5. Мир ПК.

  6. Информация и связь.

  7. Компьютеры+Программы.

  8. Маркетинг в России и за рубежом.

  9. Менеджмент в России и за рубежом.


3.3.2 Рекомендуемые информационные сайты

1. www.compress.ru – Журнал «КомпьютерПресс»

2. www.osp.ru – Издательство «Открытые системы»

3. www.cnews.ru – Издание о высоких технологиях

4. www.it-daily.ru – Новости российского ИТ-рынка

5. www.isn.ru – Российская сеть информационного общества


3.4 Компьютерные средства обучения и контроля


Для проведения теоретического (лекций) материала по дисциплине используются персональный ПК с процессором Pentium 4, операционная система MS Windows ХР, пакет Microsoft Office 2007. Лекции и лабораторные занятия осуществляются в специализированной аудитории с проектором, экраном, на который слайды демонстрации проецируются.

Для контроля теоретических знаний студентов во время занятий, как правило, в начале или в конце лекции студентам предлагается тест (10 – 12 вопросов с вариантами ответов) в виде презентации по пройденному материалу (который студенты дома повторили).


4 ПРИМЕНЕНИЕ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ


Курс 2, семестр 4

Контроль обучения – Экзамен.

Максимальный семестровый рейтинг – 100 баллов.

По дисциплине «Информационные технологии» проведение экзамена является обязательным. При этом балльная оценка в соотношении 70/30 распределяется на две составляющие: семестровую и экзаменационную. Т. е. 70 баллов можно получить за текущую работу в семестре, а 30 баллов – за ответы на экзамене.

Для стимулирования планомерности работы студента в семестре в раскладку баллов по элементам контроля введен компонент своевременности, который применяется (Error: Reference source not foundсуммируется) только для студентов, без опозданий отчитывающихся по предусмотренным элементам контроля (тесты, лабораторные работы, коллоквиумы).

На протяжении всего семестра текущая успеваемость оценивается только в баллах нарастающим итогом, в том числе и результаты контрольных точек.

Текущий контроль изучения дисциплины состоит из следующих видов:

  • контроль за усвоением теоретического материала – проведение 2 коллоквиумов, 9 тестов в виде презентаций;

  • контроль за правильным выполнением 7 лабораторных работ по практическому материалу.

В таблице 4.1 содержится пример распределения баллов в течение семестра для дисциплины «Информационные технологии», завершающейся экзаменом и содержащей 17 лекций (34 часа), 7 лабораторных работ (34 часа), 2 итоговых коллоквиума.


Таблица 4.1 – Дисциплина «Информационные технологии» (экзамен, лекции, лабораторные работы)

Элементы учебной деятельности

Максимальный балл на 1-ую контрольную точку с начала семестра

Максимальный балл за период между 1КТ и 2КТ

Максимальный балл за период между 2КТ и на конец семестра

Всего за

семестр

Посещение занятий

3

3

3

9

Тестовый контроль

5

5

5

15

Выполнение и защита результатов лабораторных работ

8

8

8

24

Коллоквиумы




5

5

10

Компонент своевременности

4

4

4

12

Итого максимум за период:

20

25

25

70

Нарастающим итогом

20

45

70






По результатам текущего контроля формируется допуск студента к итоговому контролю – экзамену по дисциплине. Экзамен осуществляется в форме опроса по теоретической части дисциплины.

В составе суммы баллов, полученной студентом по дисциплине, заканчивающейся экзаменом, экзаменационная составляющая должна быть не менее 10 баллов. В противном случае экзамен считается не сданным, студент в установленном в ТУСУРе порядке обязан его пересдать.

Методика выставления баллов за ответы на экзамене определяется, например, из расчета до 3 баллов за каждый из 10 вопросов в билете (перечень вопросов приведен в Приложении 1).

Неудовлетворительной сдачей экзамена считается экзаменационная составляющая менее 10 баллов. При неудовлетворительной сдаче экзамена (<10 баллов) или неявке на экзамен экзаменационная составляющая приравнивается к нулю (0).

Преобразование суммы баллов в традиционную оценку и в международную буквенную оценку (таблица 4.2) происходит один раз в конце семестра только после подведения итогов изучения дисциплины «Информационные технологии», т. е. после успешной сдачи экзамена.


Таблица 4.2 – Пересчет итоговой суммы баллов в традиционную и международную оценку

Оценка (ГОС)

Итоговая сумма баллов, учитывает успешно сданный экзамен

Оценка (ECTS)

5 (отлично)

90 – 100

А (отлично)

4 (хорошо)

85 – 89

В (очень хорошо)

75 – 84

С (хорошо)

70 – 74

D (удовлетворительно)

3 (удовлетворительно)

65 – 69

60 – 64

E (посредственно)

2 (неудовлетворительно)

Ниже 60 баллов

F (неудовлетворительно)



ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»


  1. Что такое информационная технология?

  2. Что предполагает пакетная технология?

  3. Для чего предназначен WIMP- интерфейс?

  4. Для чего предназначен SILK- интерфейс?

  5. Что такое пользовательский интерфейс?

  6. Что предполагает диалоговая технология?

  7. Кем или чем реализуется запросный режим и что обеспечивает?

  8. Какие операционные системы реализуют интерфейс командной строки и что является основным устройством управления?

  9. Что выступает в качестве активного и пассивного элементов управления в графической операционной системе?

  10. Что выполняет согласованность интерфейса?

  11. Кто выбирает характер взаимодействия между активными и пассивными элементами управления в интерфейсе?

  12. Что является одной из важных задач интерфейса?

  13. Что содержит меню действий и как размещаются эти объекты?

  14. Где размещается в стандарте пользовательского интерфейса GUI меню действий?

  15. Как изображаются действия в меню пользовательского интерфейса GUI?

  16. Обязательна ли область функциональных клавиш в пользовательском интерфейсе GUI?

  17. Какие только действия отображаются в области функциональных клавиш?

  18. Откуда вызываются вторичные окна?

  19. Для чего используются всплывающие окна?

  20. Что называют навигацией в пользовательском интерфейсе GUI и чем он изображается?

  21. Что такое унифицированные действия диалога?

  22. Куда (в какие панели) рекомендуют включать действие «отказ»?

  23. Когда подсказка появляется?

  24. Где унифицированные действия одинаковы?

  25. Что позволяет навигация по приложению?

  26. Где унифицированные действия диалога могут быть выполнены?

  27. Как могут быть запрошены действия в «меню действий»?

  28. На какие части разделена панель приложения?

  29. Что содержит меню?

  30. На что указывает поле ввода?

  31. Куда должна быть включена «справка»?

  32. Что сообщает пользователю действие «ПОДСКАЗКА»?

  33. Какой элемент может быть объектом OLE?

  34. Что называется клиентом OLE?

  35. Что называется сервером OLE?

  36. Какую только роль могут исполнять приложения Paint, Microsoft Equation, Microsoft WordArt и др. ?

  37. Какие функции могут исполнять наиболее мощные и универсальные приложения Windows (например, Word и Excel)?

  38. Используя буфер обмена, командой приложения [Правка  Специальная вставка…] что можно внедрить?

  39. Используя командой приложения [Вставка  Объект…] что можно внедрить и связать?

  40. Какой объект можно связать с OLE-контейнером?

  41. Чем сопровождается связывание объекта с документом?

  42. Можно ли просто связать объект, не внедряя его?

  43. Можно ли внедрить фрагмент документа не вставляя?

  44. Что называется конвертированием файла?

  45. При выполнении операции «Импорт/экспорт» оба рабочих файла какой тип должны иметь?

  46. Что представляет собой динамический обмен данными (DDE)?

  47. Что является основной единицей электронной таблицы?

  48. Какой тип файла в Microsoft Excel?

  49. Что означает относительная адресация ячеек в Excel?

  50. Что означает абсолютная адресация ячеек в Excel?

  51. Какие объекты, созданные пользователем можно сохранять на диске в виде файла или распечатать?

  52. Как из приложения Word посредством технологии ОLЕ перейти в приложение Ехсеl, не закрывая текстового файла?

  53. Сколько аргументов может иметь формула в MS Ехсеl?

  54. Какова длина формулы в MS Ехсеl?

  55. Что такое «слайды» в PowerPoint?

  56. Что такое «раздаточный материал» в PowerPoint?

  57. Что такое сценарий в PowerPoint?

  58. Что такое шаблон презентации в PowerPoint?

  59. Сколько можно одновременно открыть баз данных в MS Access?

  60. Если необходимо обращаться к другой базе данных или копировать объекты в MS Access что нужно делать?

  61. За какие функции отвечает электронная почта?

  62. Что позволяет персональный календарь и групповое планирование в Outlook?

  63. Какая информация вносится в «книгу контактов» системы Outlook?

  64. Что вносится в Журнал выполненных и планируемых действий системы Outlook?

  65. Что обеспечивает «Пакет организации групповой работы»?

  66. Что имеет каждый почтовый ящик системы Outlook?

  67. Какой тип текста представляет собой гипертекст?

  68. Как размещаются элементы гипертекста?

  69. Для чего предназначен Гипертекст?

  70. Чем характеризуется гипертекст как многоцелевой информационный фонд?

  71. Каковы объекты гипертекста?

  72. Как осуществляется поиск информации в гипертексте?

  73. Почему гипертекстовая технология называется авторской?

  74. Каковы основные требования к информационной статье гипертекста?

  75. Каков должен быть размер списка главных тем гипертекста?

  76. Что представляет собой термин «тезаурус»?

  77. На чем основан принцип обьектографии при построении гипертекста?

  78. Что значит соблюдать принцип общезначимости при построении гипертекста?

  79. Для каких объектов характерен принцип жизненного цикла в гипертексте?

  80. Какие возможности сочетает в себе технология мультимедиа?

  81. Что представляет собой «информационное хранилище»?

  82. Какова особенность данных информационного хранилища?

  83. Какие данные содержит «информационная метабаза» информационного хранилища?

  84. Для чего предназначены ГИС? Что требуется для работы ГИС?

  85. Что содержит основной слой БД геоинформационных систем?

  86. Что устанавливается в процессе создания и наложения слоев информации друг на друга в ГИС?

  87. Как представляется информация в ГИС? Какие типы данных позволяет извлечь ГИС?

  88. Из каких двух подсистем состоит программное ядро ГИС? Где используются ГИС?

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии» Для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Учебный план набора 2005 и последующих лет iconРабочая программа по дисциплине «Дискретная математика» для специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)» Набор 2005 года и последующих лет
«Дискретная математика» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта по специальности 080801 —...
Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии» Для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Учебный план набора 2005 и последующих лет iconРабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» для специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)»
Рабочая программа по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» составлена на основании требований Государственного образовательного...
Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии» Для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Учебный план набора 2005 и последующих лет iconРабочая программа По дисциплине “Имитационное моделирование экономических процессов” для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике)
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 080801 – Прикладная информатика...
Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии» Для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Учебный план набора 2005 и последующих лет iconРабочая программа по дисциплине «Основы логического программирования» для специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике» экономический
Рабочая программа составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии» Для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Учебный план набора 2005 и последующих лет iconРабочая программа по дисциплине "Информационные процессы" для студентов специальности 090104 “
Учебный план набора 2006 года и последующих лет, квалификация специалист по защите информации
Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии» Для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Учебный план набора 2005 и последующих лет iconРабочая программа дисциплины Специальность 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике»
Информационный менеджмент [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 080801. 65 «Прикладная информатика в...
Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии» Для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Учебный план набора 2005 и последующих лет iconРабочая программа по дисциплине "Теория информации" для студентов специальности 090106
Учебный план набора 2006 года и последующих лет, квалификация специалист по защите информации
Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии» Для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Учебный план набора 2005 и последующих лет iconПрограмма по курсу «Реинжиниринг бизнес- процессов» для специальности 080801«Прикладная информатика (в экономике)» шифр название специальности
Рабочая программа по курсу «Реинжиниринг бизнес- процессов» составлена на основании учебного плана специальности 080801 «Прикладная...
Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии» Для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Учебный план набора 2005 и последующих лет iconМетодические указания по дипломному проектированию в филиалах мфпу для направления «Информационные системы» испециальностей «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика (в экономике)», «Прикладная информатика (в дизайне)» Под редакцией декана факультета исит денисова Д.
«Информационные системы» и специальностей «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика (в экономике)», «Прикладная...
Рабочая программа по дисциплине «Информационные технологии» Для специальности 080801 Прикладная информатика (в экономике) Учебный план набора 2005 и последующих лет iconРабочая программа по курсу "Теория электрической связи" для студентов специальности
Учебный план набора 2006 г и последующих лет, квалификация-специалист по защите информации
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница