Xxiii съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России»




Скачать 201.46 Kb.
НазваниеXxiii съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России»
Дата10.09.2012
Размер201.46 Kb.
ТипДокументы
УТВЕРЖДАЮ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

XXIII Съезда Ассоциации российских банков

по вопросу «Повышение роли банков

в обеспечении экономического роста России»


Участники Съезда обсудили доклад Президента АРБ и материалы к Съезду, подготовленные АРБ.

По мнению делегатов Съезда, в них содержатся справедливые оценки состояния и перспектив развития банковской системы страны и выдвигаются рациональные предложения по её укреплению и развитию.

Участники Съезда поддерживают тезис о необходимости повышения роли банковской системы России в обеспечении экономического роста страны, а также основные положения доклада.

По итогам обсуждения участники Съезда пришли к следующим выводам.


1. Положительные темпы экономического роста в 2010-2011 гг. не могут считаться достаточными.

Рост ВВП (4% в 2010 г. и 4,3% в 2011 г.) в основном сконцентрирован в узком числе отраслей и не в состоянии обеспечить требуемых масштабов модернизации и качественного укрепления экономики.

Более глубокий структурный анализ на длительном временном периоде позволяет сделать вывод о том, что после активной фазы кризиса 2008-2009 гг. экономика страны уже в течении двух лет находится в состоянии посткризисной стагнации. Фактически единственным фактором, способствующим её росту, является высокая цена на нефть.

Расчёты показывают, что рост экономики должен составлять минимум 6%. Только тогда возможны решения поставленных задач по модернизации и повышению уровня жизни граждан.


2. Банковская система России является одним из наиболее значимых источников роста экономики страны, но качественные показатели её роли остаются низкими.

В 2011 г. поддержание на приемлемом уровне потребительской активности граждан на фоне стагнации уровня их реальных располагаемых доходов было более чем когда-либо обусловлено кредитованием.

Вместе с тем, роль банковской системы в модернизации экономики страны остаётся недостаточной: доля кредитов в инвестициях в основные фонды сильно сократилась в период кризиса и практически не восстанавливается, а доля сделок с использованием ипотечных механизмов в общем объёме операций с жилой недвижимостью в разы меньше, чем в развитых странах.

Создать предпосылки к активному кредитованию не только торговых компаний, но и производственных предприятий с целью стимулирования импортозамещающего и сбалансированного экономического роста – одна из важнейших задач экономической политики государства.


3. Солидарное участие государства в кредитованиицентральное направление повышения эффективности бюджетной политики и деятельности банков на макроэкономическом уровне.

Банковская система России, несмотря на её умеренную ёмкость по сравнению с развитыми странами, в состоянии удовлетворить значительную часть потребностей экономики в денежных средствах. Политика государства, направленная на минимизацию финансовых и правовых рисков, должна придать стимул банкам активнее участвовать в процессах модернизации производств.

С этой целью Съезд рекомендует Министерству финансов и Министерству экономического развития РФ с участием Банка России разработать и осуществить систему мер по повышению роли банковских кредитов в качестве источников инвестиций компаний, предусматривающую следующие.

I. Разработку государственных программ развития отраслей для обеспечения стабильного и сбалансированного роста экономики страны, которые станут основой для принятия банками стратегий кредитования.

II. Расширение государственно-частного партнёрства, при котором банки, путём кредитования приоритетных социально-экономических и инфраструктурных проектов и при поддержке исполнительной власти государства, регионов и муниципалитетов косвенно финансируют широкий круг поставщиков и субподрядчиков.

III. Формирование практически применимого и малорискового для банков механизма государственных гарантий за счёт:

  • замены субсидиарного механизма ответственности гаранта на солидарный и усовершенствования порядка выплаты кредиторам возмещения;

  • введения в действие льготного механизма создания резервов на возможные потери на всех стадиях кредитования по разрабатываемым государственным программам.

Особое внимание при этом необходимо уделить развитию государственного гарантирования кредитов по экспортным поставкам российской высокотехнологичной продукции.

IV. Расширение функций государственных институтов развития в целях организации привлечения ими средств участников финансового рынка.


4. Обеспечение экономического роста и укрепление банковской системы должно сопровождаться изменением задач и принципов денежно-кредитной политики.

В 2011 г. банковская система страны в течение краткого момента времени перешла от состояния избыточной к дефицитной ликвидности. Благодаря своевременным и масштабным действиям Банка России удалось не только не допустить кризиса ликвидности, но даже избежать резкого роста ставок по кредитам.

Вместе с тем, интересы экономического развития государства требуют активного участия Банка России в насыщении рублёвыми ресурсами и повышении ёмкости отечественного рынка капитала, а также повышения доступности долговых финансовых ресурсов для конечных заёмщиков.

Для этого уже в скором времени может потребоваться применение новых принципов политики рефинансирования:

  • увеличение сроков кредитования банков до 1-3 лет;

  • снижение ставок по предоставляемым ресурсам;

  • расширение перечня активов, принимаемых в обеспечение (Ломбардного списка Банка России, стандартизованных кредитных портфелей);

  • допуск к программам рефинансирования всех российских банков за счёт формирования для них новых правил доступа (в том числе дифференцированных).



5. Жизненно важно разработать и начать использование комплексных финансово-кредитных механизмов на уровне регионов.

Диспропорции в экономическом положении регионов усугубляются неравномерностью их обеспечения банковскими услугами, неразвитостью финансово-кредитного механизма. В настоящее время сложился перекос в размещении ресурсов банков: почти 90% активов всей банковской системы сконцентрированы в Москве. В результате интересы регионов, особенно в развитии малого и среднего бизнеса, не могут быть реализованы.

Региональному аспекту функционирования и развития финансовой системы России уделяется мало внимания. Вместе с тем, федеративное устройство государства предполагает необходимость достижения в долгосрочной перспективе бюджетной самостоятельности большинства регионов. Давно назрела необходимость разработки и применения в каждом регионе стандартов финансово-кредитных механизмов для обеспечения устойчивого экономического роста.

При этом, как показывает мировой опыт, наличие в каждом субъекте федерации независимых кредитных организаций является одним из важных условий для формирования в стране эффективной модели бюджетного федерализма.

В России насчитывается немало кредитных организаций, однако для их результативной работы как в масштабах страны, так и в регионально-отраслевом разрезе требуется динамично наращивать их ёмкость, в первую очередь – малых и средних банков. Необходимо приостановить повышение требований к объёму капитала банков, ввести в действие институт «локальных банков», снять многочисленные преграды, мешающие равному доступу к ресурсной и клиентской базам.

Целесообразно расширить возможности региональных банков по организации «мобильных офисов» и увеличить тем самым объём и качество оказываемых населению финансовых услуг. Необходимо также осуществить по более тесному сотрудничеству банков и микрофинансовых организаций.

Съезд рекомендует региональным органам власти, опираясь на существующие в субъектах федерации банковские объединения, создать советы по координации деятельности банков с реализацией политики по стимулированию экономического роста и повышению доступности банковских услуг.

Предлагается создать в составе АРБ рабочую группу по взаимодействию с Министерством экономического развития и иными министерствами и ведомствами для выработки конкретной системы кредитования в регионах, а также по изучению последствий повышения минимального размера собственных средств банков.


6. Ограниченный рост собственных средств является наиболее острой проблемой развития банков в современных условиях.

В 2011 г. совокупные активы банковской системы увеличились на 23,1%, корпоративные кредиты – на 26% (просроченная задолженность по ним – на 10,6%) и розничные – на 35,9% (в том числе просроченные – на 3,1%).

При этом капитал банков продемонстрировал более скромный рост – всего 10,8%. В итоге достаточность собственных средств уменьшилась с 18,1% до 14,7%. Это становится препятствием к активному развитию кредитования в 2012 и последующих годах.

С целью недопущения снижения активных операций банков требуется принять комплекс мер по повышению их капитализации:

  • освободить капитализируемую прибыль банков от налогообложения (это позволит увеличить капитал кредитных организаций почти на 150 млрд рублей и за счёт этого предоставить экономике около 1 трлн рублей кредитных и инвестиционных ресурсов);

  • облегчить налоговое бремя банков по ряду операций;

  • возобновить субординированное кредитование банков со стороны ВЭБа и снизить требования по отнесению кредитов к этой категории;

  • упростить процедуры эмиссии ценных бумаг банков и внесения изменений в их уставные капиталы.


7. Развитие конкуренции становится важнейшим фактором повышения эффективности и устойчивости банковской системы России.

Банковский рынок России является одним из наиболее конкурентных секторов экономики страны, однако условия конкуренции на нём далеки от справедливых. Большинство малых и средних банков не имеют достаточной ресурсной и клиентской базы для развития своих операций и поэтому их участие в экономическом развитии регионов и отраслей недостаточно.

Справедливая конкуренция, относительно равномерно распределяя активы и пассивы, а также прибыли и убытки, позволит создать оптимальные условия для развития банковской системы, повысит её устойчивость и эффективность денежно-кредитной политики.

Основные направления работы:

  • дифференциация требований к банкам при размещении на их счетах средств государственных корпораций, бюджетов всех уровней, бюджетных и внебюджетных фондов, а также рефинансировании со стороны Банка России;

  • борьба с неформальными ограничениями по привлечению банками любого уровня всех видов клиентов в качестве заёмщиков или кредиторов.


8. Важнейшая задача надзорной политики на банковском рынке - способствовать экономическому росту в стране.

На протяжении длительного периода времени приоритетом надзорной политики является обеспечение финансовой устойчивости банковской системы и каждого её участника в отдельности. Вместе с тем, практическая реализация целей и задач надзора в свою очередь зависит от динамики и качества экономического роста.

Сегодня очевидно, что кризисные потрясения 2008-2009 гг. стали проявлением не столько банковских, сколько макроэкономических рисков. Перед страной встала задача выйти на новую траекторию роста, добиваясь модернизации производств и повышения уровня жизни граждан. Достичь этого без активного участия банков не представляется возможным. И приоритетом надзорной политики государства должно стать стимулирование банков к активному финансовому обеспечению экономического развития страны.

Для этого представляется необходимым реализовать следующие меры:

  • широко дифференцировать инструменты и механизмы банковского надзора в зависимости от масштаба и характера бизнеса банков;

  • постепенно внедрять в российскую практику международные принципы банковского надзора (Basel II и III), соблюдая принцип их дифференциации в отношении различных категорий банков;

  • использовать метод оценки соответствия продуктов и бизнес-процессов банков стандартам качества как частичную альтернативу пруденциальному надзору;

  • выделить операции банков по финансированию модернизационных и инновационных проектов и компаний в отдельную категорию и выработать в системе надзора особый механизм стимулирования банков к этим операциям;

  • сформировать приемлемые критерии отнесения различных категорий лиц к аффилированным с точки зрения оценки рисков при кредитовании;

  • ввести в действие принцип мотивированного суждения при осуществлении надзора и подробно прописать взаимоотношения банков и регуляторов в этом процессе;

  • по мере законодательного закрепления принципов мотивированного суждения активно использовать данный механизм как альтернативу многим директивным, формально определённым требованиям.


9. Поиск компромиссов в защите прав банков и их клиентов является одним из важнейших уроков кризиса.

Целый ряд неприемлемых действий банков и их клиентов в отношения друг перед другом до, во время и после активной фазы кризисных явлений вызвал в обществе и властных структурах широкую дискуссию. Появилось большое количество законодательных инициатив и судебных решений в этой сфере правоотношений.

На сегодняшний день сложилась крайне противоречивая нормативно-правовая база и судебная практика по целому ряду аспектов взаимоотношений между банками и их клиентами, что усугубляет проблему защиты прав сторон и повышает риски банков.

Назрела необходимость систематизации и унификации правовой базы. С этой целью предлагается комплекс мер.

  1. Ускорить принятие закона о потребительском кредитовании, в котором будут чётко прописаны права и обязанности сторон, а также механизмы разрешения споров между ними.

  2. Принять закон о коллекторской деятельности, который закрепит возможность банков уступать права требований третьим лицам и сформулирует правила регулирования деятельности коллекторов.

  3. Принять закон о банкротстве граждан и дополнить его нормативными актами Банка России, регламентирующими качество реструктурируемых кредитов, выданных физическим лицам.

  4. Расширить права кредиторов предприятий, находящихся в процессе банкротства, с целью противодействия выводу активов и ущемлению их интересов.

  5. Сформировать принципы деятельности банков в сфере противодействия легализации полученных преступным путём доходов, адекватно распределяющих обязанности между ними, их клиентами и государственными органами.


10. Помимо количественного роста банков нарастает необходимость обеспечить их качественное развитие.

Чрезвычайно низкая производительность труда в российских банках, отстающая минимум в 5 раз от уровня развитых стран мира, является проявлением низкой эффективности банковской системы.

Важнейшим направлением решения данной проблемы является сочетание активной деятельности банков с поддержкой со стороны государства. Направлениями совместной работы могут быть следующие.

  1. Активное использование досудебных способов разрешения споров между банками и их клиентами.

  2. Сокращение издержек банков на обработку запросов государственных органов и формирование отчётности путём проведения их унификации и оптимизации, а также применения электронных каналов связи.

  3. Совместная разработка стандартов качества банковской деятельности и их применение в качестве частичной альтернативы надзорным требованиям.

  4. Реализации программ повышения финансовой грамотности граждан России с совместным участием государственных органов, финансовых институтов и широкой общественности.


11. Должна проводиться государственная программа стимулирования использования банковских карт.

Отличительным признаком денежной системы России является чрезвычайно высокое количество наличности в обращении. Признано, что транзакционный спрос на наличные деньги составляет 7-15% от агрегата М2, а в России значение этого показателя на 1 января 2012 г. составило 24%.

В случае снижения доли наличных денег хотя бы до уровня сопоставимых по рейтингам развивающихся экономик (14-18%) национальная банковская система может получить дополнительных ресурсов в размере 2,2-2,5 трлн рублей в виде депозитов до востребования. Очевидные выгоды получат также бюджеты государства и регионов.

Необходимо использовать в первую очередь экономические методы стимулирования безналичных платежей:

  • разрешить банкам повысить комиссии за обработку наличных платежей;

  • позволить компаниям (в том числе банкам) получать налоговые вычеты по всем инвестициям в инфраструктуру по приёму и проведению безналичных платежей;

  • предоставлять на первоначальном этапе внедрения платежных карт специальную скидку (например, в виде сниженного НДС), если платёж совершается с использованием банковской карты, а не наличными деньгами;

  • содействовать инвестициям в улучшение систем безопасности банков, что необходимо для повышения уверенности граждан в безопасности совершения безналичных платежей.



12. Существующие санкции к банкам в сфере выполнения требований законодательства о противодействии отмыванию доходов и финансированию терроризма необходимо смягчить.

В деятельности банков продолжают возникать многочисленные проблемы, связанные с исполнением ПОД/ФТ. Особое беспокойство руководителей и сотрудников банков вызывает применение санкций за нарушение данного законодательства. В этой связи целесообразно:

  • предоставить возможность кредитным организациям в ряде случаев самостоятельно принимать решение о необходимости и характере мер ответственности в отношении сотрудников;

  • предусмотреть возможность многократного применения предупреждения в виде административного наказания.


13. Заслуживает поддержки и распространения существующий опыт по досудебному урегулированию споров между банками и их клиентами.

С 1 октября 2010 г. по инициативе АРБ был создан институт Общественного примирителя на финансовом рынке (Финансового омбудсмена).

С момента создания по конец февраля 2012 г. в его адрес поступили более 4 тысяч обращений, из которых было урегулировано около 2 тысяч, большей частью за счёт проведения консультаций. В стране функционируют 4 региональных офиса Финансового омбудсмена.

По признанию граждан и участвующих в программе банков, подобный институт медиации является намного более предпочтительным с точки зрения затрат времени и средств, комфортности диалога и уверенности в справедливом исходе разбирательств.

Насущной потребностью рынка является расширение географии присутствия института медиации и распространение подобного механизма на споры между банками и юридическими лицами.


14. Участника Съезда считают, что Ассоциация российских банков должна и далее обеспечить постоянный анализ хода работы по реализации принятых решений Съезда и информировать об этом банковское сообщество.




Похожие:

Xxiii съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России» iconЗаключение ассоциации российских банков
Специалисты Ассоциации российских банков с участием банков-членов арб проанализировали проект Положения о защите информации в национальной...
Xxiii съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России» iconПлан работы Ассоциации российских банков и Московского банковского союза на 2012 г. №
План работы Ассоциации российских банков и Московского банковского союза на 2012 г
Xxiii съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России» iconТекст релиза
Заседание открыл Анатолий Илларионович Милюков, д э н., профессор, исполнительный вице-президента Ассоциации Российских Банков
Xxiii съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России» iconАссоциация российских банков и московская финансово-промышленная академия проект «Разработка и внедрение профессиональных стандартов по банковскому делу» Роль профессионального стандарта в решении проблем кадровой политики банка (тезисы)
Сотрудникам: оценка своего профессионального уровня и повышение квалификации, подтверждение квалификации сертификатом, планирование...
Xxiii съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России» iconГ. А. Тосунян Президент Ассоциации российских банков, доктор юридических наук, профессор
Но когда это не касается России, а внешних условий, можно называть все своими именами. Однако в самом термине содержится некая провокация...
Xxiii съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России» iconСанкт Петербургского государственного инженерно-экономического университета
На курсах выступят руководители Главного Управления Банка России по Санкт-Петербургу, Комитета финансов Санкт-Петербурга, Ассоциации...
Xxiii съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России» icon7 Декабря Международный день гражданской авиации
Праздник не установлен официально, на государственном уровне. Дата 2 декабря была принята в 2004 году по инициативе Ассоциации российских...
Xxiii съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России» iconЗаключение Ассоциации российских банков по проекту Положения Банка России
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон) и пришли к заключению, что проект Положения в целом соответствует...
Xxiii съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России» iconЗаключение ассоциации российских банков на проект федерального
«О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные...
Xxiii съезда Ассоциации российских банков по вопросу «Повышение роли банков в обеспечении экономического роста России» iconДоклад и презентация Аксакова Анатолия Геннадьевича, Президента Ассоциации региональных банков России по вопросу «о концепции развития банковского сектора России до 2020 года»
Вместе с вами начинаем работать, для того чтобы к сочинскому форуму подготовить основательный, глубоко проработанный, учитывающий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница