Женские образы в романе «Отцы и дети»




НазваниеЖенские образы в романе «Отцы и дети»
Дата17.01.2013
Размер27.9 Kb.
ТипДокументы
Женские образы в романе «Отцы и дети»

«Тургеневская девушка» - это уже имя нарицательное, некий идеал, воплощающий в себе внешнюю красоту, духовность и чувство собственного достоинства. «Тургеневским женщинам» присущи и поэтичность, и цельность натуры, и невероятная сила духа. Таковы Елена («Накануне»), Наталья («Рудин»), Лиза («Дворянское гнездо»). В романе «Отцы и дети» автор изменил своему идеалу. Здесь все далеко не так однозначно, как в его ранних работах.

В романе представлена целая галерея женских образов - от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой.

Фенечка - очень нетипичный образ для русской литературы. Долгое время простые крестьянки, такие, какими они являются, не могли стать музами писателей и поэтов. Тургенев взялся за этот образ с нежностью: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах». Этот образ не похож на все, что являлось в русской литературе до и после. Лиза у Карамзина - фактически та же образованная барышня, только для виду названная крестьянкой. У Некрасова крестьянки - гордые русские женщины, останавливающие коней на скаку. Фенечка ни коня не остановит, ни образованностью не отличается. Очень мило подмечены ее малограмотность, стеснительность, простоватость. Это реалистические черты, которые совсем не портят ее образа. Вот Фенечка появилась перед гостями: «Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти».

Фенечка - простая дворовая девушка. Она не чувствует унизительности своего положения, она всем довольна. Такой образ мы впервые встречаем в русской литературе, и этим он необычайно ценен.

Следующей в романе выведена Евдоксия, а точнее Авдотья Никитична Кукшина. Образ проходной и даже карикатурный, но не случайный. Вероятно, в середине XIX в. эмансипированные женщины появлялись все чаще, и это явление не просто раздражало Тургенева, но вызывало у него жгучую ненависть. Подтверждением тому является описание быта Кукшиной («Бумаги, письма, толстые номера русских журналов, большей частью неразрезанные, валялись по запыленный столам; везде белели разбросанные окурки папирос»), а также ее внешности и манер («В маленькой и невзрачной фигурке эмансипированной женщины не было ничего безобразного; но выражение ее лица неприятно действовало на зрителя. Невольно хотелось спросить у ней: “Что ты, голодна? Или скучаешь? Или робеешь? Чего ты пружишься?”»).

В Кукшиной неприятны прежде всего мещанство, отсутствие вкуса, желание дотянуться, встать вровень, привлечь к себе внимание. Этот портрет тоже нов для русской литературы. Тургенев описывал современное ему явление и вполне сумел передать отношение к нему.

Центральный женский образ романа - это Одинцова. Каждый штрих в ее портрете указывает на то, что это дама из высшего общества: «достоинство осанки», спокойный взгляд, чуть заметная улыбка: «Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Спокойными были не только ее движения и взгляд. Когда Базаров с Аркадием приехали к ней в усадьбу, они увидели, насколько размеренной и однообразной была вся ее жизнь. Все здесь оказалось «поставлено на рельсы». Комфорт и безмятежность составляли основу существования Одинцовой. Она достаточно перенесла в жизни («тертый калач») и теперь как будто хотела только отдыхать от своего прошлого.

Казалось бы, идеальная героиня вновь появилась; это все та же «тургеневская девушка», только повзрослевшая. Вряд ли. Отношение писателя к своей героине неоднозначное. Эта женщина хороша всем, но и у нее есть один недостаток: она чересчур расчетлива, практична, слишком владеет собой. Заметно, что это стареющая дама, которая уже никогда не позволит себе прежней глупости, словно это будет хорошей компенсацией за уходящую молодость. Одинцова - одинокий волк, это слышится даже в ее фамилии. Возможно, ее тело действительно очень красиво, как об этом в довольно грубой форме говорит Базаров, но читателю-то этого не разглядеть, а душа Одинцовой симпатии не вызывает. Тургеневский идеал женщины заключается в умении любить и жертвовать собой ради других.

Похожие:

Женские образы в романе «Отцы и дети» iconТема отцов и детей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим»
Женские образы в романе «Отцы и дети» iconУрок литературы с использованием информационных технологий по теме «Любовь в романе «Отцы и дети»
...
Женские образы в романе «Отцы и дети» iconУрок семинар
«Образы офицеров в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» и «Описание жизни донского казачества в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»,...
Женские образы в романе «Отцы и дети» iconСодержание введение 2
Гениальный писатель видит необходимость изменений в русском обществе и нежелание этого общества вершить что-то новое. Большинство...
Женские образы в романе «Отцы и дети» iconТема отцов и детей, а также смены поколений является традиционной для русской литературы: Тургенев "Отцы и дети", Чехов "Вишневый сад", Салтыков-Щедрин "Господа Головлевы", Гончаров "Обыкновенная история"
Толстой л н. Семья ростовых и семья болконских в романе л н толстого "война и мир"
Женские образы в романе «Отцы и дети» iconЮ. В. Подковырин (Кемерово) Дом как художественная ценность в романе
Различные образы дорог в романе и сами по себе оказываются в поле исследовательского внимания (см., к примеру гл. «Просёлок и великая...
Женские образы в романе «Отцы и дети» iconТрадиции русской литературы в романе Л. Улицкой Медея и её дети
«Традиции русской литературы в романе Л. Улицкой «Медея и её дети» и повести В. Пелевина «Жёлтая стрела»
Женские образы в романе «Отцы и дети» iconМ. А. Антонович «Асмодей нашего времени», Д. И. Писарев «Базаров», Н. Н. Страхов «Отцы и дети» И. С. Тургенева»

Женские образы в романе «Отцы и дети» iconИнформационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга
Открытие выставки «Личико», на которой будут представлены женские образы (открытки, олеография, фотография) начала ХХ века из частной...
Женские образы в романе «Отцы и дети» icon1 в традициях русского общения на этикетные вопросы
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница