Программа курса информатика и икт пояснительная записка




Скачать 189.76 Kb.
НазваниеПрограмма курса информатика и икт пояснительная записка
Дата17.01.2013
Размер189.76 Kb.
ТипПрограмма курса
ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКА и ИКТ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ», федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и базисного учебного плана. Программа курса рассчитана на преподавание информатики и ИКТ в 10 классах – 70 учебных часов (2 часа в неделю), в 11 классах – 70 учебных часов (2 часа в неделю).


Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.


Учитывая профиль лицея, уровень подготовки учащихся и нацеленность большинства из них на сдачу ЕГЭ, программа курса информатики и ИКТ в нашем лицее охватывает более широкий круг задач. Одна из его целей - практически увязать изучение математики с реальной действительностью, научить применять математические методы при изучении законов окружающего мира и для решения задач, возникающих на практике. Большинство современных прикладных задач могут быть решены только с помощью быстродействующих ПК и поэтому одной из целей курса является: обучение программированию, позволяющему записать алгоритм решения на языке PASCAL, провести отладку программы на ПК и анализ результатов. Курс позволяет в разделе «Основы алгоритмизации и программирования» составлять программы содержательных математических задач.

Для достижения этой цели считаем целесообразным изменить время изучения тем следующим образом

тема

Время изучения

Одномерные массивы,

Первое полугодие 10 класса

Двумерные массивы

Второе полугодие 10 класса

Комбинированный тип данных запись

Первое полугодие 11 класса

Строковый тип данных

Первое полугодие 11 класса

Углубленное изучение ИКТ

Второе полугодие 11 класса

Так как интеграция математики, информатики и ИКТ способствует формированию целостного научного мировоззрения школьников, углублению знаний по математике и информатике, развитию у старшеклассников информационной культуры, всех видов мышления, различных психологических свойств и процессов, целесообразно:

  • в разделе «Моделирование и формализация» составлять программы содержательных математических задач;

  • решать задачи по программированию с использование комбинированного типа данных запись, строкового типа данных (используется при решении задач ЕГЭ части С4).

В качестве домашнего задания, практических, самостоятельных и контрольных работ, тестов широко используются комбинированные работы, составленные из различных сборников (из дополнительной литературы) в пределах программы 10-11 классов. Работы распечатаны на карточках. Все эти работы хранятся в электронном виде, поэтому авторы рабочей программы используют право задавать домашнее задания, используя электронные носители, либо используя другие возможности.


В процессе изучения предмета Информатика и ИКТ учащиеся должны:

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;

- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы


АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА


  • Компьютер

  • Проектор

  • Принтер

  • Устройства, обеспечивающие подключение к сети

  • Устройства вывода звуковой информации

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами


ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


  • Операционная система Windows XP;

  • Текстовый процессор Word;

  • Табличный процессор Excel;

  • Прикладная среда Access;

  • Обозреватель Internet Explorer;

  • Pascal


ЛИТЕРАТУРА


Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2009

Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: БИНОМ, 2009.

Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2009.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Периодические журналы: "Информатика и образование"; Педагогическая информатика"; "Компьютер в школе".

  2. ФИПИ ЕГЭ 2010 – АСТ, Астрель, Москва, 2010

  3. Окулов С.М. Основы программирования - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

  4. Окулов С.М., АшихминаТ.В., Бушмелева Н.А. Задачи по программированию - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006

  5. Пильщиков В.Н. Сборник упражнений по языку Паскаль.- М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат. лит., 1989

  6. Щикот С.Е., Краморов С.О., Перепелкин В.В. Комплексные тестовые упражнения по информатике – Ростов н/Д: Феникс,2005

  7. Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. – М.: вако, 2006

  8. Богомолова О.Б. Практические работы по MS Excel на уроках информатики: Практикум - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

  9. Сафронов И.К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009

  10. Салмыкина Н.Н. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс: учебное пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008

  11. Евич Л.В., Иванов С.О.,Кулабухов С.Ю,Суслина Т.И., Штейнберг Р.Б. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания. – Ростов – на-Дону: Легион-М,2009

  12. Лыскова В.Ю. Логика в информатике - М.: Лаборатория знаний, 2006

  13. Абрамов С.А., Гнездилова Г.Г., Капустина Е.Н. Селюн М.И. Задачи по программированию - М.: Наука. Гл.ред.физ.-мат. лит., 1989

  14. Хадиев Р.М., Ануфриева А.И. Основы информатики. – КГУ, Физико-математический лицей №131,2006



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Предлагаемая программа для 10,11 классов состоит из нескольких разделов, в каждом из которых описано содержание, указаны требования к результатам обучения учащихся. Представлено тематическое планирование разделов курса.


10 КЛАСС (2 ЧАС В НЕДЕЛЮ – 70 ЧАСОВ)


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ


тема

часы

Алгоритмизация и программирование

46

1. Повторение. Основы алгоритмизации и программирования

8

2. Одномерные массивы

20

3. Двумерные массивы

18

Моделирование и формализация

7

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

6

Коммуникационные технологии

8

Резерв

3

Всего

70


Алгоритмизация и программирование


Повторение. Основы алгоритмизации и программирования


Основные понятия: язык программирования Паскаль. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.


Учащиеся должны:

  • пользоваться персональным компьютером

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения;

  • переводить алгоритмы из одной формы представления в другую;

  • кодировать программу по заданному алгоритму и восстанавливать алгоритм по программе;

  • тестировать алгоритм и программу;

  • находить и исправлять синтаксические ошибки в программе;

  • отлаживать программу в системе PASCAL на ПК


Практическая работа:

№1 Написание программ на языке Паскаль.


Одномерные массивы


Основные понятия: одномерный массив; индексированная переменная


Учащиеся должны:

  • знать, как использовать массив при решении задач на ПК;

  • знать правила описания массива;

  • знать правила описания и использования индексированной переменной;

  • уметь формировать массив (по определенному правилу, случайным образом);

  • уметь находить в массиве минимальный и максимальный элемент;

  • уметь вставлять и удалять элементы массива;

  • уметь сортировать массив (метод выбора и пузырька).


Практические работы:

№2 Анализ элементов массива.

№3 Удаление элементов массива.

№4 Вставка элементов массива.

№5 Комбинированные задачи.


Двумерные массивы


Основные понятия: двумерный массив


Учащиеся должны:

  • знать, как использовать двумерный массив при решении задач на ПК;

  • знать правила описания;

  • уметь формировать массив (по определенному правилу, случайным образом);

  • уметь находить в массиве минимальный и максимальный элемент;

  • уметь вставлять и удалять строки (столбцы);

  • уметь переставлять элементы массива по строкам (по столбцам);

  • уметь сортировать массив (метод выбора и пузырька).


Практические работы:

№6 Нахождение количества элементов с данным свойством.

№7 Перестановка элементов массива по строчкам.

№8 Перестановка элементов массива по столбцам.

№9 Удаление столбцов.

№10 Вставка столбцов.

№11 Сортировка двумерного массива.


Моделирование и формализация

Основные понятия: информационные (нематериальные) модели; виды информационных моделей; системы, образованные взаимодействующими элементами; состояния элементов; обмен информацией между элементами, сигналы.


Учащиеся должны:

  • знать назначение и виды информационных моделей;

  • уметь преобразовывать информацию на основе формальных правил;

  • уметь делать оценку адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей);

  • уметь осуществлять формализацию задач из различных предметных областей;

  • уметь использовать информационные модели в учебной и познавательной деятельности.


Практические работы:

№12 Исследование физических моделей.

№13 Исследование астрономических моделей.

№14 Исследование алгебраических моделей.

№15 Исследование геометрических моделей.

№16 Исследование химических моделей.

№17 Исследование биологических моделей.


Компьютер и программное обеспечение

Основные понятия: процессор, оперативная память, внешняя память, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, операционная система, компьютерный вирус, антивирусная программа.


Учащиеся должны:

  • знать аппаратное и программное обеспечение компьютера;

  • знать архитектуру современных компьютеров;

  • знать многообразие операционных систем и назначение операционной системы;

  • уметь организовывать личное информационное пространство;

  • уметь оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой;

  • знать назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

    • уметь оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации

    • уметь работать с файлами (создавать, копировать, удалять, переименовывать, осуществлять поиск);

    • уметь вводить данные и инсталлировать программы;

    • перечислять состав и назначение программного обеспечения компьютера;

    • соблюдать правила техники безопасности, технической эксплуатации и сохранности информации при работе на компьютере;

    • уметь предпринимать меры антивирусной безопасности, защиты информации.


Коммуникационные технологии

Основные понятия: Интернет, 1Р-адрес, домен, скорость передачи информации, модем, электронная почта, телеконференции, файловый архив, гипертекст, технология WWW, браузер, поисковый сервер.

Учащиеся должны:

  • знать устройство локальных и глобальных компьютерных сетей;

  • уметь описывать назначение и возможности компьютерных сетей различных уровней;

  • уметь пользоваться аппаратными и программными средствами организации компьютерных сетей;

  • уметь искать информацию с применением правил поиска (построения запросов): в базах данных, в компьютерных сетях, в некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках);

  • описывать основные виды информационных услуг, предоставляемых компьютерными сетями (электронная почта, телеконференции, файловые архивы);

  • объяснять основные принципы технологии World Wide Web и уметь “путешествовать” по Всемирной паутине;

  • иметь представление о технологии поиска информации в Интернет;

  • объяснять основные принципы работы электронной почты и уметь ею пользоваться.


Практические работы:

№18 Поиск информации в Интернете.

№19 Создание Web-сайта.

11 КЛАСС (2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ – 70 ЧАСОВ)


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ


тема

часы

Алгоритмизация и программирование

20

1. Строковый тип данных

12

2. Комбинированный тип данных (тип запись)

8

Основы логики и логические основы компьютера

12

Информация. Кодирование информации

12

Технология обработки числовой информации

5

Технология хранения, поиска и сортировки информации

9

Информационное общество

4

Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ»

6

Резерв

2

Всего

70



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Алгоритмизация и программирование


Строковый тип данных


Основные понятия: строковый тип данных


Учащиеся должны:

  • знать правила описания переменных строкового типа;

  • знать стандартные процедуры и функции работы со строковым типом данных;

  • уметь решать задачи с использованием стандартных процедур и функций.


Практические работы:

№1 Описание и операции со строками.

№2,3 Решение задач на строковый тип данных.


Записи


Основные понятия: тип данных запись


Учащиеся должны:

  • знать правила описания типа запись;

  • уметь решать задачи с типом запись.


Практические работы:

№4,5 Решение задач на комбинированный тип данных.


Основы логики и логические основы компьютера


Основные понятия: логическая переменная, логические операции: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквивалентность, отрицание.


Учащиеся должны:

  • знать определение функций алгебры логики, названия и обозначения некоторых из них;

  • уметь строить таблицы истинности функции по заданной формуле алгебры логики и обратно;

  • уметь использовать логические законы и правила преобразования логических выражений;

  • уметь решать логические задачи с помощью логических выражений.


Информация. Кодирование информации


Основные понятия: Информация, информационные процессы, способы представления информации, дискретное (цифровое) представление информации, двоичное представление информации; система счисления, позиционная система счисления, непозиционная система счисления, основание, алфавит.


Учащиеся должны:

  • знать виды информационных процессов;

  • знать примеры источников и приемников информации;

  • знать единицы измерения количества и скорости передачи информации;

  • знать принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • уметь определять количество информации;

  • уметь решать задачи на кодирование текстовой, графической и звуковой информации;

  • уметь работать с носителями информации;

  • уметь представлять числовую информацию с помощью систем счисления;

  • уметь переводить числа в позиционных системах счисления;

  • уметь выполнять операции в позиционных системах счисления.


Технология обработки числовой информации


Основные понятия: электронные таблицы; способы представления математических зависимостей между данными.


Учащиеся должны:

  • знать средства и технологии работы с таблицами;

  • знать назначение и принципы работы электронных таблиц;

  • уметь обрабатывать числовые данные при помощи электронных таблиц.


Практические работы:

№6 Относительные и абсолютные ссылки.

№7 Встроенные функции.

№8 Построение и анализ диаграмм и графиков.


Технология хранения, поиска и сортировки информации


Основные понятия: базы данных, системы управления базами данных.


Учащиеся должны:

  • знать табличные базы данных;

  • знать системы управления базами данных;

  • уметь создавать таблицы, формы, запросы, отчеты;

  • уметь использовать формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных;

  • уметь искать записи с помощью фильтров и запросов;

  • уметь сортировать записи;

  • знать иерархические и сетевые базы данных.


Практические работы:

№9 Ввод и редактирование данных.

№10 Поиск и сортировка данных.

№11 Создание реляционных баз данных.


Информационное общество


Основные понятия: право в Интернете, этика в Интернете


Учащиеся должны:

  • знать основные этапы становления информационного общества;

  • знать этические и правовые нормы информационной деятельности человека.


Повторение. Подготовка к ЕГЭ по курсу «Информатика и ИКТ»

Ответы на тесты.




Похожие:

Программа курса информатика и икт пояснительная записка iconПоурочное планирование базового курса «Информатика и икт» в 10-х классах на 2010-2011 уч г., 34 часа. Пояснительная записка
Чтение курса ведётся по учебнику для 10 класса Н. Д. Угриновича «Информатика и икт. Базовый уровень», М., Бином, Лаборатория знаний,...
Программа курса информатика и икт пояснительная записка iconПояснительная записка Содержание курса «Информатика и икт»
«Информатика и икт» на профильном уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального...
Программа курса информатика и икт пояснительная записка iconПояснительная записка Содержание курса «Информатика и икт»
«Информатика и икт» на профильном уровне. Примерная программа по информатике и информационным технологиям составлена на основе федерального...
Программа курса информатика и икт пояснительная записка icon1. Пояснительная записка
...
Программа курса информатика и икт пояснительная записка iconПояснительная записка Программа «Информатика и икт»
Икт» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, комплексных образовательных программ...
Программа курса информатика и икт пояснительная записка iconПояснительная записка Программа «Информатика и икт»
Икт» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и комплексных образовательных программ...
Программа курса информатика и икт пояснительная записка iconПояснительная записка Программа «Информатика и икт»
Икт» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, комплексных образовательных программ...
Программа курса информатика и икт пояснительная записка iconПримерная программа дисциплины рекомендовано Министерством Образования Российской Федерации по специальности 030100 Информатика пояснительная записка
В ходе изучения курса должны быть комплексно раскрыты дидактические основы педагогических технологий и функциональные возможности...
Программа курса информатика и икт пояснительная записка iconПрограмма курса Фиошин М. Е., Ресин А. А., Юнусов С. М. «Информатика и икт. 10-11 классы» пояснительная записка
Этот процесс достаточно сложен, так как каждому человеку необходимо научиться быстро воспринимать и обрабатывать большие объемы информации,...
Программа курса информатика и икт пояснительная записка iconРабочая программа педагога
«Информатика и икт» на базовом уровне. Преподавание обновленного курса «Информатика и икт» в старшей школе на базовом уровне ориентировано...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница