Пояснительная записка к спецкурсу Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных сми»




Скачать 130.41 Kb.
НазваниеПояснительная записка к спецкурсу Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных сми»
Дата16.01.2013
Размер130.41 Kb.
ТипПояснительная записка
Белорусский государственный университет


УТВЕРЖДАЮ

Директор Института журналистики

________________ С.В. Дубовик

____________________

Регистрационный № УД-______/баз.


С/К ТЕХНОЛОГИЯ ДИЗАЙНА ЗАРУБЕЖНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ


Учебная программа для специальности

1-23 01 09 «Журналистика международная»


2012 г.

Составитель


Е.И. Кононова, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы Белорусского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.


Рецензенты


З.К. Пригодич, главный редактор издательского частного унитарного предприятия семейного журнала «Гаспадыня», кандидат философских наук, доцент


Кафедра периодической печати Белорусского государственного университета


Рекомендована к утверждению:

Кафедрой зарубежной журналистики и литературы Института журналистики БГУ

Протокол № 2 от 13. 09. 2010г.


Научно-методическим советом Института журналистики БГУ

Протокол № 1 от 09.09.2010 г.


Ответственный за выпуск: Е.И. Кононова

  1. Пояснительная записка к спецкурсу

Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных СМИ» является предметом углубленного изучения зарубежных средств массовой информации. Предметом изучения определена технология дизайна зарубежных газет – ее эстетическая наполненность и гармония, роль и место оформительской стратегии в современной мировой медиаиндустрии.

Занятия посвящены технологии дизайна зарубежных печатных газет по логической линии: история, теория и практика. Подобно всякой системе, газета обладает устойчивыми элементами и устойчивыми, повторяющимися связями между ними. Познание этих связей, закономерностей, которые ими движут и факторов, влияющих на их устойчивость, позволяет эффективно управлять газетой, в том числе моделировать ее композицию и оформление, именно в этом смысл и цель научного подхода к исследованию структурных особенностей содержания газеты.


Цели спецкурса:

Цель изучения специального курса "Технология дизайна зарубежных печатных СМИ" — сформировать у студентов четкое представление о развитии и функционировании СМИ в зарубежных странах. Данный курс дает представление о типологии, моделях зарубежных средств массовой информации, методах и приемах создания газетного номера, оформлении творческого продукта, преобразовании визуального восприятия журналистского материала. Это имеет значение для развития отечественных СМИ, продвижения социального статуса мировой прессы в XXI веке.


Задачи спецкурса:

Задачи спецкурса «Технология дизайна зарубежных печатных СМИ» сводятся к следующим критериям:

  • обучение по данной программе должны помочь студентам познакомиться с системой знаний и навыков по развитию и функционированию печатных СМИ в зарубежных странах в ракурсе дизайнерских решений; основных моделях и технологиях средств массовой информации, их взаимодействии с обществом; программа предполагает изучение современного мирового информационного и коммуникационного пространства и специфики функционирования в нем печатных носителей новостей; формирование и стремительное распространение новейших технологий;

  • предполагается также изучение особенностей дизайна в различных странах и регионах, предпосылок глобального изменения всего облика информационных продуктов и творческих обменов в этом направлении.


Место курса в профессиональной подготовке студента и связь с другими дисциплинами

Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных СМИ» является производным от общего курса «История зарубежной журналистики» и связан с выполнением профессиональных задач будущими журналистами.


Требования к уровню усвоения содержания дисциплины:

В результате изучения курса студенты должны знать:

-- основные тенденции в развитии дизайнерского искусства в полиграфической практике зарубежных стран;

-- особенности и закономерности формирования технологических принципов и эстетических норм в развитии печатного дела;

-- специфические особенности работы медиатехнологов в зарубежных СМИ;

-- основные примеры дизайнерского оформления СМИ в отдельных странах.


В результате изучения данной дисциплины студенты должны уметь:

-- обучающиеся по данной программе должны овладеть системой знаний и навыков по развитию и функционированию печатных СМИ в зарубежных странах в ракурсе дизайнерских решений; основных моделях и технологиях средств массовой информации, их взаимодействии с обществом; программа предполагает изучение современного мирового информационного и коммуникационного пространства и специфики функционирования в нем печатных носителей новостей; формирование и стремительное распространение новейших технологий;

-- предполагается также изучить особенности дизайна в различных странах и регионах, предпосылки глобального изменения всего облика информационных обменов.


Методическая организация курса

Предлагаемая программа включает тематику лекционных материалов, которые читаются для студентов специальности «Журналистика международная» по очной форме обучения.


Спецкурс включает в себя:

-- лекционные занятия, в ходе которых студенты знакомятся с теоретическими знаниями по тематике спецкурса, осваивают достижения зарубежной и отечественной науки в этом направлении;

-- семинарские занятия, в ходе которых осуществляется проверка усвоения знаний, полученных студентами в ходе лекционной и самостоятельной работы с источниками;

-- контролируемые самостоятельные работы, целью которых является корректировка в направлении деятельности студентов по освоению ими новых знаний и примеров по сути обсуждаемого предмета.

Содержание и форма спецкурса находятся в органической взаимосвязи и взаимозависимости, представляют собой неразрывное единство. Спецкурс рассматривает проблему единства содержания и формы газеты, акцентируя внимание на оформлении как важнейшем этапе формирования данного типа издания.

На изучение дисциплины «Технология дизайна зарубежных печатных СМИ» отводится 34 часа, из которых: 14 часов – на лекции; 4 часов – на контрольные самостоятельные работы; 16 часа – на практические занятия. Курс рассчитан на один семестр. Рекомендуемая форма отчетности – зачет.


  1. Примерный план лекционных занятий




п/п

Наименование раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов

Количество аудиторных часов

Всего

в том числе

лек-ции

семина-рские занятия

Лабора-торные занятия

1

История и функции дизайна зарубежных газет

(презентация)

2

2







2

Создание газетного номера (презентация)


2

2







3

Основные элементы дизайна газет (формат газеты,

первая полоса) (презентация)

6

2

4




4

Основные элементы дизайна газет (шрифт газеты,

заголовки, иллюстрации) (презентация)

6

2

4




5

Особенности восприятия информации в печатной газете (презентация)

6

2

4




6

Дизайн СМИ Германии (презентация)


6

2

4




7

Дизайн СМИ Великобритании (презентация)


6

2

4







Всего

34

14

20







  1. Содержание учебного материала


Тема 1. История и функции дизайна зарубежных газет (презентация)

1. Введение. Исторический экскурс.

2. Цель в разработке дизайна.

3. Эволюция газетного дизайна.

Процесс возникновения теории дизайна. Определение термина «дизайн», использование дизайна в коммуникационной сфере.

Цель в разработке газетного дизайна. Факторы влияния на процесс формирования дизайнерских приемов в печатных изданиях. Постоянство в использовании элементов дизайна (шрифта заголовков, фотографий, иллюстраций и пробелов) как основная идея, которая должна являться ключевой при создании и успешном оформлении газеты.

Эволюция газетного дизайна. Зависимость от технического прогресса, развития периодических изданий. Элементы публицистичности в первых европейских газетах. Предпосылки и факторы возникновения элементов дизайна в зарубежных газетах 20-30-х, 50-60-х, 80-90-х годов ХХ века.


Тема 2. Создание газетного номера (презентация)

1. Понятия – «оформление газеты» и «дизайн газеты».

2. Структура газеты. Внешняя форма газеты.

3. Модель многоуровневого воздействия газеты

Понятия – «оформление газеты» и «дизайн газеты». Дизайн разновидность художественно-проектной деятельности, эффективность смыслового восприятия визуальной информации, визитная карточка издания. Внутренняя литературная форма газетного материала и его внешняя форма.

Структура газеты. Внешняя форма газеты. Способы существования, выражения содержания и организации элементов дизайна в зависимости от формы и структуры издания. Влияние идейной направленности издания на дизайн газеты.

Модель многоуровневого воздействия газеты продукта журналистской, дизайнерской и полиграфической деятельности. Объективные и субъективные формообразующие факторы. Подбор фактов, их последовательность в создании смыслового контекста. Моделирование оформления газеты как форма научной организации работы редакции.


Тема 3. Основные элементы дизайна газет (формат газеты, первая полоса) (презентация).

1. Введение.

2. Формат газеты.

3. Первая полоса.

Обзор развития журналистики в Европе, Америке (США), Азии (Япония). Необходимость хорошего дизайна как условие выживания и конкуренции на информационном рынке.

Формат газеты и особенности ее верстки, иллюстрирования, использования текстовых и титульных шрифтов, оформления заголовков. Оптимальные возможности для верстки, размещения материалов, распределения разделов и рубрик газеты. Две тенденции в эволюции формата газеты. Примеры печатных СМИ Германии.

Первая полоса – смесь традиционной журналистики с современным маркетингом. Три основные стратегии создания первой страницы в зарубежных печатных изданиях: традиционная, журнальная обложка, информационный центр.


Тема 4. Основные элементы дизайна газет (шрифт газеты, заголовки, иллюстрации) (презентация)

1. Шрифт газеты.

2. Заголовки.

3. Иллюстрации.

Шрифт – это главный инструмент дизайнера периодических изданий. Исследования американских ученых (Dr. Aries Arditi) по проблемам зрительного восприятия печатного дизайна с использованием цифровых технологий. Примеры использования традиционных и инновационных шрифтов.

Заголовки как компонент текста, тесно связанный с другими компонентами системы, занимающий стилистически сильную позицию, называющий текст и дающий первоначальную информацию. Функциональность и инвертирование заголовка. Многоуровневый заголовок. Примеры зарубежной практики.

Возможности использования иллюстрации. Определение грани между фотографией, рисунком и инфографикой.


Тема 5. Особенности восприятия информации в печатной газете (презентация)

1. Особенности восприятия информации

2. Анализ рекомендуемой литературы.

Особенности восприятия информации в зарубежной прессе. Структурирование полос и дизайнерские решения. Типичные и атипичные блоки. Цвет и инфографика – инструменты газетного дизайнера. Информационные блоки – новый подход к подаче материала. Дилемма левых и правых полос: взгляды на проблему зарубежных исследователей. Рекламные объявления в дизайнерском арсенале. Выразительные средства журналистики и основные черты газетного дизайна на примерах зарубежных изданий (газет Frankfurter Allgemeine Zeitung, Suddeutsche Zeitung, Kunstzeitung, Handelsblatt, Tageszeitung, Die Zeit).

Анализ рекомендуемой литературы.


Тема 6. Дизайн СМИ Германии (презентация)

1. Эволюция газетного дизайна в Германии.

2. Тенденции современного дизайна газет в Германии.

3. Дизайн газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Характеристика газетного дизайна в Германии. История развития немецкого дизайна газет на примере Volksstimme («Голос народа»). Примеры дизайнерских находок с 40-х годов ХХ века по нестоящее время.

Тенденции современного дизайна газет в Германии на примере газеты Bild.

Примеры региональных, ежедневных, еженедельных газет, бесплатных газет рекламных объявлений. Четыре основных формата немецких газет. Технические аспекты дизайна.

Frankfurter Allgemeine Zeitung — одна из ведущих газет Германии. Жесткий стандарт в оформлении. Изменение концепции дизайна с октября 2007 года.

Дизайнерский стиль изданий и истоки в традициях и культуре народа, особенностях «целевой аудитории».


Тема 7. Дизайн СМИ Великобритании (презентация)

1.Особенности оформления газет в Великобритании.

2. Дизайн газеты «Гаридиан».

3. Использование рекламы в газете.

Оформление газет в Великобритании на примерах The Guardian, The Sun, The Times, The Daily Mail и других.

Анализ работы английских дизайнеров через качественные и количественные показатели на информационном рынке страны.

Реклама и ее использование в дизайнерских задачах на примере англоязычных газет. Использование опыта ведущих газет Великобритании в практике отечественных изданий. Презентационные материалы подготовлены на двух языках (английском и русском).

  1. Информационна методическая часть




  1. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. - М., 2002.

  2. Беспалова А., Корнилов Е., Короченский А., Станько А., Лучинский Ю. История мировой журналистики. М., 2003.

  3. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. Ист. мировой журналистики. - 3-е изд., доп. и испр. – М. - Ростов н/Д: МарТ, 2004.

  4. Вайнтрауб И. Инновации, эффективность и модернизация полиграфического производства. Взгляд в будущее. М., 2008.

  5. Волкова В.В. Основы дизайна // Дизайн газеты и журнала. — М.: Аспект-Пресс, 2003.

  6. Воронова О.А. Портрет современной районной газеты//Вестник МГУ. Сер. 10. Журналистика. – 2003, №2.

  7. Вартанова Е., Вороненкова Г. Журналистика западноевропейских стран. М., 1990.

  8. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М., 2003.

  9. Ворошилов В.В. История журналистики зарубежных стран. - СПб., 2000.

  10. Газанджиев С.Г. Редакционный процесс выпуска издания // Дизайн газеты и журнала. — М.: Аспект-Пресс, 2003.

  11. Галкин С.И. Техника и технология СМИ. Художественное конструирование газеты и журнала. М:Аспект-Пресс, 2008.

  12. Галкин С.И. Структура и композиция периодического издания // Дизайн периодических изданий. — М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, ф-т журналистики, 2004.

  13. Головко С.Б. Дизайн деловых изданий, М., 2009.

  14. Кнабе Г. А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции, М., 2006.

  15. Литвиненко А. Кризис рождает газету будущего. Вестник Московского университета, Серия 10. Журналистика,2006. № 4. С. 32–36.

  16. Майн Г. Средства массовой информации в ФРГ. М., 2000.

  17. Макеенко М.И. Ежедневная печать: американский опыт конца ХХ столетия. 1995-2000 гг. М., 2006.

  18. Маныкин А.С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. М., 2004.

  19. Мироненко Н.Н. Лицензионные журналы. Сравнительный анализ международных брэндов. Программа спецсеминара для иностранных студентов – М., 2004.

  20. Мироненко Н.Н. Мировые брэнды на российском рынке СМИ//Журналы России. № 1 – М., 2003.

  21. Михайлов С. Журналистика США. М., 2004.

  22. Михайлов С. Периодическая печать Швеции. М., 1999.

  23. Михайлов С., Теплякова С. Периодическя печать Норвегии. М., 2001.

  24. Михайлов С.А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2004.

  25. Мишель А. Картер. Современный дизайн газет, М., 1997.

  26. Назайкин А.Н.. Рекламная деятельность газет и журналов, М., 2002.

  27. Рон Ризон. Советы редакторам по дизайну газет. NewsДизайн.ru, UAPP.net. 2004.

  28. Свороб А.К. Прикладные и эстетические функции оформления малоформатных изданий, Мн., 2001.

  29. Серов С. И. Стиль в графическом дизайне. 6080-е годы. М., 1991.

  30. Скоробогатько В. Новые тенденции в оформлении газеты. М.: СРПП, 2000 г.

  31. Соколов В., Виноградова С. Периодическая печать Великобритании. Мн., 1998.

  32. Соколов В., Виноградова С. Периодическая печать Италии. М., 1996.

  33. Соколов В., Виноградова С. Периодическая печать Франции. Мн., 1997.

  34. Табашников И.Н. Газета и дизайн. Тюмень, 1994.

  35. Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. М., 2008.

  36. Уперов В.В. Реклама: ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы // Гермес. Торговля и реклама. - СПб., 1994.

  37. Фрост Крис. Дизайн газет и журналов. М., 2008.

  38. Хан-Магометов С. О. Пионеры советского дизайна. М., 1995.

  39. Харроуэр Тим. Настольная книга газетного дизайнера. М., 2004.

  40. Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий. М., 2004.

  41. Roger C. Parker. Loocing Good in Print, N-Y, 2006.

Похожие:

Пояснительная записка к спецкурсу Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных сми» iconI. пояснительная записка спецкурс «Этническая демография» читается студентам 3 курса специализации «Демография»
Н. Н. Привалова, доцент кафедры экономической географии зарубежных стран, кандидат экономических наук, доцент
Пояснительная записка к спецкурсу Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных сми» iconМетодические рекомендации по написанию курсовых работ по учебной дисциплине «Подготовка, моделирование и выпуск печатных сми» 2008 год
Сми, совершенствовании технологий издания газеты, работы творческих коллективов редакций над содержанием, эстетикой и дизайном печатных...
Пояснительная записка к спецкурсу Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных сми» iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу "Когнитивность мифа" Пояснительная записка Миф является центральной структурой первобытного и архаического сознания, на базе которой возникают более развитые формы сознания: религия, искусство, наука.
Спецкурс посвящен выяснению природы, оснований и форм эволюции когнитивности, разворачивающейся в мировидении мифа. Обращения к данным...
Пояснительная записка к спецкурсу Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных сми» iconУчебно-методический совет по журналистике Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова примерная программа наименование дисциплины техника и технология сми рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»
Сми различных типов (печатных и электронных), помочь овладеть основными навыками с текстовыми и аудивизуальными материалами
Пояснительная записка к спецкурсу Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных сми» iconПоложение о выставке-конкурсе дипломных, курсовых и инициативных работ российских и зарубежных школ дизайна
Тюменское региональное отделение. Выставка-конкурс является всероссийским открытым конкурсом в области дизайна, архитектурной среды,...
Пояснительная записка к спецкурсу Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных сми» iconПояснительная записка Спецкурс «Подготовка к егэ по математике»
Спецкурс «Подготовка к егэ по математике» рассчитан на 68 часов для учащихся 11 класса. Результатом предложенного курса должна быть...
Пояснительная записка к спецкурсу Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных сми» iconЛекция 1 16. 09. 2011 Развитие техники сми в условиях мифологической и письменной культур. Техника радио- и телевещания. Становление «экранной цивилизации»
Преемственность опыта предшествующих поколений в распространении информации. Появление печатных газет и развитие полиграфической...
Пояснительная записка к спецкурсу Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных сми» iconПояснительная записка учебная программа по спецкурсу «Исторические системы нравственности»
Т. В. Мишаткина, канд филос наук, профессор Международного государственного экологического университета им. А. Д. Сахарова
Пояснительная записка к спецкурсу Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных сми» iconПояснительная записка Курс «История дизайна»
Курс «История дизайна» на художественно-графическом факультете является одним из факультативных дисциплин в системе художественно-педагогической...
Пояснительная записка к спецкурсу Спецкурс «Технология дизайна зарубежных печатных сми» iconРабочая программа По дисциплине «Технология печатных процессов»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Технология печатных и послепечатных процессов»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib.znate.ru 2014
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница