Культура и быт в первой половине XIX в




НазваниеКультура и быт в первой половине XIX в
страница1/8
Дата10.09.2012
Размер1.25 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8
КУЛЬТУРА И БЫТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

§ 1. ИДЕЙНАЯ БОРЬБА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Культура—составная часть общественной жизни. Как всякое дорическое явление, культурный процесс отражает изменения, )оисходящие в положении тех 'или иных классов. Классовая )рьба, социальные противоречия находят свое отражение и в ^льтуре. Более того, сама культура является важнейшей аре-)й идейной, классовой борьбы. Отсюда необходимость классо-)го подхода к анализу особенностей, характера и общест-

венной роли на том или ином историческом этапе развития национальной культуры. Очень важно для такого понимания ленинское положение о двух культурах в каждой национальной культуре эпохи капитализма, применимое и к первой половине XIX в.—времени складывания в рамках феодализма капиталистических отношений и формирования русской нации.

В первой половине XIX в. в России четко определилась борьба двухкультур: феодально-клерикальной и передовой. Как правило, наиболее выдающиеся представители русской национальной культуры служили делу прогресса, находились в передо-,вом лагере. Все наиболее ценное, в русской культуре было создано представителями передовой культуры: именно эта культура внесла крупный вклад в мировую культуру и именно ее произведения остаются бессмертными творениями русского гения. Не Греч, Булгарии, Кукольник, проводившие идеи^официальной народности”, делали погоду в русской культуре первой половины XIX в. Верноподданнические чувства и настроения, назидательность, ходульность, казенный “патриотизм” да злобные выпады против прогрессивных писателей и идей — вот что составляло содержание произведений этих представителей феодально-клерикальной культуры. Большинство их произведений давно уже забыты, а их имена стали нарицательными для обозначения верноподданничества, лести и угодничества.

В первой половине XIX в. в России главными деятелями передовой" русской культуры были представители прогрессивно настроенных кругов дворянской интеллигенции. Огромное идейное воздействие на их творчество оказала революционная, демократическая идеология, начиная с Радищева и декабристов, которые сами являлись выдающимися представителями русской культуры. Так, среди декабристов было немало известных писателей, поэтов, ученых, художников. Сама культура была духовной и нравственной почвой для декабристов и последующих поколений революционеров.

Царизм затруднял трудовым массам доступ к знаниям и приобщению к культурным ценностям, создавал наиболее благоприятные условия для образования и культурного развития привилегированным сословиям, прежде всего дворянству. Этим также в значительной степени объясняется тот факт, что большинство выдающихся русских писателей, поэтов, композиторов, ученых того времени принадлежало к дворянскому сословию. Но сословное происхождение и положение деятеля литературы, науки и, искусства еще не определяет классовое содержание его творчества. Передовая русская культура, хотя и представленная преимущественно дворянами, выступала против сословного неравенства, крепостного угнетения, самодержавного произвола, чиновничьей бюрократии. Даже писатели, придерживавшиеся консервативных политических воззрений, своим глубоким, реалистическим изображением жизни разоблачали язвы и пороки современных им

524

общественно-политических. порядков, опровергая тем самым взгляды и идеи, которых они придерживались. Например, “Ревизор” и “Мертвые души” Гоголя, обличавшие крепостничество и бюрократию, объективно оказывали революционизирующее воздействие на передовые круги общества и, несомненно, являются выдающимися произведениями передовой русской культуры. Художественный гений писателя-реалиста иногда находился в противоречии со многими его воззрениями.

Крепостное право, державшее в темноте у забитости крестьянство, царский произвол, подавлявший всякую живую мысль, наконец, общая экономическая отсталость России от передовых западноевропейских стран стояли на пути социального и культурного прогресса. И тем не менее, несмотря на эти неблагоприят* ные условия и даже вопреки им, Россия в XIX в. сделала поистине гигантский скачок в своем культурном развитии, внесла огромный вклад в общемировую культуру.

Такой подъема развитии русской культуры был обусловлен рядом факторов. В первую очередь он был связан с процессом формирования русской нации в переломную эпоху перехода от феодализма к капитализму, сростом национального самосознания и являлся его выражением. Огромное значение имел и тот факт, что подъем русской национальной культуры совпал с началом революционно-осво^одительного движения в России.

Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской национальной культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с культурой других стран и народов. Для первой половины XIX в. характерно значительное расширение культурных связей России с другими странами. Эти связи развивались в условиях полосы буржуазно-демократических и национально-освободительных революций. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на общественную мысль в России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического-социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. В эти десятилетия значительно усилились и личные контакты представителей русской культуры с зарубежными писателями, учеными, художниками, мыслителями.

Русская культура воспринимала лучшие достижения культуры других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие культуры других народов. .

Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась “гроза двенадцатого года”. Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, ной развитию русской национальной культуры. В. Г. Белинский писал: “1812 год, потрясши всю 525

Россию, возбудил народное сознание и народную гордость”.

Культурно-исторический процесс в России первой половины XIX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное 'отмеченными выше факторами. Прр этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой—усложнение самого культурного процесса, . т. е. большее “соприкосновение” и взаимовлияние различных областей культуры, например: философии и литературы, литературы, живописи и музыки.

Важнейшей особенностью культуры России в первой половине XIX в. является начавшийся процесс ее демократизации. Он проявлялся в том, что деятелями культуры постепенно становятся не только представители привилегированных сословий, хотя они и продолжают занимать ведущее место. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ""ученых из непривилегированных сословий, в том числе из среды крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев. Термин “разночинцы” появился в начале XVIII в. Разночинцы, как особая социальная группа получают свое оформление в первой половине XIX в. В XIX в. разночинец—это в первую очередь интеллигент, выходец из крестьянства, мещанства, купечества, духовенства, деклассированного, дворянства, деятель культуры и общественного движения.

Демократизация культуры проявлялась в изменении тематики произведший литературы, живописи, музыки: примерно с 30— 40-х гг. XIX в. начинает сильнее звучать тема простого народа, положенней судьбы “бедных людей”. Демократически настроенные разночинцы выступают как представители интересов народа, и их творчество рассчитано на широкого читателя и зрителя из непривилегированных слоев населения. Конечно, степень демократизации культуры даже для 30—40-х гг. XIX в. не следует преувеличивать. Речь идет лишь о начале этого процесса, который наиболее интенсивное развитие получит уже после 1861 г., когда разночинец станет ведущей фигурой в общественно-политической и культурной жизни России, а тема “мужика” и жизни деревни особенно широко будет представлена в литературе и искусстве. В первой половине XIX в, и расширение круга потребителей культурных ценностей происходило главным образом за счет разночинца, ибо основная масса трудового народа не умела ни читать, ни писать.

В XIX в. ведущей областью культуры становится литература. Этому способствовала прежде всего ее тесная связь с передовой освободительной идеологией. Ода Пушкина “Вольность”, его “Послание в Сибирь” декабристам и “Ответ” на это послание декабриста А. И. Одоевского, сатира Рылеева “К временщику” (Аракчееву), стихотворение Лермонтова “На смерть поэта”, письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, полити-

526

ческими памфлетами,, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям передовых писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.

Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена различных идейно-эстетических направлений: классицизм XVIII в. на короткое время сменяется сентиментализмом, который затем уступает место романтизму, а на смену романтизму приходит реализм. Смена литературных направлений происходила в рамках одного-двух поколений, так что некоторые писатели в своем творчестве отдавали дань различным направлениям.

Сентиментализм в русской литературе получил распространение на рубеже XVIII—XIX вв. В произведениях писателей этого направления противопоставлялись богатство и нищета, городская цивилизация и идиллия сельской жизни, иногда звучали антикрепостнические мотивы. Наиболее видным представителем сентиментализма в русской литературе был Н. М. Карамзин. Но его сентиментализм имел консервативно-дворянскую окраску, был лишен обличительных мотивов. Карамзин любовно изображал сельскую жизнь, быт и нравы простых “поселян”, рисовал идиллическую картину отношений между крестьянами и помещиками. Вместе с тем следует подчеркнуть большие заслуги Карамзина в развитии русского литературного языка, в освобождении его от архаики, характерной для классицизма, в приближении его к живой, разговорной речи.

“Гроза двенадцатого года” и последующие события мирового значения способствовали утверждению в России нового литературного направления—романтизма. На формирование и развитие русского романтизма заметное влияние оказал западноевропейский романтизм, в особенности немецкий, английский и французский. Выдающимся представителем романтизма в русской литературе был поэт В. А. Жуковский. Представителями романтизма были поэты-декабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхель-бекер, А. А. Бестужев (Марлинский), А. И. Одоевский. Дань романтизму отдали в своих ранних произведениях Пушкин и Лермонтов. Романтизм носил различную окраску. Если у Жуковского он был насыщен меланхолическими мечтаниями, настроениями ухода от жизненных проблем, мистицизмом, то романтизму декабристов, Пушкина И.Лермонтова присущи глубокий оптимизм, героика, борьба за идеалы свободы и достоинства человеческой личности. Именно эта направленность имела преобладающее значение в русском романтизме первой трети XIX в.

В 30—40-х гг. XIX в. в русской литературе утверждается реализм.. В форме критического реализма он займет господствующее положение во второй половине XIX в. Становление реализма в русской литературе на рубеже 30—

527

40-х гг. XIX в. связано с именами А.С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, а укрепление его в 40—50-е гг.— с началом творческого пути Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И, А. Гончарова, А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Пушкин был основателем русского реализма. Его романе стихах “Евгений Онегин”) который Белинский называл “энциклопедией русской жизни”, явился наивысшим выражением реализма в творчестве великого русского поэта. Выдающимися образцами реалистической литературы являются историческая драма “Борис Годунов”, повести “Капитанская дочка”, “Дубровский”, “Повести Белкина”. .

Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Ю. .Лермонтов. Роман “Герой нашего времени” по прй1ву считается вершиной лермонтовского реализма, во многом созвучным с пушкинским романом “Евгений Онегин”.

С особой силой обличительная тенденция проявилась в творчестве Н. В. Гоголя, который придал реализму ярко выраженную критическую направленность. Гоголь считается основателем так называемой “натуральной школы” в русской литературе (этим термином тогда обозначалась школа критического реализма). 30—40-е гг. XIX в. Н. Г. Чернышевский называл “гоголевским периодом” русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”,—образно заметил Ф. М.Достоевский, имея в виду повесть Гоголя “Шинель”, которая оказала большое влияние на развитие литературы этого направления.

Р. Г. Белинский—зачинатель русской критики—обосновал теорию критического реализма и материалистические принципы эстетики. Он отстаивал общественное назначение русской литературы, выступал за утверждение в ней принципов реализма, демократизма, народности.

Принципы критического реализма нашли яркое выражение и в творчестве Герцена-беллетриста. В романе “Кто виноват?”, в повестях “Доктор Крупов” и “Сорока-воровка” он смело разоблачал крепостной строй, губящий народные таланты и унижающий человеческое достоинство.

В глубоко реалистических пьесах великого русского драматурга А. Н. Островского, вступившего в русскую литературу в начале 50-х гг., обличалось “темное царство” купечества, с его невежеством, самодурством и ханжеством, забитость и безысходность зависимых от них людей. С большой обличительно-сатирической силой в пьесах Островского изображены типы самодовольного барства; с неизменным сочувствием драматург изображает персонажи крестьян, ремесленников, бедных мещан, трудовой интеллигенции — подлинных носителей правды и гуманности.

В 40—50-е гг. в русской литературе видное место заняла тема крепостной деревни, ее быта и нравов, положения кресть-

528

янства, угнетаемого помещиками. Крупным событием в русской литературе было появление в те годы “Записок охотника” И. С. Тургенева. В рассказах и очерках, составивших этот цикл, Тургенев выступил как горячий противник крепостного права, обличавший произвол, жестокость и лицемерие помещиков. Им противопоставлены нарисованные с большой симпатией крепостные крестьяне. Сонный и праздный быт помещиков изображен в романе А. И. Гончарова “Обломов”. “Обломовщина” стала нарицательным обозначением всего косного, ленивого, неподвижного. Нищета темного и забитого крепостного крестьянина изображена в повестях Д. В. Григоровича “Деревня” и “Антон-Горемыка”.

Утверждение реализма было связано с борьбой за подлинную, прогрессивную народность в русской литературе. Народность в понимании передовых деятелей культуры означала “верность изображения картин русской жизни”, отражение особенностей национального характера русского народа. Реализм опирался на народное творчество, являвшееся той питательной почвой, которая в значительной мере и обусловила подъем русской литературы (и культуры в целом) в первой половине XIX в. Писатели-реалисты обращались в первую очередь к народным истокам, к сокровищам народного творчества. Отсюда они черпали сюжеты, образы, даже приемы художественного изображения действительности, в своих произведениях они воплощали народные чаяния и идеалы.

Народность литературы выражалась и в формировании литературного языка на основе народной речи. Первая половина XIX в. считается временем складывания современного русского литературного языка. На смену тяжеловесному языку XVIII в. пришел литературный язык, который формировался в борьбе сторонников “старого” и “нового” стиля. Выработка норм русского литературного языка была связана с усилением интереса русских писателе^ к русской истории, фольклору, народным градициям. Огромную роль здесь сыграли классики русской литературы, и в первую очередь А, С. Пушкин.

Становление принципов реализма и народности происходило гакже в театре, музыке, изобразительном искусстве. В значительной мере здесь сказывалось влияние литературы.

В истории русского театра, как и в литературе, происходила :мена различных идейно-эстетических направлений. Долгое время на русской сцене господствовали каноны классицизма, с его внешней импозантностью, парадностью и риторичностью, с преобладанием в репертуаре античных мифологических сюжетов. Но уже в 20—30-е гг. XIX в. классицизм в театре был оттеснен зомантической школой, для которой была характерна героико-грагедийная тематика, а в исполнительской деятельности актеров обращалось внимание на внутренние переживания героя. Яркие драматические образы были созданы актером Малого театра,

9-История СССР до 1861 года 529

сыном крепостного, П. С. Мочаловым. Его герои — борцы за свободу и справедливость, против всякого зла и тирании. Исполнительскую манеру Мочалова отличали бурная эмоциональность и экспрессия.

С именами Пушкина, Грибоедова, Гоголя связано развитие реалистического направления в русской драматургии. Вопреки реакционно-монархическому руководству дирекции театров реалистическая драма постепенно завоевывала первое место в репертуаре столичных и провинциальных театральных коллективов. Ее успеху особенно способствовали Московский Малый и Петербургский Александрийский театры. Малый театр, по словам Герцена, “создал правду на русской сцене”. Его называли “вторым Московским университетом”. Выдающимся русским актером, игравшим на сцене Малого театра, был сын крепостного М. С. Щепкин. Щепкина в кругах III отделения считали политически неблагонадежным за то, что он своей игрой, раскрывая реакционность, косность, продажность и лихоимство бюрократии, тем самым подрывал престиж николаевской системы. Признанным мастером реалистической сцены в Александрийском театре был А. Е. Мартынов. С виртуозным мастерством он передавал драматическую судьбу придавленного бюрократически-крепостническим режимом “маленького человека”, пошлость, пустоту и ничтожество чиновничьего мира николаевской России. С большой силой социально-обличительный характер творчества этих двух ^ктеров выразился в исполнении ролей в пьесах Грибоедова, Гоголя, Островского.

Борьба идейно-эстетических направлений в литературе и театральном искусстве находила отражение и в музыке. В первой половине XIX в. шел интенсивный процесс внедрения в музыку народной мелодии и национальной тематики. В творчестве известных композиторов первой половины XIX в. А. Н. Вер-стовского, А. Е. Варламова, А. А. Алябьева, А. Л. Гурилева и особенно М. И. Глинки явственно звучат народные мелодии. Да и сочиненные этими композиторами песни и романсы стали глубоко народными. Хорошо известны слова М. И. Глинки: “Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем”. Глинка утвердил в русской музыке принципы реализма и народности. С особой силой они воплотились в его опере “Иван Сусанин” (1836), которая по требованию официальных кругов была переименована в “Жизнь за царя”. Глинка прославил в опере крестьянина-патриота Ивана Сусанина, в лице которого показал величие характера простого народа, его мужество и стойкость. Песни, романсы, оперы композиторы писали преимущественно на сюжеты произведений русских писателей. Вторая опера М. И. Глинки “Руслан и Людмила” (1842) написана по одноименной поэме А. С. Пушкина. Пушкинская “Р'усалка” явилась темой для одноименной оперы другого выдающегося русского композитора, ученика М. И. Глинки—А. С. Даргомыжско-

530

го. В этой опере, явившейся образцом народно-бытовой музыкальной драмы, проявилась социальная направленность творчества Даргомыжского, влияние демократических идей.

История русской живописи также отражала борьбу идейных направлений. В живописи происходил отход от академизма, оплотом которого была императорская Академия художеств. Для академизма характерны библейско-мифологическая тематика и преклонение перед канонами античного искусства. Наиболее видным представителем академической школы в русской живописи первой половины XIX в. был Ф. А. Бруни. Его картина “Медный змий”, над которой он работал 15 лет, изображала библейскую сцену—наказание евреев, возроптавших во время скитаний после египетского плена на бога, за что бог наслал на них мириады ядовитых змей. В мрачных тонах, с большим динамизмом в картине переданы ужас, страдание и смерть людей, их отчаяние и безысходность.

Новые, прогрессивные тенденции в русской живописи развивались вне стен Академии художеств. Купеческий сын А. Г. Венецианов, обратившись к бытовому жанру, создал в начале XIX в. серию картин, изображавших сельский быт крестьян-тружеников. Венецианова называют “отцом русского жанра”. Привлекая интерес передовых людей к положению и судьбам крепостного крестьянства, показывая моральную чистоту крестьян, Венецианов и его ученики много сделали для утверждения демократического искусства. Однако в трактовке бытовых сюжетов у Венецианова ощущается влияние сентиментализма и идеализация деревенской жизни. Таковы его известные картины “Гумно”, “На пашне”, “На жатве”, портретная галерея крестьян.

Стремление разорвать путы традиционных форм и приемов академизма проявляли и художники, принадлежавшие к Академии художеств и сохранявшие в принципе верность академическому искусству. К ним относится выдающийся русский художник первой половины XIX в. К. П. Брюллов. Его картины и особенно портреты отражают тяготение художника, к реализму. Грандиозное полотно “Последний день Помпеи” явилось выдающимся событием в русском изобразительном искусстве того времени. Брюллов передал достоинство, гуманизм и величие людей в условиях природной катастрофы. Картина произвела колоссальное впечатление на современников. “И был “Последний день Помпеи” для русской кисти первым днем”,— писал один из тогдашних поэтов. Брюллов написал много портретов своих современников. В живописи этого жанра он шел от парадного к реалистическому, глубоко психологическому портрету. Замечательным образцом реалистической живописи портретного жанра является “Автопортрет” Брюллова (1848).

Выдающимися художниками-портретистами первой половины XIX в. были О. А. Кипренский и В. А. Тропинин. Кипренский долго жил в Италии. Лучшие портреты были им написаны 531

в начале XIX в. В портретном искусстве Кипренского видно влияние романтической школы. Художник искал в человеке возвышенное начало, передавал в портрете сложный внутренний мир настроений и переживаний человека. Хорошо известен его портрет А. С. Пушкина (1827). В. А. Тропинин был сыном крепостного крестьянина, сам он получил свободу лишь в 45-летнем возрасте. Для портретного творчества Тропинина характерны высочайшее мастерство и непосредственность изображения, связь изображенного на полотне человека с той обстановкой, которая его окружает. Он любил показывать человека за его любимым занятием. Таковы его жанровые портреты: “Кружевница”, “Гитарист”, “Золотошвейки” и др.

Значительное место в русской живописи занимает творчество А. А. Иванова. Картина “Явление Христа народу”, которой художник посвятил 20 лет упорного труда, явилась главным делом его жизни. Основная идея картины — убежденность художника в необходимости нравственного обновления людей. Современники восприняли эту картину как выражение ожидания близкого освобождения народа в обстановке кануна падения крепостного права. В толпе, изображенной на картине, передовые люди видели народ, жаждущий правды и свободы.

Решительный поворот русской живописи к критическому реализму представлен в творчестве П. А. Федотова, которого часто называют “Гоголем в живописи”. В маленьких жанровых картинках и в больших полотнах Федотов высмеивал “темное царство” купечества, армейский быт офицерства, тупую спесь и цинизм дворянско-чиновничьего мира. Глубоко проникая в суть окружающей жизни, он в своих сатирических и трагических образах, жанровых сценах сурово обличал моральный распад крепостнического общества, разоблачал пороки и язвы общественного строя николаевской России. Вершиной реалистического творчества Федотова являются картины “Свежий кавалер”, “Сватовство майора”, “Игроки”, “Анкор, еще анкор!”, “Вдовушка”, Федотов явился предшественником художников-передвижников, на которых оказал большое влияние.

В архитектуре более прочные позиции занимал классицизм, господство которого продолжалось до 40-х гг. XIX в. Он утвердился в конце XVIII в., сменив барокко. Разновидностью классицизма являлся ампир, получивший широкое распространение в начале XIX в. Он опирался на художественное наследие императорского Рима (откуда и название стиля). Ему присущи парадная монументальноств^и строгость линий. Важную роль играла скульптура, дополнявшая архитектурное, оформление зданий. В стиле ампир в первой трети XIX в. возводились роскошные особняки знати, но преимущественно здания общественного назначения: для высших правительственных учреждений, присутственных мест, дворянских собраний, театры, храмы. В эти годы шла интенсивная застройка Москвы и Петербурга, а также и на-

532

иболее крупных губернских городов, возводились усадьбы богатых вельмож, создавались архитектурные ансамбли. Именно тогда сформировались Дворцовая; Адмиралтейская и Сенатская площади в Петербурге, Театральная в Москве, завершена застройка центральных частей Ярославля, Твери, Владимира, Калуги, Нижнего Новгорода, Смоленска и других городов.

Наиболее известными представителями классицизма в русской архитектуре были А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, К. И. Росси, В. П. Стасов, Д. И. Жилярди. Главными архитектурными сооружениями Воронихина являются Горный институт и Казанский собор в Петербурге (завершены в 1811 г.), для которых характерен строгий монументализм. г

Захаров создал знаменитое здание Адмиралтейства, ставшее важным градостроительным узлом Петербурга. Он строил также госпитали, провиантские склады и магазины. Его творчество считается высшей точкой развития архитектурного стиля позднего классицизма. Выдающимся мастером позднего классицизма является Росси. По его проектам в Петербурге были возведены новые здания Сената и Синода, завершившие планировку Сенатской площади в Петербурге, Главный штаб, закончивший оформление Дворцовой площади, Михайловский дворец и Александрийский театр. Для архитектурных сооружений Росси характерны классическая строгость в сочетании с парадностью и легкостью. Творчество Росси является завершением господства классицизма в русской архитектуре первой половины XIX в.

После пожара 1812 г. интенсивно отстраивалась Москва. О. И. Вове возводит здания Большого и Малого театров, Триумфальную арку в память победы русского народа в войне 1812 г., проводит реконструкцию Красной площади. Д. Жилярди заново отстраивает разрушенный пожаром Московский университет. По проектам Жилярди был возведен в Москве великолепный дом Луниных. А. А. Бетанкур и О. И. Бове воздвигли здание Манежа, оформление которого также символизирует подвиг русского народа в Отечественной войне.

30—50 гг. знаменуют упадок русского классицизма в архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется интерес к византийскому стилю и барокко. Создателем эклектического русско-византийского стиля был К. А. Тон, по проекту которого были возведены храм Христа Спасителя, Большой дворец и Оружейная палата в Московском Кремле, здание вокзалов Николаевской железной дороги в Москве и Петербурге. А. П. Брюллов (брат художника) культивировал в архитектуре формы псевдоготики, А. И. Штакеншнейдер — формы барокко. Эклектические формы классицизма и барокко нашли свое выражение в архитектуре А. А. Монферрана (главные его сооружения — Исаакиевский собор и Александровская колонна в Петербурге). 533

Существенный вклад в развитие материальной и духовной культуры внесли народные массы. Фольклор и даже произведения народного прикладного искусства носили остросоциальный характер: в едко-сатирических лубочных картинках и небольших скульптурных сценках, в пословицах, поговорках, прибаутках и песнях, сказках и притчах высмеивались пьяные и жадные попы, сластолюбивые монахи, глупые и жестокие дворяне, судьи-лихоимцы, воспевались ум и сметливость простого народа и вместе с тем выражался его протест против тяжелой доли — гнета, нищеты, бесправия. В исторических песнях и сказаниях отражались традиции народных восстаний, воспевались их герои — Разин, Пугачев, Наливайко, выражались народные идеи о “воле”, всеобщем равенстве и социальной справедливости. Устное народное творчество—важный источник для понимания социальной психологии угнетенных масс, их общественного сознания, народных представлений о “добре и правде”.

Народное творчество воплотилось в произведениях разнообразных видов художественных промыслов. Миниатюры Падеха, Холуя и Мстёры, городецкая роспись по дереву, ростовская финифть, вологодские кружева, гжельская майолика, произведения костромских ювелиров, архангельских косторезов, литейщиков и гранильщиков Урала украшают музеи и в наши дни.

Своеобразным социальным и культурным феноменом в России эпохи позднего феодализма является так называемая “крепостная интеллигенция”. Это—крепостные крестьяне, овладевшие специальными знаниями в сфере науки, техники, литературы и искусства, которые сделались для них профессиональными занятиями, удовлетворявшие “культурные потребности” своего барина-вельможи. Эта категория талантливых, но бесправных актеров, художников, архитекторов, музыкантов, поэтов внесла значительный вклад в развитие различных областей русской культуры.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Культура и быт в первой половине XIX в iconТоргово-экономические отношения российской империи с сопредельными странами востока во второй половине XVIII первой половине XIX в
Охватывают период с середины XVIII до середины XIX столетия. Нижняя граница определяется временем
Культура и быт в первой половине XIX в iconХудожественная культура России в первой половине XIX века
Образовательное учреждение: Томская область, Верхнекетский район, р п. Белый Яр, моу «Белоярская средняя общеобразовательная школа...
Культура и быт в первой половине XIX в iconТемы рефератов по курсу «Конфликтология»
Особенности развития теории конфликта во второй половине XIX и первой половине XX веков
Культура и быт в первой половине XIX в iconУрок тренинг по теме: «Культура России и Саратовской губернии в первой половине XIX века»
Учитель истории и обществознания моу «сош с. Широкий Уступ» Калининского района Саратовской области Завьялова Е. А
Культура и быт в первой половине XIX в iconИсследование зачатков мышления у животных-неприматов в первой половине XX века. Работы Н. Майера и О. Келера 31
Донаучный период накопления знаний. Представления о «разуме» и «инстинкте» животных в трудах естествоиспытателей XVIII — первой половины...
Культура и быт в первой половине XIX в iconТема: Культура и быт России во второй половине XVIII века
Выявить связь культуры второй половины XVIII в с историческими условиями ее развития
Культура и быт в первой половине XIX в iconА. В. Белоглазов Реализация геополитических интересов России в Каспийском регионе в первой половине
Реализация геополитических интересов России в Каспийском регионе в первой половине XIX века
Культура и быт в первой половине XIX в iconГражданское законодательство россии в первой половине XIX в
Имущество недвижимое, движимое, раздельное, нераздельное, благоприобретённое и родовое
Культура и быт в первой половине XIX в icon«Золотой век»
Цель: изучить эпоху правления Александра I и Николая I и дать характеристику деятельности монархов Российской империи в первой половине...
Культура и быт в первой половине XIX в icon«Искусство и архитектура россии в первой половине х1Х в.»
Цель урока: дать представление об основных достижениях и направлениях духовной жизни русского народа в первой половине Х1Х века;...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница